Агафангел, митрГеоргий Титов, иер

Предисловие настоятеля Вознесенского прихода г. Барнаул иерея Георгия Титова.
Мне показалось уместным поместить на нашем сайте вслед за материалом ижевcких батюшек статью владыки Агафангела, написанную им в 1996 году.

Думаю, что изложенные в ней мысли поучительны в сегодняшней ситуации и для него самого, и для батюшек, и для меня, несомненно согласного обращением батюшек, и для Михаила Викторовича Назарова.

Позиции в длительной полемике изложены ясно, и дело, на мой взгляд, в перспективе может привести к размежеванию в той или иной форме.

С моей стороны это повод напомнить всем нам при всей нашей убеждённости в собственной правоте о том, что "Рассуждать православно о предметах веры можно только имея любовь к Богy и ближнему". Это предполагает , по крайней мере, уважительное отношение к оппоненту, честный спор с ним, а не искажение его аргументов.

И, если мы в своей полемике будем руководствоваться изложенным статье Первоиерарха критерием, то, несомненно, сохраним единство, так как вместе найдём при содействии Любви Истину. А Истина всё-таки одна. И едиными мы можем быть только в Ней.
Иерей Георгий Титов.

Во времена церковных нестроений решающее значение для христианина имеет исповедание им правой веры и пребывание в лоне истинной Церкви. Этого не так сложно было придерживаться в период спокойствия и стабильности, в котором пребывала Православная Церковь со времен крещения Руси до начала нынешнего века.

Однако “мятежный” дух, дух гордости, повсеместно распространившийся среди нас, не только радикально изменил социальное и экономическое устройство общества, но и внёс большой соблазн в ограду Церкви.

Православный человек вопреки своему желанию постоянно ставится перед выбором — где истинная Церковь.

Всеобщее разделение и раздробление Православной Церкви делает практически невозможным подробный анализ каждого отдельного случая такого разделения. Да и анализ не привёл бы к каким-либо результатам.

Нынешние разделения - это вопрос даже не догматический, поскольку новых догматов никто не выдумал и не исповедует, а, скорее, психологический и, в первую очередь, нравственный.

Догматическая высота православного вероучения, к сожалению, часто даже не принимается во внимание в межцерковных спорах. На первый план выступают земные, “человеческие” аргументы — национальные, традиционные, экономические и др.

Дух времени сегодня торжествует, и человеку православному все труднее становится сохранить свою веру, не исказив её под воздействием внешних сил. И вследствие этого все больше появляется возможностей для новых расколов и нестроений.

Невозможно объяснить пастве, например, Киевского патриархата неканоничность их положения, тем более невозможно это сделать пастве Московской патриархии. Люди в наше время перестали воспринимать слова: слово потеряло всякую ценность, будучи затаскано в делах сугубо земных, делах плоти — рекламе, политике, бизнесе и развлечениях.

Весомым аргументом продолжает ещё оставаться благочестие. Всякая “церковь” старается в своих рядах иметь как можно больше “святых”. Однако “святость” также нельзя признать решающим аргументом. Крайняя аскетика египетских отцов оказалась удобной почвой для ереси монофизитства. А сколько “святых”, поражающих воображение своими “подвигами”, в католической церкви и даже у восточных религий?

Традиционный в таких случаях аргумент, - “у нас чудеса от Бoгa, а у вас oт бeca”, - могут привести представители любой конфессии, и, скользя по поверхности сознания, такие доводы не приводят, да и не могут привести к какому-либо положительному результату. Потому что, по существу своему, это не довод а одна из форм самооправдания или самозащиты, пригодная практически для любого случая. “Я не хочу знать, что у вас, потому что все, что у вас - от дьявола”. Подобными аргументами фарисеи времен Иисуса Христа пытались дискредитировать чудеса и поступки самого Спасителя и Его учеников. Это уже некий психологический барьер, защищающий своё самосознание или свою веру.

Он хорош для человека, который действительно находится в лоне истинной Церкви. И катастрофа для тех, кто воздвиг этот барьер на пути благодати Божьей. В наши дни этот барьер стал непреодолимым препятствием у входа в ограду истинной Церкви Христовой.

Однако у нас, у православных христиан, есть сильное средство способное разрушить любые барьеры на пути к Богу. Именно посредством его, а не чудесами, Христос победил мiр, и именно оно лежало в основе всех действий Спасителя. Это единственное всепобеждающее средство — любовь, которая сокрушает все препятствия на своём пути, любовь не человеческая, страстная, которая только калечит и разрушает душу, а божественная, всепрощающая и торжествующая, которая может быть только среди истинно-верующих людей.

Одним из самых характерных признаков секты является отсутствие любви и крайняя озлобленность её членов, которые готовы буквально уничтожить всех, кто к ней не принадлежит. Также признаком секты является имитация любви, как это явлено у многих протестантов, пытающихся завернуть пустоту в привлекательную упаковку. В России они вначале твердили о том, что прибыли с добрыми намерениями проповедовать слово Божье, но затем выяснилось, что они полны ненависти к нашей истории, к нашей православной вере. Теперь они уже не стесняются открыто насмехаться над Церковью, причём совершенно не понимая духа и сути Православия, набрасываясь на какие-то внешние проявления или же приводя совершенно примитивные, давно обоснованно отвергнутые Церковью, аргументы против основных православных догматов.

Рассуждать православно о предметах веры можно только имея любовь к Богy и ближнему. Это тот критерий, который не позволяет соскользнуть с верного пути. Истинная любовь, по слову апостола, не превозносится, долготерпит, не злобствует. Не навязывает себя всем проходящим и демонстративно не кичится своей болью и своими скорбями. Прощает и милует своих обидчиков. Ничего не требует. Никому не завидует. Любовь долготерпит… Ждёт, когда прозреют сердца, оттают души, просветлеют мысли. Без этого невозможно обращение человека к Богу.

Свободная воля у всех нас, и только от неё зависит, куда мы обращаем свои взоры. Бог любит и ждёт нас - Церковь земная преддверие Его небесного чертога.

Мы отпадаем от Церкви в первую очередь тогда, когда отворачиваемся от божественной любви, когда гордость и злоба входит в наши сердца, когда земной расчет заслоняет вечную истину. Все отпавшие от Церкви — люди с охладевшими сердцами, утратившие возможность быть проводниками божественной любви. Или же просто безжалостно обманутые своими отпавшими пастырями, на авторитет которых несчастные возложили всё своё упование.

По-другому быть не может - в этом случае нет альтернативы. Всё остальное - канонические оправдания, разного рода обоснования и требования к этому прилагаются… Они уже вторичны.

еп. Агафангел, 1996 г.
Журнал “Русский Сигор” №№4-6, 2009 г.

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Алексий Родионов
"Если для апостола Павла, Иоанна Златоуста, Паскаля, Пушкина, Достоевского и сонма других...
Прот. Александр Малых
Олег, почему Вы считаете, что нам как священнослужителям, должно быть "хорошо известно,...
Олег
Вам как священнослужителям хорошо известно, что Королевский двор Дании засекретил на века,...
Надежда
Благодарю Вас, отец Михаил, за такое подробное, понятное разъяснение. Очень важно обращаться...
AlexeyPer
В 2015-2016 годах на сайте апологетического центра «Иринея Лионского» была опубликована информация...
Сергей
Это не удивительно, почему Королевский двор Дании, засекретил на века, частную переписку...
Юля
"Не знаете какого вы духа", Вячеслав!...
р.Б.вячеслав
Отец Максим Миняйло: «Перенос храма в другое место может сделать его строительство...
Кирилл
Дионисий! Читайте историю Церкви и отцов Русского Зарубежья, тогда поймёте почему РПЦЗ...
р.Б. Дионисий
Кирилл - это у вас по сути экуменическая экклесиология. Если вы разрываете...

Календарь

Другие записи

RSS-лента

Архив




Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры