ДобровГ Опалённые войной
Добров Г. Из серии "Опалённые войной". 1974-1980.

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Сегодня в дни празднования победы над нацистской Германией мы слышим часто повторяемые высокими руководителями заявления о том, что нельзя переписывать историю Великой Отечественной войны. Да, действительно, нельзя переписать историю этой великой и страшной войны, ибо она написана не чернилами, а слезами и кровью десятков миллионов людей. Но если говорить об истории, которую пишут историки, может ли кто в здравом уме и памяти сказать, что вся летопись Второй мiровой войны написана?

Тем более, что у нас в стране уже писали историю Великой Отечественной войны под Сталина, потом под Хрущёва, потом под Брежнева; в 1990-е годы пытались заново написать историю тех страшных лет. Так какая же история соответствует реальной исторической правде, когда столько мифов и нагромождений?

Мне вспоминаются слова нашего выдающегося писателя-фронтовика Виктора Астафьева. Он говорил, что о войне столько наврали и так запутали всё, с ней связанное, что война сочинённая затмила войну истинную.

Мы, православные христиане, ни в коем случае не должны смотреть на наше прошлое глазами неверующих людей, тем более тех, кто был безбожником. Странно, когда в наши дни рассказываются безконечные мифы и сказки о больших советских руководителях и военачальниках, как о великих сынах Русской Православной Церкви. При этом то, что эти, пусть по-своему выдающиеся люди, в течение десятилетий так или иначе принадлежали к системе, уничтожавшей православную веру и христиан, ничего не говорится.

Конечно, интересен и уникален опыт каждого, но для нас важна прежде всего точка зрения тех, кто свидетельствовал о евангельской правде жизнью своей. Потому что человек, пребывающий во Христе, начинает совсем иным образом, чем люди, находящиеся вне Церкви, смотреть на окружающий мiр.

За мои многие годы пастырской практики мне приходилось часто общаться, исповедовать и даже становиться духовником ветеранов Великой Отечественной войны. И вот что интересно! До своего обращения и воцерковления эти люди действительно судили о прошлом в духе советской пропаганды, но, когда они по-настоящему принимали Господа нашего Иисуса Христа, как своего Бога и Спасителя, то начинали смотреть в своё прошлое совсем иным образом, отделяя доброе от злого. Поэтому, когда в наше время пытаются якобы от имени ветеранов восстанавливать культ Сталина и при этом почтенные иерархи вместо того, чтобы возвысить свой голос в защиту правды и многих миллионов убиенных, потворствуют этим настроениям, всё это достойно великой печали и сожаления. Тем более то, что мне приходилось слышать как от верующих, так и от неверующих ветеранов Великой Отечественной войны, как правило входило в явное противоречие с мифами сталинско-брежневской пропаганды.

Но есть и другая опасность, когда иные также якобы во имя правды пытаются зачеркнуть подвиг нашего народа в годы Второй мiровой войны.

Причём находятся и такие, кто ссылается при этом на авторитет Русской Зарубежной Церкви. Мол, митр. Анастасий благословил власовское движение, и поэтому РПЦЗ — это Церковь власовцев. И более того, эти новоявленные сектанты пытаются развивать миф о том, что якобы наша Церковь находилась в единстве в вождями Третьего Рейха.

Да, митр. Анастасий благословил РОА, желая, чтобы это движение стало истинно русским и патриотическим. Но при этом великий первоиерарх никогда не благословлял Гитлера и его карателей на завоевание России, никогда не осуждал тех, кто, руководствуясь своими христианскими убеждениями, сражался с нацистским зверем. Более того, он ещё за несколько лет до начала Второй мировой войны говорил об антихристианской сущности не только нацизма, но и фашизма.
Анастасий митр и Русский корпус
Посещение митр. Анастасием Русского Корпуса. Белград. 1941г. 

15/28 июля 1936 года митрополит Анастасий ясно высказался на Свято-Владимiровском торжестве в Белграде: «Фашизм — такой тип государственного устройства, какой никак не может быть нашим идеалом. Он основан на началах принуждения, простирающихся на самую идеологию человека. Но вне свободы — нет нравственного подвига и нет нравственной ответственности. Без последних же мы не мыслим русского православного государства» (Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. Нью-Йорк, 1945. С. 34)

И от этих своих слов митр. Анастасий никогда не отрекался, даже тогда, когда оказался под игом нацистской Германии и ему грозила скорая расправа. Нацисты запретили совершать свою миссию Русской Зарубежной Церкви на оккупированных территориях России, зная её патриотическую позицию. Но, несмотря на это, Церковь, как могла, жертвенно помогала своему страждущему народу.

Митр. Анастасий был праведным кормчим нашей Церкви, управлявшим ей согласно завету свт. Василия Великого, писавшего, что предстоятель «должен всё делать и говорить с осмотрительностью и по многом испытании и засвидетельствовании различать доброе или лукавое и направлять членов Христовых, к чему каждый обязан». И архипастырь всегда помнил напутствие св. ап. Петра: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принуждённо, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наслединем Божиим, но подавая пример стаду» (1Пет. 5:2-3).

А вот как говорил от лица нашей Церкви о подвиге русского народа в годы Второй мiровой войны великий первоиерарх РПЦЗ.

«[Наша Родина], осиянная славою своих побед, — пишет митрополит Анастасий в октябре 1945 года, — в которых так ярко проявили себя русский военный гений и исконная доблесть нашего солдата, собравши снова в своих руках свое достояние, отторженное от нее судьбами истории, и распространивши свои границы до их естественных пределов... могла бы быть подлинно благословенной и счастливейшей страной в мире, если бы в ней водворился новый порядок жизни, основанный на камне нашей отеческой православной веры и на началах полной свободы, братства и правды... Об этом мы не перестаем молить Всевышнего теперь, когда Россия находится на новом переломе своей истории. Наша молитва столь же искренна, как и наша любовь к своей родине» (Сборник избранных сочинений Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия. Джорданвилл, 1948. С. 228).

При этом святитель, как и вся Русская Зарубежная Церковь, оставался безкомпромиссным борцом с безбожным советским коммунизмом.

А вот как кратко и ясно излагает с точки зрения нашей Церкви трагедию России 1941-1945 годов блаженный архиеп. Иоанн (Максимович).
Иоанн Шанхайский
«В 1939 году началась Вторая Мировая война, в которую оказалась втянутой и Россия, управляемая советской властью. Народ ожидал, что война принесет освобождение от советской власти и в начале войны сдавался целыми частями, не желая защищать своего угнетателя. Однако, когда народ понял, что идет борьба против России, которую германцы хотят покорить себе, он поднялся на защиту Отечества.
Pogibshie Pulemetchiki
Они сражались за Родину
 

Советская власть использовала народный порыв. Видя, что таящаяся в народе вера во время войны стала неудержимо прорываться, что удержать ее нет возможности, т.к. она по-прежнему является главной внутренней силой миллионов русских, советская власть решила временно пойти на уступки и оказать внимание Церкви, сделать народ своим союзником в тяжелой борьбе, в которой она легко могла быть смятой без народной поддержки.

Были открыты некоторые храмы, возвращена часть мощей, взятых в музеи. Это была лишь небольшая часть святынь и церковного достояния, захваченного советской властью, и однако в этом многие увидели изменение отношения советской власти к Церкви.

Советская власть допустила выборы патриарха и допустила видимую свободу Церкви, однако в сущности нисколько не облегчила положения Церкви. Патриарх и его Синод были под строгим надзором власти и ничего не могли совершить без ведома представителя советской власти – председателя Совета по Делам Православной Церкви, и должны были следовать его указаниям. В этом нет никакого сходства с положением Святейшего Синода в Царское время. Русский царь и его правительство были православными и стремились к благу Церкви, и если и тогда бывали случаи, когда представители власти обер-прокуроры не правильно понимали интересы Церкви и действия их бывали вредны для нее, однако, то были отдельные эпизоды, вредные, но не представлявшие систематического разрушения Церкви.

Теперь же советское правительство является коммунистическим, безбожным в своей основе и идее, поставившим себе целью уничтожение всякой религии, как суеверия, и насаждение атеизма. Могут быть временные уступки, могут быть разные тактические приемы, но основная цель остается неизменной. Используя церковную власть и Церковь для достижения своих политических целей, Советское правительство заранее подготовляет удар для нанесения Церкви, когда оно найдет это возможным и удобным. Доказательства и примеры такой гибкости советской политики мы видим во всех областях. Советское правительство, когда ему было нужно, широко использовало патриотизм Русского народа и проявляло себя, как подлинно русское правительство, однако еще не успела окончиться война, как русские патриотические лозунги были отброшены, правительство на первое место поставило интернациональную политику и цели коммунизма, хотя пока не отказалось полностью от русских исторических целей, для нее сейчас выгодных. Допустив усиление влияния армии и ее начальников во время войны, советское правительство разделалось со ставшими популярными военачальниками и послало в ссылку многих отличившихся воинов, объявив, что весь успех войны надо приписать коммунистической партии. Завязав приятельские отношения с разными иностранными правительствами, советские вожди, затем круто переменились и стали обливать грязью тех, кто с ними обнимался. Призывая во время войны поддержать целость и славу Отечества, после войны Советское правительство предало смерти многих видных русских патриотов.

Так и в отношении Церкви, коммунистическое правительство в противность своему основному мировоззрению поддерживало Церковь, имея в виду уничтожить все ей разрешенное и самую Церковь, когда она станет ей не нужна»
(Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский. "Краткая история РПЦЗ").

ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Очевидно, что для христианина польза духовная неизмеримо выше пользы сиюминутной, материальной.

Каждое историческое событие мы призваны оценивать с точки зрения Евангелия. Благая Весть сообщила нам, что Бог пришёл в мiр, чтобы стать человеком ради избавления нас от прародительской клятвы. Кровью своей, своими страданиями и славным Воскресением Богочеловек Иисус Христос избавил нас от вечной смерти. Каждого человека Бог принимает. Нужно лишь желание. Человек любой расы, любого общественного положения, любых умственных способностей может стать гражданином Небесного Иерусалима.

Лишь отвергающий Бога, сознательный гонитель его Церкви, равнодушный к вере, не признающий Христа Богом и Спасителем не может быть причастником Царствия Небесного, пока не покается и встанет на путь спасения.
Казалось бы это знают не только священнослужители, но и все христиане. Но что же мы наблюдаем сегодня?

Избавление страны от нападения Гитлера празднуют, используя антихристианские символы.

Но разве можно, например, память людей, погибших в Харькове зимой 1941-42 гг. от голода, искусственно устроенного немецкой оккупационной администрацией, отмечать в окружении коммунистических флагов. Ведь коммунистический режим принёс этому городу, как и всей нашей стране ещё большие беды.

Вместо всенародного покаяния, благодарственных молитв и осмысления, за что и почему была эта война, мы наблюдаем реставрацию прежнего греха. Как будто безчисленные бедствия нас ничему не научили. А может быть те, которые осмысли ту беду прежде уже почти все ушли в мiр иной, и говорят от их имени совсем по-другому понимающие ту войну люди?

Но кто же может этих, новых людей, говорящих за ушедших, научить правильному, т. е. христианскому пониманию произошедшей трагедии? Конечно, только Церковь. На людях церковных сегодня лежит большая ответственность за то, как вспоминают в наше время весну 1945-го года.

Непримиримость ко греху и любовь к человеку, вот что должно отличать христианина от людей века сего. И это нужно проповедовать мiру, дабы, пока есть ещё время, привести ко Христу как можно больше людей.

ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Да, действительно, история войны в советское время столько раз переписывалась в угоду политическому моменту, что когда ныне слышишь о запрете это делать, то с одной стороны это кажется правильным, а с другой — возникает вопрос: на какой из исторических версий решено остановиться? Очевидно, что все послевоенные версии ущербны.
ВАстафьев
Писатель-фронтовик Виктор Астафьев, вспоминая слова Константина Симонова «Всю правду знает только народ», говорил, что теперь этой правды о войне никто не знает, знают образ войны, созданный художественным кинематографом и миллионами лживых книг.

Официальная история войны писалась, чтобы скрыть преступления коммунистического режима против народов России. Тем, кто используя праздник Победы, пытается прославлять советский строй и его вождей, хочется ответить словами фронтовика и инвалида войны Астафьева: «Сколько потеряли народу в войне-то? Знаете ведь и помните. Страшно называть истинную цифру, правда? Если назвать, то вместо парадного картуза надо надевать схиму, становиться в День Победы на колени посреди России и просить у своего народа прощения за бездарно выигранную войну, в которой врага завалили трупами, утопили в русской крови».

И чтобы покончить раз и навсегда с переписыванием истории, нужно принципом отношения к нашей истории сделать не очередную политическую конъюнктуру, а стремление к правде. Не могу удержаться, чтобы еще раз не привести слова Виктора Петровича: «Те, кто врёт о войне прошлой, приближают войну будущую. Ничего грязнее, жёстче, кровавее, натуралистичнее прошедшей войны на свете не было. Надо не героическую войну показывать, а пугать, ведь война отвратительна. Надо постоянно напоминать о ней людям, чтобы не забывали. Носом, как котят слепых тыкать в нагаженное место, в кровь, в гной, в слёзы, иначе ничего от нашего брата не добьёшься».

И ещё. Только тогда мы сможем извлечь из нашего прошлого пользу для себя и для страны, когда покаянно осознаем то, в чём каяться необходимо. Замечательно писал Виктор Астафьев: «Я-то, вникнув в материал войны, не только с нашей, но и с противной стороны, знаю теперь, что нас спасло чудо, народ и Бог, который не раз уж спасал Россию — и от монголов, и в смутные времена, и в 1812 году, и в последней войне, и сейчас надежда только на Него, на Милостивца. Сильно мы Господа прогневили, много и страшно нагрешили, надо всем молиться, а это значит — вести себя достойно на земле, и, может быть, Он простит нас и не отвернёт Своего милосердного лика от нас, расхристанных, злобных, неспособных к покаянию».
Виктор Астафьев
Выдающийся русский писатель Виктор Петрович Астафьев

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Сергий, мы никоим образом не хотели осуждать о. Сергия. Цель нашего...
Кирилл
Сергий, насколько видно из видео отцы весьма мягко выразили своё мнение. Дай...
Сергий
Отцы, считаю необходимым задать очень важный вопрос? Вы перед тем как осуждать...
Надежда Загребина
Прошу прощения ,исказила имя моего оппонента Аполлинарий!...
Надежда Загребина
Апполинарию: "И тут Остапа понесло"...первое, что пришло в голову, читая Ваш комментарий....
Николай раб Божий
Апполинарий! Разве преподобный Серафим почитал безбожников, вроде Сталина? И напомню ещё. Ижевские...
Аполлинарий
Отцы, чтобы рассудить воскресшего Серафима Саровского, в лице схиигумена Сергия, для начала...
Name
>Не случайно блистательный черносотенец Пуришкевич стал гнусным убийцей Друга Царской Семьи Григория...
прот. Георгий Титов
Дорогие батюшки, о. Сергий, о. Михаил, о. Александр! С престольным праздником вас...
Юрий
Уважаемые отцы! Вы блестяще провели анализ писем митр. Кирилла и отца Сергия...

Календарь

Другие записи

RSS-лента

Архив




Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры