ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ:
Наверное, практически каждому известен популярный современный мем под названием «британские учёные». Он очень распространён в наше время.
То тут, то там можно прочитать или услышать новость о том, что «британские учёные» что-то там открыли, доказали или опровергли. Как правило, имена этих пресловутых учёных не называются, как и университеты, в которых они работают. Однако безконтрольное использование ссылки на неких британских учёных привело к тому, что у большинства людей это упоминание вызывает улыбку. Сатирики вовсю используют этот словесный штамп.
Вообще такое выражение как «учёные доказали то, или сказали это» весьма некорректно, поскольку каждый человек, получивший научную степень может называться учёным. Мне приходилось слышать от учёного математика следующие слова по этому поводу: «Почему они всё время пытаются говорить от имени всех учёных? Ведь выражение «учёные доказали» именно это и имеет ввиду. Как можно говорить, что настоящие учёные в Бога не верят? Я ведь верую, но при этом я учёный! Со стороны людей, которые говорят за всех учёных, это обыкновенная спекуляция званием учёного».
Но тем не менее вера в учёных у простого народа весьма велика. Популяризация науки уже давно превратилась в своеобразную религию с миллионами верующих.
Действительно, нам всё время пытаются навязать определённое мнение, суть которого сводится к тому, что вера в Бога и настоящая наука несовместимы, т. е. учёный не может быть верующим. При этом как бы невзначай даётся намёк на то, что если всё-таки учёный верующий, то он просто свихнулся от занятий науками, т. е. это всего лишь признак профессиональной деформации – шарики за ролики закатились. Они же, учёные, зачастую такие ненормальные, даже немного сумасшедшие.
Известная фотография Эйнштейна, показывающего язык.
Таким образом, если мы слышим, что учёный не верит в Бога, то он настоящий, а если узнаём о верующем учёном, то скорее всего он просто немного свихнулся и поэтому не следует воспринимать всерьёз его веру. Получается, что некие силы указывают человечеству «верные» ориентиры.
Главным догматом современной популярной науки, а вернее религии под названием «наука», является запрет на веру в Бога.
По сути мы наблюдаем как мiр оказался под властью жёсткой и весьма непримиримой религии, обладающей всеми основными свойствами таковой. Эта религия нового мiра – современная популярная наука.
Чтобы не быть голословным, я постараюсь привести в сравнении с ней основные свойства любой религии.
Догмат – положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению). Если в Церкви такой истиной является вера в Бога как Создателя Вселенной и всего живого, то в рассматриваемой нами религии – современной популярной науке – не подлежит критике (сомнению) и является обязательной и неизменяемой истиной то, что Бога нет.
Современная антирелигиозная пропаганда.
Это несмотря на то, что многие учёные говорили о том, что существование или отсутствие Бога выходит за рамки современного научного исследования. Т.е. непризнание существования Бога является верой, не доказанной наукой. Тем не менее, учёный, всенародно заявляющий о своей вере в Бога, объявляется в мiре науки еретиком, т. е. человеком, отступающим от догматов веры, в данном случае веры в то, что Бога нет.
У этой новой религии есть и свои священнослужители – неверующие в Бога учёные. А богом объявлена сама наука.
Таким образом, мы видим, что, человек, будучи существом с религиозным сознанием, всё равно стремится к созданию религии, в данном случае религии, отрицающей Бога. Но, как говорится в народной пословице, свято место пусто не бывает. И место Создателя в этой новой вере занял злой божок под именем «наука», на самом деле только спекулирующий её именем, к настоящей же науке отношения не имеющий.
Много раз говорилось о том, что человек начинает отрицать Бога тогда, когда Он становится ему не нужен. Такую картину можно наблюдать и с брошенными родителями или детьми. Человек отказывается от своих близких, не потому, что их отсутствие существования доказал мимо проходивший учёный, никогда их не видевший, а потому что он сам не хочет их видеть.
Брошенные своими детьми старики в интернате.
Ради того, чтобы ублажать своим страстям, человек отворачивается от Бога, кто-то на время, испытывая Его долготерпение, а кто-то и навсегда по примеру диавола. Было время, когда в деревенских избах крестьяне закрывали или отворачивали святые образа на время безстыдных плясок – чтобы Бог не видел. Сейчас многие люди, превратив всю свою жизнь в грязный блуд, решили навсегда отвернуться от своего Создателя, призвав на помощь «науку», дабы оправдать своё безстыдство.
Джеральд ван Хонтхорст. Пирушка блудного сына. 1662 г.
Но Бог не бросает человека, не обижается на него, но обращается со словами вразумления через Своих святых и Церковь:
«Почему ты, человек, Меня оставил? Почему от тебя Возлюбившего отвратился?
Почему снова пристал к врагу Моему? Вспомни, что ради тебя Я с неба сошел. Вспомни, что ради тебя Я Плотью был. Вспомни, что ради тебя Я от Девы родился.
Вспомни, что ради тебя Я был Младенцем.
Вспомни, что ради тебя Я смирился. Вспомни, что ради тебя ради Я обнищал. Вспомни, что ради тебя Я на земле пожил. Вспомни, что ради тебя Я гонение претерпел.
Вспомни, что ради тебя Я злословие, поношение, поругание, безчестие, раны, заплевание, заушение, насмешки, оскорбительные, соединенные с насилием, страдания принял.
Вспомни, что ради тебя Я «к злодеям причтен» (Лк 22:37).
Вспомни, что ради тебя Я поносною смертью умер.
Вспомни, что ради тебя Я погребен был. С неба Я сошел, чтобы тебя на небо возвести.
Смирился, чтобы тебя вознести.
Обнищал, чтобы тебя обогатить.
Безчестие принял, чтобы тебя прославить.
Был уязвлен, чтобы тебя исцелить.
Умер, чтобы тебя оживить.
Ты согрешил, а Я грех твой на Себя взял.
Ты виноват, а Я казнь принял.
Ты должник, а Я долг заплатил.
Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер.
Но к сему любовь Моя, милосердие Мое привлекло Меня. Не мог Я терпеть, чтобы ты в таком страдал злополучии.
Сею ли ты Моею любовью пренебрегаешь?
Вместо любви ненависть воздаешь.
Вместо Меня грех любишь.
Вместо Меня страстям служишь.
Но что ты нашел во Мне, отвращения достойное?
Почему не хочешь ко Мне прийти?
Добра ли себе хочешь? Всякое добро у Меня.
Блаженства ли хочешь? Всякое блаженство у Меня.
Красоты ли хочешь? Что красивее, более Меня?
Благородства ли хочешь? Что благороднее Сына Божия и Девы?
Высоты ли хочешь? Что выше Царя неба?
Славы ли хочешь? Кто славнее более Меня?
Богатства ли хочешь? У Меня всякое богатство.
Премудрости ли хочешь? Я Премудрость Божия.
Дружества ли хочешь? Кто любезнее и имеет больше любви, чем Я, Который душу за всех положил?
Помощи ли ищешь? Кто поможет, кроме Меня?
Врача ли ищешь? Кто исцелит, кроме Меня?
Веселия ли ищешь? Кто увеселит, кроме Меня?
Утешения ли в печали ищешь? Кто утешит, кроме Меня?
Покоя ли ищешь? У Меня обретешь покой душе твоей.
Мира ли ищешь? Я есмь мир душевный.
Жизни ли ищешь? У Меня источник жизни (см. Пс 35:10).
Света ли ищешь? «Я- Свет миру» (Ин 8:12).
Истины ли ищешь? Я – «Истина» (Ин 14:6).
Пути ли ищешь? Я – «Путь» (Ин 14:6).
Вождя ли к небу ищешь? Я Вождь верный.
Итак, почему не хочешь прийти ко Мне?
Приступить ли не смеешь? К кому удобнее приступ?
Просить ли опасаешься? Кому Я просящему с верою отказал?
Грехи ли не допускают тебя? Я за грешников умер.
Смущает ли тебя множество грехов? Более у Меня милосердия.
«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28)» (Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Том 1. стр. 211).
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Когда Богочеловек Иисус Христос, пригвожденный ко Кресту, умирая, страдал так, как только можно страдать, за каждого из нас – за тебя, за меня, за спасение мiра, – из беснующейся толпы распинателей звучали насмешки: «Если Ты Христос, сойди с Креста». И сегодня эхом этих слов доносятся всё чаще звучащие вопросы: где же Бог, куда смотрел Бог, когда на Земле были Освенцим, ГУЛАГ, психушки; где Бог, если насилуют детей, негодяи преуспевают, а люди порядочные бедствуют; как терпит Господь, если одни, прикрываясь Его именем, творят безчинства, а другие смеются над Ним и даже отвергают Его существование?
Ответ был дан почти две тысячи лет тому назад: Господь на Кресте и Крест Христов всё объясняет. Он же ставит перед нами вопрос: с кем мы: с Пресвятой Девой Марией, апостолом Иоанном, Женами-Мироносицами, с малым стадом или же с подавляющим большинством?
14 марта средства массовой информации сообщили о кончине известного ученого, физика-теоретика Стивена Хокинга. Его личность сделали культовой в западном мiре.
Стивен Хокинг.
Подобное отношение объясняется несколькими причинами:
во-первых, особенностями судьбы: Хокинг – глубокий инвалид, многие годы полностью обездвиженный болезнью и даже потерявший дар речи. При этом крупный ученый, отец троих детей;
во-вторых, и это главное – убежденный атеист.
Думается последнее объясняет нам, почему столь популярен этот человек в современном апостасийном мiре. Полагаю, что если бы Хокинг не использовался бы пропагандистами безбожия, как это имеет место в современном обществе, то и почитание этого ученого было бы намного меньше. И уж точно мы бы с вами не услышали, что С. Хокинг стоит в одном ряду с Ньютоном и Эйнштейном. Здесь явный перебор. Хокинг пытался расшифровывать законы природы, но при этом отрицал существование Творца этих законов. Представьте себе искусствоведа, рассуждающего о гениальном полотне художника и при этом отвергающем возможность говорить о том, что художник когда-либо был. Абсурд, да и только! Но именно такое безумие господствует в умах очень многих людей нашего времени.
Иеромонах Филадельф (Боголюбов, в схиме Моисей).
Мне вспоминается мой духовный наставник, дивный старец иеросхимонах Филадельф (в схиме Моисей). В мiру он был крупным ученым, доктором технических наук. Рассуждая об ученых атеистах, батюшка говорил: «Скептицизм должен иметь пределы. Нельзя отрицать самоочевидное. В противном случае возникает вопрос: по чьему наущению ум отвергает данность?»
Для отца Филадельфа, и как для ученого, и как для христианина, было ясно, что когда кто-либо заявляет, что не может верить в Бога, поскольку это противоречит его научному мiровоззрению, то обращается не к рациональному, но к иррациональному, лежащему в области падших духов.
Мне приходят на ум также слова выдающегося русского ученого, академика Наталии Бехтеревой. Она подчеркивала, что слова «я не верю в Бога» к науке никакого отношения не имеют.
Наталия Петровна Бехтерева - академик, научный руководитель Института мозга человека, нейрофизиолог, один из крупнейших в мiре ученых в этой области науки. Научные исследования и личный духовный опыт привели ее к вере в Господа нашего Иисуса Христа.
Человек не верит в Бога не потому, что не может верить в Бога, а потому, что не хочет. В Священном Писании не раз пророчески подчеркивалось, что в последние времена будет оскудение веры и даже Христос произнес такие грозные слова: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8).
Владимiр Владимiрович Маяковский.
И все же душа человека по природе христианка. Даже порой душа атеиста вопреки внутренним цепям устремляется к Богу. В самой грандиозной атеистической империи под названием СССР культовыми были стихи Владимiра Маяковского. Они читались, как заклинание, да они и были заклинанием. Некоторые строки поэта как будто взяты из книг сатанистов. И все же даже в душе этого красного поэтического жреца-богоборца нет-нет да и появлялось настоящее, что выражалось в некоторых его строках. Признаюсь, я люблю эти стихи, например, стихотворение «Послушайте».
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Да, нужно. Да, хочет. И то, что звезды на небе и нравственный закон внутри нас свидетельствуют о Боге, человечество знало задолго до Канта. Всегда интересно читать думы ученых-христиан и даже нехристиан, кто, опираясь на свой научный опыт, нашел в себе силы смирить гордыню и серьезно задуматься о Боге. И здесь мне представляется важным поразмышлять над последними высказываниями всемiрно известного ученого, физика-теоретика, американца японского происхождения и популяризатора науки Митио Каку.
Митио Каку.
Я бы хотел обратить свой вопрос к отцу Александру, поскольку Вы по образованию не только богослов, но и физик-теоретик. Наверное, все-таки как бы ни была хороша та или иная научная теория, она на не сможет никогда открыть Бога. Подвести к Богу, заставить задуматься о Его величии – да. Но прийти к Богу возможно лишь только через Господа нашего Иисуса Христа, Который «един и посредник между Богом и человеками» (1Тим. 2:5). Чтобы познать Бога, необходима христианская жизнь и принятие в свое сердце Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя. Но вернемся к знаменитому ученому Митио Каку и к его теории.
«Я пришел к выводу, что мы живем в мире, управляемом правилами, которые сотворил Разум, – сказал он. – Это не ваша любимая компьютерная игра, но нечто намного большее, сложное, непостижимое».
«Для меня совершенно очевидно, что мы существуем в рамках единого плана, управляемого правилами, которые сотворены и сформированы универсальным Разумом, а не появились случайно».
Насколько Вы полагаете корректным высказывание Митио Каку о том, что Вселенная есть матрица Бога?
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Если понимать это в том смысле, что всё разумно устроено, что все совершается по установленным Богом законам, то да. Но если в этом кроется утверждение, что всё запрограммировано, и человек ничего изменить не может, то это будет большим упрощением нашей реальности. Она гораздо, неизмеримо сложнее, чем компьютерная матрица. И эта сложность связана с человеком. Человек свободен и может поступать вопреки физическим законам. Я имею в виду, что он может пожертвовать собой, погибнуть в огне, в воде, в безвоздушном пространстве, чтобы спасти другого человека. Но с другой стороны человек может не признавать очевидных вещей – например, того, что из сложного, разумного и прекрасного устройства мiра следует, что он создан Богом. Человек, увидевший Бога, может и отказаться Его признать, сделать вид, что не заметил, объяснить всё «рационально», «научно». Причины такого явления кроются в сердце человека. Причины эти духовно-нраственного порядка и о них говорит Сам Бог устами апостола Иоанна Богослова: «свет пришел в мiр; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3:19-20).
Именно грехи и нежелание в них покаяться, т. е. гордыня, препятствуют человеку признать и принять Бога и более того – подвигают людей на борьбу с Ним. Именно этим объясняется, что в современном мiре люди, говорящие о Боге, вызывают в средствах массовой информации или умолчание, или непонимание, или усмешку, или возмущение, а атеизм и атеисты информационно поддерживаются. Приличным, корректным стало о Боге по возможности совсем не упоминать.
В русле этого процесса в нашей стране в области идей происходит возвращение к СССР: прославляются коммунистические вожди – Ленин, Сталин и другие, утверждается, что советский период был светлым и замечательным и т. п. Одной из вех этой своеобразной реанимации является распространение идей атеизма, провозглашение непримиримого конфликта между наукой, которая объявляется единственным методом познания, и религией, которая, якобы, антинаучна и поэтому ложна.
Утверждение о конфликте науки и религии возникло относительно недавно. До XVIII века ученые атеисты были редчайшим исключением, но и они не заявляли, что научные данные опровергают бытие Бога. Лозунг о противоборстве между наукой и религией был выдвинут французскими «просветителями», которых еще называют энциклопедистами, в XVIII веке. Вскоре эта идея стала захватывать Европу, а в нашей стране после 1917 года она была возведена в ранг государственной идеологии.
Однако несмотря на распространение атеизма и появление ученых-атеистов, и в XIX, и в ХХ, в ныне в ХХI веке были и есть огромное число выдающихся верующих в Бога ученых, которые говорили о союзе науки и религии, а не об их антагонизме. В ХХ веке это прежде всего такие всемiрно известные создатели квантовой теории, как Макс Борн, Макс Планк, Вернер Гейзенберг, Карл фон Вайцзекер, Поль Иордан.
Примеры верующих ученых можно продолжать и продолжать.
В письменных трудах Исаака Ньютона (1642-1727) богословские труды составляют большую часть. Став под конец жизни богатым человеком, он часто помогал нуждающихся и выслушивая их просьбы, подолгу плакал, говоря: «Господь ведь не напрасно дал нам слезные железы».
Один из величайших в мире математиков Леонард Эйлер (1707-1783) писал: «Библия ничего не теряет от возражения неверующих, так же, как и геометрия, по отношению к которой тоже встречаются возражения. Если есть охотники возражать даже против геометрии, то по какому же праву неверующие могут требовать, чтобы мы отвергнули тотчас и совсем Св. Писание вследствие возражений против него, которые притом чаще далеко не так важны, как те, которые делаются против геометрии».
Луи Пастер.
Отец микробиологии и иммунологии Луи Пастер (1822-1895) говорил: «Я много изучал и потому верую, как простой крестьянин, если бы я сделался еще ученее, то моя вера стала бы так же глубока и пламенна, как вера простой женщины-крестьянки». «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории».
Эрвин Шрёдингер.
Австрийский физик, один из создателей квантовой механики и теории относительности Эрвин Шрёдингер (1887-1961) был убежденным католиком. Свои религиозные взгляды он изложил в книге «Жизнь с точки зрения физика».
Дмитрий Федорович Егоров.
Выдающийся русский математик, президент Московского математического общества Дмитрий Федорович Егоров (1869-1931) был сторонником имяславского учения в Православии, разрабатывал математические концепции в богословии, за что был обвинен в контрреволюционной агитации и арестован, в результате чего вскоре умер.
Выдающийся авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский (1889-1972) был глубоко верующим православным, прихожанином Русской Зарубежной Церкви. Он написал несколько богословских работ: «Послание молитвы Господней» (размышления о молитве «Отче наш»), «Невидимая встреча» (размышления об искушении Христа дьяволом в пустыне в соотнесении с историей человечества), «В поисках высших реальностей».
Один из основоположников советской космонавтики Борис Викторович Раушенбах (1915-2001) также был верующим православным человеком. В своей книге «Пристрастие» (1997) он уделил много внимания вопросам веры. В нее вошли статьи, посвященные 1000-летию Крещения Руси, иконам и иконописи.
Опровергает утверждение о противоречии науки и религии и тот факт, что среди церковных служителей были величайшие ученые. Основатель генетики Грегор Мендель (1822-1884) был католическим аббатом и школьным учителем в Чехии.
Создатель гелиоцентрической системы польский астроном и математик Николай Коперник (1473-1543) был каноником (церковнослужителем) г. Фромборка. Он был уверен, что красота и гармоничность Солнечной системы прекрасно согласуются со Священным Писанием.
Священника Павла Флоренского (+1937) называют русским Леонардо да Винчи, т. к. во многих областях знания он оставил заметный след. Он был не только богословом, искусствоведом, специалистом музейного дела, но и физиком, написавшим большую монографию о диэлектриках, математиком и инженером, который в условиях советских ссылок и концлагерей проводил исследования мерзлот, составивших основу книги его сотрудников «Вечная мерзлота и строительство на ней», а также занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и запатентовал более десяти научных открытий.
Выдающийся русский философ, мыслитель-энциклопедист Алексей Федорович Лосев (1893-1988) в 1929 году тайно принял монашество с именем Андроник.
Бельгийский аббат Жорж Леметр (+1966) был известным астрономом и математиком. Он, наряду с А. Фридманом, является автором теории расширяющейся Вселенной.
Но как же безспорные факты притеснений и казней знаменитых ученых Католической церковью в средние века? Здесь много раздуто и преувеличено. Называют Галилео Галилея, который перед судом инквизиции вынужден был отречься от мнения, что Земля вращается вокруг Солнца. После этого Галилей провел остаток своей жизни не в тюрьме, а в своем имении, продолжая заниматься наукой.
Джордано Бруно был сожжен на костре по приговору инквизиции не за распространение учения Коперника, а за ереси: за отрицание Евхаристии, Божества Господа Иисуса Христа, хулу на Божию Матерь и т. п. Бруно активно занимался магией, получал потусторонние откровения, которые убеждали его во множественности обитаемых мiров.
Конечно, эта казнь и давление на Галилея свидетельствуют об отступлении от Евангелия самой Католической церкви, ибо Господь запретил ученикам, которые просили Его низвести огонь на людей, не принимавших Христа: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:55-56). Другой ошибкой католицизма являлась догматизация научных представлений того времени.
Но с другой стороны подобные факты объясняются и борьбой старых научных представлений с новыми. В XVII веке Французская академия наук отказалась рассматривать заявления о падении камней с неба, считая их вымыслом. Великий французский химик Лавуазье (1743-1794) объявил сообщения о метеоритах «антинаучными». Открытие рентгеновских лучей было встречено насмешками. После открытия плазмы научный мiр в течение 30 лет упорно отказывал ей в праве на существование.
Атеизм и материализм, которые некоторыми объявляются единственно научным мiровоззрением, могут препятствовать развитию науки гораздо в большей степени, чем средневековый католицизм. В СССР в 1922 году был основан журнал «Под знаменем марксизма». Вводную статью в первый его номер написал Л.Д. Троцкий. Это издание стало определять, что приемлемо, а что нет в стране советов. В третьем номере была опубликована статья Ленина «О значении воинствующего материализма», которую атеисты называют «философским завещанием» вождя мiрового пролетариата. И вот, в 20-е годы – годы бурного развития квантовой механики и теории относительности – в СССР на демонстрации выходили с транспарантами: «Рабочий класс твердо стоит на законах Ньютона», «Пролетариату сказки Эйнштейна не нужны». В этом же 1922 году из СССР были высланы более ста наиболее видных ученых и преподавателей гуманитарных наук.
В 1926 году в № 6 журнала «Под знаменем марксизма» утверждалось, что «современное естествознание так же классово, как и философия, и искусство… Оно – буржуазно в своих теоретических основаниях». В редакционной статье журнала «Естествознание и марксизм» в 1930 г. заявлялось, что «философия, естественные и математические науки так же партийны, как и науки экономические или исторические».
В результате такого подхода генетика, основателем которой является «австрийский поп Мендель», была объявлена в СССР буржуазной лженаукой. Преследования ее начались 1930-е годы. Выдающиеся ученые были уволены (С.С. Четвериков) или арестованы и погибли в советских тюрьмах и концлагерях (Н.И. Вавилов, Г.А. Надсон, Карпеченко, Левитский).
В 1948 году состоялась сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ), на которой «народный академик» Т.Д. Лысенко в докладе «О положении в биологической науке» подверг генетику разгромной критике. На возражения присутствовавших ученых Лысенко заявил, что доклад одобрен «товарищем Сталиным». В этой ситуации одни генетики выступили с покаянными заявлениями, а другие продолжали мужественно отстаивать свои взгляды. Так от А.И. Раппопорта на заседании партбюро института потребовали отказаться от хромосомной теории и при этом сослались на речь Молотова. Раппопорт ответил, что он лучше Молотова разбирается в генетике, после чего его уволили из института и исключили из коммунистической партии.
После сессии ВАСХНИЛ все ведущие генетики были уволены с работы, преподавание генетики в школе и в вузах было запрещено. Некоторые ученые были арестованы. Американский ученый-социалист Г. Меллер, приехавший работать в СССР еще до войны, после этой сессии ВАСХНИЛ, разочаровался в социализме и вместе с другими иностранцами отказался от звания академика АН СССР. Один из них в качестве причины отказа написал, что в СССР с генетиками поступили так, как инквизиция с Галилеем, что, впрочем, сказано слишком мягко, т. к. Галилей благополучно жил в своем поместье до своей кончины, а в СССР генетики лишались жизни или работы.
Пламя этого погрома в Советском Союзе перекинулось на цитологию, эмбриологию, физиологию и достигло даже таких отдаленных областей, как квантовая химия, где объявились свои лысенки. Еще одна страница советского атеистического мракобесия в науке – это кибернетика, которая находилась под запретом до середины 50-х годов.
На самом деле конфликта между религией и наукой быть не может хотя бы уже постольку, поскольку объект науки – видимый мiр, изучаемый посредством чувств и приборов, а объект религии – невидимый Бог и человеческая душа. Вера и наука – две области жизнедеятельности человека, которые могут соприкасаться, пересекаться, но никак не противоречить друг другу.
Наш великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов писал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой - Свою волю. Первая – видимый сей мiр, Им созданный… Вторая книга – Священное Писание… Обе общо удостоверяют нас не токмо в бытии Божием, но и в несказанных нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры». «Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного всевышнего Родителя: никогда между собою в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклеплет. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого между ними междоусобия».
Комментарии
Оставьте комментарий