Андрей Якимов. Не нарушить закон, но исполнить

 конституция рф

"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф.5:17).

Прошло около пяти лет со дня изменения правил жизни религиозных объединений в Российской Федерации, касающихся их регистрации и деятельности. По этому поводу было много разговоров, высказано много предположений и опасений, как правоведами и религиоведами, так и лидерами и участниками религиозных сообществ. Такая же реакция на эти изменения царила и в общинах неофициального православия. И, нужно признать, что почва для такой реакции была сформирована всей предыдущей практикой и новыми тенденциями жизни. С одной стороны, активизировалась деятельность экстремистских и террористических образований фундаменталистского толка, направленная на подрыв государственных устоев и общественной жизни, с другой стороны, отдельные государственные и связанные с ними институты стремятся контролировать любые формы общественной и, в том числе, религиозной жизни. Принятые изменения содержат много пробелов и неопределенностей, что позволяет административным органам действовать в своем понимании, исходя из произвольного толкования новых правил. С течением времени в менталитете заинтересованных структур мало что меняется. Помню, когда мне довелось, находясь в Совете Европы в 2011 году, читать доклады на тему состояния религиозной жизни в Российской Федерации удивило то, что в этих докладах отмечалось, что в наиболее уязвимом положении с точки зрения защиты свободы вероисповедания в России находятся православные общины, не относящиеся к официальному православию. Казалось, что это преувеличено. Когда наши приходы в Удмуртии в 2011 году встали на исповеднический путь, стало понятно, что так и есть, мы на себе ощутили всю тяжесть положения неофициального православия.

Однако правоприменительная практика по принятым изменениям говорит о том, что некоторые опасения религиозного сообщества все же были преувеличены. Законом от 13.07.2015 года установлено правило, которое вызвало особенно много споров и широкую дискуссию. Это правило о том, что о начале деятельности религиозной группы нужно уведомлять соответствующий государственный орган. Некоторые считали, что сейчас всех будут заставлять регистрироваться в том или ином виде, что уведомление о начале деятельности является по своей сути той же регистрацией.

Это не случилось и потому, что Конституционный суд Российской Федерации последовательно занимает позицию, что человек, его права и свободы, включая свободу вероисповедания, являются высшей ценностью и гарантируются Конституцией Российской Федерации, а возможность ограничения прав и свобод допускается только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом требование необходимости, соразмерности и справедливости ограничений обращено не только к законодателю, но и к правоприменителям. Закон не предусматривает необходимости государственной регистрации религиозных групп, а вводит уведомительный порядок их деятельности, с которым связано возникновение у религиозной группы права осуществления миссионерской деятельности. Таким образом, если религиозная община не ведет миссионерскую деятельность, не намерена в будущем регистрироваться как религиозная организация, то может и не уведомлять о начале своей деятельности. И, конечно, содержание свободы вероисповедания не может быть ограничено требованиями участия в религиозных объединениях и их регистрации или уведомления о себе, оно гораздо шире и предполагает право исповедовать свою религию индивидуально и совместно с другими, совершать богослужения и другие необходимые действия, включая религиозное воспитание и обучение своих детей. Само по себе неуведомление соответствующих государственных органов о начале деятельности религиозной группы не является нарушением закона и не влечет ответственности. Также нужно подчеркнуть, что участие в богослужении могут принимать и не члены религиозного объединения, включая священников. В этом можно убедиться, спросив людей, присутствующих на православном богослужении в любом храме. Большинство из них ответит, что он не является членом религиозной группы, а является членом Церкви.

Вполне понятно стремление заинтересованных структур получить как можно больше полномочий и возможностей контролировать как можно большее число людей, этому стремлению способствует и недостаточно проработанная юридическая техника законодательства о свободе совести и религии. Недостатки законодательства создают предпосылки для необоснованного расширения полномочий правоприменителя, которые создают ненужное дополнительное напряжение в социуме, влекут дополнительную нагрузку на судебную систему. В такой ситуации, представляется, что все участники отношений могли бы проявлять мудрость и поступать очень внимательно. Последствия необдуманных действий государственных органов и заинтересованных структур по вмешательству в религиозную жизнь многие помнят со времен Советского Союза. Как один из путей сохранения чистоты веры, люди избирали катакомбную церковь и прекращали любые контакты с государством по религиозным вопросам. Мы знаем, что замечательные ученые, философы, геологи были тайными монахами, священниками и жили религиозной жизнью в тяжелых условиях преследования верующих.

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Еще во времена режима Ельцина воспользоваться плодами свободы совести было позволено лишь Московской патриархии, созданной по воле Сталина для контроля над православными верующими в СССР. Все же остальные ветви гонимой Русской Церкви – РПЦЗ, Катакомбная Церковь – подвергались притеснениям. И ныне их деятельность заглушена, оболгана, маргинализована.

В этой связи трудно переоценить деятельность честных правозащитников и адвокатов, помогающих тем, кто подвергается клевете и несправедливым преследованиям. Я полагаю, что статья Андрея Николаевича для нас очень актуальна. Мы, православные христиане, должны уметь защищать свои конституционные права, тем самым оберегая не только себя, но и нашу Церковь от произвола.

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры