В защиту митрополита Анастасия (отрывок из передачи "Голос истинного Православия")

4 декабря 2015

M Anastassy
Митрополит Анастасий

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: В последние годы протодиакон Андрей Кураев заслуженно имеет репутацию безстрашного обличителя содомского лобби в Московской патриархии и других пороков оборотней в рясах. 5 лет тому назад мы, обращаясь к патриарху, писали: «Чего стоит наш миссионер всея Руси о. Андрей Кураев, который совершенно безнаказанно глумится над канонами и традициями Православной Церкви?»

Сегодня мы бы не написали этих слов, потому что ныне о. Андрей, напротив, защищает Церковь от волков, не щадящих стадо. Но это именно сегодня. Если бы мы, допустим, перенеслись на машине времени на 5 лет назад, то нам бы пришлось писать те же самые нелицеприятные строки об о. Андрее Кураеве, потому что тогда он имел совсем другую репутацию. Он без церемоний и пощады боролся со всеми теми, кто был в оппозиции апостасийной линии патр. Кирилла. Мы помним, как активно и энергично о. Андрей навязывал Церкви митр. Кирилла (Гундяева) и его командно-административную систему, против которой в наше время он так убедительно выступает.

Конечно, мы не хотим обвинять в чём-либо о. Андрея. От ошибок и заблуждений никто не застрахован. Но в то же время никто не должен забывать о своих прежних просчётах, тем более об этом подобает помнить православным христианам.

К сожалению, я не слышал, чтобы о. Андрей попросил извинений у тех, с кем он боролся лишь только из-за того, что они осмелились критиковать верховного церковного начальника. Наверное, именно поэтому даже сейчас о. Андрей допускает такие высказывания, достойные сергианского чиновника в рясе.

Меня повергли в печаль рассуждения о. Андрея Кураева о том, что якобы первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митр. Анастасий «в 41-м ликующе обращался к фюреру», поскольку это не соответствует исторической действительности. Да, действительно, многие православные испытывали иллюзии по отношению к Гитлеру, надеясь, что он станет освободителем. Вспомним благословение афонскими монастырями фюрера или особое отношение с немцами архим. Софрония (Сахарова).

Да, митр. Анастасий написал еще до начала Второй мировой войны в 1938 году благодарственное письмо Адольфу Гитлеру за пожертвование на постройку православного храма в Берлине. Он пытался добрыми и дипломатичными словами воздействовать на германского вождя. Но никогда митр. Анастасий не благословлял поход нацистской военщины на завоевание России. И несмотря на давление нацистский властей митр. Анастасий никакого послания летом 1941 года по поводу вторжения немецких войск не написал.

Нацистские оккупационные власти запретили деятельность Русской Зарубежной Церкви на оккупированных территориях Советского Союза, зная, что эта Церковь — подлинно русская и свободная. В то время как второй человек в Московской патриархии митр. Сергий (Воскресенский) получил от немцев возможность совершать свою бурную архипастырскую деятельность. МП легально существовала на захваченной гитлеровской армией русской земле, а РПЦЗ находилась под запретом.
Газета
И как известно, именно экзарх МП митр. Сергий (Воскресенский), а не митр. Анастасий, благословлял гитлеровскую армию и принимал активное участие в пропагандистской кампании в поддержку Третьего Рейха. Поэтому если кому-то и надо каяться за сотрудничество с немцами, так это Московской патриархии.

Вторая мировая война — это очень сложное и смутное явление, и боголюбивый митр. Анастасий умел быть любящим архипастырем и для русских людей, которые оказались в РОА, и для тех, кто защищал родину в рядах советской армии.

«[Наша Родина], осиянная славою своих побед, - писал митр. Анастасий в октябре 1945 года, - в которых так ярко проявили себя русский военный гений и исконная доблесть нашего солдата, собравши снова в своих руках своё достояние, отторженное от неё судьбами истории, и распространивши свои границы до их естественных пределов... могла бы быть подлинно благословенной и счастливейшей страной в мире, если бы в ней водворился новый порядок жизни, основанный на камне нашей отеческой православной веры и на началах полной свободы, братства и правды...»
пленные
Русские пленные

Но в то же время Архиерейский Собор РПЦЗ в 1946 году вынужден был заметить: «Мы не хотим закрывать глаза перед тем фактом, что советская власть со времени войны должна была возвратить Церкви некоторые из отнятых у неё законных прав. Однако свобода, данная Русской Церкви, носит очень ограниченный и притом внешний и кажущийся, чем подлинный и существенный, характер...

Склоняясь с благоговением перед образом наших великих страстотерпцев, пострадавших за веру и Божию правду, мы усердно молимся об упокоении их, как и о других многочисленных русских людях, особенно о тысячах военнопленных, принявших мученическую кончину от жестокой руки так называемых немецких нацистов. Уповаем, что жертва тех и других была не напрасна, что на их мученических костях воздвигается новая, свободная Русь, сильная своей православной правдой и братской любовью, которою она искони светила миру. И тогда все рассеянные сыны её без всякого насилия и принуждения, но свободно и радостно устремятся отовсюду в материнские объятия её. В сознании своей неразрывной духовной связи с нашей Родиной, усердно просим Господа, чтобы Он возможно скорее залечил раны, нанесенные нашему Отечеству столь тяжелою для него , хотя и победоносною войной, и благословил его миром и полным благоволением».

Можно приводить и другие слова митр. Анастасия, недвусмысленно осуждающие нацизм как после, так и до Второй мировой войны.

В своём Рождественском послании 1939 года митр. Анастасий пишет вопреки нацистской расовой теории: «Само понятие Родины в нашем сознании никогда не было грубо материалистическим, и наш национальный образ никогда не определялся чисто внешними, зоологическими, расовыми признаками. То, что мы называем нашим Отечеством, это не физический воздух, которым мы дышим, не широкие просторы полей и лесов, рек и морей, какими в изобилии обладала Россия... а прежде всего родная нам духовная атмосфера, созданная святым Православием, - нетленные нравственные ценности, переданные нам нашей минувшей тысячелетней историей».

В 1936 году в Белграде митр. Анастасий заявил: «Фашизм — такой тип государственного устройства, какой никак не может быть нашим идеалом. Он основан на началах принуждения, простирающихся на самую идеологию человека. Но вне свободы нет нравственного подвига и нет нравственной ответственности. Без последних же мы не мыслим русского православного государства».

И от этих своих слов митр. Анастасий даже под дулами немецких автоматов никогда не отрекался. Поэтому попытка изобразить одного из величайших русских архипастырей ХХ столетия приспешником нацистов, глубоко порочна. Нам же подобает, говоря о Блаженнейшем митр. Анастасии, вспоминать слова апостола: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7).

ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Помню, какое глубокое возмущение вызывал у меня цинизм, с которым отзывался о святых канонах нашей Церкви о. Андрей Кураев несколько лет тому назад. В этом своём цинизме он не покаялся до сих пор. И вот, к давнему своему нераскаянному греху, он приложил новый — клевету на выдающегося архипастыря Блаженнейшего митр. Анастасия (Грибановского). Протодиакон Андрей Кураев, повторяя зады лживой советской пропаганды обвиняет второго первоиерарха Русской Зарубежной Церкви в «оправдании атомных бомбардировок России».

Отец протодиакон пишет: «Но уже вскоре, в 41-м, митр. Анастасий ликующе обращался к фюреру. А через 7 лет он уже оправдывал атомные бомбардировки России.

Эти два послания Анастасия в моем сознании стали надгробным камнем над РПЦЗ. Все их претензии на духовное учительство и сохранение "незамутненного православия" воспринимались мною как пустоглаголание.

Анастасий, так верно аплодирующий самым агрессивным деяниям и намерениям тех политических властителей, под которыми он оказался, имел наглость обличать "сергиан" в лояльности к советским властям!

… для неофита и религиоведа память об этом Пасхальном (!) послании нужна, чтобы понять: можно быть молитвенником, благочестивцем и людоедом одновременно.

И, кстати, были ли в духовенстве РПЦЗ, живущем на свободном Западе тогда протесты против атомного богословия их начальника?

И даже спустя десятилетия они, требующие раскаяния в декларации 1927 года, сами отреклись ли от этой своей декларации 1948-го?»

Во-первых, как уже было упомянуто, благодарственный адрес первоиерарха РПЦЗ митр. Анастасия за щедрое пожертвование на постройку православного храма в Берлине Гитлеру, как главе правительства Германии, был сделан не в 1941 году, а в 1938, еще до начала Второй мировой войны. Германское правительство признавали все страны мира, в том числе и СССР. А в 1941 году митр. Анастасий к Гитлеру не только «ликующе», но совсем не обращался.

Теперь можно перейти к пасхальному посланию митр. Анастасия 1948 года с упоминанием атомного оружия. Очевидно, что о. Андрей полный текст послания не читал, а взял вырванную из контекста цитату из советского атеистического издания 1975 года «Политиканы от религии. Правда о «русской зарубежной церкви»». Что ж, очевидно, что о. Андрей был хорошим студентом атеистического факультета. А в семинариях МП история РПЦЗ освещается весьма необъективно. Этим и можно объяснить вышеприведенные слова протодиакона. Но если прочесть всё послание целиком то, становится очевидным, что никакого призыва бомбить СССР в нём нет. В качестве ответа можно привести разбор этого послания, сделанный М.В. Назаровым в его книге «Диалог РПЦЗ и МП: соединение может быть только в истине».
Хиросима
Взрыв атомной бомбы над Хиросимой. Еще один видимый знак надвигающегося апокалипсиса

«Послание начинается с пастырского увещевания – как жить христианину в тогдашней атмосфере апокалипсических страхов в связи с появлением у США ядерного оружия и его применением против японского гражданского населения:
«Фиалы Божественного гнева не перестают изливаться один за другим на грешную землю. На наших глазах отверзаются таинственные апокалипсические печати – и мы как бы видим те страшные знамения, какие созерцал некогда Св. Иоанн Богослов... Наше время изобрело свои особые средства истребления людей и всего живого на земле... Но этот страшный опустошительный огонь имеет не только разрушительное, но и свое очистительное действие: ибо в нем сгорают и те, кто воспламеняет его, и вместе с ним все пороки, преступления и страсти, какими они оскверняют землю.

Представьте себе, что современные Калигулы и Нероны, все тираны, развратники, убийцы не поражались бы смертью: жизнь на земле стала бы невыносимой, превращаясь в преддверие ада. Есть непреложный Божественный закон, по которому зло само в себе несет свое возмездие. "Плодом греха, – говорит Св. Григорий Богослов, – была смерть, пресекающая грех, дабы зло не было безсмертным".

Но вы скажете, что истребительный меч смерти падает не только на развращенных и злых, но и на людей добродетельных, и даже на святых, и на последних чаще, чем на первых. Но для таких людей смерть не является бедствием, ибо открывается для них путь к безконечной блаженной истинной жизни, приобретенной для нас смертию и воскресением Христовым».
Далее в этом Послании – не забудем – пасхальном (связанном с Воскресением Христа) говорится об угрозах и опасностях для порабощенного богоборцами нашего народа и о пути его воскресения.

«С чувством душевной горечи и невольным негодованием за оскорбительное надругательство над правдой прочли мы недавно сообщение о том, что нынешний возглавитель Русской Церкви, желая возвеличить имя Сталина и поднять его в глазах народа на особую высоту, дерзнул назвать его в своем послании "Избранником Господним, ведущим наше отечество к благоденствию и славе"...
Не значит ли это возводить клевету и хулу на Самого Бога Всевышнего, Который в таком случае являлся бы ответственным за все зло, какое творится уже много лет на нашей земле большевицкой властью, возглавляемой Сталиным?.. [Далее в Послании следует описание продолжающихся страданий русского народа.]
Атомные бомбы и все другие разрушительные средства, изобретенные нынешней техникой, поистине, менее опасны для нашего отечества, чем нравственное разложение, какое вносят в русскую душу своим примером высшие представители гражданской и церковной власти. Разложение атома приносит с собой только физическое опустошение и разрушение, а растление ума, сердца и воли влечет за собой духовную смерть целого народа, после которой нет воскресения.

Чем тяжелее и безпомощнее положение нынешней России, чем большая опасность угрожает самому бытию Русского народа как нации, получившей свое особое призвание Свыше, тем с большей ревностью мы должны стремиться объединить все наши силы для скорейшего его освобождения. Перед величием этой неотложной исторической задачи должны умолкнуть все наши обычные пререкания и раздоры, национальные страсти, политические и бытовые разделения или честолюбивые притязания и вожделения отдельных людей...

Вспоминая уроки истории, будем учиться у наших предков, которые 300 лет тому назад по призыву и благословению Церкви собрались воедино и сумели преодолеть общим подвигом разложение первой смуты, освободить родную землю от врагов и воссоздать разрушенное государство.

Не умолкнем и не успокоимся ради родного Сиона, пока свет воскресения не заблистает над нашей поруганной и распятой Родиной. Возрождение ее нужно не только для нас, но и для всего мiра, ибо нынешние властители ее сделали ее очагом губительной нравственной заразы для прочих народов, тем кладезем бездны, по слову Тайнозрителя (Апок. 9, 1-2), откуда распространяется удушливый дым по всей земле, помрачающий солнце и воздух...

Древнерусский боевой клич "да воскреснет Бог и расточатся врази Его" ныне получает для нас сугубое значение, ибо мы имеем дело подлинно с воинствующими врагами Божиими... Наша борьба с ними носит священный характер. Это не борьба за утраченные нами земные блага, как клевещут на нас наши враги, и даже не за внешнее величие и славу России, ибо все это преходящее и суетное, а за торжество поруганной истины и правды Божией, за восстановление разумной человеческой свободы на Руси, без которой не может быть правильного развития человеческого общества, за возрождение любви, справедливости и искреннего братства между людьми и прежде всего за укрепление веры и благочестия и за восстановление дома Богородицы, созданного нашими предками на нашей земле и оскверненного руками нечестивых...

Как бы ни тяжела была эта брань, пусть никто не усумнится в конечной победе света над тьмою, если нам будет споборать Сам Воскресший Спаситель, который силен восстановить нашу Отчизну даже и тогда, когда к ней прикоснулся уже дух тления, как некогда к четверодневному Лазарю.
Настанет определенный Провидением час, и она восстанет из праха обновленной и просветленной, как бы очнувшись от тяжкого сна...».

Можно ли это Послание назвать "призывом к атомной войне"?» Оно от начала и до конца проникнуто пастырской любовью к нашему народу, зараженному коммунистической отравой, и страдающему под гнётом безбожников. Никакого атомного богословия в нём нет. Митр. Анастасий смог в сложнейшие времена сохранить верность одному Христу и Его Церкви, не склоняясь ни перед какими земными силами. Поэтому он имел право «обличать "сергиан" в лояльности к советским властям».

Несомненно, Господь и о. Андрея Кураева наставит на верный путь, если он обратится с искренней покаянной молитвой к выдающемуся святителю Русской Зарубежной Церкви Блаженнейшему митрополиту Анастасию.

ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Радостное для всех православных стояние протодиакона Андрея Кураева за поруганных семинаристов и выступивших против беззаконного митрополита симбирских священников омрачилось безпричинным гневом «миссионера всея Руси» на Русскую Зарубежную Церковь и её почивших предстоятелей митрополита Антония (Храповицкого) и митрополита Анастасия (Грибановского).

В своём «обличении» отец протодиакон выступает то оскорблённым защитником Патриаршего Местоблюстителя священномученика митрополита Петра (Полянского), то возмущённым патриотом, не терпящим никакого коллаборационизма со стороны церковно- и священнослужителей, то просто недоумевающим вопрошателем в оценке автора того или иного письма, написанного в неподобающем тоне.

В частности, о. Андрей опубликовал в своём блоге слова митрополита Антония, касающиеся личности священномученика Петра. После чего последовал безпощадный вывод протодиакона относительно моральных качеств первоиерарха РПЦЗ. Однако - и это о. Андрею должно быть известно - и митрополит Антоний, и вся Русская Православная Церковь Зарубежом поминали своим первоиерархом именно митрополита Петра до самого известия о его кончине. Этот факт не нашёл себе места в публикации отца протодиакона. И возможно не случайно. Иначе бы не было нужного эффекта.

Отец Андрей, если бы постарался быть объективным, то мог бы припомнить и в своих публикациях невзвешенные слова о тех или иных деятелях Церкви. И здесь нет ничего удивительного, т. к. все мы люди, и бывает, что говорим то, о чём потом долго сожалеем, а случается и так, что бываем не способны увидеть свои ошибки. Но всё же мы надеемся на милосердие Божие по отношению к себе, справедливо полагая, что Любовь многое может покрыть.

Нам не стоит забывать, что именно митрополит Антоний (Храповицкий) явился основоположником новой, уникальной в своём роде, пастырской школы для монашествующих и прежде всего архиереев. Его добрый пример дал Церкви Российской множество достойнейших священнослужителей, в отличии от нынешнего патриарха Кирилла (Гундяева), который, по меткому замечанию убиенного протоиерея Павла Адельгейма, забил осиновый кол вертикали власти в тело Церкви. Именно отец протодиакон в своё время был жарким сторонником восшествия на патриарший престол митрополита Кирилла и во многом именно при его горячей поддержке тот и стал патриархом.

Глухая, безсознательная неприязнь - плохой помощник в поиске истины. Она заставляет своего раба подгонять факты под себя.

Увы, отец Андрей, поддавшись этой неприязни, исказил исторические факты, а в иных случаях даже создал новые, те, которых не знает история.

Анастасий
Митр. Анастасий (1873-1965) - первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, подвижник, интеллектуал, один из немногих архиереев Российской Церкви, оставшийся верным Царю в дни Февральской революции.

Вернуться к списку записей

Комментарии

Тимофей
7 декабря 2015 17:51

Кураев заигрался в своем обличительстве.

Особенно, начав таскаться на все либеральные, антирусские, антироссийские СМИ. Из чего следует, что ГЛАВНОЕ ДОСТОИНСТВО христианского обличения, а именно его БЕСКОРЫСТИЕ - он уже утратил.

Попы не боятся могучих владык,

Им дар либералов не нужен.

А если вторые пристраховали немножко от первых, - то велика ли ценность?

Спасибо за этот материал

Алексий Родионов
23 декабря 2015 23:16

"В то время как второй человек в Московской патриархии митр. Сергий (Воскресенский)"

Небольшая поправка: Вторым человеком был митрополит Николай (Ярушевич), экзарх Украины. Он и по возрасту и по хиротонии был куда старше. А митрополит Сергий (Воскресенский) до назначения в Прибалтик был вкикарным епископом.

Алексий Родионов
23 декабря 2015 23:24

"Поэтому если кому-то и надо каяться за сотрудничество с немцами, так это Московской патриархии."

Не будем забывать про архиепископа Гермогена (Максимова), ушедшего из РППЦ в раскол и ставшего во главе марионеточной Хорватской православной церкви, активно сотрудничавшей с усташами. К чести митрополита Анастасия надо заметить, что он наотрез отказался снять с Гермогена наложенные прещения.

Был в РПЦЗ и не менее одиозный иерарх - митрополит Берлинский Серафим (Лядэ). Вот он то сотрудничал с гитлеровцами по полной:

"Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на её приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал своё победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали — к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле… Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы… Наконец-то наша вера оправдана!… Поэтому, как первоиерарх Православной Церкви в Германии, я обращаюсь к вам с призывом. Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; это — продолжение той борьбы, которая была начата ещё в 1917 г."

Германские власти доверяли ему настолько, что назначили «фюрером всех православных в III Рейхе и во всех контролируемых им территориях».

Но в отличие от архиепископа Гермогена (Максимова) митрополита Серафима никто в РПЦЗ так и не осудил.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...
М.В. Назаров
Досточтимые отцы! Разумеется, создание третьей силы "против Сталина и Гитлера" в тогдашних условиях...
М.В. Назаров
Поправка. Слова, что Мит. Анастасий "не благословил, чтобы русские люди сотрудничали с Гитлером",...
М.В. Назаров
Дорогие отцы! Благословите еще раз указать на досадную однобокость Вашего анализа Второй мiровой...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Михаил Викторович! Христос воскресе! Нам кажутся странными Ваши обвинения, поскольку Вы...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры