Спустя четыре года после объединения части РПЦЗ с Московской патриархией особенно заметно, что день 17 мая так и не стал "красным листком" церковного календаря для всех сторон унионального процесса. Непосредственные церковные возглавители объединения, Патриарх Алексий и митрополит Лавр, очень быстро ушли со сцены. Для сегодняшней иерархической верхушки РПЦ МП Зарубежная Церковь потеряла всякий интерес, переместившись на дальнюю строчку в списке автономных образований в составе РПЦ МП. "Ревнители" внутри Московского патриархата так и не почувствовали свежих веяний, направленных на оздоровлении церковной жизни. Но похоже, что разочарование объединением растет внутри РПЦЗ МП, ведь там его сторонники как раз получили то, что хотели: полноту церковных отношений внутри церквей "мирового православия" и уютное чувство близости с исторической родиной.

Зато те православные на родине, кто, не разрывая общения с РПЦ МП, опирался на высокий нравственный авторитет "белой" Церкви, на ее убедительные канонические позиции, и питал надежды на появление с ее помощью нравственной оппозиции, действующей против мертвящего мирского духа, господствующего среди патриархийной иерархии, чувствуют себя обманутыми. Все изменения от объединения выразились в том, что портреты архиереев РПЦЗ МП появились в официальном патриархийном календаре. Согласитесь, очень небольшой результат.

Символически процесс объединения "белой" и "красной" Церквей выражается в цвете богослужебных облачений, в которых духовенство служит в пасхальные дни, на которые и приходится месяц май. Если мы обратимся к образцовой для РПЦЗ книге протопресвитера Валерия Лукьянова "Богослужебные заметки", выпущенной в 2001 году, в которой собраны под одной обложкой статьи священника, публиковавшиеся в церковном журнале "Православная Русь", то увидим, что в соответствующей главе на Пасху и Пятидесятницу традиция, идущая еще с древних времен, определяет служить в белых облачениях. В храмах РПЦ МП в самый главный для христиан праздник служат в облачениях красного цвета. Данный обычай еще не стал превалирующим в храмах РПЦЗ МП, но епархиальная фотохроника показывает, что "процесс пошел". Оттенки красного вошли в моду в зарубежный приходах Московского патриархата.

Это зримый признак того, что анонсируемый высшими государственными чиновниками РФ в 2007 году процесс церковного объединения, как "конец Гражданской войны", на самом деле привел фактически к поражению одной из сторон, причем, далеко не той, на которой традиционно находились чада РПЦЗ.

Установление церковного общения с экуменической и сергианской иерархией, без всяких предварительных условий покаяния, хотя бы в ее исторических грехах, фактически низвело иерархию РПЦЗ(Л) до ее уровня, если не еще ниже. Спустя четыре года мы видим, что произошло не объединение на основе торжества Истины, а почетная капитуляция части РПЦЗ, согласившейся войти в состав победителей на сносных условиях.

Если обратиться к проповедническому наследию одного из ярких деятелей РПЦЗ, архиепископа Аверкия (Таушева), то мы увидим, что заметная часть его проповедей посвящена обличению теплохладности заграничной паствы, поддающейся духу сребро- и комфортолюбия, социального конформизма и буржуазного благочестия. Святитель призывает паству не угашать аскетических усилий, не отступать от идеалов раннего христианства и русских Новомучеников. События 2001-07 годов показали, что для части чад РПЦЗ это были не пустые слова. Однако, как всегда и бывает в истории, большая часть предпочла аскетам патриотов, а мученикам - церковных администраторов. События того периода размежеваний и распада исторической РПЦЗ, продемонстрировали, что большей части ее паствы ближе не идеалы "священной борьбы за святое Православие", а спокойное членство в "русском клубе" с общей трапезой по воскресным дням, что собственно им и обещали при объединении.

Наиболее ярко нежелание иметь свое суждение выразилось в уничтожении духовных центров РПЦЗ. Первой жертвой стал Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, в котором сегодня практически исчезла монашеская жизнь и прекратила работу всеправославно известная типография. Священноначалие РПЦЗ МП признало, что для ее нужд достаточно изданий и типографий "Церкви в России".

В новой "объединенной" Церкви РПЦЗ стала практически безгласной. Раньше (и до сих пор) голоса ее интеллектуальных лидеров имели общецерковное значение. Например, практически любой интернет-сайт РПЦ МП до сих пор не возможно себе представить без материалов архиепископа Аверкия (Таушева) по Священной истории Нового Завета, епископа Александра (Милеанта) по сектоведению, работ и книг прот. Михаила Помазанского, прот. Серафима Слободского, иером. Серафима (Роуза) и других духовных писателей. Их наследие используется в РПЦ МП практически повсеместно.

Но мы не видим на многочисленных ресурсах и в печатных СМИ, подконтрольных РПЦ МП, материалов современных иерархов РПЦЗ, которые возвысили бы свой голос на общецерковном уровне. Более того, не слышно даже плодовитых в прошлом авторов, бывших активными архитекторами унии. Где голоса прот. Виктора Потапова, прот. Николая Артемова, свящ. Николая Савченко? Их перестали интересовать общецерковные проблемы или они перестали интересовать священноначалие? Многих из лидеров объединения отодвинули от церковных должностей сразу после завершения процесса.

Последнее громкое событие с участием автономного голоса РПЦЗ МП было связано с книгой прот. Георгия Митрофанова "Трагедия России: запретные темы истории XX века", в защиту которого от травли было выпущено послание зарубежного Синода.

В церковном смысле никакого "разбавления" епископата РПЦ МП консервативным епископатом РПЦЗ не произошло. Налаженная в РПЦЗ внутрицерковная, внутриепархиальная жизнь, построенная на началах соборности, уважения епископов к клирикам и клириков к пастве, финансовая прозрачность приходской и епархиальной жизни так и остались "в зарубежных резервациях".

Собственно эпоха беззакония в РПЦЗ(Л) с инъекцией сергианских и постсоветских норм церковного строительства началась еще с 2001 года, с объявления курса на унию с РПЦ МП. Очевидцы его подготовки достаточно написали про ложь и манипуляции церковным народом. Поэтому вполне можно сказать, что произошла успешная спецоперация, сделанная земными, а не духовными властями. Они достигли того, что хотели: зачистили пространство от несогласных (кого-то даже, как они выражаются на своем жаргоне, "замочили") и полностью установили контроль над имуществом. Была блестяще повторена операция по уничтожению дальневосточного центра РПЦЗ 1945 года.

Через год заканчивается пятилетний период автономного существования приходов РПЦЗ МП в России, которые должны влиться в существующие епархии Московского патриархата.

Видимо, тогда же начнутся и более активные процессы перераспределения влияния внутри самой РПЦЗ МП. Первая часть задачи - заставить меньшинство признать правила игры - уже выполнена.

К счастью, историческая миссия РПЦЗ все-таки не пропала втуне. Если коротко, то она выражается в том, что 95 % ее приходов в России и около 30 % в зарубежье на унию не пошли. И это тоже важный повод не забывать историческую дату 17 мая 2007 года.

Протоиерей Алексий Лебедев,
для "Портала-Credo.Ru"
Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Сергей
Спасибо. Интереснейшая статья, но одно непонятно: величайшими империями были Китайская и уж...
МВН - Юрию
Следует отметить, что уважаемый мною владыка Феофан не всегда бывал точен в...
МВН - р.Б. Дионисию
Посмотрите, пожалуйста эти материалы. м.б. там найдете некоторое объяснение: Ответы на вопросы...
Юрий
Р.Б. Дионисию. Уважаемый Дионисий! Мне, кажется, что Вы слишком поздно начали...
р.Б.Дионисий
Если уж начинать исследование вопроса о том насколько богоустановлено царство, то мы...
Юрий
Уважаемые Отцы! Разрешите сделать ряд дополнений к теме "Борьба РПЗЦ с...
Алексий Родионов
теперь про восстановление патриаршества: "Это было делом, казавшимся поначалу невозможным, т. к....
Алексий Родионов
В этой статье затронуто сразу несколько довольно болезненных вопросов. Первый из них...
Юрий
Уважаемые Отцы! Полностью с Вами согласен. Простите меня грешного, что шутка не...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Юрий, мы убеждены, что идея с биобомбами – обыкновенное хулиганство. Употребление...

Календарь

Другие записи

RSS-лента

Архив




Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры