Икона блаженной Матроны Рязанской
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: В начале 1990-х годов у меня состоялась примечательная беседа с группой молодых людей. Они не скрывали, что решили с головой окунуться в чернушно-порнушный океан, затопивший Россию. Бритые парни в кожанках и раскрашенные девицы говорили, перебивая друг друга, что надо брать, пока молоды, от жизни всё. Потом, словно договорившись, они дружно процитировали советского классика: «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Как же можно всё-таки изуродовать своим похабным толкованием благородные слова! В Советском Союзе все школьники должны были учить завет Павки Корчагина наизусть. Полностью он звучит так:
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому главному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее».
Какая на первый взгляд святая, высокая и христианская мысль! Наша земная жизнь коротка и хрупка, но от этого малого отрезка времени зависит вся последующая судьба души в вечности. Наш Спаситель Богочеловек Иисус Христос освободил нас от самого страшного рабства греху и смерти и все мы должны стать Его воинами в священной борьбе со злом. Поле брани – собственное сердце.
Однако не только мои давние знакомые, но и Корчагин под освобождением понимали прямо противоположное христианству. Его свобода – это тоталитарный строй и уничтожение всех христиан. Помнить об этой адской цели легендарного советского писателя надо, поскольку в наше время много написано и сказано в похвалу Николаю Островскому.
Островский Н.А. Плакат.
Постаревшие звёзды советского экрана, блистательно и обаятельно сыгравшие Павку Корчагина, рассуждают о великой вере и духовности этого героя, о том, как он необходим современной молодёжи. Заявления, прямо скажем, странные для людей, считающих себя православными.
Если мне память не изменяет, Конкин даже был прихожанином московского храма, где настоятелем служит маститый протоиерей, с которым мы с о. Михаилом были дружны.
И тем не менее, такое невежество! Полное непонимание, какая пропасть разделяет веру, ведущую ко Христу, и веру, уводящую в лапы антихристов.
Книга «Как закалялась сталь» подкупает своей автобиографичностью и искренностью. Даже сегодня, когда мы знаем, основываясь на документах, что Николай Островский много в своей книжке приврал и преувеличил, хватает за сердце рассказ о том, как потерявший зрение и возможность передвигаться комсомолец борется за жизнь и за свои идеалы. Но какие это идеалы и к чему они ведут? Вот вопрос.
Николай Островский, как и положено образцовому большевику, люто ненавидел Россию Христа. Он не скрывал, что ещё безусым комсомольцем принимал участие в карательных мероприятиях против православного народа. И что меня особенно поразило, уже будучи парализованным и почти слепым, лежа на судне, он думал об истреблении всех тех, кто не хочет идти за красным антихристом.
В своём письме 1928 года Н. Островский пишет, как при помощи доносов на соседей он уничтожает врагов народа: «Я с головой ушёл в классовую борьбу здесь. Кругом нас здесь остатки белых и буржуазии. Наше домоуправление было в руках врага — сына попа...»
Вопреки возмущению большинства жильцов неистовый паралитик добился того, чтобы «сына попа» репрессировали. Но беснующийся доносчик не успокаивается: «В доме остался только один враг, буржуйский недогрызок, мой сосед... Потом пошла борьба за следующий дом. Он после боя тоже нами завоёван...»
Островский с восторгом записывает, как благодаря его кляузам были ликвидированы ни в чём неповинные люди. Почитателям высокой духовности Николая Островского я бы посоветовал на несколько минут представить себя сыном священника или ветераном Первой Мiровой войны, имевших несчастье жить в одном доме с этим человеком.
Так что неслучайно в самом начале романа «Как закалялась сталь» Павка Корчагин тайно подсыпал табачок в тесто для пасхальных куличей, готовившихся в доме священника.
Н. Островский с женой у себя дома
Советская власть щедро одарила новую звезду соцреализма. Островский был награждён орденом Ленина, ему присвоили звание бригадного комиссара, подарили квартиру в центре Москвы, дом в Сочи. Вернулась жена. А главное, на Островского рухнула всесоюзная и даже мiровая слава. Несмотря на сильные физические страдания, это грело гордость писателя. В 1936 году его сердце остановилось. И не взял с собой туда все эти знаки земной чести и славы Николай Островский.
В отроческие годы я как-то ради любопытства оказался в квартире-музее Николая Островского в Москве. И меня обожгло тогда ощущение какой-то инфернальности. Из комнаты писателя словно веяло адом.
Музей-квартира Островского в Москве
«Берегитесь волков в овечьей шкуре», - предупреждает всех нас Христос Спаситель.
Берегитесь героев соцреализма, приходящих в ореоле революционной романтики!
Здесь я как-будто слышу возражение: «Но ведь нам надо на чём-то молодёжь воспитывать». Безусловно, надо. И истинные герои духа есть. Мы видим их и среди инвалидов. Я помню как меня в 80-е годы потрясло житие праведной исповедницы Матрёны Рязанской. Вот подлинная сила духа и веры!
Матрёна Григорьевна Белякова, известная среди своих многочисленных почитателей под именем Матрёши, родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Родители её Григорий и Евдокия были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как сводили концы с концами. По внешнему своему виду они были хилыми, тщедушными людьми и казались какими-то недоразвитыми. Отец много пил и слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство - шесть дочерей и два сына. Три сестры умерли в детстве; Матрёша была четвертой по счету.
До семи лет Матрёша росла обычным ребёнком; как и все дети её возраста, гуляла и играла со своими сверстницами и подружками, любила - вспоминала она - ловить бабочек. «Посажу их, бывало, на окошко и не пускаю, - этим только и грешна была…» Родители почему-то невзлюбили ее с самого раннего детства. «Приедут, бывало, с базара, - говорила она, - всех сестер оделят гостинцами, а меня обойдут, так я, молча, и отойду в сторону обиженная…» Нерадостна была жизнь ребёнка в родной семье, где ей больше, чем кому-нибудь из братьев и сестёр, приходилось терпеть обиды, ругань, побои; но ещё большие страдания ждали девочку в дальнейшем.
В семилетнем возрасте Матрёша заболела оспой. После этой болезни девочка поправилась, но уже навсегда осталась слепою. Теперь её обязанностью было нянчить своих младших сестрёнок и братьев. Тяжело было слепой девочке справляться с этим делом. Однажды десятилетняя Матрёша нечаянно уронила сестрёнку с крыльца на землю. Увидев это, мать схватила Матрёшу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матрёша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку ещё сильнее. Видение повторилось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица дала Матрёше утешительную записочку. О том, что это за записочка и что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.
На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для Матрёши жизнь мученицы, пригвождённой к одру. Она навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать и уже не вставала с кровати во всю свою дальнейшую жизнь.
Так лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. С этого возраста к Матрёше уже стал ходить народ. Первым за помощью пришёл крестьянин её же деревни, по специальности пильщик.
- Матрёша, - сказал он, - вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть, и пройдёт от тебя. Лечился - доктора не помогают.
Матрёша исполнила его просьбу - боли в спине действительно прекратились, и он смог работать.
Крестьянин этот рассказал о своём исцелении соседу, и тот говорит:
- Пойду и я к ней: нас замучили дети, скоро двенадцатый родится; попрошу её помолиться, чтобы Господь прекратил у нас детей.
Пришёл он к Матрёше и попросил помолиться. Матрёша помолилась, и детей у них больше не было.
С тех пор всё больше и больше стали ходить к Матрёше люди со своими нуждами, скорбями и болезнями. С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к девушке шли не только жители окрестных мест, но и дальних, иногда и самых отдалённых мест нашего Отечества. Причём шли они беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.
Когда Матрёша лежала у родителей и посетители приносили ей различные пожертвования за её молитвы, то отец обычно всё это отбирал на табак или водку, и тяжело было Матреше, что пожертвования эти шли не на доброе дело. Девушка любила поделиться всем с людьми и особенно с бедными, но при данных условиях лишена была этой возможности.
После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть Матреше от брата и сестры, смотревших на неё исключительно как на средство дохода. Сестра впоследствии отсудила у Матроны домик, построенный почитателями блаженной.
От сестры Матрёша перешла на жительство к племяннику Матвею Сергеевичу, человеку доброму и религиозному. Но здесь огорчения ждали её с другой стороны. У Матвея Сергеевича подросли дети, односельчане стали смеяться над ними, дразнить. Эти насмешки тяжело переживались молодыми людьми. Но особенно тяжело это было для самой Матрёши. Она мучилась и глубоко скорбела, что из-за неё ни в чём не повинные люди должны переносить иногда очень тяжёлые для них насмешки и оскорбления. Особенно насмешки эти усилились в революционные годы в связи с антирелигиозным движением.
Матрёша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, её обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы её перенесли в избу, и терпеливо переносила осеннюю стужу и холод. Родные же, за исключением племянника, не обращали на неё внимания и переносили в избу только тогда, когда уже видели, что в сенях лежать более невозможно.
- Однажды, - вспоминала Матрёша, - в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла до нитки. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна.
Часто в осенние холода приходящие удивлялись её терпению и спрашивали:
- Матрёша, да тебе холодно?
- Да нет, тепло, - обычно отвечала она в таких случаях, - посмотри, вот какая я горячая.
При этом она давала свою руку, и рука была действительно горячая.
По внешнему виду Матрёша была настолько мала, что казалась десятилетним ребёнком. Её платьице, подарок одной из почитательниц, закрывавшее блаженную с ногами, было всего 90 сантиметров в длину. Очевидно, с десятилетнего возраста, с тех пор когда она лишилась возможности ходить, тело её не росло и навсегда осталось таким, каким было у десятилетней девочки. Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы. Она легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом.
Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только, что Матрона знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения.
Во время бесед со своими посетителями она часто читала вслух различные молитвы, подходящие по содержанию к данному случаю. Иногда читала целые акафисты, читала быстро, уверенно, громким голосом. Пела церковные песнопения, совершенно правильно выдерживая особенности гласов и распевов.
На вопрос одного из удивлённых посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть даже целые акафисты, Матрёша ответила, что «придёт добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью».
В беседе с одной из своих глубоких почитательниц Матрёша говорила о том, что «молиться нужно беспрестанно», что «беспрестанная молитва всё сделать может». При этом она сказала о себе, что сама старается молиться беспрестанно и молится по четкам, которые всегда находятся у неё в руке; что молится она и в то время, когда говорит со своими посетителями; что во время этих бесед перебирает чётки, но молится тайно, про себя, незаметно для посетителей. Не видят посетители и четок её, которые всегда скрыты от их взоров.
Матрёша часто причащалась Святых Христовых Таин, каждый месяц обязательно. С этой целью она приглашала к себе своего духовника - приходского священника, и день принятия Святых Таин бывал для неё самым радостным днём. Пять раз в течение своей жизни она соборовалась.
Особенно строго соблюдала Матрёша посты. С 17 лет она не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало. Кроме подвигов поста и молитвы, блаженная, как уже было сказано, добровольно терпела холод, а также перебирала и перекладывала камни, принесённые её почитателями из разных святых мест.
Очень уважала Матреша духовенство и к каждому священнику всегда и неизменно относилась с глубоким благоговением. Но к раскольникам-обновленцам, в каком бы сане они не были, наоборот, относилась очень строго. Одного из своих приходских священников, перешедшего в обновленчество, называла «наш Петруша».
Особенно Матрёша любила монахинь и вообще девиц. Монахинь ставила выше мирских, всё им прощала, бывала с ними, как ребёнок.
- Ведь вот не пришлось мне там, в монастыре-то быть, - не раз выражала она сожаление в своих с ними беседах.
- Монашки-то, - говорила она, - сколько раз упадут. Упадут, и опять всё-таки восстанут. А в миру-то человек упал, и уж ему некогда восстать. В миру-то всё искушение, всё как-то неловко. Все мы невоздержные, иной раз без греха не обойдёшься, иной раз и заплачешь…
Из святых мест с наибольшим благоговением Матрёша относилась к Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому. Она говорила о них с особенным умилением и любовью. Своим благочестивым посетителям она постоянно советовала сходить в Дивеево и Саров, считая их местами особенного присутствия благодати Божией. И радовалась, когда исполнялись эти её советы.
Находясь безвыходно в своей комнатке, Матрёша знала многих святых и благочестивых людей, рассеянных по лицу земли русской, и находилась с ними во внутреннем благодатном общении, хотя никогда их не видела и не говорила с ними.
Очень почитала Матрёша блаженную Марию Ивановну Дивеевскую, скончавшуюся 25 августа 1931 года, точно так же, как и Мария Ивановна в свою очередь знала и любила её. Между этими блаженными установилось какое-то особенно тесное внутреннее общение, какая-то особенно глубокая внутренняя связь, причём ни дальность расстояния, ни другие материальные преграды не служили препятствием для этого общения.
Вереницы людей тянулись ежедневно к Матрёше не только из ближайших окрестностей, но и из всех мест и уголков нашей обширной Родины. В её убогой комнатке нередко можно было встретить паломников из Москвы, с Крайнего Севера, юга, из далёкой Сибири. Многие, не имея возможности побывать у Матрёши лично, присылали ей письма с просьбой помолиться за них или передавали такие же просьбы через своих знакомых, и такие просьбы никогда не оставались тщетными.
Всякий, кто бывал у Матрёши, отзывался о ней с глубоким чувством благоговения, преклонялся перед ней. Все в один голос говорили, что это великий человек, человек Божий, святой, получивший от Бога особенную благодать, наделённый чудным даром учительства, прозорливости, исцеления недугов и болезней духовных и телесных.
Матрёша своим внутренним, духовным взором как бы насквозь видела каждого из своих посетителей и каждому давала то, что для него нужно, полезно, необходимо в зависимости от его настроенности, его духовных немощей и нужд, в зависимости от условий и обстоятельств, среди которых ему приходилось жить.
Одних она учила и наставляла, других обличала и раскрывала им их грехи и пороки, третьих ободряла и утешала в тяжёлых обстоятельствах жизни, четвёртых предупреждала, указывая последствия их ошибочного пути, стремлений и намерений, пятых исцеляла от болезней и всех вместе старалась направить на путь истинной, богоугодной христианской жизни. Этим объясняется и разнообразие её отношений к посетителям. Одних она принимала чрезвычайно ласково, с радостью и участием, как дорогих и близких людей. Других прогоняла от себя, что было все же очень редко. Всё это бывало, как говорили её посетители, или в тех случаях, когда человек заходил к блаженной из праздного любопытства, или когда это нужно было для исправления человека. Когда такой человек пойдёт от Матреши, он подумает о себе и сознает грехи свои. Если он после этого опять приходил к Матрёше, то она с радостью принимала его.
Своих посетителей Матрёша учила тому, как надо жить, чтобы помнить о будущей жизни, чтобы к ней готовиться, а не привязываться к земному. Учила жить «по-Божьи»: исполнять закон Божий, молиться Богу, любить Бога и на Него только надеяться. Твёрдо и безропотно нести свой жизненный крест, ниспосланный Богом, - вот основная мысль её бесед и наставлений.
По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от множества тяжёлых недугов, когда даже врачи не верили выздоровлению, так как совсем недавно видели неблагоприятный исход. Исцелялись прибегавшие к блаженной и от пьянства, и от духовной болезни - беснования. Анна, молодая девушка 19 лет из соседнего села, вышла замуж против воли родителей, людей религиозных и добрых. Вскоре после этого у Анны отнялись рука и нога. Шесть недель пролежала девушка дома неподвижно, и врачи не могли ей помочь. Мать отвезла Анну на лошади к Матрёше. Блаженная помазала девушку маслицем из своей лампадки, и Анна стала постепенно поправляться и начала ходить, но полного выздоровления не было. Через два года Матрона благословила Анну съездить в Саров и Дивеево. По пути в Саров мать с Анной ночевали дома у благочестивой женщины, имевшей дома святыню из Иерусалима. Тогда обнаружилось, что девушка одержима бесом - она испугалась святыни, закричала и бросилась бежать. В Дивееве, посетив блаженную Марию Ивановну и искупавшись в источнике преподобного Серафима, Анна исцелилась душевно. После этого случая Анна стала глубоко верующим человеком и очень почитала Матрону.
Начиная с Великого поста 1933 г. Матреша заметно переменилась. Если раньше она со всеми держалась очень просто, всех жалела, вникала в горе каждого человека, беседовала подолгу и охотно, обсуждая всякие дела житейские, то теперь блаженная как будто совсем перестала интересоваться земной жизнью. О житейских делах она стала говорить редко и неохотно, только в исключительных случаях. Зато о жизни духовной, тем более о будущей жизни она готова была говорить день и ночь. Очень охотно, с любовью принимала она таких людей, которые шли к ней с вопросами духовного порядка.
- Я ведь теперь не Матрёна, - сказала она тогда одной из почитательниц, - а Мардария…
О блаженной говорили, что она была тайно пострижена в иноческий чин саровскими старцами, но насколько эти разговоры были достоверны, мы теперь не можем судить.
В конце июня 1933 г. Матрёшу посетил ее жизнеописатель, настоятель Касимовского Казанского монастыря священник Николай Правдолюбов со своей матушкой Пелагией Ивановной. Матрёша беседовала с ними долго и охотно. Она много говорила о тяжести жизни, о страданиях, о необходимости терпеть всё, что посылает Господь. В подтверждение своих слов и мыслей приводила тексты из Священного Писания, факты и события из жизни святых, прочитала молитву, присланную ей с Афона. Однако от разговоров о себе Матрёша уклонялась, отвечала общими фразами, хотя о. Николай с матушкой очень этим интересовались и расспрашивали её.
Блаженная Матрёна Рязанская
В книге «Православные чудеса в ХХ веке» описывается чудесное событие, которое произошло около 1930 г. с Сергеем Алексеевичем Никитиным, будущим епископом Стефаном. Сергей Алексеевич попал в концлагерь. Так как он был врачом, ему поручили заведовать медпунктом. К заключённым Сергей Алексеевич относился милосердно, многих освобождал от работ, отправлял в больницу. Из-за этого на него был сделан донос, и Никитину грозило продление срока в лагере до 15 лет. Одна медсестра из числа заключённых, знакомая с блаженной Матроной Анемнясевской, посоветовала ему обратиться к ней за помощью. Сначала это показалось Сергею Алексеевичу странным и похожим на колдовство: как может услышать его какая-то больная на таком большом расстоянии. Но всё же во время прогулки он пошептал своё прошение в сторону Рязанской области.
Вскоре среди администрации лагеря произошли перемены: одного сняли, другого назначили. Через три года, освободившись, Сергей Алексеевич первым делом отправился в Рязанскую область искать блаженную Матрону. Расспросив о Матроне местных жителей, он нашёл её дом в Анемнясеве.
- Здравствуй, Серёженька, - сказала блаженная Матрона, назвав незнакомого человека по имени, - это ты меня тогда звал, ну, рассказывай, как живёшь.
Сергей Алексеевич рассказал о себе. Блаженная предсказала ему, что он будет архиереем, и это исполнилось.
О последних днях и кончине блаженной Матроны известно следующее.
Летом 1935 г. в Белькове было заведено дело «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Началось оно с доноса жителя г. Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой, собранной им и его братом и приготовленной к печати. Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12). Одна женщина умерла, получив повестку с требованием явиться в отделение НКВД г. Касимова. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.
Наконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Сельсовет дал характеристику «на Белякову М.Г.», в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. «Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на тёмную массу… Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации".
В деле нет подробностей ареста блаженной Матроны и описания её дальнейшей судьбы. Из дела видно, как свято берегли свидетели и близкие, все, кто был близок к Матроне, её имя и светлый образ, никто её не оклеветал, никто не оказался предателем.
Особенную смелость и дерзновение в защите блаж. Матроны показал её духовник - священник Александр Васильевич Орлов (по этому делу пробывший 5 лет на Соловках и в Медвежьегорсклаге и умерший у себя на родине, после освобождения, в 1941 г.). На все провокационные вопросы он отвечал предельно открыто, как мученик первых веков, ничего не скрывая и не умалчивая, получив те же 5 лет, что и другие, осуждённые с ним.
После отправки заключённых в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к её дому днём, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошёл председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матрёнушку с её дощатой постели (Матрона лежала без тюфяка, прямо на досках, покрытых простыней). Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель пошёл к выходу. В дверях сказал:
- Ой, какая лёгкая!
Матрона сказала:
- И твои детки такими лёгкими будут.
Несколько лет назад протоиерей Троицкого храма посёлка Гусь-Железный о. Серафим хоронил одного из сыновей тогдашнего председателя. Он был очень маленького роста. Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны.
Машина дважды ломалась по дороге в Касимов. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова её быстро увезли в Рязань и затем в Москву.
Председатель, «изымавший» блаженную Матрону, несколько лет спустя очень тяжело умирал. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили:
- Это тебе не Матрёшеньку поднимать!
Но он позвал священника и искренне и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью.
Жительница Белькова сказала про арест Матреши:
- Не уберегли такую святыню, отлетела, как птица…
Этот народный образ сохранён в каноне и кондаке блаженной Матроне.
Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех без исключения заключённых, которые начали петь акафисты и молиться. Её должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъёма заключённых.
По другим данным, безнадёжно болевшая мать следователя, ведущего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить её как больную и умирающую. Он поместил её в дом престарелых и увечных больных.
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 г. в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Так как рядом с Домом хроников было большое Владыкинское кладбище, частично сохранившееся до нашего времени, то можно сделать предположение, что блаженная Матрона была похоронена здесь же. на местном старом кладбище.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Если тяжело больной человек воспринимает свою болезнь как данный Богом крест и безропотно несёт его, стремясь подражать Христу и святым Его, то Господь особенно милостиво относится к таким страдальцам, готовя им великую радость в небесных обителях. Среди православных святых-инвалидов, о которых зашла речь, нельзя не упомянуть и блаженную Матрону Московскую, слепую и не владевшую ногами, но тем не менее многим людям вернувшая веру во Христа или укрепившая в ней в годы воинствующего атеизма. К сожалению, на основании её первого жития, составленного Зинаидой Ждановой, человеком богословски необразованным, в доме родителей которой жила блаженная Матрона в 1940-е годы, многие отвергают саму эту святую. В этом житии есть сомнительные с точки зрения Православия моменты, которые можно отбросить.
Критики указывают на то, как святая обезножела — в храме после причастия Матроны какая-то женщина подошла к ней и отняла у неё способность ходить, что святая восприняла как волю Божию. Но здесь нет никакого противоречия Священному Писанию и Преданию Церкви. Достаточно вспомнить о причине болезни праведного Иова или телесных немощей ап. Павла, который пишет: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:7-9).
Блаженная Матрона Московская
Еще одни слова святой, подвергшиеся неприятию скептиков: «Матушка сказала: «Бывают мнимые болезни, их насылают. Боже упаси поднимать на улице что-либо из вещей или денег»».
В принципе я согласен с блаженной, особенно в наше время чрезвычайного распространения колдовства и оккультизма. Но главное, с точки зрения христианского нестяжания в словах святой нет ничего противоречащего благочестию.
Приводят и такую цитату: «В дни демонстраций Матушка просила закрывать окна, форточки, двери. Полчища демонов заняли все пространство, весь воздух и объяли всех людей». И далее комментарий критиков: «Оказывается, оконное стекло может остановить демонов. Живи под стеклянным колпаком — и спасешься…»
Первомайская демонстрация. В то время, как обманутые советские люди искренне радовались, идя с красными знамёнами, блаженная Матрона видела духовными очами, как мерзкие демоны возглавляют первомайское шествие
Но, если подумать над этими словами и вспомнить, что советские демонстрации представляли собой по сути антикрестные, антихристовы шествия, показывающие торжество воинствующего атеизма над христианским миром, то станет ясно, что слова Матронушки очень верно передают реальность на духовном уровне. Она учила таким образом не участвовать в подобных советских мероприятиях.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: О блаженной Матроне Московской я узнал, насколько помню, в 1995-м году. О ней мне рассказал брат во Христе раб Божий Олег, с которым мы вместе трудились в московском храме 9-ти мучеников Кизических. Он предложил съездить на Даниловское кладбище, где находилась её могилка. О самой угоднице Божией Олег рассказывал, что она была слепой и обезноженной, но такие тяжёлые немощи её только укрепляли во Христе и что после преставления Господь совершал чудеса и исцеления на месте захоронения малоизвестной праведницы.
Могила блаженной Матроны Московской
Когда я оказался на Даниловском кладбище у могилы блаженной старицы, то заметил лишь несколько человек молившихся там. Само место погребения ничем не отличалось от других захоронений, разве что чуть более ухоженное, но никакой сени тогда ещё не было. Помню светило солнце, было околообеденное время. После того, как была завершена молитва, – по-моему читали акафист, не помню только какой – верующие стали по очереди прикладываться к могилке. И вдруг одна девушка была отброшена навзничь неизвестной силой, после чего, буквально несколько секунд, осталась без сознания. Потом она с каким-то отрешённым видом поднялась и встала рядом. Для меня это было поразительно, ничего подобного я раньше не видел. Но окружающих это не удивило. Каждый был погружён в свои думы и, молясь, прикладывался по очереди к месту погребения блаженной Матроны. Никакого психоза или нездоровой экзальтации среди присутствовавших там я не заметил. Наоборот, чувство покоя и благодатной тишины святого места.
Здесь стоит отметить совершенно другое впечатление, которое на меня произвела квартира-музей Николая Островского, где годом ранее я побывал, гуляя по Москве. Отец Сергий верно подметил адский дух этого помещения. После чего у меня было тяжёлое настроение, как-будто дух уныния тёмной тучей навис надо мной. До сих пор помню это ощущение.
Осенью того же года в Москву привезли из Афона список Иверской иконы Божией Матери. Во время одного из богослужений, проходивших в Елоховском соборе, на котором я присутствовал, некая женщина с громкими воплями пыталась выбежать из храма. Несмотря на неописуемую тесноту, народ от страха вокруг неё всё же расступился, давая ей проход. Несчастная пробежала несколько шагов и рухнула на пол, замерев без сознания секунд на десять. После этого женщина привстала при помощи окружающих с видом очень уставшего человека. И тогда я вспомнил случай, произошедший на Даниловском кладбище у могилы блаженной Матроны. И девушка, и женщина как-будто испытали что-то вроде удара, после которого замирали на недолгое время и потом вставали. Для меня стало очевидным, что в обоих случаях нечистая сила не смогла выдержать святости момента. Поэтому я считал и считаю, что Матрона Московская – человек Божий.
То, что из почитания святой праведницы устроили беззастенчивый бизнес, не может служить ей осуждением. Магические приёмы, применяемые устроителями торговли святостью, не делают из блаженной Матроны колдунью. Недобросовестное житие лежит тяжёлым грузом ответственности не на угоднице Божией, а на тех, кто его написал и кто его выпустил в печать.
Одно я знаю точно, что если бы не было официального прославления блаженной Матроны, то я бы всё равно обращался к ней за молитвенной помощью. Я бы не переживал по поводу прославления или отсутствия такового потому, что в моём сердце она отозвалась как угодница Божия. Ведь святые не обижаются, если их не прославили официальные церковные структуры. Они молятся за нас перед Престолом Божиим вне зависимости от того, поместили ли их имена в церковные календари или нет.
Икона блаженной Матроны Московской
Комментарии
Оставьте комментарий