Протоиерей Павел Адельгейм

6 августа 2013

Адельгейм Павел

Протоиерей Павел Адельгейм родился в 1938 году в Ростове-на-Дону в семье русских немцев. Его дед был расстрелян в 1938 году, а отец - в 1942 г. После ареста матери Павел жил в детдоме, затем на поселении в Казахстане.

Сам о. Павел так писал о своих предках: "Мой дед Адельгейм Павел Бернардович, 1878 г. р., из русских немцев, получил образование в Бельгии, владел имением Глуховцы и Турбово под Киевом, построил каолиновый, сахарный и конный заводы. После революции имения и заводы национализировали, а деда пригласили в Винницу, он построил там каолиновый завод и был его директором до 1938 года. Арестован и расстрелян в Киеве 29 апреля 1938 года. Реабилитирован 16 мая 1989 года. Отец Адельгейм Анатолий Павлович, 1911 г. р., — артист, поэт. Расстрелян 26 сентября 1942 года. Реабилитирован 17 октября 1962 года.

Другой дед, Пылаев Никанор Григорьевич, — полковник царской армии. Судьба после революции неизвестна. Мать Пылаева Татьяна Никаноровна, 1912 г. р., арестована и осуждена в 1946 году, из мест заключения сослана в п. Ак-Тау Казахской ССР. Реабилитирована в 1962 году".

В интервью порталу "Религия и СМИ" о. Павел так вспоминал о начале своей церковной жизни: "Сознательно я вошёл в церковную жизнь в Караганде. Когда отца арестовали, мать со мной на руках пошла в НКВД, добиваться правды. Её арестовали, а меня отправили в детский дом. Это был мой первый срок в детском доме. Когда мать освободили, мне было лет пять. Года через два ее опять посадили, а меня отправили в детский дом на второй срок. В детском доме я пошел в первый класс. Мать осудили и отправили по этапу в Казахстан. В казахстанской ссылке мы с ней прожили до смерти Сталина. Мать работала табельщицей огромного гаража в поселке Ак-тау Карагандинской обл. Я учился в школе. Однажды поехал в Караганду и "случайно" нашел православную общину отца Севастьяна в Большой Михаиловке. С тех пор я бывал там регулярно. После смерти Сталина мы переехали в Караганду, маму взяли в драмтеатр, в Михаиловку мы ездили вместе. Там был молитвенный дом, но служить в нем не разрешали власти. Поэтому приходилось служить по ночам в частных домах. Эти богослужения организовал о. Севастиан, келейник старца Нектария из Оптиной пустыни. Церковная община всегда имеет стержень, вокруг которого формируется её духовная жизнь. Таким стержнем в Б. Михаиловке был о. Севастьян.

Остались впечатления от ночных богослужений, чтения страстных Евангелий, общих трапез. Служили мы тайно в разных домах на переносном антиминсе. Богослужения продолжались всю ночь. В 21 час начинали Всенощную, потом Литургию. В пять часов утра все заканчивалось, и я шёл спать. Все расходились. Отец Севастьян пил чай, и шел в другой дом служить обедницу, а потом начинались требы. Их разрешали служить в молитвенном доме.

Приход был большой. Число прихожан совпадало с числом жителей. По составу это были раскулаченные переселенцы. По соседству располагались немецкие поселения со строгой планировкой улиц, чистотой, порядком, палисадниками возле каждого дома. Иногда вдвоём с батюшкой мы путешествовали на Мелькомбинат, где жили многие из прихожан. Мы выходили утром, пока было прохладно. Батюшка шел лёгкой походкой в сапогах и подряснике. Мелькомбинат находился километрах в трёх от Б. Михаиловки. Это был большой посёлок с крепкими крестьянскими хозяйствами. На бесплодном песчанике всё росло и цвело, как в Земле Обетованной. Крестьяне сами копали колодцы, придумывали технику. Семьи были многодетные, по восемь — десять человек. В семьях сохранялся патриархальный уклад.

Одной из первых серьёзных книг для меня было "Введение в философию" Челпанова. Мне понравился "Отечник", и я перечитал все патерики. Однажды власти разрешили послужить в молитвенном доме Великую Пятницу, Субботу и Пасху к радости всего прихода. В книге об отце Севастьяне есть фотография, где я запечатлён на общем снимке с ним. Отец Севастьян был невысокого роста, худенький, седые и редкие, но длинные волосы и седая борода. (...) Батюшка пробудил мой интерес к церковной жизни. Моё решение служить Церкви созрело в тринадцать лет. Это действительно был замечательный Пастырь, и общение с ним привело меня в храм навсегда. С тех пор моё сознание нашло точку опоры в Промысле Божием. Тайна Промысла открывалась мне в жизненных обстоятельствах. С тех пор Промысел Божий строит мою судьбу, а я только принимаю её с благодарностью Богу".

В 1954 году Павел становится послушником Киево-Печерской Лавры, однако, будучи несовершеннолетним, проживает там неофициально в келье строгого подвижника игумена Феодосия (Сердюка), регента правого хора обители. Павлу дали послушание чтеца, о котором он вспоминал: "Читать приходилось много, постоянно, это не было обременительно, напротив, я пристрастился к чтению и выполнял своё послушание с радостью". Вторым послушанием была обычная физическая работа, третье послушание ему тоже нравилось: надо было водить по пещерам паломников и туристов и проповедовать им Евангелие. В монастыре Павел прожил до 1956 года, а затем поступает в Киевскую духовную семинарию РПЦ МП. В 1956 году был исключен из семинарии по предложению архимандрита Филарета (Денисенко).

О. Павел так вспоминает об этом: "Из Лавры я поступил в Киевскую семинарию, когда мне исполнилось 18 лет. Семинарская жизнь была следующим светлым и радостным периодом моей жизни. У нас были замечательные педагоги. Ректор протоиерей Николай Концевич и инспектор протоиерей Константин Карчевский. Незабываемые люди. Мне нравилось учиться, учился я отлично. Много времени проводил за чтением. Изобилие книг, о которых можно было только мечтать в те годы. Нам давались темы по всем дисциплинам, и нужно было написать несколько сочинений в течение года. За каждую пятёрку по сочинению платили пять руб. Это были деньги, дополнявшие стипендию, тоже пять руб.

Потом сменили Ректора и инспектора, на третий год снова поменяли, и пришёл игумен Филарет (Михаил Денисенко). Ему тогда было тридцать лет. Инспектором назначили священника В. Муратова (позднее он снял с себя сан и работал на каком-то заводе). У меня был круг близких друзей. Нас было пятеро, и Муратов называл нас "благочестивыми негодяями". Было несколько эпизодов, которые приписывали мне, хотя я о них узнал спустя несколько лет после ухода из семинарии. Участвовал я в двух эпизодах.

Первый, с крестиками. Лёня Свистун предложил сделать всем семинаристам значки из бронзы, завинчивающиеся на чёрном семинарском френче. Ребятам понравились желтые полированные крестики на черном фоне. Нашли токаря, который вытачивал их по 5 руб., собрали деньги. Семинарское начальство с удивлением увидело значки на всех семинаристах и начало борьбу со значками, применяя физическую силу для их изъятия.

Второй эпизод связан с празднованием Первого мая. В 1959 году оно пришлось на Великую Пятницу, день сугубого поста. Филарет назначил торжественное собрание, во втором отделении хор с патриотическими песнями. Леня Свистун предложил мне пойти к ректору с протестом. Мы пошли, и Филарет произнёс воспитательную речь о любви к советской власти: "Я сын шахтера, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться? Под чьим небом вы живёте? Чей хлеб едите? По чьей земле ходите? Вы неблагодарные, вас советская власть учит…" и т.д. Это была последняя капля. Инициативу разговора, видимо, приписали мне. Леня был социально близким, сын рабочего, отец погиб на войне, а моего отца расстреляли как "врага народа".
Конечно, я был на торжественном собрании 1 мая, слушал речь Филарета о солидарности трудящихся, пел с хором "Коммунистической партии хвала", кстати, красивое музыкальное произведение, и другие песни. Протест был последней каплей, и Филарет перед экзаменами заставил меня написать заявление об отчислении из Киевской семинарии "по собственному желанию"".

Однако вскоре после ухода из семинарии, в 1959 г., известный "оппозиционный" иерарх РПЦ МП архиепископ Ермоген (Голубев) рукополагает Павла в сан диакона к Ташкентскому кафедральному собору, а по окончании Московской духовной академии в 1964 году - в сан священника на приход г. Каган Узбекской ССР, где к 1969 г. завершил строительство нового храма. В 1970 году о. Павел был осуждён на 3 года лагерей по обвинению в "клевете на советский строй". В 1971 году, в связи с волнениями в ИТУ посёлка Кызыл-Тепа, потерял правую ногу.

Рассуждая о причинах своего ареста и осуждения, о. Павел писал: "Почему меня арестовали, теперь можно только гадать. Первая причина, предположительно, строительство храма… Вторая причина – донос бывшего друга и одноклассника Лени Свистуна (будущий митрополит УПЦ МП Макарий), который я прочёл при ознакомлении с делом перед судом. Наш общий друг и одноклассник, отец Милий Руднев, рассказал мне, что именно Филарет Денисенко заставил Лёню написать на меня донос в 1970 году".

Освободившись в 1972 г. инвалидом, продолжил служение в Ташкентской епархии РПЦ МП - на приходах Ферганы и Красноводска. С 1976 года — клирик Псковской епархии РПЦ МП. До 22 февраля 2008 года был настоятелем храма святых Жен Мироносиц города Пскова, где создал православную общеобразовательную школу регентов. При своем втором приходе - при храме святого апостола Матфея в деревне Писковичи -открыл приют для сирот-инвалидов.

Освобождён от должности указом архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) за несогласие с неканоническими и антисоборными изменениями в "типовом" приходском уставе РПЦ МП, а школа регентов распущена. Высший церковный суд РПЦ МП указал на неправомерность некоторых действий епархиального руководства, однако на приходе о. Павел восстановлен не был.

В 2002 г. вышла в свет книга о. Павла "Догмат о Церкви в канонах и практике". В ней он пишет: "Моя общественная работа в Пскове пресеклась в 1993 г. с приходом нового епископа. Он обратился к областной и городской администрациям с требованием никогда не привлекать священника Павла Адельгейма к общественным мероприятиям и не оказывать ему содействия и помощи в социальной деятельности". Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий воспринял публикацию книги как личное оскорбление. В начале декабря на нескольких службах в своих проповедях он публично обвинил о. Павла в клевете. В одном из храмов города в поисках "преступной" книги был произведен обыск. 20 декабря 2002 г. на собрании епархиального духовенства архиерей назвал книгу "сатанинской", а ее автора "служителем сатаны". О. Павел обратился к Патриарху с просьбой о назначении церковного суда, но просьба осталась без ответа.

20 марта 2003 г. на о. Павла было совершено покушение. В тот день его автомобиль внезапно потерял управление, съехал с дороги и врезался в забор жилого дома. Скорость была небольшой, и это спасло о. Павла от неминуемой гибели. Заключение экспертов было однозначным: авария произошла в результате преднамеренного повреждения рулевого управления автомобиля.

Вторым священником в храм о. Павла был назначен некий Владимир Будилин. В течение семи лет он демонстративно отказывался служить и причащаться вместе с о. Павлом, никогда не служил всенощную, предоставив совершать ее исключительно о. Павлу. В течение долгого времени он вообще не появлялся в храме, после чего стал писать в епархиальное управление жалобы на настоятеля о том, что о. Павел препятствует его служению в храме. В ходе конфликта архиепископ Евсевий приказал пожилому настоятелю, инвалиду, на коленях "каяться" перед молодым священником.

У о. Павла осталось трое детей и шесть внуков.

Источник

Вернуться к списку записей

Комментарии

Анатолий
6 августа 2013 16:48

Одна из последних записей о. Павла. Можно сказать,пророческая. http://adelgeim.livejournal.com/130422.html#comments

Надежда
6 августа 2013 17:05

Так этому архиерею Евсевию и его приспешникам и надо! Прославились! Не дай Бог никому такой славы...

р.Б.вячеслав
9 августа 2013 13:24

Павел Адельгейм — священник Русской православной церкви, служил в Псковской епархии. Сидел в лагерях за «клевету на советский строй». Священник был известен тем, что публично критиковал деятельность РПЦ.

В частности, в мае 2008 года, в связи с подготовкой "Положения о церковном суде Русской Православной Церкви", принятого 26 июня 2008 года Архиерейский Собор РПЦ, он выступил с критикой принципиальных положений, положенных в основу Положения, отметив, в частности, противоречие ряда его положений как действующему российскому законодательству, так и церковному праву.

Павел Адельгейм также критиковал закон о защите чувств верующих. По его словам, когда церковный Главк определит, какие чувства надо защищать, на верующих начнутся гонения за "неправильные" чувства.

"Гонения будут хуже прежних. Расправу над верующими назовут защитой религиозных чувств. Грядет инквизиция. Жаловаться будет некому, как всегда", — писал он в своем блоге в ЖЖ.

"Из множества оскорбленных сердец и попранных чувств Госдума избрала для защиты "религиозные чувства верующих". Забота о чувствах верующих, о чувствах одной из всех социальных групп граждан вызывает недоумение. Или верующие, как оранжерейные цветы, в новое время нуждаются в парниковых условиях?" — задается вопросом Адельгейм.

Напомним, что законопроект о защите чувств верующих предусматривает лишение свободы на срок до 5 лет и значительном увеличении штрафов за оскорбление чувств верующих.

В интервью "Росбалту" Павел Адельгейм также отмечал, что "церковь во многом растратила тот кредит, который она приобрела подвигами новомучеников. Они умирали за церковь в 1920- 1930-тые годы. Мученики своей кровью приобрели церковный авторитет. Они признаны святыми и прославлены церковью. Нынешние иерархи пользуется этим кредитом, и говорят "нас преследовали", словно сами пострадали. Но тех, кто нес крест, уже нет. На смену пришли другие люди с другими взглядами и моралью".

http://vdnews.ru/news/3315

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...
М.В. Назаров
Досточтимые отцы! Разумеется, создание третьей силы "против Сталина и Гитлера" в тогдашних условиях...
М.В. Назаров
Поправка. Слова, что Мит. Анастасий "не благословил, чтобы русские люди сотрудничали с Гитлером",...
М.В. Назаров
Дорогие отцы! Благословите еще раз указать на досадную однобокость Вашего анализа Второй мiровой...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Михаил Викторович! Христос воскресе! Нам кажутся странными Ваши обвинения, поскольку Вы...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры