Сергианство. Вопрос-ответ.

5 февраля 2012
Рубрика Вопрос-Ответ

новомученики

В день всех святых Новомучеников и Исповедников Российских мы хотим ответить на вопрос, который часто звучит: «Что такое сергианство?»
Сергианство – это явление религиозной жизни, возникшее в годы гонений на Церковь Христову. Оно берёт своё название от митрополита Сергия (Страгородского), который под руководством чекистов выработал особую теорию, согласно которой во имя материального существования церковной организации можно идти на отступление от норм христианской жизни. Митр. Сергий и его последователи-сергиане в годы советской власти шли на сотрудничество с богоборческим режимом, даже если для этого требовалось предавать на муки и смерть своих православных братьев.
Свв. Новомученики и Исповедники Российские рассматривали сергианство как подмену христианства антихристианством, а Церковь антицерковью. Сщмч. Виктор Глазовский писал: «Они сделали её (Церковь) не небесной, а земной, и превратили из благодатного союза в политическую организацию».

Вопрос: Сторонники сергиан говорят, что благодаря Декларации митр. Сергия и сергианскому курсу патриархов Алексия, Пимена, Алексия II была спасена Церковь.
Ответ: История свидетельствует о прямо противоположном. Декларация митр. Сергия привела к страшному расколу церковной жизни и усилению гонений на Церковь. Именно после Декларации 1927-го года началась вторая волна массового террора, коллективизация, голодомор, репрессии, закрытие всех монастырей и почти всех храмов. Только во время Второй мировой войны Сталин смягчил своё отношение к Церкви и попытался опереться в борьбе с гитлеровской Германией на православный народ. Но это было тактическое отступление, и после войны создание абсолютно атеистического общества было продолжено. При этом Московская Патриархия в лице своих патриархов, архиереев и даже просто священников продолжала благословлять богоборческий режим, проводя политику КПСС по разложению Церкви изнутри.

Вопрос: В чем опасность сергианства для нашего времени?
Ответ: Взращенные богоборцами сергианские иерархи, приняли криминальную революцию 1990-х годов и стали благословлять новых разрушителей России с ещё большим энтузиазмом. Для сергиан самое главное - внешний блеск и благополучие Церкви, а не духовная жизнь. Именно поэтому они с лёгкостью принимают экуменизм и другие отступления и безобразия.
Святые отцы предупреждают нас, что именно такие архипастыри и пастыри приведут нерадивых христиан в рабство к антихристу.

Вернуться к списку записей

Комментарии

Николай
5 февраля 2012 13:54

Митрополит Сергий капитулировал перед безбожной советской властью для сохранения лояльности, чтобы церковные учреждения могли продолжать свою работу, и то, что вынудило его сделать этот шаг, имело место не только в Советской России. Это универсальное свойство человеческой души, которое драматически выразилось в личности Митрополита Сергия: "оправдание зла и поддержка лжи ради достижения мирских выгод "официального" положения, хотя и "для пользы Церкви". Таким образом, - писал иеромонах Серафим Роуз, - "некоторые христиане могут оказаться в таком положении, когда они будут вполне "легальными", но глубоко чуждыми Христу - как будто христианская совесть должна повиноваться любому приказанию церковной власти, пока эти власти остаются "каноничными". Такое представление о слепом повиновении и было одной из главных причин победы сергианства в наш век - и внутри, и за пределами Московского Патриархата". В итоге, следуя принципу сергианства, даже самые "традиционные" христиане добровольно будут подчиняться антихристу. Их не будут заставлять соглашаться с идеями антихриста или его методами. От них будет требоваться только лишь признание его власти, что они и сделают ради сохранения иерархии, церковной организации, богослужения и возможности открыто принимать Христовы Тайны. Предательство с их стороны будет не в излишней привязанности к каноническим формам, а в том, что они ставят верность форме выше верности Христу.

р.б.Людмила
5 февраля 2012 21:01

Потрясающе четко, емко и понятно сказано Николаем о настоящем времени взаимоотношения каждого христианина с настоящей церковью МП сергианской.

Жаль , что почти все наши бабушки, наши "ситцевые платочки" не могут читать строчки духовной истины на этом сайте!

Помилуй, Господи.

Николай
6 февраля 2012 13:12

Как вам не совестно. Именуя себя христианами,поливать грязью, в т.ч. наших бабушек. Сегодня когда "всё дозволено" так просто и легко осуждать всех и вся. При этом, будучи образованными людьми, и вероятно понимающими историчность события, цинично связывать Декларацию "с волной массового террора, коллективизацией, голодомором, репрессиями, закрытием всех монастырей и почти всех храмов".

Сергий
6 февраля 2012 16:14

Николаю, тому, который назвал цинизмом связывать Декларацию митрополита Сергия с коллективизацией, голодомором, репрессиями, назвав это неисторичным.

Но, Николай, из песни слова не выкинешь. Куда деть лукавые и полные цинизма слова текста Декларации :«Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное Варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза "не только из страха, но и по совести", как учил нас апостол (Рим. 13, 5)...».».

Не поэтому ли церковь молчала, когда стоном стонала раскулачиваемая деревня, вымирали целые села от голода. Раз советской власти кулак враг, то выходило по логике прирученной властью церковной иерархии он и ее враг. Неужели это предательство не развязывало руки палачам? А вы посмотрите речи сергиан о том, что в СССР вообще нет гонений на церковь, и что арестовывают только преступников, среди них в последствии окажутся многие новомученики и исповедники( епископ Виктор Глазовский, Феодосий Кавказкий, митрополит Петр и др.).

Сколько можно прятаться за ложно переистолкованные слова апостола, что всякая власть от Бога. Вы прекрасно знаете, что не всякая. Кто предлагал Христу в пустыне Власть над всем миром, при одном условии поклонится ему? Но часть церковной элиты из-за собственного малодушия, ради материального и земного благополучия, впало в ересь, и поклонилось советским «антихристам». Не озлобляться , а каяться нам надо, ибо корешки сергианства остаются и в наших душах, и прежде всего в самолюбии и трусливом «толерантном» лжесмирении перед современным злом, нашем стремлении здесь на земле с комфортом устроиться, забывая, что здесь мы всего лишь в гостях, и наша родина не здесь.

Сергей Гельберг
6 февраля 2012 18:58

Уважаемый Николай. Ваша логика какая-то очень странная или, если говорить точно, нет никакой логики. Причем здесь боголюбивые бабушки и агенты КГБ в рясах? Что же касается декларации митр. Сергия, то как совершенно справедливо было указано выше, именно после декларации митр. Сергия пришли самые черные дни для Русской Церкви. Митр. Сергий говорил, что радости Сталина, Ягоды, Берии и других коммунистических мясников и его, Сергия, радости. Куда дальше? Надо быть рассудительней. Этому учат нас святые отцы. Поэтому сергианству нет и не может быть места в христианской жизни.

С уважением Сергей Гельберг.

Константин
10 февраля 2012 13:03

"Декларация митр. Сергия привела к страшному расколу церковной жизни и усилению гонений на Церковь."

Это уже не первый раскол. Исторический фильм о первом Расколе:

http://films-online.su/news/raskol_1_2_serija_iz_16_2011/2011-09-17-8561

Дикастерио Тромактико
17 февраля 2012 14:23

Одобряю данную статью.\\\я противник МП и сергианства.\\\сергианская религия существует всего 85 лет со дня публикации "Декларации Сергия Страгородского" в 1927г.(который незаконно узурпировал власть Патриарха0. И вообще их секта незаконно приняла на себя самочинно статус религии.\\\основываясь толька на внешнем сходстве с Православным Христианством.\\\

Старообрядец Д.
18 февраля 2012 15:07

Дикастерио Тромактико!

А никонианство Вы одобряете?

амартол Димитрий.

Михаил
28 февраля 2012 12:46

Спасибо, еще одна жемчужинка в духовную сокровищницу Православия против сергиян. Из этой публикации можно сделать даже церковную листовку для вопрошающих.

Не хочу открывать дискуссию, но с Сергеем не соглашусь по слову "ЭЛИТА".

Элита - не те, кто просто при власти или при богатстве. Ведь элита это избранные лучшие, достойнейшие, и истинной "элитой" церковной являются как раз Новомученики. А для упомянутых Иуд-иерархов больше подходят другие слова, как - "церковные карьеристы", но никак не элита. Простите.

Михаил
26 марта 2012 15:52

Патриарх Кирилл в судебном споре за квартиру в Доме на Набережной не участвует

26 марта 2012 | 18:11

А информация по этому поводу часть кампании по дискредитации Русской православной церкви. Так сегодня заявил, комментируя недавний скандал в элитном доме, глава синодального информационного отдела Владимир Легойда. Между тем стали известны новые подробности скандала, имеющего отношение к главе РПЦ.

Инициатор иска, поданного против знаменитого соседа патриарха Кирилла в знаменитом элитном доме на улице Серафимовича - некая Лидия Леонова. Именно она, как выяснило агентство Новый регион, живёт в квартире предстоятеля Русской православной церкви. Леонова давняя подруга и соратница священнослужителя. Известно также, что эта женщина оказала ему помощь в восстановлении Смоленской епархии. Она и оценила ущерб, который бывший министр здравоохранения Юрий Шевченко нанёс осенью 2010го года квартире патриарха, расположенной ниже, в 20 миллионов рублей. Ущерб состоял в том, что Шевченко делая ремонт в квартире, куда только что переехал, якобы засыпал пылью квартиру священнослужителя. Такую солидную сумму компенсации Леонова объяснила тем, что в воздухе находились крайне опасные для здоровья элементы. Они не только могли попасть на книги, мебель, ковры и шторы, но проникнуть в организм человека. В документе об экспертизе пыли, представленной в суд подругой патриарха, утверждается, что там были смертоносные наночастицы, способные вызвать рак. Из этой суммы больше 6 миллионов предназначалось для очистки книг. Стоит отметить, что Шевченко сейчас тяжело болен, он хотел передать свою квартиру дочери, но теперь сделать этого не может. Поскольку Замоскворецкий суд арестовал жилплощадь. Попытки оспорить это решение в Мосгорсуде успеха не принесли. И теперь хирург с мировым именем рискует потерять элитную квартиру в престижном доме. Где она с учётом баз данных риэлторов может стоит от двух миллионов долларов. Адвокаты Шевченко намерены добиваться в суде снятия ареста на жильё. Решение обжалуют в Верховном суде. Юристы также готовят иск и к самому Владимиру Гундяеву, как в миру зовут патриарха, о необоснованном обогащении. А родственники Шевченко рассказил СМИ, что представители патриарха пытались арестовать и вторую квартиру в том же доме – ей владеет жена хирурга, однако суд им отказал. Между тем Московский патриархат сегодня отреагировал на громкий скандал. Впрочем председатель синодального информотдела Владимир Легойда назвал попытки связать имя предстоятеля РПЦ со скандальным делом – очередным примером грязных пиар-технологий. Вчера условно говоря обсуждались «яхты» и «дачи патриарха», сегодня говорят про квартиру, завтра придумают ещё что-нибудь, уверен Легойда. А детали и смачные подробности по его мнению прессе нужны для того, чтобы выставить патриарха в особо неприглядном свете.

Добавим, что судебные документы по делу, связанному с квартирой патриарха, доступны на сайте радиостанции "Эхо Москвы".

Борис
18 августа 2013 20:58

В интервью газете Известия 10 июня 1991 (опубликовано полностью в ЖМП, 1991, № 10, стр. 5-8) на вопрос о его отношении к Декларации митрополита Сергия Патриарх Алексий II ответил [14] :

<…> заявление митрополита Сергия, конечно, нельзя назвать добровольным, ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявить вещи, далёкие от истины, ради спасения людей. Сегодня же мы можем сказать, что неправда замешана в его Декларации. Декларация ставила своей целью «поставить Церковь в правильные отношения к советскому правительству». Но эти отношения, а в Декларации они ясно обрисовываются как подчинение Церкви интересам государственной политики, как раз не являются правильными с точки зрения Церкви. <…> Надо признать, что Декларация не ставит Церковь в «правильное» отношение к государству, а, напротив, уничтожает ту дистанцию, которая даже в демократическом обществе должна быть между государством и Церковью, чтобы государство не дышало на Церковь и не заражало её своим дыханием, духом принудительности и безмолвности. <…>

Что же касается моей защиты этой Декларации, то надо помнить, что критика Декларации в основном была направлена против слов: «мы хотим считать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости которой — наши радости и беды которой — наши беды». Противники Декларации утверждали, что таким заявлением радости атеистического государства отождествляются с радостями Церкви. Это действительно получалось бы абсурдно. Но ведь в Декларации нет слова «которого», то есть государства, Советского Союза, а есть слово «которой», соотносимое со словом «Родина». То есть речь идёт о Родине, радости которой независимо от политического режима, господствующего в ней или над ней, действительно радуют и Церковь. Поэтому это положение Декларации я всё время отстаивал, согласен я с ним и сегодня. Что же касается остальных положений Декларации… Мы не спешили на словах отказываться от неё, пока на деле, в жизни не смогли занять действительно независимую позицию. За этот год, я считаю, мы реально смогли выйти из-под навязчивой опеки государства, и потому теперь, имея как факт нашу дистанцированность от него, мы имеем нравственное право сказать, что Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое и что мы не руководствуемся ею.

о.В.
19 августа 2013 13:59

Цитаты из "Декларации", которые Сквернейшество сознательно передёргивает и которые всецело опровергают его тезисы:

1. "Тем нужнее для нашей Церкви и тем обязательнее для нас всех, кому дороги ее интересы, кто желает вывести ее на путь легального и мирного существования, тем обязательнее для нас теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством."

2. "Выразим всенародно нашу благодарность и советскому правительству за такое внимание к духовным нуждам православного населения, а вместе с тем заверим правительство, что мы не употребим во зло оказанного нам доверия."

3. "Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами советского Союза, лояльными к советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное Варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза «не только из страха, но и по совести», как учил нас Апостол (Рим. 13:5)."

4. "... наше постановление, может быть, заставит многих задуматься, не пора ли и им пересмотреть вопрос о своих отношениях к советской власти, чтобы не порывать со своей родной Церковью и Родиной."

Так, что пусть дураков делает со своих МПшников, а из нас не надо.

амартол Димитрий
23 августа 2013 04:23

Корни сергиянства - в никониянстве. Никониянская ересь была беременна сергиянством, Как говорил никониянский митрополит Питирим: "Для меня нет ни старой веры, ни новой, но, что Царь велит". 3 века вынашивала и наконец родила уродца. От никониянства надо освобождаться, тогда и места сергиянству не будет. Как говорил Козьма Прутков: "Зри в корень".

Умар
6 июня 2015 00:32

Пока Церковь будет оставаться организацией(с верхушкой,которой обязательно подчиняться),будут и бесконечно повторяться такие ситуации.И даже вот эти вот попытки дистанциироваться от властей тоже бесполезное дело.От властей с их неправославными подходами вы дистанциировались,а в самой -то церкви тоже полно всегда людей с нехристианскими подходами.И такие частенько оказываются в верхушке и частенько заказывают музыку,под которую потом пляшет верующий народ.Конечно всегда будут и искренние богословы,критикующие таких попов,но трепет перед авторитарным священноначалием заглушает,увы,такие слабые потуги.Никон,Сергий,еще тот,который в Смутное время бежал в униатство,кажись...Сколько их еще было и будет.Потом будете открещиваться от них,мол еретики и иуды. Даже церковная власть должна быть критикуема,разумеется и самими верующими тоже,чтобы все знали где Истина ,а где ложь.

рб.Б. лариса
6 июня 2015 14:45

Уважаемые, не в Церкви тут дело и не в отдельных личностях или их декларациях. "Зри в корень!", а сами как дети малые, честное слово. Надо чтобы в России был православный, или хотябы просвещённый, интеллигентный президент. Кто как минимум знает про существование Миланского Эдикта, уважает Историю собственного государства и не устраивает Церкви бесконечную в нашей стране кровавую баню. В обстановке постоянных гонений, нападок, давления и репрессий, первые лица Церкви всегда будут идти на какие-то неправильные решения и шаги, на сервиллизм. Они же все люди, им просто жаль людей. У Церкви в России нет армии, нет своих танков, авиации, военных кораблей. Нет профессиональных защитников, десантников каких-то. И как прикажете Ей отбиваться от бешеной против неё агрессии? И со стороны иноверцев извне, и со строны собстенной власти? У нас - равнина, в горы не убежать. Молитва, чудо - да, конечно они хранят и иногда защищают, но увы, далеко не всегда. Что делать Церкви, когда «ваше время и власть тьмы»? Нужно Христианское Право, нужны законы, ограждающие Церковь от агрессии со стороны государства и неукоснительное их соблюдение. Вот что нужно, а не этот беспредел власти в нашнй стране. И хватит долбить и долбить одно и то же: Сергий, Сергий, Сергианство, Сергианство. Забудьте! Вот нашли все лазейку от собственной духовной слепоты, гражданской импотенции и безделья. Мученик он, страдалец, как человек. Попал в такую мясорубку, вполне мог и умом повредиться. Но и спасал, и поддерживал подвижников, архиеп. Илариона Троицкого из Соловков вытаскивал. Неужели после всего не имеет права на каплю сострадания? А по жизни мы все ошибаемся, никто не идеал. Давайте оставим пустую демагогию и начнём мыслить реально, иметь сердце человека и хоть как-то двигаться вперёд? Сколько конкретных вопросов надо решать, а мы всё треплемся, как бабы на завалинке сплетничаем, да косточки кому-то моем. Ох, православные, тяжко, тяжко на это смотреть.

Гавриил
8 июня 2015 14:18

Лариса, сестренка, ты чего, перегрелась что-ли на пляжах Майами? Давай, не будем судить об уровне интеллектуальном человека, лично не зная его. Не осуждать, а молиться надо! А то по твоей логике достоин жалости лишь только патриарх Сергий. А тех, кого он сдал, ты жалеешь?

Конечно, как христиане, мы должны его простить. Но подлянку, которую он устроил, принять не имеем права. Народ, который не знает своего прошлого не имеет будущего! Это аксиома, не нуждающаяся в доказательствах!

С постом тебя!

Гавриил.

рб. Б. лариса
8 июня 2015 17:54

Гавриил, здравия Вам и души спасения. Какие пляжи, в этом году лето в Мэриленде ещё не началось. И кстати, никому не рекомендую сюда на отдых. Если не акула, так ядовитая медуза, или в гостинице что-то устроят. Мы сначала не понимали, пару раз съездили в конце 90-х (в Мексику и в Ю.Каролину), до сих пор болеем. Масоны никогда не допустят, чтобы православному человеку в их родных пенатах спокойно отдыхалось. Ещё чего! «Платите ваши денежки, а уж мы о вас позаботимся». Относительно "кого не знаю лично". Зайдите на сайт, и увидите, что это не так. Конечно мы не друзья, однозначно, но друг о друге знаем практически всё. Но не будем о политике, отвечаю на Ваш второй вопрос. Да, всех жаль, и тех, и других, это была гражданская бойня, и те кто расстреливал и мучил, сходили с ума, умирали молодыми. Невозможно жить, если совесть залита невинной кровью. Муки совести самые страшные, они много сильнее физической боли. Так что давайте последний Суд оставим Милосердному, Единему Безгрешнему, Кому всё видно и понятно. М. Сергий во многом неправ, но он не злодей и глубоко верующий человек. А если ситуация в России не изменится, как его ни суди, придут другие, возможно и хуже. Вот что имею ввиду, а не оправдание его деяний. Декларация стала для Церкви камнем преткновения: кто оправдывает, кто осуждает, кто требует покаяния. Более правильно оставить её Истории, потому что по горячим следам, тем более по кровавым, единства всё равно не найти. Сейчас надо стремиться обрести единство, видеть больше позитивного, того, что нас всех роднит и объединяет. Конечно это только мнение, возможно многие не согласятся со мной и останутся на принципиальной позиции. Это их полное право. Спаси Господи за внимание и отклик.

рб.Б. лариса
8 июня 2015 20:49

Вдогонку. Вы говорите "он устроил Церкви", но ведь отступления начались ещё при Царе, в 1906 г. Он предлагал Себя на пост Патриарха. Не просто же так подобное происходит. И св. праведный о. Иоанн Кронштадский предвидел, что рушится эта симфония - Церкви и Государства. Незря и Матронушку благословил на Подвиг за Народ. И если уж разбираться с прошлым, давайте разберёмся, не всё на одного валить. Поймите, враг часто направляет общественное сознание в ему нужное русло. И чаще всего туда, где тупик, где нет решений и проиграют все. Такие ловушки надо видеть и уметь избегать. Но сейчас, когда уже все в ней, в этой ловушке, сидим, давайте выбираться. Трагедия Русской Церкви не в одном Сергианстве. Церковь стала терять авторитет, не смогла защитить Народ от провокаций и соблазнов того времени. Почему это случилось, разве не важно понять?

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...
М.В. Назаров
Досточтимые отцы! Разумеется, создание третьей силы "против Сталина и Гитлера" в тогдашних условиях...
М.В. Назаров
Поправка. Слова, что Мит. Анастасий "не благословил, чтобы русские люди сотрудничали с Гитлером",...
М.В. Назаров
Дорогие отцы! Благословите еще раз указать на досадную однобокость Вашего анализа Второй мiровой...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Михаил Викторович! Христос воскресе! Нам кажутся странными Ваши обвинения, поскольку Вы...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры