ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Наш Божественный Учитель Господь Иисус Христос напоминает нам: «И волос с головы не упадет без воли Отца вашего Небесного». Тем более не случаен день нашего прихода в этот мiр. Надо знать события и святых, которых вспоминает Церковь в день вашего рождения, ибо за этим как правило скрывается некое небесное послание.
Св. Император Николай Александрович твердо помнил, что родился в праздник Иова Многострадального, чей образ терпения был источником крепости для Царя-Мученика. Прп. Сергий Радонежский появился на свет в день прп. Феодосия Киево-Печерского, и игумен Земли Русской славно продолжил его святое дело. Один из величайших поэтов ХХ века Марина Ивановна Цветаева родилась в праздник св. ап. Иоанна Богослова.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
16 августа 1916
Марина Ивановна Цветаева
Мы справедливо называем Цветаеву жертвой коммунистического произвола. Когда она вслед за мужем, по её собственным словам, «как собака», возвращается в СССР, на поэтессу обрушиваются невыносимые испытания. Арестован муж и затем расстрелян. Арестована дочь и отправлена в лагеря. Цветаеву отказываются печатать, она живёт в постоянном унижении и нищете, боясь самим фактом своего существования причинить зло любимому сыну. Именно эти обстоятельства привели несчастную женщину к роковому шагу. Но главная причина была внутри самой Марины Ивановны: безверие. Она не была атеисткой, хотя и воцерковлённой православной её назвать нельзя. Цветаева металась во внутренних противоречиях.
А могло быть иначе. Её родная сестра Анастасия Ивановна Цветаева также вкусила ужасы сталинской тирании. Многие годы она провела в коммунистических лагерях смерти. Но её не удалось сломать. Она стала одним из нравственных авторитетов перестроечной России. 90-летняя старица, усердно молившаяся за свою сестру, твердо и убедительно призывала наш несчастный народ вернуться к Богу и Православию. Увы, этой воцерковлённости и твердости веры не было у Марины Цветаевой.
Сёстры Анастасия и Марина Цветаевы
По меткому замечанию Никиты Струве, «как правило, в отличие от святого, редко когда поэт бывает на уровне своих откровений. Тем не менее отношение поэта к абсолютному, его личностное восприятие Бога, сплетение его религиозных воззрений — не просто «частное дело», оно неминуемо кладёт печать на всю его судьбу и творчество».
Но всё же, несмотря на свои противоречия, Марина Цветаева не была чужой нашей православной России. В самые страшные и окаянные дни именно через её стихи заговорила совесть России. Она услышала небесную музыку белых героев, русских мальчиков, шедших на смерть за православное Отечество. И у Цветаевой были моменты мужества и духовного озарения. На вечере поэтесс, несмотря на большевицкий террор в Москве 1921 года было прочитано вслух написанное 11 марта 1918 года:
Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу — грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твое — в песок.
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает...
Старого мира — последний сон:
Молодость — Доблесть — Вандея — Дон.
24 марта 1918
Белая гвардия
2
Кто уцелел — умрет, кто мертв — воспрянет.
И вот потомки, вспомнив старину:
— Где были вы? — Вопрос как громом грянет,
Ответ как громом грянет: — На Дону!
— Что делали? — Да принимали муки,
Потом устали и легли на сон.
И в словаре задумчивые внуки
За словом: долг напишут слово: Дон.
30 марта 1918
NB! мои любимые.
3
Волны и молодость — вне закона!
Тронулся Дон. — Погибаем. — Тонем.
Ветру веков доверяем снесть
Внукам — лихую весть:
Да! Проломилась донская глыба!
Белая гвардия — да! — погибла.
Но покидая детей и жен,
Но уходя на Дон,
Белою стаей летя на плаху,
Мы за одно умирали: хаты!
Перекрестясь на последний храм,
Белогвардейская рать — векам.
Москва, Благовещение 1918
— дни разгрома Дона —
Царь-Мученик Николай
Это просто, как кровь и пот:
Царь — народу, царю — народ.
Это ясно, как тайна двух:
Двое рядом, а третий — Дух.
Царь с небес на престол взведен:
Это чисто, как снег и сон.
Царь опять на престол взойдет —
Это свято, как кровь и пот.
7 мая 1918, 3-ий день Пасхи
(а оставалось ему жить меньше трех месяцев!)
Годом раньше Цветаева пишет пронзительные и даже пророческие строки.
Царевич-Мученик Алексий
За Отрока — за Голубя — за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия!
Очи ангельские вытри,
Вспомяни, как пал на плиты
Голубь углицкий — Димитрий.
Ласковая ты, Россия, матерь!
Ах, ужели у тебя не хватит
На него — любовной благодати?
Грех отцовский не карай на сыне.
Сохрани, крестьянская Россия,
Царскосельского ягненка — Алексия!
4 апреля 1917,
третий день Пасхи
Увы, не хватило благодати, и крестьянская, и христианская Россия не защитила св. Царевича Алексия и его ангелоподобных сестёр.
Даже Поместный Собор Православной Церкви не вступился за самую святую и любящую Царскую Семью. Не хватило самого главного для христианской Церкви — любви. И потому победа катастрофы стала неизбежной.
«За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь Бог твой, в голоде и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя» (Втор. 28: 47-48).
Архиеп. Аверкий (Таушев) так комментирует эти слова Священного Писания: «А вот и еще замечательное пророчество, буквально над евреями исполнившееся, и нам русским людям, в изгнании и рассеянии сущим, особенно близкое и понятное:
«И рассеет тебя Господь Бог твой по всем народам, от края земли до края земли... Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души; жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей» (Втор. 28:64-66).
Слава Богу, на обломках великой страны многие покаялись и по-настоящему научились любить. Известно, что иерархи РПЦЗ именно этим даром отличались от иерархов Московской патриархии.
Но что происходит сегодня? Почему не только заправилы МП, но и те, кто выступают как преемники РПЦЗ, пытаются выстроить церковную жизнь по подобию рабовладельцев сергианской патриархии? Мы видим, что и мiряне всё чаще и чаще уподобляются своим духовным наставникам: злоба, агрессия, грубость считаются чуть ли не добродетелью. И о какой каноничности можно говорить, если церковные правила лежат во прахе ненависти?
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: К сожалению, одной из печальных реалий современной церковной жизни является то, что канонические правила не являются руководством в жизни. О церковных канонах вспоминают только тогда, когда надо кого-то наказать. В этом случае ссылаются на правила Церкви, якобы нарушенные провинившимися. Но употребление канонов церковных только в качестве дубины для наказания оппонентов говорит о непонимании сути правил Церкви.
Господь сказал апостолам, хотевшим, чтобы Он низвел огонь с неба на не принявших Его самарян и истребил их: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:55-56).
Так, с сожалению, и те, в чьих руках ныне церковная власть, забывают, что они должны быть проводниками Духа любви, а не духа ненависти, что они поставлены Богом являть пример христианской милости и терпения и этим спасать души человеческие, а не губить их, сея соблазн своей нетерпимостью и властолюбием.
Это же можно сказать и о любом христианине, потому что вышеприведённые слова Христа относятся ко всем. Мы все должны всегда помнить, что мы носим в себе Духа любви.
Но вот в полемике на церковные темы часто вместо любви господствует злоба, взаимные обвинения, поношения, ненависть. Обсуждение быстро с принципиальных вопросов переходит на личности. Причем, как правило, больше всего спорщик бывает доволен, когда поостроумнее и побольнее кольнёт своего оппонента. В результате взаимное отчуждение только увеличивается, а каждый остаётся при своём.
Это следствие отсутствия христианской любви и невоцерковлённости нашей жизни. Здесь для истинного христианина обширное поле покаяния и работы над собой.
Иван Александрович Ильин
Иван Александрович Ильин так писал об искусстве спора: «Неосмотрительно поступает тот, кто, начиная спор, делает вид, что намеревается добиться истины и объективно спорить за нее с другим, а вместо этого самодовольно заводит медвежий танец с рычанием или впадает в ярость. Тогда он проигрывает сражение уже только потому, что не постигает сущности борьбы и принципиально грешит против искусства спора.
Прекрасно присутствовать при удачном и солидном споре. Почему? Потому что в таком споре объективная гармония господствует над чисто личной дисгармонией и духовное единство празднует победу над человеческой разобщенностью. Как бы велики ни были разногласия и напряженность противоречий — стремление к истине и искусство объективности преодолевают всё и объединяют противников, которые оказываются подлинными сыновьями истины и настоящими братьями объективности!
Кто хочет такого рыцарского и творческого спора, тот прежде всего должен усвоить следующее: не воспринимать столь серьезно свое дорогое «я» и по возможности оставлять его дома. По-человечески, слишком по-человечески хотеть быть всезнайкой, всегда быть правым и отдавать должное тому, что с этим связано: тщеславию, честолюбию, стремлению к власти и, наконец, страху перед возможностью опозориться. Кто хочет настоящего спора, должен пробиться через эти дебри.
Настоящий спор требует спокойствия, почти олимпийского спокойствия. Это спокойствие достигается тем, что целиком отдаешься делу и забываешь себя в нем; а на это способен лишь тот, кто обладает настоящим стремлением к истине. Тогда приобретаешь остроту взгляда на существо дела, чуткое ухо, чтобы слышать противника, и рыцарскую форму выражения. Противник не будет ни презираем, ни ненавидим; его откровенность не подвергается сомнению; его умственные способности не будут ничтоже сумняшеся приравнены к нулю. Напротив: с ним будут обращаться как с другом, с которым исследуешь предмет спора».
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Церковная действительность нашего времени всё чаще показывает примеры духовно покалеченных людей. Не имеющие любви пастыри, безответственные архипастыри, лицемерие, двойные стандарты, откровенная ложь, жестокость, зависть, разврат — это и ещё многое другое приводит не только воцерковляющихся, но и монашествующих, и облечённых священным саном людей к глубокому разочарованию в церковной жизни.
Ещё недавно человек усердно молился и регулярно посещал богослужение, но, вот, произошёл некий духовный надлом и то, что казалось таким дорогим и любимым, в лучшем случае вызывает, если не отвращение, то глухую неприязнь.
Спору нет, те люди, которые вызвали такую реакцию на церковную жизнь, настоящие негодяи. Они, соблазнив малых сих своим безобразным поведением и отношением к человеку, стали виновниками того, что всё, или почти всё, что связано с Церковью, становится неприятным.
Михаил Баранов, бывший монах Григорий
Ярким примером такого покалеченного духовно человека является Михаил Баранов, бывший монах Григорий. Его неприязнь к Церкви достигла ужасающих размеров. Им создан сайт «Расцерковление», целью которого является «помощь в избавлении от православной зависимости».
Внизу на главной странице сайта красуется плакат «царство церквей – царство цепей». Читатель почти сразу встречает такое название темы (нажав на ссылку этой темы попадаешь на страницу с соответствующим видеоматериалом): «православный садизм». Вообще, на этом сайте навязчиво отождествляется с православием всякое зло. Если православие, то зло однозначно. Однако покопавшись в материалах можно всё-таки найти кое-какие слабые намёки на то, что не всегда православие — зло. Но всё же намёки эти безнадёжно тонут в постоянно агрессивных напоминаниях, что есть православие с точки зрения авторов сайта.
Неприятие неправды в Церкви у Михаила Баранова переросло в неприятие самой Церкви. Как говорится, вместе с гнилой водой выбрасывается и ребёнок.
Думаю, в этом случае будет уместно сравнение с материнством, как таковым, для того, чтобы показать ошибочность убеждений создателей нового антиправославного ресурса.
Бывают, и это не секрет, мамы, которые не любят своих детей, обижают их, издеваются над ними и в конце концов выбрасывают их на улицу. Но значит ли это, что все матери без исключения достойны осуждения, значит ли это, что материнство само по себе зло? Стоит ли убеждать детей избавляться от «материнской зависимости», вывешивать плакаты типа «царство матерей – царство цепей», темами «материнский садизм» запугивать детишек, чтобы они наконец-то отказались от своих мам?
Но нам известны более многочисленные положительные примеры материнства, для нас есть и другой, святой образ православия.
Слава Богу, что перед нами всегда есть образ истинной Матери – Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Мы являемся чадами Святой Православной Церкви, Глава которой Господь наш Иисус Христос.
У автора сайта «Расцерковление» налицо смешение образа Православия как такового с отрицательным опытом познания псевдоправославной жизни. Да, в Церкви здесь на земле немало проходимцев и лицемеров, хватает духовно- и душевнобольных людей. Никакой духовный сан или богословская степень не гарантирует святости жизни.
Не будем забывать, что Христа распяли верующие люди, учёные богословы и лица, облечённые священным саном. Но имели ли они в себе настоящую любовь к Богу, были ли они по-настоящему церковными людьми? Евангелие даёт нам на это отрицательный ответ.
Господь Иисус Христос установил критерии истинности веры в человеке. Благая Весть, подобно тому, как маяк для корабля, помогает нам находить верный путь к гавани спасения. Стоит ли из-за обиды на недостойных служителей алтаря Божия делать вывод, что всё служение Богу в Православной Церкви является обманом? Очевидно, что нет.
Только безстрашное обличение зла в церковной жизни нашего времени ради любви к Православной Церкви может принести благие плоды оздоровления. Обе крайности, как равнодушие к проблемам современной церковной действительности, так и полное отрицание благодатности православной жизни опасны и вредны для души.
Слава Богу, примеры того, как поступать в сложившейся обстановке мы можем найти в церковной истории. Множество праведников противостояло новоявленным фарисеям и саддукеям. Святые угодники Божии, не теряя веры, безбоязненно обличали зло, оставаясь верными чадами святой Православной Церкви.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий