ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: В последние дни к нам приходили предложения убрать свои подписи под «Обращением клириков и мiрян российских приходов РПЦЗ», при этом не отрекаясь от своих убеждений.
Абсурдность подобной просьбы очевидна. Вы очень чётко и ясно, о. Александр, недавно это разъяснили.
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: То есть я сказал, что такие слова подобны речам язычников, которые увещевали христиан бросить ладан на языческий жертвенник, не отрекаясь при этом от Христа и продолжая веровать в Него как ни в чём не бывало. Только язычники говорили это искренно, не понимая невозможности такого компромисса, а наши оппоненты лукавят, ибо сами сознают, что таким образом они нас пытаются сломать духовно и нравственно.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Но я бы хотел заметить, что для нас подобное деяние было бы настоящим предательством.
Напомню, что когда мы собрались в богоспасаемом Богоявленском монастыре, у всех было понимание того, что подписывая Обращение, мы выполняем свой долг и защищаем Русскую Зарубежную Церковь от уничтожения. Тем более, что все собравшиеся, начиная от архиепископа Софрония и епископа Дионисия и кончая нами, грешными, обещали друг другу поддержку и помощь в создавшейся критической ситуации. Было решено, что если будут репрессии по отношению к кому-либо из подписантов, то мы признаем эти прещения неканоничными.
Поэтому в Обращении есть такие слова: «Распоряжения, смущающие нашу и нашей паствы совесть и по нашему убеждению нарушающие каноны Церкви и постановления Соборов РПЦЗ, исполнять не можем».
Конечно, нельзя исключать возможность того, что ещё кто-то, подобно иер. Сергию Криулину, откажется от своей подписи, вероятно, при этом прикрыв своё малодушие высокими рассуждениями о смирении и послушании и необходимости мира в Церкви. Но подобные слова мы уже слышали из уст священников Московской патриархии, когда они отказывались от борьбы с апостасией в церковной ограде.
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Да, совершенно верное замечание. Мы много раз слышали и читали подобные обоснования. Священники эти говорили, что самое главное — это единство Церкви, что надо брать на борьбу с отступлением благословение старцев и т. д. и т. п.
На это можно возразить так: единство Церкви возможно только на единстве в истине Христовой. Если кто-то отступает от православного Предания, то единства с таким человеком быть не может до тех пор, пока он не покается в этом своём отступлении и не вернётся к истине.
В нашем случае мы видим отступление от традиций РПЦЗ, превратное толкование правил и канонов нашей Церкви в обоснование этого отступления. Единства уже нет и путь к нему лежит через перемену тех, кто подобные вещи допускает. Если с этим ложно смириться ради единства Церкви, то сама Церковь тогда перестанет быть Церковью и мы изменим Христу.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Очень хорошо сказал об этом отец Александр из Петербурга: «Что касается "смирения". Смиряться нужно не перед митрополитом с папскими претензиями, а перед Богом. Св. отцы много писали о лжесмирении, которое паче гордыни и если у кого-то нет способности различения или рассуждения о происходящих событиях в Церкви, то им нужно помочь понять и правильно осмыслить эти события. Потому и нужно без промедления действовать».
К сожалению, сергианская идея о том, что прежде всего необходимо спасать церковную организацию, даже если при этом придётся поступиться принципиальными вопросами веры, крепко сидит не только в головах клириков Московской патриархии, но и в умах некоторых пастырей Русской Зарубежной Церкви. А ведь очень часто в истории Церкви организация была полностью разгромлена, но сама Церковь жила и являла великих адамантов духа. Вспомним хотя бы подвиг свв. новомучеников и исповедников Российских прошлого столетия.
И напротив, нередко бывает перед нами грандиозная церковная организация, но Церковью с большой буквы её никак назвать нельзя.
Отец Серафим (Роуз), один из самых выдающихся подвижников и мыслителей Русской Зарубежной Церкви, говорил о том, что все официальные церковные организации в конце концов подчинятся антихристу.
Вот, как он писал: «Их не будут заставлять соглашаться с идеями антихриста или его методами. От них будет требоваться только лишь признание его власти, что они и сделают ради сохранения иерархии, церковной организации, богослужения и возможности открыто принимать Христовы Тайны. Предательство с их стороны будет не в излишней привязанности к каноническим формам, а в том, что они ставят верность форме выше верности Христу».
Поэтому если кто-то захочет ради псевдосмирения отказаться от своих убеждений, чтобы быть в единстве с организацией, а не с истиной Христовой, погрешит прежде всего духовным безпамятством. Как говорил великий святитель Русской Зарубежной Церкви архиеп. Аверкий (Таушев), «забывают многие в наше время, что Церковь не какое-либо земное, человеческое учреждение а учреждение Божественное, высочайшее назначение которого есть спасение душ в жизнь вечную, что в ней не место какой-либо «политике» или «дипломатии» и недопустимо кривить душой, попирая совесть, во имя каких бы то ни было чисто земных целей, хотя бы и прикрывались они лживо фальшивыми лозунгами «мира всего мiра», «всеобщего блага» и даже мнимой «христианской любви» и «смирения», что сейчас так в моде».
Конечно, нас всех волнует предстоящий чрезвычайный Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви, и мы с вниманием прочли «Воззвание» одного из самых уважаемых архипастырей нашей Церкви, человека, который, мудро ведя корабль церковный, стремится удаляться от крайностей. Итак, давайте начнём читать «Воззвание».
«Верным чадам Сиракузской и Свято-Никольской, Оттавской и Канадской Епархий РПЦЗ. 05/18 Ноября 2014 г. Свв. мучч. Галактиона и Епистимии.
Дорогие во Христе Иисусе отцы, братие и сестры, верные чада Зарубежной Церкви!
В грядущий Воскресный день, 10/23-го ноября, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Зарубежная Церковь празднует память святителя Филарета Нью-Йоркскаго. Одной из ряда заслуг Владыки Филарета перед Зарубежной Церковью была его способность при строгом сохранении и соблюдении всех церковных Правил, Каноничности и Православности Вероисповедания, сохранять церковный мир и единство РПЦЗ.
В Зарубежной Церкви всегда допускались и уживались разные мнения. Даже по самым острым церковным вопросам, как наличие или отсутствие благодати в таинствах новостильников и в частности МП, каждый епархиальный архиерей мог выражать и придерживаться своего частного мнения, отклоняющегося и десно и шуйно от официально соборно принятой РПЦЗ позиции ожидания окончательного по этому вопросу надлежащего Определения грядущего Вселенского Собора.
Ныне корабль нашего спасения - Зарубежная Церковь, содрогается от упрямых ударов разномыслия, разрушающих наше церковное единство и христианскую любовь.
Трагизм происходящего ныне усиливается тем, что нестроение это вызвано главным образом аспектами политическими.
Для успеха проповеди Зарубежная Церковь, пребывающая в разных странах по всему мiру, и должна была, и старалась быть аполитичной, в связи с чем в ней находилось место и удобно чувствовали себя и монархисты, и демократы, и власовцы, и анархисты, и представители НТС, в равной степени, как кроме этнических русских, и представители разных рас и народов».
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Вот здесь хочется всё-таки заметить, что несмотря на свою аполитичность, Русская Зарубежная Церковь прежде всего в лице своих первоиерархов и голосом Соборов недвусмысленно говорила о необходимости возрождения России как православного царства, о несовместимости масонства и христианства. Поэтому, конечно, анархисты и могли прийти в храм Зарубежной Церкви, но никогда их чёрное знамя, равно как и знамя красное, или знамя петлюровское не развевалось над православным народом Русской Зарубежной Церкви. Никто не имел права покушаться на Предание нашей Церкви.
Те, кому была дорога «незалежная Украина», посещали другие церкви, в которых служили архиереи и священники, не имевшие общения с нашей Церковью.
Сейчас же ситуация изменилась: митр. Агафангел неоднократно выступал в поддержку украинских националистов, хотя их называл Блаженнейший митр. Антоний (Храповицкий) «почти такими же большевиками».
Если мы закрываем на это глаза и продолжаем поминать, как своего первоиерарха, митр. Агафангела, возникает вопрос: а являемся ли мы вообще членами Русской Зарубежной Церкви, которая никогда не склоняла своих колен ни перед красным знаменем большевиков, ни перед жёлто-голубым флагом украинских сепаратистов?
Конечно, мы не призываем всех идти против государственности Украины — у всех у нас могут быть разные политические убеждения, — но отказываться от традиций Русской Зарубежной Церкви мы не имеем права.
Обратимся далее к тексту «Воззвания».
«Мне, архиерею проведшему большую часть своего служения Зарубежной Церкви в монашеской тишине Святой Земли, как и всему подчиненному мне духовенству и пастве, больно переживать нынешние нестроения.
Политические разногласия не должны были достигнуть такого накала страстей в Церкви, состоящей из настоящих христиан, которые пребывают в мiре, но по Слову Божию “не от мiра сего”. Можно было бы понять и даже возрадоваться, если бы разладилась наша братия не по политическим настроениям, а в разночтении Отцов, в понимании Канонов, в предметах духовных, как имяславие или безблагодатность отщепенцев.
В связи с этим, обращаюсь к подчиненному мне духовенству и пастве и благословляю во всех приходах по Воскресной Литургии в день памяти Святителя Филарета Нью-Йоркскаго огласить сие Воззвание с амвонов и отслужить Владыке Филарету молебны, вознося свои святые молитвы о восстановлении в Зарубежной Церкви мира и о благопоспешестве предстоящего Архиерейского Собора РПЦЗ, решений которого мы все с надеждой и в духе послушания смиренно ожидаем.
+ Архиепископ Андроник Сиракузский и Свято-Никольский, Оттавский и Канадский.
Протоиерей Виктор Добров секретарь Сиракузской и Свято-Никольской Епархии».
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Вот такое воззвание. Что ж, трудно не согласиться с вл. Андроником. Действительно, мы должны особенно молиться во дни проведения Собора, но скажем не таясь: насколько подготовлен должным образом этот Собор? Ведь во время приготовления шла настоящая волна беснования и кощунства под руководством заправил «Интернет-собора»: архиереев и священников, подписавших Обращение, откровенно запугивали, против нас была устроена настоящая карательная акция в виде запрещения; а какие гадкие, грязные слова писали те, кто обязан быть гарантом стабильности и каноничности в Церкви!
Понятно, почему в таких условиях отказались ехать на Собор епископ Новгородский и Тверской Дионисий и епископ Верненский и Семипалатинский Ириней.
Вот только один комментарий, выставленный на «Интернет-соборе» за несколько дней до чрезвычайного Собора РПЦЗ (орфографию автора сохраняем): «Уже быстрей бы ВСЕ СУПЕРИСТИННОПРАВОСЛАВНЫЕВЕРНЫЕ вышли бы из состава РПЦЗ и под предводительством своего вечно недовольного но хитрожопого архиепископа, окормляемого назаровым зажили бы истинноправославной жизнью. Хватит воззваний и обращений пора уже переходить к делу.
ПС. Как же надоели уже бредни сумасошедших барнайльско-ижеских Мпешных попов их предводителей ДОКОЛЕ они будут безграмотный народ мутить????».
Подпись: «Контра».
И не только люди, близкие к первоиерарху, хорошо знают, кто скрывается под этой интернет-кличкой. Сбывается предостережение ап. Павла: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5:15).
Неужели эти люди будут определять направление Русской Зарубежной Церкви? Очевидно, что нет! Как прекрасно сказал вл. Дионисий, «нам с ними не по пути».
Это лжезарубежники заигрывают с еретиком-патриархом Филаретом и другими врагами нашей Церкви!
Это лжезарубежники не видят ничего страшного в том, что одним из руководителей Фонда помощи РПЦЗ стал свящ. Валерий Леоничев, известный пропагандист нацизма, русофобии, ереси хилиазма!
Это лжезарубежники отказываются замечать явное предательство православной России митр. Агафангелом (Пашковским)! Даже сожжение множества людей в Одессе не заставило его отказаться от антирусской истерии, которую он устроил на страницах «Интернет-собора», тем самым поддерживая тех, кто встал на путь истребления исторической России.
Так дух апостасии, разрушивший христианскую Европу в ХХ столетии, ворвался на всех парусах в век ХХI-й, и мы видим с вами, как этот тлетворный дух вьёт свои адские гнёзда в церковной ограде.
Многие порядочные архиереи и священнослужители, сталкиваясь с агрессивными и вероломными отцами-апостатами, пытаются как-то их задобрить, найти компромисс; они искренно хотят сохранить спокойную жизнь, оттого заметают раскалённые угли под ковёр, надеясь, что пронесёт и обойдётся. Это пустые надежды: договориться с теми, кто явно встал на путь служения аду нельзя; можно только им подчиниться. Но это путь не истинных членов Русской Зарубежной Церкви.
Не надо пытаться сохранить церковное единство на лжи по принципу: «хоть с грехом пополам, но без разделения; какой бы ни был, но всё-таки первоиерарх».
Божественный Учитель Христос говорит: «Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (Лк.12:51).
Отделять себя от злостных грешников — святая обязанность каждого православного христианина. Свт. Григорий Богослов учит: «Да не подумают, будто я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Когда идёт дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на всё, нежели приобщиться лукавого кваса и прилагаться к заражённым. Всего страшней — бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины».
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: В свете всего сказанного возникают большие сомнения, что предстоящий Собор будет голосом Русской Зарубежной Церкви. Поскольку, судя по всему, этим Собором будут руководить те, кто должны быть подсудимыми на нём, участникам этого церковного форума для торжества истины и правды нужно будет проявить твёрдую волю и компетентность в том, ради чего они собираются. К сожалению, как раз этих качеств не наблюдается пока у большинства из тех, кто решил ехать на Собор для разрешения проблем.
Очень не хотелось бы, чтобы на участниках этого высокого собрания сбылись слова архиеп. Аверкия (Таушева): «Не будучи в состоянии после продолжительной вековой борьбы, просто уничтожить Церковь, тёмные сатанинские силы в наши дни с особой ожесточённой энергией устремились на Церковь, пытаясь овладеть ею изнутри, дабы использовать её, в лице податливых служителей, в своих целях. Оскудение веры и истинной христианской любви помогает этому, а тщеславная погоня за рекламой и суетной славой и искание материальной выгоды прямо идёт навстречу этим сатанинским планам.
И вот, в результате, та печальная картина, которую мы теперь наблюдаем: соль обуевает».
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Как мне видится, есть единственный путь примирения между братьями – это Любовь. Любовь к Истине, прежде всего.
В последнее время очень часто стали раздаваться слова о том, что в сегодняшней печальной ситуации, в которой оказалась наша Церковь виновата «контора».
Возможно, и даже наверняка, можно сказать, что не обошлось без помощи сильных мiра сего. В течение тех лет, когда мы оказались в спасительной гавани РПЦЗ, постоянно звучал зудящий голос ряда некоторых клириков и их прихожан о том, что вокруг нас одни враги, в том числе и среди чад нашей Церкви.
Однако стоит заметить, что если бы среди всех членов РПЦЗ царствовала любовь, а не подозрительность, то никакие козни так называемой «конторы» не смогли бы достичь своей цели. Ибо любая подозрительность, клевета, навет, поклёп, зависть — всё бы это разбивалось о нерушимые стены Любви.
Но когда мы увидели, как лицемерно ведут себя некоторые люди, не желающие примирения и до соборного обсуждения уже называющие наше справедливое безпокойство, вызванное нарушением канонов, расколом, то стало ясно, что не примирения они ищут, но исполнения своих честолюбивых планов.
Поэтому и нынешнее так называемое примирение не может называться таковым, пока виновники церковного смущения, возникшего благодаря односторонним политическим пристрастиям некоторых членов нашей Церкви, попытавшихся поставить нашу Церковь на службу определённой политической системе; и пока нарушители правил нашей Церкви, которые провели заседание Синода без надлежащего количества собравшихся и при этом приняли решения, находящиеся в компетенции Архиерейского Собора, не покаются в содеянном.
Не один раз мы слышали и читали обращения архиереев, священников, мiрян общин нашей Церкви прекратить деструктивную деятельность сайта Интернет-Собор ради мира церковного, но и по сей день этот интернет-позор смущает умы заходящих на его виртуальные страницы.
Примирение может быть только в истине. Лукавить, признавая за собой вины, в которых мы не согрешили, означает лишь примирение с ложью. Мир с ложью для нас невозможен. Пусть лжецы обратятся к остаткам своей сожжённой совести и найдут в себе силы принести покаяние перед Богом и церковным народом. Тогда с радостью мы примем такое примирение.
Комментарии
Оставьте комментарий