Икона Всех святых.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: «Дивен Бог во святых Своих» (Пс. 67:36) – говорит Священное Писание. Святые – это те, кто возлюбил Христа и смог преодолеть всё – прежде всего внутри себя, – что мешало им на пути, по которому вела их любовь к Богу. Чем больше человек любит Бога, тем больше духовных благ Бог дает такому человеку. О грешной женщине, которая с покаянием умыла ноги Спасителю и вытерла своими волосами, Господь сказал: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7:47).
Рубенс и Ван Дейк. Пир у Симона фарисея. 1618-1620. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Отличительный признак святых – горячая любовь ко Христу. В ответ на нее Господь не оставлял их, помогая в многообразных муках, борениях, искушениях, давая терпение и крепость духа. «Кто отлучит нас от любви Божией: – восклицает святой апостол Павел, – скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35-39).
Каждая страна чествует людей, которые с точки зрения общества сделали что-либо великое. К сожалению, далеко не всегда эти герои являются образцом нравственного и духовного совершенства. Сравнивая их жизнь с жизнью православных святых, мы можем судить о том, насколько общество отошло от евангельского идеала. То, что сейчас у нас многие с ностальгией вспоминают о Сталине и вообще о советском периоде, а улицы городов названы именами богоборцев, свидетельствует о духовном нездоровье нашего народа.
А ведь когда-то наша страна называлась Святой Русью. Такое название говорило об идеале, к которому стремилось большинство русских людей. Идеалом таким была святость. Человека уважали за то, что свою жизнь он посвящал Христу, исполнению Его воли. Себя сравнивали с образом жизни святых и, видя разницу, воздыхали в глубине своей души и каялись пред Богом.
Как не хватает такого сравнения и покаяния сейчас! Оно способно пробудить в нас любовь ко Христу и изменить нашу вечную участь.
Свт. Серафим (Соболев).
Святитель Серафим (Соболев) писал: «Не оставит и нас с Вами Господь, мои возлюбленные о Христе чада, Своею милостью в той или иной мере, если и в нас будет эта решимость полюбить Христа и следовать Ему во все дни своей жизни. Если мы не успеем очиститься от всех грехов и страстей своих и умрем, имея в душе решимость любить Христа всем существом и неуклонно соблюдать все Его заповеди, то душа наша не пойдет к бесам для адских мук, но пойдет туда, куда она имела направление перед смертью, т. е. ко Христу и в Его Небесное Царство для вечного райского блаженства».
Причины всех бедствий, постигших нашу родину, заключаются прежде всего в том, что святость, как идеал, как предел стремлений, ушла из общественной жизни. Будем надеяться, что не навсегда. По крайней мере своим стремлением ко Христу, покаянием и молитвой будем подражать нашим благочестивым предкам.
Свт. Иоанн, Шанхайский и Сан-Францисский, чудотворец.
«Как путники, идя по пустыне ночью, взирают на небо и по звездам находят свой путь, так и мы должны взирать на наше русское небо, чтобы Господь указал нам путь и привел нас к миру и единству... чтобы Господь преобразил сердца русских людей... И воскреснет Русь во всей своей славе и величии» (Свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский).
Фрагмент иконы всех святых в земле Российской просиявших.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: На Поместном соборе 1917-18 г.г. было установлено во вторую неделю по Пятидесятнице отмечать память всех русских святых. Основным составителем службы празднику стал иеромонах Афанасий (Сахаров), будущий епископ.
Иеромонах Афанасий (Сахаров). 1913 г.
В связи с этим день всех святых в земле Российской просиявших наводит на размышления о судьбе владыки Афанасия, прославленного во святых в 2000-м году. История жизни приснопамятного святителя является примером противоречивости церковной истории России после трагедии 1917 года.
К сожалению, когда после Второй мiровой войны служба была опубликована, то предварительно из её текстов советская цензура исключила все упоминания о новомучениках и исповедниках нашей Церкви.
Служба всем святым в земле Российстей просиявшим. 1946 г.
Но не только коммунисты отличились исправлениями труда священноисповедника Афанасия. Их духовные рабы, возглавляемые ныне патриархом Кириллом (Гундяевым), не так давно изменили само название праздника и службы, посвящённой этому святому дню. Теперь, открывая службу всем святым в земле Российской просиявшим, мы прочитаем другое название: служба всем святым в земле Русской просиявшим. Слово «российской» заменено на «русской». Почему? Можно только догадываться, потому что официальные лица Московской патриархии внятных объяснений не дают.
Служба всем святым в земле Русской просиявшим. Современное издание.
Скорее всего это связано с украинским элементом в епископате Московской патриархии. Многие архиереи из Украины страдают национализмом, что выражается в почитании ими богохульника Тараса Шевченко. Для них слово Россия неприемлемо, притом что слово русский они воспринимают своим, родным.
Но это лишь мои, собственные предположения.
Однако вернёмся к памяти святителя Афанасия (Сахарова), исповедника ХХ века.
Будущий владыка родился в селе Парёвка Кирсановского уезда Тамбовской губернии 2 июля 1887 года. Отец его, Григорий Петрович, служил надворным советником, мама, Матрона Андреевна, происходила из крестьян Тульской губернии. В раннем детстве маленький Серёжа остался без отца.
Маленький Серёжа Сахаров в 1889 году, будущий архиерей.
С малых лет полюбил богослужение. В 1902 году поступил во Владимiрскую духовную семинарию. В 1908 году в Московскую Духовную академию, которую закончил в 1912 году со степенью кандидата богословия. В том же году был пострижен в монашество с именем Афанасий ректором академии епископом Феодором (Поздеевским), будущим исповедником и новомучеником Российским. Тогда же рукоположен во диакона, а затем и во священника.
Новомученик Феодор (Поздеевский). 1937 год. Фото из архива КГБ. Был активным противником Декларации митрополита Сергия (Страгородского), не поминал его. Расстрелян в 1937 году. В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей канонизирован в лике священномученика. В Московской патриархии ему в канонизации отказали.
Активно участвовал в работе Поместного Собора Российской Поместной Церкви 1917-18 г.г.
В 1920 году – архимандрит, назначен наместником владимiрского Рождественского монастыря.
По благословению патриарха Тихона 17 июня 1921 года был рукоположен во епископа Ковровского, викария Владимiрской епархии. Хиротонию совершили митрополит Владимiрский Сергий (Страгородский), будущий гонитель новомучеников; архиепископ Нижегородский Евдоким (Мещерский), будущий обновленец, и епископ Печерский, викарий Нижегородской епархии Варнава (Беляев), будущий катакомбник и Христа ради юродивый.
Епископ Варнава (Беляев). 1933 год. Фото из личного дела арестованного владыки Варнавы.
Время архиерейства владыки Афанасия было сложным во всех отношениях. Оно было началом испытания нашей Российской Поместной Церкви на прочность и прежде всего на верность Христу и Православию. Не все выдержали этот экзамен, а те, кто выдержал, стали причастниками святых Апокалипсиса.
Уже на закате своей земной жизни святитель Афанасий (Сахаров) писал: «27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца».
Епископ Афанасий (Сахаров). Тюремное фото 1937-38 годов.
Не прошло и года после архиерейской хиротонии, как в марте 1922-го года молодой епископ был осуждён. С этого момента начался долгий путь церковного арестанта, который закончился только в 50-х годах ХХ века.
За время заключения много общался с исповедниками и новомучениками, был соузником священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского, который обличал митрополита Сергия (Страгородского) в узурпации церковной власти.
Митрополит Кирилл (Смирнов). Фото из дела 1934г.
Владыка Афанасий в этом вопросе был полностью согласен с митрополитом Кириллом и до конца своей жизни не признавал митрополита Сергия (Страгородского), считая его деятельность антицерковной. Однако признал законность избрания в патриархи Алексия (Симанского), митрополита Ленинградского.
Вот как владыка Афанасий попытался аргументировать своё признание патриарха Алексия: «Помимо первоиерарха поместной Русской Церкви никто из нас не может быть в общении с Вселенской Церковью...».
Замечу, что объяснение, мягко говоря, не выдерживает никакой критики. Вселенской Церковью руководит Сам Бог и никаких посредников для общения с Ней быть не может. Господь Иисус Христос является Главой Церкви и потому каждый во Христе пребывающий в Церкви пребывает. Есть только одно препятствие к общению со Вселенской Церковью – это грех. Неправославное исповедание, разврат, лицемерие, гордыня – вот, что препятствует нам единению со Христом. Не отсутствие некоего «первоиерарха», «епископа» или «священника», а грех.
В истории Церкви не раз бывало так, что не было ни одного православного архиерея и даже простого священнослужителя, но Церковь была.
Преподобный Максим Исповедник. Он был простым монахом, не имел священного сана. Когда преподобный Максим противостоял ереси, не осталось ни одного православного епископа.
Она существовала благодаря простым верующим людям, верным Православию. И Господь не оставлял Свою Церковь. А там, где было множество архиереев и священников, живших вопреки Евангелию, Христа не было. Как не было Его вместе с Анной и Каиафой, с фарисеями и саддукеями.
Я ни в коем случае не пытаюсь осуждать самого владыку Афанасия. Он был действительно достойным архиереем и исповедником. Но, следуя примеру Священного Писания, мы не можем умалчивать о тех или иных ошибках праведников, для назидания нас самих, помня, что нет человека без греха. Только Господь Иисус Христос безгрешен, а мы всего лишь ограниченные люди, стремящиеся жить по Евангелию.
Святитель-исповедник епископ Афанасий (Сахаров).
Церковь для того и установлена Христом, чтобы приводить нас ко спасению, исцеляя наши греховные язвы Таинствами и совместными молитвами. Но и мы, по слову Апостола, должны ощущать себя частью Церкви, дабы реагировать на любые возможные нарушения и погрешности: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:12-14, 24-27).
Христос – Глава Церкви.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Святой апостол Иоанн, движимый Духом Святым, написал: «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16). Любовь, сотворившая Вселенную. Любовь, запечатлевшая образ Свой в человеке. Любовь, избравшая Пресвятую Деву Марию Себе в Матери. Любовь вочеловечившаяся. Любовь исцеляющая. Любовь проповедующая. Любовь оплеванная и осужденная. Любовь израненная и распятая. Любовь умершая. Любовь воскресшая. Любовь, вознесшая человека. Любовь, благодатью Духа Святого сердца согревающая. Ее призывают христиане, Ей служат.
Именно Он, Бог, имя Которому Любовь, держит в руках ключи от ада и рая. Каждый из нас волен пригласить Бога в свою душу, чтобы Он открыл нашу внутреннюю дверь и вывел нас из мрака в Царство Божественной славы.
Как горько, когда человек отвергает любовь Небесного Отца!
Филипп Денисович Бобков.
Недавно, на 94-м году жизни скончался генерал армии, бывший зампредседателя КГБ СССР, член ЦК КПСС Филипп Денисович Бобков. В 1970-1980-е годы его фамилия вызывала страх, в 1990-е – чувство брезгливости и отвращения. Еще бы, великий инквизитор КПСС превратился в акулу дикого капитализма. С легкостью необыкновенной он стал опекуном Гусинского, Потанина, Смоленского. С 1992 по 2000 года Бобков – глава аналитического отдела холдинга АО Группы „МОСТ“ и советник олигарха Гусинского. Удивительно, но сверхлиберальных журналистов НТВ не смущал подобный расклад, несмотря на то, что уже давно понятие «государственное злодейство» и Бобков слились воедино.
Олигархи России за столом. Крайний справа - Гусинский.
Наши бедные обыватели, оболваненные пропагандистами со всех сторон, не понимают, что криминальную революцию сделали не диссиденты, а те, кто с ними боролись. Вовремя перестроившиеся советские партаппаратчики, комсомольские бонзы, сотрудники КГБ, красные директора и представители мiра криминала стали хозяевами жизни в ельцинской России. Трудно было, конечно, найти у этой публики понимание идеи о необходимости всенародного покаяния, декоммунизации, очищения официальной Церкви от предателей и стукачей. Мы не можем в полной мере рассуждать о внутреннем мiре товарища господина Бобкова. Меру добра и зла в каждом из нас знает до конца только Бог. И всё же надо помнить историю.
Филипп Бобков воевал, был ранен, потом пошел в органы госбезопасности, быстро взлетел по чекистской лестнице вверх. Его звездный час настал с приходом Андропова. Генерал Бобков возглавил 5-е Управление КГБ СССР, созданное специально для борьбы с инакомыслящими.
Леонид Брежнев не был жестоким человеком, но и он оставался рабом тоталитарной системы. В 60-70-е массовый террор ушел в прошлое. Предпочтение отдавалось точечным ударам по всем, кто смеет противоречить советской власти. Таковыми считали тогда и верующих. Средства борьбы с «идеологическими диверсантами» самые разные – от профилактических бесед-запугиваний до карательной психиатрии, т. е. когда здоровых людей за инакомыслие помещали в психиатрические лечебницы на многие месяцы, а то и годы, где подвергали несчастных настоящим пыткам, калечащим их здоровье. На совести генерала Бобкова десятки тысяч изуродованных судеб. Кто-то вынужден был покинуть страну, кто-то лишился работы, кто-то попал в тюрьму, кто-то потерял здоровье, кто-то погиб.
Анатолий Тихонович Марченко (1938-1986), рабочий, безстрашный правозащитник, многолетний узник лагерей. Когда кэгебешники предложили ему на выбор, или уехать из страны, или отправиться опять за решетку, Марченко выбрал заключение, хотя это для него означало верную смерть.
Анатолий Марченко во время отпевания.
Одной из первых жертв бобковского управления стал святой новомученик Борис Талантов, умерший в 1971 году в тюрьме. Одной из последних – безстрашный правозащитник и многолетний узник лагерей Анатолий Марченко, скончавшийся также в заключении.
Царственные Мученики.
Уничтожение дома Ипатьева. 1977 год. Свердловск.
По совету бобковской конторы Политбюро приняло решение об уничтожении Русской Голгофы – дома Ипатьева. Думал ли доживавший свой век в богатстве и почете генерал Бобков, что скоро ему придется встретиться на суде Божием со святыми Царственными Мучениками, новомучениками и исповедниками? А ведь палачом многих из них он был. Полагаю, что нет. Воспоминания и интервью умершего говорят нам о том, что он до конца оставался самодовольным и уверенным в себе человеком.
Колючие глаза Бобкова говорили о многом.
Не испытывал угрызения совести Бобков и по поводу загубленной страны. Именно под его руководством государственная безопасность пришла к полному развалу.
Одним из страшных последствий деятельности Бобкова и его товарищей является нынешнее положение Церкви. Достаточно упомянуть неутомимого любимца укронацистов почетного патриарха Киевского Филарета (Денисенко), давнего агента Бобкова. Можно вспомнить и других патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов, чья карьера неразрывно связана с 5-м Управлением Филиппа Денисовича. Бобкообразные в рясах стали живым проклятием современной церковной жизни. В свое время прекрасно писал по этому поводу протоиерей Виктор Потапов.
«Вспомним нашумевший на весь мир секретный доклад 1974 года, предназначенный для ЦК КПСС, в котором откровенно говорится о полном тогда контроле над Церковью Совета по делам религий (Вестник РХД, Париж, N 130 [1979] и 131 [1980]). Его автор, Василий Фуров, занимавший в то время пост заместителя председателя Совета, поделил церковную иерархию на три категории: полностью подчинённых госатеизму епископов, не совсем подчинённых и умеренно сопротивляющихся попыткам Совета свести на нет влияние и деятельность Церкви.
В фуровском документе нынешний патриарх Алексий II включен в первую категорию. Об этой группе Фуров пишет, что это архиереи, “…которые и на словах и на деле подтверждают не только лояльность, но и патриотичность к социалистическому обществу, строго соблюдая законы о культах, и в этом же духе воспитывают приходское духовенство, верующих, реально сознают, что наше государство не заинтересовано в возвышении роли религии и церкви в обществе и, понимая это, не проявляют особенной активности в расширении влияния православия среди населения” (Вестник РХД, № 130. с. 278).
Опубликованы и другие документы Совета по делам религий (Гласность, Москва, N 13, декабрь, 1987), в которых идёт речь о доносительстве нынешнего патриарха Алексия II на митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена (будущего патриарха). На них Советом по делам религий поставлен гриф “доверительно” и “строго конфиденциально”. Эти документы вскрывают важнейшие механизмы тогдашних взаимоотношений правящих иерархов РПЦ с представителями “атеистического начальства”.
Подлинность и фуровского отчета, предназначенного только для глаз функционеров ЦК КПСС, и “задушевных бесед” (доносов в Совет по делам религий) нынешнего патриарха, не вызывают в настоящее время ни малейшего сомнения. Известно, что о. Глеб Якунин был приговорён к длительному сроку заключения в том числе за то, что предал эти документы гласности. Этой утечке посвящён один из “секретных” документов КГБ — письмо от 15 января 1982 г. заместителя Председателя КГБ В.Чебрикова в ЦК КПСС на имя М.В.Зимянина (”Об утечке информации из Совета по делам религий при Совете Министров СССР” N 97-4; архивный N ЦК КПСС 01425). Заканчивается сей документ так:
“Комитетом государственной безопасности параллельно проводятся мероприятия по выявлению канала утечки вышеупомянутых документов за рубеж и установлению лиц, причастных к этому”.
Отец Глеб Якунин.
В ходе “выявления канала утечки документов” на допросах в КГБ о. Глебу Якунину обещали значительно сократить срок, если он только укажет источник утечки этих документов, что о. Глеб категорически отказался сделать.
Обнаружен и опубликован целый ряд других архивных документов, свидетельствующих о том, что многие иерархи Московской Патриархии одновременно являлись агентами КГБ, а отдельные, наиболее перспективные агенты госбезопасности были продвинуты на руководящие должности Московской Патриархии в качестве её иерархов.
В этих публикациях приводятся отрывки из рапортов “кураторов церковных” руководству КГБ, свидетельствующие о степени внедрения органов госбезопасности в церковную среду. Приведём здесь лишь одну запись за 1987 год:
“Впервые в составе советской делегации принял участие в генеральной сессии ЮНЕСКО агент “Адамант”. из числа иерархов РПЦ… Рассмотрено пять личных и рабочих дел на агентов террриториальных органов, рекомендованных для продвижения в руководящее звено Русской православной церкви. Начальник 4 отдела полковник Тимошевский” (ЦА КГБ л.356 из отчета 4 отдела 5 Управления).
Воистину, “кадры решают всё”. Примечательно, что агент “Адамант”, сиречь митрополит Ювеналий, согласно обнаруженным документам КГБ, вместе с другими иерархами Московской Патриархии и руководителями других конфессий в бывшем СССР был удостоен грамоты КГБ СССР “за многолетнее сотрудничество и активную помощь органам госбезопасности”, 1985 г., л. 51. Подготовлены записки в КГБ СССР о поощрении агента “Адаманта”. Шугай. В.И.Тимошевский.
Раскрыта и агентурная кличка другого видного церковного агента КГБ — “Аббат”. Эта кличка принадлежит Высокопреосвященному Питириму, Митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому.
С середины 1960-х годов по указанию КГБ Филарет возглавляет официальную Православную Церковь на Украине и является одним из высших иерархов МП.
В еженедельнике “Огонёк” был разоблачён “агент Антонов” — митрополит Киевский Филарет (Денисенко), Ему были посвящены три статьи. Их автор Александр Нежный заканчивает свою последнюю статью “Третье имя” так: “При рождении Его Блаженство нарекли Михаилом, при пострижении в монахи дали имя Филарет; третьим именем его назвали в КГБ”. Вдумаемся в значение этого третьего имени. Монах получает третье имя только при пострижении в великий ангельский образ — в схиму, а Его Блаженство и его собратья по Синоду это третье имя получили от КГБ при “пострижении” в агентурную службу богоборческой империи зла (следует отметить, что “третье имя” будущий агент КГБ сам себе выбирал и формально его получал, ставя свою подпись на документе о сотрудничестве).
Владимир Зелинский богословски развивает эту мысль так:
“Там, где за именами епископов церкви прячутся прозвища или кличка, она, т.е. церковь, превращается в антицерковь, что требовалось устроителю этого спектакля.
Потому что имя, среди прочего, ещё и частица литургии. Имя Божие, как и имя человека. Когда на Великом Входе поминаются имена Патриарха, правящего архиерея, служащего священника и “всех предстоящих и молящихся”, то в тот момент — несколькими словами — как бы собирается и озирается вся Церковь. Здесь она предстоит Отцу, Который каждого знает по имени. Под этим именем Он призывает, помнит, ведёт, судит, спасает, нас и — независимо от нашей веры или неверия — посылаем нам в дорогу Ангела-Хранителя.
“Имеющему ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит Церквам:
побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которое никто не знает, кроме того, кто получает” (Откр. 2: 17).
Но и там, где вольно или невольно пародируется Церковь, также происходит смена имен. “Потёмкин”, “Григорий”, “Аббат”. “Адамант” …
(…) И такая перемена имени имеет свою опору в Писании. Тот же Апокалипсис говорит: “… и не будут иметь покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертания имени его” (Откр. 14: 11), Неужели же все “потемкины” и “аббаты” никогда не вспоминали, сердцем не слышали этих Иоанновых слов?” (”Сказанное в темноте”, Русская мысль, 24 апреля 1992, с. 67}.
Парламентская Комиссия выяснила, что бывший представитель Патриархии в США архиепископ Климент (ныне Калужский) — агент “Топаз”. Митрополит Воронежский Мефодий до недавнего времени скрывался за кличкой “Павел”. Митрополит Филарет Минский “Островский”. Покойный митрополит Никодим Рогов — “Святослав”, а патриарх Алексий II — “Дроздов”. Эта огласка, однако, нисколько не мешает им продолжать свои обычные занятия — совершать богослужения, исповедовать верующих, принимать послов и других видных иностранных вельмож, созывать соборы и синоды, осуществлять различные благотворительные акции.
В своём слове о том, что нельзя лгать, Авва Дорофей писал:
“…Ни одна злоба, ни одна ересь, ни сам диавол не может никого обольстить иначе, как только под видом добродетели. Апостол говорит, что сам диавол преобразуется в ангела света, потому не удивительно, что и слуги его преобразуются в служителей правды (Кор, 11; 14-15)”.
Хиротония во епископа Кирилла (Гундяева). Александро-Невская лавра. 1976 год. Крайний слева - экзарх Украины митр. Филарет (Денисенко), в центре - будущий патриарх Кирилл, крайний справа - митр. Никодим (Ротов). Все трое имеют в ведомстве Бобкова другие имена.
На собрании студентов Московского государственного университета глава отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (он же агент “Михайлов”) заявил, что факт встречи духовенства с представителями КГБ “нравственно безразличен” (Бюллетень “Прямой путь”, N 1-2, 1992 г.).
С этим высказыванием никак нельзя согласиться. Никак нельзя считать нормальным и безвредным для Церкви вмешательство в Её жизнь какого бы то ни было государственного руководства, тем более богоборческого. Двух мнений на этот счет быть не может. Аморальность такого положения очевидна.
«…Всё церковное управление в течение полувека, все важные решения Московской Патриархии ставились в зависимость от прихотей коммунистических властей и их опричников, деятельность церковного и гебешного руководства переплетались столь причудливым образом, что Церковь зачастую была вынуждена заниматься сыском и разведкой, а чекисты — сугубо церковными делами. Это вопрос не политический, но вероучительный», констатирует Михаил Поздняев (”Русская мысль”, 27 марта 1992 г.).
Парламентская Комиссия направила руководству Московской Патриархии письмо (6 марта 1992 г.), в котором, в частности, предлагается следующее:
“Люстрация церковной агентуры могла бы быть жёстким, даже жестоким актом па отношению к Церкви, и без того много пострадавшей, комиссия считает, что лучше, если верующие сами найдут способ очищения от привнесенных, антиконституционных элементов. (…)
…Комиссия рекомендует внести в канонические и гражданские уставы запрет на тайное сотрудничество ответственных работников Церкви с органами государства, а также изучить предшествующую деятельность этих органов управления и международных отделов в свете соответствия этой деятельности конституционному принципу отделения Церкви от государства. Со cвоей стороны, для устранения опасности использования Церкви в антиконституционных целях, Комиссия предложила внести поправки в действующее законодательство, воспрещающие привлекать священнослужителей к оперативно-розыскной деятельности. Однако добиться практического использования этого положения возможно только при запрете с обеих сторон — и со стороны государства, и со стороны самой Церкви.
Комиссия выражает надежду, что Русская Православная Церковь сможет преодолеть тяжёлое наследие прошлого”.
Замечательная идея — принять закон, воспрещающий привлекать священнослужителей к оперативно-розыскной деятельности, попросту говоря, запретить доносительство, но Церковь уже ввела в свою жизнь такой закон (канон) более 1600 лет назад. На Эльвирском соборе Церкви в 313 г. в 73-й главе — о доносительстве — мы читаем:
“Если кто верный был доносчиком, и через его донос кто-либо подвергся преследованию или был убит, угодно, чтобы он не получал причастия даже при кончине (в некоторых списках: ‘кроме как при кончине’). Если дело было легче, через пятилетие он может получить причастие. Если он был оглашённым, по пятилетнем времени допускается ко крещению” (перевод с латыни из книги Acta Conciliorum. tomus I. Parisiis, 1715 г.).
Спустя год после Эльвирского собора другой собор Церкви — Арелатский принял еще один канон против доносительства, известный как 13-е правило:
“О тех. о которых говорят, что они выдавали священные писания, или господские сосуды, или имена своих братьев; угодно было нам, чтобы всякий из них, кто будет обличён из общественных актов, (а) не нагими словами, был удалён из чина клира. А если будет обнаружено, что они кого-либо рукоположили, и о тех, кого они рукоположили, дело прекращено. Да не вредит им рукоположение (в некоторых списках: ‘да не прекращается их рукоположение’). (Оттуда же).
Архиерейский собор, заседавший в Свято-Даниловом монастыре и Москве в апреле этого года, вместо того, чтобы вспомнить и возродитъ эти правила, постановил создать комиссию по расследованию публикаций о связях церковных деятелей с КГБ. Возглавил эту комиссию епископ Костромской и Галичский Александр, и в неё вошли семь епископов, хиротонисанных в последние два года. Факт их недавних хиротоний был особо подчёркнут в заявлении о создании комиссии, дабы убедить общественность в их полной свободе от каких-либо связей с КГБ. Комиссия состоит из тех, кого патриарх и члены его синода возвели на высокую иерархическую ступень. Не проще ли Патриарху и его Синоду вместо того, чтобы создавать расследование над расследованием, памятуя вышеприведенные каноны против доносительства, прямо и достойно ответить на поставленные вопросы и обвинения?
Судя по резолюциям московского архиерейского собора, об этих канонах и не вспоминали (архиереи Московской Патриархии предпочитают вспоминать лишь только один род правил, касающихся послушания епископу!).
Был упущен исторический момент решительно осудить грехи доносительства и лжесвидетельства, которые, увы, стали нормой церковной жизни Московской Патриархии.
Прп. Серафим Саровский.
Все эти факты из жизни Московской Патриархии вызывают в памяти страшное пророчество преп. Серафима Саровского, сказавшего:
“…будет время, когда нечестие архиереев русских превзойдет то нечестие архиереев греческих, которое было во время императора Феодосия Юнейшего и исполнится сказанное: “Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Мя языком, сердца же их далече отстоят от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учением заповедям человеческим” (Ис. 19; 13)”».
Патриарх Кирилл и его епископат.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий