Cвященник Павел Адельгейм: Спустя 35 лет. Предисловие к книге «Своими глазами»

13 апреля 2011


Эта книга пролежала в столе 35 лет. Она хранит историю подавления духовной свободы в церковной, общественной и частной жизни советского народа. В те годы публикация была невозможна ввиду цензуры. В 1980–90-е книга потеряла актуальность. Изменились законы, изменилось положение церкви, отношение к ней власти и общественного сознания, изменились условия и образ жизни в самой церкви. Наступила свобода. Ненадолго.

В 2009 году книга случайно попала мне в руки. Прочитав, я увидел, что все вернулось «на круги своя», и книга снова актуальна. Эпоха «возрождения церкви» закончилась так же быстро, как эпохи «развитого социализма» и «перестройки». С 2000-х подавление духовной свободы в церкви и обществе отданы в руки епископов, такие же бесчеловечные, как руки советских комиссаров-уполномоченных.

Прежние комиссары не были злодеями. Они даже не ставили задачей уничтожение церкви. Они отрицали церковь как организм духовной жизни во Христе. Они были функционерами, признавали аппарат власти и превратили церковь в формальную структуру, которая теперь легко вписалась в бюрократическое устройство РФ. Уполномоченные увяли, ибо архиереи дозрели. Произошла смена комиссаров, осуществляющих общую задачу: организм жизни Христовой изменить в бюрократический аппарат, в котором не востребован Христос. Эта антихристианская структура направлена не против Христа как Бога. Она направлена против Христа как Человека, против Его Тела и дела Святого Духа. Человек является центром Домостроительства, ибо Бог пришел спасти Человека.

В бюрократической структуре Человек сведен к нулю. Там другие приоритеты. Человеческий фактор ослабляет ее бездушный механизм. Человек не нужен государственной машине. Теперь он не нужен церкви, превращенной в аппарат насилия.

Возрождение церкви ограничилось строительством храмов и монастырей. В хрущевскую эпоху за строительство храма карали, теперь это стало прибыльным занятием.

В конце 90-х сложились новые условия, и задачи епископа поменялись. Возрождение духовной жизни в церкви заменил интерес к церковному бизнесу и формальной власти. Храмы превратились в коммерческие предприятия. Благотворительность опирается на частную инициативу и иностранный капитал. Воскресные школы не состоялись.

Архиереи встроились во властную вертикаль государственной номенклатуры, потеряли интерес к своей пастве: клиру и народу. Утратив обратную связь с паствой, они живут независимой и далекой от клира и мирян жизнью. В церкви потерялся интерес к внутреннему миру человека. В епархиальной практике господствует насилие, равнодушие, корысть, правовой и моральный цинизм. Клир поставлен в крепостную зависимость от епископа и абсолютно беззащитен. Издержки превратились в нормы и вынуждают священника приспосабливаться к новым условиям. От него требуются качества, которых добивалась советская власть: беспринципность, безынициативность, прислужничество, лицемерие и ложь.

Епископы давят клириков и лишают служения за то же самое, за что комиссары-уполномоченные отбирали регистрацию: за верность совести и принципам, за инициативу и самоотдачу, за единство и мощь прихода, за служение образованию, милосердию и проповеди.

Приходы и братства, как и клир, бесправны и не защищены от произвола епископа. Верующие лишены всяких прав и не могут обжаловать свои обиды. Эта практика обоснована Уставом и другими официальными документами РПЦ. Разумеется, на практике негатив выходит за формальные пределы. В церкви продолжается прежний беспредел. Вместо комиссаров-уполномоченных его чинят комиссары-архиереи. В советскую эпоху жалобы на комиссаров оставались без ответа. Все инстанции молчали. В наши дни жаловаться на архиерея невозможно. Инстанции не отвечают.

Ветхозаветные архиереи осудили Иисуса Христа и выдали гражданским властям Рима для распятия. Новые архиереи распинают живую жизнь и духовную свободу человека. Человек, поставленный Богом в центр Домостроительства спасения, унижен, забыт и обесценен в РПЦ.

Возрождение сменила эпоха клерикализации общества. Церковная иерархия стремится занять ключевые посты во всех общественных институтах. Не преодолев дух рабства и корысти внутри церкви, иерархи понесут этот дух в гражданский социум, разрушая нравственные основы гражданского общества. Оживают те самые издержки общественной жизни, за которые осуждали советскую власть. Они принесут много горя простому человеку. Теперь они освящены духовным авторитетом церкви.

Знаете, откуда происходит слово «комиссар»? Так называли миссионеров в революционной армии во время войны за независимость Америки. «Комиссар» происходит от слова «миссия» и первоначально имел значение «миссионера». Понятие миссии имеет широкий диапазон.

Комиссарами в СССР называли министров, генералов, политработников. Все они служили идеологии, были ее миссионерами. Идеология нуждается в миссионерах. Святейший патриарх обещает широко развернуть миссионерство в России. Какое содержание понесут новые комиссары в человеческое общество?

Новомученики и исповедники искупили прежние грехи церкви принесенной жертвой. Какие скорби придется вновь понести церковному и не церковному народу за все, что делают и еще сделают церковные функционеры?

Павел Адельгейм: "Своими глазами". (скачать)
Вернуться к списку записей

Комментарии

Алексей
13 апреля 2011 10:19

Я чего-то не понимаю. Пытаюсь всё это приложить к себе и не получается.

На персональное внимание архиерея я как-то не претендую.

Насилия, равнодушия, корысти, правового и морального цинизма в отношении себя я не замечал.

В чём мог бы проявляться произвол епископа в попрании неких моих прав - ума не приложу.

Как мог бы хотя бы и архиерей "распинать" мою духовную жизнь - даже не могу себе представить.

В целом, структура, составленная из людей и будет болеть всеми теми болезнями, которыми болеют структуры, составленные из людей. Слава Богу, что она есть! Разве Церковь составлена для здоровых? Разве человек, придя в Церковь, тут же выздоравливает? Вовсе нет. Человек иногда несёт свою болезнь до самого конца. На мой взгляд, наивно ожидать, что пребывание в Церкви чудесным образом защищает от искушений мира. Такое представление естественно для неофита. Но потом становится почвой для раскола.

Вячеслав
13 апреля 2011 12:37

Не могу со всем согласиться. Мне хорошо знакомы батюшки, которых в безинициативности упрекнуть трудно, но, тем не менее, они здравствуют, развивая по мере сил социальное служение Церкви, в которое входит и работа с молодежью, в том числе и в воскресных школах, создание сестричеств и многое другое... Им приходится отчитываться в Епархии, но чтобы их деятельность прикрывали... хм...

Евлампия
13 апреля 2011 12:39

Алексей, если не понимаете, лучше не пишите.

Спаси Господи за статью..все верно..к сожалению..

прот. Андрей
13 апреля 2011 12:48

Побудьте в Церкви столько, сколько в ней о. Павел, пройдите лагеря и ссылки, которые он прошёл, гонения от лжебратии и архиереев совковой МП, тогда и поймёте, и сможете "приложить всё это к себе", дорогой друг...

протоиерей Михаил Карпеев
14 апреля 2011 08:47

Еще одна замечательная статья о.Павла называется :

"Когда Бог - третий лишний" Ссылка http://adelgeim.livejournal.com/56687.html

Если будет не у всех открываться, тогда разместим в гостевых постах.

zrjd
26 апреля 2011 13:00

Алексей:

Я чего-то не понимаю. Пытаюсь всё это приложить к себе и не получается.

На персональное внимание архиерея я как-то не претендую.

Насилия, равнодушия, корысти, правового и морального цинизма в отношении себя я не замечал.

В чём мог бы проявляться произвол епископа в попрании неких моих прав - ума не приложу.

Как мог бы хотя бы и архиерей "распинать" мою духовную жизнь - даже не могу себе представить.

Очень даже рад за вас, т.е. в вашем особом небесном охранительстве! Бог и не даёт не по силам! Значит вы ещё духовно немощны, чтобы обрушивать на вас таким испытанием!

Но это, дорогой брат Алексей, вовсе и не значит, что этого не попускается с другими? Чем меньше знать, тем крепче спать! Лучше вам, дорогой Алексей, не знать, что часть клира являются внештатными осведомителями или сотрудниками спецслужб (по совместительству так сказать)! Лучше вам не знать, дорогой мой Алексей, что грех пьянства и содомии поразил в самое сердце наше священство, и оскверняет, разлагая нашу святую Церковь изнутри... Лучше вам не знать, Алексей, что Церковь цинично превращают в духовное министерство с вполне определённой целью, выхолостить её главное предназначение, совершив подменой суррогата, лишив так простой христианский люд истинной благодати! Лучше вам всё это не знать, дорогой мой брат Алексей!

Алексей
1 мая 2011 09:55

zrjd:

Дорогой мой брат со странным именем! Я бы Вам ответил, но мои ответы отсюда удаляют.

Геннадий
18 июня 2013 11:54

Посещая Псков захожу на вечерни к о. Павлу в храм жен Мироносиц. В свое время там была и хорошая церковная лавка. Храм древен, о. Павел и, часто 3-5-7 человек из прихожан- это и есть Вечерня: тихо, хорошо поют певчие, тишина, за стенами ухоженный погост, мирно и хорошо. Многое мы подпеваем вместе под его руководством. Мир ему и благословление Господне! С ув. Геннадий

протоиерей Александр Хлебников
19 января 2015 22:02

о.Павел, хоть и был гоним от архиерея, из РПЦ МП не уходил, остался верен Церкви. А вы ушли.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...
М.В. Назаров
Досточтимые отцы! Разумеется, создание третьей силы "против Сталина и Гитлера" в тогдашних условиях...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры