Держи, что имеешь (Откр. 3:11)
31 августа 2018
Рубрика
Последние события
Курская-Коренная икона Божией Матери - Одигитрия (Путеводительница) РПЦЗ.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Почему мы негативно реагируем на попытки некоторых уважаемых архипастырей, пастырей и мирян заклеймить приснопамятного митрополита Киприана (Куцумбаса) как еретика? По многим причинам. Одна из них заключается в том, что это осуждение неизбежно ведет к осуждению прежней великой и единой Русской Зарубежной Церкви, поскольку митр. Киприан вместе со своим Синодом Противостоящих находился в евхаристическом общении с ней. А где нет любви, там нет истинной Церкви, как учил святой и праведный Иоанн Кронштадтский. Апостол Иоанн Богослов предупреждает: «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1Ин. 2:10-11).
Такой плакат висел в поликлинике, куда я ходил в детстве.
Я принадлежу к поколению детей религиозного возрождения России 1970-80 годов. Тогда по молитвам новомучеников и исповедников Российских в СССР вопреки смердящим ленинским запретам люди начинали обращаться к Богу и даже некоторые недавние атеисты становились исповедниками. Я же уверовал в Господа, когда мне было от роду восемь лет. Это случилось без помощи окружающих по наитию свыше. Еще раз подтвердился духовный закон святого апостола Павла «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1Кор. 1:27-28).
Христианскому юношеству в совдепии противостояло почти всё: школа, пионерия, комсомол, партия, КГБ и прочее, и прочее, и прочее. Противостояла и сергианская система МП. Я узрел это сразу же. Еще десятилетним отроком начав посещать московские храмы, мне пришлось столкнуться с нежеланием духовенства оказывать пастырскую помощь молодым. На пришедшего ребенка смотрели как на нежелательное лицо: как бы не пострадать от властей. Однажды у входа в храм меня попытался задержать милиционер. Мне удалось вывернуться и убежать, но в душе возникло опасение: не по наводке ли кого-то из сотрудников в храме случилась эта неприятность.
И все же Господь порадовал меня встречей с первым подлинным представителем Церкви Христовой. Это случилось в заснеженной Троице-Сергиевой лавре в надкладезной часовне. Неожиданно благостную тишину часовни нарушили громкие голоса. Пришедшие советские туристы, хорошо одетые по тем временам мужчина и женщина, стали стыдить монаха: «Хватит народ обманывать. У вас потому вода святая, что по серебряным трубам течет. И вообще, скоро построят коммунизм и религия отомрет. Верующих не будет».
Монах спокойно и с достоинством отвечал: «Ленин гнал Церковь и говорил, что ее уничтожит. То же делал Сталин. Потом начались гонения Хрущева. Ничего у них не вышло. Вот и Брежнев не сможет уничтожить веру, потому что говорит Господь: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее».
Безбожники не успокаивались: «Темные вы люди. Неужели вам неизвестно, что наука доказала: мы произошли от обезьяны».
– То, что мы, верующие, – не сдавался монах, – сотворены по образу и подобию Божию, в этом я не сомневаюсь.
Собравшиеся вокруг бабушки одобрительно закивали головами и я вместе с ними.
– Но то, что вы, атеисты, произошли от обезьяны, я в этом также не сомневаюсь.
Все дружно засмеялись. Не до смеха было только парочке атеистов.
– Ах, ты хам, антисоветчик, тебе это так не пройдет! Мы сейчас знаешь куда пойдем и там все о тебе напишем?!
На этом и расстались. Я же подошел к безстрашному защитнику веры, задал некоторые вопросы и, получив ответы, отправился с чувством глубокого духовного удовлетворения в Москву.
Вот настоящий христианин! Вот истинная Церковь!
Я не знаю, как сложилась дальнейшая судьба этого монаха. Мне он никогда не встречался на жизненном пути и больше я его в Троице-Сергиевой лавре не видел, но он вдохновил меня на всю оставшуюся жизнь. Уверен, что катакомбы или полукатакомбы были и в официальной Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Интересно, что об этом говорил и протопресвитер Русской Зарубежной Церкви Георгий (Граббе), будущий епископ Григорий.
В СССР нередко публиковались фотографии задержанных верующих, пытавшихся тайно распространять в стране Библию и другую религиозную литературу. Это считалось преступлением.
Когда мы, верующие люди, в годы коммунизма тайно собирались, читали и распространяли тамиздат и самиздат, черно-белые фотографии икон Царской Семьи и новомучеников Российских, рискуя заплатить за это не только карьерой но и, возможно, свободой, разве это не было проявлением катакомбности?
Когда верующие отказывались вступать в пионеры, комсомол, партию, ходить на выборы и голосовать за советскую власть, разве это не было признаком подлинного православного исповедничества?
Русская Зарубежная Церковь – прошу не путать ее с отдельными осколками – следовала по царскому пути, далекому от крайностей, поэтому умела на своих Соборах возвещать правду Божию.
Участники Третьего Всезарубежного Собора 1974 года.
Вот удивительный документ: "Послание Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей «Православному русскому народу на Родине»".
«В мiре скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мiр".
(Евангелие от Иоанна, гл. 16, ст. 33)
«Со временем падет вера в России: блеск земной славы ослепит разум;
слова истины будут в поношении,
но за веру восстанут из народа неизвестные мiру
и восстановят попранное».
(Пророчество старца Глинской пустыни Порфирия)
Православные братья и сестры!
Осеняемый древней чудотворной Курско-Коренной иконой Владычицы нашей, Пресвятой Богородицы, по зову Первосвятителя свободной части нашей Русской Церкви Митрополита Филарета собрался в стенах Троицкого монастыря в Джорданвилле в Америке, Третий Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей.
Едиными усты и единым сердцем вознеся ко Господу молитвы о страждущем русском народе и о всех в темницах, заточении и тяжких обстоятельствах сущих, Третий Всезарубежный Собор, как и соборы прежних лет, проходившие под председательством Митрополита Антония Киевского и Галицкого и Митрополита Анастасия, внимательно ознакомился с положением Церкви, с условиями церковной жизни и с судьбами верных сынов и дщерей Русской Церкви на Родине.
Прибывшие в Троицкий монастырь Епископы свободной части Русской Церкви и представители клира и мiрян всех 14 епархий зарубежья, охватывающих Западную Европу, Северную и Южную Америку, Австралию и части Азии и Африки, засвидетельствовали тем самым свою любовь к гонимой Церкви и к ея подвижникам и свое внимание к процессам духовного пробуждения на родине. В то же самое время Собор полностью поддержал заявление Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета о невозможности для свободной части Русской Церкви установления общения с Московской Патриархией, которая даже в своих чисто церковных действиях, увы - несвободна. Свободная часть Русской Церкви твердо стоит на канонической основе Постановления Святейшего Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 года и, пользуясь своей свободой, всегда громко возвещала и возвещает всему мiру о преследованиях Церкви в СССР.
Собор имеет подробные сведения о верных даже до смерти пастырях и мiрянах нашей Церкви, по сей день томящихся во Владимирской тюрьме, в пермских, мордовских и других лагерях. Мы также из верных источников имеем сведения, касающиеся укрепления или возрождения религиозной веры в разных слоях и в различных возрастных группах населения нашей страны. Собор принял во внимание ряд документов так называемого Самиздата, в частности - исходящих из кругов Истинно-Православной Церкви (Патриарха Тихона), и ознакомился с данными о религиозной жизни на родине, собранными разными доступными нам путями.
А.И. Солженицын. Пинега. 1969 год.
Известный писатель А. И. Солженицын представил Собору свое письменное обращение, в котором описал, как «скорбная картина подавления и уничтожения православной Церкви» в СССР сопровождала всю его жизнь от первых детских впечатлений. По убеждению писателя «приходится признать», что декларация митрополита Сергия Страгородского о лояльности Церкви к безбожной власти, изданной им в 1927 году, «не была спасением Церкви, но безоговорочной капитуляцией, облегчающей властям “плавное” глухое уничтожение ея». А. И. Солженицын считает, что обманом были и так называемые уступки 1943 года: «Вот прошло еще 30 лет - и все с той же несмиренной атеистической злобой власть гнетет и давит русскую Церковь и лишь в той мере терпит ее (думает, что в той мере!), в какой нуждается в ней для политической декорации и вмешательства в дела Церкви международной».
Эти слова созвучны тому, что сразу после декларации митрополита Сергия писали многие епископы в России и тому, что тогда же и в последующие годы заявили Митрополит Антоний, Митрополит Анастасий и соборы русских епископов за границей с тех пор и доныне.
Но, пишет Солженицын Собору, «чувствуя плечи друг друга, мы утверждаемся против гонений. Круг верующих еще много шире, чем кому доступно и кто смеет посещать храмы. В рязанской области, которую я наблюдал больше других, до 70 процентов младенцев окрещивается, несмотря на все запреты и преследования, а на кладбищах кресты все больше вытесняют советские столбики со звездой... Конечно, это еще далеко не разгорбленная Церковь: она пронизана доносителями на штатных должностях, ограничена во всех видах гражданских прав, ея священники - под произволом атеистических самодуров, реально не существует приход и приходская деятельность, отрезаны пути христианского воспитания отрочества и юности, - но уже молодость сама своими ногами все гуще приходит в храмы... Церковь пережила жестокости, которых пережить невозможно, и вот стоит, хоть и далеко от своего естественного объема, и вот крепится - если не организацией своей, то духом верующих и новообращенных...»
А. И. Солженицын свидетельствует, что «нынешняя Церковь в нашей стране – плененная, угнетенная, придавленная, но отнюдь не падшая. Она восстала на духовных силах, которыми, как видим, Господь не обделил наш народ». Ея «воскрешения и стояния» Солженицын не приписывает верности программе митрополита Сергия Страгородского и его последователей.
«Я поклоняюсь памяти Патриарха Тихона», – пишет Собору А. И. Солженицын. «Внезапная смерть Патриарха (с большой вероятностью - чекистское убийство) лишь подтверждает праведность его линии. Таким же смертным подтверждением в тюрьмах ГПУ, на Соловках, в других лагерях и ссылке была отмечена правота тысяч священников, монахов, епископов и патриаршего местоблюстителя Петра. И кто преклоняется перед твердостью их, тот не может не оплакать ложную линию угодничества, начатую митрополитом Сергием… а его последователями продленную и даже раскатанную по наклонной вниз... Теперь мы обучились, да и то не все, что людовраждебной силе, впервые вообще узнанной в XX веке и первыми нами, в России, недопустимо духовно подчиняться ни на вершок: всегда - гибель. Под этой властью только твердостью мы добываем простор, либо когда власть вынуждается; из доброй милости мы никогда еще не получали ничего. А последние годы таково в нашей стране расположение сил и слабостей, что Московская патриархия могла бы сама, одной лишь непреклонностью своею, быть может с потерею нескольких должностей, - от многих пут и унижений решительно разсвободить нашу Церковь. Я и сегодня не смотрю иначе на предмет моего письма Патриарху Пимену в позапрошлом году. К освобождению ото лжи кого же было призвать первыми, если не духовных отцов?»
В одном из документов так называемого Самиздата, рассмотренных Собором, мы читаем: «Духовное обновление России и освобождение Церкви еще предстоят». И тогда и Московская Патриархия и Катакомбная Церковь и мы, Зарубежная Церковь, предстанем на суд Поместного Собора Русской Православной Церкви.
Собор свидетельствует: граница между охранением Церкви и соблазнительным самосохранением проведена Святейшим Патриархом Тихоном, его законным Местоблюстителем Митрополитом Петром, Митрополитом Казанским Кириллом, Петроградским Митрополитом Иосифом и соловецкими исповедниками во главе с Архиепископом Илларионом (Троицким).
Один из упоминаемых в соборном послании героев веры безстрашный исповедник Борис Талантов, умерший в брежневских застенках в 1971 году.
Эту границу за последние годы вновь четко провели Архиепископ Ермоген, некоторые священники, среди них Николай Гайнов и Димитрий Дудко, вятские мiряне во главе с Борисом Талантовым, защитники Почаевской Лавры, такие как Феодосия Кузьминична Варрава, и многие другие.
Почавская лавра подвергалась особо сильным гонениям в 1960-70-е годы. Насельники обители оказались настоящими исповедниками. Во многом благодаря деятельности Русской Зарубежной Церкви, на Западе рассказывавшей о гонениях на обитель, лавра не была закрыта.
Эту границу провел и Солженицын своим призывом «Жить не по лжи!»
Жить не по лжи и чтить память святых мучеников и исповедников нашей Церкви - это и есть граница, отделяющая действительных тихоновцев от "иродовой закваски сергиевщины", как об этом писал умерший в заточении обличитель нынешних возглавителей патриархии Борис Талантов.
В своих неусыпных молитвах друг за друга, в своей любви о Господе Иисусе, в своей верности идеалу прошлой и будущей Православной Руси верные архипастыри, пастыри, иноки и мiряне по обе стороны железного занавеса едины. Вместе они составляют Святую Церковь Русскую - неделимую, как неделим нешвенный хитон Христов. Всезарубежный Собор принял ряд решений об оказании практической помощи духовному возрождению на родине силами российского церковного зарубежья.
Сам великий проповедник Христовой веры святой Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маран афа» (т.е. Господь наш грядет). Самыми лютыми ненавистниками Христа Спасителя в человечестве оказались Маркс, придумавший коммунизм, и Ленин, соблазнивший коммунизмом русский народ, сковавший его коммунистическим пленом и задумавший распространить этот проклятый апостолом коммунизм на весь мiр. 56-летний плен России коммунизмом ясно показывает, что он вдохновляется диаволом, которого Христос Спаситель назвал человекоубийцей, лжецом, отцом лжи и всякого зла (Иоанн 8, 44). Мы, по милости Божией, избежавшие коммунистического плена и всех его бедствий, зовем многострадальный русский народ и в том числе доблестное воинство и всех коммунистов отвергнуть в своей жизни марксизм-ленинизм и возвратиться к вере своих отцов, возвратиться к Христу Спасителю Богу нашему. Нам всем надлежит принести Богу искреннее глубокое и чистосердечное покаяние и в покаянии обрести как бы второе крещение, которым тысячу лет тому назад просветил русский народ святой равноапостольный великий князь Владимiр. Тогда наша великая многострадальная и славная Россия обретет свой исторический путь и дарует всему русскому народу и всем народам, населяющим нашу страну, свободную и благословенную жизнь на обновление всего смятенного ныне человечества.
Советская карикатура на Царя-Мученика. Именно по таким картинкам и знали граждане СССР о том, как выглядел последний Государь.
Фотографии святой Царской Семьи были под запретом.
Ей, Господи, услыши сие моление недостойных рабов Твоих, по предстательству безчисленного сонма святых мучеников, пострадавших от Твоих врагов, с Святейшим Патриархом Тихоном, святителями Божиими, сохранившими истину, Царем Мучеником Николаем Вторым и Его Семейством и безчисленным множеством людей, убитых, замученных и погубленных во имя господства зла на земле, которое да обратится в торжество правды, истины и света Божия.
Сия победа победившая мiр вера наша. Аминь.
Свято-Троицкий монастырь, Рождество Пресвятой Богородицы 1974 года.
Филарет, Митрополит Восточно-Американский и Нью Йоркский,
Председатель Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей.
Никон, Архиепископ Вашингтонский и Флоридский
Серафим, Архиепископ Чикагский и Детройтский
Филофей, Архиепископ Берлинский и Германский
Виталий, Архиепископ Монреальский и Канадский
Антоний, Архиепископ Лос-Анжелосский и Южно-Калифорнийский
Аверкий, Архиепископ Сиракузский и Троицкий
Антоний, Архиепископ Женевский и Западно-Европейский
Антоний, Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский
Серафим, Архиепископ Сан-Паульский и Бразильско-Венецуэльский
Феодосий, Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский
Нектарий, Епископ Сеаттлийский
Павел, Епископ Штуттгартский и Южно-Германский
Лавр, Епископ Манхэттенский
Константин, Епископ Брисбенский
Вице-Председатели от духовенства: Протопресвитер Иоанн Легкий и Протопресвитер Алексий Ионов.
Вице-Председатели от мiрян: Профессор Василий Иванович Алексеев и Светлейший Князь Владимир Дим. Голицын и 70 членов Собора.
Удивительный по силе духа документ. И, увы, он никак не мог бы появиться из-под пера ультрагреческих зелотов и их нынешних последователей в осколках.
Нам часто указывают на то, что РПАЦ предали анафеме митр. Киприана и его последователей. Но странное дело: читая книгу воспоминаний, пожалуй, самого известного клирика этой юрисдикции протоиерея Михаила Ардова «Всё к лучшему», я обнаружил идеи, явно близкие к покойному митр. Киприану. Скажу без обиняков: мое отношение к прот. Михаилу Ардову самое почтительное. Отец Михаил – прекрасный писатель, выдающийся деятель российской культуры, исповедник и обличитель неправды Московской патриархии. И у меня не вызывает осуждения тот факт, что в мемуарах отца Михаила защитниками Церкви с большой буквы называются не только иерархи РПЦЗ, Катакомб, но и некоторые архипастыри Московской патриархии. Именно так характеризует автор своего духовного наставника архиепископа Киприана (Зернова). А ведь, как известно, владыка Киприан не принадлежал к церковным диссидентом и более того, во времена хрущевских гонений был Управляющим делами Московской патриархии.
Протоиерей Михаил Ардов.
Архиепископ Киприан (Зернов).
Жизнь неизмеримо сложнее и прекраснее, чем это видится фанатикам или политикам различных церковных юрисдикций. Не всё укладывается в черно-белые штампы. И мне очень бы хотелось, чтобы РПАЦ никогда не осудила отца Михаила за его слишком широкие и глубокие мысли, свойственные настоящему православному христианину. Ортодоксальность – это не ущербность, но, напротив, смиренное понимание того, что нельзя всё разложить по полочкам. Надо смиренно признать, что есть область тайны Божией.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Безусловно, почти все мы, считающие себя наследниками православной России, воспринимаем себя как чада неразделённой Российской Поместной Церкви. Есть конечно те, которые перешли под омофоры других национальных церквей, но это их выбор, поэтому брать в счет их мнения мы не будем. Для них историческая боль России не является столь близкой как для нас.
Икона новомучеников и исповедников Российских.
Вполне естественно, что мы воспринимаем как свое, то богословское наследие, которое было в Российской Церкви до её вынужденного разделения на зарубежную свободную часть и находящуюся в Отечестве под игом безбожных коммунистов. Временами нам может показаться, что некоторые поступки в церковной жизни ушедшей эпохи были неправильными или ошибочными, тем не менее, мы не можем дать окончательную оценку тем деяниям. Почему? На этот вопрос можно дать много ответов, но прежде всего следует отметить, что мы пока, как минимум, не имеем возможности созвать соответствующую богословскую комиссию для оценки тех событий.
Полагаю, что можно и должно рассуждать о тех ошибках и недоумениях, высказывать своё частное мнение на основе святоотеческого богословского наследия, но необходимо смиренно признать, что пока нам не по силам произнести окончательный суд над жизнью Церкви той прошедшей эпохи. Тем более следует заметить, что судить спешат как раз те, кто даже не способен объединиться в истине с другими церковными общинами, вставшими на путь борьбы с апостасией.
К сожалению, большинство современных борцов с апостасией как-то очень своеобразно рассуждают о границах земной Церкви, ограничивая её пределы только своей юрисдикцией, не давая права им подобным называться тоже Церковью. И таких православных юрисдикций на сегодняшний день не один десяток.
Во многих из них довлеет такая логика, что они есть последний остаток истинной Церкви, поэтому, кто не с ними, тот вне Церкви. Одновременно все они считают себя наследниками той единой Российской Поместной Церкви. Рассуждая о границах Церкви, упомянутые зилоты путают свойства Церкви на земле, состоящей в основном из грешных ограниченных людей, и свойства Церкви торжествующей Небесной.
Для членов Церкви земной требуется приложить немало усилий, чтобы достичь цели спасения. Для этого, между прочим, установлен институт соборности на основе любви. Вся земная история говорит о том, что духовная брань, сопутствующая желающим спасения, требует от человека в частности и от любой поместной церкви в целом приложения немалых усилий, чтобы не попасть в сети врага.
Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12).
За почти двухтысячелетнюю историю христианства на земле немало поместных церквей уклонились в те или иные еретические заблуждения – это Западная (ныне римо-католическая), Армянская, Эфиопская и другие. Здесь уместно вспомнить слова древнего учителя Церкви святителя Петра Хрисолога (450): «Малый кораблец Христов иногда возносится к небу, иногда опускается в бездну, иногда Христовой управляется силою, иногда колеблется страхом, иногда покрывается волнами страстей, иногда выплывает на веслах исповедания» (Петр Хрисолог, архиепископ Равеннский. Поучительные слова. Т. I. Слово 19. О укрощении морской бури).
"Корабль среди бурного моря". Иван Константинович Айвазовский. 1887. Холст, масло.
Святитель Петр Хрисолог епископ Равеннский (ок. 380-450).
Т.е. выходит, что при безоговорочной святости Церкви, как богочеловеческого организма, возглавляемого Самим Господом Иисусом Христом, говорить о безгрешности и безусловной истинности поместных церквей нельзя. Тем более в наши смутные времена, когда по слову Василия Великого, современное положение церковной жизни похоже на ночное сражение, когда в темноте не сразу отличишь своих от чужих.
Может быть, стоит брать пример с тех, которые принадлежали к Российской Православной Церкви, а именно со св. Царя-Мученика Николая и всей его святой семьи, святых Оптинских старцев, св. прав. Иоанна Кронштадского, свщмчч. Петра Крутицкого и Кирилла Казанского и всех новомучеников и исповедников Российских и ещё многих и многих святых угодников Божиих?
Мужество, соединенное с благоразумием, умение не делать поспешных выводов и другие добродетели отличали их от большинства наших современников.
Как можем мы сейчас в таком плачевном состоянии проводить ревизию богословского наследия Российской церкви? Начав осуждением Архиерейского собора РПЦЗ 1994 года, можно усомниться и в деяниях Поместного собора Православной Российской Церкви 1917-18 гг.. И это уже происходит с некоторыми горе-критиками, которые пошли ещё дальше и усомнились в православии самого свт. Феофана Затворника.
Архиерейский Собор РПЦЗ 1994 года.
Свят. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, прославлен на Архиерейском Соборе 1994 года.
Митрополит Виталий (Устинов) Первоиерарх РПЦЗ: Мы можем войти в общение с Митрополитом Киприаном.
ПОСТАНОВИЛИ: Установить молитвенное и евхаристическое общение с греческим Старостильным Синодом Митрополита Киприана, а также с Преосвященным Фотием Триадицким, Болгарской Старостильной Православной Церкви.
(ПРОТОКОЛ №7 Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 28 июня/11 июля 1994 г.)
А ведь документы различных современных православных групп, начиная от РПАЦ и заканчивая СПС (Союзом православных священников) как раз этим и занимаются, поскольку осуждение ими приснопамятного митрополита Оропосского и Филийского Киприана касаются его мнения о том, что нельзя окончательно судить, насколько апостасийные процессы стали необратимыми в церковной жизни так называемого официального православия. Т.е., проще говоря, давать ли окончательный ответ на вопрос такого типа: можно принимать сегодня священника из Московской патриархии как священника, или перерукополагать его заново?
Прежде чем опубликовывать те или иные громкие заявления богословского характера, стоило бы попробовать собраться всем, кто прекратил поминовение еретичествующих. Но для этого необходимо установить элементарную богословскую грамотность лиц, желающих соборного обсуждения тех или иных церковных вопросов. Ибо не секрет, что многие священнослужители даже не могут внятно объяснить, что такое арианство, монофизитство и монофелитство.
Как ни прискорбно об этом говорить, но проблема невежества, имеющая своим корнем полуобразованность, близка не только людям, получившим кое-как мирское образование, но и духовенству, как низшему, так и высшему. Клиповое мышление, не позволяющее человеку подойти к тому или иному вопросу серьёзно и обстоятельно, разрушительно сказывается на всей церковной жизни. Какое-нибудь яркое объявление в интернете на определённую тему зачастую становится решающим в богословских спорах между верующими. Да и сама способность вести достойные богословские дискуссии переживает в наше время серьёзный кризис, особенно в среде вставших на путь борьбы с апостасией.
Поэтому рассуждая о так желаемом всеми церковном объединении в истине, нужно помнить слова святителя Филарета (Вознесенского):
«Истина, как всегда, находится между этими двумя крайностями. Ее выразил подвижник того же V века, преподобный Иоанн Кассиан, учение которого называется синергизм (т. е. содействие). По его учению, человек спасается только во Христе, и благодать Божия в этом спасении - главная действующая сила. Однако, кроме действия благодати Божией для спасения нужны и личные усилия самого человека. Одних личных усилий человека недостаточно для спасения - но они необходимы, ибо без них и благодать Божия не станет совершать дело его спасения. Таким образом, спасение человека совершается одновременно чрез действие спасающей Божией благодати - и чрез личные усилия самого человека. По смелому выражению некоторых отцов Церкви, Бог сотворил человека без участия самого человека - а спасти его без его согласия и желания не может, ибо Сам сотворил его самовластным. Человек свободен выбрать добро или зло, спасение или погибель - и Бог не стесняет его свободы, хотя и призывает его постоянно ко спасению».
(Митрополит Филарет (Вознесенский) Христианский катехизис. Гл. 9).
Опытный кормчий РПЦЗ святитель Филарет (Вознесенский).
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: С большим сожалением я прочел заявление архиеп. Андроника, архиеп. Софрония и еп. Андрея, в котором они утверждают, что не считают учение митр. Киприана в его «Экклезиологических тезисах» православным (http://www.rocana.org/page/home.ru/639). Скорбь вызывает и то, как легко уважаемые архипастыри подвергают сомнению верность решения Архиерейского Собора РПЦЗ 1994 года. А ведь речь идет о постановлении догматического характера. Этот Собор признал «Экклезиологические тезисы» не только православными, но и совпадающими с традиционной экклезиологией РПЦЗ. Русская Зарубежная Церковь тогда была единой в своем отношении к хранению чистоты Православия от экуменизма и других проявлений апостасии, в обличении мирового зла и в любви к многострадальной России и ее народу.
К сожалению, этого нельзя сказать о современном состоянии РПЦЗ. Представители многочисленных осколков подозревают друг друга, обвиняют в измене идеалам РПЦЗ и при этом считая себя единственными продолжателями их, дерзают выносить суд не только о тех или иных частных мнениях выдающихся представителей Зарубежной Церкви, но и соборных ее постановлениях. Прежде всего это касается решения Архиерейского Собора РПЦЗ 1994 года.
И вот, три уважаемых архиерея вместо бережного отношения к наследию Русской Зарубежной Церкви встали на точку зрения современных крайних зелотов, с которыми РПЦЗ общения не имела. Что ж, это их выбор.
В защиту же митр. Киприана хотелось бы сказать еще пару слов. Его обвиняют в первую очередь в том, что он будто бы допускал мысль, что католики находятся в Православной Церкви, поскольку Вселенского Собора, осудившего их, не было. Митр. Киприан так не считал. Он писал о том (см. его ответ прот. Льву Лебедеву), что хоть Вселенского Собора с таким решением и не было, но были постановления Константинопольских Соборов об осуждении католичества (Двукратный Собор, Собор 1053 года и далее). Они имеют вселенский авторитет, поскольку их постановления были приняты всеми Православными Церквами. Таким образом осуждение католичества на вселенском уровне в Православии все-таки состоялось.
Митрополит Филийский Киприан.
Это о современных экуменистах и новостильниках приснопамятный владыка Киприан писал, что поскольку они еще не осуждены Вселенским Собором, то мы не можем считать их состоящими вне Церкви. По мысли митр. Киприана, отпадение от Церкви – это процесс. Экуменисты и новостильники находятся в этом процессе. А до их окончательного отделения таинства у них действенны, но совершаются они в осуждение еретичествующим и сознательно имеющим с ними общение и в освящение тем, кто находится в неведении относительно неправды экуменизма.
Именно такой, если судить не по высказываниям частных лиц, хоть и весьма именитых, а по соборным решениям, была экклезиология РПЦЗ, в частности ее отношение к Московской патриархии.
Всем нам, кто хочет быть верным традициям и идеалам Русской Православной Церкви за рубежом, нужно помнить слова Откровения апостола Иоанна Богослова, о которых напоминал третий первоиерарх РПЦЗ святой митрополит Филарет: «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3:11).
Митрополит Филарет (Вознесенский).
Комментарии
Оставьте комментарий