Герман Иванов Тринадцатый

Но начнём с начала. А начало переносит нас в теперь далёкие светлые времена. Такие времена, которые нам уже и не снятся, когда Русская Зарубежная Церковь была едина, разбросанная по всему мiру, когда в каждой стране, в каждом крупном городе можно было приобщиться к этому уголку Святой Руси, когда Зарубежная Церковь стояла как скала среди отвернувшегося от Бога отступнического мiра, когда никого не оставляла она безучастным, равнодушным : её либо ненавидели, безпощадно и несправедливо критиковали, либо смотрели на неё, как на последний островок безкомпромиссного стояния за Истину. Но эти времена, увы, ушли в прошлое.

Сегодня Зарубежная Церковь представлена лишь как безпомощный придаток Московской Патриархии, ничем от неё не отличающийся и всё более с нею сливающийся, либо представлена в многообразных группировках, каждая из которых гордо претендует на безупречное обладание полноты славного наследства, и которые, когда между собою не враждуют, то в лучшем случае соперничают. И результат таких соперничества и вражды у всех налицо.

Чтобы понять всю трагичность нашего нынешнего положения, стоит вспомнить ещё не столь давние реалии нашей церковной жизни. Известно, что Зарубежная Церковь всегда шла своим путём, зная свою миссию, зная какая ответственность лежит на её плечах и на её совести. Шла средним царским путём, ни на что и ни на кого не оглядываясь. Шла, имея полное сознание о своей миссии, будучи последним институтом, связывающим нас с исторической Россией и сохранив преемственность тысячелетней Русской Церкви. Вот, как велика была её ответственность, вот какую тяжесть несла она, однако, с лёгкостью птичьего пера. Откуда бралась такая сила ? Ответ прост — именно от сознания своего долга выполнить возложенные судьбою на неё обязанности и путь.

Да, шла ни на кого не оглядываясь.

Стоит вспомнить, как было встречено прославление святого праведного Всероссийского чудотворца Батюшки Иоанна Кронштадтского ! Что только не говорилось в сопернических церковных группировках ?! Снова, мол, Зарубежная Церковь вдалась в политику ! Да, безусловно, говорили наши критики, отец Иоанн Кронштадтский незаурядное духовное лицо, но ведь это был самый настоящий мракобес(!), защитник царского деспотизма(!) и так далее, и тому подобное. Чего только не слышно было. Просвещённые либеральные евлогиане иначе мыслить не могли и дошли даже до такого позора, что когда католическое французское издательство трапистского аббатства Бельфонтен в 1979 году в серии Spiritualité orientale (''Восточная духовность'') выпустило в сжатом изложении книгу Моя жизнь во Христе, представив её, как плод духовных переживаний святого Иоанна Кронштадтского, то в предисловии к книге, написанном евлогианским братством Fraternité orthodoxe, подчёркивалось, что не верно называть его святым, разве что иносказательно, и долгие годы ещё в изданиях Ymca-Press продолжали подчёркнуто писать об «отце» Иоанне Кронштадтском. Но конечно, как следовало ожидать, всё вошло в норму, как только Московская Патриархия соблаговолила вдогонку прославить Всероссийского Батюшку.

Ту же самую картину, а то ещё более утрированную, можно было наблюдать, когда произошло прославление святых Новомучеников и особенно святой Царской Семьи. Чего только не писалось и не говорилось ! Среди евлогиан больше всех свирепствовал небезызвестный Никита Струве, директор Ymca-Press, редактор широко известного Вестника РХД и давний недоброжелатель Зарубежной Церкви. Осталась памятной его передовица в Вестнике (в чисто милюковском стиле «Глупость или измена?») с высокопарным заглавием : «Прославление мучеников или религиозно-политическая ошибка?», в которой надменно писал о ''неодекватности прославляющих'' и с явной неприязнью отзывался о прославлении Царской Семьи, ибо ''это заградит путь к всестороннему освещению и выявлению их личностей и их роли в крушении России''(!). Передовица заключалась на безоговорочном приговоре Зарубежного прославления, которое ''послужит не ко славе Церкви, а к раздиранию ее хитона''. Среди сторонников Московской Патриархии не перечислить всех, кто старался как можно больше очернить Царскую Семью, воскрешая советские басни про ''кровавого Николая'' и клевеща на подвиг Мучеников, называя их ''контр-революционерами''. Мы уже писали как, изощряясь в своей ненависти дошли там до того, что можно было прочесть по этому поводу в плохо названной «Литературной Газете» статью ''А почему не Гитлера?''... Но и тут, как у евлогиан, так и у патриархийцев, всё вошло в норму, все успокоились, когда с двадцатилетним опозданием МП вынуждена была вдогонку повторить Зарубежное прославление.

Возьмём ещё третий пример прозорливости Зарубежной Церкви, ставя её на ведущее место среди православных Церквей. Это вопрос осуждения экуменизма. Подумать — маленькая, официально не признанная, количественно ничтожная Церковь не побоялась сражаться с молохом современного релятивизма и вседозволенности. В современном мiре это могло быть принято за самоубийственное начинание. Так и предрекали ей из разных источников. А что видим теперь ? Ею поставленный диагноз экуменизму как злейшая ересь, как ересь ересей, если сегодня не стал превалирующим в христианском сознании, — мiръ-то во зле лежит, не будем забывать —, тем не менее находит сегодня большое количество убеждённых, открытых сторонников во всех православных Церквах, что можно было наглядно проверить в недавней неудавшейся попытке провести лелеянный экуменистами т.н. Восьмой вселенский собор на острове Крит.

С какой целью приводим мы эти примеры удивительной стойкости Зарубежной Церкви, заслуживающие ей особой похвалы и благодарности ? Для того, чтобы показать, что с самого начала своего существования в двадцатых годах прошлого века, наша Церковь, ведомая вдохновенными Первоиерархами не боялась выступать и стоять одна против всех и быть, как бы передовым отрядом в защите Истины церковной. Не страшилась никаких угроз. Спокойно совершала свой долг. Часто была, и не боялась быть, гласом вопиющим в пустыне. Поскольку вещала правду, эта правда со временем становилась явной для всех, в частности для тех, кто с ней до этого боролся. Поэтому Зарубежная Церковь, несмотря на свою малость и официальную непризнанность, была для многих, даже вне своих пределов,  воистину церковной совестью  среди апостасийного мiра.

Была она таковой, как выше сказано, благодаря исключительной церковной мудрости и, можно даже сказать, богодухновенности своих Первосвятителей и прочих Святителей. Ни один из них никогда не совершил бы того преступного безобразия, которое до некоторой степени погубило нашу Церковь в 2001, и тем паче в 2007, годах. Наши Первосвятители указывали нам, и всему русскому православному народу, прямой путь, путь истины, путь спасения. Отвернувшиеся от этого пути, отвернулись и от права считать себя наследниками этих великих Святителей, и тем самым, вступивши на широкий путь сергианской патриархии  отвернулись от пути истины, который прежде сами исповедывали. Поэтому нашлись люди, порвавшие с этими изменниками дела наших Отцов и не согласившиеся на то, что по праву явилось февральской, а затем и октябрьской революциями, творимыми в Церкви. Совершенно так же как случилось в истории России — не совершилось бы в Зарубежной Церкви октября, не будь до этого позорнейшего февраля. Иными словами, не было бы позорной унии 2007 года, не будь постыдного увольнения законного Первоиерарха в 2001 году. Этим всё было предрешено.

Наша сила, если ещё будет она нам дана, зиждется только на смиренном и благодарном следовании тому, чему мы были научены  нашими четырьмя Первоиерархами. Они, каждый из них, должны быть тем знаменем, под которым мы должны идти. Для нас они не отделимы друг от друга. Являются они для нас одним, нерасторжимым целым. Это фактически тот камень, вокруг которого мы все должны объединяться в нашем стоянии, который должен объединять всех, не принявших позорную унию, всех т.н. ''осколков'', но, увы, нашим скандальным разделением, длящимся уже десять, а то и шестнадцать лет, нашими постоянными распрями, ссорами, мы небрегоша его. Как не видеть, что именно в этом следует понимать безобразие нашего разделения и, как следствие, наше печальное состояние. Словами говорим одно, а на деле творим обратное и никто этим не смущается. И этому безобразию конца и краю нет. Все занимаются законничеством, самооправданием и в конечном счёте самохвальством, прикрываемым ложным смирением или строгим следованием канонам.

Мы уже приводили удивительный, потрясающий своим уроком неподдельного глубокого смирения, пример Блаженнейшего Митрополита Антония, ставшего на колени вместе с Митрополитом Евлогием, и прочитавшего вместе с ним, друг над другом, разрешительную молитву. Для нашего незабвенного Аввы не было ничего важнее единства Церкви и для достижения этого единства чистосердечно готов был он идти на все лишения, на все умаления, хотя всем должно быть ясно, что ни в чём не был он в долгу у Владыки Евлогия. Пусть все, кто, находясь сегодня в одном из ''осколков'' и считающий себя единственным правым — будь это чувство оправдано или нет — покажет себя достойным учеником Митрополита Антония и повторит тот же акт истинного смирения. Представим себе эту потрясающую картину ! Это будет не менее торжественно и величественно, чем когда наконец объединились наши греческие братья, а плоды этого единения у всех на виду.

Но после стольких лет отчуждения, лишних взаимных слов, для осуществления такого покаянного всеобщего акта нужно найти какую-то причину, могущую послужить толчком для пробуждения желания к единству. Такая причина имеется и она всеми, кто не принимает унию с МП, может, вернее должна, приветствоваться. Мы не раз писали и уже давно предлагали прославить всех четырёх наших Первоиерархов, как столпов Православия, как путеводителей русского православного народа неуклонно, с первого до последнего дня, указывающих нам правый путь. Поставив такой Акт, можно будет покончить с вопросом об ''осколках'' и восстановить здоровую Зарубежную Церковь. К сожалению, до сих пор это предложение не привлекло ничьего внимания и не встретило существенной поддержки.

Но вот, среди летнего зноя, разошлась радостная весть : в одном из Зарубежных ''осколков'', в день святых Царственных Мучеников, под Парижем в храме протоиерея Веньямина Жукова, под председательством Молдовского Архиепископа Антония, было совершено долгожданное историческое событие  прославления во святых Блаженнейших Митрополитов Антония, Анастасия, Филарета и Виталия, как «Великих поборников Православия и Защитников Православной Российской Церкви в эпоху беспрецедентных гонений 20 века и всеобщей апостасии».

Честь и слава совершившим это благое долгожданное начинание ! Но, что видим мы ? Прошло два целых месяца и не слышно никакой реакции, будто ничего и не произошло. Неужели ни у кого среди ''осколков'' не зашевелилась от этого совесть и не затрепетала душа ? Неужели нигде и ни у кого не пришла мысль — вот, наконец, правильно поступили, пора всем нам объединиться вокруг этого события, этого камня, на котором мы должны прочно стоять. Неужели в очередной раз каждый отмахнётся, сказав — ах, это не у нас, мы их не признаём ! Все вокруг будто заняты, чем-то другим, вероятно для них более важным … Печально ...

И пусть никто не затевает разговоры о том, что не все примут прославление, что есть несогласные с тем или другим у одного из наших Первосвятителей. Слушалась ли Зарубежная Церковь всяких критиков, изощряющихся во всевозможных домыслах только для того, чтобы препятствовать прославлению св. праведного Иоанна Кронштадтского, св. Царя-Мученика, свв. Новомучеников и т.д.? Нет ! Они знали своё дело, и делали его. Безгрешных и безошибочных людей нет, зато каждый из наших Первоиерархов был алмазом Православия и все, как один, указывали нам путь церковной правды в самых трудных условиях.

Все они, каждый из них, достойны почитания и подражания особенно в наш век полного расшатывания всех устоев. «Держи, что имеешь», оставил нам в назидание уже прославленный у Бога и на земле святитель Филарет. Сумевший сохранить Церковь в неимоверно трудных условиях Второй мiровой войны, в своём Завещании Митрополит Анастасий говорит нам : «Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения» с Московской Патриархией и её иерархами. Моисей Русского Исхода, крупнейший, вселенско-признанный богослов Митрополит Антоний поставил Зарубежную Церковь на правильные, канонические рельсы, и не дай Богъ нам с них сойти. Распятый живьём, Митрополит Виталий до последнего издыхания оставался нашим Удерживающим, учащим нас : «От правильного или превратного нашего отношения к епископату Московской Патриархии зависит правильное или ложное отношение к самой Истине, ко Христу. Это искушение века сего, которое ставит нас на лезвие меча».

Естественно, эти краткие характеристики не достаточны для утверждения святости наших Первосвятителей, но все они крайне созвучны и указывают нам путь, путь исповедания Истины. Уже огромная, кропотливая, серьёзная работа проделана собиранием материалов к прославлению наших Святителей, с чем можно ознакомиться на сайте pisma08.livejournal.com. Наша брошюра Удерживающий, написанная к архиерейскому юбилею Митрополита Виталия имела уже ввиду будущее желаемое прославление и тоже предлагает кое-какие материалы. Но этим литература конечно не исчерпывается. В библиотеках, у себя дома, в интернете и в опыте церковном  можно найти всё необходимое для того, чтобы самому убедиться и убедить других в правомерности и целесообразности этого прославления. Это наш долг. Проще не скажешь.
Написана уже хорошая икона, которую так и хочется всем раздавать для поклонения. Остаётся написать службу. Вот это и может быть тем святым делом, могущим объединить всех, где бы они не находились, оставшихся верными нашим Первоиерархам.

Святители Антоние, Анастасие, Филарете и Виталие, молите Бога о нас!

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

http://www.karlovtchanin.eu/index.php/istoriatcerkvi/837-blagoe-dolgozhdannoe-nachinanie-protodiakon-german-ivanov-trinadtsatyj-2

Вернуться к списку записей

Комментарии

Юрий:
около 1 месяца назад

Уважаемые Отцы, Уважаемый Протодиакон Герман, Вы пишите, что Антоний Храповицкий крупнейший, вселенски-признанный богослов, Моисей Русского Исхода и т. д. Однако еще В 1912 году Сщмч. Виктор Глазовский (Островидов) в статье "Новые богословы" раскрыл еретическую направленность в богословие архиепископов Антония и Сергия Страгородского. Так называемый нравственный монизм.Далее. В 1926 году духовник Царской Семьи архиепископ Феофан Полтавский (Быстров) показал ошибочное понимание митрополитом Антонием Храповицким догмата Искупления. Верховное значение в искупительном подвиге Христа Спасителя у Антония Храповицкого переносится с Голгофы на Гефсиманию. Иначе говоря, в самом важнейшем догмате Антоний Храповицкий отступает от учения Православной Церкви. Разумеется возник конфликт архиепископа Феофана с митрополитом Антонием. Синод РПЗЦ молчал и Архиепископ Феофан фактически был отстранен от участия в заседаниях синода. Поясните, пожалуйста, данную ситуацию. Юрий.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Александр, благодарим за Ваш комментарий. Хотя выбранный Вами тон явно противоречит...
Александр
Отцы, скажите, как возможно "дружить" с вами , если вы во всем...
р.Б. Олег
Попалось на глаза! О далеко идущих планах "Матильды"! http://worldcrisis.ru/crisis/2810464...
Юрий
Уважаемые Отцы! Мне думается,что прежде чем ставить вопрос - Генерал Власов-герой или...
Другой Виталий
1. Белые были разные. С этим никто не спорит. 2. Откуда у...
Виталий
По поводу Маннергейма и финской войны хотелось Вам задать пару вопросов. 1....
Олег
Архимандрит Кирилл (в миру Ива́н Дмитриевич Павлов— архимандрит, духовник Троице-Сергиевой лавры. Один...
Сергей
Олег, рекомендую Вам не хамить, не передергивать и не извращать слова афонского...
Олег
Похоже Берестов сам запутался читая текст. Весьма занятно, а своими словами без...
Феодор странник
МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ К ПРЕДСТОЯЩИМ СОБЫТИЯМ 5 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Ну что я...

Календарь

Другие записи

RSS-лента

Архив




Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры