Serafim 3 700x478
Торжественное шествие с ракой с мощами св. Серафима Саровского. Впереди Государь-Мученик Николай Александрович. 1903 год.

19 июля (1 августа по григорианскому календарю) – день прославления и обретения мощей в 1903 году великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского, чудотворца, почитавшегося русским народом задолго до его официальной канонизации. История его прославления выявляет, при внимательном взгляде, многие духовные болезни, которыми оказалось поражено не только светское, к сожалению, в массе своей безрелигиозное, но и церковное общество России. Об этом надо говорить для покаянного переосмысления нашего прошлого.

Много пишут о том, что в результате реформ императора Петра Первого Церковь оказалась подчинена государственному аппарату, лишившему иерархов инициативы и самостоятельности. Это верно, но только отчасти, особенно если говорить о последнем царствовании, когда Государь-Мученик Николай Александрович, де-факто, предоставил синодалам гораздо больше самостоятельности, чем раньше. Тем не менее, стремление обвинить государство в церковных проблемах широко распространено в официальных руководствах по церковной истории, написанных в ХХ веке, да и в современных публикациях.

Но нельзя же все ошибки архиереев перекладывать на государственных чиновников и на самого Царя! Косность и нежелание скорейшего прославления прп. Серафима исходили не только от обер-прокурора Победоносцева, но и от членов Святейшего Синода. Дело здесь не только в бюрократических проволочках. Сам образ саровского старца вызывал у высокопоставленных церковных лиц сомнения. С подозрительностью относились к исихазму, который в «Настольной книге священнослужителя», изданной по благословению Синода, был назван «вздорным учением», к непрестанной молитве Иисусовой и молитве Богородице, которыми прп. Серафим советовал заниматься всем, в том числе и мiрянам. Всё это церковному начальству казалось нездоровым мистицизмом. Подозрения вызывала старческая деятельность св. Серафима, то, что он принимал в монастыре всех, и женщин, и мужчин. Верили клевете по поводу окормления им сестер Дивеевской общины.
Если бы не воля Государя, то саровский угодник Божий был бы еще долго не прославлен официально.

S Ch1024px 1903. Vyihod Tsarskoy Chetyi I Chlenov Imperatorskoy Familii 700x506
Выход Царской Четы и членов Императорской Фамилии. Слева от Государя чуть позади архимандрит Серафим (Чичагов). Саров. 1903 год.

Чтобы продвинуть дело канонизации, архимандрит Серафим (Чичагов) в обход Синода, при личной аудиенции передал Государю свою книгу «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Ознакомившись с нею, Государь загорелся желанием немедленно прославить старца Серафима, проявив непреклонную свою волю, и дело это сдвинулось, наконец с мертвой точки. В июле 1902 года «Церковные ведомости» сообщили о подготовке официальной канонизации.

Однако после того, как в январе 1903 года синодальная комиссия для освидетельствования мощей в Сарове обнаружила, что сохранились лишь косточки, у многих членов Синода возникло замешательство. В факте отсутствия полного нетления мощей они нашли подтверждение своим сомнениям в святости прп. Серафима. Монахиня Серафима (Булгакова) в своих воспоминаниях пишет, что некто в Синоде даже сказал: «Куда и зачем ехать в лес, нашлись только кости».

К сожалению, не только в народе, но даже среди высшего церковного начальства распространилась ложная мысль о том, что только полное нетление останков является признаком святости. Эта идея и то, что Синод не приложил достаточных усилий для разъяснения в народе смысла нетления мощей, пагубно сказались в 1919 году, когда большевики развернули кощунственную кампанию по вскрытию мощей угодников Божиих.

Тем не менее воля Государя была синодалам известна. После проведенного богословского исследования было установлено, что полное нетление мощей не является непременным условием святости, и Синод в своем докладе Царю выразил согласие на прославление св. Серафима. Государь на докладе написал резолюцию: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».

Palomniki Prishedshie K Monastyiryu V Nadezhde Istselitsya. Sarov1903 700x465
Паломники, прибывшие в монастырь к прославлению св. Серафима. Саров. 1903 год.

Так воля св. Государя помогла преодолеть всё, что препятствовало канонизации Саровского угодника Божия. В числе этих препятствий оказались, к прискорбию, предрассудки и заблуждения среди высшей церковной власти. К сожалению, уроки тогда не были извлечены, подспудная оппозиция церковных лиц монархии продолжалась, что привело к предательству в феврале 1917 года. Возмездие не замедлило. Но это возмездие было спасительным для тех, кто покаялся и принял муки за Христа от богоборцев. Преподобный же Серафим, как и обещал, своими молитвами привел прославившего его Царя к великой славе в Царстве Небесном.

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Феодор-странник
Честные Отцы, вы ответили на мои ответы и сомнения...
Феодор-странник
Дорогие отцы, братцы и сестрицы! Хочу дополнить кое что о моей удивительной...
Фелдор-странник
Сам живу в Люллях. От своей нищеты дошёл до Парижа, из Люллей...
Кирилл Николаев
"Не совок"-у. Такая смелость в обличениях известных людей должна была бы предполагать,...
Не совок
Католики на сайте РУССКАЯ ИДЕЯ у М.Назарова rusidea.org/250949218 и у С.Кондакова kondakov.ws/blog/Tuchi-nad-Dolinoy-Pavshih...
Кирилл
Олег, что же Вы у "внучки" всё не расспросите? Разузнали бы, да...
Любовь
Уважаемый о.Александр! Вы правы, каяться никогда не поздно, но это для...
Олег
Кирилл, это надо спросить у внучки Николая II, которая живет в Англии....
Кирилл
Олег, а куда король Георг подевался?...
Галина Сметанина
Замечательный рассказ нашего брата Фёдора! Спасибо!...

Календарь

Другие записи

RSS-лента

Архив




Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры