Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый. Отмена крепостного права

Otmena Krepostnogo Prava

19 февраля/3 марта 1861 года Государь Император Александр II издал Высочайший Манифест об отмене крепостного права в России. Акт освобождения крестьян, готовившийся уже несколько десятилетий еще Благословенным Государем Александром I, общепринято считать значительным шагом в модернизации России, открывавшим новые перспективы для ее развития и безусловно положительным, гуманным актом. Крестьянам даровалась личная свобода и право распоряжаться своим имуществом, но естественно были и ограничения.

Эти ограничения сразу стали использованы и раздуты политическими антигосударственными силами, вследствие чего часть крестьян считала себя не облагодетельствованной, а обманутой, тем не менее русский народ по должному оценил Августейшее намерение и Государь Александр II вошел в историю с завидным званием Царя-Освободителя. Освободителем, как известно, стал Он дважды : в области крепостного права и за освобождение братского болгарского народа от турецкого ига, под которым болгары прожили в течении пяти веков.

Несмотря на это, разные революционеры, безбожники и всякие народники семь раз покушались на жизнь добродушного Императора-реформатора и ровно двадцать лет после освобождения крестьян, 1/13 марта 1881 года, от взрыва бомбы брошенной ''народовольцем'' погиб Царь-Освободитель, погиб, можно сказать, от рук тех, кого Он чистосердечно желал облагодетельствовать.

Но мы тут не намерены разбирать достоинства и недостатки этой крупнейшей реформы с экономической точки зрения, как и политическую ее сторону, хотим здесь остановиться на ее духовном значении. К этому побудила нас потрясающая по своей глубине статья, очередная жемчужина, замечательного русского человека – известного кинорежиссера Вадима Петровича Виноградова. Многим она покажется просто непонятной, для других выглядит провокационной, а может быть и вздорной, как выражение крайнего обскурантизма, будто вышедшая из Домостроя. Факт, что мало кто изучал отмену крепостного права с духовной точки зрения. Общепринято считать эту реформу, как прогресс, как само собою понимающееся благо, не требующее оправдания, и которое, кстати, очень поздно случилось и лишь немного сняло позора с ''закабаленной, отсталой России''.

Отвлечемся на время от темы и заметим между прочим по поводу таких давних русофобских суждений, что в хваленной Франции окончательно в 1848 году, а в сверх-хваленной Америке только в 1864 году, к тому же после потоков пролитой крови, было отменено РАБСТВО, что, как каждый знает или должен знать, совсем иное, нежели крепостное право. Но это другая тема, просто к слову.

Вернемся к статье В.П. Виноградова и покажем, почему она не может быть понятой и принятой "современным просвещенным человеком". Для В.П. Виноградова, вопреки своим благим намерениям, реформа была чревата опасностями, так как опрокидывала вековые устои русской жизни, в которой нравственная сила всегда считалась важнее экономической, материальной. Этот недочет реформы повлек за собой не столько модернизацию России, сколько "модернизацию русской души", открывая тем самым широкий путь безбожию, быстрыми шагами приведший Россию к сатанинской революции. Русский человек, мол, отвернулся от слов Христовых «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф VI,33), а на первое место поставил он то, что должно было приложиться…

И тут В.П. Виноградов приводит очень интересную для нашей темы выписку из Дневника до этого незнакомого нам оптинского иеромонаха Евфимия, занесенную в самый день провозглашения Манифеста : «19 сего месяца Россия вступила на новый путь – свободы. Волею Благочестивейшего Самодержавнейшего Государя Императора Александра II русский народ освобожден от крепостной зависимости. До сего дня он шел путем послушания и смирения ; теперь – свободы и, по-видимому, без указания на необходимость сохранения за собой прежних христианских добродетелей. Во что может обратиться подобная свобода, мы видели уже на примере Франции и на других Европейских государствах. Но то – Запад, а на западе что может быть, кроме царства тьмы ? Мы – Восток; но и на востоке солнце также восходит и... заходит. Да не узрят очи мои царства тьмы!».

Сколько мудрости и проницательности в этой краткой заметке ! Как все тут сказано деликатно, но метко ! Так характерно для духовного человека, оценивающего реформу с точки зрения Царства Небесного, а не царства земного … Вадим Петрович подхватывает мысль иеромонаха Евфимия и продолжает ее, свидетельствуя о ее правильности, запечатленной историей : реформа, пишет он, как стрелка, переведшая рельсы ведущие в рай, на путь в геену огненную. «На вид невероятно благое дело оказалось вкладом в вымащивание дороги антихристу». Для автора статьи, в этом внешнем благе таилась скоро последующая за ним гибель России. От этого и появился «новый русский человек», соблазнившийся пропагандой и пошедший в услужение к слугам сатаны, человек, который «добровольно будет шествовать в ад». И приводит он тут два весьма характерных стишка АлександраБлока : «Свобода, свобода, эх, эх ! Без креста ! Тра-та-та!»…

Не весьма ли характерно для человека, освобожденного от "религиозных предрассудков" и прежних христианских добродетелей, такое понятие о свободе, высказанное одним из величайших поэтов России, как Википедия величает Блока ? Эти отвратительные стихи, и множество других, можно прочесть в «одной из признанных вершин его творчества и русской поэзии в целом» – длиннющая поэма Двенадцать, задуманной целью которой было «пальнуть в Святую Русь» … «Эх, эх, согреши ! Будет легче для души ! /.../ Мы на горе всем буржуям міровой пожар раздуем, міровой пожар в крови – Господи, благослови !».

Нам все таки Пушкин и золотой век ближе по духу, чем серебряный … То что Христосъ будто был с красногвардейцами, для Блока трудно оспариваемая истина : «революция есть музыка, которую имеющий уши должен услышать». Помним, что в том же безбожном духе гордо вещал Горький : «Человек – это звучит гордо», когда Ленин призывал «грабить награбленное». Весь этот сатанизм, наводнивший Россию, от одного источника : исходит от человека, освобожденного от Богом начертанных Законов. Гумилев верно писал, что в своей поэме, Блок послужил делу антихриста, вторично распял Христа и еще раз расстрелял Государя. Но Блок был только отголоском ужасной, осатаневшей эпохи, упоенной ложной свободой.

Существует полная противоположность, прямой антагонизм между дарованной Богом свободой и свободой без Бога, где, как у Блока, революция представлена некой идущей в міръ благой вестью о человеческом освобождении. Винить благороднейшего Царя-Освободителя в том, что Он явился причиной такого разгула сатанизма естественно и нельзя и абсурдно было бы.

Отмена крепостного права была неизбежна, но нельзя отрицать и факта, что закрепленный Императорским Манифестом перелом в быту России поневоле приоткрывал дверь к последующим трагическим событиям, как так правильно и тонко сразу же приметил мало кем известный иеромонах Евфимий, но чего не увидел такой величина и общепризнанный церковный авторитет, как московский Митрополит Филарет, кому была поручена редакция Манифеста.

Таким же образом не усмотрел уязвимую сторону реформы и великий мыслитель и возродитель православного богословия А.С. Хомяков, который был абсолютным последователем и сторонником освобождения крестьян. Радетель духовной свободы, он стоял и за свободу в мірской жизни, и не мог смириться с порабощением одних христиан другими христианами и уговаривал друзей последовать его примеру освобождения своих крепостных.

Тем не менее, неприятие современным обществом возможной критики отмены крепостного права, идущей вразрез с общепринятым сегодня міровоззрением, как и непонимание многими статьи В.П. Виноградова, с которой полезно полностью ознакомиться, легко объясняются тем, что корни такого непонимания восходят очень далеко в историю человечества и можно сказать окончательно овладели міровоззрением падшего человека.

Мы тут говорим, как и В.П. Виноградов, естественно, с христианской точки зрения, которая никому не навязывается, но которая имеет право быть.
Такие, слывущие высокими понятия, как Возрождение, гуманизм, права человека, свобода и проч. – все это принято считать положительными явлениями, идущими по направлению раскрепощения человека, могущего все более утверждать свое ''Я'', шествовавшего в сторону некоего "сияющего будущего". Знаем докуда такое раскрепощение довело в частности русский народ …
Но с христианской точки зрения, что такое гуманизм ? Это мiровоззрение, в центре которого находится уже не Богъ, а идея человека, как высшей ценности; из этого на Западе и произошло известное скольжение с понятия о Бого-Человеке к Человеко-Богу.

Возрождение или ренессанс, тесно связано с гуманизмом и есть воскрешение античной, дохристианской культуры. Это обмiрщение, отход от духовности. Это так же время, когда выдающиеся художники создавали некоторые непревзойденные творения живописи, но в то же время изображали Божию Матерь с моделей своих любовниц.

Права человека – можно сказать последний догмат сегодняшнего человечества, который все ''люди доброй воли'' высоко несут и который каждому хочется поддерживать, но который тем не менее совершенно противоположен Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа!

Какому неверному истолкованию подвержено столь высокое слово «свобода» ! Свобода, данная Богом человеку есть в первую очередь свобода выбора между Добром и Злом, иными словами это тяжелейшее иго, наложенное на человека, позволяющее ему достигнуть вечного спасения или, могущее привести его к вечному мучению. А в современном понимании оно стало одной из составных частей масонской ''троицы'' «Свобода, Равенство, Братство», как хоругвь развевающаяся над прогрессивным человечеством…

Одним словом – все это непонимание сводится к противоположности перспектив между христианским и мiрским мiровоззрениями. Как и противоположны перспективы у иконы и у светской картины.

Но еще раз скажем : нельзя несмотря на все сказанное отрицать благого намерения этого исторического Манифеста, символически объявленного в день Прощеного воскресенья и стоит упомянуть его высоко духовные заключительные слова : «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
http://www.karlovtchanin.eu/

Вернуться к списку записей

Комментарии

рб.Б. лариса
4 марта 2015 19:19

Извините, русского человека никто данной Реформой от Бога и от духовных корней не отсекал. Речь шла о материальном: об ограничении подневольного труда, сокращении барщины, отмене крепостного права, личной свободе крестьян и о создания условий для предпринимательства. При чём здесь Религия? Пожалуйста не обвиняйте Императора Освободителя в том, чего Он не совершал. Митрополит Филарет сделал всё возможное, чтобы наполнить Манифест именно идеалами Православия. Его заключительные слова Вы здесь приводите. Не надо материальное путать с духовным. Вообще, ув. о. Герман, не увлечены ли Вы слишком собственными идеями, и не всегда они верны. Не отвечаете на вопросы, до сих пор не ответили на вопрос о Царском Пути РПЦЗ, который от всех нас назвали "средним"? Религию не стоит смешивать с Историей. "Средний" путь - религиозное понятие, когда надо сохранять каноническую строгость веры и милосердие к человеку - одновременно, следовать Христу в Его Божественной, Высшей Ипостаси. Но есть совершенно иное понятие Царского Пути, относящееся более к Человеческой Ипостаси Христа и к борьбе с мировым злом. И оно не имеет никакого отношения к политическому лавированию Вл. м. Анастасия, которое утвержадете как основу исторического Пути РПЦЗ. Осторожнее на таких крутых поворотах, батюшка. И вот опять Ваши восторженные и не совсем по делу обзоры. Сначала хорошо подумать надо, потом уж утверждать то, чего и в помине не бывало. Простите великодушно мирянке, я просила разъяснений, терпеливо ждала. Разъяснеий не последовало. Поэтому остаюсь при своём мнении о Царском Пути РПЦЗ. Он никогда не был и не будет "средним"!

Надежда Загребина
5 марта 2015 17:05

С Великим Постом! Простите за дерзость, Лариса,но ведь о. Герман не утверждает,что отмена крепостного права привела к отрыву от духовных корней русского человека, я не увидела этого в данной статье...Мне кажется, Вы предвзято относитесь к автору статьи и пытаетесь все свалить в одну кучу, еще раз прошу простить за дерзость писать эти строки Вам- я часто с восхищением читаю Ваши комментарии, но тут вынуждена полностью поддержать точку зрения о. Германа.Против исторической правды, как говорится, не попрешь:после отмены крепостного права большинство русских людей стало равняться на Запад, с которого хлынуло часто много такого, что, действительно, ослабило духовность народа русского и это ,быть может,привело потом к тяжким последствиям-кровавой революции..Это мое частное мнение...Помощи Божией, о.Герман!Со святыми днями Великого Поста!

Друг
5 марта 2015 17:33

Дорогой отец Герман!

Читаю Вас давно. Знаю, не все и не всегда понимали Ваш образ мыслей. Для этого надо потрудиться. Как говорится: без труда не поймаешь рыбку из пруда. Те, кто потрудились, Вас понимают и поддерживают.

Петров Г.И.

P.S. Приятно читать этот сайт и слушать радио. Слава Богу, жива наша Русь-Матушка!

рб.Б. лариса
6 марта 2015 02:18

И Вас, уважаемая Надежда, простите не знаю по Батюшке, с Постом. Не находите противоречий, ничего не могу возразить. Находите радость, Ваше полное право. Относительно, что "валю в одну кучу", простите не согласна. Что конкретно валю? Ещё и на фоне той исторической эклектики, которую громоздит о. Герман? По-моему, такое просто невозможно, он здесь абсолютный чемпион. Задаю 2 конкретных вопроса: 1. Зачем материальное смешивать с духовным? 2. Почему ув. о. Герман не отвечает на вопросы читателей? Это всё, где тут "куча"? В статье ж, посмотрите: и реформы, и Ренессанс, и Античность, Серебряный и Золотой века, Пушкин, Виноградов в каждом абзаце, и Филарет, и какой-то Евфимий, и масоны с их догматами... А за многословием - упрёки в адрес Императора. "Винить благороднейшего Царя-Освободителя в том, что Он явился причиной такого разгула сатанизма..." Да, разумеется нельзя, однако с оговорками, скрепя сердце, приходится Автору эту миссию исполнять? Простите, а от кого она, такая вот "миссия"? Кто Царя и народ ссорит, века успокоиться не может? Царь ничего плохого для крестьян не сделал, и жизнь Свою положил делу освобождения России. При чём сокращение российской барщины - и Ренессанс? Свобода от кулака - и "обожение человека"? Время, чтоб человек мог выспаться, - и "сползание на Запад"? Никакой связи нет. Чтобы искать Царствие Божие, учиться различать Добро и зло, как минимум человек должен физически выжить. Не быть убитым каторжным трудом, поборами, насилием, барским сапогом и кулаком. Физическое облегчение жизни народа, напоминание дворянам, что крестьяне такие же люди, а не их псы, - вот что прежде всего, давала эта Реформа. И правильная была, что бы какие-то монахи безграмотные ни наоткрывали. Поэтому выглядит это лично для меня очередным поводом беспредметного обвинения Императора Александра II Павловича Освободителя. Категорически возражаю. Надеюсь имею право на мнение. К о. Герману хорошо отношусь, давно его знаю, но стиль изложения и его аргументация порой не вполне убедительны. Спасибо Вам за внимание им отклик!

рб.Б. лариса
6 марта 2015 02:33

Простите, Император Александр II Николаевич Освободитель.

МВН
7 марта 2015 04:58

Согласен с р.Б. Ларисой: "русского человека никто данной Реформой от Бога и от духовных корней не отсекал. Речь шла о материальном: об ограничении подневольного труда, сокращении барщины, отмене крепостного права, личной свободе крестьян и о создания условий для предпринимательства..."

Однако можно согласиться и с В.П. Виноградовым (кажется, он из этого исходит в упомянутой статье), что освободительные реформы, как и позже разрушение общины не сопровождались должным духовным обезпечением этих реформ для верного пользования полученной свободой.

Вот только уважаемый В.П. при правильной духовной основе своих статей иногда впадает в ревнительские крайности. Не помню, в этой статье или в иной (читал ее в рассылке), у него сама внешняя свобода трактовалась как нечто плохое и ненужное человеку, вместо того, чтобы говорить об ответственном и верном пользовании этой свободой. Также в какой-то статье он аналогично писал и о культуре, мол она "принижает" дух и не нужна, вместо ее размещения на правильном месте в иерархии ценностей. А еще где-то у него и само христианство представлено однобоко как сплошное страдание, что есть "хорошо"... Страдание однако бывает разным, грешники в аду тоже страдают. Страдание нам в жизни попускается по грехам нашим как лекарство для научения Истине - вот его цель, а не само страдание. И разве не важнее в христианстве радость осознания Истины, делания добра, богообщения и дарованная нам радость Воскресения?

Уважаемого отца Германа мне, мiрянину, не следует упрекать, он верно понимает традицию РПЦЗ, но иногда его оценки и приоритеты, выбор тем для статей и места для их публикации, а особенно славословия - удивляют, особенно в общем контексте происходящего в РПЦЗ и в мiре. А ведь наша жизнь и поведение имеет целостный смысл.

рб. Б. лариса
8 марта 2015 00:10

Уважаемый Михаил Викторович, спасибо за отклик, за понимание. Грустно при мысли, куда можем забрести, если в "сатанизации" России и даже в революции 17-го года винить Романовых? Как можно чадам Церкви, Её лидерам, подобные предположения допускать, тираживать? Мы прекрасно сегодня знаем, кто делает все революции. Как делает, через кого, каким образом. И что теперь: с больной головы давайте на здоровую? Очень грустно и очень странно. Великое дело "сбережения Русского народа", начатое М.В. Ломоносовым, продолжил Царь Освободитель. Это было главное дело его жизни. И пострадал, принял венец мученичества за это. Как можно сомневаться в таком величии, в этой святости? Народ Богоносец - да, очень страшно для Запада. Но здоровый, крепкий, сильный Народ Богоносец - это уже ужас, неусыпый их кошмар. Никак не могут этого допустить, надо всячески и безостановочно гробить и уничтожать. Посмотрите, что Запад и США устроили в Украине? Сколько лет покупали президентов, проплачивали лагеря боевиков, устроили в Киеве бункер, военную ставку из своего "Посольства", наводнили вооружением, уничтожили сотни городов и деревень, убили и сожгли сотни тысяч солдат и мирных жителей. И на весь мир кричат: "русская угроза!", "русская агерессия!", "российские военные!". Вот их "стиль", их почерк. "Ложь должна быть чудовищной", тогда в неё поверят? Ничего не меняется. Потому что они всё это сотворили, а вот отвечать не хочется. Пусть другой отвечает, русские ваньки пусть ответят. И больно читать статью о. Германа о Реформе 1861 г., его заверения в любви к Государю, и в то же время ссылка на 1 фразу 1 монаха, который не углядел христанских добродетелей... А может, не читал вовсе Документа Эпохи? "и по-видимому, без указания на необходимость сохранения за собой прежних христианских добродетелей..." По-видимому! То есть сам Автор в том не уверен. Как можно на такие высказывания ссылаться, в столь принципиальном вопросе? Никого не напоминает, из сегодняшних ораторов, из их Белого, залитого невинной кровью, давно красно-чёрного, дома? Храни Вас Господи в этой очередной страшной смуте, вавилонском столпотворении, кровавой каше, которую вновь расхлёбывать придётся России и русским. Хотя заваривает её всегда другой и всегда - один и тот же. Долг каждого из нас, кто считает себя чадом Церкви, главного Института Правды на Земле, не добавлять путаницы в головы людей, не смущать сердца верных. Романовы, их жертвенная любовь к России, верность Христианскому Просвещению и все великие деяния для народа, есть основа, Краеугольный камень будущего Возрождения мира. И непременно совершится, и уже милостию Божией и Их молитвами - совершается. С Богом, со Христом! Аминь.

Сергий
8 марта 2015 12:54

Интересно читать как отца Германа, так их Ларису, пыл и жар слов которой не на шутку подогревает интерес к дискуссии. Ваши суждения помогают всесторонне и глубже посмотреть на действительно в 19 веке одно из ключевых событий российской истории – отмену крепостного права. Да, скорее в спешке о. Герман включил слишком много событий и имен, что лишает статью логической четкости. Но следует отметить, что автор заставляет задуматься о том , что реформа ломала веками сложившийся уклад жизни, традиции, привычки, что этим она невольно будет способствовать, независимо от того, хотели мы этого или нет, и проявлению негативных тенденций. Предпринимательство, которому открывала путь реформа, никогда не было занятием безоблачным.

У нас принято говорить о крепостном праве исключительно отрицательно. Тогда нам многое в истории нашей не понять. На память приходит имя Никиты Тимофеевича Козлова, слуги-крепостного А.С. Пушкина, на долю которого выпала честь быть другом, советчиком, утешителем великого поэта. Он был с Пушкиным с детства до предания тела поэта земле. А как по-отечески заботился о своих крепостных Александр Суворов тоже общеизвестный факт. Уходила в прошлое эта эпоха. Уходили привычные патриархальные(отеческие) отношения как для помещиков так и для крестьян. Возникают новые отношения, основанные на голом расчете, приходит время Ермолаев Лопахиных, которых не нужна красота, не приносящая дохода.

Что приобрели, а что утратили?- вопрос требующий неторопливого осмысления. И рассуждения о. Германа нас к этому устремляют. А это самое ценное в нашем общении. Хорошо, что нет равнодушных этой поныне непростой теме.

рб.Б. лариса
8 марта 2015 15:51

"Возникают новые отношения, основанные на голом расчёте, приходит время Ермолаев Лопахиных, которых не нужна красота, не приносящая дохода". Простите, уважаемый, с чего это взяли? Из пьесы Чехова Вишнёвый сад? Из статей литературных критиков и театроведов? Из писаний бесчисленных наших "доброжелателей", выдающих желаемое за действительное? Как раз всё наоборот. Приходит время Российского купечества, основавшего города, построившего железные дороги, создавшего промышленность, кормившего хлебом весь мир. Давшего великое меценатство, расцвет Российской Культуры, Музей Изящных Искусств им. Александра III в Москве. Как можете сравнивать крещёного православного предпринимателя - и западного паука-накопителя? Слово российского купца ценилось больше золота. Наше предпринимательство - это совесть и вера, истинное благо для страны, народа и ближнего. Лопахин! Ну и пример, простите. Да, опасался А.П. таки типов, хотел предупредить. А страна при чём? Страна в 1913-м г. вышла на 1-е место в мире по темпам промышленного роста и производству зерна. Это исторический факт. И Св. Серафим Вырицкий у нас был не один. Это было массовое явление в Русской Истории, именно в среде предпринимателей. Запущено-то всё как в головушках наших, Господи, прости нас грешных! Для Вас, ув. Сергий. по-видимому Святе Крещение ничего не значит? И не понимаете, что такое Народ Божий, его молитвы, устремления, дела и поступки? И что он, этот Народ, создал в мире? Очень, очень печально, если это так.

Сергий
9 марта 2015 04:54

Не хотел писать. Лень кому-то что-то доказывать, все равно останутся при своем мнении. Но несколько замечаний сделаю, хоть головушки наши по мнению Ларисы не так хорошо устроены. Мне кажется, что вы, Лариса, слишком уж идеализируете русский народ. Тогда вообще непонятно становится, каким образом революция произошла, что снова все на масонов сваливать? Мы мол Богу молились, а они власти добились. Идеальных реформ не бывает, везде примесь греховная, этого не узрить, когда дело не терпит отлагательств. Так было и в 1861 году, хотя реформа готовилась тщательнейшим образом. Отвергался строй жизни, в котором не все было плохо, но следовало от этого отказаться. Вы почему-то живописуете слишком предпринимателей России, ведаем, что многие из них были честны и богобоязливы, Стали даже как Серафим Вырицкий святыми. Но немало было и тех, кто храмы посещал и революционерам помогал. Дух предпринимательства - все- таки лукавый дух, ибо чаще сопряжен не со стяжанием Духа Святаго, а земного богатства. Большинство именно выходцев из высших слоев общества ликовало в дни февральской революции, а при крушении монархии запели: Христос воскресе. Как это отступничество выросло, если бы почвы для этого не было? Нет, не ошибался Чехов, он списывал Лопахина с типов, А таких в пореформенной России будет немало вырастать.

МВН
9 марта 2015 10:05

Раз уж дискуссия продолжается о самой реформе - позволю себе предложить свою точку зрения: http://www.rusidea.org/?a=25030402

Там же в конце приведен текст Манифеста.

рб. Б. лариса
9 марта 2015 16:21

Уважаемый Сергий, важнейшие вопросы поднимаете, не только исторически важные, но для нашего времени. Стараетесь понять Судьбу многострадальной России, Миссию народа, что вызывает уважение и сочувствие. Отвечать здесь от своего лица, простите, мне неудобно. На вечные темы "кто виноват?", "почему это произошло"? лучше говорить с Духовником, со священнослужителем. Позвольте лишь заметить, т.к. имею отношение к Литературе, что А.П. Чехов, наш любимый Писатель, великое явление мировой Культуры, имел с Богом сложные отношения. Не всему верить надо, что писатели пишут. Лопахин - Лопахиным, но Исторической России, во всём размахе её мировых достижений, из виду терять нельзя. Именно благодаря Православному Предпринимательству после Реформы 1861 г. имеем сегодня столько храмов, монастырей, пустыней, звонниц, часовен, святых мест и источников, фортов и крепостей, имеем традиции, промышленность, ремёсла, законы для нужд Церкви - весь уникальный Духовный Арсенал, сделавший Россию - Россией. Присно возрождающейся из пепла. Поражающую красотой, мудростью, величием. Единственную в мире. Неприступную для сил зла. Антону Павловичу не совсем здоровый папаша издевательствами с детства отбил любовь к Православию. Он был фанатик, а не верующий. Ужаснейшая трагедия, из которой пошли ночные кабаре, иудейские красавицы, дух кулис. Не нам суд, но уверена, что и туберкулёз, и депрессии (до мыслей о суициде), и Лопахин одинаково возникли из духовного нездоровья. В храме А.П. увидел и нашёл бы других героев, настоящих воинов за Правду и себе друзей по-чище Немировича. Думайте и анализируйте Историю России самостоятельно, изучайте правильные документы, ищите неподкупные свидетельства Эпохи. Россия самая прекрасная страна на свете. Любите Россию! Многие беды попущены и случились, потому что не видим и не ценим мы свою Родину, не пониманием собственного богатства, не умеем его хранить. Спасибо ещё раз за Ваш отклик, за труд души. Мира и благополучия во всём.

Вадим Виноградов
12 марта 2015 09:36

В чем смысл слов старца Евфимия: "Реформа проведена безъ указанiя на необходимость сохраненiя за собой прежнихъ христианскихъ добродетелей"? А в том, что проведена она была без любви к освобождавшимся крепостным людям - свободу дали, чтобы выглядеть цивилизованным государством.. а землю? Какая свобода у русского человека без земли? Да, только свобода примкнуть к разрушителем русской государственности - Самодержавию. Ведь Самодержавие, дав свободу,  не дало земли. И русский человек стал терпеливо ждать справедливости - передала земли. Кстати, о ПЕРЕДЕЛЕ, как о ключевой проблеме русского народа, нынешние патриоты даже не заикаются. Для них, как и для русской дореволюционной элиты, ПЕРЕДЕЛ - понятие не желательное для обсуждения. Не желательное точно так, как ныне не желательно обсуждение возвращение народу награбленного у него приватизацией 1991 года.

 

И вот, вопрос к уважаемому Михаилу Викторовичу: Разве РАДОСТЬ страдания за Истину не есть вершина Пасхальной радости?

"Святой Игнатий Богоносец с радостью пошел в амфитеатр, все время повторяя имя Христово. С молитвою к Господу он вышел на арену. Тогда выпустили диких зверей и они с яростию растерзали святого, оставив от него только несколько костей".

Радость страдания за Истину, чему тысячи свидетельств от святого Игнатия Богоносца до Новомучеников и Исповедников российских, ХХI век обсуждать не любит.

И вот, уже и духовные наши писатели превращаются в полемистов. Михаил Викторович кроет прямо таки шамайкой: "Страдание, однако, бывает разным, грешники в аду тоже страдают". Вот, и в недоумении, а почему Михаил Викторович видел, что мы имеем ввиду страдания, о которых поведал нам святой апостол Иоаннъ Богослов, о страданиях, ведущих в Царство Небесное, и для красного словца заговорил о страданиях вечных мук в аду? Почему? Почему в полемике духовного писателя используется такое некорректное сравнение? Скажем прямо, "мысль можно б дальше пояснить, да боимся гусей не раздразнить". Ибо себя тоже причисляем к полемистам, пытающимся доказать свою правоту.

 

Не случайно последний оплот Православия, Русская Православная Церковь Заграницей, прекратила свое существование, распавшись на ОСКОЛКИ, которые ныне напоминают дерущихся женщин, пытающихся выколоть друг другу глаза.

 

Или такую вот, потасовку наших западников и славянофилов, подстрекаемых бесами. Недостатком сей картины является отсутствия в ней "рб. Б. ларисы", олицетворяющей наших женщин - блогерш, забросивших в помойку предупреждение святого апостола Павла:

"А учить жене, не дозволяю" (1 Тимофею 2:12)

 

 

МВН
13 марта 2015 08:22

Дорогой Вадим Петрович!

По каждой из упомянутых Ваших статей я, по Вашей просьбе, писал Вам свое мнение - посмотрите мои письма, и в них Вы найдете ответы на задаваемые сейчас вопросы.

В частности, чтобы сейчас не уходить в кусты: мне кажется, что страдание - не самоцель, а средство. Неуместно сводить к этому суть христианства, как это было у Вас в статье. Радость Воскресения - вот цель.

Что касается "осколков" - это по грехам нашим, в числе которых не последнее место занимает ревнительски-утрированное остаивание истины с заносами в ненависть к собратьям.

МВН
13 марта 2015 08:26

И еще: если бы сутью христианства была радость страдания, то почему же этого лишено Царство Божие, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание...

Надежда
13 марта 2015 09:16

Насчет осколков. Вадим Петрович, а Вы из какой юрисдикции?

Вадим Виноградов
13 марта 2015 10:24

Дорогой Михаил Викторович, для меня главное, чтобы Вы не сердились на маня. Да, на страдания мы смотри по разному. А вот, любовь моя к Вам неизменна!

Вадим Виноградов
13 марта 2015 20:06

Ну, Вы очень большую честь мне оказываете, р.б. Б. лариса, приписывая слова святого апостола Павла об учении. И Вам, так походя боднувшей А.П.Чехова, завершаю переписку с Вами его словами: "Не сердись, Алеко!".

Вадим Виноградов
14 марта 2015 01:51

Надежда, я из православной юрисдикции.

МВН
14 марта 2015 07:31

Дорогой Вадим Петрович!

Во-первых, я не "духовный писатель", а мiрянин-искатель смысла истории, который делится с читателями опытом своих наставников из эмиграции.

Во-вторых, разве я на Вас когда-нибудь сердился? Не будучи знакомым с Вами лично (к сожалению, хотя, кажется, 20 лет живем в одном городе?), я изначально ценю Ваши фильмы. Приходите как-нибудь к нам на богослужение (спишемся) – все будут очень рады независимо от Вашей "юрисдикции" (это всё больше отходит на второй план в наше время), и уверен – мы найдем общий язык.

Наши расхождения мне видятся не в сущности христианского отношения к страданиям (а также к свободе, культуре и др.), а в контексте разговора об этом и в месте этих понятий в ШКАЛЕ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ. Попробую пояснить.

Часто приходится полемизировать с малограмотными язычниками, что "христианство - религия рабов и мазохизм", или с жидовствующими умствованиями, что "христианство мрачное", "гнобит человеческую природу" – поэтому даешь "Третий завет с освящением пола!" (см., напр., писания Розанова "Темный лик. Метафизика христианства", "Апокалипсис нашего времени" и др.). Однако грустно бывает видеть, когда защитники христианства, стремясь опровергнуть подобные глупые обвинения, порою сами неуклюже подбрасывают критикам "доказательства" этого "темного лика", настаивая лишь на его радостности. В чем-то это вопрос неточной "стилистики", в чем-то – следствие вырывания из должного контекста, в который необходимо помещать данное утверждение, но если мы хотим быть убедительны для тех невоцерковленных соотечественников, которым, как я полагаю, предназначены наши писания, мы должны быть более точны и осторожны.

Чтобы не быть голословным, приведу конкретный пример наших "стилистических разногласий".

На тему радости страдания Вы мне как-то прислали статью на день Усекновения главы Иоанна Предтечи – День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных. Она мне сначала показалась неуместной, но всё же я разместил ее в календаре "Святая Русь" со своей небольшой правкой и соответственно измененным заглавием: "Радость страдания за истину – огромная сила". И Вы тогда против этого не возражали, значит разногласия были не существенны: http://www.rusidea.org/?a=25091103

То есть, не отвергая Вашей трактовки важности страдания на узком ЛИЧНОМ пути каждого к Богу, я счел необходимым подчеркнуть, для чего оно, страдание – оно благо не само по себе, тем более для армии, а как смиренное и безкомпромиссное, жертвенное страдание за Истину от ее врагов. Ведь в чем сущность православного воинства – армия создается не для того, чтобы радостно страдать и смиренно склонять голову под вражеский меч, а для того, чтобы радостно побеждать врагов Христа, сокрушая их мечи, полагая жизни за други своя, защищая их от чинимого им врагами страдания, защищать свой народ и свои святыни. Уверен, что Ваша статья в первой редакции была бы непригодна для катехизаторского объяснения нынешним нашим военнослужащим сущности христолюбивого русского воинства.

Готовность воина к жертве – это не мазохизм (который видит цель страдания в самом страдании с наслаждением от него), а жертвенное служение Божией цели Царства Божия, где уже нет страдания. Повторю свое мнение: если бы сутью христианства была радость страдания, то почему же этого лишено Царство Божие, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание...

Прошу прощения, если и я в чем-то допускаю неточность (я не богослов). Еще раз приглашаю в гости!

рб. Б. лариса
14 марта 2015 21:14

Вадиму Петровичу Виноградову. Уважаемый Вадим Петрович, благодарю за Ваше великодушие и согласна спор этот завершить. Надеюсь будем меньше спорить. Вот только Чехова, простите, НЕ бодала. Это боль, хоть говорить о пристрастиях нескромно, и все русские не меньше любят Чехова. Поэтому просто найдите его письмо к ст. брату Александру, в котором аргументирует желание ухода. Брат нашёл важные и првильные слова в ответ, возможно спас тогда нашего гения. А.П. всегда был очень одинок. Ни родители, ни друзья, ни одна из женщин не поняли, не оценили, не устроили его жизни. Остался Вечным Скитальцем в пустыне земного одиночества. Мария, сестра, поддерживала конечно, но именно человеческое и мужское одиночество привело к появлению скандальных "комедий". По-видимому, А.П., не всегда (без Бога) справлялся с отчаянием. Отсюда чёрный юмор называть драмы комедиями, делать смерть главной героиней, стрелять и обрушивать на зрителей удары топора. Публика не принимала и не понимала этого. Россия во времена Александра III была Православным миром, полным именно мира, Света и оптимизма. Что касается конкр. образа Лопахина, на мой взгляд, это сам Чехов, его скрытая часть личности, кто пытается отомстить за всю боль по жизни. Это Дымов, который не умер, а отомстил. И месть эта - не "Крепостному праву", как принято считать, а именно, увы, Женщине. Всё художественно и исторически законспирировано, тем не менее, это больной, извращённый образ, на который не стоит нам ссылаться в вопросах Экономического развития России. Что говорит Лопахин, скорее манёвр и прикрытие авторского негатива, но никак не факты Истории. Разумеется, это лишь мнение, суждение, можете не согласиться. И всё-таки, если возможно, в вопросах Реформы 61 г. на серьёзе не будем о нём говорить. Спасибо за понимание и всего Вам самого доброго и творческого.

Вадим Виноградов
15 марта 2015 05:33

Надежде вдогонку об осколках и юрисдикциях.

В Церкви ли Христовой находится каждый из нас, уверенных, что уж он то в Церкви? - вот вопрос, Надежда, ответ на который может дать только Господь Христосъ. Друзья Иова, верные его друзья, неделю слово не могли произнести, увидев его в таком положении. А что они слышат от Бога? "Горитъ гневъ Мой на васъ!". Так, и каждый из нас, православных, может услышать этот гласъ.

А юрисдикции? Так ведь, не создавал Господь никаких юрисдикций в Своей Церкви. Юрисдикции - это уже человеческие религиозные организации.

А об ОСКОЛКАХ, что сказал Господь прямо без обиняков?

«Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот». (Марк. 3, 24—25).

РПЦЗ, где ты?

Бесконечно надеждой согрет,

Я вдали вижу город, которого нет.

День за днём то теряя, то путая след,

Я иду в этот город, которого нет.

Может быть, за порогом растраченных лет

Я найду этот город, которого нет.

Вадим Виноградов
15 марта 2015 16:43

р.б. Б. Ларисе

Другой взгляд

http://klauzura.ru/2012/08/vadim-vinogradov-pushkin-i-drugie-red-prorochestva-klassikov-chast-2/

рб. Б. лариса
17 марта 2015 13:57

... и да не оставит Вас Надежда! Ув. Вадим Петрович, любим эти стихи, но простите, какое имеют отношение к РПЦЗ? Русское Зарубежье и РПЦЗ - слишком великие явления человеческой Метаистории, чтоб называться "Городом, которого нет". Как истинно Русская душа, Вы большой романтик, поэт, и пребываете в состоянии раздумий и исканий. Поэтому просто напомню слова Спасителя о Церкви(Отцы Наставники конечно лучше бы объяснили): "не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу", но в Духе и Истине (Ин. 4, 21). Храм не в брёвнах, а в рёбрах. Страх Божий, Дух Святый и вера истинная созидают храм, целят души, соединяют Небо и землю. Посмотрите в этом блоге видео из храма Царя Искупителя Николая II, Прощёное Воскресение. Какое единодушие, какие любовь и смирение, хотя Служители и вся Паства изгнаны из родных стен, Настоятель гоним и оклеветан. Но Любовь из душ никто не может изгнать, Она сильнее самой смерти. Вот та грань и та основа, на которой стояла и стоит РПЦЗ. Её гонят, уничтожают, разоряют, клевещут, обвиняют во всех преступлениях, обзывают "экстремистской сектой", "сборищем фанатиков", зашикивают, замалчивают, травят и убивают служителей и мирян. Но Духа Святаго и великого Пути свершений "зашикать" невозможно. Дух и Истина - будущее человеков. Оглянитесь вокруг: солнце встаёт и дарит свет - и "Где ты,РПЦЗ?" Мир стоит, живёт Россия, рождаются дети, люди молятся, учатся понимать Историю, ценить истинные богатства России. Жизнь вцелом проясняется, почему же "Город, которого нет"? А как же все дела Правды, Жизнь, духовный прогресс? Уж не МП ли сотворили всё это нам? Нет, МП только разрушает, на обмане и лжи построить что-то нельзя. Поэтому, уважаемый Вадим Петрович, на вопрос "РПЦЗ, где ты?", отвечаю: "РПЦЗ - ВСЮДУ, где царит Любовь, Правда, Жизнь и Развитие. Где нет лжи и притворства. Где не принимаются во внимание "указки" со стороны, Искупительная Жертва и Молитва свершаются в Правде и чистоте сердца. Где в ответ на Любовь низводится, изливается Дух Святый. Не стоит смешивать воедино Церковную политику ("осколки"), которая всегда была и увы, не скоро видно избавимся,- и Деяния Духа, благодать, Откровения, чудеса. В РПЦЗ они изобилуют, хотя активно замалчиваются. Добро пожаловать в РПЦЗ! В Суздаль, в Катакомбы, в Удмуртию к оо. Сергию, Михаилу, Александру, в храмы непоминающих священнослужителей в России и за Рубежом, в домашние Церкви РПЦЗ. Милости просим ко всем, кто понял, что произошло в 2007-м, кто хранит и продолжает традиции РПЦЗ, служит Литургии, свершает Требы, Поминовения и песнопения - по Её канонам. В Царские Дни - по Царскому Чину. "Аз есмь!" Только надо суметь увидеть, ведь Истина скромна и неприметна, Христос является порой в образе Нищего, молящего о чаше воды, или оборванного Немого. Не в золоте, не в алом плаще, не на белом коне. Хоть в лесу на камешке молитесь, только не ходите в собрания лукавнующих. Успехов Вам в поисках Нового Иерусалима, Святаго Града, который ждёт каждого, кто искренне хочет найти его и обрести.

Ватник
21 марта 2015 19:15

За Веру, Царя и Отечество.

Честные отцы!

Ваше Высокопреподобие, досточтимые - отец Сергий, отец Александр и отец Михаил…

Простите, но в связи с дискуссией о Манифесте 19 февраля 1861 г. «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», не смог сдержать себя, чтобы не сказать несколько слов в пользу Митрополита Филарета, поскольку, имея с Владыкой некие дальние родственные отношения, не могу не вступиться и не отвергнуть некоторые незаслуженные мнения в его адрес...

Мое краткое эссе, хотелось бы предварить словами камергера Двора Его Величества действительного тайного советника Петра Аркадьевича Столыпина:

«В России любят затевать реформы только потому, что так легче скрыть неумение править».

И еще – не помню, кто сказал - «Экспертов по России нет - есть только разные уровни некомпетентности». Так вот на своем уровне «некомпетентности» и продолжу…

Некоторые участники дискуссии пишут:

«Отмена крепостного права была неизбежна, но нельзя отрицать и факта, что … перелом в быту России поневоле приоткрывал дверь к последующим трагическим событиям,… чего не увидел такой величина и общепризнанный церковный авторитет, как московский Митрополит Филарет, кому была поручена редакция Манифеста».

Чего же такого «не увидел такой величина и общепризнанный церковный авторитет, как московский Митрополит Филарет»?

Достаточно беглого взгляда на состояние российского крестьянства к 1861году, чтобы понять, что за годы правления Александра I и «государственника» Николая I, большое количество крепостных стало свободными без всякой реформы. Ревизия 1858 года показала: крепостных крестьян было в государстве -37%, во множестве губерний их не было вообще, а в некоторых, как например в Бессарабии количество таких крестьян составляло ничтожно малое количество -1%.

Как бы там ни было, проблема оставалась. Среди тех, кто выступал против, в основном, были не противники реформы, а противники предлагаемых мер решения вопроса. Одним из таких и был Митрополит Филарет. Опираясь на опыт неудачного решения проблемы устроения крестьян в Австрии, еще за три года до реформы он писал: «…у нас, кажется, могло бы быть лучше, если бы добрые помещики хорошо растолковали дело крестьянам и постановили с ними обдуманные соглашения. Один помещик призвал старшин своих крестьян, дал им прочитать, что предложено от правительства; и хотя первое слово их было: лучше по-старому, но, видя необходимость, они стали рассуждать о соглашении. Помещик предложил им усадьбы не с выкупом, а в дар; потом назначил, сколько им дает земли для обрабатывания, с какою платою за десятину, а находившуюся у него помещичью запашку вызвался обрабатывать наймом, и они, соглашаясь на прочем, о последней статье сказали: нет, барин, разоришься; наем вольных тебе будет дорог; и скажи, чтобы мы сию долю обрабатывали тебе как прежде; это нам не тяжело…

Вот он – путь истинно христианского, православного, нашего – «нравственно-русского» разрешения «крестьянского вопроса». Мудрый Владыка и Великий Государственный деятель этот путь знал и призывал ему следовать…

Однако, Государь пожелал видеть его только «редактором» того варианта Манифеста, который составили близкие престолу чиновники... Митрополит Филарет понимал, что подобная реформа уже в «среднесрочной» перспективе приведет к трагическим и возможно необратимым последствиям, но долг говорил ему, что его личное участие в выработке документа сможет содействовать более мягкому прохождению вводимых государством изменений.

Его нравственные страдания запечатлены в его деяниях и словах:

- среди прочих исправлений им были вычеркнуты слова «в сей радостный для нас и для всех верноподданных наших день»;

- 19 февраля 1861 г. в день подписания Манифеста митрополит написал: «…Оскудение, надолго или ненадолго, кажется, неизбежно. Да спасет Господь от большего нестроения».

- а за три дня до этого он с волнением произнес: «Господи, спаси царя и пощади всех нас»…

В своем мнении митрополит Филарет опирался и на личный практический и духовный опыт и на некоторые «знамения»: « …. мне сказывали,… что преподобный Сергий явился к государю императору и дал наставление не делать сего».

Владыка не боялся прослыть «реакционером» и открыто выражал опасения, что такого рода перемены могут привести к разгулу свободомыслия и как следствие - нарушению правил христианской нравственности… Но все же выполнил поручение по редактированию текста Манифеста не позволив себе ослушаться воли Помазанника - «в исполнение поручения его ввело верноподданническое повиновение, а не сознание удовлетворить требованию».

Попытка избавления Отечества от надвигающейся катастрофы – стала одним из последних земных деяний Владыки. 19 ноября 1867 г. святитель, по его собственному любимому выражению - «родился в мир невидимый»…

А нестроения, которых он так опасался, не замедлили явиться…

Используя то, что не все в замысле и реализации реформы было правильно задумано и выполнено, разного рода государственные преступники стали призывать к неповиновению и даже бунту. Один из них, по фамилии - Герцен, существовавший в Лондоне на деньги Ротшильдов, ударил в свой «Колокол»: «… страдалец земли русской!.. как я научил бы тебя презирать твоих духовных пастырей, поставленных над тобой петербургским синодом и немецким царем... Ты ненавидишь помещика,… но веришь еще в царя и архиерея... не верь им.»

Откликом на такие призывы явились крестьянские выступления по всей России. Наиболее известное - в нескольких уездах Казанской губернии - итогом подавления которого стало: девяносто человек убиты, многие умерли от ран, более трех с половиной сотен ранены. Как мы понимаем – такие события не укрепляли Самодержавие, государственную власть и в целом Россию…

Ну а дальше – больше…

В 1862 г. для выплаты компенсации помещикам, в соответствии с крестьянской реформой, Александр II был вынужден занять у тех же Ротшильдов (которые и без того с упоением «раскачивали» Россию) пятнадцать миллионов фунтов стерлингов. Долг надо было отдавать – и как следствие - продажа американцам «Американского уезда Иркутской губернии» - Аляски. Она, вместе с прилегающими к ней островами - территория в полтора миллиона квадратных километров была продана за сущие гроши… И это все при том, что:

- «земельная» часть «крестьянского вопроса» по сути решена не была;

- с «правами состояния свободных сельских обывателей» вышло тоже «не совсем удачно» - в среде самих крестьян появились «классы» кулаков, полу-кулаков и полу-помещиков, которые эксплуатировали и истязали крестьян так безжалостно, что крестьяне, вспоминая добрым словом своих прежних помещиков ( и не добрым – Реформу), иногда решались и на физическое устранение этих членов ОПГ (напомню - ОПГ - организованная преступная группировка)… Надо сказать, что государственные власти относились к этому с «пониманием». Всячески старались не замечать этого и доведенных до отчаяния крестьян не наказывать. Так что кардинальным решением этой проблемы, доставшейся России в наследство от реформы - «раскулачиванием» - пришлось заниматься другим людям в 30-е годы 20-го столетия.

- реформа привела к полному упадку основной массы дворянства. Наши родные (я не иронизирую) – наши родные Маниловы, Коробочки, Ноздревы, Собакевичи и Плюшкины, осознав, что лишились 75% своей земли, получали компенсации и спешно, сдав оставшуюся родную землицу в аренду крестьянам - потянулись из родовых имений в Париж и Ниццу. «Просвещенная» Европа радушно встретила и с помощью «демократических» заведений «бардельного» типа быстро превратила их в представителей – «старинных дворянских, но обедневших родов…». Немногие из этих несчастных устояли, а некоторые даже и возвратились обратно, но оказавшись на своей Родине без денег и абсолютно не востребованными, иные из них стали сотрудничать с разного рода «бомбометателями» и даже «революционерами». «Демократизация» общества обернулась умственным брожением радикального политического характера.

Ах, если бы была только она - не очень удачно задуманная и проведенная «крестьянская» реформа… К нашему несчастью, среди многочисленных реформ Александра Второго Николаевича была и еще одна, которую почему-то не очень любят вспоминать, а именно реформа – денежная ( о ней особый разговор в другое время) . Вот она-то, суммировав эффект взаимодействия обеих реформ, уже прямо привела страну к страшным последствиям февраля-октября 1917 года…

Позвольте показать фабулу всего этого «сюжета» и его примерную хронологию:

- реформа 1861 года;

- в виду обеспечения «крестьянской» реформы стране катастрофически не хватает денег;

- продается часть территории России – Аляска (ну это, как мы поймем дальше – мелочи);

- «денежная реформа» Александра 2-го – Россия начинает торговать рубль на биржах (!!!);

- ушлые лондонские ростовщики быстро превращают российский рубль в неустойчивую

валюту;

– экономика страны резко попадает в зону «турбулентности»;

- граф Витте вводит «золотой рубль» - двухходовка Ротшильдов по разрушению российской

экономики завершена: денежная реформа Александра 2-го – «шах», золотой рубль – «мат»;

- золото -«стратегический запас» - вагонами вывозится из страны, для обеспечения

кредитов и наоборот этими же вагонами ввозится (но по значительно большей цене) для

штамповки все новых и новых золотых монет;

- в результате разрушения экономики страны, нерешенности «крестьянского» вопроса ( а

если совсем просто – голода) и «нарушения правил христианской нравственности» (Вл.

Филарет) – возникают народные волнения – 1905г. и т.п. события;

- экономическая неготовность к войне 1914 года напрямую влияет на ее ход - неудачи

русской «крестьянской» армии…

Вот здесь прозвучало мнение, что Россия, благодаря реформам и нашим «чудо – купцам» достигла каких-то невероятных экономических успехов. Хотелось бы это утверждение оспорить и для этого вспомнить слова Самодержца: «Кругом предательство, трусость и обман". Это относилось не только к подавляющему большинству генералов и офицеров, архиереев и клириков, но и к промышленникам, предпринимателям и прочим «деловым» людям данного периода истории России, что и показала компания 1914 года - империя была самым большим должником в мире (!), ее промышленность практически полностью принадлежала иностранному капиталу и иностранным же «инвесторам», а российские промышленники, вступив в картельный сговор, взвинтили цены на боеприпасы в два раза, срывая таким образом их поставки армии. В 1915 года на одно тяжелое орудие у немцев было 600 снарядов – разрешенный расход для нашей гаубичной батареи на день (батарея – 8 орудий) – составлял лишь 10 снарядов... Именно тогда (а не во время Великой Отечественной войны, как нам долгое время рассказывали) был осуществлен принцип – «одна винтовка на троих, на винтовку – 5-ть патронов», а Государственный Совет обороны на полном серьезе рассматривал вопрос о вооружении солдат алебардами (посмотрите, что это – алебарда). Положение немного изменилось только в 1916-м, когда наконец-то частные военные предприятия были переведены в казну (национализированы).

Продолжим подведение итогов:

- февраль 1917 – открытое предательство Помазанника Божия – духовная катастрофа;

- октябрь 1917 – финал… Мог быть и «полный финал» по схеме: Временное правительство принимает на себя долги Российской империи – и как следствие - полное расчленение страны европейскими «союзниками» (что собственно «по сценарию» и должно было осуществиться)… Но Всемилостивый Господь уберег наше Отечество от такого страшного продолжения…

Вот как-то так, но… я собственно, абсолютно не настаиваю на том, что замысел и осуществление реформы 1861 года стали важнейшим или единственным катализатором будущих процессов ( лично для меня, все это коррелируется с так называемой «перестройкой» и ее последствиями) и точно не знаю насколько она (реформа) оказала влияние на дальнейшее экономическое, политическое, нравственное и духовное состояние Российской империи - судить каждому из нас отдельно…

Для меня важно другое - Святитель Филарет понимал, что конфликт помещик – крепостной крестьянин, решался в России в иной плоскости - только средствами христианской нравственности, без разрушения традиционной крестьянской общины во главе с ее «отцом» - помещиком-христианином. Помните: «…Помещик предложил им усадьбы не с выкупом, а в дар… и они, соглашаясь на прочем, о последней статье сказали: нет, барин, разоришься; наем вольных тебе будет дорог; и скажи, чтобы мы сию долю обрабатывали тебе как прежде; это нам не тяжело»… И «виною» Владыке можно поставить разве-что только одно – то, что не нашлось ему сотоварища для обустройства российской крестьянской жизни на надежном евангельском основании.

Не знаю отчего, но в конце, к словам с которых начинал - «В России любят затевать реформы только потому, что так легче скрыть неумение править», до боли захотелось прибавить - процитировать и одно из любимых выражений Александра Второго Николаевича Царя – Освободителя:

«Россией управлять не сложно, но совершенно бесполезно»…

Простите и благословите, честные отцы!

22.03.2015

Неделя четвертая Великого поста.

Святых сорока мучеников Севастийских.

P.S.

Прошу прощения в частности и за то, что не претендуя на «академическое» исследование темы, достаточно бегло набрасывал мысли и возможно в чем-то был недостаточно полон, конкретен и «понятен»…

рб. Б. лариса
23 марта 2015 15:09

И по имени назвать не удосуживаетесь, хотя его прекрасно знаете, я не скрываюсь. "Прозвучало мнение". Я не "прозвучало мнение", имею твёрдую позицию в этом вопросе. Вашей позиции не верим. Она кругом предвзятая, кругом клеветническая на Романовых и на Россию вцелом. Мои "купцы" - это экономика России и её 1-место в мире по всем показателям экономического роста в 1913-му г. Ваше "измена, трусостть и обман" - это политическая ситуация 1917-го года, спланированная Круглым столом и Керенским. В огороде бузина, в Киеве дядька. Да видно Вам все средства хороши. Какое право имеете давать какие-то оценки, если оправдываете пакт Молотова-Рибентропа? Гибель России? Вы предумышленный обманщик и провокатор. Хватит строчить сумасбродные эссе и толкать здесь масонские идеи. ПОЗОР!

Сергей Гельберг
24 марта 2015 06:35

Уважаемая Лариса, преодолевая в себе страх перед Вашим гневом, я все-же позволю заметить, что нельзя вот так сразу обрушиваться с гневными обвинениями в адрес человека, который не разделяет Ваши воззрения. Насколько я помню, в РПЦЗ люди были разных политических взглядов, но они учились под руководством выдающихся иерархов и пастырей хранить православную веру и любить матушку Россию. Я тоже не согласен со многими взглядами брата, скрывающегося под прозвищем Ватник, но, очевидно, этот человек искренний, думающий. Так зачем же Вы так сразу его клеймите?

Вообще, прочитав многие Ваши здесь комментарии, я увидел, что Вы с Ватником, Лариса, скорее единомышленники, чем оппоненты. Но, к сожалению, и Вас, и его выделяет чрезмерная горячность. Надо нам учиться слышать друг друга, даже если мы не согласны.

C уважением Сергей Гельберг.

рб. Б. лариса
24 марта 2015 14:05

Благодарю за отзыв, ув. Сергей, но нет гнева, есть протест. Не "разные мнения" и не "разномыслия" у нас с "ватником", но под видом фактов проводится/внедряется определённая идеология. Ответом на вносимое смущение, опасность, такая позиция. Многие люди лишены нормальной реакции, возможно у Вас так же она отстутствует. Трудно тогда понять того, у кого имеется. Доказать преднамеренность и тенденционзность просто. Как можно объявить себя "неким" родственником/последователем м. Филарета, но от его лица говорить под ником? Прятаться под нарочито дессидентский "ватник". Назовите своё имя, фамилию. Что угодно о себе можно сказать, например, что вы - член Ареопага или спустились по лестнице Иакова. Простите, почему должны верить, если прикрываясь таким Авторитетом, сами-то явно прячетесь. Это во-первых. Во-вторых, составитель эссе до этого уже высказывался и откровенно не сведущ в духовной жизни, один из законов которой гласит: никогда не иметь никаких контактов со злом. Ни в какой форме. Человеку надлежит бороться со злом, разоблачать, всячески избегать, а если воинствует, давать отпор, беспощадно уничтожать. Не идти на к-либо сближение, не садиться "стол переговоров". Именно это было сделано Сталиным в 1939-м г. и по сути явилось главной причиной фашистского вторжения. Не было бы сближения, не было бы ВОВ. Ватник нахваливает и перечисляет выгоды там, где произошла трагедия, помрачение, полный провал. Более того, пространно и в неприемлемой форме пускается наставлять в Реформе Царя Освободителя. Не согласна, имею право поделиться и главное предостеречь. Здесь не только неправда и не просто необъктивность, но в своём напоре, манипуляциях фактами и отрицательном усердии данный инкогнито весьма опасен. Надеюсь увидите разницу и великодушно поймёте. Спаси Господи!

Вадим Виноградов
26 марта 2015 03:29

Дорогая Лариса, Вы по содержанию своих отповедей вся такая православная, а по агрессивному своему напору, ну, прямо Клара Цеткин и Роза Люксембург.

рб. Б. лариса
26 марта 2015 14:53

Дорогой Вадим Петрович, люди все разные, не под одну гребёнку. Смотрела на днях Ваш фильм "Русская Тайна", в слезах и великом удивлении. Как можно было тогда, в 1990-м, предвидеть, передать по Духу, по тону так правдиво? А какой прекрасный Вл. Виталий, орёл! Он из семьи морского офицера, внук генерала, и какой стержень веры сумели в нём показать. Не могла налюбоваться. Спасибо, низкий, сердечный поклон. Это было время моей болезни и нашего сюда перезда (1993), поэтому фильм пропустила. Пожалуйста, продолжайте этот труд во славу Божию. Очень надеюсь, что и меня поймёте. Нет агрессии, есть реакция на ложь, на негатив, которой многие русские сегодня, увы, начисто лишены. В поколениях произошла генетическая поломка, сбой, после предательства и убиения Помазанника Божия. Паралич духовной воли. Не утверждаю, что у меня с волей всё в полном впорядке, но работа покаяния была проведена и постоянно идёт. Не одно десятилетие читаю старинную Покаянную молитву, несколько раз были на Службе с Иверской Монреальской Иконой, причащались около Неё (Иконой Покаяния перед Царской Семьёй, как сам Хосе говорил). На Иверские дни читаю Ей Акафисты, и всегда слёзы льются не то что рекой, реками. Джорданвилльский старец, протоиерей Василий (Науменко), после Исповеди, прочёл надо мной разрешительную молитву за грех Отступничества и Цереубийства. Исповедывались все члены моей семьи, включая малых тогда детей, с Причастием затем Пречистых Тайн. Сами судите, много ли, мало ли мы здесь, все чада РПЦЗ, потрудились, пока православные в России спали на печи да славили КПСС. И как простите могу быть "Клара Цеткин", если я вятская, из семьи кикнурских крестьян - по папе и Нижегородских дворян - по маме? Все родные православные христиане, все крещены во младенчестве, как и сама, в Н.Новгороде, где я родилась. Крестили конечно бабушки, тайно. Остаюсь в Боге искренняя поклонница Вашего таланта. Успехов Вам!

Вадим Виноградов
27 марта 2015 04:37

Лариса, а как стали "Кларами Цеткин" тысячи русских сотрудников ЧК из крестьян и дворян, крещеных во младенчестве?

Вадим Виноградов
27 марта 2015 15:02

И, может быть, перестать нам спорить о реформе, а просто ответить на вопрос:

- А что предпочтительнее для обретения Царства Небесного: СВОБОДА, приводящая к утверждению - каждый человек личность, и личность начинает иметь о себе мнение, или РАБСТВО, которое приводит к состоянию - "Я, одинъ, я более всехъ людей согрешилъ предъ Тобою.

Согрешилъ я, одинъ согрешилъ предъ Тобою больше всехъ.

Я один согрешилъ, паче всякого человека.

Я - как никто другой - погрешивший и намерением, и мыслью, и делом.

Я согрешилъ предъ Тобою – как никто из чадъ Адамовыхъ.

Между людьми нетъ грешника, которого бы не превзошелъ я прегрешенiями.

Я превзошел грехами всехъ людей, ибо я грешилъ въ сознании мыслей, а не въ неведении.

Я согрешилъ, как не согрешила блудница и как никто другой на земле беззаконствовалъ.

Никто не согрешил пред Тобою, как я.

Пред Тобою единым согрешилъ я!

Я согрешилъ более всего человеческого рода!

 

Так стоит ли нам так спорить о реформе, удаляясь все дальше и дальше от единственной просьбы к каждому из нас Господа нашего Iисуса Христа: Научитеся отъ Мене яко  кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящите покой душамъ вашимъ (Мф. 11.29).

Почему же Господь Христос ничего не сказал о рабстве? Может быть, потому, что рабу легче исполнить эту Его просьбу к каждому человеку?

И еще от столпов РПЦЗ: - Ради духовной свободы русский человек жертвовал свободой личной. Так вот: данная личная свобода без учета христианских добродетелей, не привела ли она теперь к жертве свободы духовной, обернувшейся безбожной революцией 1917года?

рб. Б. лариса
27 марта 2015 21:31

Давно не спорим о Реформе, просто открыто признаюсь в самых добрых чувствах, а Вы демонстративно делаете вид, что не замечаете. Неужели обида не проходит? Было бы очень жаль. Кстати, самоуничижение паче гордости. "Я самый грешный" не нам судить, это уже потом и не здесь. Мне как-то ближе, что необходимо исповедывать грех, каждый неправильный поступок или мысль, стараясь помнить о прошлых ошибках. В особые дни вспоминать даже отпущенные. Правда, некоторые отцы считают, что нельзя, что так можно прогневить Господа. Пусть Вам подскажет Духовник. Самуничижение, какое описываете, как порыв души конечно возможно. Однако сейчас приходит время активный ДЕЙСТВИЙ в защиту веры, а самоуничижаясь, что можем совершить? В 1917-м оказались неспособными к Защите Царя, Народа и Государства. Нас завоевали иноверцы. Что-то было не так, надо серьёзно разобраться и более такого не допускать. Вы, уважаемый Вадим Петрович, погружены в философские вопросы Религии. Само по себе это прекрасно, но можно потеряться в прошлом, а ведь надо врерёд продвигаться, в Тысячелетие Праведных. Не лучше ли вместе подумать на тему: что было не так? Что надо сделать, что изменить в нас самих, в нашем понимании веры, чтобы стать достойными великих Даров Природы, Духа и Просвещения, которыми столь щедро нашу страну наделил Бог, но которых до сих пор не научились ни ценить, ни защищать. Вот в чём, конечно сугубо на мой взгляд, важнейший вопрос. Что касается рабства, о котором "ничего не сказал Христос", это слово попробуйте заменить на "преданность". Ведь во Христе мы свободны, преданность Ему не отнимает у нас никакой личной свободы. Только умножает её. Во Христе только человек и свободен - от внешнего зла, насилия, и от зла в самих себе - слепоты и непонимания. А значит и более действенны. Правда часто не умеем, не научились пока этой свободой распорядиться. Спасибо, простите великодушео, если не сумела ответить. Храни Господь и Его Пречистая Матерь!

Вадим Виноградов
29 марта 2015 03:37

Каюсь, каюсь последнююмыслишку выложу и больше не буду:

У католиков есть популярное признание:

- Я обручилась бедности!

Или, как мать Тереза:

- Не мешайте бедности моего Ордена!

И стоит прислушаться к этому христианству католиков. Русские сами не произносят этой фразы только потому что не обручаются сами бедности, ибо обручены с бедностью с младенчества. И, именно, РАБСТВО обручало русских людей бедности.

МВН - ВПВ
29 марта 2015 07:32

Дорогие отцы, братья и сестры, трудно удержаться от возражения, простите меня грешного. Но коробит такая "ревнительская" интерпретация Христианства, когда частное средство (одно из возможных) возвышается до уровня цели в шкале ценностей.

Про такую абсолютизацию страданий у нас уже уже была речь. И вот опять подобное: даешь рабство? А без него никак нельзя? Что ж, начнем пропагандировать возврат к рабовладельческому строю? Начнем отлавливать людей и заковывать в цепи в православных тюрьмах при храмах? Будем в них сеять бациллы туберкулеза, холеры и проч. для спасительных страданий как сути христианства?

Как будто достойным христианином нельзя быть без всего этого. Так и покажите личный пример, дорогой В.П.: назло богатым жидам-антихристианам раздайте имущество бомжам, подхватите воспаление легких, чтобы пострадать в назидание здоровым атеистам и поезжайте добровольцем куда-нибудь в горную Чечню или в ИГИЛ посидеть пару лет в яме. А пока этого не сделаете - стоит ли проповедовать людям такое "православие"?

МВН
29 марта 2015 07:53

Плохо объясняю. Попробую проще.

Мiр во зле лежит, и от этого никуда не деться. Но горе тому, через кого зло торжествует. Рабство это зло, ибо есть унижение человека, созданного по образу Божию.

Для чего была Куликовская битва вместо спасительного рабства у татар?

Для чего мы молимся о еже избавити ны от горькаго мучительства безбожныя власти, от всякие скорби, зол и болезней?

По верованиям уважаемого В,П. для нашего спасения надо поступать наоборот. Одно дело, если мы решаемся на это лично для себя, но вправе ли мы это возлагать на других в качестве абсолютного средства?

рб. Б. лариса
29 марта 2015 20:10

Как понимаю (надеюсь) взгляд В. П. Виноградова, он сторонник аскетического пути, предельной требовательности и самокритичности в вере. Такой взгляд безусловно правильный для монашества, избранников и всех тех, кто ушёл от мира и стремится к достойной Встрече с Господом. Пусть живёт и действует по своей совести. Он создаёт произведения, которые заставляют человека отойти от повседневности, задуматься. Это пути пророков. Не нужно спорить и не дай Бог осуждать. Однако есть и другие пути Спасения: честного Труда, Просвещения, творческого Поиска, Любви и Семьи и Чадолюбия. Конечно, на основе Православной веры. Мы сегодня более образованы и опытны для понимания уникальности миссии каждого человека. Каждая душа уникальна, неповторима, поэтому бесценна. Иисус Христос говорит, что самый близкий Ему человек тот, кто исполняет волю Отца Небесного. «Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра, и мати Ми есть» Мф.12-50. Поэтому не лучше ли нам видеть, понимать эти различные дары и пути их реализации в человецех и главное - вместе двигаться вперёд?

Вадим Виноградов
30 марта 2015 05:25

Михаил Викторович, это же получился один в один сегодняшний классический телевизионный детектив. На персонажа, который не совершал убийства, обвинение вешает убийство, выдвигая против него ложные улики. А тот, поскольку не совершал их, только и повторяет: - Не убивал я!

Вот и я кричу: Все, что я пишу о рабстве, исходит только из указания апостола Павла: "Каждый оставайся въ томъ званiи, въ которомъ призванъ. Рабомъ ли ты призванъ, не смущайся; Ибо рабъ, призванный в Господе, есть свободный Господа" (1Кор.7:20).

ПРИЗВАННЫЙ, а не желающий! Если призван быть рабом, а совсем не стремящийся сам к рабству! У меня же это написано. Жаль, что Вы не обратили на это внимания.

Зачем же вешать на меня: "Даешь рабство! А без него никак нельзя? Что ж, начнем пропагандировать возврат к рабовладельческому строю? Начнем отлавливать людей и заковывать в цепи в православных тюрьмах при храмах? Будем в них сеять бациллы туберкулеза, холеры и проч. для спасительных страданий как сути христианства?"

Михаил Викторович, да таким вашим уликам-коленцам позавидуют все драматургии нынешних детективов.

Не захотели Вы заметить и это: "И уж, тем более, никак не осуждаем отмену крепостного права, являющуюся Промыслом Божiим. Ибо не земными расчётами, а десницею Божiю управляется Россия. Мы только обращаем внимание на то, что Господь открыл старцу Евфимию, что человеческому уму самостоятельно без Божiего указания увидеть было невозможно". Не осуждаем мы отмену крепостного права! Откуда же Вы взяли, что мы против реформы?

И о скорбях у Вас для чего то каверзный вопрос: "Почему радости страдания лишено Царство Божие?".

Да, по той же причине и лишено, почему лишено Царство Божие Креста!

Так что, не убивал я! Не свожу я страдания к сути христианства!

Надежда
30 марта 2015 06:45

Тут предложено «ответить на вопрос: - А что предпочтительнее для обретения Царства Небесного: СВОБОДА, приводящая к утверждению - каждый человек личность, и личность начинает иметь о себе мнение, или РАБСТВО, которое приводит к состоянию - "Я, одинъ, я более всехъ людей согрешилъ предъ Тобою.»

Попробую ответить.

Свобода нам дана не только для того, чтобы "иметь о себе мнение". Зачем ее сводить только к этому? Человека Бог создал свободным, потому что желал только его СВОБОДНОГО служения и спасения, а не принудительного, ведь подлинно только свободное осознание своей греховности. Конечно, свободой можно пользоваться и для греха, в этом риск, поэтому она не безусловна, но и от чрезмерного потребления воды можно умереть, разорвав себе желудок. Надо ли из-за этого запрещать воду?

Поэтому свобода не только предпочтительнее рабства, но она и необходимое условие жизни. Тогда как рабство вовсе не является необходимым. Это частный случай страдания, которое Господь может нам посылать для вразумления, мы это навлекаем на себя по нашим грехам. Но ведь страдания не имеют самостоятельной ценности, они – лишь лекарство. А лекарство выдается Врачом строго индивидуально и дозировано, нет общего для всех лекарства и общей дозы для всех и на все случаи. И человек живет вовсе не для потребления лекарств, хотя и пользуется ими.

Конечно, и в рабстве человек может не утратить внутренней духовной свободы. Но свобода все-таки важнее, ценнее. К тому же в этой дискуссии речь идет не о внутренней свободе, а о внешней: о крепостном праве. Можно согласиться с тем, что в российском крепостничестве не все было ужасно, но все же странно читать православное оправдание торговли людьми и пользование ими как вещами (например, и богачи, и заезжие иностранцы покупали молодых крестьянок для своих похотей).

МВН
30 марта 2015 06:58

Дорогой Вадим Петрович, рад за Вас. Тогда, значит, Вы просто неточно выражаетесь, когда сводите пасхальную радость к радости страдания (а не Воскресения), когда советуете православному воинству "по-христиански" положить головы под меч супостата, когда отнимаете у христианской культуры право на существование из-за того, что в ней ширится грех антикультуры, когда рабство ставите выше свободы. Чтобы Вас не трактовали таким образом, желательно писать осторожнее.

МВН
30 марта 2015 07:01

Забыл еще сказать насчет приведенных Вами слов апостола. Разве апостолы и Христос где-то учили, что "для обретения Царства Небесного" РАБСТВО более важно, чем СВОБОДА? А Вы учите именно этому.

Вадим Виноградов
30 марта 2015 15:41

Счастье - когда тебя понимают! В нашем случае счастье, когда понимают старца Евфимия, из-за записи, сделанной им в 1861 для себя, и раскрутили мы свою карусель "Крепостное право". С прискорбием констатируем, что ХХI век даже среди православных не приемлет уже этого его плача: "Раньше мы шли путем кротости и смирения, теперь свободы."

Поэтому особенно дорог отклик отца Германа, посвятившего свою статью раскрытию этой трудной для восприятия ХХI веком, поставившим свободу во главе всего в своей жизни, фразы старца Евфимия, а нам, согласным со старцем, своим единомыслием преподнес по словам святителя Игнатия дар Божий.

рб. Б. лариса
30 марта 2015 16:13

Здравия всем и мира душевного, дорогие! Уважаемая Надежда, очень понравился Ваш комментарий. Полностью разделяю Вашу позицию, поддерживаю. Спасибо Вам! Уважаемый Михаил Викторович, вчера на Литургии Марии Египетской Чтение Евангелия от Марка, гл. 10-43. Прочтите и не станем удивляться позиции и мнению ув. Вадима Петровича. Это слово, "рабство", понимаем как бесправие, физическое и моральное насилие, унижение и уничтожение человека и личности. Но Апостол имеет ввиду совершенно другое: преданность Христу, вольное Служение человеку для его свободы во Христе и для его Просвещения. Повторюсь: не надо смешивать 2 вида рабства, земное, власть человека над человеком, и Небесное, Служение Христу. Служение Апостолов - вольный выбор свободных, осенённых Духом и просвещённых, и понимать лучше как преданность. Для такого "рабства" сначала надо стать свободным: много учиться, креститься, получить духовные дары. Разумеется Вы согласитесь, что спорить здесь не о чем. Рабства во Христе не существует, а земное, насилие над человеком, как первый шаг к истинному Просвещению народа, должно было быть отменено.

МВН
30 марта 2015 18:54

Дорогой Вадим Петрович. Не надо уходить в сторону от сути Вашего учения. Слова старца: "Раньше мы шли путем кротости и смирения, теперь свободы" - совершенно верны. Свободой начали пользоваться в разрушительных целях. Но и кулаком можно убить человека - объявим предпочтительнее руки православных без таких греховных конечностей? Ни старец, ни апостолы, ни Христос не утверждали, что РАБСТВО предпочтительнее СВОБОДЫ. А Вы это утверждаете - см. выше.

Вадим Виноградов
31 марта 2015 03:56

А Михаилу Викторовичу напоследок скажу, что я не учу тому, что рабство более важно чем свобода. Просто, мне кажется, что в РАБСТВЕ легче обрести СВОБОДУ ДУХОВНУЮ. Михаил же Викторыч бьется за свободу личную. Таким образом, мы, просто, говорим о разном.

Вадим Виноградов
31 марта 2015 04:05

Ну, как те две бабки:

- Здорово, кума.

- На рынке была.

- Аль, ты глуха?

- Купила петуха.

- Прощай кума.

- Полтину дала.

МВН
31 марта 2015 05:55

С Вашим стишком согласен. К сожалению...

Надежда
31 марта 2015 16:21

Действительно, правильный стишок про куму. Начали тему с отмены крепостничества как внешнего рабства и дарования внешней свободы - это совершенно однозначный смысл реформы и начала дискуссии. Причем кума в этой дискуссии подчеркнула именно пользу этого крепостного рабства для спасения и раскритиковала именно ларованную внешнюю свободу. А когда ей возразили, что рабство унизительно и не обязательное условие спасения, которому внешняя свобода вовсе не мешает - кума начала богословствовать уже о духовной свободе, но защищает опять-таки рабство: "в РАБСТВЕ легче обрести СВОБОДУ ДУХОВНУЮ"...

- Здорово, кума.

- Я от рабства без ума.

- Аль, ты глуха?

- Свобода плоха.

- Прощай кума.

- Но рабство важней и ума.

Вадим Виноградов
3 апреля 2015 03:41

Да, видимо, все так, и мы все, причисляющие себя к православию, представляем сегодня: лебедя, рака и щуку.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...
М.В. Назаров
Досточтимые отцы! Разумеется, создание третьей силы "против Сталина и Гитлера" в тогдашних условиях...
М.В. Назаров
Поправка. Слова, что Мит. Анастасий "не благословил, чтобы русские люди сотрудничали с Гитлером",...
М.В. Назаров
Дорогие отцы! Благословите еще раз указать на досадную однобокость Вашего анализа Второй мiровой...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Михаил Викторович! Христос воскресе! Нам кажутся странными Ваши обвинения, поскольку Вы...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры