Кадры решают все.
И.В. Сталин
По установившемуся мнению современное человечество зародилось от обезьяны в мрачных сумерках палеолитической революции. В Марксистско-Ленинской традиции эти времена примитивного коммунизма и всеобщего имущественного равенства принято называть первобытно-общинным строем. Человек овладел огнем, научился изготавливать луки и копья, устраивать западню для мамонта, жить в пещерах и одеваться в шкуры убитых зверей. Некоторые племена поселились на берегах Нила, Тигра и Евфрата, где природные условия предопределили переход от охоты и собирательства к оседлому образу жизни, земледелию и скотоводству.
Племенной строй представляет собой самодостаточную систему, где правит вождь и совет старейшин. Бесписьменные племена кривичей вели бесконечные войны с вятичами и древлянами, ирокезы уничтожали делаваров, тольтреки сменяли ольмеков, франки воевали с германцами.
Люди помнили имена своих дедов, прадедов, детей, внуков и передавали знания о происхождении мира, способах добывания огня, достижениях предков, устройствах ловушек на зверя и деяниях богов из уст в уста. Устная речь позволяла организовать сотни людей в единую группу, объединенную одной целью – как правило, захватить женщин соседнего племени и убить всех мужчин соседнего племени (Погнали наши парни городских).
Но память человека, или группы мудрейших людей – аксакалов, совета старейшин, ограничена продолжительностью жизни отдельного человеческого индивидуума и старческим склерозом. Запоминающее устройство – человеческий мозг - состоит из жиров и белков, и существует постольку, поскольку через него протекает кровь. Прекращается на 10 минут кровоток и черви съедают то, что осталось от компьютера, располагавшегося внутри черепной коробки, делая недоступной всю хранившуюся в нем информацию. Круговращению племенной вражды нет конца. Родоплеменной уклад может в принципе существовать до тех пор, пока светит солнце и растет трава. Или пока не придут Отцы Основатели, либо Кирилл и Мефодий. Что общего у всех этих славянских, индейских, финно-угорских, полинезийских, германских, франкских племен? Общим является особая информационная технология – устная речь, которая лежит в основе племенного уклада и по сути порождает его. Устная речь позволяет управлять несколькими сотнями людей, своего рода отрядом под предводительством полевого командира, Чингачгука, например.
Но вот появляется некто, и изобретает систему фонетического письма. Древнеегипетская письменность, согласно исследованиям египтологов, появилась около пяти тысячелетий назад, одномоментно и полностью функциональной. Вероятно, ее изобрел один человек. По преданию Египтян, она была дарована людям ибисоголовым небожителем Тотом. Так или иначе в мир пришла идея алфавита. Теперь знания стали храниться не только в недолговечном человеческом мозге, а также на папирусе и глиняных табличках, которые могут существовать тысячи лет, и черви не в состоянии их разрушить. Как сказано в пословице, "самые плохие чернила лучше самой хорошей памяти". Камни и глина в тысячи раз долговечнее человеческой плоти. Теперь появилась возможность картографировать участок земли в сотню квадратных километров и записать имена крестьян, живущих на этой территории, и следовательно, собирать с них дань и привлекать их к работам по списку. Возможно стало проектировать весьма сложные здания и сооружения. Так, по данным египтологов, древнеегипетскими призывниками из крестьян, под руководством писцов, а не рабами или инопланетянами, были воздвигнуты знаменитые пирамиды.
Письменность от руки порождает Парфенон, Колизей, Родосского колосса, Римскую Империю, и то, что марксисты именует «феодальным» строем. Княжество Рязанское и Новгородское, по сути мало отличается от Спарты, вольного города Марбурга, шумерского или древнеегипетского нома по количеству населения и технологическому укладу. В центре любого нома или удельного княжества расположен окруженный крепостной стеной Дворец и Храм, наподобие Московского или Казанского Кремля, со штатом грамотных администраторов, знающих начала арифметики и Евклидовой геометрии. При храмах организованы церковно-приходские школы или эддубы (дома табличек), где учатся дети чиновников, где хранятся и обновляются списки податных окрестных земледельцев и ремесленников, а также договоры с соседними княжествами. В центре села на Рязанщине в XIV веке православный храм. В нем священник, дьякон и пономарь. В храме также имеется Библия и метрические книги, где записываются данные о рождениях, свадьбах и смертях людей, проживающих на прилежащей территории. Эти сведения дублируются и посылаются в центр, в канцелярию князя.
Так продолжалось в течение четырех с половиной тысячелетий человеческой истории, начиная с периода Египетского Древнего царства и до пятнадцатого века от Рождества Христова. Государственное управление не претерпело за этот период никаких существенных изменений. При этом наблюдается определенная цикличность в развитии: отдельные номы или княжества объединяются под властью одного правителя, достигают своего расцвета – административного и культурного – а затем наступает период упадка, когда централизованное управление нарушается, и империя вновь распадается на отдельные княжества, которые затем вновь объединяются в империю под скипетром великих царей, либо становятся частью другого государства, находящегося на пике своего развития, либо просто уходят с исторической сцены, пропадая в волнах истории как Вавилон в песках пустыни.
Причем зачастую более древние государства оказываются значительно совершеннее последующих в смысле технологии и административного устройства. Рим второго века от Рождества Христова был значительно более развитым государством, чем Империя Карла Великого.
Никакого движения в смысле смены рабства феодализмом, как более прогрессивной формой эксплуатации человека человеком, не отмечается. Свободные ремесленники и крепостные крестьяне, переходившие по наследству вместе с землей, которую обрабатывали, составляли значительную часть общества еще во времена фараонов Древнего Царства, а конструкция древнегреческих храмов и публичных зданий не была примитивнее, чем в Европе XI века от Рождества Христова.
При этом все же наблюдалось некоторое прогрессивное технологическое развитие и накопление знаний. Бронзовое оружие сменилось более прочным стальным, древнегреческий механик Герон разрабатывал сложные механические игрушки. Им была создана первая паровая турбина. Архимед и Евклид значительно усовершенствовали математический аппарат и могли точно вычислять объем цилиндра, шара, и других фигур, чего жрецы Египта делать не могли. Но несмотря на все эти выдающиеся изобретения и открытия, качественного скачка в деле государственного управления не наблюдалось.
Почему? Потому что все эти изобретения практически не влияли на скорость обработки информации. Во всех когда-либо существовавших государствах имеются два ключевых компонента: во-первых, состоящая из людей иерархия, организованная по десятичному принципу, а во-вторых, свод писаных законов, которыми эта иерархия руководствовалась.
Данное явление можно объяснить, используя современный жаргон программистов: имеется хард и софт – аппаратная база и программное обеспечение. Правитель с подчиняющимися ему по десятеричному принципу управленцами представляет собой хард, а свод законов, которыми руководствуется иерархия управляя обществом – это софт, операционная система. А два этих компонента вместе представляют собой по сути компьютер – люди, прошитые сводом законов, подобным «Русской правде» или «Законам двенадцати таблиц», и есть структура, управляющая обществом.
Ни одно из сделанных за четыре с половиной тысячелетия изобретений и открытий не повлияли существенно на скорость этого компьютера.
Быстродействие государства ограничивалось скоростью переписчиков, быстродействием человеческого мозга, передвижением лошадей и парусных судов как в древнем Вавилоне, так и во Франции тринадцатого века.
Поэтому базовой единицей организации людей на протяжении четырех с половиной тысячелетий и оставался ном (город-государство, удельное княжество) – поселение, окруженное защитной стеной с примыкающими к нему сельскохозяйственными землями. Менялись имена царей и названия городов, но суть не менялась – информационной мощности десятеричной иерархии, пишущей от руки, хватало лишь для стабильного управления сотней тысяч людей. Это хорошо понимал Диоклетиан, который вынужден был разделить Римскую Империю на восточную и западную части.
В этой связи стоит отметить, что противопоставление рабовладельческого и феодального строя представляется некорректным. Логичнее рассматривать феодальный строй в Европе как период децентрализации и упадка Западной Римской Империи, а не как более высокую стадию организации производительных сил, порожденную борьбой класса рабов с угнетателями. «Рабовладельческий» строй вероятно является искусственным построением, обусловленным историческим периодом, когда Рим активно вел завоевательные войны, которые породили большой приток военнопленных, обращенных в рабов. Человек живет семьей. Рабы в бараках не самовоспроизводятся. Умершего раба необходимо заменить новым военнопленным. Если их нет, система перестает работать. Воины-землепашцы и зависимые крестьяне, казаки в России, месаули в доколумбовой Америке, феллахи на востоке, составляют экономическую основу уклада, порожденного письмом от руки на плоскости.
Человечество казалось обреченным на вечное вращение в круговороте феодальной раздробленности, но в 1450 году в Европе был построен печатный станок.
Изобретение Гуттенберга было уникальным. Оно кардинальным образом увеличило скорость работы с информацией. Печатный станок стал тем механизмом, который расширил информационный поток. Образно говоря, хранившаяся в византийских скрипториях и древних библиотеках информация, накапливавшаяся там несколько тысячелетий, удерживалась, как река плотиной, скоростью переписчиков. Печатный станок освободил эту реку и в истории человечества наступил качественно новый этап, так называемая эпоха Возрождения.
Печатная технология позволила стандартизировать языки, печатать в большом количестве правовые кодексы, учебники, карты, чертежи кораблей и домов, и что особенно важно, ввести на больших территориях единую систему мер и весов и бумажные деньги, создав таким образом основу для массового товарного производства. Можно сказать, что капитализм и государства наподобие Германии и Франции XVII века были прямым следствием работы станка Гуттенберга.
Десятеричная иерархия, вооруженная печатным станком, смогла уже стабильно управлять не удельным княжеством, а национальным государством с населением в десятки миллионов человек. Номы и феодальная вражда стали достоянием истории в тех регионах мира, где утвердилось печатное дело. Конец феодальной раздробленности на Руси положил в конечном итоге Московский Печатный двор, а не Иван Грозный. Следует отметить, что большая часть населения земли в силу разных причин не овладела данной технологией. Арабский мир, например, изобретение Гуттенберга не принял.
Таким образом, устройство общества определяется информационной технологией, которой оно овладело. Ее можно классифицировать следующим образом: 1) устная речь; 2) письмо от руки; 3) печатный станок; 4) компьютер.
Именно информационная технология, а не борьба классов определяет развитие общества. При этом техника совершенствуется, а люди не меняются. Умственные способности Авраама и Платона не хуже, чем у Достоевского и Черчилля.
Материалисты верят, что изобретения проистекают из сложившихся материальных условий – требуется, например, печатный станок, и его изобретают. Но в доколумбовой Америке очень требовалось колесо, но оно не было там изобретено. Мы же христиане верим, что Бог управляет развитием человечества, и что нужные мысли приходят к изобретателям, поэтам и кинозвездам своевременно и не случайно. Тальков писал по этому поводу:
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты
Глаза таких Божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте
И в хаосе проблем их души вечно светят
Тем мирам, что заблудились в темноте
Они уходят выполнив задание
Их отзывают высшие миры
Неведомые нашему сознанию
По правилам космической игры.
При этом надо иметь ввиду, что падшие миры тоже посылают к нам своих людей, таких как Блаватская, Гитлер и Чикатило, например.
Мы живем в уникальную эпоху информационной революции. Человечество получило в свое распоряжение электронный компьютер. Он теперь управляет двигателями автомобилей, дорожным движением, металлообрабатывающими станками и самолетами. Новая информационная технология на наших глазах порождает новый уклад жизни человечества. Теперь становится возможным картографирование всей земли и создание списка всех ее жителей в рамках крупного центра обработки данных. В 1950-е годы российский инженер Китов предложил создать сеть подземных бункеров, связанных между собой, а также с предприятиями и воинскими частями для управления экономикой страны в мирное время и с войсками в случае войны. Его идеи не нашли понимания у тогдашнего руководства СССР. Однако на сегодняшний день мечты Китова уже отчасти воплощены в реальность в мировом масштабе. Существует сеть компьютерных бункеров, связанных между собой. И значительная часть человечества связана с ними посредством сотовых телефонов (носимых персональных компьютеров). Национальные государства уже не удовлетворяют информационной технологии, которой овладело человечество, и на наших глазах формируется новый мировой порядок – все более централизованный. Логика развития событий такова, что всем миром будет возможно управлять из одного центра. Вскоре возможен даже будет тотальный контроль всего денежного обращения в планетарном масштабе. И никто не сможет ни продавать, ни покупать без разрешения власти. А у власти может встать и некто подобный Ироду Великому.
Возможны два варианта развития событий: либо будет построен электронный «рай», либо электронный концлагерь. Если бы КПСС владела технологией, доступной сейчас, материально люди жили бы вероятно все лучше и лучше. Но проблема в том, что КПСС имела единственно верные ответы на так называемые «Большие вопросы»: Есть ли Бог? Какая вера истинная? Что есть добро? Если сеть компьютерных бункеров попадет в руки людей, которые знают ответы на эти вопросы, то человечество, вероятно, ждет ситуация, о которой писал Оруэлл в романе «1984»: «Представьте себе лежащего человека, на лице которого сапог. И представьте, что так продолжается вечно». При этом хозяин сапога может называть себя и Христианином.
Но не станем отчаиваться. Мы, православные люди, были предупреждены об этой ситуации Иоанном Богословом еще две тысячи лет назад. Грядет с облаками Тот, Кто освободит человечество из концлагеря смерти навсегда. Ей, Гряди Господи Иисусе!
23. Ноябрь 2017
Дмитрий Сергеев.
Комментарии
Оставьте комментарий