Слово о Богословии четвертое, о Боге Сыне второе

Слово 30, о Богословии четвертое, о Боге Сыне второе.

Ухищренные твои доводы и сплетения умозаключений достаточно поколебал я силою Духа, а также на воз­ражения и противоположения из Божественных Пи­саний (которыми святотатцы истины, скрадывая смысл написанного, склоняют на свою сторону мно­гих и возмущают путь истины) дано уже мною общее решение, и решение, сколько сам себя уверяю, для благомыслящих не неяс­ное, а именно: те речения Писания, которые более возвышенны и боголепны, приложил я к Божеству, а те, которые более низки и человекообразны, отнес к новому нас ради Адаму и к Богу, соделавшемуся страждущим в борьбе с грехом. Но, поспешая сло­вом, не рассмотрел я каждого из таковых речений в отдельнос­ти. Поелику же ты, чтоб не увлечься толкованиями, имеющими вид вероятности, требуешь кратких решений и на сии речения, то, для облегчения памяти разделив числами, подведу их под общий обзор.

Первое и особенно готовое у них изречение есть следующее: Господь созда мя начало путей Своих в дела Своя (Притч. 8, 22). Как отвечать на сие? Не станем ни обвинять Соломона, ни от­вергать прежнего за последнее его падение, ни толковать, что здесь представлена говорящею Премудрость, то есть то ведение и тот художнический ум, по которым всё сотворено. Ибо Писа­ние часто олицетворяет многие даже и бездушные вещи, напри­мер: море рече то и то (Ис. 23, 4), и бездна рече: несть во мне (Иов. 28, 14); также небеса представлены поведающими славу Божию (Пс. 18, 1), и мечу повелевается нечто (Зах. 13, 7), горы и холмы вопрошаются о причинах взыграния (Пс. 113, 6). Но не будем отвечать подобным сему образом, хотя некоторые прежде нас и выдавали сие за нечто твердое. Напротив того, положим, что это слова Самого Спасителя - истинной Премудрости, и рассмотрим их несколько внимательнее. Какое из существ не имеет причины? Божество. Ибо никто не скажет нам причины Бога, иначе она была бы первоначальнее Самого Бога. Но какая при­чина тому, что Бог ради нас приемлет человечество? Та, чтоб все мы были спасены. Ибо какой быть иной причине? Итак, поелику здесь находим и слово: созда, и другое ясное речение: раждает мя (Притч. 8, 25), то объяснение просто. Сказанное с присово­куплением причины припишем человечеству, а сказанное про­сто, без присовокупления причины отнесем к Божеству. Но не слово ли "созда" сказано с присовокуплением причины? Ибо Со­ломон говорит: созда мя начало путей Своих в дела Своя. Дела же рук Его истина и суд (Пс. 110, 7), для которых помазан Он Божеством; потому что сие помазание относится к человечеству. Но слово "раждает мя" употреблено без присовокупления причины; иначе укажи, что к нему прибавлено. Итак, кто будет спорить, что Премудрость называется творением по рождению дольнему и рождаемою по рождению первому и более непостижимому?

Из сего происходит и то, что Сыну дается наименование раба, благослужаща многим (Ис. 53, 11), и что Ему велие есть еже назватися рабом Божиим (Ис. 49, 6). Ибо действительно для нашего освобождения послужил Он плоти, рождению, немо­щам нашим и всему, чем спас содержимых под грехом. А для низости человека что выше того, как соединиться с Богом и чрез такое соединение стать Богом и столько быть посещену Востоком свыше (Лк. 1, 78), чтоб и рождаемое свято нареклось Сыном Вышнего (Лк. 1, 35) и даровано было Ему имя, еже паче всякого имене (а это что иное, как не то же, что быть Богом?), чтоб всякое колено поклонилось (Флп. 2, 9-10) Истощившему Себя за нас и образ Божий Срастворившему со зраком раба, чтоб разумел весь дом Израилев, яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть (Деян. 2, 36)? Ибо сие было как по действию Рожденного, так и по благоволению Родителя.

А что занимает второе место между важнейшими для них и непреоборимыми речениями? Подобает бо Ему царствовати, дондеже, и проч. (1 Кор. 15, 25), небеси прияти до лет устрое­ния (Деян. 3, 21) и иметь седение одесную до покорения врагов (Евр. 1, 13). Что ж после того? Перестанет царствовать? Сойдет с небес? Кто ж и по какой причине положит конец Его Царствова­нию? Какой ты дерзкий и не терпящий над собою царя толкова­тель! Впрочем, и ты знаешь, что Царствию Его не будет конца (Лк. 1, 33). Но впадешь в заблуждение по незнанию, что слово "дондеже" не всегда противополагается будущему времени, а на­против того, означая время до известного предела, не исключает и последующего за сим пределом. Иначе (не говорю о другом чем), как будешь разуметь слова: "Буду с вами до скончания века" (Мф. 28, 20)? Ужели так, что после сего не будет Он с нами? Что за рассуждение! Но ты погрешаешь не от одного сего незнания, но и от того, что не различаешь значений. Сын именуется цар­ствующим в одном смысле, как Вседержитель и Царь хотящих и не хотящих, а в другом, как приводящий нас к покорности и под­чинивший Своему Царствию тех, которые добровольно призна­ём Его Царем. И Царствию Его, если разуметь оное в первом зна­чении, не будет конца; а если разуметь во втором, будет ли какой конец? Тот, что нас, спасенных, примет под руку Свою (ибо поко­рившихся нужно ли еще приводить к покорности?); а потом вос­станет судяй земли (Пс. 93, 3) и отделит спасаемое от погибаю­щего; потом станет Бог посреди богов спасенных, чтоб рассудить и определить, кто такой достоин славы и обители. Присовокупи к сему и ту покорность, какою ты покоряешь Сына Отцу! Что говоришь? Разве Сын не покорен теперь? Но, будучи с Богом, Он совершенно должен покорствовать Богу. Или о каком разбойнике и противнике Божием слово у тебя? Напротив того, возьми во внимание следующее. Как за меня назван клятвою (Гал. 3, 13) Разрешающий мою клятву и грехом (2 Кор. 5, 21) Вземляй грех мipa(Ин. 1, 29), и Адам из ветхого делается новым, так и мою непокорность, как Глава целого Тела, делает Он Своею непокор­ностью. Посему доколе я непокорен и мятежен своими страстя­ми и тем, что отрекаюсь от Бога, дотоле и Христос единственно по мне называется непокорным. А когда всё будет покорено Ему (покорится же, поколику познает Его и переменится), тогда и Он, приведя меня спасенного, исполнит Свою покорность. Ибо в сем именно по моему, по крайней мере, рассуждению состоит покор­ность Христова - в исполнении воли Отчей. Покоряет же и Сын Отцу, и Отец Сыну, поколику Один действует, и Другой благово­лит (как сказано мною прежде). И таким образом Покоривший представляет покоренное Богу, усвояя Себе нашу покорность.

Такое же, кажется мне, значение имеют слова: Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя ecu (Пс. 21, 1)? Ибо не Сам Он оставлен или Отцем, или собственным Божеством, Которое (как думают некоторые) убоялось будто бы страдания и потому сокрылось от Страждущего (кто принудил Его или в начале родить­ся на земле, или взойти на Крест?); но (как говорил уже я) в лице Своем изображает нас. Мы были прежде оставлены и презрен­ны, а ныне восприяты и спасены страданиями Бесстрастного. Подобно сему усвояет Он Себе и наше неразумие, и нашу грехов­ность, как видно из продолжения псалма: потому что двадцать первый псалом явно относится ко Христу.

Под тот же взгляд подходит и то, что Он навыче послушанию от сих, яже пострада, а также Его вопль, слезы, молитва, услышание и благоговеинство (Евр. 5, 7-8), - всё это совершается и чудесным образом совокупляется от нашего лица. Сам Он, как Слово, не был ни послушлив, ни непослушлив (так как то и дру­гое свойственно подчиненным и второстепенным; и одно добро­нравным, а другое достойным наказания), но, как зрак раба (Флп. 2, 7), снисходит к сорабам и рабам, приемлет на Себя чу­жое подобие, представляя в Себе всего меня и всё мое, чтоб исто­щить в Себе мое худшее, подобно тому, как огонь истребляет воск или солнце - земной пар, и чтоб мне чрез соединение с Ним при­общиться свойственного Ему. Посему собственным Своим при­мером возвышает Он цену послушания и испытывает оное в страдании, потому что недостаточно бывает одного расположе­ния, как недостаточно бывает и нам, если не сопровождаем его делами, ибо дело служит доказательством расположения. Но, может быть, не хуже предположить и то, что Он подвергает ис­пытанию наше послушание и всё измеряет Своими страдания­ми, водясь искусством Своего человеколюбия, дабы собственным опытом дознать, что для нас возможно и сколько должно с нас взыскивать и нам извинять, если при страданиях принята будет во внимание и немощь. Ибо ежели и Свет, который по причине покрова (1) светит во тьме (Ин. 1, 5), то есть в сей жизни, гоним был другою тьмою (разумею лукавого и искусителя), то кольми паче потерпит сие по своим немощам тьма (2). И что удивительно­го, ежели мы, когда Свет совершенно избежал, бываем несколь­ко настигаемы? По правому о сем рассуждению для Него более значит быть гонимым, нежели для нас - быть настигнутыми. Присовокуплю к сказанному еще одно место, которое приходит мне на память и очевидно ведет к той же мысли, а именно: в немже бо пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр. 2, 18).

Будет же Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 23) во время устро­ения (Деян. 3, 21), то есть не один Отец, совершенно разрешивший в Себя Сына, как свечу, которая извлечена на время из большого костра, а потом опять в него вложена (савеллиане не соблазнят нас таким изречением), но всецелый Бог, притом ког­да и мы, которые теперь по своим движениям и страстям или вовсе не имеем в себе Бога, или мало имеем, перестанем быть многим, но соделаемся всецело богоподобными, вмещающими в себя всецелого Бога и Его единого. Вот то совершенство, к кото­рому мы поспешаем! И о нем-то особенно намекает сам Павел. Ибо что говорит он здесь неопределенно о Боге, то в другом мес­те ясно присвояет Христу. В каких же словах? Идеже несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос (Кол. 3, 11).

В третьем месте поставь речение: болий (Ин. 14, 23) и в чет­вертом: Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17).

Если бы сказано было: болий, но не сказано: равен (Ин. 5, 18-21), то сие речение имело бы, может быть, у них некоторую силу. Когда же находим то и другое сказанным ясно, - что возра­зят сии неустрашимые? Чем подкрепятся? Как согласят несогла­шаемое? Ибо невозможно, чтоб одно и то же в рассуждении од­ного и того же и в одинаковом отношении было и больше, и равно. Не явно ли, что Отец больше Сына по виновности и равен по естеству? А сие и исповедуем мы весьма здравомысленно. Раз­ве иной, подвизаясь еще крепче за наше учение, присовокупит: имеющее бытие от такой Вины не меньше Безвиновного; ибо что от Безначального, то причастно славы Безначального; а к сему присовокупляется и рождение, которое для имеющих ум само по себе важно и досточтимо. Но мысль, что Отец больше Сына, рас­сматриваемого по человечеству, хотя справедлива, однако же маловажна. Ибо что удивительного, если Бог больше человека?

Таков наш ответ да будет тем, которые много кричат о слове "болий"; о слове же "Бог" скажем: Отец называется Богом не Сло­ва, но видимого (ибо как быть Богом Того, Кто в собственном смысле Бог?), равно как и Отцом не видимого, но Слова. Ибо во Христе два естества, а потому в отношении к обоим естествам имена "Бог" и "Отец" употребляются частью собственно, частью же не собственно и противоположно тому, как говорится сие о нас; потому что Бог есть наш Бог собственно, но Отец наш - не собственно. И сие-то самое, то есть сочетание имен, и притом имен, из которых одни другими заменяются по причине соеди­нения естеств, вводит в заблуждение еретиков. А доказатель­ством такого заменения служит то, что когда естества различаются в понятиях, тогда разделяются и имена. Послушай, как го­ворит Павел: да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы (Еф. 1, 17). Бог Христа, а славы Отец; хотя то и другое одно, но не по естеству, а по совокупности оных. Что может быть яснее сего?

В-пятых, считай речения, по которым Сын приемлет жизнь, или суд (Ин. 5, 26-27), или наследие народов (Пс. 2, 8), или власть всякия плоти, или славу, или учеников (Ин. 17, 2; 6, 22), или тому подобное. И сие относится к человечеству. А если припи­шешь и Богу, не будет несообразности, потому что припишешь не как приобретенное, но как от начала принадлежавшее, и при­том по естеству, а не по благодати.

В-шестых, положи речение: не мажет Сын творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща (Ин. 4, 19). В рассуж­дении сего должно заметить, что слова "может" и "не может" не в одном смысле употребляются, но многозначительны. Иное назы­вается невозможным по недостатку сил в известное время и на известное действие; например, ребенок не может бороться, ще­нок - видеть или драться с таким-то; но со временем будет, мо­жет быть, и бороться, и видеть, и драться с таким-то, хотя с дру­гим драться и тогда останется для него невозможным. Иное бывает невозможным в большей части случаев; например: не может град укрытися верху горы стояй (Мф. 5, 14). Но в ином случае мог бы он и укрыться, если бы загорожен был большею горою. Иное невозможно по несообразности; например: еда могут сынове брачнии поститися, елико время в доме жених (Мф. 9, 15. Мк. 2, 19), или телесно видимый Жених (ибо в Его присутствие вре­мя не злостраданий, но веселия), или умосозерцаемое Слово (ибо должны ли телесно поститься очищенные Словом?). Иное невоз­можно по недостатку воли; например: не можаше ту сотворить знамений за неверствие приемлющих (Мк. 11, 5-6). Поелику при исцелениях нужны и вера врачуемых, и сила врачующего, то по недостатку одного делалось невозможным и другое. Но не знаю, не причислить ли и сего к невозможному по несообразности? Ибо несообразно было бы исцелить поврежденных неверием. Не­возможность по недостатку воли выражается также в словах: не может мip ненавидети вас (Ин. 7, 7) и: како можете добро глаголати, зли суще (Мф. 12, 34)? Ибо почему было бы невозможно то или другое, если не потому, что нет на сие воли? А иногда называется невозможным и то, что, хотя невозможно по при­роде, однако же могло бы стать возможным по воле Божией; на­пример, невозможно тому же человеку родитися второе (Ин. 3, 4) и невозможна игла, принимающая в себя верблюда (Мф. 19, 24). Ибо что препятствовало бы и сему быть, если бы стало то угодно Богу? Но вне всех сих невозможностей совершенно невозможное и несбыточное; и оно-то составляет предмет настоящего изыска­ния. Как признаем невозможным, чтоб Бог был зол, или не существовал (сие показывало бы в Боге бессилие, а не силу), или чтоб существовало не существующее, или чтоб дважды два было вместе и четыре, и десять, - так невозможно и ни с чем не совме­стимо, чтоб Сын творил что-либо такое, чего не творит Отец. Ибо всё, что имеет Отец, принадлежит Сыну; как и обратно, при­надлежащее Сыну принадлежит Отцу. Итак, ничего нет соб­ственного, потому что всё общее. И само бытие у Них общее и равночестное, хотя бытие Сына и от Отца. Потому и говорится: Аз живу Отца ради (Ин. 6, 57) не в том смысле, что жизнь и бытие Сына поддерживаются от Отца, но в том, что Сын от Отца существует довременно и безвиновно. Что же значат слова: как видит творящего Отца, так и творит? Ужели и здесь то же, что видим в списывающих картины или письмена, которые не иначе могут написать верно, как смотря на подлинник и им руковод­ствуясь? Возможно ли Премудрости иметь нужду в Учителе или то одно и делать, чему научена? Как же творит или творил Отец? Ужели Он создал другой мiр прежде настоящего и создаст буду­щий, а Сын, смотря на них, как настоящий создал, так и буду­щий создаст? Итак, по сему рассуждению четыре мipa: два - тво­рение Отца и два - творение Сына. Какое неразумие! Но Сын очищает проказы, освобождает от бесов и болезней, животворит мертвых, ходит по морю и совершает всё прочее, что Им сотво­рено; над кем же и когда совершал сие прежде Сына Отец? Не явно ли, что одни и те же дела Отец предначертывает, а Слово приводит в исполнение, не рабски и слепо, но с ведением и владычественно, точнее же сказать, отечески. Так понимаю я слова: что сотворено бывает Отцом, сия и Сын такожде творит - не в подражание сотворенному, но по равночестию власти. И сие оз­начается, может быть, словами: доселе и Отец делает, и Сын (Ин. 5, 17), в которых, впрочем, разумеется не одно сотворение, но также домостроительство и сохранение сотворенного; как видно из слов: творит Ангелы Своя духи, и основывает землю на тверди ея (Пс. 103, 4-5), тогда как земля водружена и Ангелы сотворены однажды; также: утверждает гром, и созидает ветр (Ам. 4, 13), тогда как закон для них дан однажды, действие же и ныне постоянно продолжается.

В-седьмых, считай речение, что Сын сошел с небеса, не да творит волю Свою, но Пославшаго (Ин. 6, 18). Если бы сие сказа­но было не Самим Снисшедшим, то мы ответили бы, что слова сии произнесены от лица человека, не какого разумеем мы в Спасителе (Его хотение, как всецело обоженное, не противно Богу), но подобного нам, потому что человеческая воля не всегда следует, но весьма часто противоречит и противоборствует воле Божией. Ибо так понимаем и слова: Отче, аше возможно, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но да пре­возможет воля Твоя (Мф. 36, 39); да и невероятно, чтоб Христос не знал, что возможно и что нет, и чтоб стал противополагать одну волю другой. Но поелику это речь Восприявшего (что зна­чит слово: снисшедый), а не восприятого, то дадим следующий ответ: сие говорится не потому, что собственная воля Сына действительно есть отличная от воли Отца, но потому, что нет такой воли; и смысл, заключающийся в словах, таков: "Не да творю волю Мою, потому что у Меня нет воли, отдельной от Тво­ей воли, но есть только воля, общая и Мне, и Тебе. Как Божество у Нас одно, так и воля одна". Ибо много таких выражений, в ко­торых говорится вообще; и не утвердительно, но отрицательно. Например: не в меру бо дает Бог Духа (Ин. 3, 34); между тем, как ни Бог не дает, ни Дух не измеряем; потому что Бог не измеряет­ся Богом. И еще: ниже грех мой, ниже беззаконие мое (Пс. 58, 4); тогда как речь не о действительном грехе, но о таком, которого нет. Также: не ради правд наших, яже сотворихом (Дан. 9, 18), то есть потому, что мы не сотворили правды. То же самое открыва­ется и из последующего. Ибо что называется волею Отца? Да всяк веруяй в Сына спасен будет и сподобится последнего Вос­кресения (Ин. 6, 40). Ужели же на сие есть воля Отца, а воли Сына нет? Или и то не по воле Сына, что о Нем благовествуют или в Него веруют? Но кто сему поверит? Иначе, такую же имеет силу и то, что слово, слышимое от Сына, несть слово Сына, но Отца (Ин. 14, 24). Но с какой стороны ни смотрю, не могу найти, а думаю, не найдет и другой кто, каким бы образом общее было собственностью кого-либо одного. Если так будешь рассуждать о воле, то рассуждение твое будет правильно и весьма благочести­во, в чем я уверяю и что подтвердит всякий благомыслящий.

В-восьмых, представляют они изречения: да знают Тебе еди­ного истинного Бога, и Егоже послал ecu, Иисус Христа (Ин. 17, 3). И: никтоже благ, токмо един Бог (Лк. 18, 19). Но мне кажется, что весьма легко дать на сие решение. Ибо если слова "единаго истиннаго" приложить к Отцу, то какое дашь место самосущей Истине? А если таким же образом понимать будешь речения: единому премудрому Богу (1 Тим. 1, 17); единому имеющему безсмертие, во свете живущему неприступнем (1 Тим. 6, 16); Царю веков, нетленному, невидимому, единому премудрому Богу (1, 18), - то погибнет у тебя Сын, осужденный на смерть, или на тьму, или на то, чтоб не быть ни премудрым, ни Царем, ни неви­димым, ни, что главнее всего, вовсе Богом. А вместе с прочим как не утратить Ему и благости, которая преимущественно при­надлежит единому Богу? Но думаю, что слова "единаго истинна­го Бога" сказаны в отличение от богов несуществующих, но нарицаемых богами. Ибо не было бы присовокуплено: и Егоже послал ecu Иисус Христа, если бы речение: истинного Бога про­тивополагалось Христу, а не вообще шла речь о Божестве. Слова же "никтоже благ" заключают в себе ответ вопрошающему за­коннику, который признавал благость во Христе как в Человеке. Он говорит, что благо в высочайшей степени принадлежит еди­ному Богу, хотя и человек называется благим, например: благий человек от благого сокровища износит благое (Мф. 12, 35). И: дам царство лучшему (twagajw) паче тебе (1 Цар. 15, 28), гово­рит Бог Саулу, имея в виду Давида. Также: ублажи, Господи, благия (Пс. 124, 4). Сюда же относятся места, где похвалены те из нас, до которых достигли потоки первого Блага, хотя и не непо­средственно. Итак, если я убедил тебя, то хорошо, а если нет, что скажешь по своим предположениям в ответ утверждающим, что в других местах Писания Сын называется единым Богом! А где именно? В следующих словах: Сей Бог твой, не вменится ин к Нему, и вскоре потом: посем на земли явися, и с человека поживе (Вар. 3; 36, 38). Что сие сказано не об Отце, а о Сыне, это пока­зывает последнее присовокупление. Ибо Сын сообщился с нами телесно и пребывал с дольними. Если же одержит верх та мысль, что сие сказано не против мнимых богов, а против Отца, то в рассуждении Отца будем побеждены тем самым, что старались противопоставить Сыну. Но что может быть бедственнее и вред­нее того, как уступить над собою такую победу?

В-девятых, указывают следующее речение: всегда жив сый во еже ходатайствовати о нас (Евр. 7, 25). Что ж? И весьма таин­ственно, и весьма человеколюбиво! Ибо ходатайствовать значит здесь не отмщения искать по обычаю многих ходатаев (что было бы некоторым образом унизительно), но молясь за нас в качестве посредника, как и о Духе говорится, что Он ходатайствует о нас (Рим. 8, 26). Един бо есть Бог, и един Ходатай Бога и человеков, Человек Иисус Христос (1 Тим. 2, 5). Ибо Он, как Человек (потому что еще с Телом, какое воспринял), и ныне молится о моем спасении, пока не соделает меня богом силою Своего чело­вечества, хотя ктому не разумеваем Его по плоти (2 Кор. 5, 16), - понимаю под сим плотские немощи и всё наше, кроме греха. Так и Ходатая имамы Иисуса (1 Ин. 2, 1) не в том смысле, что Он унижается за нас пред Отцем и рабски припадает (да будет дале­ка от нас такая подлинно рабская и недостойная Духа мысль! Не свойственно и Отцу сего требовать, и Сыну терпеть сие, да и несправедливо думать так о Боге), но в том, что, пострадав за нас, как человек, убеждает сим нас к терпению, как Слово и Со­ветник. Сие разумею я под именем ходатайства (paraklhsix)

В-десятых, ставится у них неведение и то, что никто не знает последнего дня или часа, ни Сам Сын, токмо Отец (Мк. 13, 32). Но как чего-либо из сущих не знать Премудрости, Творцу веков. Со­вершителю и Обновителю, Тому, Кто есть конец всего сотворенно­го и так же знает Божие, как дух человека знает, яже в нем (1 Кор. 2, 11)? Ибо что совершеннее такого знания? Да и как Сыну, Кото­рый подробно знает, что будет пред последним часом и как бы во время конца, не знать самого конца? Это походило бы на загадку и равнялось тому, как если бы сказать о ком, что он подробно зна­ет находящееся перед стеною, но не знает самой стены; или хоро­шо знает конец дня, но не знает начала ночи, хотя знание об од­ном необходимо влечет за собою знание о другом. Ибо для всякого явно, что Сын знает, как Бог, приписывает же Себе незнание, как Человек, поколику только видимое может быть отделяемо от умопредставляемого. Такую мысль подает и то, что наименование Сына поставлено здесь отрешенно и безотносительно, то есть без присовокупления, чей Он Сын, чтоб разумели мы сие неведение в смысле более сообразном с благочестием и приписывали оное че­ловечеству, а не Божеству. Итак, если достаточно сего объяснения, остановимся на нем и не будем входить в дальнейшие исследова­ния, а если нет, представим и второе толкование. Как всё прочее, так и ведение важнейших тайн относи к Причине из уважения к Родителю. Но мне кажется, что и тот составил себе не низкое по­нятие, кто с одним из наших любословов стал бы читать сие место так: и Сын не по иному чему знает день или час, как потому, что знает Отец. Ибо какое из сего заключение? Поелику знает Отец, а посему знает и Сын, то явно что ни для кого сие неизвестно и не­постижимо, кроме первой Причины.

Оставалось бы объяснить нам те места, в которых говорит­ся, что Сыну заповедано (Ин. 14, 3), что Им соблюдены заповеди (Ин. 15, 10), что Сын угодная Отцу всегда творит (Ин. 8, 24); также те, в которых приписывается Сыну совершение (Евр. 5, 9), Вознесение (Деян. 2, 33), навыкновение от сих, яже пострада, послушанию (Евр. 5, 8), первосвященство (Евр. 9, 4), приношение (Ефес. 5, 2), моление к Могущему спасти Его от смерти (Евр. 6, 7), борение, кровавый пот (Лк. 22, 44), молитва и другое сему подобное; оставалось бы, говорю, объяснить таковые места, если бы не было очевидно для всякого, что речения сии относятся к естеству, которое подлежит страданиям, а не к естеству, которое неизменяемо и выше страданий. И как о противоположных ре­чениях сказано столько, что может сие служить некоторым кор­нем и указанием для имеющих более искусства обработать пред­мет совершеннее, так, может быть, стоит труда и сообразно со сказанным доселе не оставить без рассмотрения наименования Сына (которые и многочисленны, и взяты от различных умопредставлений о Сыне), но объяснить значение каждого и от­крыть тайну имен. Начать же сие должно со следующего.

Божество неименуемо. Не один разум показывает сие, но, сколько можно догадываться, мудрейшие и древнейшие из евре­ев. Ибо те, которые почтили Божество особенными начертания­ми и не потерпели, чтоб теми же буквами были писаны и имя Божие, и имена тварей, которые ниже Бога, дабы Божество даже и в этом с ними было не сообщимо, могли ли когда решиться рассеивающимся голосом произнести имя естества неразрушае­мого и единственного? Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум не вмещал совершенно, ни голос не об­нимал Божией сущности. Напротив, к изображению Бога заим­ствуя некоторые черты из того, что окрест Бога, составляем мы какое-то неясное и слабое, по частям собранное из того и друго­го представление; и лучший у нас богослов не тот, кто всё нашел (эти узы (3) не вместят в себя всего!), но тот, чье представление обширнее и кто образовал в себе более полное подобие, или от­тенок (или как бы ни назвать сие), истины. Посему, сколько для нас удобопостижимо, наименования Сый и Бог суть некоторым образом наименования сущности, особливо же таково имя: Сый, не потому только, что Вещавший Моисею на горе, когда вопро­шен был о имени, как именовать Его, Сам нарек Себе имя сие и повелел сказать народу: Сый посла мя (Исх. 3, 14), но и потому, что наименование сие находим наиболее свойственным Богу. Ибо имя Qeoz (Бог), которое искусные в корнесловии производят от qeein (бежать) или aiqein (жечь) по причине приснодвижимости и силы истреблять худое (почему Бог именуется и огнем истреб­ляющим, Втор. 4, 24), есть имя относительное, а не отрешенное, подобно как и имя: Господь, которое также принадлежит к на­именованиям Божиим. Ибо сказано: Аз Господь Бог, сие Мое есть имя (Ис. 42, 8); также: Господь имя Ему (Ам. 4, 13). Но мы ищем имени, которым бы выражалось естество Божие, или самобыт­ность, и бытие ни с чем другим не связанное. А имя Сый дей­ствительно принадлежит собственно Богу и всецело Ему одному, а не кому-либо прежде и после Него, потому что и не было, и не будет чем-либо ограничено или пресечено. Что касается до дру­гих имен Божиих, то некоторые очевидным образом означают власть, а другие домостроительство, и последнее частью до во­площения, частью по воплощении. Например: Вседержитель и Царь или славы (Пс. 23, 10), или веков (1 Тим. 1, 17), или сил, или возлюбленного (Пс. 67, 13), или царствующих (1 Тим. 6, 15), и Господь Саваоф, или, что то же, Господь воинств (4)(Ис. 3, 15), или сил (Ам. 6, 8), или господствующих (1 Тим. 6, 15), - явным обра­зом суть имена власти. А: Бог еже спасати (Пс. 67, 21), Бог или отмщений (Пс. 93, 1), или мира (Рим. 10, 20), или правды (Пс. 4, 2), Бог Авраамов, Исааков, Иаковль (Исх. 3, 6) и всего духовного Из­раиля, который видит Бога, - суть имена домостроительства. Поелику нами управлять можно посредством страха наказаний, надежды спасения, а также славы и чрез упражнение в доброде­телях, то отсюда заимствованы предыдущие имена, и имя Бога отмщений назидает в нас страх, имя Бога спасений - надежду и имя Бога добродетелей - подвижничество, чтоб преуспевающий в чем-либо из сказанного, как бы нося в себе Бога, тем паче по­спешал к совершенству и сближению с Богом посредством добро­детелей. Сверх того, имена сии суть общие наименования Боже­ства; собственное же имя Безначального есть Отец, безначально Рожденного - Сын и нерожденно Исшедшего, или Исходящего, - Дух Святый.

Но перейдем к именованиям Сына, о которых и предположе­но говорить в слове. Мне кажется, что Он именуется:

Сыном, потому что Он тождествен с Отцом по сущности; и не только тождествен, но и от Отца;

Единородным (Ин. 1, 18), потому что Он не только Единый из Единого и единственно Единый, но и единственным образом, а не как тела;

Словом (Ин. 1, 1), потому что Он так относится к Отцу, как слово к уму, - не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом, и потому, что изъявляет Его. А иной сказал бы, может быть, что относится к Отцу, как определение к опре­деляемому; потому что и определение называется словом. Ибо сказано, что познавший (таково значение слова "видевший", Ин. 14, 9) Сына познал Отца, и Сын есть сокращенное и удобное вы­ражение Отчего естества, так как и всякое порождение есть без­молвное слово родившего. Но не погрешит в слове кто скажет, что Сын именуется Словом, как соприсущий всему сущему. Ибо что стоит не Словом?

Премудростию (1 Кор. 1, 25), как ведение Божеских и чело­веческих дел. Ибо Сотворшему возможно ли не знать законов со­творенного Им?

Силою (1 Кор. 1, 25), как Охранитель тварей и Податель сил к продолжению бытия;

Истиною (Ин. 14, 6), как единое, а не множественное по есте­ству (ибо истинное единственно, а ложь многолична); как чистая печать и нелживейший образ Отца;

Образом (2 Кор. 4, 4), как Единосущный, и потому что Он от Отца, а не Отец от Него, ибо сама природа образа состоит в том, чтобы быть подражанием первообразу и тому, чьим называется он образом. Впрочем, здесь более обыкновенного образа. Ибо там и недвижимое бывает образом движимого, а здесь живого Бога - живой Образ, более имеющий с Ним сходства, нежели Сиф с Адамом и всякое порождение - с родившим. Ибо такова природа существ простых, что они не могут в одном сходство­вать, а в другом не сходствовать; напротив, целое бывает изоб­ражением целого и притом более похожим, нежели слепок;

Светом (Ин. 8, 12), как светлость душ, очищенных в уме и жизни. Ибо если неведение и грех - тьма, то ведение и жизнь Божественная - свет;

Жизнию (Ин. 14, 6), потому что Он свет, опора и осущест­вление всякой разумной природы. О Нем бо живем и движем­ся и есмы (Деян. 17, 28) по двоякой силе вдохновения: и по дыханию жизни, которое вдохнул Он во всех, и по Духу Святому, Которого дает вмещающим и по мере того, как отверза­ем уста разумения;

Правдою (1 Кор. 1, 30), потому что разделяет по достоинству, правдиво судит и тех, которые под Законом, и тех, которые под Благодатью; и душу и тело, чтоб одна начальствовала, а другое состояло под начальством, чтоб лучшее владычествовало над худшим, а худшее не восставало против лучшего;

Освящением (1 Кор. 1, 30), как чистота, чтобы Чистое вме­щаемо было чистотою;

Избавлением (1 Кор. 1, 30), как освобождающий нас, содер­жимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очи­стительную жертву за вселенную;

Воскрешением (1 Ин. 11, 25), как преселяющий нас отселе и умерщвленных грехом вводящий в жизнь.

Сии имена принадлежат еще вообще и Сущему выше нас, и Сущему ради нас; собственно же нам свойственные и принадле­жащие воспринятому Им человечеству суть следующие:

Человек (1 Тим. 2, 5), чтоб Невместимый иначе для телесного по причине необъемлемости естества не только сделался вместимым чрез Тело, но и освятил Собою человека, соделавшись как бы закваскою для целого смешения, всего человека освободил от осуждения, соединив с Собою осужденное, став за всех всем, что составляет нас, кроме греха: телом, душою, умом, - всем, что проникла смерть. А общее из всего этого есть Человек, по умосозерцаемому видимый Бог;

Сын Человеческий (Ин. 3, 18) и чрез Адама, и чрез Деву, от которых родился (от одного, как от Праотца, от другой, как от Матери) и по закону, и сверх законов рождения;

Христос, по Божеству, ибо само помазание освящает челове­чество не действием своим, как в других помазанниках, но все­целым присутствием Помазующего. И следствием сего помаза­ния то, что Помазующий именуется человеком, а помазуемое делается Богом;

Путь (Ин. 14, 6), как чрез Себя ведущий нас;

Дверь (Ин. 10, 9), как вводитель;

Пастырь (Ин. 10, 11), как вселяющий на месте злачне, воспи­тывающий на воде покойне (Пс. 22, 2), путеводствующий отселе, защищающий от зверей, обращающий заблудшего, отыскиваю­щий погибшего, обвязывающий сокрушившегося, сберегающий крепкого (Иез. 34, 4) и вещаниями пастырского искусства соби­рающий в тамошнюю ограду;

Овча (Ис. 53, 7), как заколение;

Агнец (1 Пет. 1, 19), как совершенный;

Архиерей (Евр. 4, 14), как дарующий нам доступ;

Мелхиседек (Евр. 7, 3), как рожденный без матери по есте­ству, высшему нашего, и без отца - по естеству нашему, как не имеющий родословия по горнему рождению, ибо сказано: род Его кто исповесть? (Ис. 53, 8); как царь Салима, то есть мира, как царь правды и как приемлющий десятину от патриархов, ко­торые мужественно подвизались против лукавых сил. Имеешь пред собою наименование Сына. Шествуй по оным; и если они высоки, то шествуй - божественно, а если телесны, то - подобо­страстно, лучше же сказать, совершенно божественно, чтоб и тебе стать богом, восшедшим от земли чрез Снисшедшего ради нас свыше. А паче всего и прежде всего наблюдай сказанное и не погрешишь в высоких и низких наименованиях. Иисус Христос вчера и днесь телесно, Тойже духовно и во веки. (Евр. 13, 8) веков. Аминь.


ПРИМЕЧАНИЯ.

1) Плоти.
2) Человек.
3) То есть тело человеческое.
4) У пророка Исайи в гл. 3, ст. 15 в славянском переводе читается: глаголет Господь Саваоф, а по некоторым греческим изданиям читается: jhsi Knriox, Knriox stratiwn, т. е.: глаголет Господь, Господь воинств