Чудеса подлинные и ложные

5 сентября 2016

Владимирская Икона Божией Матери
Владимiрская икона Божией Матери.

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Дивно сказал о празднике Сретения Владимiрской иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы святитель РПЦЗ архиеп. Аверкий (Таушев):

"Особенно замечательным было заступничество Божией Матери за русскую землю в 1395 году при нашествии страшного азиатского завоевателя Тамерлана. Этот свирепейший из завоевателей, которого недаром называли "бичом народов", истребив миллионы людей и проливая потоки крови, после опустошения целого ряда стран направился в пределы русского государства, всюду сея страх и ужас. 

Верещагин. Апофеоз войны
Такие памятники оставлял после себя Тамерлан.
Картина Верещагина "Апофеоз войны".

Он дошел уже до реки Дона, взяв г. Елец и избив там множество людей вместе с его князем. Спешно собрав рать, великий кн. Василий Димитриевич вышел ему навстречу и остановился у Коломны на берегу р. Оки. Но, конечно, спасения от человеческой силы нельзя было ожидать, и по всей русской земле начали возноситься горячие молитвы к Богу, к Пречистой Его Матери, московским святителям Петру и Алексию и печальнику русской земли преподобному Сергию. Пример этой горячей всенародной молитве подавал сам великий князь, который просил народ наложить на себя строжайший пост и велел перенести чудотворную икону Божией Матери Владимирскую из г. Владимира в Москву. За святыней было послано во Владимир особое почетное посольство из духовенства. В самый день Успения 15 августа, после литургии и молебна, св. икона была поднята с своего обычного места и принята на руки московским посольством. Десять дней продолжался путь иконы до Москвы. Это было потрясающее душу зрелище. По обе стороны дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, кричал: "Матерь Божия, спаси Землю Русскую!". В это время Митрополит Киприан, со всем духовенством и народом, наложив на себя строгий пост, не отходил от церкви, совершая службы днем и ночью и молясь со слезами о великом князе, о воинстве его и о всех православных христианах. Когда св. икона приблизилась к Москве, ее ожидала там торжественная встреча: "Весь град изыде противу иконы на сретение ея". Во главе бесчисленного народа, вышедшего крестным ходом, был сам Митрополит Киприан "со епископы и архипастыри, со игумены и диаконы, со всем клиросом и причтом церковным, с черноризцы и черноризицами, со благоверными князи, со благоверными княгинями, с боляры и болярынями". Народ густыми толпами окружал первосвятителя и сопровождавших его: "мужие и жены, юноши, девы и старцы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, нищии и убогии, всяк возраст мужска пола и женска, от млада и до велика, все множество бесчисленное народа людей, со кресты и со иконами, с Евангелии и свещами и с кадилы, со псалмы и песньми и пении духовными, паче же рещи вси со слезами, малии и велиции, иже не обрести человека не плачущася, но вся с молитвою и плачем, воздыхании немолчными и рыданием". Увидав св. икону, все пали на землю и поклонились ей, как Самой Пречистой Матери Божией, пришедшей к ним, и с великой радостью приняв ее, отнесли в Успенский собор, молясь Богоматери об избавлении от нашествия страшного врага.

И что же? Эта общая всенародная слезная молитва не осталась бесплодной. В тот самый день (26 августа) и час, когда св. икону так торжественно встречали в Москве, Тамерлан задремал в своем шатре. И вдруг видит он во сне высокую, гору, с вершины которой спускаются к нему святители с золотыми жезлами, угрожая ему ими; над ними в воздухе, в несказанном величии, в сиянии ярких лучей, стояла таинственная Жена, в багряном царственном одеянии, сиявшая "паче солнца молниезрачными лучами". Вокруг Нее находилось бесчисленное множество молниеобразных воинов, вооруженных огненными мечами. Грозно обратив Свой взор на Тамерлана, Она повелела ему оставить пределы русской земли, и в тоже время молниеобразные воины, подняв свои огненные мечи, устремились на него... Тамерлан, трепеща, проснулся от охватившего его ужаса. Созвав своих князей и военачальников, а также мудрецов и гадальщиков, он весь трясясь и стеная, находясь как бы в исступлении, рассказал им свой сон. Слушавшие сами пришли в трепет и ужас, а мудрейшие из созванных им объяснили, что виденная им во сне величественная Жена в царственном одеянии есть Заступница русских, Матерь Бога христианского и что сила Ее неодолима. Тогда Тамерлан сказал: "Если русские имеют такую Помощницу, то мы напрасно идем против них", и тотчас же отдал приказ своим полчищам повернуть назад. По дороге им стало казаться, что русские их преследуют, и азиаты обратились в настоящее бегство, давя друг друга, бросая оружие и добычу, и оставляя пленных.
Так по молитвам Пресвятой Девы Богородицы дарована была победа русскому воинству над страшным завоевателем без боя и пролития крови. А летописец, описав это событие, прибавляет: "И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы".

На месте встречи иконы в Москве был учрежден Сретенский монастырь, установлен был 26 августа праздник Сретения чудотворной иконы Божией Матери Владимирской, а сама св. икона с тех пор стала пребывать в Москве, как великий и дивный оплот русской столицы.
Много и еще видел чудес русский народ, по молитвам перед этой дивной иконой".

Тимур
Тамерлан (реконструкция по черепу)

Уместно будет вспомнить, что Тамерлан, Тимур, Железный хромец стал бичом Божиим для врагов православной Руси. По молитвам Пресвятой Богородицы Господень Промысл управил так, что Тимур, сам того не желая и не понимая, защитил Русь от страшного врага. За несколько лет до его нашествия хан Тохтамыш нанёс сокрушительное поражение князю Димитрию Донскому, великий победитель Мамая не сумел организовать оборону, Москва была сожжена и множество русских людей погибли. Но народ не падал духом, памятуя заветы прп. Сергия Радонежского и героев поля Куликова, он дерзновенно молил о помощи Пресвятую Богородицу. И вот Тамерлан разбивает в прах Тохтамыша и Орда лишается прежнего могущества. Более того, Тамерлан двигается на турок и в 1402 году одерживает победу над Османской империей. Султан Баязид Молниеносный был посажен в клетку. Тем самым была отодвинута на некоторое время гибель Византии.

Неисповедимы пути Господни! Сколько раз в нашей истории подтверждались слова молитвенников земли Русской: «Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши от всяких лютых».

Вспомним 1968 год. Коммунистическая Албания объявила, что стала первым в мiре государством победившего атеизма. В Китае бушует культурная революция. Коммунистическое безбожие распространяется по мiру, как чума. А в это время на Западе торжествует сексуальная революция, узакониваются аборты. Все рекорды по количеству убийств неродившихся детей бъёт Советский Союз. Для большинства семей в стране Ленина аборты являются нормой жизни. И над всем этим, утопающим в грехе, мiром висит, как дамоклов меч, всевозрастающая угроза ядерного уничтожения.

Но вдруг приходит удивительная весть из Египта. В Зейтуне на глазах сотен тысяч людей является в великом сиянии Пресвятая Богородица. Эта информация просочилась даже в Советский Союз. Среди православных верующих вопреки запретам стали распространяться фотографии явления Пресвятой Девы Марии в Египте. Помню, что такая фотография в 80-е годы была и у меня в доме.

Явление Божией Матери в Зейтуне
Явление Божией Матери в Зейтуне
Люди Египта удивлены
Фотография потрясенных людей.

Прошло уже много лет, но то, что случилось тогда в далёком Египте, вызывает и по сей день много раздумий. Так, например, православный сайт «Апологет» подробно коснулся этой темы:
"В разгар «холодной войны», на рубеже 60-70-х гг. мир облетела ошеломительная весть о явлении Богородицы тысячам людей в египетском Зейтуне (пригород Каира), чудеса Богоматери случаются очень часто. Были сделаны многочисленные фотографии, запечатлевшие Деву Марию с младенцем Иисусом на руках, светящихся голубей, огромные вспышки света. В СССР, за «железным занавесом», эти чудеса были восприняты верующими как знамение скорого конца безбожного режима. Однако даже сейчас об этом удивительном историческом явлении у нас мало кто знает.

Первое видение в Зейтуне, как уже было сказано, случилось вечером 2 апреля 1968 года, в 20.30. Вот что рассказали рабочие-мусульмане, прибывшие на обычную пересменку к воротам своего гаража, что напротив церкви Святой Марии. Час пик уже прошел, и в наступающей темноте на улице были только одна машина и несколько женщин, идущих на освещенной фонарем стороне. Внезапно какое-то движение над средним куполом храма привлекло внимание женщин. Двое рабочих отставили свои чашки чая и застыли в изумлении — коленопреклоненная «белая леди» стояла рядом с крестом на верхушке купола. Один из рабочих, по имени Фарух, указал перевязанным пальцем (который ему должны были ампутировать на следующий день) и закричал из всех сил, думая, что девушка хочет броситься вниз: «Леди! Не прыгайте! Не прыгайте!» Движимый чувством отчаяния, он бросился вызвать пожарных и полицию, а несколько его товарищей — позвать священника отца Константина.

В этот момент «Леди», облаченная в мерцающую светом одежду, встала на ноги. Одна из женщин внизу закричала по-арабски, внезапно осененная: «Наша Богоматерь Мария!». Едва с ее губ сорвался этот возглас, как неизвестно откуда появилась стая белых голубей, и стала парить рядом с видением. Через несколько мгновений необычное видение поблекло в потемневших небесах, оставив зрителей ошеломленными и безмолвными.

На следующее утро, когда рабочий-очевидец Фарух прибыл в госпиталь на операцию, хирург был поражен, увидев палец абсолютно здоровым. Это было первое известное чудо исцеления в Зейтуне.
Краткий рассказ о первом видении был помещен в выпуске каирской газеты Wantani. Неделю спустя произошло второе видение, затем еще и еще, в быстрой последовательности. Они всегда происходили ночью и сопровождались таинственным светом, сиянием и блеском вокруг церкви, которые образовывали как бы балдахин из звезд. Один из свидетелей описывает это как «ливень из бриллиантов». Минуты спустя появлялась стая сияющих голубей и летала вокруг залитой потоками света церкви. Очевидцы описывают их как странных птиц, — будто бы сделанных из света, которые летали с поражающей скоростью, но не махали крыльями. Иногда семь или более птиц летали в форме креста. Потом они сбивались в стаю и внезапно исчезали, будто таяли снежные хлопья.

Вскоре слепящая вспышка света будто всасывалась в церковную крышу. Уменьшаясь, свет приобретал форму Богоматери. Она всегда была в длинной одежде и покрывалом на голове из голубовато-белого света. Складки одежды трепетали на теплом ветру. Вокруг головы было ослепительное сияние в виде нимба. Оно было таким сильным, что делало практически невозможным различить черты лица. Видение без усилий скользило сквозь купола и приветствовало толпу внизу. Неожиданно Она могла появиться над или между пальмовыми деревьями во дворе церкви, или являлась как шар света на одной из 4 угловых глав, или у поддерживающих их каменных арок. Частота видений варьировалась. В первые дни явление Богородицы происходило почти каждую ночь, иногда по несколько раз в ночные часы. Поэтому многие сотни наблюдателей могли быстро сбегать домой и привести сюда своих родственников или соседей. С течением времени видения, однако, стали появляться менее часто. Время от времени Пресвятую Деву можно было видеть с младенцем Иисусом на руках, или со святым Иосифом вместе со Христом — ребенком лет 12-ти.
Новости о видениях распространялась с быстротой пламени, вызывая волну сильного воодушевления невероятного множества христиан, мусульман, иудеев и даже неверующих. Толпы собиравшихся по ночам достигали 250 тысяч человек. Каждое появление Богородицы сопровождалось оглушительными криками, плачем огромного количества людей, осаждавших со всех сторон церковь: «Мы верим в Тебя, Святая Мария! Мы свидетельствуем о Тебе, Святая Мария!»"

Тогда, ещё в Советском Союзе, мы, смотря на таинственные фотографии, вспоминали Откровение Иоанна Богослова: «Явилось на небе великое знамение: Жена, облаченная в солнце: под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» (Откр. 12:1).
Да, поразительное было явление, эхо которого ощущает и по сей день почти весь христианский мiр. Не случайно на страницах того же «Апологета» мы читаем:

"Русского пилигрима, забравшегося в горы близ Дамаска, чтобы посетить монастырь Св. Феклы, может удивить почтение, с которым православные монахини относятся к «коптской» иконе «Чудо Богородицы в Зейтуне». Ее иконография может показаться православному человеку очень необычной. Пресвятая Дева в нимбе из золотых звезд парит над куполом храма, из ее распростертых ладоней бьют снопы света. Такие же иконы вы увидите в греческих храмах Святой Земли и, конечно же, в самом Египте. Почитание «коптской» иконы Богородицы Зейтунской широко распространено на православном Ближнем Востоке".

Икона Божией Матери Зейтунская
Икона Божией Матери Зейтунская

Мне понятно желание благочестивых людей славить Пресвятую Богородицу, в том числе и вспоминая то, действительно, поразительное явление почти 50-летней давности. Но в то же время мне понятны и те православные, которые очень осторожно относятся к происшедшему чуду, следуя древнему святоотеческому принципу «не отвергай, но и не принимай».

Вспомним слова свт. Григория Богослова: «Знамения нужны не для верующих, но для неверующих».
Погоня за чудесами неизбежно ведёт душу в царство Антихриста. Спаситель говорит нам: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет» (Мф. 16:4). Не будем забывать, что Священное Писание и святые отцы предупреждают нас, что Антихрист станет творить всевозможные знамения и ложные чудеса. Лжемессия не сможет каяться и молиться так, как учит Святая Православная Церковь. Поэтому всегда рассматривалось, как главное чудо в жизни православного христианина, покаяние и верность учению Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви.

ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: С недавнего времени в среде верующих стала распространяться звукозапись, на которой, если верить некоторым источникам, воспроизводится пение хора небесных ангелов Божиих. Кое-кто из духовников даже стал советовать регулярное прослушивание данной неземной музыки, объясняя это тем, что необходимо с благодарностью принимать данное Самим Богом нам, грешным людям. Авторитетность этой записи подтверждают прежде всего тем, где она была произведена: ангельское пение было услышано в одном из монастырей святой Афонской горы. 

монастыри афона
Карта афонских монастырей

Специалисты по церковным песнопениям определили, что хором ангелов исполнялась часть Херувимской песни медленным византийским распевом на первый глас, а именно слова «Троице Трисвятую песнь припевающе».

Как говорят, звукозапись появилась следующим образом. Некий юноша во время своего паломничества на святую гору Афон остановился в гостинице одного из монастырей. Ночью он услышал доносящиеся из храма песнопения. Он подумал, что началась служба и спустился к храму. Однако двери храма были заперты на ключ. Тогда он заглянул в окно и увидел поющих ангелов. Он быстро побежал в свою комнату, взял магнитофон и через окно храма записал голоса ангелов, которые в тот момент пели Херувимскую песнь.
Как к этому относиться?

Несколько лет назад в передаче, транслируемой на телеканале «Союз», один учёный, магистр богословия протоиерей Димитрий Предеин, преподаватель догматического богословия Одесской духовной семинарии УПЦ МП, дал положительную оценку звукозаписи. Во время интервью о. Димитрий высказал своё мнение, что мы слышим действительно ангельский хор, воспевающий Бога. И как он полагает, бесы не могут петь, ибо «они могут издавать какие-то звуки, они могут говорить, но пение это есть особое состояние души, если это пение именно церковное, богослужебное, то оно само по себе заключает в себе некоторое возвышенное состояние природы человеческой и ангельской. А поскольку бесы они отпадшие от Бога духи, погрязшие в зле, то для них такое состояние духа вообще не возможно, поэтому то, что можно назвать музыкой в их понимании это обязательно нечто какая-то какофония, какое-то безобразное звучание, это будет неблагозвучное с точки зрения человека звучание. Т.е. настоящее каноническое пение оно для бесов неприемлемо само по себе потому, что в нём уже есть некоторое приближение к Богу, есть некоторое славословие Господа, которое не только по содержанию, но и по форме соответствует Божественной святости и чистоте».

Смысл записанного на магнитофон пения ангелов, по мнению протоиерея Димитрия, заключался в том, чтобы показать какого типа песнопения должны исполняться в храмах, т. е. вместо партесного пения на богослужениях должно употребляться древневизантийское потому, что «здесь как бы косвенное, но вполне очевидное доказательство того, что ангелам более удобно и может быть даже более приятно исполнять церковное богослужение именно древним византийским распевом».
Вот такое богословие.

В первую очередь хотелось бы уточнить по поводу аргумента о. Димитрия о том, что бесы не могут петь, ибо «пение... заключает в себе некоторое возвышенное состояние природы человеческой и ангельской». Но разве образ Господа нашего Иисуса Христа не возвышен, не прекрасен сам по себе, разве он не приближает к Богу? Тем не менее и в образе самого Христа могут явиться демоны для обольщения людей.
Однако, что же говорят святые отцы по этому поводу? Можно ли доверять подобным явлениям? Обратимся к преподобным Варсонуфию и Иоанну пророку.

преподобные варсонофий и иоанн
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн пророк.

«Когда бывают явления грешнику, ужели он не должен совершенно веровать, что они от Бога?
Когда сие случается с грешником, то, очевидно, по наваждению лукавых демонов, чтобы обольстить окаянную душу и увлечь ее в погибель. Итак, не следует никогда верить им, но познавать свои согрешения и свою немощь и пребывать всегда в страхе и трепете.

Ужели и тогда надобно отвращаться от них, когда они являются в образе Владыки Христа?
Тогда-то и надобно наиболее отвращаться от лукавства и обольщения их и проклинать оные. Не прельщайся, брат, никогда таким демонским извещением, ибо божественные явления бывают лишь святым, и оным всегда предшествуют в сердцах их тишина, мир и благодушие. Впрочем, и познавая истину явления, святые признают себя недостойными, а тем более грешники не должны никогда верить таким явлениям, зная свое недостоинство».

У святителя Игнатия (Брянчанинова) в составленном им Отечнике есть следующий рассказ, дающий нам пример как нужно поступать в подобных ситуациях.

«Некоторому брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: "Я - Архангел Гавриил, послан к тебе". Монах на это отвечал: "Смотри! не к кому ли другому ты послан? потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы". Диавол тотчас исчез. 
Поведали о другом старце, что он безмолвствовал в келье своей, претерпевая искушения бесовские. Ему очевидно являлись бесы, но он презирал их. Диавол, видя, что он побежден старцем, явился ему и сказал: "Я - Христос!" Старец закрыл глаза. Диавол повторил ему: "Я - Христос, зачем ты закрыл глаза?" Старец отвечал: "Я не желаю видеть Христа здесь, но в будущей жизни". После этого диавол уже не являлся».

святые отцы
Святые отцы Православной Церкви.

Как видим, мнение православных подвижников относительно подобных явлений весьма однозначно. К тому же можно добавить комментарий одного человека к видеоматериалу посвящённому этой теме: «Дорогие мои, к сожалению, это всего лишь благочестивый обман. На самом деле мы слышим старую запись одного греческого певчего 50-х гг. Об этом мне сказали монахи известного монастыря св. Утешителя Духа (Греция, Аттика), когда я им дал прослушать запись. На самом деле верующий человек в таких "доказательствах" не нуждается».
Действительно, вполне может оказаться, что чуда как такового и не было, а кто-то решил выдать данный материал как явление поющих ангелов ради забавы или тщеславия. Но это было бы не так страшно потому, что сам факт явления духов вымышлен, а значит не следует опасаться бесовского обольщения.
Но если всё же что-то неведомое произошло и было записано на магнитофонную плёнку, то необходимо вооружиться трезвением и следовать советам святых отцов и Преданию Православной Церкви, чтобы не повредиться и не воздать славы демонам вместо Бога.

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры