1.08.1158 (14.08). - Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Воспоминание Крещения Руси (988)
13 августа 2011
Рубрика
Последние события
В некоторых месяцесловах празднование "Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня" отождествляется с "Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии". Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств.
Обратимся к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня. Слово "происхождение»" представляет неточный перевод греческого слова προοδοσ, которое буквально означает "предъисхождение", "несение впереди" древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом наименовании этого празднества есть намек на его содержание. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 г. говорится следующее:
«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδοσ) Честнаго Креста». С этим обычаем соединялся другой – освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования 1 августа "Происхождения Честных Древ Креста Господня" и торжественного освящения воды.
Князь Андрей Боголюбский. Работа В.М. Васнецова.
1 августа совершается также Празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 г. [по другим данным в 1164 г. – Ред.] в России при Митрополите Киевском Константине, а в Греции – при Царьградском Патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при Великом Князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции – победа в один и тот же день греческого Императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.
Всякий раз, когда только приходилось благочестивому русскому Князю Андрею Боголюбскому отправляться в поход на неприятелей, он брал с собой икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест Господень. Был у него и другой благочестивый обычай, тесно связанный с только что указанным. Прежде чем вступить в кровавую битву, он выносил св. икону Богоматери с Честным Крестом к своим войскам и вместе с ними, пав на землю, возносил к Богоматери слезную молитву:
– О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий уповающий на Тебя не погибнет; и я, раб Твой, имею Тебя по Бозе стену и покров, и Крест Сына Твоего – оружие на врагов обоюду острое. Умоли держимого Тобою на руках Спасителя міра, да будет сила крестная как огнь, попаляющий лица сопротивных, и Твое всесильное предстательство да поможет нам победить врагов наших.
После этой молитвы сам Князь Андрей, а за ним и все его воины лобызали святую икону Богоматери и Честный Крест Господень. Потом только с твердой надеждой на помощь Божию и заступничество Пречистой Богоматери они дружно устремлялись на врагов.
Так было и первого августа 1158 года. Войска Князя Андрея Боголюбского, одушевленные молитвой своего любимого предводителя и поддерживаемые небесной помощью, отважно бросились на волжских болгap и скоро одержали над ними полную победу. Вид погибших соратников не омрачал их радостных мыслей, вызываемых столь благоприятным исходом кровавого столкновения. Когда русские воины возвратились с поля битвы в свой стан, они были поражены дивным видением: огненные лучи, исходившие от Честного Креста и св. иконы Божией Матери, своим блеском озарили все войско. Тогда русские полки, обрадованные этим чудесным знамением, еще с большим мужеством и отвагой стали преследовать своих врагов: они сожгли и опустошили до пяти их городов, оказавших сопротивление и не пожелавших добровольно сдаться, наложили на жителей дань, обычную в то время, и после этого возвратились с торжеством на родину.
С этим довольно крупным событием в жизни Руси совпало другое не менее важное событие в Греции. В том же 1158 г. греческий Император Мануил принужден был выступить со своими войсками против сарацин, намеревавшихся покорить под свою власть Грецию. Осуществление этого их намерения повело бы за собой многочисленные бедствия для греков: помимо того, что они потеряли бы свою политическую самостоятельность, они понесли бы еще и большую утрату – лишились бы своей святой христианской веры, вместо которой должны были бы исповедывать магометанскую веру своих победителей. 1 августа Император Мануил видел от Честного Креста и иконы Богоматери, которые он брал с собой в поход, чудо подобное вышеописанному – огненные лучи, озарявшие своим блеском все войско. И когда после этого была одержана победа над неприятелем, греческий император Мануил всецело приписал ее чудесной помощи Божией.
Между греческим Царем и русским Князем в то время не прекращались письменные сношения. Поэтому Князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил – о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.
Итак, из сделанного нами краткого описания повода и содержания совершаемых 1 августа двух празднеств ясно видно, что оба они различны по своему характеру и установлены по совершенно различным причинам: одно празднество установлено в связи с распространившейся смертоносной эпидемией, а другое – по поводу чудесного видения и победы над врагом. Поэтому-то в "Житиях", составленных митрополитом Московским Филаретом, не отождествляются эти два празднества, но одно из них называется "Происхождением Древа Честного и Животворящего Креста Господня", а другое "Празднеством Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его".
Евгений Поселянин
Из книги "Сказания о чудотворных иконах Богоматери".
(с сокращениями)
В церковно-народном месяцеслове этот праздник называется также медовым Спасом, поскольку к этому времени начинается сбор меда, который приносят в церковь для освящения. (Иногда этот день зовут просто первым Спасом в отличие от праздника Преображения Господня, которое называется Спасом Вторым или яблочным.)
В Русской Церкви празднество "Происхождения Честных Древ Креста Господня" соединилось с Воспоминанием Крещения Руси (1 августа 988 года). В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 г. по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в летописях XVI века: «Крестися князь великий Владимір Киевский и вся Русь августа 1».
В.М. Васнецов. Эскиз росписи для Владимірского собора в Киеве. 1890.
В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1/14 августа совершается до или после литургии. По традиции вместе с освящением воды совершается освящение меда.
Источник
Комментарии
Оставьте комментарий