Епископ Ярравилльский и Австралийский Андрей. В чем наши разногласия с Синодом Архиепископа Каллиника

12 февраля 2018

Андрей
Еп. Андрей (Ерастов).

(Эта статья отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с мнением других архиереев нашего Собора.)

Наши прихожане многократно высказывали свое недоумение, почему Синод Истинно Православной Церкви Греции, под председательством архиеп. Каллиника, не опубликует официального документа, объясняющего их позицию по отношению к нам. Недавно на имя Вл. Архиеп. Андроника получено Послание от Синода Архиеп. Каллиника, в котором достаточно ясно видна эта позиция.

Это Послание является попыткой убедить нас вернуться в подчинение митр. Агафангелу. С этой целью греческие архиереи советуют нам возобновить переговоры с митр. Агафангелом, намекая, что они готовы оказать давление на митрополита, чтобы тот согласился на приемлемые для нас условия.

Афинские архиереи пишут, что их побудило обратиться к нам их желание «выразить свою боль и горе из-за продолжающегося разделения среди ...иерархов Русской Зарубежной Церкви». Они добавляют, что «все они молятся, чтобы нашелся как можно быстрее выход из этого болезненного кризиса».

В то же время их Послание упрекает нас за то, что мы «поспешили... принять в общение другого епископа в Америке». Но кто этот «другой епископ» с его паствой? Они такие же русские люди, десятки лет принадлежавшие вместе с нами к той же Зарубежной Церкви, и только в результате злонамеренной деятельности таких личностей, как митр. Агафангел и архиеп. Тихон, оказавшиеся разделенными. В таком случае, почему наше объединение с Еп. Стефаном не радует епископов афинского Синода, которые молятся о единстве РПЦЗ?

Очевидно, потому, что под РПЦЗ они понимают только группу митр. Агафангела, с которой имеют общение, забывая, что объединение разрозненных частей Русской Церкви является чаянием всех русских людей.
Мы всегда выставляли причиной нашего отделения от митр. Агафангела его канонические и нравственные нарушения. Несмотря на это афинский Синод почему-то продолжает утверждать, что эти причины – административные. «Все Архиереи нашего Священного Синода считают, что разногласие между Вами и духовенством митр. Агафангела касается не догматических, а административных вопросов, для которых вполне возможно найти разрешение через диалог».

Афинское Послание настоятельно требует от нас, чтобы мы вступили в диалог с митр. Агафангелом. И даже грозится в случае нашего отказа считать нас виновными в разделении Церкви. Значит все дело лишь в том, что мы отказываемся вести переговоры с митр. Агафангелом! Но как ни веди с ним переговоры, какие ни выставляй условия, он все-таки должен будет остаться нашим Первоиерархом. А как раз это для нас никак не приемлемо. Доклад архиеп. Софрония «Причины Глубокого Церковного Кризиса РПЦЗ» на январском Соборе 2017 г. в Моунтен-Вью достаточно ясно показал, что Митр. Агафангел является не пастырем Церкви, а ее насильником.

Несомненно, греческие архиереи ознакомились с этим Докладом. В Послании даже цитируется фраза из заключения Доклада архиеп. Софрония, но почему-то никак не комментируется содержание этого доклада, в котором на 20 страницах, со ссылками на документы, перечисляются канонические и нравственные нарушения митр. Агафангела.

Неужели не очевидно, что подобная личность не может занимать пост Первоиерарха? Тем не менее Синод архиеп. Каллиника не замечает нарушений митр. Агафангела и требует от нас вернуться в его подчинение, независимо от нравственных качеств этого иерарха. Причина простая: им «все равно, какой человек митр. Агафангел» (слова митр. Фотия, сказанные им мне при личной встрече).

Очевидно, им нужна красивая картина: единая и единственная РПЦЗ — это Синод митр. Агафангела, который находится с ними в общении. То, что эта картина нисколько не соответствует действительности, их ничуть не беспокоит.
В Послании имеется обещание, что если мы согласимся вести переговоры с митр. Агафангелом, то афинский Синод «будет убеждать Митр. Агафангела не принимать дисциплинарных мер против» нас. Действительно, в октябре 2017 г. три греческих архиерея, прибывшие на собор в Одессу, уговорили митр. Агафангела не налагать лишение сана на наше духовенство.

Мы благодарны им за поддержку, но мы должны отметить, что для нас оскорбительна позиция Синода Архиеп. Каллиника, согласно которой мы по-прежнему остаемся в юрисдикции митр. Агафангела. Такая позиция представляется нам неискренней и оскорбительной. Неискренность их в том, что они не могут не понимать, что наше отделение от митр. Агафангела окончательное и бесповоротное, что мы никогда не вернемся в его подчинение, однако продолжают делать вид, что мы все еще находимся в его юрисдикции.

Оскорбительность их отношения к нам в том, что они на словах изображая дружественность, в действительности, проявляют высокомерие и неуважение. Они говорят, что не берут сторон в этом конфликте, однако сослужат с духовенством митр. Агафангела, но не сослужат с нами; они не слышат наших заявлений, не отвечают на наши официальные письма, и даже не считают нужным уведомить нас в их получении. Они игнорируют решения наших Соборов, наше объединение с Вл. Стефаном, образование Зарубежного Округа.
Они подписались под документом, в силу которого мы объявлены еретиками и раскольниками, и таким образом согласились с клеветой, возведенной на нас митр. Агафангелом. Даже в этом нынешнем Послании опять повторена эта клевета, что мы якобы учим, что Церковь раздробилась на части.

Это Послание адресовано только Вл. Андронику, но это не личное письмо: в нем ставятся вопросы, подлежащие обсуждению всего нашего Архиерейского Собора. Однако, о Вл. Стефане и обо мне в этом Послании лишь упоминается в неодобрительном тоне, не называя нас по имени. Почему-то совсем забыли в афинском Синоде о наших российских архиереях, Вл. Софронии и Вл. Иринее. Таким образом, даже по форме это Послание является не только оскорблением нашему Архиерейскому Собору, но и провокацией, направленной к тому, чтобы разделить нас.

В конце афинского Послания звучит угроза, что если мы откажемся от переговоров с митр. Агафангелом, то греческие архиереи будут считать нас виновными в происшедшем разделении («мы придем к выводу, что тяжесть ответственности лежит на стороне, которая прервала старание о примирении.»)
А что, разве сейчас они ведут себя иначе? Вообще, какой еще вред они могут нам причинить, которого уже не причинили? Ведь в сущности, не столько митр. Агафангел, сколько афинский Синод произвел у нас раскол. Именно из-за их политики мы потеряли многих наших прихожан.

Такое отношение греческих епископов особенно некрасиво, если мы вспомним, что этот епископат обязан своему существованию Зарубежной Церкви. Особенно нужно вспомнить архиеп. Леонтия Чилийского, который дерзнул совершить хиротонии в Греции без разрешения Синода РПЦЗ, чем подвергал себя страшной канонической ответственности, вплоть до лишения сана. Так действовал великий иерарх и исповедник. Какой контраст с нынешними архиереями!

Когда мы отошли от митр. Агафангела в сентябре 2016 г., мы полагали, что греческие архиереи станут на нашу сторону, ведь на нашей стороне была правда. Как мы были наивны! Однако, можно задать вопрос: а мог бы Синод архиеп. Каллиника действовать по-другому в сложившейся ситуации? Могли бы, если бы действовали как пастыри, заботящиеся о пользе церковного народа. Совесть и заповеди Божии важнее формального следования правилам.

В новейшей церковной истории имеется пример такого действования. В 1934 г. митр. Сергий (Страгородский) наложил запрещение на митр. Антония (Храповицкого) и иерархов его Синода, проживавших на канонической территории сербского Патриарха Варнавы. Патриарх, оставаясь в общении с митр. Сергием, тем не менее игнорировал это запрещение и оставался в общении с обеими сторонами. Именно так должны были бы действовать архиереи афинского Синода. Если уж они не желали разбирать внутренние дела иной поместной Церкви, то они во всяком случае должны были бы оставаться в общении с обеими сторонами.

Существует довольно значительная церковная группа, состоящая из приходов РПЦЗ, перешедших в разное время под греческий омофор. С этой группой у нас всегда сохранялось близкое общение, мы фактически сознавали себя одной Церковью. Сейчас, из-за позиции Синода архиеп. Каллиника, это общение прервано. И вот уже наши многолетние друзья хмурят на нас брови и прекращают с нами переписку, как с раскольниками и отщепенцами.

Братья, вы сделали ошибку, оставив Русскую Церковь. По вашим словам, вы желали обрести покой и стабильность, но ваше неоправданное бегство было ничем иным, как дезертирством. Вы показали себя безучастными к нашей борьбе за церковную правду и не смогли понять духовного смысла этого противостояния. Это был экзамен на «различение духов» (1 Иоан. 4,1), самое необходимое качество в наше пред-антихристово время.

А что бы было, если бы все последовали вашему примеру? Тогда Русская Церковь должна была бы исчезнуть. Новомученики Российские не допустят этого.

Таким образом, из этого последнего Послания Синода архиеп. Каллиника стало совершенно ясно то, что, впрочем, было ясно и прежде. Синод архиеп. Каллиника взял сторону митр. Агафангела.

Еп. Андрей

Источник

Вернуться к списку записей

Комментарии

МВН
13 февраля 2018 06:42

Конечно, Его преосвященство владыка Андрей правильно возражает греческим архиереям. В связи с их позицией позвольте в очередной раз повторить мнение нашего московского прихода Свв. Новомучеников и Исповедников Российских. Нам кажется, что причины отделения от м. Агафангела на 1-й сессии VI Всезар. Собора в январе 2017 г. были сформулированы недостаточно убедительно для внешних наблюдателей: всего лишь как диктаторское нарушение канонов вследствие узурпации власти. Поэтому и приходится встречать подобную "дисциплинарную" критику, как со стороны греков.

К сожалению, на 1-й сессии не были указаны более серьезные и даже вопиющие причины, по которым от одесского синедриона ранее отложились российские клирики, как они это обосновали в своем обращении в декабре 2014 г.: «Агафангел стал на путь неосергианства и апостасии... в своём управлении Церковью обнаружил множество неправд: вероучительные, канонические, нравственные, пастырские, исторические...».

В частности, наш приход не раз приводил доказательства его еретических вероучительных беззаконий - https://rusidea.org/forum/viewtopic.php?p=52658#p52658 : защиты ереси хилиазма (якобы она не осуждена Церковью), искажение учения Церкви об антихристе и отрицание традиции РПЦЗ в толковании антихристовой системы мiрового зла (якобы "русский народ инициирует приход антихриста"), что маскирует действие подлинных антихристовых сил. Вдобавок глава РПЦЗ(А) на основе своей подчеркнутой лояльности антирусской политике США (с благословением одному из начальников американских спецслужб Хербсту как своему наместнику в Америке), потребовал от своих приходов молиться за антирусские и антихристианские власти на Украине, инструмент Нового мiрового порядка, соединяя эту свою молитву с политической агитацией в пользу этих сил (повторяя "подвиг" анафематствованного Церковью Мазепы). Всё это ‒ явная измена традиции РПЦЗ.

Лишь позже в одном из частных интервью досточтимый владыка Андроник высказался о «богословских причинах разделения», в частности о том, что м. Агафангел проповедовал «учения, далекие от Православия... убеждал, что иудеи, не принявшие Христа, спасутся, потому что они – "Богоизбранный народ"...». ( https://rusidea.org/forum/viewtopic.php?p=53088#p53088 )

Если бы на 1-й сессии Собора отделение от м. Агафангела было официально обосновано этими вероучительными причинами, дающими основание для применения 15 правила Двукратного собора, то были бы совершенно безосновательны упреки в том, что это "ничем не обоснованный раскол" по несущественным причинам.

Еще не поздно наверстать упущенное на обещанной 2-й сессии и донести этот аргумент до наших греческих братьев во Христе.

Ирина Г.
13 февраля 2018 16:59

Спаси Господи, Владыка, за замечательную статью. Иного от Вас и не ожидала. Исполла эти деспота!

Ирина.

Михаил
25 февраля 2018 14:26

Пока вами не озвучено официальное отношение к экклезиологии м.Киприана, ваша деятельность выглядит как авантюра и интрига. И до этого времени утверждать, что вы исповедуете православие, оснований нет.

Одессит
26 февраля 2018 17:40

Михаил, как высокопарно! Наверное и полномочия (а может банальное самомнение) соответствующие имеются решать, кто исповедует православие, а кто нет.

Михаил
1 марта 2018 18:45

Одессититу.

Существуют такие понятия как каноны и догматы.

Если ваша юрисдикция не отвечает на вопрос, что такое сергианство, не выносит суждения относительно вопроса благодатности таинств офПЦ, да при том, утверждает о намерении объединиться с теми, кто эти суждения вынес, так чем выглядит ваша деятельность?

Ваша юрисдикция не озвучила никаких эклезиологических тезисов. Поэтому кто вы пока не понятно.

Другой Виталий
1 марта 2018 18:55

Михаилу. А кто Вы, уважаемый? Хоть бы представились, из какой юрисдикции. А то непонятно, с кем говоришь. Так что, будьте любезны, скажите, кто Вы и откуда.

Виталий.

Михаил
1 марта 2018 20:23

Виталию.

Администратору этого сайта никто не запрещает не публиковать анонимные сообщения. А если вы переходите на личности, потому что вам по существу ответить нечего, то это соответствует уровню вашего духовного развития.

А о себе я скажу. Я готов не только представиться, но и посмотреть в глаза каждому своему собеседнику, при гарантии, что собеседник готов встретиться в живую. Но ваше главное руководство не только в живую не встречается ни с кем, но даже и в интернете ни с кем не общается. У вас своего рода закрытый клуб для избранных, в котором не допускаются никакие дискуссии с руководством.

Мне симпатичен этот сайт, вашей юрисдикции, здесь хотя бы публикуют сообщения, хотя я уже сказал, что это дело выбора администратора. Но пока ваше высшее руководство в лице архиереев ведет себя так как сказано, я не обязан вам говорить кто я и откуда.

Но если кто-либо желает поговорить со мной в живую, я гарантирую что готов встретиться, посмотреть в глаза и сказать, кто я и откуда.

Другой Виталий
2 марта 2018 07:23

Михаилу. Я не просил Вас назвать Ваши личные данные. Я хотел, чтобы Вы объяснили, из какой Вы юрисдикции. По-моему, в этом ничего обидного нет, это же касается Вашей веры, а Вы почему-то скрываете.

А про митр. Киприана было на этом сайте много публикаций, из которых Вы можете узнать позицию батюшек.

Виталий.

Михаил
2 марта 2018 10:27

А мне не интересно мнение паствы. Меня интересует мнение правящего архиерея по имени Софроний. И если вы не можете озвучить мнение арх.Софрония относительно экклезиологии, то и я вам не обязан говорить из какой я юрисдикции.

Алексий Родионов
26 марта 2018 11:57

"Еще не поздно наверстать упущенное на обещанной 2-й сессии и донести этот аргумент до наших греческих братьев во Христе."

прошло уже более года с момента "первой сессии". Вторая когда-нибудь будет?

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры