Епископ Питирим утверждает, что критиковать священноначалие нельзя ни в каком случае. А что говорят нам каноны Единой Соборной Апостольской Церкви, в которою мы верим? Когда и кто может критиковать епископа? Про 15 правило Двукратного Констанинопольского собора здесь уже много говорилось. Но есть и другие каноны.

Апостольские правила

74. Епископ, от людей доверия достойных, обвиняемый в чем-либо, необходимо сам должен быть призван епископами, и если предстанет и признается, или обличен будет: да определится епитимия. Если же зван быв, не послушает: да позовется вторично чрез посылаемых к нему двух епископов. Если же и так не послушает: да позовется и в третий раз чрез двух посылаемых к нему епископов. Если же и сего не уважая, не предстанет: Собор, по благоусмотрению своему, да произнесет о нем решение, да не мнится выгоду иметь, бегая от суда.

75. Во свидетельство против епископа не принимать еретика: но и верного одного не довольно. На устах двоих, или трех свидетелей твердо станет всякое слово.

Их толкования можно прочитать здесь: http://agioskanon.ru/apostol/001.htm

Есть также 6 правило Второго Вселенского собора, 9 правило Четвертого Вселенского собора и 12 правило Карфагенского собора, которые также уточняют от кого могут быть приняты обвинения на епископа и как должны быть разобраны эти обвинения. Можно легко найти их на вышеуказанном сайте и прочитать.

Ни один из указанных канонов не был нарушен ижевскими священниками, но их обвинили в клевете и расколе без всякого соборного рассмотрения дела. Такая практика переворачивает с ног на голову церковное каноническое право. Очень печально, что даже епископы это не понимают!
Вернуться к списку записей

Комментарии

Николай:
13 апреля 2011, 11:13

Директор Института религии и права, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН РОМАН ЛУНКИН: "Выступление ижевских священников - важнейший показатель оживления церковной жизни внутри РПЦ МП"
"Портал-Credo.Ru": Как Вы оцениваете выступление трех священников, отказавшихся поминать Патриарха Кирилла, а также возможные последствия их действий для РПЦ МП?

Роман Лункин: Это заявление является смелым и принципиальным поступком. Они сознательно пошли на такой шаг и, думаю, знали, что их действия вступят в противоречие с церковной дисциплиной. Безусловно, с точки зрения церковного руководства, эти священники находятся на пути к расколу. Это ясно и без церковного суда, хотя рано или поздно дело этих священников будет рассматривать Высший церковный суд.

Благодаря административной реформе Патриарха Кирилла, церковный суд постепенно занимает определенное место в структуре Московской патриархии. Решение этого суда покажет, что все решается не одним архиереем, испуганным тем, что в его епархии, и даже среди сотрудников епархиального управления, появились раскольники, а что есть соборное решение церковного руководства по этому делу.

Форма выступления, которая выбрана священниками, по существу, не оставляет церковному руководству выбора – непоминание Патриарха считается серьезным административным и каноническим проступком. Все рассуждения о том, что это "церковные бюрократы" их осудили ни за что, и поиск ошибок в заявлении митрополита Ижевского Николая – это следствие эмоционального гиперкритического отношения к РПЦ МП. Это внутреннее дело Церкви – запрещать или не запрещать своих вольнодумцев. Другое дело, что Церковь не может запретить общественную дискуссию по этому поводу.

- Что бы Вы отметили в самом заявлении ижевских "непоминающих"?

- Я с большим вниманием просмотрел как обращение трех священников, так и видео, где прихожане под руководством отца Сергия покидают территорию своего храма и идут служить литургию в частный дом. Однако для меня осталось не до конца понятным, почему они выбрали именно такую форму для того, чтобы заявить о своем отношении к церковным проблемам. Я полагаю, что это стремление резко выпрыгнуть из "церковного болота", из которого эти священники не видели выхода. Частично вина за такого рода демарши, конечно, лежит на руководстве епархии, которое всегда, как правило, в лице старых (по возрасту, прежде всего) архиереев, старается не допустить никаких изменений в епархиальной жизни, и тем более, не допускает никаких открытых дискуссий по острым проблемам церковной жизни.

По-моему, примерно то же самое произошло в Барнауле, где от РПЦ МП под аналогичными консервативными антиэкуменическими лозунгами откололся Вознесенский приход отца Георгия Титова. В Барнаульской епархии острота конфликта была связана еще и с личным конфликтом священника и епископа Максима, сравнительно молодого и нетерпимого по характеру архиерея. Он также известен тем, что резко осуждает деятельность одного из самых известных православных миссионеров Алтая – Игнатия Лапкина, община которого ранее подчинялась Зарубежной Церкви. В данном случае проявляется даже не авторитаризм епископа, а именно отсутствие терпимости и стремления к общению и налаживанию диалога.

Но, как следствие, терпимости не хватает и у новых "раскольников" – открытое письмо столь авторитетных и респектабельных в своей епархии священников Патриарху Кириллу по поводу проблем Церкви вызвало бы не меньший резонанс. Кроме того, священники, естественно, хотят уйти вместе с храмом, который они отстраивали. К нам в Институт религии и права обращалась Вознесенская община Барнаула по поводу того, чтобы юристы помогли отстоять здание храма от притязаний епархии, поскольку приход быстро перешел в другую юрисдикцию. Однако даже по старому необновленному Уставу прихода здание принадлежит Московской патриархии, все решения приходского совета так или иначе должен утверждать епархиальный архиерей. У меня такое впечатление, что те, кто откалываются от Московской патриархии, только после своего исторического решения уйти из РПЦ МП читают свой приходской Устав. Когда новый Устав, устанавливающий власть архиерея еще более четко, принимался на Архиерейском Соборе, то массовых выступлений священников против этого документа не было. Все знали, на что они идут. Ижевские священники в данном случае поступили разумно, что спокойно освободили свои храмы.

- Считаете ли Вы, что провозглашенные ижевскими священниками тезисы расколят РПЦ МП?

- Смотря, что считать расколом – исторический раскол как разделение на старообрядчество или никонианство или Реформация в Католической Церкви происходит тогда, когда внутри Церкви не остается никаких средств и никакого поля для обновления и дискуссии, а утверждению "правильной" точки зрения способствует государство. Власть помогала как Патриарху Никону, так и Лютеру. В этом случае раскол ведет к всеобъемлющему церковному кризису, своего рода катарсису христианского мировоззрения и к рождению новой Церкви или нового направления.

В современной России ситуация другая - выступление ижевских вольнодумцев отнюдь не является свидетельством слабости РПЦ МП, ее неизбежного развала и т.д. Я думаю, что все прямо наоборот – появление не маргиналов и церковных "фриков"-антисемитов и создателей идей заговора о союзе РПЦ МП с Ватиканом, а серьезных священников, на таком уровне заявляющих о проблемах современного православия, является важнейшим показателем оживления церковной жизни внутри РПЦ МП.

Главное, чтобы местные власти и УФСБ Удмуртии не раздували раскол, оказывая давление на этих трех священников, и не запрещали бы им служить в арендованных помещениях, а такое давление уже оказывается. Священникам уже поступают угрозы.

Многие церковные деятели и, в том числе, Патриарх Кирилл с гордостью говорили, что в нашей российской истории никогда не было религиозных войн. Но с точки зрения развития христианского мировоззрения и церковно-общественной жизни – это факт отрицательный. Это значит, что никого из священнослужителей настолько не интересовали богословские и социальные проблемы Церкви, чтобы о них говорить и выступать. И не надо в этом и в непонимании Церкви обвинять российскую интеллигенцию. Церковный институт как закрытый монолитный комплекс, взаимодействующий лишь с государством, – это безжизненное в евангельском смысле тело.

Заявления и реформы Патриарха Кирилла сделали возможным публичное обсуждение социальной и политической роли Церкви, пусть и пока декларативно, но Патриарх призывает православных быть инициативными и строить вокруг себя гражданское общество на нравственных началах. Обращение ижевских вольнодумцев – в каком-то смысле следствие большей открытости Церкви, стремления начать обсуждение проблем, следствие личного примера общественной активности Патриарха. Многие считают такой образ Патриарха неадекватным предстоятелю РПЦ МП, но мало кто задумывается над тем, что именно такой Патриарх оживил Церковь, осознанно или нет разрушил ее мертвенную монолитность.

Проблемы, озвученные ижевцами, обсуждают видные церковные деятели – отец Алексий Уминский, священник Андрей Дудченко, отец Павел Адельгейм, епископ Сыктывкарский Питирим, отец Георгий Эдельштейн и т.п. Основные темы дискуссии - это порой слишком тесная связь РПЦ МП с государством и бизнесом, отсутствие осуждения пороков советского времени, слабость приходов.

Обсуждение изъянов и достоинств Церкви, трудное налаживание диалога с обществом через конфликты создаст как церковную среду, которая станет опорой для Патриарха Кирилла, так и круг консервативных вольнодумцев, критикующих патриархию. Церковь впервые, наверное, с начала ХХ века, можно поздравить – священнослужители перестают быть равнодушными.

Беседовал Валерий Степанов,
для "Портала-Credo.Ru"

Вячеслав:
13 апреля 2011, 13:36

Мне кажется, что такие товарищи как Роман Лункин, когда рассуждают о церковном праве и о суде над опальными священниками, а также, когда приводят фразы, наподобие "Это внутреннее дело Церкви – запрещать или не запрещать своих вольнодумцев.", то, по-моему, забывают, по-крайней мере, о двух вещах:
1. Патриарх -- это еще не вся Церковь;
2. Кроме Высшего церковного суда, существует еще и Суд Божий.
А то, что некто в православной Церкви кичится своей Апостольской преемственностью, то, как мне кажется, это НИЧТО, если не соблюдается дух Любви Апостольской... (См. 1-е Послание Апостола Павла к Коринфянам)
А то, что священнослужители, равно как и многие другие православные, перестают быть равнодушными, так это, скорее, не заслуга Патриарха, а следствие того, что лопнуло долготерпение Божие...

Елена:
13 апреля 2011, 18:43

Спасибо Роману Лукину за взвешенный комментарий. Особенно за последние слова:"Церковь впервые, наверное, с начала ХХ века, можно поздравить – священнослужители перестают быть равнодушными". Ведь высказанная правда перед Богом очищает всех, не только сказавших её священников. Высказаться без дисциплинарных нарушений возможно было бы и нельзя, не было бы нужной силы действия. Они помогли нам, теперь надо помочь им. Помочь, что бы всё сказанное было на благо Церкви. Для этого нужен открытый, понимающий диалог, нужна Соборность Церкви (как хотел митрополит Иоанн Ладожский).

Елена:
13 апреля 2011, 20:43

Кроме того, священники пошли на огонь, под расстрел. И пошли за Христа. Так что, что здесь сейчас важнее, карать за дисциплинарные нарушения или проявит Христианскую любовь и сострадание?

р.Б. Олег:
13 апреля 2011, 21:16

ДА-УЖ!!! Ещё один учёный муж! заметает нас своей "пургой"

Алексей П:
14 апреля 2011, 05:39

А казачек-то, «засланный»!

Николай, прошу тебя дорогой не загружать форум высказываниями подобных двуличных авторов. Они сеют смуту.

Несколько комментариев о Романе Лукине.

Российский исследователь сект, Председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации А. Л. Дворкин в интервью Религиозно-информационной службе Украины по поводу деятельности Лункина сказал, что «Что касается сектозащитного пропагандиста Лункина, то он ведет грязную информационную войну. Я даже не хочу комментировать его вздорные инсинуации».

Известный религиозный публицист Яков Кротов характеризовал Романа Лункина как «журналиста с дипломом социолога и практикой бульварной прессы»[21]. Он подчёркивал: Роман Лункин — один из тех, из-за которых приходится говорить, что сайт Александра Солдатова («Кредо.Ру») занимается вместо журналистики провокациями или, как сейчас выражаются, «подставами».

Кто хочет подробнее, пожалуйста, пройдите:http://ru.wikipedia.org/wiki/Роман_Лункин

Елена:
15 апреля 2011, 09:39

У детей есть отец. Пусть этот отец великий грешник, заблудший, и т.д. Но дети всё-равно за него будут молиться.
Патриарх сейчас отец нашей Церкви. И мы должны за него молиться.

Света:
15 апреля 2011, 11:30

Думающие, образованные (крещенные в детстве), люди, к сожалению, видят в Православии смирение со злом, раболепство и т.д. Мы теряем хороших мирян-христиан. Одни уходят в ислам, другие - в славянство... Поступок ижевских священников обеляет РПЦ в глазах сомневающихся в Православной вере.Мотивирует заинтересоваться изучением основ веры, носители которой, к сожалению, не внушают доверие

Лидия:
18 апреля 2011, 05:27

Cвете..
Все верно, но.. Уходят те, кто приходил в Церковь "за советами к батюшке". для них авторитет священников-камень преткновения, об который они как правило и претыкаются, узнав нелицеприятное о нем. Но кто приходит к Богу только еще четче начинают чувствовать разницу, где Божие. а где человеческое..такие. как правило, остаются православными навсегда. даже если временно охладевают к церковной жизни

сергей:
18 апреля 2011, 16:49

Не могу понять,что же хотели сказать этим выступлением батюшки.Авторитет патриарха Кирилла настолько высок и безупречен,что нелепо в нём сомневаться.Вся его жизнь посвящена Церкви и это очевидно,а идеально всё будет только в Царствии Небесном,а на земле война за души человеческие,а на войне держаться вместе нужно,иначе как безумием нельзя назвать,когда молоденький лейтенант,начинает учить старого,опытного маршала.Бл.Августин:грех раскола не смывает даже кровь мученичества.

Анастасия:
19 апреля 2011, 12:10

Сергею.

Никто никого не учит. ПК, действительно, - авторитет... (если по жаргону).
Просто отцы означили свою позицию открыто. Могли уйти тихо, как и делают другие священники. Но им повезло - они не одиночки и потому, наверное, решились на открытый шаг. За что им низкий поклон. И Слава Богу!
Может быть, и поймете когда-нибудь.
А вот Вам сайт священника, который не так давно ушел из рядов МП. Здесь он объясняет - почему.

http://krest.fatal.ru/

сергей:
19 апреля 2011, 14:39

Уважаемая Анастасия,прочёл по данной вами ссылке,видно,что батюшка честный и порядочный и верю написанному и тем не менее честный и порядочный,но не безгрешный и это надо учитывать.Соглашусь даже с вами,что всё описанное имеет место быть не в одной Пермской епархии,но не могу согласится с методами которыми пытаются противостоять этому Ижевские батюшки.Никто не может лишить человека Богом данного права выбора,с кем ему сотрудничать в этой борьбе,я,уж извините,в этом привык полагаться на голос сердца,а оно мне как то даёт знать,где дух Божий,а где душок человеческий,с немощью своей пытающийся противостать вызовам нынешнего времени.

Анастасия:
19 апреля 2011, 19:43

Сергию.

Там, где Истина, там и Дух Божий. А наше дело идти за Правдой. Какими уж приходится методами. Оказались бы на их месте, тогда и выбирали бы методы. Только, думаю, выбора-то и нет( если, конечно, хочешь действовать, а не делать вид, что все хорошо).

сергей:
20 апреля 2011, 14:03

Беда прямо с вами,уважаемая Анастасия,ну да ради Бога,поступайте как вам совесть велит и дай вам Бог обрести Царствие Небесное.Я сам кривой дорожкой к Богу пришёл и не мне ни вас и никого другого судить.

Елена:
22 апреля 2011, 11:03

"Никакие личные недостатки не могут служить оправданием для противников... Церковь признаёт единственную причину, наличие которой может оправдать отделение от первенствующего епископа - публично проповедуемую ересь...
Нам всем надо раз и навсегда понять, что благодать Божия, попаляющая терние человеческих согрешений и ошибок, покрывает лишь тех, кто искренне стремиться подвизаться законно и правильно, но, по немощи, терпит неудачи. Беззакония благодать не покрывает и беззаконникам не споспешествует, независимо от того, какими намерениями они руководствуются, нарушая каноны и правила церковной дисциплины. (Митр. Иоанн Ладожский, Стояние в вере, с211-214)

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Прот. Александр Малых.
Алексию Родионову. У еп. Иринея в Казахстане есть храм, открытый для всех...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Александр Малых
Николаю. Еп. Ириней (Клипенштейн) этнический немец, поэтому нет ничего странного в том,...
Алексий Родионов
Спасибо за материал. Я тоже думаю о огонь в Иерусалиме сходит не...
Алексий Родионов
Насчёт Казахстана. А епископ Ириней занимается миссионерством среди коренных народов Казахстана?...
Николай
Трудно представить такую ситуацию, если бы, например, в Оптиной Пустыни или в...
почитатель
Я тоже смотрел видеорепортажы, которые можно найти в интернете (12016 и 2017...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых.
Николаю. У еп. Иринея есть паства не только в России, но и...
Алексий Родионов
Сначало про трудности, потом про присоединившихся, и только потом что "Господь наш...
Николай
Опять непонятно...Как же так то, какой конец 80-х? Если еп. Ириней 1988...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых.
Владыка Ириней с конца 1980-х годов является священнослужителем Русской Зарубежной Церкви. Христос...

Календарь

Другие записи

RSS-лента

Архив




Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры