дети Фатимы
Фатимские пастушки Лусия, Фрасишку и Жасинту.

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: 13 мая 2017 года минуло 100 лет со дня начала одного из самых таинственных явлений ХХ века, духовную суть которого сумел в кратких словах выразить Михаил Викторович Назаров.

«Сначала напомним историю и смысл Фатимского явления Богородицы.
13 мая 1917 г. (30 апреля ст. ст.) Божия Матерь явилась трем пастушкам близ португальской деревушки Фатима; это явление повторялось шесть раз в 13-й день каждого месяца (то есть в последний день каждого предыдущего месяца по старому стилю) до октября при все большем стечении народа. Последнее явление сопровождалось "пляской солнца", очевидцами чему были десятки тысяч человек и о чем сообщили все португальские газеты. (Все эти явления приходятся на промежуток между прибытием Ленина в Россию в апреле и захватом власти большевиками.)

Сначала Божия Матерь показала детям мучения грешников в аду как предостережение и призыв к покаянию, что потом было названо "первым секретом" Фатимы. "Второй секрет" был предсказанием Второй мiровой войны, если люди не покаются; для предотвращения войны Она призвала "посвятить Россию Божией Матери". Некоторые православные именно поэтому не верят в подлинность Фатимского явления, полагая, что Божия Матерь не стала бы поручать это дело еретикам-католикам; однако Ее слова, переданные детьми по своему разумению, можно понимать и так, что католики должны отдать Россию Божией Матери как Ее удел и не притязать на наше обращение в католицизм. Далее Божия Матерь сообщила через этих детей западным народам, что только обращение России на истинный путь принесет міру спасение, иначе Россия "распространит свои лжеучения на весь мір, и это вызовет войны и преследования Церкви".

назаров мв
М.В. Назаров.

По сути это была попытка открыть западным людям глаза на уникальную роль России как "удерживающего" (в смысле слов апостола Павла в 2 Фес. 2) с призывом помочь его восстановлению – для всего міра.

Однако Ватикан истолковал слова Богородицы как необходимость обращения России в католичество. Папа даже попытался воспользоваться большевицким разгромом Церкви, чтобы заключить соглашение с советской властью для утверждения католических структур на руинах Православия. Особенное усердие в этом направлении проявил кардинал д'Эрбиньи. И российский экзарх католической Церкви восточного обряда Л. Федоров в 1923 г. заявил, что «католики свободно вздохнули, когда произошла Октябрьская революция... русские католики почувствовали себя счастливыми» (см.: протод. Герман Иванов-Тринадцатый. "Русская православная Церковь лицом к Западу").
Падение коммунистического режима в России Ватикан воспринял в том же духе, начав экспансию на русской земле. В 1996–1997 гг. католики возили по своим приходам в России статую Фатимской Божией Матери – все с той же целью распространения католицизма...

И вот в истории Фатимского послания наступил новый этап.
26 июня 2000 г. Ватикан объявил о публикации "третьего секрета" Божией Матери, который был записан в 1944 г. монахиней Люсией – последней оставшейся в живых девочкой, которой являлась Божия Матерь. Этот секрет почему-то хранился Ватиканом в тайне до последнего времени.

В опубликованном, наконец, тексте описывается восхождение архиереев, священников и монахов на гору с установленным на ее вершине грубым крестом. При этом "Святой отец прошел через большой город, который был полуразрушен, и дрожа, шаткими шагами, подавленный болью и заботами, молился о душах людей, чьи трупы встречал по пути. Взойдя на гору, он опустился у креста на колени. Тут он был убит группой солдат, стрелявших в него из огнестрельного оружия и стрелами. Точно также умирали один за одним и другие епископы, священники, монахи и разные светские лица, мужчины и женщины различных классов и общественных положений...».

В интерпретации этой картины представителями Ватикана было отвергнуто ее эсхатологическое значение; они отнесли это видение к покушению на папу Иоанна-Павла II 13 мая 1981 г. ("Fatima ruft", 2000, Nr. 166, 167), для чего была созвана специальная пресс-конференция. Непонятно только, почему Ватикан держал эту "тайну" так долго под спудом уже после ее "осуществления"? И где это в Италии в ХХ веке можно было видеть полуразрушенный город с трупами христиан разных сословий, убитых за веру?

Вряд ли это видение вообще подходит для какой-либо западноевропейской страны в ХХ веке. Основной страной, о которой шла речь в предыдущей части Фатимского послания, была Россия. И описанная картина вполне соответствует тому, что большевики сделали с Патриархом Тихоном (скорее всего он был отравлен) и с русским духовенством, дворянством, офицерством, крепким религиозным крестьянством в 1920-1930-е годы.

При этом, конечно, надо учитывать, что божественные предупреждения и пророчества могут быть применимы к разным событиям в разные времена, исполняясь по нарастающей. В России в ХХ веке была "генеральная репетиция" Апокалипсиса. Но мы знаем, что рано или поздно предсказанные события конца истории произойдут, когда человечество утратит возможность пополнения Царства Божия достойными людьми и тем самым утратит право на существование в глазах Божиих – тогда продолжение истории станет безсмысленным. "Третий секрет" Фатимы, несомненно, имеет отношение и к этим последним временам, в которые нам предсказаны вновь лютые гонения на христиан.
Заметим также, что немало рядовых католиков-мірян не разделяют предложенного им толкования "третьего секрета" Фатимы, полагая, что он может относиться к будущим временам ("Fatima ruft", Nr. 167, S. 5)» (http://rusidea.org/?a=25051304).


Какой жестокой ценой заплатил мiр и будет платить за нежелание Римских Пап и других сильных мiра сего прислушаться к предупреждениям Пречистой!

«В 1975 г. в Нью-Йорке были опубликованы мемуары бывшего учителя детей Императора Николая II Чарльза Сиднея Гиббса (в соавторстве с журналистом Джоном Куртене Тревином) под названием «Дом особого назначения». Гиббс находился при Царской семье до её отправки из Тобольска в Екатеринбург. Затем он бежал к белым, работал в Екатеринбурге со следственной комиссией Николая Соколова; позже вернулся на родину, в Англию. Там перешёл из англиканства в православие, принял монашество под именем отца Николая и до последних дней возглавлял православную общину в Оксфорде. Умер в 1963 году в возрасте восьмидесяти семи лет.

царская семья в тобольске
Святая Царская Семья в Тобольской ссылке.

Из воспоминаний Гиббса следует, что Николай II получал в Тобольске довольно много газет, в том числе иностранных, но приходили они с месячным опозданием. В середине октября 1917 г. пришли газеты за июнь-июль, повествующие о Фатиме. Весть была, по-видимому, передана с искажениями. Из газет следовало, что «Господь твёрдо решил покарать Россию, и неисчислимы будут её бедствия и страшны страдания народа. Но милость Господня безгранична, и всем страданиям придёт срок. Россия узнает о том, что наказание окончено, когда Я пришлю отрока, чтобы тот объявил об этом, появившись в сердце России. Его не надо будет искать. Он сам найдёт всех и заявит о себе».

Далее следуют собственные воспоминания Гиббса.
«Государь, прочтя эти сообщения, был потрясён:
— На всё воля Божья, — сказал он. — Господь проклял Россию. Но скажите мне, господин Гиббс, за что? Разве Россия хуже других? Разве она виновата в этой войне больше Германии или Франции, которые никак не могли поделить Эльзас и Лотарингию?
— На месте Вашего Величества, — осторожно заметил я, — я не стал бы придавать особого значения этим газетным сообщениям. Вы же знаете газетчиков и их вечную склонность к преувеличениям. В католических странах случаи, подобные Фатимскому чуду, далеко не редкость. За последние двести лет их произошло не менее дюжины во Франции, Италии, Испании и Португалии. И в испанской Америке…
— О нет! — перебил меня Государь. — Ни один португальский газетчик не додумался бы вложить в уста этой девочки пророчества о России. Зачем им Россия? Я тоже знаю о подобных случаях в прошлом. Но всё сводилось к тому, — если вообще отрицать Божественную сущность происходящего, — чтобы привлечь паломников к определённому месту либо добиться субсидий и пожертвований для какого-нибудь близлежащего монастыря. В Португалии не только эта неграмотная девочка, но и большинство владельцев газет знают о России столько же, сколько мы о них, даже меньше. Кто же мог вложить в уста девочки, наверняка будущей святой, слова именно о России? Ну, представьте себе, господин Гиббс, что у нас, скажем, Серафим Саровский стал бы пророчествовать о Португалии, Франции или о вашей стране? Кто бы его услышал?»

Обращает на себя внимание, что Император немедленно поверил в подлинность явлений. И из его слов видно, что, вопреки популярным россказням, никаким экзальтированным мистиком он не был отнюдь…
Как мы знаем, в середине XIX века догматические споры между православием и Католичеством резко обострились из-за двух «новоизмышленных» догматов — Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и безошибочности Папы. Особенное бешенство вызвал второй — бешенство православных иерархов и иеромонахов. Мимо не прошли и подлинные духовные авторитеты. Папская безошибочность косвенным образом посягала на главенство в Православной церкви мирянина-Императора, по англиканскому образцу. Формальный глава Синода, обер-прокурор был лишь «оком Государевым». Государь, отвергший догмат Христа Царя вселенной, был убит революционерами
» (Ф. Ермилов. Черный юбилей. Сайт Сибирской католической газеты).

Вот так, с больной головы на здоровую одержимый духом папизма автор обвиняет Царя-Мученика! Оказывается, Государь виноват, что отверг еретические воззрения. Признай он примат Папы и всё бы было хорошо!
Конечно же, это полная чушь! Автор забыл, что первая антихристианская великая революция была во Франции, забыл он и то, что именно православная самодержавная Россия сдерживала революцию, защищая не только себя, но и Римских Пап, и весь мiр.

Но когда сама Россия оказалась в 1917 году на голгофе и Пречистая попросила нашей стране помочь, Римские Папы умывали руки и временами даже заигрывали с большевиками, как, впрочем, и другие заправилы мiровой плутократии.

За сто лет приверженцами Ватикана было столько сказано, написано прелестного и просто лживого о Фатимском чуде, что порой очень трудно докопаться до истины. И конечно же, подлинное осмысление возможно только в свете незамутнённой плотским мудрованием православной веры.

архимандрит константин зайцев
Архим. Константин (Зайцев).

Выдающийся молитвенник и мыслитель Русской Зарубежной Церкви архим. Константин (Зайцев) даёт нам ключ к пониманию происшедшего в Фатиме.

«Много нам откроет для правильного понимания этого нового устремления католицизма знаменитое фатимское чудо. Познакомимся с ним несколько ближе.
Фатима — небольшой приход центральной Португалии. Местность гористая, заселенная крестьянами, небогатыми, но верующими католиками. Никто в мире, вероятно, никогда не слыхал об этом скромном клочке земли до 1917 года, когда здесь произошло чудесное событие, повторившееся в своей чудесности и расширяющимися кругами захватывавшее все большие слои людей.

Трое детей-пастухов, Гиацинта, семи лет, ее девятилетний брат Франциск Марто и десятилетняя кузина Люция Сантос находились 13 мая (нов. ст.) в поле, недалеко от дома, и стерегли стадо. Стадо паслось на подножном корму, а дети занялись игрой в гуще кустарника — строили домик. Внезапный яркий свет с безоблачного неба поразил их. В испуге дети бросились бежать, ища убежища. Молниеносный свет вторично осиял их. В безмолвном изумлении они оцепенели, видя перед собой на фоне вечнозеленого куста светящийся шар, а в центре его — Жену. “Вся в белом, сияющая паче солнца”, — рассказывала потом Люция. С пальцев Жены свисали четки.
Смущенные, перепуганные, полуослепленные дети готовы были бежать. Но Жена сказала им: “Не бойтесь, Я не причиню вам зла”.

Дети сразу почувствовали полное успокоение. Люция, осмелев, спросила Ее:
— Откуда Вы?
— Я пришла с Неба, — был ответ.
— С Неба? — воскликнула девочка. — А зачем Вы оттуда пришли?
— Я пришла вам сказать, чтобы вы приходили сюда 13 числа каждого месяца в этот же час, в течение ближайших шести месяцев. Тогда я скажу вам — кто Я, и чего Я хочу.
Девочка еще больше осмелела.
— Вы пришли с Неба. А я попаду на Небо?
— Да, — был ответ, — для этого вы должны творить молитву по четкам и делать это с благоговением.
Люция спросила тогда о Гиацинте и Франциске, — попадут ли они на Небо, и получила ободряющий ответ.
Жена спросила детей, согласны ли они предать себя Богу в искупление за те грехи, которыми Он оскорблен. Получив утвердительный ответ, Она сказала:
— Вам придется много страдать. Но благодать Божия вас утешит.
Уходя, Она добавила:
— Говорите молитву с четками каждый день, чтобы мир пришел на землю и наступил конец войне.

Фатимское явление Богородицы

Месяцем позже, 13 июня, трое детей в сопровождении до шестидесяти любопытных, были на месте видения в назначенное Женою время. После того как они сказали молитву с четками, Жена явилась вновь. И так происходило все шесть раз, как Ею было предречено. Каждый раз Она спрашивала детей — читают ли они молитвы и давала им новые указания, какие молитвы читать еще. Говорила Она и о том, что люди должны отойти от совершаемого ими зла и вернуться на путь покаяния. Как средство умилостивить Бога, Она указывала на необходимость молитвы — и, прежде всего, молитвы с четками.
Каждое повторное видение привлекало все больше людей. Вместо шестидесяти на третий раз уже было 5000, а на четвертый — 18000 человек.

Вся страна заволновалась. Пресса, настроенная в те времена антирелигиозно, приняла известие о “чуде в Фатиме” с недоверием и насмешками. Гражданские власти, во избежание громадного скопления народа, нашли нужным задержать детей. Но и верующие, и скептики толпами устремлялись к месту видения. К назначенному сроку последнего обещанного явления Жены — не только до семидесяти тысяч народу было на месте видения, но и специальные корреспонденты газет и фотографы с аппаратами были командированы для засвидетельствования необычного явления.

Обещание, данное Женою, было исполнено. Она снова говорила с детьми и назвала Себя Божьей Матерь Четок. Вся толпа была поражена ужасающим видением, продолжавшимся 12 минут.
Было 13 октября. День был холодный и непогожий. Не переставая, лил дождь.
Внезапно дождь прекратился. Облака разверзлись и разошлись. Яркое солнце засияло во всей силе своего зенитного блеска. Но блистало оно не обычным желтым слепящим светом, но светом серебра, не поражавшим зрения: на солнце можно было смотреть, не испытывая ослепления.
Затем оно задрожало, как бы сотрясаемое какой-то гигантской рукой, и начало вращаться, как огромное огненное колесо. Разноцветные лучи исходили от его краев, окрашивая деревья, скалы, землю и толпы народа. Наконец, как бы отрываясь от тверди, оно стало падать вниз точно на толпу.

фото фатимского явления
Многотысячная толпа была потрясена.

Народ стоял в оцепенении, пораженный зрелищем, которое было видно на три мили в окружности. Когда солнце стало опускаться с неба, раздался потрясающий вопль, исторгнутый из объятых ужасом душ людей. В безотчетном порыве все поверглись на колени, устремляя к Богу покаянные стенания и мольбу о милосердии.

Внезапно страшные движения солнца остановились. Оно приобрело свой обычный цвет. И странная вещь — народ обнаружил, что промокшие насквозь под дождем одежды были совершенно сухи у всех.

Потрясенный народ расходился, унося незабываемое впечатление о чуде. Местечко Фатима стало постепенно местом паломничества. С тридцатого года Римский Престол установил официальное почитание “Божьей Матери Четок”.
Что же поведала людям Божья Матерь?

Вот что нам об этом сообщают: “Если люди вернутся к Богу и покаются, Россия будет обращена, и настанет мир. Если мои просьбы не будут услышаны, то точно, во время будущего понтификата, возникнет новая и более страшная война, целые нации погибнут, верные станут мучениками, Святой Отец будет много страдать, и безбожная Россия распространит свои заблуждения по всему миру, вызывая войны и преследования Церкви.
Но в конце мое Непорочное Сердце победит, и Святой Отец посвятит Россию мне, эта страна обратится, и некоторое время мира будет дано миру”.

Могла ли такая речь быть воспринята и передана взрослым — группой детей-пастушков, старшая из которых была десятилетним ребенком? Само собой разумеется, что нет.
Откуда же появились эти речи, в таком именно их предметном содержании — не в той младенчески простой их удобопонятности, которая приведена выше, а, так сказать, в развернутом их виде?

Вот что мы узнаем из одного католического издания:
“Люция, Франсиск и Гиацинта, возрастом, соответственно, десяти, девяти и семи лет, не были отличны от других детей, которые пасли овец и играли на деревенских улицах. Царица Небесная избрала их, как свидетелей серии, быть может, величайших явлений, когда-либо запечатленных. Госпожа наша, открыв Себя 13 октября 1917 года, как Божью Матерь Четок, просила ежедневных молитв с четками и сооружением часовни в Ее честь на месте явления, а также просила, чтобы “люди не оскорбляли больше Господа Бога, Который и так уже слишком оскорблен”.

Это примерно то, что мы уже знаем. А дальше узнаем следующее:
Царица Небесная тут же “доверила детям тайну”. “В порядке чистого послушания и с разрешения небес” (кавычки оригинала) Люция, единственная из оставшихся в живых свидетельница, открыла своему епископу первые две части секрета в 1925 году и в 1941. Последняя часть еще не была опубликована, но существует слух, что Люция открыла его Святому Отцу (т.е. Папе) летом 1947 года.

Таким образом, через восемь лет, взрослый и сложившийся человек сообщает впервые о том, что она десятилетним ребенком услышала, как поведанную ей тайну, через шестнадцать лет — открывает дальнейшее содержание этой тайны, а еще через шесть лет, то есть через тридцать лет после видения — открывает эту тайну до конца.

“Тайна” должна быть открыта в 1960 году. Эта дата постоянно подтверждалась. Открытия “тайны” напряженно ждали. 1960 год прошел, но она осталась “тайной” — без объяснения причин...
Не будем оспаривать чудесного характера изначального явления Божьей Матери, как и не будем заподазривать подлинности некоторых, менее ярких, аналогичных явлений в позднейшее время отмечавшихся католической печатью. Все эти знамения имели одно общее задание: предостеречь верующих католиков о грядущих бедах и звать их к покаянию, к изменению жизни, к приближению к Богу — во избежание этих бед. Для непредвзятого сознания все эти явления, а особенно Фатимское чудо, имеют содержание, применительно к России, ясное и бесспорное. Православная Россия испытала катастрофу. Она выбыла из состава христианских стран. Тем созданы условия для возникновения грандиозной антихристианской силы мирового масштаба. Западное человечество, в наиболее близкой к Православию стадии Отступления от полноты Веры, а именно верующая католическая среда, получает разительное по своей яркости указание с Неба. Россия отпала от Христа — вещает Богоматерь мгновенно после возникновения революции. Если Россия не обратится — возникнут грозные времена для всего христианского мира. Христиане Запада должны понять всю значительность падения России. Что они должны делать? Покаянно обратиться к Богу, коренным образом меняя свою греховную, все более отдаляющуюся от Бога, жизнь.

Есть ли здесь малейший намек на то, что Россия должна быть — во имя спасения мира — обращена в латинство? Есть ли малейшее указание на то, что забота об этом возлагается, во имя спасения мира, на латинство? Ничуть! Россия испытывает свою, ей присущую судьбу — гибельную, однако, не только для себя, но, в этой новой стадии, и для всего мира. Если Россия “не обратится”, то есть не вернется к своему, ею сейчас отвергнутому, исходному христианскому бытию, она станет страшной для всего мира — в частности, и для мира латинского. В чем спасение? В покаянии, в восстановлении колеблемого благочестия, в возрождении истинной церковной жизни, в отказе от творимого нечестия... Нечто аналогичное мы видим тому, что говорил некогда Спаситель применительно к жертвам Силоамской башни: если не покаетесь — все так же погибнете!

Протекли годы, десятилетия — и возникла стилизация фатимского чуда в совершенно новых тонах, с совершенно иным содержанием, отвлекающим внимание верующих от внутренней жизни самого католицизма, и все внимание обращающим на нечто внешнее, только отраженно воздействующее на католицизм. Можно так мыслить мотивировку этого превращения: безнадежно духовное возрождение латинства. Но можно мыслить и иначе. Заведомо не в этом направлении идет устремленность Ватикана, и он не намерен ее менять, о чем бы Небо ни вещало. Напротив, вопреки голосу Неба, с новой силой укрепляется в полярно иной своей установке сознания, не к Христу обращенной, а от Него уводящей. И в этом именно смысле и толкует ныне Ватикан Фатимское чудо, извращая его содержание и строя на этом вымысле новую стадию своей мировой политики, приобретающую отчетливо антихристову окраску.

Дело оказывается не в том, чтобы, устрашившись того предельно-страшного, что произошло в России и что должно было обрушиться на весь остальной мир, — опямятоваться и предотвратить катастрофу, аналогичную Русской, покаянным возвращением к Богу. Дело совсем в другом. Напротив того, надо проникнуться тем, что в католицизме все более, чем благополучно: будущее всего мира зависит только от того, сумеет ли Православная Россия приобщиться к католицизму, перестав быть Православной. Задача, исчерпывающая все, — обратить Россию в католичество. Сама катастрофа России получает новое истолкование. Она возникла не оттого, что Россия отвратилась от Бога, то есть пала в своем благочестии. Россия погибла потому, что она шла ложным путем всю свою историческую жизнь. Задача спасения мира заключается в том, чтобы ныне, опомнившись, обратилась Россия в католичество.

Этого именно и требовала Божия Матерь от португальских детей. Это ныне возвещает миру от их имени Ватикан. Фатиму, так понятую, превращает Ватикан в исходный момент огромной акции, все силы и внимание католического мира, весь его молитвенный пафос, обращающий не на внутреннее исправление, а на мечтательное овладение несчетным богатством Православия, явленного Россией.

бернадетта мощи
Нетленное тело Бернадетты напоминает и в наше время о словах, которые ей в Лурде сказала Пресвятая Дева: "Я есмь Непорочное Зачатие". Но и эту истину умудрились извратить паписты.

Отношение “экуменического” латинства к Православному Царству — вообще двойственно. С одной стороны, поскольку латинство склонно его рассматривать, как “свое” достояние, оно готово давать ему самые утешительные оценки и способно возвышать его до любого предела. Единственно, что непостижимо католицизму, так настроенному, это — органическая тупость русских людей, не понимающих положительного значения доброжелательности к ним Ватикана. Приходится иногда знакомиться в католических книгах с таким ходом мыслей. Все русским оставляется — им обеспечена полная самостоятельность, ограничиваемая только тем, что возможна апелляция к Папе. Но какую же Папа проявляет тактичность! Им уже не применяется термин “обращение”. Папа Бенедикт XV даже называл их “православными” без всяких оговорок. В существе же своем — разве уж так отличается от Москвы Рим — древний, консервативный, прекрасно организованный? А уж если сравнивать его с ленинским интернационалом — то перед Римом, как Большим интернационалом, ленинский — нов, слаб, эфемерен... И древность и современность русские мало что стоят по сравнению в Римом. Как не понять русским, где лежит их будущее! Так не только в книгах мы читаем. Поскольку убежденные представители “восточного обряда” вступают в личное общение с православными русскими, в церковной жизни, они приезжают, как хозяева, знакомящиеся со своим будущим достоянием. Они бывают не просто обижены, но искренне изумлены, если их не встречают с распростертыми объятиями и не радуются возможности знакомить их со своим церковным бытом. Они снисходительно взирают на предрассудок, еще владеющий нами — на опасение по отношению к Ватикану. Но они спокойны. Это должно пройти! С чувством жалости взирает такой посетитель на нас, если мы оказываемся не способны оценить по достоинству великодушную к нам снисходительность Ватикана. Дела это не меняет — все равно мы все там будем...

Совершенно меняется тон, как только речь возникает о подлинной России, как исторической реальности. Тут ненависть закипает во всю. Вот типичная оценка “царизма”: “Царизм был ядовитым деревом, готовым разрушить все, что росло в его тени — Православие, Католицизм, Протестантизм, литературу, политику, капитализм, поместное дворянство, средние классы — все, за исключением, может быть, балета”.
Поэтому можно считать совершенно искренними те суждения о России, которые на заре большевицкой революции были высказаны католическим экзархом Федоровым на советском суде:

“Мы были предметом преследования во время Царя, и мы должны считаться со многими трудностями при режиме Керенского. Это была причина, почему археп. Ропп и все латинские католики свободно вздохнули, когда пришла октябрьская революция. Но и русские католики почувствовали себя счастливыми, так как только с приходом советского режима греко-католическая церковь была поставлена на равную ногу с остальными деноминациями. По этой причине я сам приветствовал с энтузиазмом декрет об отделении Церкви от Государства. Я приветствовал его со всей радостью человека, который ненавидел противоестественный союз обоих, существовавший ранее в России; и я был еще более рад, когда в 1918 году архиеп. Ропп получил от Бонч-Бруевича приглашение принять участие в комиссии для пересмотра правил относительно отделения Церкви от Государства. Если бы должное внимание было оказано взглядам, высказанным нами в течение этого обсуждения, нас не было бы здесь в качестве заключенных, обвиняемых в создании секретной организации; такое обвинение было бы лишено всяких оснований...”

“При Временном правительстве легче было защищаться против вмешательства государства в наши чисто религиозные права. Временное правительство признало нас, но всегда направляло нас в департамент иностранных исповеданий, и все же требовало наших услуг (для этой страны). Только под Советским правительством, когда Церковь и государство были отделены, мы могли вздохнуть свободно. Как религиозно-верующий, я в этом освобождении видел действие Промысла. Для вас, которые не веруют, это должно быть совершенно непонятным”.

Известно, какие надежды возлагал впоследствии на общение Ватикана с советской властью Д'Эрбиньи. И в позднейшее время продолжало существовать в Риме течение и возникали то и дело действия, имевшие задачей не терять плана активной политика Ватикана для возможности прочного сговора с советской властью.

Все это приводит нас к одному выводу. Фатима была как бы последним предостережением с Неба Ватикану — призывом ко Христу. Но вместо того чтобы опомниться, Ватикан лишь укрепился на своем широком пути, устремленном к пагубе, впервые обращая католицизм, всем своим существом, — к Антихристу. Антихристово начало в историческом явлении католицизма изначала занимало постоянное место, но никак не исчерпывало его существа. Теперь, силой вещей, оно становится чем-то всепоглощающим и ничего не оставляющим в своей самостоятельной значимости. Это так в обоих смыслах антихристова начала — как “воинствующего”, так и “подменного”. Воинствовать против заведомо антихристова начала в мире, против ведущей силы этого начала — т.е. советского коммунизма — лишил себя возможности Ватикан. Ведь при наличии одержимости идеей “обращения” России он всего больше должен был бы бояться восстановления Исторической России, то есть падения Красной Москвы. Ватикан мог отвлеченно ораторствовать против коммунизма вообще; мог даже обличать московский коммунизм, но поднять знамя крестового похода против Красной Москвы — он не мог, ибо он молился не о падении коммунизма, а об “обращении” России. Но мало того, что его руки были связаны для борьбы с советской сатанократией: прямым объектом его воинствования остается Историческая Россия, во имя чего и мобилизуется духовно весь католический мир. Направленность католического воинствования, таким образом, оказывалась уже союзнической с советской сатанократией; общий враг — Православное Царство. Тут уже Ватикан вынужден все католичество в целом делать участником в подмене Правды ложью. Весь католический мир призван к созданию лжеправославия, которое, упраздняя исконнее латинство, низводит его до варианта христианства, равноценного заведомо фальсифицированному Православию, как другому законному варианту христианства. Это ли не безысходная трагедия католицизма?

Приведем еще иллюстрацию фатимского мечтательства — относящуюся уже к самому последнему времени, когда выяснилось, что “тайна” 1960 г. обнародована не будет. “Чаяние тройного обращения России” — так было озаглавлено новое истолкование, помещенное в одном серьезном французском католическом журнале. Под “тройным обращением” разумелись три этапа чаемого “обращения”, освященного актом торжественного посвящения папой России “Непорочному Сердцу Марии”:

1. прекращение преследований, с восстановлением свободы и терпимости;
2. возвращение русского народа к Богу через обновление Церкви;
3. возвращение Русской Церкви к христианскому единству.

Давалась идиллическая картина советской действительности: пусть и нехотя, но возвращает коммунизм церкви свободу и отказывается от прежних преследований. Это явное торжество Непорочного Сердца. Россия уже находится на втором и третьем этапах. Сочувственно регистрируются успехи Московской Патриархии — это еще только начало. Яркое знамение третьего, наступающего этапа — выступление в Загорске пресловутого Ла Пира. Он сказал, что пришел положить второй камень в молитвенный мост между Востоком и Западом — тогда как первый был положен в Фатиме. Ждать остается недолго. И у неверующих заполнится пустота их душ. Приподнят уже камень от гроба, в котором погребена Святая Русь...

Другой католический журнал патетически вспоминал митр. Исидора, как он явился в Москву с Флорентийского собора вестником единения. А в “Оссерваторе Романо” появилась статья с вопросительным заголовком “Нунций в Москве?” Все дело только в том, чтобы Советская власть, наконец, согласилась честно воспринимать религиозные ценности! И тут ожидается “обращение”. В других католических изданиях одновременно находилось “хозяйское” описание (пусть и с капитальными ошибками) “Державной Божьей Матери. И это, оказывается, вариант Фатимы! В одном и том же погружена мечта католического экуменизма: овладение Россией! — в том или ином аспекте, так или иначе. И это — начало овладения уже всем миром!

Особенно выразительно было мечтательство одного францисканского журнала. Он не находил слов для превознесения русской святости, давшей неотъемлемое право Руси именоваться “Святой”: “Сумела Россия в свое время неким железным занавесом оградить себя от пагубного действия Реформации, оставаясь внутренне “католической”. Почти ничего нет еретического в православии — только схизма. Глубокая святость спасла Русь от впадения в ереси. Конечно, это не полная святость. Но русское самопожертвование будет вознаграждено Богом — и русские окажутся чадами истинной Церкви. Сейчас святость России закрыта от очей мира шестью миллионами коммунистов. Но она явится! Должны последовать три важных фактора. “Обращение” России грядет. Коммунизм есть лишь промыслительный повод для этого спасительного свершения. И тогда возрожденный русский католицизм подведет уже весь мир к спасению”. Не пугала орден францисканцев даже возможность того, что эта победа над миром произойдет в образе коммунистического овладения миром: глубокая русская духовность победит коммунизм изнутри! Пусть свободный мир уже безнадежно теплохладен — духовность, для всего мира достаточную, хранит в себе “Святая Русь”, даже и под покровом коммунизма. И спасет она мир, приведя его к католицизму — если даже завоюет мир в коммунистическом образе.

В этой фантастике уже без всяких покровов явлена предельная ненависть к Исторической России. Пусть коммунизм победит в мире, только бы не вернулась былая Россия. Ее безвозвратно поглотила история. Коммунизм был спасительным поводом, который открыл России возможность возродиться в своем католичестве — даже и под игом коммунизма, который сам “обратится”, победив мир...

Повторим: это ли не трагедия! Конечно, католицизм — явление сложное. Не исчерпывается он этим пагубным устремлением. Но руководящее, “непогрешимое” направление взято твердо и нерушимо. Значит, речь может идти только о подпочвенных течениях, о своего рода катакомбах внутрикатолических, таящихся в недрах или отдельных душ или отдельных, сплоченных внутренней связью, церковных тел. Католицизм, как целое, остается на фоне борьбы с Антихристом, в лучшем случае, в “нетях”. Отдельные возгласы католических деятелей, иногда очень выразительные — глас вопиющего в пустыне. Поскольку же католицизм коллективно активен — он работает на пользу Антихристу.

Статуя Девы Марии
Плачущая кровавыми слезами статуя Пресвятой Девы в Венесуэле.

И это наиболее трагически выражается в том, как принципиально бессилен оказывается мощный католицизм в деле защиты своих чад, оказавшихся под пятой коммунистов. Католики оказываются нередко исповедниками и мучениками, мужественно, безбоязненно являющими свое лицо истинных христиан перед оскалом Зверя. Католицизм занят своей политикой, “экуменистической”, никак не озабоченной их судьбой... Ватикан принципиально думает не о том, как бы реально помочь своим чадам в их реальной борьбе с реальным злом — а заведомо мечтательствует, порождая мечтательство во всем, что живет и действует в католическом мире. Приведем здесь иллюстрацию: Одно время австрийская пресса была полна восторженными сведениями о неком, исполненном необычайной энергии, патере фон Стратене, горящем надеждой на исполнение фатимским обетований и живущем мыслью о некоем “дне X,” когда “обратится” Россия, о чем должно быть поведано миру третьим “секретом” Фатимы, долженствующим быть открытым миру в 1960 г. Экзальтация, граничащая с одержимостью, как продукт нагнетаемой сверху мечтательности — этим обречен жить католический мир, идущий на поводу Ватикана, неисправимого в своей “непогрешимости”. Где-то, в тайне, живет истинная духовная жизнь, не находящая выхода. Гаснет она или достигает все большей внутренней силы? Быть может, она готова уже для действительного духовного обновления? Кто знает? То тайны Божия ведения, нам недоступные.

На фоне изложенного обозначился неким зловещим итогом пресловутый вселенский собор папы Иоанна XXIII. Двусмысленно он был возвещен, породив представление у многих о якобы возникшей готовности Рима действительно “вселенский” собор устроить, объединяющий всех христиан. Консервативные силы католицизма лишний раз обнаружили тут свою способность приводить в норму отклонения от средней: выровнен оказался курс ватиканского корабля. Собор принял образ внутрикатолического действия, направленного на внутреннее (прежде всего) устремление церкви, но не устраняющего никак задания общего — объединения христианства под ферулой Рима. Рядом с уже ранее обозначившимся принципом формализации католицизма, с превращением в единственный общеобязательный догмат главенства папы — обозначился тут некий новый принцип, на котором можно уже, действительно, строит любые мечты. Это — упование на действие Св. Духа. Дух Святый, путями выше естественными, приведет христианство к единению вокруг папы. Ожидается повторение Пятидесятницы... Этой мечтой не чужд сам папа... То уже — увенчание апостасии...

Необходимо, в заключение, остановить внимание и на том обстоятельстве, что речь идет не только о сближении Рима с православием, но и о нахождении общего языка с протестантизмом! “Экуменизм” католический получает два существенно различных аспекта. Поскольку речь идет о Православии — католицизм обращается к чему-то большему. И он должен снижать, обесценивать это большее, низводя его до своего уровня и сохраняя за ним значение лишь относительной ценности. Католицизм вынужден для этого одновременно превращать в таковую же относительную ценность и свою веру, до сей поры остававшуюся субъективно-абсолютной для всякого католика. Поскольку же речь идет о протестантизме, то тут католицизм должен поднимать до себя некую религиозную ценность, заведомо, в собственных глазах, не только более низкую, но в такой мере обесцененную  церковно, что о церковной общности с ней говорить серьезно даже трудно. Относительной мелочью в этом плане является упразднение целибата для принимаемых в состав католического клира протестантских священников.

Важно другое. Если, соблазняя православных, папа может упразднить в католицизме все, кроме формального догмата главенства папы, то в обращении к протестантизму такая речь бессодержательна. Расцерковление — вот единственное условие для обретения общего языка с протестантизмом. Прямо сказать этого нельзя. Значит, остается единственное, на что можно бить, это — все та же помощь Св. Духа, все то же чудо новой Пятидесятницы, которое упразднит все доселе бывшее. Апостасийная завершенность вселенского собора папы Иоанна XXIII вырисовывается в полной мере лишь поскольку мы отдаем себе отчет в двузначной “экуменичности” собора. Тем самым и обращенность этого собора к Православию получает характер повышенной духовной злокачественности: те, кто так или иначе, вступает на путь сотрудничества с папой в этом направлении — никакого, очевидно, страха перед апостасией уже не могут ощущать. Не случайно то, что увлеченными перспективой собора оказываются именно те православные деятели, которые уже связали себя с протестантским экуменизмом, порвав тем самым с самой идеей Православной Церкви, как она выражена в Символе веры».

13 октября 1917 года за несколько дней до Октябрьской революции в России Пресвятая Дева объявила португальским детям-пастушкам, что люди не вняли Её просьбам, не изменили своих сердец и умов, не обратились с покаянием к Богу и поэтому зло победит в России и многие скорби придут на весь мiр. Но наступит срок и, по словам Божией Матери, «русский народ вновь обратится к Моему Сыну и тогда мир вновь вернется на землю».

Единственная из трех детей, выжившая после испанки 1920 года, стала монахиней Люсией. Она писала Папе Пию XI в 1929 году: «Настало время, когда Господь просит Святейшего Отца в единении со всеми епископами мира посвятить Россию сердцу Богородицы, обещая таким образом спасти Россию». Но Папа Пий отказался выполнить волю Божию.

папа пий 11
Папа Пий XI отказался выполнить волю Божией Матери.

трагедия второй мировой войны
Жертвы Второй мiровой войны.

Люсия предупреждала Папу в 1938 году, что надо немедленно посвятить Россию сердцу Богородицы во избежание новой страшной войны. Но и Пий XI, и Пий XII проигнорировали небесное послание.

папа иоанн 23
Католическая икона Папы Иоанна XXIII, канонизированного несмотря на его отказ выполнить благословение Богородицы.

Папа Иоанн XXIII решительно отказался публиковать, опять-таки вопреки благословению Пресвятой Девы, фатимские пророчества. И хотя в 1967 году Папа Павел VI официально посетил Фатиму и явления официально были признаны Ватиканом, тем не менее Фатимские тайны продолжали скрывать вопреки высшему благословению.

покушение на папу
1981 год. Рим. Покушение на Папу Римского Иоанна Павла II. Как говорят историки и врачи, пуля каким-то чудом изменила траекторию и не задела жизненно важные органы.

Даже Папа Иоанн Павел II, переживший покушение в 1981 году в день Фатимской Божией Матери и чудом выживший, не решился открыть всю тайну откровения Пресвятой Девы Марии.

Таким образом мы видим с вами, что спустя сто лет можно с уверенностью говорить: Фатимские явления Богородицы высветили всю несостоятельность утверждения о непогрешимости Римских Пап в вопросах веры, поскольку первосвященники Католической церкви предпочитали руководствоваться не откровениями свыше, а холодной логикой этого падшего мiра.
В отличие от Пресвятой Девы Марии, сказавшей Богу не только словом, но и всей жизнью своей: «Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему», – Римские Папы и не только, называя себя наместниками Бога на земле, стремятся исполнять волю князя мiра сего.
Даже католические историки вынуждены признавать, что Римские Папы в ХХ столетии в большей или меньшей мере отказывались выполнять благословение Богородицы в Фатиме.

Не наблюдаем ли мы нечто подобное и среди тех, кто пытается прикрыть свои далекие от истинной Церкви дела авторитетом мощей свт. Николая Чудотворца? Хотя для каждого православного христианина очевидно: свт. Николай был, есть и будет с малым стадом, с теми, кто хранит святое Православие.

ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: У новопостриженных монахов или недавно рукоположенных священнослужителей, у молодых людей, которым благословили носить подрясник, да и просто у православных сестёр, которых попросили помогать в храме, существует такое искушение, как тщеславие, требующее особого внимания к собственной персоне. Сразу оговорюсь, что не все поддаются этому, но в общем проблема всё же есть. Со временем кто-то справляется с горделивыми претензиями на собственную исключительность, а кому-то не удаётся погасить в себе пламень самомнения, в результате чего они так и живут, страдая.

Получается, что человек путает причинно-следственную связь между духовным возрастом, следующим за ним уважением людей к опыту человека, занимающему какое-либо положение в церковной жизни, и внешними отличиями, указывающими на то, что христианин поднялся на определённую ступень лествицы, ведущей в жизнь вечную. Т.е. сначала духовное преуспеяние, а потом уже и внешние знаки отличия. Но, увы, мы живём в такое время, когда всё с ног на голову перевернулось. Человек, не достигнув даже малого в борьбе со страстями, получив «повышение» в церковной жизни, начинает полагать, что теперь автоматически должна прийти и духовная мудрость, а посему окружающие просто обязаны внимать его «высоким» глаголам. Но это путь ведущий в погибель. Над таковыми могут сбыться слова Спасителя: «Если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14).

Православный христианин несёт на себе высочайшую ответственность проповеди Евангелия по всему мiру. Примером для него должны служить христиане первых веков, убедившие людей, погрязших во грехах, выбрать путь чистоты и правды Христовой. В наше время, впрочем как и во все времена, кроме православной веры существует множество исповеданий, которые по-своему веруют в Бога. Особенно выделяется в мiровом сообществе католический вариант христианства.

католичество

Их большинство среди исповедующих Иисуса Христа на всём земном шаре. Критики католицизма, к сожалению, зачастую ведут себя так, будто их слова должны быть сразу услышаны и приняты. Дескать уже сама принадлежность к православной вере даёт человеку, к ней принадлежащему, и разум, и способность вести дискуссию. При этом упускается из виду то, что раз ты называешь себя православным, то будь добр изучать веру святых отцов. Тщеславное кичение своей православностью плохой помощник в этом деле. Только после того, как более менее будешь ориентироваться в основах вероучения, можно вступать в спор с латинянами, чтобы не было посрамления не только твоей гордыни, но и принадлежности к истинной вере.

Иные вовсе сводят противостояние католичества и православия к утилитарным политическим проблемам. А ведь католики почитают отцов первого тысячелетия, их богословские труды, и особенно чтут Божию Матерь, хотя, с точки зрения Православия, с немалыми искажениями. Символ Веры у них, как кажется некоторым, едва отличается от нашего, а духовенство имеет апостольское преемство. Название «католическая церковь», если перевести буквально на русский язык, будет звучать как «соборная церковь». Нас, православных, они считают «схизматиками», т. е. раскольниками и ждут не дождутся, когда мы наконец-то будем вместе. У католиков в простом народе достаточно крепкая вера, много подвижников и людей, старающихся жить по заповедям Божиим. Многие их архиереи безстрашно обличают сильных мiра сего. Во время своего краткого пребывания в Аргентине мне пришлось самому убедиться в этом. Просматривая католический телеканал, мы (я был тогда в Южной Америке с одним православным писателем) увидели выступление католического архиепископа Буэнос-Айреса, который жёстко обличал руководство страны за аборты.

В беседах с людьми мы узнали, что был в середине ХХ-го века в Аргентине священник-подвижник, который совершал многие чудеса, а именно по его молитвам во время засух Бог посылал дождь.

дон боско плакат
Характерное изображение католического святого дона Боско.

Кроме этого встречаются на улицах изображения известного католического святого XIX-го века Дона Боско, выдающегося педагога, в честь него названы школы, о нём слагают песни. Рассказывали и ещё об одном католическом священнике, который был расстрелян молодчиками из автоматов за проповедь о Христе.

флаг монтонерос
Флаг прокоммунистической организации "Монтонерос", терроризировавшей Аргентину на протяжении многих лет.

боевики монтонерас
Боевики "Монтонерос" собирают бомбы.

Это было в то время, когда при помощи СССР сторонники левых партий развязали кровавый террор в Аргентине.

Во многих селениях на центральных площадях установлены скульптуры, изображающие Деву Марию. Да и сами названия городов и сёл говорят о вере в Бога: Санта-Фэ, что означает Святая вера; Санта-Круз, что означает Святой Крест; Сан-Хуан, что означает святой Иоанн и так далее. В Перу много лет трудится католическая миссия, целью которой является помощь людям, пострадавшим от разбойников и потерявшим всё, что у них было, как рассказали нам сотрудники Российского посольства. Таких примеров социальной помощи, причём без какой бы то ни было показухи, множество по всему мiру. Но кроме этого даже рукоположение в сан священника, насколько известно, требует от ставленника самоотверженности и любви к людям. Для проверки искренности намерений служить Богу, новорукоположенного священника могут отправить года на три в какой нибудь мозамбикский лепрозорий, а только уже потом вернуть на тот приход, куда он был приписан как священник. Католические службы торжественны и красивы, история богослужебных распевов уходит в далёкое прошлое, григорианские хоралы особенно настраивают на молитву.

Можно приводить ещё много примеров, положительно раскрывающих религиозную практику католической церкви. Не удивительно, что некоторые православные, в том числе и носящие священный сан, прикоснувшись ко всему этому, приходят в очарование и всем сердцем принимают современный католицизм. Это происходит ещё и потому, что раньше они были знакомы только с карикатурными образами католиков. Но при всей кажущейся красоте Ватикана, они не замечают, или уже не хотят замечать, что сама католическая вера серьёзно повреждена. Об этом говорят и сами латиняне. В той же Аргентине мне пришлось встретиться с бывшими католиками, принявшими православную веру. Они очень чётко и внятно объясняли своё решение, указывая на богословские изъяны католицизма. Они дорожат православной верой, несмотря на то, что живут в окружении католиков, там, где православных храмов почти нет, а если и есть, то церковная жизнь в них зачастую достойна слёз. Кроме того, люди окружающие их, вряд ли способны правильно оценить такой поступок. С психологической стороны это очень тяжёлый выбор, но истина дороже.

Для патриарха Кирилла (Гундяева), митрополита Илариона (Алфеева) и товарищей из Чистого переулка такие люди лишние, их подвиг неудобен и лучше бы их не было совсем. Доказательством этому утверждению служит прошлогодняя поездка деятелей Московской патриархии в Центральную и Южную Америку. Пообщавшись с Римский Папой в Гаване, умилившись разговором с безбожником и покровителем сатанинского культа вуду Фиделем Кастро, патриарх Кирилл не захотел встретиться с православной общиной в Чили, во многом состоящей из бывших католиков.

патриарх кирилл и фидель кастро
Патриарх Кирилл в гостях у коммунистического вождя и покровителя сатанинского культа вуду Фиделя Кастро.

Хотя мог бы. И должен был бы это сделать. Но тогда ему бы пришлось отказаться от тезисов Гаванской унии, которые запрещают православным обращать католиков в истинную веру. А этого руководитель Московской патриархии сделать никак не мог. Поэтому особенно лицемерно звучат в эти дни слова митрополита Илариона (Алфеева) о мнимой заботе патриарха о православных России, выражающейся в привозе части мощей свт. Николая Чудотворца в Москву из Италии. Их безпокоят не православные христиане, не вера православная, не проповедь истины, а свои мутные интересы, целью которых, по всей видимости, является окончательное объединение с Римским престолом.

папа патриарх митрополит илларион

ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Недавно в СМИ появилось заявление представителей Московской патриархии о том, что с мая по июль в России будут находиться мощи свт. Николая. Их привезут из Италии.
«Это событие, – сказал глава отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Иларион, – происходит впервые во всей истории пребывания святых мощей святителя Николая в городе Бари. Они никогда не покидали этого города. Мощи находятся под спудом, то есть они замурованы под землей. Тем не менее специально для этого события часть мощей была извлечена из-под спуда, и она будет доставлена в Москву».

Что ж, вроде бы радостно такое слышать, но если задуматься над тем, вследствие чего оно оказалось возможным, то радость пройдет, по крайней мере у тех, кто хочет, чтобы Православие было православным. На брифинге в ОВЦС митр. Иларион заявил, что «договоренность о таком беспрецедентном деянии была достигнута по результатам исторической встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года».

Гаванская уния
Гавана. 2016 год. Уния подписана.

Речь идет о встрече двух первосвященников в Гаване, когда патриархом Кириллом (Гундяевым) был подписан изменнический по отношению к Православию документ. В нем осуждается переход католиков в Православие (пункт 25). Из него следует, что встреча закончилась совместной молитвой патриарха Кирилла с Папой (пункт 30), что строго запрещено церковными канонами под угрозой извержения из сана для духовенства и отлучения от Церкви для мирян. И наконец, изменническая суть этой встречи в том, что встречался патриарх Кирилл с Папой, как-будто тот является предстоятелем одной из Православных Церквей.

Таким образом в результате предательской унии, заключенной патриархом Кириллом (Гундяевым) с Римским понтификом часть мощей великого святого будет привезена в Россию. Московской патриархией это преподносится как добрый плод «исторической встречи» в Гаване. Очевидно, что таким образом сергиане пытаются отмыть свои грязные дела. Поистине, иезуитская тактика, когда, пользуясь авторитетом великого православного святого, сергиане-экуменисты стараются придать законность гаванской унии и убедить простых верующих, что она полезна для Православия.

Апостол Павел пишет, что «сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14), чтобы заманить в свои сети христиан. Святые отцы призывают не принимать на веру какие-либо явления святых и даже Самого Христа из опасения быть обманутыми демонами, впасть в обольщение и погубить свою душу. И мы, чтобы не участвовать в этом предательстве Православия, не должны идти на поклонение частице мощей свт. Николая, используемой для таких низких дел. Господь и св. Николай не осудят нас за это, а наоборот, одобрят. Осуждение же падет на тех, кто прикрываясь Православием, стремится протащить в ограду Православной Церкви и узаконить измену нашей вере.

Николай Чудотворец
Свт. Николай не только милостивый и кроткий помощник, но и грозный обличитель отступников от православной веры.

Помолимся, дорогие братья и сестры, великому ревнителю православной веры святителю Николаю Чудотворцу, чтобы он сохранил нас самих и всех православных христиан от дьявольских сетей тех людей, которые «принимая вид служителей правды» (2Кор. 11:15), на самом деле являются служителями сатаны. Вспомним, что наши православные предки в Малороссии во времена пропаганды унии с католицизмом, когда для этого использовались православные святыни, не шли на поклонение им. Таким образом они являлись самыми ревностными почитателями этих святынь. И мы должны подражать им, помня слова Священного Писания: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:15-17).

Вернуться к списку записей

Комментарии

р.Б. Олег:
12 дней назад

Среди католических святых, нет такого святого как Свт.Николай Чудотворец!!!

Путник:
12 дней назад

Но дело то в том, Олег, что католики то считают свт. Николая своим святым. Если Вы поедете в Бари, они Вас не поймут.

р.Б. Олег:
12 дней назад

Путнику.

Я уж не знаю дорогой Путник считают ли католики свт.Николая своим святым или нет, но в "католических святцах" (так это назовем), его нет!!! Если можно так выразиться - его деканонизировали!!! Хотя как таковой процедуры деканонизации у католиков нет, они просто вычёркивают(убирают) святого. Вот и получается что его просто вычеркнули :(((

П.С. В "католических святцах" есть два Николая, это Николай из Флюэ и Николай Толентинский, но это не свт.Николай.

Алексий Родионов:
11 дней назад

"И наконец, изменническая суть этой встречи в том, что встречался патриарх Кирилл с Папой, как-будто тот является предстоятелем одной из Православных Церквей".

Объясните, как должна происходить подобная встреча чтобы она не выглядела как встреча предстоятелей двух поместных православных церквей.

"встречался патриарх Кирилл с Папой, как-будто тот является предстоятелем одной из Православных Церквей".

Кстати, из этого следует, что Патриарх Кирилл всречался с ним на равных, а также то, что унии не было. Потому что если бы уния была, то из неё был следовало подчинённое положение Патриарха Кирилла по отношению епископу Рима. Предостоятели же поместных православных церквей равны друг другу (хотя Стамбульский папа считает иначе).

Александр:
11 дней назад

Вы вопиющих фактов предательства нашей веры не хотите видеть и поэтому придираетесь к словам. Осуждение перехода католиков в православие и совместная молитва с римским папой — это и есть встреча с ним, как будто он православный.
Таким, как вы, п… в глаза, а вы — Божья роса.
По-моему, с вами разговаривать безполезно.

Алексий Родионов:
10 дней назад

"Осуждение перехода католиков в православие"

в самом тексте есть ссылка на пункт 25, в котором написано:
"25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования."

ну и где здесь осуждение? Здесь говорится о другом - тут осуждается некий "униатизм". Здесь есть явная отсылка к тексту Баламандского соглашения, но там слово uniatisme было переведено как униатство.

Смысл этого в том, что тем, кто хочет заниматься восстановлением добрых отношений, не резонно заниматься прозелитизмом, тем более насильственным. Но здесь надо сразу сказать, пункт 25 изначально имел направленность против греко-католиков, а не против православных. Дело в том, что именно униаты вынашивали, да и до сих пор вынашивают планы сделать всю Украину униатской. Вот против них это и было направлено. Потому что у православных хотя и много говорится о миссионерстве, но до дела не доходит. Так что нам "запрещают" делать то, что мы и не делаем. Я знаю только одного православного епископа, который в послевоенное время активно занимался переманиванием лемков-католиков в православие - это Адам (Дубец).

Что касается "совместной молитвы с римским папой", то из текста непонято, была она или нет. Но в любом случае это личных грех Патриарха Кирилла.

Александр:
9 дней назад

Ваша защита патриарха Кирилла Гундяева неубедительна. Предательство в следующих словах: «Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства».
Если бы хотели осудить только униатизм, т.е насильственный переход православных в унию, то так бы и писали. А здесь написано больше. В этих словах содержится и осуждение перехода католиков в Православие, т. к. такой переход для них и есть «отрыв от своей церкви».
Личный грех совместной молитвы Кирилла с папой становится грехом всякого, кто не заявляет свой протест и продолжает жить, как ни в чем не бывало.

Прот. Александр Малых.:
9 дней назад

Алексию. Вы пишете: «Смысл этого в том, что тем, кто хочет заниматься восстановлением добрых отношений, не резонно заниматься прозелитизмом, тем более насильственным».
Здесь Вы, Алексий, пишете о католичестве, как об одной из Православных Церквей, так же, как и гаванская декларация. Потому что заниматься прозелитизмом, т. е. стараться привести путем убеждения в Православие – может и даже должен, если он на это способен, всякий православный. По мысли патриархийных экуменистов заниматься прозелитизмом среди, например, баптистов можно и должно, а среди католиков нельзя.
А насчет личного греха патриарха Кирилла (Гундяева) тоже не согласен с Вами. Он подписал декларацию в Гаване не как частное лицо, а от имени всей РПЦ МП, поэтому все, кто признает его своим духовным главой, несут за этот грех ответственность.

Алексий Родионов:
8 дней назад

Моя защита Патриарха Кирилла по видимому действительно неубедительна. Но я и не очень стремился его защищать. Я защищаю на самом деле не его, Церковь, которую он по Божию попущению возглавляет. В истории православных патриархатом (Константинопольского, Антиохийского, Александрийского) церквей были случаи, когда их возглавляли явные еретики. И имена этих еретиков даже не вычеркнуты из официальных списков глав этих церквей. Явные ереси в конечном итоге преодолевались. Церкви в конечном итоге не перестали существовать. Так что и эпоха Патриарха Кирилла тоже пройдет, а Церковь останется.

Обратите внимание на слово общины в процитированном фрагменте. То есть речь идёт не об индивидуальном приёме из католицизма или в католизим, а о приёме целой общины, то есть одномоментном приёме достаточно большого числа людей. Тут ещё стоит словосочетание "прежних веков". Если вспомнить историю, то массовые переходы в унию и обратно осуществлялись в основном двумя методами - насилием и обманом. Обман использовали в основном католики. Со строны православных властей насилия было меньше, но оно было. Не самая юлагосная часть нашей истории. Так что ею осуждение (если имелось ввиду это) у меня не вызывает протеста.

Кем бы себя не возомнил Патрирх Кирилл, по православным канонам он лишь первенствующий епископ, да же не глава Церкви, так как глава Церкви - Сам Господь. Его место в Церкви не аналогично месту папы римского в католицизме. Православная церковь не живёт и не дышит своим Патриархом. Он может конечно заставить делать так какое то количество людей, но эти люди не могут быть отождествлены со всей Церковью. А потому личная молитва Патриарха - не есть молитва Церкви и не есть грех Церкви.

Алексий Родионов:
8 дней назад

Я вовсе не говорил о католичестве, как об одной из Православных Церквей. Если бы это было так, я не стал бы употреблять слово прозелитизм. Между православными церквами тоже существует борьба за паству, но в других формах - передел диаспоры и войны за канонические территории.

В процитированном Вами отрывке я пытался воспроизвести логику составителей документа. Но не подразумевал, что отказ от миссионерства в католической среде - это правильное решение.

Ваша ошибка в том, отец Александр, что Вы приписываете Патриарху Кириллу полномочия папы римского - раз подписал от имени всей Русской православной церкви, то это и есть мнение всей Церкви. Но я с этим согласиться не могу. Только то, что прошло рецепцию на уровне всей Церкви, может быть отождествлено с мнением всей Церкви. И вот тут вполне довольно и просто неодобрительного молчания.

Прот. Александр Малых.:
8 дней назад

Я не приписываю. Сам патриарх Кирилл так считает и те, кто говорит, что только он может выражать официальную точку зрения РПЦ МП. Такое много раз приходилось слышать из уст священников МП, когда мы выступили в 2011 году с заявлением.
Ваше неодобрительное молчание они и будут выдавать за одобрение и рецепцию всей Церкви. Так что вряд ли здесь его вполне довольно, как Вы пишете. По-моему, даже и неодобрительным молчанием может предаваться Бог.

Алексий Родионов:
8 дней назад

Хочу процитировать один момент:

"С первой сессии Собора [1917 года] возникла острая дискуссия о восстановлении патриаршества (предварительное обсуждение вопроса находилось в компетенции Отдела о высшем церковном управлении; председатель Отдела — епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский)). Наиболее активными поборниками восстановления патриаршества, наряду с епископом Митрофаном, выступали члены Собора архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) и архимандрит (впоследствии архиепископ) Иларион (Троицкий)[8]. Противники патриаршества указывали на опасность того, что оно может сковать соборное начало в жизни Церкви и даже привести к абсолютизму в Церкви; среди видных противников восстановления патриаршества были профессор Киевской духовной академии Пётр Кудрявцев, профессор Александр Бриллиантов, протоиерей Николай Цветков, профессор Илья Громогласов, князь Андрей Чагадаев (мирянин от Туркестанской епархии), профессор Петербургской духовной академии Борис Титлинов, будущий идеолог обновленчества. Профессор Николай Кузнецов считал, что существует реальная опасность, что Священный синод, как исполнительный орган власти, действующий в межсоборный период, может превратиться в простой совещательный орган при Патриархе, что также явится умалением прав архиереев — членов Синода[9]"

Как видите все дурные предчувствия членов собора 1917-1918 годов оправдались с лихвой. Но подчеркну, что на соборе никто не высказывался в том смысле, что мнение Патриарха - это мнение всей Церкви. Наоборот, власть Патриарха ограничивалось Синодом и Высшим Церковным Советом. Не говоря уже о том, что Патриарх был подотчётен собору. Правда созвать такой собор после 1918 года уже не получилось.

То, что мнение Церкви тождественно мнению узкой числа лиц в Патриархии (а даже не всего епископата), сложилось уже при патриархе Алексие (Симанском). И наконец при патриархе Кирилл е была ликвидирована всякая коллегиальность, и вся власть сконцентрирована в руках Патриарха. Но такая система - эта недавний и не слишком церковный по своему духу новодел.

Убеждённость Патриарха Кирилла в своей правоте - это никак не доказательство его правоты. А затыкание ров - это не аргумент. Да и те, чьи рты были заткнуть,

Алексий Родионов:
8 дней назад

Те, чьи рты были заткнуты, рано или поздно заговорят. Я в этом не сомневаюсь.

Патриарх Кирилл, как и его авва Никодим (Ротов), большой мастер создавать видимость. Но одно дело картинка, сформировавшаяся в уме тех, кто не в курсе церковной истории и реального положения дел в Русской православной церкви, и совсем другое - реальное положение дел. И недовольство Патриархом Кириллом внутри Русской православной церкви велико. И я предпочитаю ориентироваться на подлинное положение дел, а не на картинку, нарисованную в Патриархии.

Алексий Родионов:
7 дней назад

Вы пишите: "Потому что заниматься прозелитизмом, т. е. стараться привести путем убеждения в Православие – может и даже должен, если он на это способен, всякий православный. По мысли патриархийных экуменистов заниматься прозелитизмом среди, например, баптистов можно и должно, а среди католиков нельзя. "

Это весьма тяжёлый для меня вопрос: вопрос о миссионерстве в русском православии.

И тут я хочу процитировать фрагменты из книги Андрея Кураева "Перестройка в Церковь":

"Больше на пространстве 20 веков и не найдешь предметов для изучения миссионерского православного опыта (а не для молитвенной памяти). От остальных миссионеров остались лишь имена[706], рассказы об их мученичестве или, напротив, реляции об их победах. Даже если сохранилось нечто конкретное — сегодня это воспринимается как нечто самоочевидное (служение на национальном языке, перевод Евангелия, помощь больным туземцам…) и потому опять же непомогающее в нашем научении миссии для нашего мира[707].

Получается, что миссиология — это история православной миссии. Но это неправильно: история — это лишь один из разделов миссиологии, и притом не самый главный.

И практически нет размышлений и советов о том, как вести миссию сегодня. И совсем нет рассказов о негативном миссионерском опыте — как в истории, так и в современности. Ведь если христиане на планете в меньшинстве — значит, что-то у нашей миссии не удалось! Но что же именно? Для ответа на этот вопрос надо понять, что миссиология — это прежде всего разговор не о наших триумфах, а о наших ошибках. Почему при всей дивной красоте Евангелия мир до сих пор не стал христианским? Почему двенадцать апостолов смогли выстоять в огромной римской империи языческой, а потом десятки миллионов христиан оказались миссинерски неприметны?

Вот бы найти в истории нашей Церкви полемику миссионеров между собой о методах и аргументах миссии! Уж чего не отнять у византийских церковных писателей — так это готовности к полемике и к обвинениям по любому поводу. Но анафем, осуждающих неверные миссионерские методы, нет. И канонов о правильной миссии тоже нет. И споров о том, как донести Евангелие до других народов, не велось. Верный признак того, что и самой этой работы просто не было.

Так есть ли миссионерская традиция в православии, и можно ли ей следовать также, как мы следуем догматической традиции, иконописной или литургической?"

"Факты миссии, несомненно, в истории Церкви были, но отчего они не фиксировались? А если и обращали на себя внимание хронистов — то своим результатом, но не своим методом (исключение — метод чудотворения, для хронистов более важный, чем даже результат).

Был труд одиночек-энтузиастов. Даже по одному на столетие их не вспомнить. То есть — может, их было и больше, но в церковной памяти остался лишь с десяток имен. А такая ограниченность, согласитесь, характеризует и саму эту память, точнее — ееориентированность, критерии, по которым она что-то в себе сохраняет, а что-то считает малозначащим[709]. То, что в наших учебниках и святцах так мало послеапостольских миссионеров, означает, что церковное сознание (майн-стрим) не считало их труд чем-то значимым.

Кстати, и в трудах восточных Отцов не встретишь упоминаний о знакомых им священниках или епископах, которые в их время или чуть раньше отправились на миссию за пределы Империи.

Вот передо мной книга протестантского историка Филиппа Шаффа «История христианской Церкви». Ее второй том на почти шестистах страницах озирает историческое пространство длиной в 225 лет (100–325 гг). Вновь подчеркиваю: автор — протестант конца XIX века, а значит, человек, считающий миссионерство важнейшей частью церковной жизни и полагающий, что именно до-имперское христианство было образцовым. Но глава о миссии занимает у него лишь 12 страниц. Больше материала не сохранилось…"

"Святитель Феофан Затворник: «Заснули все и живем спустя рукава… Вся беда в попах молчащих! Надо гайдуков нанять и всех их пооттаскать за аксиосы»[798].

Святитель Филарет Московский: «Идея миссионерства еще мало развита в Российской Церкви»5. «Миссионер должен иметь возбужденную особенную ревность к распространению веры между незнающими ее: но сему особенному возбуждению трудно произойти, когда идея миссионера не приготовлена образованием, по неимению заведения для сей особенно цели, и не довольно раскрыта, не многими, не близкими опытами»1.

Перед революцией иерархи говорили, что «в нашей миссии что-то неладно»2. «Миссия всегда была какой-то падчерицей в глазах благоволения нашего церковного начальства; ей поэтому приходилось вступать в разные непрочные и неблагодарные сделки и компромиссы и покрываться тенью какого-то даже полицейско-сыскного дела»3.

Через полвека, уже по ту сторону революционной катастрофы, митрополит Евлогий скажет столь же грустно: «Нужно заметить, что миссионерское дело в русской Церкви стояло не на должной высоте… Не чувствовалось в нем подъема и воодушевления, не ощущалось веяния духа апостольского… Большинство архиереев относилось к этому важнейшему делу равнодушно. Святое дело миссии облекалось в формы бюрократические»4.

И конечно, нельзя забыть слезы святителя Николая Японского:

«А миссионером здесь пока я один, и то частным образом. Да когда же эта, раскинувшаяся на полсвета, семидесятимиллионная Россия найдет у себя несколько тысяч рублей и несколько десятков людей для того, чтобы исполнить одну из самых существенных заповедей Спасителя. Католичество и протестантство облетели мир. Ужели и здесь Православие ничего не сделает? Нет, не может быть — даст Бог. С этим" даст Бог" я поехал в Японию, с ним ежедневно ложусь спать и просыпаюсь, для него я семь лет бился над японским языком» (Иеромонах Николай (Касаткин). Письмо митрополиту Московскому Иннокентию)5.

Проходят годы, иеромонах становится епископом. Но все равно — одиноким. «О, как больно, как горько иной раз душе за наше любезное Православие! Я ездил в Россию звать людей на пир жизни и труда, на самое прямое дело служения Православию. Был во всех четырех академиях, звал цвет молодежи русской — по интеллектуальному развитию и, казалось бы, по благочестию и желанию посвятить свои силы на дело веры, в которой она с младенчества воспитана. И что же? Из всех один, только один отозвался на мой зов, да и тот дал не совсем твердое и решительное слово, — студент Забелин, и тот, быть может, изменит. Все прочие, все положительно, или не хотели и слышать, или вопрошали о выгодах и привилегиях службы. Таково настроение православного духовенства в России относительно интересов Православия! Не грустно ли? Посмотрели бы, что деется за границей, в неправославных государствах. Сколько усердия у общества служить средствами! Сколько людей, лучших людей, без долгой думы и сожаления покидают родину навсегда, чтобы нести имя Христово в самые отдаленные уголки мира! Боже, что же это? Убила ли нас насмерть наша несчастная история? Или же наш характер на веки вечные такой неподвижный, вялый, апатичный, неспособный проникнуться Духом Христовым, и протестантство или католичество овладеют миром, и с ними мир покончит свое существование?»6. «Мне грустно-грустно было, что до сих пор из Лавры и Москвы нет тружеников для миссии, и, прикладываясь к мощам святого Сергия, я не мог воздержаться умственно от жалобы: "Буду судиться с тобою пред Господом — отчего не даешь миссионера в Японию"»"

Да я согласен "может и даже должен, если он на это способен, всякий православный". Вот только одна беда наша приходской среда не рождает прихожан с мечтой о миссионерстве. Проповедников, монахов, священников, иконописцев оно рождает, а вот людей с мечтой поехать в дальние края и там прововедовать православие приходская среда не воспроизводит. И так многие столетия.

р. Б. Евгений:
6 дней назад

Вот, господа, Правмир опубликовал список храмов Москвы, где не один год пребывают частицы мощей св. Николая Угодника.
http://www.pravmir.ru/25-moskovskih-hramov-hranyashhih-moshhi-svyatitelya-nikolaya-chudotvortsa1/
И никакой очереди. И никто в шею толкать не будет, поторапливая.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Александр
Оценка Германии и Гитлера дана многими епископами старой РПЦЗ. Митрополит Виталий оценивал...
р. Б. Евгений
Вот, господа, Правмир опубликовал список храмов Москвы, где не один год пребывают...
Одессит
Митрополит Агафангел любил хвастаться Хербстом. Свидетелей хватает. Думаю и сейчас за рюмкой...
Позвольте !
Джон Хербст - американский "генерал Карпов" ? Что за бред ! Транслируете...
Алексий Родионов
Вы пишите: "Потому что заниматься прозелитизмом, т. е. стараться привести путем убеждения...
Алексий Родионов
Те, чьи рты были заткнуты, рано или поздно заговорят. Я в этом...
Алексий Родионов
Хочу процитировать один момент: "С первой сессии Собора [1917 года] возникла острая...
Прот. Александр Малых.
Я не приписываю. Сам патриарх Кирилл так считает и те, кто говорит,...
Алексий Родионов
Я вовсе не говорил о католичестве, как об одной из Православных Церквей....
Алексий Родионов
Моя защита Патриарха Кирилла по видимому действительно неубедительна. Но я и не...

Календарь

Другие записи

RSS-лента

Архив




Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры