Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. Картина Петра Геллера.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Бывает, подходит человек к зеркалу и замирает в ужасе: «Кто это? Что это?» А отражение как бы отвечает: «Это я, рожа твоя». «Нет», – противится молодящаяся дама, взирая на старуху в зеркале. «Нет», – морщится подряхлевший плейбой. Кто-то бежит делать пластическую операцию, кто-то решил не заглядывать в зеркала, но поток времени бежит безпощадно, унося прошлое, нашу молодостью, силу, красоту, жизнь.
Апостол Павел утешает стареющих христиан: «Мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор. 4:16). Так должно быть, и так, слава Богу, случилось в судьбах многих праведников. Однако как часто мы демонстрируем обратное. Осень жизни подошла вместе с сединами, морщинами, болезнями, а плодов всё нет. Нет даже мудрости житейской. «Венец славы – седина, которая находится на пути правды» (Притч. 16:31).
Как видим, венценосной становится только седина, следующая дорогой правды. Есть седина славы и есть седина нравственной тупости. О ней предупреждает народная пословица: «седина в бороду – бес в ребро».
Современный мiр стремительно стареет, но не мудреет. Всё больше молодящихся стариков и старух, всё меньше духовных старцев и стариц. Особенно грустно это наблюдать в церковной жизни, когда люди, как будто пожилые и имеющие высокие звания, ведут себя по-мальчишески глупо, разрушая то, что так долго созидалось великими предшественниками.
Вот опять мы слышим настоятельные предложения отказаться нам от названия «Приходы Русской Православной Церкви Московского Патриархата под омофором РПЦЗ». И приходится вновь и вновь объяснять, что нельзя путать ставленника Лжедмитрия I патриарха Московского Игнатия и священномученика патриарха Ермогена. Нельзя путать святого патриарха Тихона и священномученика Петра, Патриаршего Местоблюстителя, со ставленником советской власти патриархом Сергием (Страгородским). Нельзя не видеть разницу между Московской патриархией, созданной Сталиным и обновленной режимом Ельцина, и Московским Патриархатом – Поместной Русской Церковью. Но эти доводы как будто не слышат, вновь и вновь требуя отказаться от названия наших общин, чтобы кто-то не смущался.
Патриарх Московский и всея России Игнатий (1540-1620), ставленник Лжедмитрия I.
Священномученик патриарх Московский и всея России Ермоген (1530-1612).
Священномученик Петр (Полянский), Патриарший Местолбюститель, проведший многие годы в одиночной камере и расстрелянный в 1937 году, и святой патриарх Всероссийский Тихон.
Патриарх Кирилл (Гундяев) во время открытия памятника патриарху Сергию (Страгородскому).
Итак, от нас хотят, чтобы мы удовлетворили чье-то невежество и фанатизм, ведь очевидно, что за этим смущением стоят либо фарисейские амбиции, либо богословско-историческое невежество, либо интриганство, часто замешанное на русофобии.
Джон Хербст.
Джон Хербст и митр. Агафнгел (Пашковский) на богослужении.
Известно, сколько зла сделал нам одесский синод за наше открытое неприятие неопетлюровской революции на Украине 2014 года. Следуя рекомендациям своего серого кардинала и иподиакона экс-посла США на Украине Джона Хербста, одесский синод заклеймил нас как путинистов и раскольников. Что ж, хула и запреты предателей и врагов исторической России – это честь для православных христиан. У подлинно верующих людей первостепенным является вопрос: следуем ли мы по пути Господа?
В книге Притч сказано: «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч. 3:6). Если христианин исполняет волю Божию, то на нем подтверждаются слова псалма: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс. 31:8).
Всевидящее Око Божие на греческой иконе Страшного Суда.
Подлинно набожный человек никогда не забывает о всевидящем Оке Господа, взирающем на все наши дела, слова, мысли. И мы должны стараться всё совершать согласно святой воле Бога. «Се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему», – сказала юная Дева Мария в день Благовещения. Эти Ее глаголы перекликаются с тем, что произнес Господь в Гефсиманской саду, восходя на заклание: «Не Моя, но Твоя воля да будет».
Убежден, что наше решение называться приходами Русской Православной Церкви Московского Патриархата родилось не случайно. Оно стало плодом усиленных и напряженных молитв верующих наших гонимых общин в 2011 году.
Рождественское богослужение в походном храме Царя-Мученика Николая. Январь 2012 г.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Опять до нас дошла просьба сменить название, потому что у кого-то вызывают смущение слова «Московский Патриархат».
Тем, кто смущается, надо задуматься, а что именно смущает. Может быть слово «Московский»? А слово «Россия» не смущает? Если так, то приходится только пожалеть таких людей, потому что они попали в русофобские сети, расставляемые служителями мiровой антихристианской закулисы.
В защиту названия «Московский Патриархат» мы уже писали. Как будто доводы были достаточные. Можно привести еще следующие соображения.
Московский Патриархат и Московская патриархия – это разные понятия даже в Уставе МП. Согласно ему Московский Патриархат – это вся Русская Православная Церковь (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%82), а Московская патриархия – это управленческая верхушка, непосредственно руководимая патриархом Кириллом. Согласно Уставу МП в нее входят:
управление делами Московской патриархии;
административный секретариат Московской патриархии;
управление Московской патриархии по городу Москве;
служба делопроизводства Московской патриархии;
референтура Московской патриархии;
пресс-служба патриарха Московского и всея Руси;
личный секретариат патриарха Московского и всея Руси;
издательство Московской патриархии;
юридическая служба Московской патриархии
(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F).
Мы порвали именно с этой управленческой верхушкой, с Московской патриархией, но не с Церковью на Родине, не с Русской Православной Церковью, не с Московским Патриархатом. Это мы сделали потому, что Московская патриархия ведет людей по пути апостасии. Результатом этого пути является разрыв с Православной Церковью. Мы же хотим оставаться в нашей Церкви, в Московском Патриархате.
Позвольте еще процитировать, что мы говорили ранее по этому поводу:
«Дорогие отцы, братья и сёстры! С радостью хотим сообщить вам, что мы и наши приходы Русской Православной Церкви Московского Патриархата воссоединились с Русской Православной Церковью Зарубежом… На это мы получили благословение современного исповедника святого Православия – Патриарха Иерусалимского Иринея.
Прот. Михаил Карпеев и прихожане храма Царя-Мученика Николая с. Завьялово в Иерусалиме во время встречи с патриархом Иринеем. 2018 г.
Мы не ушли из Церкви, которая породила нас Духом, но желая очищения её жизни от всего чуждого Православию, стремимся к подлинному единству всей Русской Православной Церкви, одной из главных частей которой, наряду с Московским Патриархатом и Катакомбной Церковью, всегда являлась Русская Зарубежная Церковь» (http://kondakov.ws/blog/Zayavlenie-v-svyazi-s-prinyatiem-pr).
«Как Вы знаете, наши приходы воссоединились с Русской Зарубежной Церковью со статусом приходов Московского Патриархата Русской Православной Церкви под омофором РПЦЗ. Тем самым мы особо подчёркиваем незаконность узурпации сергианами под руководством чекистов церковной власти, произошедшей в Московской патриархии.
Надо помнить, что Московский Патриархат, созданный православными патриархами и царями, мало имеет общего с советской Московской патриархией. Последним законным патриархом был свт. Тихон. Его всегда признавали чада как Катакомбной Церкви, так и Русской Зарубежной» (http://kondakov.ws/blog/Vopros-Otvet-Kakoe-my-imeem-otnoshe).
Если же кто-то смущается названием «Московский Патриархат», считая, что это безблагодатная организация, приводя в оправдание слова свт. Филарета (Вознесенского) в одной из проповедей, то, во-первых, хорошо известны слова свт. Филарета, свидетельствующие о другой его позиции по отношению к таинствам МП.
Свт. Филарет (Вознесенский).
Так, например, в 1965 году он «четко заявил о трех частях Русской Церкви: Катакомбной, МП и Зарубежной ("Православная Русь". 1965. № 22). Причем в январском послании 1966 года он писал: «На нас, живущих на свободе, лежит долг не только сохранения в изгнании своей Веры неповрежденной, но и соблюдения верности своей гонимой Матери-Церкви, несмотря на то, что мы не можем иметь общения с Ее нынешним официальным возглавлением»; при этом первоиерарх РПЦЗ считал важным «наш голос протеста против преследования Церкви в СССР» ("Православная Русь". 1966. № 2).
В 1976 году Архиерейский Собор, отметив в "Послании русскому народу" исповедничество катакомбных верующих, обратился также к преследуемым священникам и мiрянам МП: «Мы лобызаем крест, взятый и вами на себя, пастыри, нашедшие в себе мужество и силу духа быть открытыми обличителями слабодушия иерархов ваших, сдавшимися перед безбожниками... Мы знаем о подвиге вашем, мы читаем о вас, мы читаем вами написанное, мы молимся за вас и просим ваших молитв о пастве нашей в рассеянии сущей. Христос посреди нас есть и будет!.. Жизнь Церкви жительствует и под гнетом безбожия, принимая, благодаря гнету и насилию, необычные часто в мирной обстановке формы, через оковы и цепи прорываясь к свободе духа и победе чад Божиих! Мы с любовью следим за этим процессом у нас на родине и радуемся ему» ("Православная Русь". 1976. № 20).
Архиерейский Собор РПЦЗ 1981 года.
В определении Архиерейского Синода от 12/25 августа 1981 года тоже говорилось, что отсутствие богослужебного общения с МП «не мешает тому, что со скорбью и любовью к своему народу мы наблюдаем за течением религиозной жизни в России. В одних случаях мы видим полное падение, а в других – по крайней мере, попытки даже при формальном подчинении Патриархии все-таки оставаться вне апостасийной политики ее вождей, стараясь каким-то образом совершать свое спасение и на территории антихристова царства... Наш интерес к событиям церковной жизни в России не может не отмечать и таких более положительных явлений на фоне полной апостасии. Мы должны не ограничивать свое внимание только на том, что заслуживает безусловного осуждения».
В приведенных примерах, несмотря на резкую критику и неприятие официальных структур Московской Патриархии, нет ни намека на ее церковную "безблагодатность". И эта позиция выражалась не только в общих словах посланий, но и в делах. Вспомним, как в 1960-1980-е годы Русское Зарубежье защищало гонимых верующих МП, таких, как мученик Борис Талантов; как издавались указы первоиерарха о поминовении гонимых священников МП; как по решению зарубежных архиереев шла поддержка (например, в рамках братства "Православное дело") многим клирикам и верующим МП, пытавшимся в 1970-1980-х годы отстаивать свои права, боровшимся за открытие храмов...
В соответствии с этим в конце 1981 года Архиерейский Собор РПЦЗ говорил о «Русской Церкви в Советском Союзе», которая «лишена возможности высказывать свое мнение и действовать согласно своему убеждению. Она зажата в тиски безбожной администрации». Поэтому зарубежный Собор взял на себя – «как малая часть всей Русской Церкви, но от ее имени» – миссию прославления Новомучеников и Царской Семьи, следуя также призывам верующих и клириков из МП ("Православная Русь". 1981. № 21)» (М.В. Назаров. Диалог РПЦЗ и МП: «Соединение может быть только в Истине». – М.: Русская идея, 2004. С. 138-138, https://rusidea.org/40108).
Во-вторых, мы не можем принять мнение о полной безблагодатности Церкви на Родине прежде всего потому, что не можем назвать своё служение в МП до 2011 года безблагодатным. В нашем отношении к таинствам, совершаемым сергианами, мы руководствуемся следующими словами сщмч. Кирилла (Смирнова), митр. Казанского:
Священномученик Кирилл, митр. Казанский. Фото в Бутырской тюрьме. 1934г.
«Сдается мне, что и Вы сами и Ваш корреспондент не разграничиваете тех действий митрополита Сергия и его единомышленников, кои совершаются ими по надлежащему чину в силу благодатных прав, полученных через таинство священства, от таких деяний, кои совершаются с превышением своих сакраментальных прав по человеческим ухищрениям в ограждение и поддержание своих самоизмышленных прав в Церкви. Таковы деяния епископа Захарии (Лобова) и священника Потапова, о коих Вы пишете. Это только по форме тайнодействия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположенными во священнослужении, не запрещенными, являются, несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающих к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду и своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви. Вот почему православному епископу или священнику необходимо воздерживаться от общения с сергианами в молитве. То же необходимо для мирян, сознательно относящихся ко всем подробностям церковной жизни»
(Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг./ Сост. М.Е. Губонин. – М.: Изд-во ПСТБИ, 1994. С. 702).
Важным для нас является и мнение единомысленного со свт. Кириллом Казанским сщмч. Дамаскина (Цедрика), еп. Глуховского:
Священномученик Дамаскин (Цедрик), еп. Глуховский.
«Встает и другой вопрос – имеет ли право кто-либо называть безблагодатными таинства, совершаемые в сергианских храмах, раньше, чем Церковь соборным решением отсечет согрешивших, предварительно призвавши их к покаянию и исправлению?
Отщетились благодати митрополит Сергий, Х, Y, Z, но пока они не отсечены – не действует ли в Церкви то положение, исповедуемое Церковью, что «вместо недостойных служителей алтаря Господь ангелов своих невидимо для совершения божественного таинства посылает». Если такое положение существует (я верую, что такое есть), то не благоразумнее ли потерпеть, не обвинять в беззакониях сознательного сергианства массы тех, кои страдают в душе от творимой беззаконниками неправды, кои нисколько не разделяют их мнений, но, не будучи в состоянии уяснить себе сущность наших расхождений, боятся ошибиться при самостоятельном выборе пути, находя же единственную отраду и утешение среди окружающего мрака и скорби в церковных службах, и посещают сергианские храмы?»
(Мазырин А., иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х – 1930-х годах – М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. С. 124.).
Комментарии
Оставьте комментарий