Амвросий (Гудко)
Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский и Елабужский.

Август – особый для наших краев месяц. В 1918 году 8 августа началось антисоветское освободительное Ижевско-Воткинское восстание рабочих и крестьян, а 9 августа претерпел мученическую кончину от рук красноармейцев святой епископ Сарапульский и Елабужский Амвросий (Гудко).
О епископе Амвросии первым поведал мiру протопресвитер Михаил Польский в своем известном двухтомнике «Новые мученики Российские». В предисловии к первому тому в 1949 году он писал:

«Собирая материалы о жизни, страданиях и мученической кончине за веру или просто в вере умученных и убиенных в российской смуте от большевицкого безбожного гонения, мы полагаем только начало этому делу. Всех, кто только может дать имена мучеников и свои хотя бы краткие сообщения о них, или указать на материалы о них и фотографии, а также дать дополнения и поправки к тем сообщениям, которые есть в этой книге, мы приглашаем непременно сделать это и помочь этому начинанию. Никто не может быть безразличным к славе Церкви Христовой. Страдания за неё не могут быть забыты. Да не изгладится, но да прославится память о наших мучениках из рода в род».

Протопресвитер Михаил Польский
Протопресвитер Михаил Польский (1891-1960).

Отец Михаил являлся очевидцем коммунистических гонений на Церковь. Сам отсидевший за православную веру в Соловецком концлагере и отправленный в ссылку, он начал собирать материалы о новомучениках еще до своего ареста в 1923 году. В 1930 году он смог бежать из СССР, взяв с собой материалы о пострадавших от рук коммунистов. За границей о. Михаил стал обличителем сергианства и защитником Русской Зарубежной Церкви. Он посвятил этому другую свою работу «Каноническое положение Высшей Церковной власти в СССР и за границей». Книги отца Михаила, хоть порой и не лишены фактических неточностей, тем не менее явились ярким лучом правды о том, что происходило в богоборческом СССР. Один из современных исследователей новейшей истории Русской Православной Церкви пишет о книге «Каноническое положение Высшей Церковной власти в СССР и за границей»: «Протопресвитер М. Польский был очевидцем того, что творилось в Церкви, и сейчас, с открытием архивов, подтверждаются свидетельства протопресвитера М. Польского, а не профессора С.В. Троицкого», обвинявшего о. Михаила в неправде (Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. С. 25).

Второй том «Новых мучеников Российских», где говорится о еп. Амвросии, вышел в 1957 году. К сожалению, в сведения о. Михаила о жизни еп. Амвросия вкрались досадные неточности. В частности, в книге утверждается, что «за обличение в церковной проповеди злоупотреблений губернской администрации» владыка был уволен в 1916 году и сослан в Свияжский монастырь «по Царскому указу» (Польский М. Протопресвитер. Новые мученики Российские. Т.2. – Нью-Йорк. Джорданвилль: Типография прп. Иова Почаевского, 1957. С. 97).

На самом деле Царь-Мученик никоим образом не причастен к репрессиям в отношении сщмч. Амвросия. Более того, в 1916 году в сентябре Государь по докладу Синода предоставил Сарапульскому викарию еп. Амвросию широкие права по управлению викариатством, а 12 октября 1916 года владыка стал носить титул «Сарапульский и Елабужский».

Еп. Амвросий был уволен от управления Сарапульской епархией после отстранения от власти святого Государя, уже при Временном правительстве, по постановлению Синода, 18 марта 1917 года. Еп. Амвросий остался верным Помазаннику Божию, защищая не только Его в своих проповедях, но Царицу-Мученицу, обвинения которой в шпионстве в пользу Германии стали общим местом в революционной и либеральной прессе.

Государь и Государыня
Святые Государь Император Николай Александрович и Государыня Императрица Александра Федоровна.

К сожалению, члены Поместного Собора 1917-1918 годов не заступились за арестованную Царскую Семью. Участник Собора князь Г.Н. Трубецкой пишет, что на исход дискуссии о восстановлении патриаршества немало повлиял крестьянский делегат. Он сказал: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха» (Поспеловский Н.Д. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995. С. 40). Речь этого крестьянина во многих публикациях по церковной истории называют голосом народа. На Соборе как будто никто на эти слова не возразил. Между тем Государь был жив и находился в беззаконном заключении вместе со своей Семьей.

Заседание Поместного Собора 1917 1918
Заседание Поместного Собора 1917-1918 гг.

Поместный Собор 1917 18
Участники Поместного Собора 1917-1918 гг.

По словам профессора М.А. Бабкина, «собор даже не упомянул, что во время его заседаний царская семья находилась под арестом в Сибири, не потребовал у Временного правительства ее немедленного освобождения или хотя бы разъяснений относительно обоснованных причин ареста (в первую очередь, цесаревича и великих княжон)» (Бабкин М.А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). – М. 2007. С. 389. http://yakov.works/libr_min/02_b/ab/babkin_06.htm).

В отличие от членов Поместного Собора 1917-1918 годов владыка Амвросий, по свидетельству прот. Михаила Польского, примерно в то же самое время «в сильных проповедях у раки Святителя Германа Свияжского… призывал свою паству ратовать за царево дело, за заключенного Царя и никогда не поддаваться революционной пропаганде» (С. 97).

Протопресвитер Михаил Польский пишет о том, очевидцем чего был сам:
«12 мая 1918 г. Православная Казань встречала крестным ходом освященную Святейшим Патриархом икону Священномученика Патриарха Гермогена с частицей мощей. Престарелый митрополит Иаков остался дома, а безстрашный епископ Амвросий отслужил перед св. Иконой молебен на площади перед Кремлем и снова произнес проповедь, полную прозрачных монархических намеков.

На собрании Братства Православных Приходов Владыка заявил нам, что хочет ехать в Свияжск. На наши опасения за его жизнь просто и убежденно ответил: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство, которого никакие чекисты не смогут отнять»
.

Отец Михаил Польский сохранил для нас это безценное напутствие священномученика Амвросия. Святой владыка подтвердил его делом. Будем же молиться, чтобы Господь дал нам мужество не малодушествовать и не стыдиться исповедовать Христа.

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

МВН
Почитателю. Не в 2007 году, а в 2004-м. и не вл. Марк,...
Daedolon
Флойда не убил полицейский. Он сам умер от перебора фентанила (содержимое фентанила...
Дмитрий
Дорогой брат Олег, я немного прочёл о Аввакуме и староверах. Проникся к...
почитатель
Может быт кто-то припомнит как вл. Марк выгнал Михаила Назарова и его...
МВН
Благодарю о. Германа Иванова-Тринадцатого его за частичное заступничество, но раз уж его...
Григорий
Любовь, а что, в жизни так не бывает? Чтобы один в отличие...
Любовь
«Так громко называла себя группа неисправимых энтузиастов, наводившая мосты между Русской Православной...
Сергий
Cпаси Господи, батюшка за искреннееслово об отце Димитрии. Надеюсь, что доброе перевесит...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогие братья и сестры, настоятель Вознесенского храма г. Барнаул протоиерей Георгий Титов...
Дмитрий
Дорогой брат Олег, я к сожалению, плохо знаю Историю Церкви, а о...

Календарь

Другие записи

RSS-лента

Архив




Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры