Покаянные думы

8 марта 2019

Изгнание из рая. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Изгнание из рая. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд.

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: «И воззвал Господь Бог Адаму: где ты?». Всезнающему Господу не нужны пустые слова, Ему необходим ответ кающегося сердца. Но вместо этого прозвучало самооправдание и обвинение Евы и даже Самого Бога: «Жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева и я ел» (Быт. 3:12).

Вам это ничего не напоминает? У нас всё время кто-то виноват, кто-то, но не я. А тем временем ежедневно, ежечасно, ежесекундно звучат слова Господа «Где ты?», обращенные к человечеству и отдельно к каждому из нас.
Где ты, мать, идущая на убийство неродившегося ребенка? Где ты, мужчина, упивающийся вином и водкой? Где ты, человек, растлевающий свое тело и душу в безудержных сексуальных страстях? Где ты, пастырь, монах, мирянин, если рядом с тобой творят беззаконие содомиты, сергиане и прочие оборотни в рясах?

Ну а мы? Мы всё время оправдываемся. Конечно, силы зла не дремлют, но где же ты? Богу нужно знать от тебя не имена врагов, а твое покаяние.
Святой царь и псалмопевец Давид, когда понял, что пал, не стал обвинять других, нет, он решительно и безповоротно прогневался на свой личный грех и воззвал к Богу вечными глаголами 50-го псалма. Так должно поступать и нам.

Псалмопевец Давид   Покаяние. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Псалмопевец Давид - Покаяние. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд.

В истории каждого народа есть страницы, которые хотелось бы забыть, но забывать нельзя. Во-первых, потому что это поможет нам не повторять ошибки; во-вторых, это будет побуждать наши души к покаянию. Сто лет назад Россия сгорала в огне гражданской войны, истекая кровью лучших своих сынов и дочерей. Но почему большинство не стало на сторону новомучеников Российских и белых героев? Кто виноват? Мировая закулиса? Троцкий (Бронштейн) и другие еврейские комиссары? Латышские стрелки? Китайские наемники? Но ведь рядом с ними были миллионы русских людей. И еще больше оказалось наших соотечественников среди равнодушных, тех, кто постарался просто отсидеться. Их совесть не разбудили предательский Брестский мир, убийство святой Царской Семьи, осквернение мощей преподобного Сергия Радонежского и других святых земли Русской, красный террор. Конечно, многие из этих людей потом проснулись, но для страны было уже поздно.

Плакат троцкий
Плакат Белой армии "Троцкий - палач русского народа".

Плакат почему ты не в армии
Плакат Белой армии "Почему ты не в армии?".

Признаком подлинно нравственного общества и отдельного человека является умение критически оценивать свое прошлое, помнить по-христиански не только о своих взлетах, но и о падениях. Недавно с большим размахом отмечалось 30-летие вывода советских войск из Демократической Республики Афганистан. Было сказано много, но о покаянии ни слова.

Игорь Николаевич Родионов
Министр обороны Российской Федерации генерал армии Игорь Николаевич Родионов. В 1985-1986 годах командовал 40-й армией в Афганистане, был уполномоченным правительства СССР по делам временного пребывания советских войск в Демократической Республике Афганистан.

В 1982 году я мальчишкой вместе со своими единомышленниками распространял листовки и расписывал московские подъезды словами «Долой кровавую войну в Афганистане». Мы шли на риск, понимая: эта война несет смертельную угрозу прежде всего нашей Родине. И мне спустя десять лет было радостно узнать, что не только академик Сахаров и другие диссиденты, но и крупные советские военачальники выступали против ввода войск в Афганистан.
Тогда мне приходилось трудиться в инициативной группе комитета «Церковь и Армия». Я познакомился с ректором Академии Генерального Штаба, будущим министром обороны Игорем Николаевичем Родионовым. Он говорил об афганской авантюре, как о грязной войне. Приходилось сражаться не просто с душманами, но с подавляющим большинством афганского народа. Мнение генерала армии Игоря Родионова более, чем авторитетно в этом вопросе, ведь именно он возглавлял 40-ю армию в Афганистане в самый трагический период, показав себя в тяжелейших условиях выдающимся советским военачальником.

Мне довелось много общаться с бывшими воинами-интернационалистами, с некоторыми я ездил в горячие точки, у иных принимал исповедь, поэтому мнение об этой войне у меня вполне определенное. Нельзя ставить знак равенства между доблестью наших солдат и преступной затеей престарелых вождей КПСС. Члены Политбюро Устинов, Андропов и другие «товарищи» попытались навязать безбожный, коммунистический режим мусульманской стране. В ответ получили народную войну.

По мнению некоторых авторитетных участников тех событий, не исключена возможность, что ЦРУ способствовало принятию этого «ошибочного» решения. Зная неписанные правила советского руководства, они умело использовали коммунистические инстинкты. Во всяком случае мы можем с уверенностью утверждать, что афганская война принесла не только несчастье народу далекой страны, но и способствовала в конечном итоге гибели Советского Союза и, что самое страшное, расчленению территории исторической России на незалежные государства.

Вспоминая эту войну, не пыжиться, не надувать щеки и гордиться надо, а каяться, каяться не только перед людьми, но прежде всего перед Богом.

жертвы афганской войны

ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче...» – поём мы в эти святые дни. Если бы люди смогли вместить эти слова, то жизнь стала бы совсем другой. Но каждый год происходит одно и то же – слушающие не слышат. Блудники, воры, пьяницы, лжецы, мужеложники, убийцы и грешники «помельче» молятся, а покаяния не происходит. Замкнутость в своих обидах и повседневных проблемах, забота о собственных страстях делают невозможным изменение души по Евангельским заповедям.

Фото 1. Христос и дети
Христос и дети.

Призыв Христа Спасителя: «Будьте как дети!», – понимается однобоко, я бы сказал весьма оригинально, вместо того, чтобы стяжать детскую простоту духа, человек окунается в омут праздности и ребячества. Постаревшие дети со взрослыми игрушками объявили на весь мiр «праздник непослушания», прежде всего непослушания Богу.

Фото 2. Мужеложники Царства Божия не наследуют 1 Кор. 6  9 10
«Мужеложники Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10).

Кто-то носится с заботой о сексуальных меньшинствах, кто-то защищает с пеной у рта право женщин на убийство нерождённых детей, кому-то ближе мавзолей с антихристом в сердце России, за которым устроен целый пантеон распинателей Церкви Христовой, среди которых и Сталин, и Дзержинский, и Землячка, и Свердлов, и многие другие.

Фото 3. Мавзолей
Мавзолей Ленина. Это демоническое сооружение по сей день является символом проклятия нашей Родины.

Пока кровавые звёзды, как символ безбожия, будут окружать Московский кремль, никакого духовного возрождения нельзя ждать для нашего многострадального Отечества. Пока блудники в рясах не покаются в своих грехах и не заявят, что не могут по христианской совести уже называться священниками, до тех пор нельзя говорить, что Церковь Российская здорова. Блудная жизнь священнослужителей непосредственно связана с духовным блудом экуменизма и потакания духу мiра сего. И ведь это потакание может выражаться не только в церковном либерализме, но и в симпатиях к красному зверю коммунизма.

Фото 4
Епископ Никодим (Ротов) на 3-й Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели. Декабрь 1961 года. Митр. Никодим (Ротов) был не только экуменистом, но и проповедником «Октябрьского» богословия. Эта доктрина преподносила советскую власть, как Богом данную.

«Праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их», – говорит Господь в книге пророка Исаии. К кому Он обращается? К тем, кто посвятив себя Богу, продолжает грешить и делает это с каждым разом ещё больше и больше. Вспомните, люди, что говорит вам Создатель и следуйте Его святым словам: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как во́лну убелю» (Ис.1:16-18).

Фото 5. Помощь бедному
Помоги бедному.

Бог показывает, какими должны быть плоды покаяния. Будем же стараться ради Христа. Испросим прощения друг у друга, и я, в первую очередь, прошу прощения у всех, кого когда либо обидел, огорчил, ввёл в смущение. Простите меня ради Бога! Господи благослови!

Фото 6. Господь Иисус Христос
Господь Иисус Христос.

ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Великий пост – время покаяния. Что же это такое? Покаяние есть самоосуждение перед Богом и перед людьми, признание своих неправд и грехов и вследствие этого изменение своей жизни. Покаяние в духовной жизни занимает центральное место. Без него ее просто не может быть. Господь наш Иисус Христос начал Свою проповедь с призыва к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 13:7). По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «чтобы уверовать в Господа нашего Иисуса Христа, нужно покаяние; чтоб пребывать в этой спасительной вере, нужно покаяние; чтоб преуспеть в ней, нужно покаяние; чтоб наследовать Царство Небесное, нужно покаяние».

На поверхностный взгляд покаяние – это нечто унылое и безжизненное, то, что мешает жить, активно действовать и развиваться современному человеку и тем более целым народам. Но, если задуматься посерьезнее о причинах многочисленных проблем нашего мiра, то волей-неволей придешь к выводу, что как раз отсутствие покаяния и есть главная их причина. С точки зрения Священного Писания покаяние так же благодетельно для наций, как для отдельных людей. Вспомним книгу пророка Ионы о том, как покаяние пред Богом спасло Ниневию от гибели, возвещаемой святым пророком.

Иона проповедует на улицах Ниневии Доре
Иона проповедует на улицах Ниневии. Гравюра Г.Доре.

Но люди всегда были склонны винить во всем кого угодно и что угодно, но только не самих себя. А это-то и усугубляет ситуацию. Прекрасно об этом написал Александр Исаевич Солженицын в 1973 году в своей глубоко христианской по духу статье «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни».

С Ермолаем и Игнатом, лето 1973
А.И. Солженицын со своими сыновьями Ермолаем и Игнатом. Фирсановка. 1973 г.

«Уж как наглядно, как дорого заплатило человечество за то, что во все века все мы предпочитали порицать, разоблачать и ненавидеть других, вместо того чтобы порицать, разоблачать и ненавидеть себя. Но при всей наглядности мы и к исходу XX века не хотим увидеть и признать, что мировая разделительная линия добра и зла проходит не между странами, не между нациями, не между партиями, не между классами, даже не между хорошими и плохими людьми – разделительная линия пересекает нации, пересекает партии, и в постоянном перемещении то теснима светом и отдаёт больше ему, то теснима тьмою и отдаёт больше ей. Она пересекает сердце каждого человека, но и тут не прорублена канавка навсегда, а со временем и с поступками человека – колеблется.

И если только это одно принять, тысячу раз выясненное, особенно искусством, – то какой же выход и остаётся нам? Не партийное ожесточение и не национальное ожесточение, не до мнимой победы тянуть все начатые накалённые движения, – но только раскаяние, поиск собственных ошибок и грехов. Перестать винить всех других – соседей и дальних, конкурентов географических, экономических, идеологических, всегда оправдывая лишь себя.

Раскаяние есть первая верная пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед не к новой ненависти, а к согласию. Лишь с раскаяния может начаться и духовный рост.
Каждого отдельного человека.
И каждого направления общественной мысли»
.

И каждой нации.

Солженицын, 1998
А.И. Солженицын, 1998 год.

Мы любим Россию, желаем ей процветания. Но прежде всего мы любим Христа и именно наша вера подсказывает нам, какова должна быть наша любовь к Родине. Замечательно писал об этом Солженицын еще в 1973 году: «"Мы русские, какой восторг!" – воскликнул Суворов. "Но и какой соблазн", – добавил Ф. Степун после революционного нашего опыта.

А мы понимаем патриотизм как цельное и настойчивое чувство любви к своей нации со служением ей не угодливым, не поддержкою несправедливых её притязаний, а откровенным в оценке пороков, грехов и в раскаянии за них. Усвоить бы нам, что не бывает народов, великих вечно или благородных вечно: это звание трудно заслуживается, а уходит легко. Что величие народа не в громе труб: неоплатную духовную цену приходится платить за физическую мощь. Что подлинное величие народа – в высоте внутреннего развития; в душевной широте (к счастью, природнённой нам); в безоружной нравственной твёрдости (какую недавно чехи и словаки показали Европе, впрочем, ненадолго потревожив совесть её).

В советский период ещё раздулась и ещё слепее стала заносчивость предыдущего петербургского периода. И так всё далее от раскаянного сознания это уводило нас, что нелегко убедить, заставить внять наших соотечественников, что ныне мы, русские, не во славе сияющей несёмся по небу, но сидим потерянные на обугленном духовном пепелище. И если не вернём себе дара раскаяния, то погибнет и наша страна и увлечёт за собою весь мир.

Только через полосу раскаяния множества лиц могут быть очищены русский воздух, русская почва, и тогда сумеет расти новая здоровая национальная жизнь. По слою лживому, неверному, закоренелому – чистого вырастить нельзя».

Патриотизм наш должен быть христианским, чуждым того ура-патриотизма, который в наши дни смешивает в кучу и уравнивает мумию Ленина и мощи прп. Сергия Радонежского, красную пятиконечную звезду и православный Крест, гонителей и палачей с новомучениками и исповедниками Российскими, администрацию патриарха Кирилла (Гундяева) с Церковью Христовой. В таком лжепатриотизме нет покаяния, ибо не в силе Бог, а в правде. По словам Александра Исаевича Солженицына, «дар раскаяния был послан нам щедро, когда-то он заливал собою обширную долю русской натуры. Не случайно так высоко стоял в нашей годовой череде Прощёный день. В дальнем прошлом (до XVII века) Россия так богата была движениями раскаяния, что оно выступало среди ведущих русских национальных черт. <...> Ключевский, исследуя хозяйственные документы древней России, находит много примеров, как русские люди, ведомые раскаянием, прощали долги, кабалу, отпускали на волю холопов, и тем значительно смягчался юридически-жестокий быт. Широкими жертвами завещателей снижался смысл материального накопления. Известна множественность покаянного ухода в скиты, в отшельничество, в монастыри. И летописи, и древнерусская литература изобилуют примерами раскаяния. И террор Ивана Грозного ни по охвату, ни тем более по методичности не разлился до сталинского во многом из-за покаянного опамятования царя».

Покаянием русские люди привлекали к себе милость Божию и Россия возрождалась после периодов смут, общественных бедствий и нападений внешних врагов. И Русь называлась Святой, как уже было много раз сказано, не потому, что все были святые, а потому, что русские люди умели каяться. Но вот, по словам Солженицына, написанным в 1973 году, «в XX веке благодатные дожди раскаяния уже не смягчали закалевшей русской почвы, выжженной учениями ненависти. За последние 60 лет мы не только теряли дар раскаяния в общественной жизни, но и осмеяли его. Опрометчиво было обронено и подвергнуто презрению это чувство, опустошено и то место в душе, где раскаяние жило. Вот уже полвека мы движимы уверенностью, что виноваты царизм, патриоты, буржуи, социал-демократы, белогвардейцы, попы, эмигранты, диверсанты, кулаки, подкулачники, инженеры, вредители, оппозиционеры, враги народа, националисты, сионисты, империалисты, милитаристы, даже модернисты – только не мы с тобой! Стало быть, и исправляться не нам, а им. А они – не хотят, упираются. Так как же их исправлять, если не штыком (револьвером, колючей проволокой, голодом)?
Одна из особенностей русской истории, что в ней всегда, и до нынешнего времени, поддерживалась такая направленность злодеяний: в массовом виде и преимущественно мы причиняли их не вовне, а внутрь, не другим, а – своим же, себе самим. От наших бед больше всех и пострадали русские, украинцы да белорусы. Оттого и пробуждаясь к раскаянию, нам много вспоминать придётся внутреннего, в чём не укорят нас извне.

Легко ли будет всё честно вспомнить – нам, утерявшим самое чувство правды? Мы, нынешнее старшее и среднее поколение, всю нашу жизнь только и брели и хлюпали зловонным болотом общества, основанного на насилии и лжи, – как же не замараться? Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как будто поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами её поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это – праведники, мы видели их, удивлялись ("чудаки"), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину. Мы брели кто по щиколотку (счастливцы), кто по колено, кто по пояс, кто и по горло, кому как приходилось в разное время и по особенностям натуры, а кто и вовсе погружался, лишь редкими пузырьками сохранившейся души ещё напоминая о себе на поверхности.

А общество – из кого же составлено, как не из нас? Это царство неправды, силы, бесполезности справедливого, неверия в доброе, – эта болотная жижа, она и была составлена из нас, из кого же другого? Мы привыкли, что надо подчиняться и лгать, иначе не проживёшь, – и в том воспитывали наших детей. Каждый из нас, если станет прожитую свою жизнь перебирать честно, без уловок, без упряток, вспомнит не один такой случай, когда притворился, что уши его не слышат крика о помощи, когда отвел равнодушные глаза от умоляющего взора, сжёг чьи-то письма и фотографии, которые обязан был сохранить, забыл чьи-то фамилии и знакомство со вдовами, отвернулся от конвоируемых и, конечно же, всегда голосовал, вставал и аплодировал мерзости (хоть и в душе испытывая мерзость) – а как бы иначе уцелеть? Но и: великий Архипелаг как бы иначе простоял среди нас 50 лет незамеченный?
Уж говорить ли о прямых доносчиках, предателях и насильниках, которых, наверно, тоже был не один миллион, иначе как бы управиться с таким Архипелагом?.. 

АИ и НД Солженицыны, 2007
Александр Исаевич и Наталья Дмитриевна Солженицыны, 2007 год.

И если мы теперь жаждем – а мы, проясняется, жаждем – перейти наконец в общество справедливое, чистое, честное, – то каким же иным путем, как не избавясь от груза нашего прошлого, и только путем раскаяния, ибо виновны все и замараны все? Социально-экономическими преобразованиями, даже самыми мудрыми и угаданными, не перестроить царство всеобщей лжи в царство всеобщей правды: кубики не те.

А если прольются многие миллионы раскаяния, признаний и скорбей – пусть не все публичные, пусть между друзей и знающих тебя, – то всё вместе как же это и назвать, если не раскаянием национальным?

Но тут наша попытка, как и всякая попытка национального раскаяния, сразу напарывается на возражение из собственной среды: Россия слишком много выстрадала, чтобы ещё каяться, её надо жалеть, а не растравлять напоминанием о грехах.

И правда: как наша страна пострадала в этом веке, сверх мировых войн уничтожив сама в себе до 70 миллионов человек, – так никто не истреблялся в современной истории. И правда: больно упрекать, когда надо жалеть. Но раскаяние и всегда больно, без того б ему не было нравственной цены. Те жертвы были – не от наводнений, не от землетрясений. Жертвы были и невинные, и винные, но их страшная сумма не могла бы накопиться от рук только чужих: для того нужно было соучастие наше, всех нас, России»
.

Применение евангельского подхода к современным явлениям жизни также является признаком истинного покаяния. Как нашу собственную жизнь, так и историю нашей страны, и давнюю, и новейшую, мы должны оценивать с точки зрения Евангелия. И если какие-либо поступки в нашей жизни или события в истории нашей страны отходят от Христова учения, противоречат или активно противостоят ему, то мы должны осуждать их, не пытаясь зло облекать в личину добра, ибо говорит Господь устами Своего апостола: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель»
(2Кор. 6:14-18).

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...
М.В. Назаров
Досточтимые отцы! Разумеется, создание третьей силы "против Сталина и Гитлера" в тогдашних условиях...
М.В. Назаров
Поправка. Слова, что Мит. Анастасий "не благословил, чтобы русские люди сотрудничали с Гитлером",...
М.В. Назаров
Дорогие отцы! Благословите еще раз указать на досадную однобокость Вашего анализа Второй мiровой...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Михаил Викторович! Христос воскресе! Нам кажутся странными Ваши обвинения, поскольку Вы...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры