фото 1
Святитель Иоанн Шанхайский.

На днях в интернете появился видеоролик священника Георгия Максимова про святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, Чудотворца. Ролик называется «Был ли раскольником свт. Иоанн?».

Для нас очевидно, что не был. И отец Георгий в течение одиннадцати с лишним минут пытается доказать, что святитель и чудотворец Иоанн Шанхайский не был раскольником.

Священник Георгий Максимов в данном ролике, как мне видится, старается перехитрить самого себя. Ведь всем известна его позиция, что все, кто прекратил поминать патриарха Кирилла (Гундяева), а ранее всех предыдущих патриархов, начиная с Сергия (Страгородского), должны считаться раскольниками, поскольку они по слову о. Георгия «покинули мать-церковь».

фото 2
Священник Георгий Максимов. Его кажущаяся учёность далеко не всегда служит установлению истины.

Но в истории со святым архиепископом Иоанном (Максимовичем) эта парадигма перестаёт работать, поскольку святость угодника Божия настолько очевидна, что невозможно с этим спорить. Ведь не может же святой быть раскольником! Вот о. Георгий и решил взять на себя труд объяснить, как же так бывает, что хоть архиепископ Иоанн (Максимович) и не поминал патриархов Сергия (Страгородского) и Алексия (Симанского), но всё же был святым.

По меткому выражению Михаила Викторовича Назарова, священник Георгий Максимов ломится в открытую дверь. Он пытается доказать, что нельзя называть раскольнической Русскую Зарубежную Церковь, поскольку она имела общение с другими Поместными Церквами и не считала себя отдельной от всей полноты Российской Православной Церкви, что и закреплено в уставе РПЦЗ. О. Георгий рассуждает об этом, как о чём-то доселе неизвестном. Он даже, как некое открытие сообщает, что святитель Иоанн сослужил с владыкой Василием (Родзянко).

фото 3
Епископ Василий (Родзянко).

Однако ничего особенного здесь нет для человека знакомого с церковной историей ХХ века, ведь духовенство РПЦЗ нередко сослужило с представителями Сербской Поместной Церкви, а епископ Василий в то время был её священником.

фото 4
Епископ Сербской Православной Поместной Церкви Савва (Сарачевич) Эдмонтонский, Митрополит Филарет (Вознесенский) Восточно-Американский и Нью-Йоркский Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, архиепископ Иоанн (Максимович) Западно-Американский и Сан-Францисский, епископ Нектарий (Концевич) Сеатлийский.

Это потом он перейдёт в юрисдикцию Американской Православной Церкви и станет там архиереем.

О. Георгий делает упор на том, что архиепископ Иоанн (Максимович) не признавал безблагодатности Московской патриархии и не обвинял её в ереси, даже поминал в своих молитвах и на проскомидии патриарха Алексия (Симанского).

фото 5
Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский).

Поэтому и раскольником его называть нельзя.
Ещё раз повторим, да, нельзя называть святителя Иоанна раскольником. Но кто же его так называет? Из слов священника Георгия следует, что будто сами раскольники святого раскольником и называют. Логика о. Георгия проста — если раскольники, т.е., те, кто не поминает патриарха Кирилла (Гундяева), считают святителя Иоанна своим святым, значит они называют его раскольником. Но нет! говорит о. Георгий, святитель Иоанн не раскольник, поэтому руки прочь от святого, он наш святой, а не ваш, обращаясь ко всем несогласным с курсом патриарха Кирилла (Гундяева).

фото 6
Патриарх Кирилл (Гундяев).

И разъясняет нам: «По своему официальному статусу, и по факту продолжения евхаристического общения, хотя весьма сокращённого, и по самоосмыслению, выраженному святителем Иоанном (Максимовичем), Русская Зарубежная Церковь в его время не была в собственном смысле расколом, но пребывала лишь в административном неподчинении священноначалию в Отечестве, причём сознавая ненормальность, вынужденность и временность этого положения. И сам святитель понимал это и поминал патриарха Московского».

Но, довольно. Обратимся к нелицеприятной истории взаимоотношений свободной части Российской Православной Церкви, находящейся за рубежом, и Московской патриархии – этого рупора лживой советской пропаганды в безбожные времена.

фото 7
Книга «Правда о религии в России» явилась образцом лживости и лицемерия. В книге сообщается, что в СССР гонений на веру Христову нет.

Сразу оговорюсь: мы отделяем административную верхушку от церковного народа и это в СССР хорошо понимали люди верующие. Увы, в наше время в исторической ретроспективе происходит искусственное смешение интересов Церкви и интересов органов советской власти, проводимых через подчинённых архиереев и священников. В результате получается странная картина – гонители выдают себя за гонимых и за выразителей чаяний церковного народа.
Итак. Не один раз Московская патриархия пыталась развалить церковную жизнь Русского зарубежья угрозами и прещениями, неизменно называя РПЦЗ и её духовенство раскольниками. Отцу Георгию стоит вспомнить об этом, но если он не помнит, то мы освежим память.

фото 8
Заседание Поместного собора 1971 года. Выступает митрополит Пимен (Извеков), который скоро будет избран патриархом.

Вот, например, на Поместном соборе 1971 года звучали такие слова: «Ввиду того что активная деятельность приверженцев так называемой Русской Православной Церкви за границей… против Матери — Русской Православной Церкви и против Святой Православной Церкви в целом наносит вред святому православию, высшей церковной власти Московского Патриархата осуществить в ближайшее время необходимые канонические санкции по отношению к отступническому сонмищу… — Карловацкому расколу и его нераскаявшимся последователям».

фото 9
Митрополит Антоний Сурожский и архиепископ Василий Брюссельский.

Но против осуществления таких «канонических санкций» в то время выступили владыки Антоний Сурожский и Василий Брюссельский с такими словами: «У нас церкви находятся в соседних кварталах. И это только усугубит ситуацию если будет анафема Зарубежной Церкви или какая-то мера».
И к ним вынуждены были прислушаться, но тем не менее Русская Зарубежная Церковь именовалась «Карловацким расколом» вплоть до 2007 года, когда произошло насильственное объединение с Московской патриархией.

фото 10
Объединение РПЦЗ и Московской патриархии в 2007 году. Митрополит Лавр потом скажет: «Нас обманули», но расторгнуть унию сил уже не будет.

В 1964 году в 11 номере Журнала Московской патриархии вышла статья Алексия Осипова, кандидата богословия под говорящим названием «К назначению нового главы Карловацкого раскола». В общем то, можно было привести только примеры из этой статьи, чтобы показать всю несостоятельность выводов о. Георгия Максимова. Ведь он, повторюсь, убеждает, что нельзя называть раскольником святителя Иоанна, из чего может следовать вывод, что никогда святителя Иоанна раскольником в Московской патриархии не считали. Или всё-таки называли архиепископа Иоанна раскольником? На такой вопрос священник Георгий ответа не даёт, оставляя место обширным умолчаниям.

фото 11
Алексей Осипов в обществе митрополита Никодима (Ротова) и нынешних патриарха Кирилла (Гундяева) и «почётного патриарха» Филарета (Денисенко).

Осипов приводит постановление Синода Московской патриархии от 22 июня 1934 года: «Заграничных русских архиереев и клириков так называемой Карловацкой группы, как восставших на свое законное священноначалие и, несмотря на многолетние увещания, упорствующих в расколе, предать церковному суду … с устранением обвиняемых, впредь до их раскаяния или до решения о них суда, от церковных должностей».

10 августа 1945 года патриарх Алексий (Симанский) выпустил послание, в котором звучат такие слова: «Над теми, кто останется и на этот раз глухим к нашему отеческому призыву, будет подтверждено вышеупомянутое решение Священного Синода Русской Православной Церкви 1934 года».

Как мы знаем, святитель Иоанн не подчинился указаниям из Московской патриархии, оставаясь в Русской Зарубежной Церкви, т.е. по мнению священноначалия МП он был раскольником. В данном случае о. Георгий Максимов противоречит официальной позиции своего церковного руководства или просто морочит людям голову.

Святитель Иоанн трижды оказывался под запретом Московской патриархии: первый раз в 1934 году, во второй в 1945 году и, наконец, в 1946 году, когда он был смещён со своей кафедры указом патриарха Алексия и запрещён в священнослужении представителем Московской патриархии архиепископом Виктором (Святиным).

фото 12
Епископ Виктор (Святин).

Если о. Георгий говорит своим зрителям, что святитель Иоанн молился за патриарха Алексия, поминал его на проскомидии, то почему не упоминает, что на Великом входе святой владыка московского патриарха не поминал? Если довериться умозаключениям священника Георгия Максимова о том, что святитель Иоанн так хорошо относился к Московской патриархии, то как понять тот факт, что он никого и никогда не призывал в Московскую патриархию переходить или, выражаясь языком о. Георгия, «вернуться в мать-церковь»? Как объяснить упорную борьбу святителя Иоанна на Святой Земле против экспансии Московской патриархии и захвата ею при помощи руководства Израиля храмов и зданий Русской Духовной Миссии?

фото 13

Ведь когда на картах мира появился Израиль при непосредственном участии СССР, то все земли и имущество Российской Церкви, оказавшиеся на территории еврейского государства, были переданы в приказном порядке в ведение Московской патриархии.

фото 14
Здание русской больницы, ранее принадлежавшее Русской Духовной Миссии. В 1964 году большинство зданий Русского подворья, включая Русскую больницу, по распоряжению Никиты Сергеевича Хрущева были проданы Израилю в рамках так называемой апельсиновой сделки. Советский Союз продал Израилю 22 объекта недвижимости в Иерусалиме, Хайфе, Афуле, Назарете и Кфар-Каме за 4,5 млн. долларов. Основная часть платежа была осуществлена поставками цитрусовых, меньшая часть – поставками текстиля.

Может стоит рассматривать деятельность святого архиепископа Иоанна в общем контексте его жизни, не выхватывая удобные моменты?
Почему рассказывая о добрых словах в адрес патриарха Алексия в бытность святителя Иоанна епископом Шанхая, о. Георгий не упоминает скандал, случившийся благодаря показу советского документального фильма о поставлении в патриархи Алексия (Симанского)? Ведь владыка Иоанн, по свидетельству очевидцев, посмотрев этот фильм, сказал, что выборы в патриархи были постановочными.

фото 15
Фрагмент из документального фильма о выборах патриархом Алексия (Симанского).

Почему признавая (по о. Георгию) патриарха Алексия, святитель Иоанн подчинился не московским указам, а Синоду Русской Зарубежной Церкви, и вместо того, чтобы без особых проблем уехать с паствой в Советский Союз, предпринял рискованный тяжёлый переезд в Филиппины на остров Тубабао? А ведь за всю эту деятельность архиепископа Иоанна клеймили как раскольника и при его земной жизни и после неё. Неужели о. Георгий этого не знал?

фото 16
Святитель Иоанн на Филиппинах. Литургия в «кафедральном соборе» на острове Тубабао.

История жизни владыки Иоанна – это история борьбы и молитвы. Он, как истинный архиерей Божий, не боялся говорить правду, не стеснялся выглядеть не так как все, оказывая попечение о своих духовных чадах, защищая их от волков в овечьих шкурах. Святитель Иоанн был чужд крайностей осуждения, старался всех любить, за всех молиться, в том числе и за своего гонителя патриарха Алексия (Симанского), исполняя заповедь Божию: «А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44).
Его при жизни называли святым. На святителе Иоанне исполнились слова Священного Писания: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Святой архиепископ Иоанн жизнью своей исполнил сказанное апостолом Павлом: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть — приобретение» (Флп.1:21).

фото 17
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец.

Вернуться к списку записей

Комментарии

Николай:
2 месяца назад

Раскольники
Случайно наткнулся на Ваш сайт и хотелось сказать следующее. О каких раскольниках Вы пишите? Вы не пробовали читать книги российского историка, доктора исторических наук, профессора Александра Пыжикова? Или хотя бы на том же Ютубе послушать его лекции по многим историческим, и в том числе по церковным вопросам? Попробуйте, это очень помогает правильно понимать нашу историю и в частности во многом восполняет пробел по тем же церковным вопросам.

О какой истиной церкви можно что то вообще говорить и писать, если РПЦ была изначально создана выпускниками из западной крипто католической церкви, которые оделись в православное облачение и при клане Романовых во многом определяли колониальную идеологию и политику по отношению к коренному населению России. И прежде всего к русскому народу. Став на века ярыми идеологами и защитниками рабства и бесправия в России (крепостничества).

Царский синод РПЦ это был своеобразный идеологический отдел ЦК КПСС, который защищал всеми своими силами прежде всего Романовскую династию западной Гольштейн-Готторпской ветви. Что... что... там пел Игорь Тальков про КГБшный погон под рясой, не помните случайно ?

Тем самым зацементировав вековую отсталость от Европы и нищенский крепостной образ жизни по сей день. Уже в 18 веке весь синод РПЦ состоял из выпускников Киево-Могилянской академии, где в списке одни польские и украинские фамилии, в которой сейчас с успехом обучают и воспитывают украинских националистов для АТО.

Всех своих церковных оппонентов, староверов, с самого начала своего существования РПЦ сжигала в их церквях. Чтоб вообще духа оппонентов не было в России. А это были десятки тысяч православных русских людей. Именно украинские националисты сжигали людей в Хатыне в 1943 году, и в Одессе, в доме профсоюзов 2 мая 2014 года. Потому что это типичный фирменный стиль католиков, сжигать на кострах своих идеологических противников.

Знаменитые «Двенадцать статей» царе́вны Со́фьи, изданные в 1685 году против своих идеологических противников, старообрядцев, были написаны в Синоде новой никонианской церкви, во главе с патриархом Иоакимом, из которой потом появилась РПЦ. Для историков это уже давно не секрет, что писались эти указы иезуитами. Почитайте эти статьи. Немцы во время ВОВ и рядом не стояли, чтоб так жестоко карать людей только за их веру.

И только поэтому сейчас МП так рвется к своим истокам, рвется к своим корням, рвется к себе домой, в Ватикан. Так пусть туда идет, и чем быстрее это произойдет, тем лучше. МП откроет наконец всем свое истинное звериное лицо. Так вот надо им помочь в этом, объясняя людям откуда корни у такой церкви и что ее не исправить никогда и не реформировать. Вы же не осуждаете буддистов в России, что они вместо ночного стояния на молитве в храме крутят днем молитвенные барабаны на улице. Вы это понимаете, потому что они буддисты, что их напрасно критиковать за их барабаны.

Так же и с РПЦ МП и всеми многочисленными зарубежными осколками, которые родом из той же никонианской РПЦ. Надо понять одно, что эта церковь в России уже не один век находится не на своем месте. Отсюда и все наши беды и проблемы, когда эта структура идеологически защищает и покрывает любой колониальный режим в России. Начиная с режима Романовых и кончая режимом Путина. Невозможно представить, чтоб официальная церковь в виде РПЦ, а сейчас РПЦ МП встала наконец на сторону нищего, бесправного и обездоленного русского народа. И стала открыто критиковать власть того же Николая II, или Путина. Много Вы слышали или читали критики пенсионной реформы, которая происходила от попов РПЦ МП?

А в РПЦЗ дошли до того, что семью из колониального клана Романовых даже канонизировали. И сейчас возводят в честь этой семьи храмы и устраивают многочисленные крестные ходы. Больше абсурда в мире наверно еще не было. И все это благодаря все той же РПЦ.

Родина этой церкви и ее место на западе Украины, где кучкуются все униаты. Такая церковь должна находится поближе к своим корням из Речи Посполитой. Вот именно там они и будут на своем месте, но только не в России. И правильное название РПЦ МП должно звучать так, Реформаторская Церковь Московского Патриархата, РЦ МП Вот тогда все сразу становиться на свои места, без всяких лишних слов осуждения в адрес МП. Эта церковь исторически не имеет никакого права находится в России.

Читайте больше книг историка Александра Пыжикова, которого 17 сентября 2019 года преступная колониальная власть убрала от нас, спровоцировав стремительное развитие болезни в 53 года, когда у него неожиданно оторвался легочный тромб.

Чтоб не писал и не говорил лишнее. Чтоб не открывал людям глаза на историческую правду."Он определил направления научного поиска на десятилетия вперед", — так говорят коллеги об историке Александре Пыжикове. И именно это является настоящей правдой.

Любовь:
2 месяца назад

Уважаемый о. Михаил!"Митрополит Лавр потом скажет: «Нас обманули». Укажите, пожалуйста, источник информации.

Протоиерей Михаил Карпеев:
2 месяца назад

Здравствуйте, Любовь!
Так сказал одному священнику, посещавшему Афон, инок Всеволод (Филипьев), близкий на то время к митрополиту Лавру.

Любовь:
около 1 месяца назад

Уважаемый о.Михаил! Думаю,, что Вы и сами понимаете, что пользоваться источником "Мышка кошке, кошка Машке..." можно только в разговоре на кухне, но не в публикации для широкого круга читателей

Протоиерей Михаил Карпеев:
около 1 месяца назад

Уважаемая Любовь, здравствуйте!
Фраза митрополита Лавра, переданная его келейником иноком Всеволодом (Филипьевым) является лишь иллюстрацией к основному материалу, основанному, как Вы можете видеть из приведённых источников, на реальных фактах. Поэтому не совсем понятны Ваши критические замечания. Священник, имя которого я называть не буду, т.к. он боится огласки, несмотря на Ваш интерес, ибо является клириком Московской патриархии, в данном случае тоже является иллюстрацией того, как всё плохо в МП. Никаких "Кошек и мышек" здесь нет. Есть вполне серьёзная проблема.

Любовь:
около 1 месяца назад

Здравствуйте, уважаемый о.Михаил! Уж простите, но серьёзные историки такими источниками пользоваться не должны, во всяком случае, безапелляционно на них ссылаться. Цепочку передачи информации составляют живые люди. При этом её искажение неизбежно, потому что передаточные звенья, независимо от их имён и мест работы, остаются живыми людьми. Такая информация может оказаться результатом ненамеренной или намеренной игры в «глухие телефоны». «Проблема» и «источник» вовсе не синонимы. И чем серьёзнее проблема, тем тщательнее выверенными должны быть свидетельства, желательно подтверждёнными разными источниками. М.В., как человек думающий, вполне возможно, весь остаток жизни анализировал плюсы и минусы сделанного шага, м.б, с кем – то и делился размышлениями: где о плюсах, где о минусах (какие –то разочарования неизбежны – человек всегда ожидает большего). Но если Вы располагаете документом, в котором Митр. Виталий эти слова удостоверяет своей подписью, это одно дело, а если нет- считайте, что и слов этих не было (конечно, упомянутые Вами лица вправе написать мемуары, а Вы, идя навстречу Вашим желаниям, можете им верить, но никак не утверждать. Ничего нельзя иллюстрировать незадокументированной информацией нельзя, как бы она ни была кстати, ну нельзя!). А иначе, простите, как заметил уважаемый поэт В.С.В, «И словно мухи ходят слухи…», и давайте не будем уподобляться упоминаемым далее. в его песне персонажам. Давайте вспомним нашу русскую мудрость «Написано пером – не вырубить топором» и ещё: «Слова к делу не пришьёшь».

Прот. Александр Малых:
около 1 месяца назад

Уважаемая Любовь, простите, что встреваю в Вашу полемику с о. Михаилом.
Серьезные историки используют наряду с документами и устные источники. Последние не менее серьезны. (Если Вы христианка, то должны знать о важности Священного Предания наряду со Св. Писанием).
Откуда Вы взяли, что о. Михаил «безапелляционно» ссылается на это устное свидетельство? Он просто упоминает о нем, как еще одну иллюстрацию к основной мысли своей статьи, которая вся основана на документах, пред которыми Вы так благоговеете.
Успокойтесь и прочтите внимательнее статью. Отец Михаил пишет не о митр. Виталии, а о митр. Лавре.
Что Вы вообще прицепились к этому месту? Оно в статье совсем не главное. Хотя есть и другие «устные» свидетельства о том, что «обманули» и «нагнули» и «заставили» иерархов РПЦЗ соединиться с МП.
Прот. Александр Малых.

Любовь:
около 1 месяца назад

Здравствуйте, уважаемый о.Александр! Я , конечно же, не «прицепилась» бы к этим словам, будь они сказаны о погоде, но они о важном и сразу бросились в глаза. И не могло не заинтересовать, когда и где м. Лавр (ну, конечно же, Лавр! Прошу прощения за свою оговорку) сделал такое заявление. «Митрополит Лавр потом скажет: «Нас обманули»
- без вариантов. Конечно, любой историк вправе использовать как мемуарную литературу, так и устные «предания» (но об этом читателя он обязан предупредить, а тот уж сам решает, насколько он может доверять таким источникам). Но на их основании он строит только свои предположения, но не утверждения. И нельзя ими иллюстрировать текст, а как раз наоборот, текстом пытаться проиллюстрировать правильность своих выводов. А в данном случае меня никто не предупредил, что слова, приписываемые м.Л., прошли через десять уст. Если бы м.Л. сам открыто это заявил! Ну кто бы ему отрубил за это голову? А хоть бы и отрубил. Зато бы в вечную жизнь ушёл со спокойной совестью. А что касается Священного Предания, так Вам не хуже, чем мне, известно, в каких условиях оно слагалось. И, конечно же, Вы догадываетесь, почему до сих пор никто не собрал всё воедино и не выпустил многотомник «Священное Предание». Мы живём в условиях, куда более благоприятных, чтоб нам ещё предания плодить.
По остальному тексту мне тоже есть что ответить (ролик Г.М. я не видела и защищать не собираюсь). Но вступать по нему в полемику – для меня это слишком трудоёмкая работа, которой по семейным обстоятельствам заняться пока мне не под силу (главное- это ощущение, что Вы пытаетесь открыть глаза зарубежникам, как будто они ничего этого не знали, и вот, наконец, сейчас с Вашей помощью откроют для себя «Америку»! Я не понимаю слов «произошло насильственное объединение с Московской патриархией». Над кем конкретно какие именно насильственные действия произведены? Ну вы же развернулись и ушли и, (Слава Богу!) живы и на свободе. И желаю вам многая и благая лета! Кто поплатился жизнью или свободой? Проиллюстрируйте, пожалуйста! Опять прибегаю к В.С.В.:«Я не люблю насилья и БЕЗСИЛЬЯ»! А в Отца и Сына и Святаго Духа, Господа Животворящего верите?). Простите. С наступающим Праздником Сретения Господня! Верую и надеюсь, что Господь всем нам просветит ум и очи сердечные зреть Волю Свою и дарует нам силы благодатные творить Волю Его. Только надо хотеть этого, искренне и чистосердечно. Да будет Его Святая Воля!

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Прот. Сергий Кондаков
Уважаемая Любовь, свидетельств о том, что китайские коммунистические власти преследовали врачей, пытавшихся...
Любовь
«Почему-то замалчивается, что китайские коммунисты способствовали распространению этой болезни и даже репрессировали...
Альбина
Я познакомилась с А.Ткачевым два года назад!Погиб муж и я читала проповеди...
Олег
Прекрасно!!!!...Так откуда же уже все таки "ждать"уже Истинного Патриарха на Российскую Кафедру...
Владислав г.Уфа
Что-ж не спится мне, всё вздыхается: Сколько лет на Руси – бардак....
Дмитрий
На все аргументы Сатане и бесам у нас один ответ: у Бога...
Дмитрий
Реально у нас в больнице беда: на входе медсестры с термометрами людям...
Дмитрий
Капитализм как мамонт вымирает Под тяжестию внутренних дилемм Заря вновь коммунизма наступает...
р.Б. Дионисий
Кривославный - это тебе: Добавление анафем после революции РПЦЗ .... 18. Утверждающим...
Анатолий
Автор, назвавший себя Православным: не обольщайтесь. Это Вы - "вообще не пойми...

Календарь

Другие записи

RSS-лента

Архив




Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры