Храм

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Когда дело восстановления нашего Свято-Никольского храма с. Завьялово подходило к концу, мне легла на сердце теплая мысль изобразить рядом со святыми новомучеников нашей церкви протоиерея Павла Шкляева и старосту Гурьяна Леонтьева.

Отец Павел из удмуртов, много лет служил в Завьялове, пользовался большим уважением народа. В 1918 году, когда в селе зверствовали красные каратели, брошенные на подавление Ижевского рабоче-крестьянского антибольшевицкого восстания, отца Павла коммунисты схватили, подвергли издевательствам, таскали за волосы, после чего расстреляли у входа в храм.
В начале 1990-х годов старожилы села мне рассказывали, что перед кончиной отец Павел успел воскликнуть: «Господи, теперь я буду свободен!»

2019 10 31 12 07 54

Леонтьев Гурьян Феоктистович также личность очень яркая и светлая. Он родился в 1873 году в простой удмуртской семье. В 13 лет остался сиротой. Набожный и трудолюбивый крестьянин смог крепко встать на ноги. Он имел большое хозяйство, был хорошим мужем и отцом. Семья Гурьяна пережила кошмар раскулачивания. Несмотря на большой террор, нищету и болезни, Гурьян не испугался, ревностно нес послушание старосты храма, а после закрытия Завьяловской церкви в 1937 году, вопреки предостережениям, продолжал ходатайствовать о возращении церкви верующим. И вот, декабрьской ночью 1937 года за ним пришли. Сталинские застенки, истязания, допросы, расстрел. В зубах красного зверя Гурьян вел себя мужественно и достойно.

Мученичество несомненное. Однако есть одно но.

Красницкий
"Протопресвитер" Владимир Красницкий, один из главных лидеров обновленцев, злостный агент ЧК-НКВД. По его вине погибло множество новомучеников и просто невиновных людей. К сожалению, по подобию Красницкого поступали многие священнослужители, в том числе Грачев и Воскресенский.

Сергий (Страгородский)
Советский патриарх Сергий с единомышленниками. Слева будущий патриарх Алексий I (Симанский), в центре за Сергием - протопресвитер и управляющий делами МП, активный осведомитель органов Николай Колчицкий, справа - митр. Николай (Ярушевич), также агент госбезопасности, хотя в годы хрущевских гонений он попытался выступить против линии партии, за что расплатился жизнью.
В годы Великой Отечественной войны обновленцы по указанию чекистов стали массово переходить в Московскую патриархию. Женатых обновленческих архиереев принимали как протоиереев, одиноким давали архиерейские кафедры.

В последние годы перед закрытием Завьяловский храм оказался в руках обновленцев, красных попов. Здесь служили такие отморозки в рясах, как печально известный осведомитель и виновник гибели множества новомучеников священник Грачев, сделавший впоследствии прекрасную карьеру в Московской патриархии и даже принимавший участие на соборе РПЦ МП в избрании патриарха Алексия I. Об этом подробно рассказывает в своем исследовании наш отец Александр Малых.

Здесь же служил другой красный поп Дмитрий Воскресенский, отъявленный проходимец и предатель. К сожалению, многие простые люди не хотели разбираться в тонкостях церковной жизни и продолжали ходить в храмы, где служили обновленцы. Рассуждали так: «Мы не к попам ходим, а к Богу. Нельзя оставлять храм, он святой. Нехорошо молиться в домах и сараях».

Не правда ли, знакомые оправдания? Как все-таки всё повторяется в этом падшем мiре. Но, слава Богу, святые новомученики и исповедники Российские рассуждали иначе. Удмуртские боголюбивые крестьяне, несмотря на ужасы сталинизма и угрозу ареста и даже расстрела, тайно собирались в домах и лесах, где совершали богослужения подобно христианам катакомбных времен.

«В одно мгновение совершается спасение или погибель человека», – предупреждает прп. Исаак Сирин. Даже святые люди в водовороте событий порой ошибались, как обыкновенные грешники, но в отличие от грешников они умели исправляться. Но были и те, кто просто растерялся и не сразу сориентировался. Заблудиться может всякий. И даже наш герой Гурьян Феоктистович Леонтьев однажды оступился и по простодушию своему оказался среди обновленцев. Когда же он осознал свою ошибку, то поспешил исправить ее. Потому мы можем со всей уверенностью говорить о нем как о новомученике и молитвеннике Российском.

Гурьян фас
Мученик Гурьян Леонтьев, староста Богоявленского (Никольского) храма с. Завьялово.

ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Гурьян (Гурий) Феоктистович Леонтьев родился 16.12.1873 года в Завьялове в семье Феоктиста Кондратьевича и Агафьи Григорьевны Леонтьевых. Был работящим, зажиточным и глубоко верующим в Бога крестьянином. В 1929 году его сочли кулаком и лишили избирательных прав. Согласно показаниям «свидетелей» после его ареста в конце 1937 года, к которым, впрочем, надо относиться критически, он имел несколько лошадей, коров, ежегодно засевал до 25 гектаров земли, арендовал землю у других крестьян, имел молотилку, жнейку на паях с братом, нанимал сезонных рабочих. Но это имущество было у него отобрано при раскулачивании в 1931 году. Гурьян Феоктистович был неграмотным.

Гурьян цв
Гурьян Леонтьев (стоит слева) с родными.

В 1936 году в Завьяловской церкви служили обновленцы и Гурьян занимал должность церковного старосты. Настоятелем храма был обновленческий священник Димитрий Воскресенский, человек безнравственный, думавший только о наживе. Он установил высокие цены за отпевание (от 15 до 100 руб) и крещение (от 8.5 руб). Верующих, не имевших таких денег, он посылал брать взаймы у других людей. Кроме этого он требовал от церковного совета уплачивать его личные налоги из церковных средств. Когда Гурьян отказался это делать, Воскресенский стал угрожать ему тюрьмой, НКВД и тем, что по его ходатайству НКВД вовсе закроет храм.

Завьяловский приходской совет многократно жаловался на настоятеля обновленческому митрополиту Кировскому Иоанну (Миртову) и Ижевскому благочинному Пахомскому, но они ничего не предприняли. Разочаровавшись в обновленчестве, община решила порвать с ним и перейти в православную «староцерковную ориентацию». Была набрана новая двадцатка, исполнительный орган, приглашен священник (свящ. Григорий Грачев), составлен в трех экземплярах список из 850 верующих. Всё это было подано для регистрации в Ижевский райисполком, который однако не спешил рассматривать вопрос и так и не зарегистрировал новую общину. Тем временем по требованию верующих Воскресенский в конце декабря прекратил служить в Завьяловском храме. Вместо него служил священник Григорий Грачев.

Фактически община порвала с обновленчеством. Однако здесь вмешались представители советской власти. 13 января 1937 года в Завьялово прибыл начальник районной милиции Белянин, запретил о. Грачеву служить и велел ему уехать в Ижевск. Разумеется, такое поведение блюстителя права противоречило закону даже в советском его понимании. Но именно такая практика была преобладающей в советское время.

На следующий день верующие в сельсовете заявили Белянину, чтобы служил Грачев, а не Воскресенский. Белянин уступил, но 17 января вызвал о. Григория Грачева в Ижевск и запретил ему ездить в Завьялово, объявив, что в сельском храме должен служить Воскресенский. В результате в селе снова стал совершать богослужение этот обновленец при ничтожном количестве прихожан.

31 января в Завьялово приехал секретарь Ижевского райисполкома Вахрушев. В Народном доме было проведено общее собрание колхоза «Красный труд», на котором присутствовало 350 человек. Помимо главного вопроса повестки дня «Конституция СССР и процесс над параллельным троцкистским центром» Вахрушев на собрании провел беседу о закрытии церкви. В прениях выступил обновленец Воскресенский с заявлением о том, что в Бога не верует, что религия – дурман, всегда боролась с наукой, «за открытия в науке церковники жгли на кострах», что «религия является тормозом социалистического строительства» и что он отказывается быть служителем культа. Однако, очевидно, движимый желанием заработать, на следующий день в Завьяловском храме он совершал отпевания, крещения и другие требы.

Ежовые рукавицы
Плакат времен ежовщины.

Между тем в стране шел массовый террор, советская пропаганда призывала не жалеть жертв арестов и бессудных казней. Весьма характерно для тех лет такое постановление:

«Заслушав доклад секретаря Райисполкома Вахрушева И.Е. о Конституции РСФСР и процессе над параллельным троцкистским центром, общее собрание колхоза «Красный труд» отмечает, что такая демократическая Конституция, предоставляющая право на труд, на образование всем трудящимся Советского Союза, явилась в результате победы генеральной линии партии большевиков, торжества ленинизма.

Страна наша под руководством партии Ленина превратилась в самую передовую страну в мире с научной индустрией. В 1937 году завершается выполнение второй пятилетки, пятилетки построения бесклассового общества, наша страна добилась этих успехов в ожесточенной классовой борьбе. Троцкисты-зиновьевцы в борьбе с советской властью и партией Ленина-Сталина использовали все методы: террор, убийства, шпионаж, взрывы и т. д. Они договорились действовать совместно с фашизмом и под их руководством разрушать страну советов, чтобы восстановить капитализм.

Общее собрание колхоза «Красный труд» приветствует вынесенный приговор военной коллегии верховного суда о расстреле гадов Пятакова, Радека, Сокольникова, Серебрякова и других наймитов фашизма. В ответ на их гнусные преступления мы, колхозники, берем на себя обязательство выполнить все хозяйственно-политические кампании в срок. Подготовиться к весеннему севу так, чтобы обеспечить получение высоких урожаев. Выполнить план лесозаготовок.

В связи с тем, что в нашей церкви творятся безобразия, попы доходят до драки, религия оказалась тормозом для социалистического строительства – укрепления колхозов. Исходя из этого закрыть церковь. Просить сельсовет и райисполком утвердить наше ходатайство и оборудовать церковь под звуковое кино. Подписку о закрытии церкви провести побригадно»
(ГАРФ. Ф. Р-5263. Ор. 1. Д. 283. Л. 30-31).

Голосование в сельском клубе
Фотография типичного голосования в деревне сталинских времен.
Только попробуй проголосуй против!

Пропаганда безбожия

В последующие дни Вахрушев помогал составлять список желающих закрытия храма. Для этого одних вызывал в сельсовет для подписи, к другим отправлял посыльных. Не брезговал ходить и сам по домам сельчан. Отказавшихся дать свои подписи председателя церковного совета Прокопия Буслаева, члена совета Леонтьева Гурьяна и других лиц Вахрушев нецензурно оскорблял.

2 февраля 1937 года обновленческий церковный совет завьяловского храма провел заседание, на котором был заслушал доклад Воскресенского. Для лучшего понимания предыдущих и дальнейших событий стоит привести здесь выдержку из этого доклада.

«Приблизительно с сентября месяца 1936 года по инициативе служившего при обновленческой общине священника Грачева начала сформировываться новая группа староцерковников. Руководители названной группы граждане села Завьялово Волков Петр Яковлев, Буслаев Прокопий Назаров и Леонтьев Гурьян Феоктистович в декабре месяце 1936 года заявили себя хозяевами церкви и начали всевозможными незаконными действиями стеснять приходской совет а также и служителей культа обновленческой ориентации, они после служб церковных устраивали неразрешенные им гражданской властью собрания в храме и на них выносили свои словесные постановления о замене членов приходского совета новыми лицами, о смене духовных служителей – священника и диакона, – наконец, дело дошло и до того, что гр. Волков один из староцерковников схватил топор и хотел бить дверь квартиры священника Воскресенского. 1937 года 31 января группой староцерковников была захвачена окончательно церковь из рук обновленцев и отобраны ключи от нея, несмотря на то, что эта группа староцерковников еще не была зарегистрирована в РИКе. Эти действия незаконныя староцерковников возмутили верующих обновленцев и особенно приходской совет обновленческой ориентации, почему он выносит такое постановление, что лучше закрыть церковь, чем передавать ее в руки староцерковников, а посему просит Ижевский Райисполком закрыть Завьяловскую Церковь» (ГАРФ. Ф. Р-5263. Ор. 1. Д. 283. Л. 23-23об).

Под этим решением стоят подписи обновленцев священника Дмитрия Воскресенского, председателя приходского совета Вихаревой и члена совета Захаровой. Храм, приходское имущество и церковные деньги были переданы ими местным властям в лице председателя сельсовета Виноградова и секретаря Гаврилова.

В акте передачи имущества и денег от 8.02.1937 года наряду с подписью Воскресенского, Вихаревой и Захаровой есть такая запись: «Члены прихода Левонтьев Гурьян Феоктистович за неграмотного и по личной просьбе и за себя член приходского совета Захарова» (ГАРФ. Ф. Р-5263. Ор. 1. Д. 283. Л. 23об). От чтения этой приписки возникает мысль о жульничестве Воскресенского и его компании, ибо Гурьян Феоктистович не мог участвовать в том, против чего и до, и после всячески боролся.

28.02.1937 Президиум Ижевского райисполкома утвердил «ходатайство селений и пленумов сельсоветов и церковного совета о закрытии Завьяловской церкви» (ГАРФ. Ф. Р-5263. Ор. 1. Д. 283. Л. 21) и об использовании ее под клуб. Доля голосовавших за закрытие церкви с 18-летнего возраста по Завьяловскому сельсовету составил 93%.

Президиум ЦИК УАССР 5 марта постановил закрыть храм в Завьялове, сославшись при этом на то, что община «староцерковников зарегистрированной в райисполкоме не значится», в связи с чем оставил жалобу последней на незаконное закрытие храма без удовлетворения (ГАРФ. Ф. Р-5263. Ор. 1. Д. 283. Л. 12).

Каганович, Ежов, Калинин, Сталин
Справа налево: Сталин, Калинин, Ежов, Каганович и другие палачи и гонители Церкви.

Председатель ВЦИК М.И. Калинин, именем которого названа главная улица в Завьялове, подписал данное постановление на заседании ВЦИК 10 сентября 1937 года.

В той обстановке страха, террора, всеобщего доносительства церковный совет храма с. Завьялово продолжал бороться за свою церковь. С февраля по август 1937 года было написано по меньшей мере пять жалоб на ее незаконное закрытие (от 7.02, 3.04, 11.04, 2.06, 3.08). В подписи под ними председателем церковного совета значится Леонтьев Гурьян, за которого, как за неграмотного, расписывается секретарь А. Морозова. Стоит также подпись Прокопия Буслаева, хотя и не под всеми ходатайствами. К сожалению, мы не знаем пока ничего о судьбе Прокопия Назаровича Буслаева и А. Морозовой.

В жалобе от 3.04.1937 Леонтьев Г. и Морозова А. писали о незаконных действиях властей. Они отмечали, что вопреки постановлению Президиума ЦИК УАССР от 5.03.1937, в котором говорится что «община же верующих староцерковников зарегистрированной не значится», «27.12.1936 Ижевский райисполком зарегистрировал представленные ему нами на 1937 год: 1) Списки верующих на 850 чел. 2) Списки двадцатки, 3) списки на членов исполнительного органа и 4) список служителей религиозного культа. Списки эти озаглавлены, что верующие, в них внесенные, принадлежат к Патриаршей староцерковной ориентации. Третий экземпляр этих списков зарегистрированный и выданный нам Райисполкомом, сельсовет Завьяловский в лице его председателя Виноградова отобрал у нас. Это незаконное действие не меняет дела.
В селе Завьяловском Ижевского района УАССР верующих староцерковного течения достаточное количество, чтобы быть религиозному обществу»
(ГАРФ. Ф. Р-5263. Ор. 1. Д. 283. Л. 7об-8).

14.10.1937 года Гурьян Леонтьев подавал жалобу в Наркомфин на неправильное обложение сельхозналогом. Он должен был выплатить 206 рублей, между тем, как, будучи 64 лет, был неспособен к труду по инвалидности второй группы. Согласно медсправке от 27.02.1934 Гурьян Феоктистович страдал от туберкулеза легких, стенокардии, трахомы, укорочения левой ноги. Он писал в жалобе, что жена его также нетрудоспособна, дочь от их хозяйства отделилась, с 1933 года считается безземельной и живет в Ижевске.

28 декабря 1937 года начальником Завьяловского РО НКВД мл. лейтенантом Госбезопасности Якуповым Гурьян Леонтьев был арестован. При обыске у него изъяли «божественных открыток 24 шт., молитвенников 3 шт». Он был заключен в Ижевский КПЗ. В анкете арестованного от 29.12.1937 было записано: «Социальное происхождение – кулак, удмурт, у белых не служил. В 1931 году был раскулачен».

По требованию НКВД председатель Завьяловского сельсовета Мерзляков составил 29.12.1937 на Гурьяна характеристику, в которой писал:

«Гражданин Леонтьев Г.Ф. единоличник, в период сплошной коллективизации и последующих периодов коллективного переустройства сельского хозяйства был активным сторонником антиколхозного строя в деревне, до последнего момента существования Завьяловской церкви являлся активным членом общества верующих и до последнего дня состоял старостой церковного «совета».
Как имеющий признаки нажива зажиточного хозяйства путем нетрудовых доходов и эксплуатации батрачества, Леонтьев, в 1931 относился в группу кулаков и за невыполнение государственных обязательств был осужден.
В период между вынесением решения о закрытии церкви и утверждения этого решения во ВЦИКе, Леонтьев был уполномоченным по ходатайству об открытии церкви снова.
Леонтьев своим поведением сильно влияет на окружающую среду оставшихся единоличников и колхозников, в результате чего до сих пор в той улице, где он проживает, имеется не вошедших в колхоз 7 единоличных хозяйств, а остальные в количестве около 45 хозяйств вступили в колхоз только в 1935 году.
Леонтьев как активный сторонник старого общества (строя) для данного общества является вредным»
.

Грачев ГТ, прот
Протоиерей Григорий Грачев. Снимок послевоенных лет.

Справка о назначении в Троицкий храм
Справка Московской патриархии от 22.09.1938, данная священнику Г. Грачеву о назначении в Троицкий собор штатным священников. За несколько месяцев до этого всё духовенство собора было арестовано, расстреляно или сослано по доносам Грачева.

Справка канцелярии МП
Справка канцелярии МП от 21.12.1942 о назначении прот. Григория Грачева "благочинным церквей УАССР"

Удостоверение участника Пом. Собора
Удостоверение от 30.01.1945 о том, что прот. Г. Грачев состоит членом Поместного Собора РПЦ МП 1945 года от Удмуртской епархии.

Первыми среди «свидетелей» в следственном деле помещены показания священника Григория Грачева против клириков Троицкой церкви Ижевска настоятеля протоиерея Андрея Волкова, священника Дмитрия Замятина, диакона Стефана Ажгихина, арестованных 17.12.1937 г. В них он упоминает и о Гурьяне Леонтьеве. Вот что говорил Грачев:

«Вопрос: Что вам говорил Замятин по поводу процесса над троцкистско-зиновьевской бандой?
Ответ: Об этом разговор с Замятиным у меня был в январе 1937 в присутствии старосты бывшей Завьяловской церкви гражданина с. Завьялова Гурьяна Феоктистовича Леонтьева (бывший кулак, раскулаченный). Мы все трое тогда на лошади ехали из г. Ижевска в с. Завьялово, того же р-на. Касаясь вопроса о процессе над троцкистско-зиновьевской бандой Замятин говорил: «Хотя некоторых троцкистов и арестовали, но все равно всех не пересадят, партия Троцкого сильна, она работает подпольно, все равно троцкисты сшибут Советскую власть». На это заявление Замятина кулак Гурьян спросил: «Неужели я еще поживу по-старому, неужели еще вернется моя прежняя жизнь?» Получив от Замятина ответ, что «скоро Советская власть перевернется», кулак Гурьян перекрестился и добавил: «Ну, слава Богу, скорее бы».

«Однажды в декабре 1936 года я приходил в квартиру Ажгихина с бывшим кулаком – церковным старостой Завьяловской церкви Леонтьевым Гурьяном по поводу ходатайства об открытии Завьяловской церкви и в ожидании попа Конева Сергея между нами зашел разговор о положении на Дальнем Востоке. Ажгихин говорил, что Япония скоро захватит весь Китай, а потом расправится с Советским Союзом, ведь Япония, хотя и маленькая страна, но она сильнее… Потом касаясь церковного вопроса Ажгихин добавил: „Вы хорошо сделали, что перешли из обновленческой ориентации в староцерковную, потому что после переворота с обновленцами будем расправляться за то, что они оклеветали Патриарха Тихона“»
.

Остальные свидетели были допрошены Якуповым в день ареста Гурьяна 28 декабря.
Жительница Завьялова Мерзлякова О.В., 1901 г.р. показывала:

«Вопрос: Что Вам известно о контрреволюционной деятельности Леонтьева Г.Ф.?
Ответ: Леонтьев Г.Ф. был церковным старостой Завьяловской церкви не менее 10 лет. В момент закрытия Завьяловской церкви в 1936 году церковным старостой был он же. Перед закрытием церкви Леонтьев ходил по домам верующих собирал подписи для того, чтобы возбудить ходатайство об оставлении церкви. После того как уже церковь была закрыта Леонтьев вновь ходил по домам верующих с. Завьялова, а также выезжал по деревням вновь собирать подписи и деньги. На собранные деньги с верующих им же был нанят [нрзб] для поездки в [нрзб] с ходатайством об оставлении церкви [...]

Леонтьев Г.Ф. […] тогда же говорил: „Нам надо собрать как можно больше подписей верующих. Тогда мы добьемся возврата нам церкви. Если же церковь нам не возвратят, то молиться будет негде и жизнь тогда будет совершенно другая, должна будет наступить кончина жизни. Если верующие учтут это все подпишутся и помогут нам деньгами, то мы сумеем добиться возврата церкви. Будем молиться Богу и тогда Господь Бог жизнь нам еще продлит“.

В период Ижевского восстания Леонтьев был активным участником. Имел тесную связь с офицерами Помосовым и Лупповым. Оружие, которое привозилось из гор. Ижевска для вооружения хранилось у Леонтьева Г.Ф., Миронова И.Е. и Шкляева С.Н., которое частично у них осталось, но куда ими это оружие было спрятано для меня неизвестно. Оставшаяся колючая проволока лично Леонтьевым была сдана красным после объявления приказа о сдаче оружия и военного снаряжения, а оружие, которое у них было в больших количествах винтовки в ящиках они не сдали. [...]

Добавляю: Леонтьев Г.Ф. в 1929 году был лишен избирательных прав. Это я знаю и подтверждаю лично, потому что я лично была участницей в обсуждении кулаков по признакам их [нрзб] и отведении в группу кулаков»
.

Показания жителя с. Завьялово Мерзлякова А.Г., 1898 г.р.:

«Вопрос: Что Вам известно об антисоветской деятельности кулака Леонтьева Г.Ф.?
Ответ: Леонтьев Г.Ф. долгое время был церковным старостой вплоть до закрытия Завьяловской церкви, т. е. 1936 года. После закрытия церкви Леонтьев всякими мерами пытался добиться возврата церкви, сам лично ходил по деревням собирал подписи и деньги с верующих для посылки с прошением в центр. [...]
Добавляю: Леонтьев в период Ижевского восстания был активным участником, призывал на [нрзб] лично сам вооружаться и идти на защиту белых. Имел тесную связь с офицерами сыновьями попов Лупповым и Помосовым»
.

Другой завьяловец Ксенократов Ф.Г., 1875 г.р. подписал следующее:

«Летом 1936 года около [нрзб] в с. Завьялово при встрече с Леонтьевым последний мне лично рассказывал: „Германия готовит усиленно войну на Советский Союз, как только начнется война, то весь Советский Союз раздавят в [нрзб] Германия ведь вооружена не так, у них на каждого солдата имеется по три самолета. Как начнут громить, так от советской власти и не останется уже воспоминаний, какая она была“.

При данном разговоре еще присутствовали три женщины, но откуда они, я не помню. Далее Леонтьев обращаясь ко мне и женщинам говорил: „Вот вы колхозники не стали ходить в церковь и молиться Богу. Так вас за это Бог наказывает, сидите сейчас голодом без хлеба, а скоро совсем все подохнете. Видите я в колхозе не работаю, Бога признаю все время посещаю церковь, так у меня и все есть, голодным я не был и никогда не буду“.
В прошлом году Леонтьев мне лично несколько раз говорил: „Придумали какие-то колхозы лезете в них сами как бараны, а что толку то от ваших колхозов, сами то и сидите голодными“.

После закрытия Завьяловской церкви Леонтьев лично сам ходил по селу и другим деревням собирал подписи и деньги с верующих на предмет возбуждения ходатайства о возращении церкви. Ко мне лично также приходил и просил подписаться и говорил: „Надо подписываться и просить, чтобы церковь нам возвратили. Молиться Богу надо. Если мы не будем молиться, то все пропадем“. Леонтьев вплоть до закрытия церкви был церковным старостой»
.

Единственный допрос Гурьяна Феоктистовича состоялся 29 декабря 1937:

«Вопрос: Когда и за что Вы были раскулачены?
Ответ: Раскулачен я был в 1931 году за эксплуатацию чужого труда. Служил церковным старостой с марта по ноябрь, т. е. по день закрытия, 1936 года.

Вопрос: в январе месяце 1937 года в разговоре с попами Вы выражали пораженческое настроение, одобряя действия троцкистов – расскажите об этом.
Ответ: Этого я не говорил.

Вопрос: В момент закрытия церкви Вы ходили собирать подписи и вместе с этим вели антисоветскую агитацию, разъясните это.
Ответ: Антисоветской агитации не вел. В антисоветской деятельности виновным себя не признаю»
.

В этот же день, а может быть и прежде допроса, было составлено обвинительное заключение по следственному делу № 586 по обвинению Леонтьева Г.Ф.:

«Я начальник Завьявловского РО НКВД младший лейтенант г/б Якупов рассмотрев 28 декабря 1937 года следственное дело по обвинению бывшего кулака Леонтьева Гурьяна Феоктистовича 1873 г.р., происходящего из дер. Завьялово того же сельсовета Завьяловского района УАССР

Установил следующее:
Кулак Леонтьев Г.Ф. за эксплуатацию чужого труда, аренду земли в 1929 году был раскулачен и лишен избирательных прав. Бывший церковный староста. В момент закрытия церкви в 1936 году активно боролся против этого: собирал подписи за открытие, ведя антисоветскую агитацию. В январе месяце 1937 года в разговоре с попами выразил пораженческое настроение, с одобрением Троцкистских действий.

Постановил:
Следственное дело № 586 по обвинению Леонтьева Г.Ф. направить на рассмотрение тройки НКВД УАССР. Начальник Завьяловского РО НКВД мл. лейтенант г/б Якупов»
.

Тройка собралась 30 декабря и вынесла смертный приговор. Затем репрессивная машина сделала следующий оборот:

«Совершенно секретно. Только лично.
Начальнику Ижевской оперативной группы НКВД УАССР лейтенанту Г/Б Фатиеву.
Приказываю Вам привести в исполнение приговор Тройки НКВД УАССР от 30.12.1937 протокол № 29 в отношении осужденного Леонтьева Гурьяна Феоктистовича. Срок исполнения 4-5 января с/г и акт об исполнении представить мне.
ПРИЛОЖЕНИЕ: выписка из протокола № 29 заседания Троцки НКВД УАССР от 30.12.1937 на Леонтьева Гурьяна Феоктистовича и бланк акта о приведении приговора в исполнение.
Нарком внудел УАССР капитан Г/Б Шлёнов. 4.01.1938.»


И наконец, зловещий результат:

«Акт

Постановление Тройки НКВД Удмуртской АССР от 30.12.1937 г. о расстреле Леонтьева Г.Ф. приведено в исполнение 4.01.1938 в 22 час. 40 мин.

Начальник 4 отд. УГБ НКВД УАССР лейтенант Г/Б Фатиев
оперуполномоченный 4 отд. УГБ сержант Г/Б Бушков
секретарь Тройки НКВД лейтенант Г/Б Белянин.»


Как бы враги Христа и Его Церкви не изощрялись, торжествуют те, кто остался, несмотря ни на что, верным Божественному Учителю, говорящему: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Вот и Гурьян Феоктистович Леонтьев торжествует в Небесной славе, молясь о нашей духовной победе.

Святый мучениче Гурьяне, моли Бога о нас!

Завьяловский храм
Свято-Никольский храм с. Завьялово

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Ксения
Вот так послушаешь подобное (и без Ткачева масса негатива льется в сторону...
р.Б. Дионисий
Да уж.. Удивляет ваша изворотливость. С одной стороны приводите страшную хулу и...
Феодор-странник
Честные Отцы, вы ответили на мои ответы и сомнения...
Феодор-странник
Дорогие отцы, братцы и сестрицы! Хочу дополнить кое что о моей удивительной...
Фелдор-странник
Сам живу в Люллях. От своей нищеты дошёл до Парижа, из Люллей...
Кирилл Николаев
"Не совок"-у. Такая смелость в обличениях известных людей должна была бы предполагать,...
Не совок
Католики на сайте РУССКАЯ ИДЕЯ у М.Назарова rusidea.org/250949218 и у С.Кондакова kondakov.ws/blog/Tuchi-nad-Dolinoy-Pavshih...
Кирилл
Олег, что же Вы у "внучки" всё не расспросите? Разузнали бы, да...
Любовь
Уважаемый о.Александр! Вы правы, каяться никогда не поздно, но это для...
Олег
Кирилл, это надо спросить у внучки Николая II, которая живет в Англии....

Календарь

Другие записи

RSS-лента

Архив




Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры