Виноградов Вадим, кинорежиссёр, публицист. Наши пророки: Лесков и Достоевский

13 января 2015

Соборяне
Памятник героям романа Н.С. Лескова "Соборяне" в Орле

СОБОРЯНЕ

Сегодня, в век всеобщего отступления, «Соборяне» Н.С. Лескова более даже, чем «Бесы», как учебное пособие, раскрывают для людей, пекущихся о русских корнях, причину отнятия от России удерживающего, каковым являлся Самодержавный Русский Царь. «Соборяне» дают возможность наглядно увидеть, как создавалась для Русского Царя невозможность исполнения им по совести его царского служения, что и привело к отречению Государя Николая II от престола. В «Соборянах» показано, как формировалось в России время величайшего упадка живой веры.
И произнесённые в середине ХIХ-ого века Николаем Семёновичем Лесковым слова:

Букву мёртвую блюдя… они здесь… Божiе живое дело губятъ...
стали словами, определившими духъ 2-ой половины ХIХ века, в полной мере закрепившимися в веке ХХ-ом и стали господствующими в определении духа нашего времени, духа ХХI века, когда Божiе живое дело оказалось уже загубленным и в России навсегда.

«Соборяне» - это, прежде всего, хроника любви. Всё, что создала за всю историю человечества мiровая литература - было посвящено описанию любви. Но ни один из образов мiровой литературы не предстал пред читателем носителем Христовой любви. Той любви, которую завещал своим учениикам наш Господь Iисусъ Христосъ: "Нетъ больше той любви, какъ если кто положитъ душу свою за други своя". (Ин.15,13) Ярким воплощением этой заповеди стал в «Соборянах» Н.С. Лескова образ дьякона Ахиллы. Кто ещё в мiровом искусстве в совершенстве исполнил новую заповедь Христа: " Да любите другъ друга; какъ Я возлюбилъ васъ, такъ и вы да любите другъ друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин.13.34,35)? Пожалуй, только Сонечка Мармеладова.

Но дьякон Ахилла, как носитель Христовой любви – ярче даже Сонечки.
Каких только вразумлений нет в «Соборянах»! Как Ахилла: чтобы сказать слово на похоронах протопопа Савелия Туберозова, наитием Святого Духа всё выразил двумя фразами из Евангелия от Иоанна: «В мiре бе и мiръ его не позна… и вдруг, не находя более соответствующих слов, дьякон побагровел и, как бы ловя высохшими глазами звуки, начертанные для него в воздухе, грозно воскликнул: Но возрятъ нань его же прободоша».

Как это прободоша протопопа в ХIХ-то веке? Советчиков-то еще нет? Кто же его так? В образе протопопа Савелия Туберозова и заключено великое пророчество Лескова о нашем времени. А "преступление" отца Савелия состояло в том, что он в воскресной проповеди, когда в храме собралась вся интеллигенция городка Старгородска, сказал:

""Нам надлежит желать и молиться, дабы сердце Царёво не было ни в каких руках человеческих, а в руках Божиих.

Но мы преступно небрежем этою заботою, и мне если доводится видеть в такой день храм не пустым, то я даже недоумеваю, чем это объяснить? Перебираю все догадки и вижу, что нельзя этого ничем иным объяснить, как страхом угрозы моей, и отсель заключаю, что все эти молитвенники - слуги лукавые и ленивые и молитва их не молитва, а наипаче есть торговля, торговля во храме, видя которую Господь наш Иисус Xристос не только возмутился Божественным Духом своим, но и вземъ вервие и изгна их из храма.

Следуя Его Божественному примеру, я порицаю и осуждаю сию торговлю совестью, которую вижу пред собою во храме. Церкви противна сия наёмничья молитва. Может быть, довлело бы мне взять вервие и выгнать им вон торгующих ныне в храме сём".

Старогородская интеллигенция находила, что это не проповедь, а революция, и что если протопоп пойдёт говорить в таком духе, то чиновным людям скоро будет неловко даже выходить на улицу. Даже самые друзья и приятели Савелия строго обвиняли его в неосторожном возбуждении страстей черни. На этом возбуждении друзья его сошлись с его врагами, и в одно общим хором гласили: нет, этого терпеть нельзя!"

Не о сегодняшней ли наёмничьей молитве эти строки Лескова? Не о наших ли это "подсвечниках"?

А старгородская интеллигенция донесла о проповеди протопресвитера Савелия епархиальному епископу, и тот, вызвав его к себе в губернский город, лишил Савелия священнического сана, сделал его простым пономарем и не отпустил домой, разлучив с женой протопопицей. Вот, откуда "прободоша", прозвучавшее на похоронах протопопа Савелия Туберозова, прообраза мучеников и исповедников российских в ХХ веке.

А финал “Соборян”: " Старогородской поповке настало время полного обновления?" Что, одни попы сменили других… и только? - Никак, - сказал бы апостол Павел. Вместе с новыми людьми обновился духъ старогородской поповки.

Об этом роман, то есть, о предвозвещении сергианского духа. В “Соборянах” сергианский духъ угадан настолько выпукло, что его, прямо-таки, можно потрогать.
И потому для человека, вступающего сегодня в духовную жизнь, «Соборяне», изобилующие разнообразными вразумлениями, способны стать незаменимым учебным пособием, позволяющим увидеть образ истинного православного человека, и сравнить его с нынешним обрядовым духом сергианских храмов.

ЧАСТЬ II
СМЯТЕННЫЙ ВИД.
О том, как Феодор Михайлович страдал, обнаружив ростки сергианства.

Pam Pror

Сразу и обратимся к его пронзительному тексту, к его пророческому слову (Cтатья Ф.М. Достоевского “Смятенный вид” о повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел»):
"Повесть г-на Лескова оставила во мне впечатление болезненное и некоторое недоверие к правде описанного. Неужели это всё правда?

Один чиновник за то, что ему не дала взятку артель работников-староверов арестовал образа, которые они имели в своей часовне. В образах просверлили дырья, нанизали на железные спицы, как бублики, и унесли куда-то в подвал. Но тут была икона ангела, древняя и особо уважаемая, считаемая артелью за чудотворную. Чтобы поразить, отмстить и оскорбить чиновник, раздраженный упорством неплатящих раскольников, взял сургуч и в виду всего собрания накапал его на лик образа и приложил казенную печать. Местный архиерей, увидев запечатленный лик святыни, изрек: «Смятенный вид».

После такого неслыханного, всенародно-бесстыдного и самоуправного святотатства, которое позволил себе взяточник-чиновник, касающегося как раскольников, так ровно и всех православных, архиерей ограничивается лишь тем, что говорит со вздыханием: «Смятенный вид» - и не в силах остановить даже второстепенного чиновника от таких зверских и ругательных для религии действий.
Ибо чем же объяснить поступок архиерея, как не малою властью его? Неужели равнодушием и леностью и неслыханным предположением, что он, забыв обязанность своего сана, обратился в чиновника от правительства?"

Кто, кроме Феодора Михайловича, так бы насторожился, вроде бы, безобидным словам «Смятенный вид»? Пророк же наш почуял в этом безразличии архиерея, какую-то надвигающуюся страшную беду.

Достоевский-сын Святой Руси, никак не желал верить в теплохладность у русских пастырей. Но Достоевский-пророк, не может этого не видеть и тут же сам приводит пример из жизни, описав который, замечает: "Как вам нравится, господа, это сообщение? Ведь оно, конечно в косвенном смысле, почти восстановляет правдоподобность рассказа г-на Лескова, в который мы так усумнились и упорно продолжаем сомневаться".
Но на этом примере Феодор Михайлович не успокаивается и приводит ещё один досадный пример из жизни духовенства, после которого уже сам, просто, заключает: "Ну, а ведь уж это в некотором роде почти то же, что и «смятенный вид»".
Вот оно, мученичество наших пророков - упорно не хочет признавать нарождающуюся смерть русскости и сам же еще ярче ее обнажает.
Ну, разве это не сегодняшний день прозрели Лесков и Достоевский?

Да, и у какого архиерея МП ныне на устах резвее не приготовлена эта дежурная фраза, этот теплохладный возглас в духе - «Смятенный вид»? Чтобы сразу выпалить его, как только где-нибудь возникнет деяние, губящее душу народа? Примеры? Да, их не счесть!

В каждом городе, в каждом селении РФ Ленин, вытянув свою правую руку, не уставая ни на мгновенье указывает всему народу нашему дорогу в ад, отгоняя по всей России благодать Божiю. Для архиереев МП, для духовенства МП - это, всего лишь, «смятенный вид». То есть, до благодати Божiей… сергианам дела нет. Храмы надо восстанавливать! Строить надобно новые храмы, чтобы кругом сияла видимость православия.

Непрестанно растлевает телевидение народную душу - та же архиерейская реакция - «смятенный вид». Хотя архиереи МП, духовенство МП смысл слов «смятенный вид» вкладывают в более понятные людям времени прав человека слова: «У нас светское государство». Как будто, на Страшном суде, когда душе будут предъявлены её смертные грешки, душа легко оправдается, сказав: "Но, я же пребывала в светском государстве!"

Театры строятся с такой же поспешностью, что и храмы, а там, на театре, одна цель - извратить нравственный духъ русской драматургии, подпуская в пьесы, как можно больше порнухи. Архиереи МП, зная об таком извращении, ограничиваются лишь тем, что говорят со вздыханием: «Смятенный вид», то бишь: «Ничего не поделаешь - у нас светское государство!»

И если перечислять все примеры извращения русской жизни, то не останется и места на резюме по этому поводу, а резюме это было заготовлено заблаговременно пророческим даром Достоевского, ему и предоставим место на наших страницах:

"Да и нельзя же требовать от духовенства энергии первых христиан, хотя бы и желалось это. Мы вообще наклонны обвинить наше духовенство в равнодушии к святому делу; но как же и быть им при иных обстоятельствах? А между тем помощь духовенства народу никогда ещё не была так настоятельно необходима. Мы переживаем самую смутную, самую неудобную, самую переходную и самую роковую минуту, может быть, из всей истории русского народа".
Так о главной опасности для России сообщили нам наши пророки. Она не в экономике, не в банковской системе, не в социальных обязательствах и прочих выставляемых ныне бедах. Опасность для русскости - в утрате Церковью духа истинной веры.

Это что же за минута - самая смутная, самая неудобная, самая переходная и самая роковая из всей истории русского народа? Когда телевидение и радио не прессинговало всё население импазой? Когда идол в обличии Ленина не загонял народ, как панургово стадо, в ад? Когда не было Интернета и не героизировалось такое дикое явление, как Сопчак? Когда в школах преподавался Закон Божiй, предмет о вероучении, а не «Основы религиозной культуры и светской этики», ставящий предел православному вероучению?

Нет, эта не минута времен Достоевского. Это пророчество Достоевского о минуте 2015 года, когда Господь новой египетской казнью, сделал последнее предупреждение народу, занятому поиском лжи. И поэтому слова пророка обращены конкретно к минуте теперешней, к минуте самой роковой, самой смутной, самой неудобной, самой переходной минуте из всей истории русского народа.

И уж, нечего говорить об ереси всех ересей - экуменизме! Под словом толерантность эта ересь опутывает нынче и всё мiрское. Светское государство создаёт законы, защищающие толерантность. Что же МП? «Смятенный вид»? А вот в этом случае у неё совсем не «Смятенный вид», тут она идёт на бой: «Такой свободы, которую церковь имеет сейчас, её не было никогда в предыдущие эпохи!» - заявляет она, чтобы никто не сомневался, что Московская Патриархия сама добровольно в ВСЦ, а не государство в 1961 году заставило её вступить в ВСЦ. Теперь это её сознательный выбор.
О безразличии духовенства, обозначенном образом «Смятенный вид», раздаются голоса и из недр самой Московской Патриархии: «Безразличие к сущности современного Российского государства для современной Православной Церкви губительнее, разрушительнее пресловутой лояльности к атеистичекому советскому государству. Лояльность к растлению детей как государственной политике или геноциду русского народа рядом не стоит с сергианским: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи» (Протоиерей Александр Шаргунов).
А святители? Найдётся ли в Московской Патриархии архиерей, который не имеет в своей совести оправдывающего любые диавольские козни сергианского козыря: «У нас светское государство»?
Епископ Ипполит в свое время раскрыл причину безсилия не только сергианского духовенства, но и безсилия народного, выразив суть духа нашего времени: " Одно из коварных средств наших врагов ‑ после гонений на Церковь дать ей материальное благосостояние. Это очередное гонение, но более изощренное: гонение на дух православной веры. Цель ‑ сломать волю, а потом уничтожить".

Наши пророки Html M38b90935

Вот, отчего болели сердца Николая Семеновича и Феодора Михайловича - от предчувствия того, что сегодня… «Смятенный вид», а завтра… этот самый «Смятенный вид», это безразличие духовенства откроет ворота… гонению на духъ православной веры.

Тот дух веры, который был для Достоевского сокровищем его сердца, сокровищем, которое он и вложил в уста Степана Трофимыча. И, может быть, это самая блистательная по красоте страница Феодора Михайловича. Чтобы заблистало сокровище его сердца, Достоевский для сравнения, ибо всё познается в сравнении, для контраста предваряет речь Степана Трофимыча, вот, той самой равнодушной проповедью "батюшки", которые ныне несутся к нам от самых высших санов аж с телеэкрана. Достоевский уловил эти общие фразы, которым суждено было заполнить через 150 лет даже эфир. Вот, эта незабываемая сцена:

 - Прошу вас, батюшка, непременно остаться с больным, - быстро остановила Варвара Петровна разоблачившегося уже священника. - Как только обнесут чай, прошу вас немедленно заговорить про Божественное, чтобы поддержать в нем веру.

Священник заговорил; все сидели или стояли около постели больного.
- В наше греховное время, - плавно начал священник, с чашкой чая в руках, - вера во Всевышнего есть единственное прибежище рода человеческого во всех скорбях и испытаниях жизни, равно как в уповании вечного блаженства, обетованного праведникам...

Степан Трофимович как будто весь оживился; тонкая усмешка скользнула на губах его.
- Батюшка, я вас благодарю, вы очень добры, но...
- Совсем не но, вовсе не но! - воскликнула Варвара Петровна, срываясь со стула. - Батюшка, - обратилась она к священнику, - это, это такой человек, это такой человек... его через час опять переисповедать надо будет! Вот какой это человек!

Степан Трофимович сдержанно улыбнулся.
- Друзья мои, - проговорил он, - Бог уже потому мне необходим, что это единственное существо, которое можно вечно любить...
Мое бессмертие уже потому необходимо, что Бог не захочет сделать неправды и погасить совсем огонь, раз возгоревшейся к Нему любви в моем сердце. И что дороже любви? Любовь выше бытия, любовь венец бытия, и как же возможно, чтобы бытие было ей неподклонно? Если я полюбил Его и обрадовался любви моей,  возможно ли, чтоб Он погасил и меня, и радость мою, и обратил нас в нуль? Если есть Бог, то и я бессмертен! Вот мой символ веры.

- Бог есть, Степан Трофимович, уверяю вас, что есть, - умоляла Варвара Петровна, - отрекитесь, бросьте все ваши глупости хоть раз в жизни! (Она, кажется, не совсем поняла его символ веры).

На одной пророческой странице: и голос сергианского равнодушия, и образ прихожанки ХХI века, идущей в след этого голоса, и утраченный гласъ Святой Руси, идеалом которой было Царство Небесное, обретаемое любовью к Личности Господа Iисуса Христа.

Вадим ВиноградовP.S. - Сергианство! Сергианство! Какое сергианство во времена Лескова и Достоевского? И вообще, что это такое, сергианство?
"Просто, в Церковь вошла НЕ Божия воля. Вот и все. Всем руководит в Церкви Божия воля, Дух Святой, а тут вошла не Божия воля, и ее слушаются, а для того, чтобы замаскироваться, оставляют весь чин внешний - кадите, пожалуйста, говорите проповеди, держитесь старого стиля - делайте всё, как полагается. Но воля-то будет не ваша. Вот в этом всё. Мы называем это сергианством. Когда не Божия воля руководит Церковью, то исполнение обрядов постепенно делается пустым, начинается обрядопоклонничество. Обряды они оставляют, - пожалуйста, сколько хотите, и чем пышнее - тем лучше. Это страшная вещь, это тонкая вещь, далеко, далеко идет. Знания, - пожалуйста, знайте историю Церкви, знайте все расколы до тончайших подробностей, знайте все философские системы, будьте богословами, чтобы вас почитали докторами теологии, - пожалуйста. Но воля наша будет. А в воле всё, от нее зависит свобода или несвобода. Церковь не нуждается ни в чем, только в свободе, а этого-то и нет у них" (Митрополит Виталий, четвертый Первоиерарх РПЦЗ).
"Сергианство - явление не догматического, а духовно-нравственного порядка, однако, оно страшнее любой ереси, потому что, сохраняя, по видимости, догматы и каноны, уничтожает самую сущность христианства" (Игумен Андрей Эрастов).

Вернуться к списку записей

Комментарии

Дмитрий Иванов
15 января 2015 07:12

Обращение к митрополитам, епископам и священникам Русской Православной Церкви.

Уважаемые митрополиты, епископы и священники!

Обращаюсь к вам за пастырской помощью и поддержкой в защите имени христианского святого великомученика Георгия Победоносца от поругания. Дело в том, что выпускаются и продаются сигареты с названием на пачке «Saint George» – в переводе с английского Святой Георгий, на пачке изображение христианского креста и Святого Георгия поражающего змея. Также на пачке надпись – «Курение убивает» и обратной стороне пачки – фотографии пострадавших или убитых курением людей. Производитель сигарет - ЗАО «Лиггет-Дукат» адрес: город Москва, Каширское шоссе д.61, корп. 4. В ценниках магазинов эти сигареты так и называются – Святой Георгий.

То есть наносится оскорбление всем христианам недостойным использованием имени святого Георгия и тем более страшно, что имя святого Георгия используется для вреда людям. А ведь мы молимся святому Георгию о помощи и заступничестве, в России многие храмы посвящены святому Георгию Победоносцу.

Действия по защите достойного отношения и уважения к Церкви и Святым – это дело всех верующих от высших служителей церкви до простых мирян.

Просьба добавить к этому обращению ваше смелое пастырское слово по примеру святых отцов Церкви и направить представителям власти для проведения экспертизы с участием представителей Русской Православной Церкви с целью запрета использования имени святого Георгия в торговой марке сигарет.

Дополнительно: просьба всех неравнодушных людей поддержать данное обращение своими письмами к митрополитам, епископам и представителям власти.

Это письмо уже несколько раз отправил на электронную почту в главные отделы МП в Москве, в редакцию Православие.ру, Кубанскому митрополиту МП Исидору, но почему-то нет ответа.

р.Б.Олег
15 января 2015 16:10

Про "Обращение" Д.Иванова. Да-уж!!! Безумие всё увеличивается и увеличивается!!!

р.Б.Олег
15 января 2015 16:29

Безумие продолжается: http://ruinformer.com/page/na-novyj-god-kannibaly-kievskoj-bogemy-eli-russkih-mladencev-video

р.Б.Олег
15 января 2015 16:34

P.S. К моему предыдущему посту. Простите забыл написать: Это отмечают новый год в Украине.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...
М.В. Назаров
Досточтимые отцы! Разумеется, создание третьей силы "против Сталина и Гитлера" в тогдашних условиях...
М.В. Назаров
Поправка. Слова, что Мит. Анастасий "не благословил, чтобы русские люди сотрудничали с Гитлером",...
М.В. Назаров
Дорогие отцы! Благословите еще раз указать на досадную однобокость Вашего анализа Второй мiровой...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Михаил Викторович! Христос воскресе! Нам кажутся странными Ваши обвинения, поскольку Вы...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры