Протоиерей Михаил Карпеев. "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно" (Исх.20:7)

12 февраля 2020

фото 1
Храмы Московского кремля.

На днях в средствах массовой информации появилась новость о том, что патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) «предложил упомянуть Бога в Конституции». Об этом, в частности, пишет агентство «РИА Новости» (https://ria.ru/20200202/1564152511.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews).

По-началу я, как православный христианин, возрадовался. Ведь для нас, верующих людей, главное в жизни – это Бог, Он основа бытия, Он наш небесный Отец, Который любит каждого из нас сильнее самой нежной матери и самого доброго отца на земле. Ему мы обязаны всем – Бог взошёл на Крест, чтобы избавить человека от вечной смерти, как говорит апостол: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20).

фото 2
Иерусалим. Голгофа. Место крестных страданий Спасителя.

Но, поразмыслив немного, мне пришли на память слова Господа нашего Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6). Подтверждением тому стали многочисленные комментарии как противников, так и сторонников предложения патриарха, которые как лакмусовая бумажка определили несвоевременность такого шага.
Всему своё время, как говорит Слово Божие: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Еккл. 3:1-8).

фото 3
Екклесиаст – Святой пророк Соломон. Икона. 1490г.

Очевидно, что современное российское общество не готово искренне исповедовать Бога, даже наоборот. И здесь нельзя винить только советскую безбожную власть, развалившуюся в конце ХХ века, или современную безудержную пропаганду греха на телевидении. Сам патриарх Кирилл (Гундяев) делает всё для того, чтобы насадить в народе атеизм, хотя сам, по-видимому, этого не понимает.

фото 4

Если сегодня предложение патриарха будет принято, то оно станет чудовищной профанацией, насмешкой над верой в Бога.

Во-первых, это потому, что, я так понимаю, предстоятель Московской патриархии по своей укоренившейся привычке верит в волшебную силу приказа. Ему кажется, что стоит всего-то внести в Конституцию упоминание о Боге и народ станет верующим, ведь Конституцию должны все соблюдать, а кто не станет, того заставят.

Все церковные реформы патриарха Кирилла (Гундяева) основаны на такой нехитрой вере. И несмотря на то, что всё развалилось, итоги разрушительной деятельности его ничему не учат. Приведу вкратце только два примера, иначе придётся писать целую книгу.

Первый. Создание в приказном порядке молодёжных, миссионерских, образовательных и прочих отделов в епархиях и их представительств на приходах, с обязательным утверждением штатных должностей руководителей новосозданных структур и их подразделений. По мысли патриарха данная мера должна была привести к количественному росту прихожан и вообще верующих. Но в результате такой деятельности рост прекратился, а он, надо сказать ещё был в начале патриаршества Кирилла, и сейчас церковное руководство вынуждено признать, что дела стали весьма плохи.

Второй пример. Стараниями многих простых священников к моменту восшествия на патриарший престол Кирилла велась серьёзная духовная работа с заключёнными и военнослужащими. Всё это происходило на добровольной основе, в основном стихийно. Несмотря на кажущуюся неорганизованность, такая работа приносила реальные плоды. Священник, посещавший войска или пенитенциарные учреждения, воспринимался военнослужащими, заключёнными и сотрудниками органично.

фото 5
Игумен Савва (Молчанов) не за страх, а за совесть трудился на ниве военного духовенства. Летом 2019 указом патриарха Кирилла (Гундяева) уволен за штат.

Любой, от генерала до простого солдата или заключённого, мог обратиться к батюшке и получить духовную помощь. Священник, как лицо церковное, не связанное с государственной системой никакими условностями, был желанным гостем в царстве приказов и несвободы.

Но что сделали? В обязательном порядке на основе договорённости между Московской патриархией и государственными службами прикрепили священников к определённым воинским частям и учреждениям. Ввели их в штат сотрудников и даже выписали определённый оклад. К чему это привело? А привело к тому, что священник, получив официальную должность, потерял свободу действий, которая была у него до этого. Добровольцы превратились в назначенцев.

Мне рассказывал один молодой батюшка, вроде бы из Костромской епархии, как его приписали к военной части в качестве штатной единицы. По приказу он стал подчинённым командиру части, который оказался человеком невоспитанным и недалёким. Этот командир перед строем солдат потребовал от священника, чтобы он постригся и подравнял бороду и вообще постоянно вёл себя по отношению к нему по-хамски при личном составе. Когда батюшка пытался искать защиты в епархии, то ему дали понять, что они выполняют указания патриархии о военных священниках, поэтому пусть терпит.

В результате таких неумных действий чиновников Московской патриархии из орбиты действий православных пастырей выпало огромное число людей для возможной проповеди. И вообще, во многом, добровольная миссионерская деятельность сменилась на обязательную, что тоже очень скоро дало свои отрицательные плоды.

Возвращаясь к предложению патриарха о поправках в Конституцию, приведу второй аргумент против его инициативы.

Как сообщает «РИА Новости», комментируя эту идею, «Первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов допустил возможность упоминания Бога в Конституции», потому что основному закону Российской Федерации «мнение предстоятеля РПЦ не противоречит, поскольку речь идет о Боге как некой абстракции, которая исповедуется разными религиями, а не имеется в виду установление какой-либо одной религии как официальной».

фото 6
Михаил Емельянов. Первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству.

Информационное агентство уточняет, что патриарх Кирилл «говорит не только о православных, но и о мусульманах и "многих, о многих других"».

С такой позицией руководителя Московской патриархии мы, как православные христиане, согласиться никак не можем, ибо она противоречит Слову Божию, отвергая веру в Бога Святую Троицу. Господь наш Иисус Христос объясняет всем нам: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27).

Это означает, что без признания Господа нашего Иисуса Христа Богом, невозможно правильно веровать в Бога Отца. Иначе всё скатывается до догадок и измышлений ограниченного человеческого рассудка, а в других случаях освобождается место для влияния злой духовной силы.

Когда мы говорим о Боге Отце, то мы думаем о Сыне Божием Господе нашем Иисусе Христе и о Боге Духе Святом. В богослужебных песнопениях Православной Церкви поётся: «Приидите людие, Триипостасному Божеству поклонимся!».

фото 7
Троица. Преп. Андрей Рублев. Икона 1410 г.

Никакая другая альтернатива невозможна.

Патриарх Кирилл формально является лидером православных христиан России и его задача, как православного архиерея, донести до внешних чаяния верующего народа, а не наоборот. Патриарх – должность выборная, его выбирает церковный народ не для того, чтобы ему покланяться или безпрекословно подчиняться, а чтобы он, используя свои таланты, как добрый христианин, хранил веру православную в чистоте и представлял перед неверующими волю простых прихожан.

В обсуждаемом предложении патриарха невозможно увидеть заботу о православных, видна только очередная политическая игра. Я бы понял эту инициативу, если бы она исходила от некоего руководителя всех религиозных конфессий России. Но к православной вере она отношения не имеет.
Добрый епископ должен говорить от имени верующих так, как этому учит православная вера, нравится это кому-то или нет.

Как актуально в этом контексте звучат слова, сказанные в далёком 1952 году великим русским мыслителем Иваном Александровичем Ильиным: «Внешнее само по себе не обезпечивает человеку ни духовности, ни духовного спасения; никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни честности, ни благородства. Истинное обновление идет не от внешнего внутрь, не от формы к содержанию, не от видимости к существу, а обратно. И странно, даже страшно доказывать это через 2000 лет после Рождества Христова; странно потому, что люди, по-видимому, прошли мимо Христианства; страшно потому, что мы не видим, чем и как восстановить и утвердить не принятое откровение… Итак: русскому народу необходимо духовное возрождение и обновление» (И.А. Ильин. «Наши задачи». Том 2. Стр. 38-39. М. Русская книга. 1993.).

фото 8
Иван Александрович Ильин.

Ни о каком обновлении и возрождении народа говорить не приходится пока церковные люди не будут искренне исполнять слова Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19,20). Никакие инициативы и приказы не способны тронуть сердца измученных грехом людей. Только собственный пример христианской жизни способен сделать так, что страна воспрянет и народ сам попросит внести Имя Божие в основной закон России.

фото 9
Нестеров М.В. «Страстная седмица» 1933-34 г.г.

Вернуться к списку записей

Комментарии

Дмитрий
14 февраля 2020 16:05

Заповедь 3: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...
М.В. Назаров
Досточтимые отцы! Разумеется, создание третьей силы "против Сталина и Гитлера" в тогдашних условиях...
М.В. Назаров
Поправка. Слова, что Мит. Анастасий "не благословил, чтобы русские люди сотрудничали с Гитлером",...
М.В. Назаров
Дорогие отцы! Благословите еще раз указать на досадную однобокость Вашего анализа Второй мiровой...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Михаил Викторович! Христос воскресе! Нам кажутся странными Ваши обвинения, поскольку Вы...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры