Михаил Викторович Назаров
Михаил Викторович Назаров.

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Михаил Викторович Назаров, выдающийся представитель современной русской мысли, православный писатель и патриот, даже на самых крутых поворотах истории и судьбы никогда не пользовался политическим гримом, он исповедует Господа Иисуса Христа, не терпящего лицемерия. Конечно, нас интересует, где у Назарова истоки духовного стоицизма и глубинного понимания сути момента; откуда несгибаемая воля. Личная судьба Михаила Викторовича – яркая иллюстрация к судьбе нашей Родины и РПЦЗ, в которой он родился духом. Мировоззрение Назарова сформировалось под влиянием борцов Белого дела Русского Зарубежья.

«Итак, в Русское Зарубежье я попал антисоветчиком-западником. Однако атмосфера в кругах эмиграции была специфической национальной, с гордостью быть русскими, и это невольно воспитывало. Запомнился мне такой эпизод: на одном из первых моих посещений вечеров в Толстовском фонде меня представил как нового эмигранта своим знакомым Леонид Иванович Барат, один из столпов мюнхенской общины; на это кто-то ему скучно ответил, мол, теперь новоприбывших много. А Леонид Иванович на это горячо возразил: "Да, но ведь он русский!" ‒ и это как-то непроизвольно наложило на меня обязанность соответствовать такому определению.

посев
На обложке журнала "Посев" вожди Белой армии.

С первым эмигрантом я познакомился в мюнхенском книжном магазине, покупая русские книги, это был работавший там Клавдий Александрович Фосс, бывший начальник контр-разведки Русского Обще-Воинского союза. Он дал мне первые политические ориентиры и посоветовал идти в НТС, поскольку "они единственные, кто что-то делает". К тому же в НТС была "орденская" служебная дисциплина, которая тоже мне много дала, обтесывая мои советские "родимые пятна". Как-то, отвечая на вопрос о родителях, я сказал, что отец русский, а мать украинка. На что член Совета НТС Г.А. Рар наставительно меня поправил: "Запомните, никаких украинцев нет!". И, видя мое удивление, пояснил: "они русские, а украинцами их назначили большевики для расчленения русского народа. Украину создал Ленин".

Во Франкфурте и чтение религиозно-философской литературы перестало быть хаотичным (тогда как первое время в Мюнхене я с доверием набрасывался на всё, что попадалось под руку в магазине у Фосса и в "Нейманисе"). Книги мне рекомендовала по своему выбору А.Н. Артемова, супруга председателя НТС, и они формировали фундамент моего нового мiровоззрения. Кроме того, по моему желанию, в редакции журнала мне поручили вести религиозно-философские разделы, хотя в сущности я, будучи неофитом, только постепенно в ходе этой работы приобретал необходимую для нее квалификацию.

советская карикатура на нтс
Советская карикатура на Народно-трудовой союз.

Русское Зарубежье ‒ мой лучший в мiре университет
Именно эмигрантские православные любомудры, о существовании которых я ничего не знал в СССР, открыли мне искомую тайну бытия. Сокрушение православной России в 1917 году побудило русских философов осмыслить причины этой утраты и уникальное удерживающее значение православной России в человеческой истории: Россия не такая страна, "как все", и сокрушилась она оттого, что стала утрачивать это сознание своей миссии, а еще одна страна "как все" вместо Третьего Рима Богу была не нужна. Революция оставалась последним средством для научения русского народа ‒ методом "от обратного".

Одни поняли опасность раньше и поднялись с оружием на оборону России от богоборческого Интернационала (большое значение в моем политическом самоопределении еще в студенческие годы имело то, что мой дед Виктор Леонидович Назаров был белым офицером, которого расстреляли красные; красные партизаны убили и моего прадеда-священника в знаменитом погроме интеллигенции в Кузнецке в декабре 1919 года). Другие патриоты России недолжное и должное осознали позже и лучше ‒ в эмиграции, на опыте утраченного».
(https://rusidea.org/250954502)

Это строки из недавно опубликованных воспоминаний Назарова под названием «Сова Минервы вылетает в сумерки… Опыт философской автобиографии».

Глазунов Рынок нашей демократии
И. Глазунов. Рынок нашей демократии.

Итак, седьмой день творения подходит к концу, солнце истории на закате, тень царства Зверя нависла над планетой, мiр всё более погружается в сумерки. Как найти среди всего этого другие чувства кроме тоски, страха, уныния, безысходности? Назаров, как опытный воин Христов, ободряет нас:

„«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его», ‒ вот образ мiра, в котором мы живем. Мы пришли к состоянию, описанному апостолом Иоанном: «свет пришел в мiр; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3:19-20). Тьма в мiре всё больше сгущается, но и свет не иссякнет до конца истории. Его поддерживают еще немало праведников, ради которых Господь удерживает мiр от разрушительного конца, чтобы как можно большее их число пополнило Царство Божие.

И независимо от того, сможет ли еще православная Россия воскреснуть как государство (если Господь смилостивится над нами по молитвам Сонма наших Небесных заступников-мучеников, явленных нашим народом в эпоху богоборчества), или же в ней останется только спасаемый Христом малый «стан святых и град возлюбленный» (Откр. 20), ‒ для живущего ныне остатка православного народа именно этот ориентир в любом случае является должным и безошибочным нравственным императивом: жить так, как если бы от меня зависело спасение России, ‒ так учили мои эмигрантские наставники и так жили наши святые подвижники в самые страшные годы террора.

Осознавать это в наше время даже в РФ становится всё труднее как из-за руководящих лжепастырей (учащих примирению со злом в нашей истории, в настоящем, и в будущем царстве антихриста), так и из-за ревнителей не по разуму, одни из которых ослепляют нас своими "пророчествами" о неизбежном мiровом величии "уже искупленной" России, другие лишают сил и надежды безответственными паническими криками об антихристе "Волк! Волк!".

Мне бы очень хотелось, чтобы мои дети и внуки вдумались в этот мой жизненный опыт, чтобы быть зрячими, а не слепыми в сгущающихся сумерках мiра. Для этого им не нужно искать истину, как долго пришлось мне, методом тыка ‒ достаточно довериться дедовскому личному опыту и двухтысячелетнему опыту отцов Церкви, которые столетиями учили наш народ и научили меня“.

Ах, как точно и верно сказано! Спаси Христос, Михаил Викторович! Жаль, что многие превратно понимают писателя, делая неправильные выводы. Это объясняется прежде всего тем, что в наше время люди мыслят черно-белыми штампами. Назаров не для клиентов-пропагандонов, он для мыслящих и молящихся людей. Словом, рекомендую, друзья, философские воспоминания нашего замечательного современника.

Однако я согрешу, если не выскажу отдельные замечания. Полагаю, что с назаровскими тезисами по еврейскому вопросу можно согласиться лишь с некоторыми принципиальными оговорками. Назаров пишет:

«Так вот: еврейский вопрос ‒ не один из частных национальных вопросов, а стержневой. В нем отражен смысл истории, и без понимания этого невозможно понять развитие человечества со сменой эпох в общепринятой ныне лестнице "прогресса": падение западной и восточной Римской империи (Второго Рима), христианское Средневековье и гордыня католического раскола, Возрождение, Реформация и капитализм, Буржуазно-демократические революции, "Русская революция", инициированная западными демократиями и открывшая "новую эпоху мiра" (по выражению британского премьера Ллойд-Джорджа), сущность исторической России и богоборческого СССР, Мiровые войны, финансово-цифровая Глобализация и конец истории; вне этой шкалы и масштаба невозможно понять и ежедневную сводку новостей.

Первая мiровая война сокрушила Православную Россию ‒ Третий Рим, удерживающий пришествие антихриста, и международное еврейство сыграло в этом решающую роль: идеологическую, организационную, финансовую, кадровую. Так называемый "русский коммунизм", вопреки утверждениям западной советологии (и Бердяева) основывался на западном марксизме, который стал секулярным коллективистским вариантом иудейских чаяний "земного рая" – в этой оценке сходились и русские философы (В.С. Соловьев, о. Сергий Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Г.П. Федотов, А.Ф. Лосев), и один из духовных лидеров сионизма – М. Бубер ("Еврейство и человечество"), и даже некоторые связанные с масонством большевики (А.В. Луначарский в работе "Религия и социализм"). А предназначена эта идеология была в первую очередь для разрушения Православной России, мешавшей мiровому господству еврейских банкиров (в западных странах они компартиям ходу не дали, несмотря на их огромную поддержку из СССР)».

Согласен, несомненно вклад антихристианского еврейства в уничтожение Российской Империи решающий. Но он стал бы невозможен без, также решающего, соучастия значительной части русского народа. Как такое случилось, что самая православная страна дала наибольшее число воинствующих безбожников и гонителей Церкви? Почему белые защитники Святой Руси оказались в меньшинстве? Почему, когда умер богоборец Ленин, в лютый мороз люди стояли в длиннющих очередях, чтобы поклониться ему? А ведь совсем недавно по приказанию Ленина зверски убили святую Царскую Семью, осквернили мощи прп. Сергия Радонежского, св. Александра Невского, прп. Серафима Саровского, замучили безчисленное число святых новомучеников. Объяснять всё еврейским заговором примитивно. Нет, здесь нравственная болезнь русского народа. Что бы мог сделать Троцкий с комиссарами без русских иванов, снявших с себя крест и нацепивших кровавую люциферову звезду?

Троцкий в 1919
Создатель и командующий Красной армией в годы Гражданской войны Лев Троцкий (Бронштейн) с красноармейцами. Снимок 1919 года.

Понятно, что склонность к рефлексии нынче не в моде, но мы же православные люди, каждый из нас обязан думать, всматриваясь в прошлое в свете евангельской истины.
Назаров напоминает:

«Вторая мiровая война уничтожила европейскую национально-христианскую оппозицию (остававшиеся православные монархии и корпоративные государства, основывавшиеся на католическом социальном учении) и дала антихристианскому еврейству небывалое всемiрное влияние. Победители подарили евреям и антихристианское нацистское государство с лукавым названием "Израиль" (духовный смысл его противоположен библейскому Израилю как богоизбранному народу) ‒ седалище для воцарения антихриста в духовном центре мiра, на оккупированной Святой Земле. Юдофильская повинность мiрового сообщества выросла в т.н. "Богословие после Освенцима" и религию "Холокоста", которая требует прощать любые преступления и агрессии этого государства, а критика "Израиля" приравнивается к "антисемитизму" (хотя другие страны за малейшие нарушения, часто вымышленные, подвергаются гуманитарным войнам). После сокрушения Америкой СССР (за ненадобностью, когда он выполнил свою роль) единственная сверхдержава США стала мiровым жандармом на службе еврейства по достижению его целей».

Безусловно, Израиль, созданный по воле Сталина и сионистов, совсем не держава святого царя Давида, как и Советский Союз, сколоченный Лениным и Троцким – это не тысячелетняя Россия, созданная святыми. Но я бы не стал записывать всех, кто пытался служить России в рамках СССР, в большевики. Так и в вопросе с государством Израиль всё сложнее. Кстати, нашим «православным» антисемитам неизвестно, что в иудаизме существует движение, направленное против сионистского государства Израиль. Но эти факты не ко двору жидобойным кружкам и компаниям.

иудеи против израиля2
Ортодоксальные иудеи против сионистского государства Израиль.

евреи перед расстрелом
Убийство нацистами евреев. Обычная картина Второй мiровой войны.

Европейская национально-христианская оппозиция потерпела поражение. Но почему Бог не благословил ее победой? Не потому ли, что она не нашла в себе силы отмежеваться от неоязычника Гитлера? Мог ли Господь благословить православную Румынию, если она помогала нацистам убивать беззащитных еврейских женщин и детей и грабить многострадальную Россию? Очевидно, что нет. А вот генералиссимусу Франко в Испании и профессору Салазару в Португалии помог, и они смогли спасти свои страны от ужасов Второй мiровой войны. До конца земных дней этих христолюбивых вождей их государства оставались оплотом сопротивления масонству и коммунизму. Всё это стало возможным благодаря тому, что Франко и Салазар не позволили себе, несмотря на мощное давление гитлеровцев, соскользнуть на путь ненависти и антисемитизма.

Антонио Салазар и Франсиско Франко
Легендарные христианские лидеры Португалии и Испании Антониу Салазар и Франциско Франко.

Когда во время Холодной войны на Западе стали ставить знак равенства между словами «русский» и «коммунист», это вызвало законное возмущение у белой русской эмиграции. Я думаю, что евреи имеют не меньшее право возмущаться, когда ставится знак равенства между мiровым антихристианством и всем еврейским народом. Я не понимаю, почему православный не может быть юдофилом, а русофилом может. Убежден, истинный христианин – всегда юдофил. Православное христианство – это религия любви, иным оно быть не может.

ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Прочитав опыт философской автобиографии Михаила Викторовича Назарова, хочется отметить очень важное замечание духовного писателя. Действительно, «еврейский вопрос ‒ не один из частных национальных вопросов, а стержневой. В нем отражен смысл истории, и без понимания этого невозможно понять развитие человечества со сменой эпох в общепринятой ныне лестнице "прогресса": падение западной и восточной Римской империи (Второго Рима), христианское Средневековье и гордыня католического раскола, Возрождение, Реформация и капитализм, Буржуазно-демократические революции, "Русская революция", инициированная западными демократиями и открывшая "новую эпоху мiра" (по выражению британского премьера Ллойд-Джорджа), сущность исторической России и богоборческого СССР, Мiровые войны, финансово-цифровая Глобализация и конец истории; вне этой шкалы и масштаба невозможно понять и ежедневную сводку новостей».

Фото 1
Десять заповедей, полученные Моисеем от Бога. Как часто после этого народ предавал своего Создателя. Как часто мы, каждый в отдельности, подобно неразумным евреям устремляемся к идолам, забывая о своём Спасителе.

В истории израильского народа отражаются, как жизни целых наций и государств, так и жизни всех людей, населявших когда-либо землю, и каждого в частности. Это история общения с Богом, история верности своему Создателю, измены Ему и возвращения в дом Небесного Отца. Михаил Викторович верно замечает, что «Бог, опять-таки не желая нарушить свободу воли и Своего богосозданного народа, попустил ему довести эту свободу до выбора себе диавола-сатаны новым "отцом" и под его внушением ‒ до богоубийства. Это стало страшной и четкой границей в отборе достойных и недостойных, в разделении на служителей Бога и служителей диавола».

Фото 2
Голгофа. Спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа.

Это так. Подобную историю мы видим на примере нашего народа-богоносца. Предательство Бога не проходит безследно для национального самосознания, плоды измены ещё очень долго отравляют души людей. В своё время вероломство к Богу со стороны некоторой части ангелов во главе с Денницей привело к тому, что они превратились в демонов, отвергнув любовь своего Создателя.

Фото 3
Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. 1562 г.

Теперь бесы стараются, чтобы любимое создание Бога – человек, стал им подобным в своём богоборчестве. Люди, одержимые страстями, становятся добровольными послушниками дьявола.

Господь наш Иисус Христос предупреждал Своих учеников, а вместе с ними и всех верующих в Него людей: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1). Лицемерная, неискренняя любовь привела к тому, что многие, некогда православные русские люди, стали осквернять алтари Божиих храмов, насиловать, мучить и убивать служителей Божиих и верных Ему людей. Никакие деньги всего мiра и козни врагов Христа не смогли бы убедить русского человека творить беззаконие, если бы он не продал свою душу дьяволу. А как иначе назвать ту вакханалию греха и насилия, которые начались ещё в начале 1917 года?

Фото 4
Приметы того безумного времени. «Расправа с фараонами». Открытка 1917 г.
И это было только начало. Почти сразу, буквально в течение пары дней вместе со стражами порядка жертвами стали старики, женщины, дети.

Разве человек в своём уме способен растерзать ни в чём неповинного своего собрата, женщину, старика, ребёнка? Мы ужасаемся даже когда законную казнь преступника проводят с особенной жестокостью, а здесь, чаще всего, беззащитных и слабых пытают и убивают только потому, что так захотелось озверевшему от крови молодчику. Кто он, если не дьяволопоклонник? Способен ли сын или дочь предать своих отца и мать на мучения и смерть? Даже если ему заплатят очень много денег, даже если его будут обманывать коварные враги? Очевидно что нет, иначе любому понятно, что таковой недостоин своих родителей. Так почему же мы оправдываем себя, своих соотечественников тем, что их, де, обманули, кому-то заплатили, кто-то опьянел от крови? Разве это оправдание?

Не становится ли подобное поведение посвящением сатане, закрепившимся в разрушении храмов и осквернении мощей? Как можно без слёз и праведного возмущения смотреть на хроникальные кинокадры, показывающие как мощи преподобного Сергия Радонежского при огромном стечении верующего православного народа достают из раки и передают в руки безбожников?

Фото 5
Вскрытие и осквернение мощей преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. 1919 год. Фотография с подписью из атеистической книжки Горева М. 1920 г.

Как экспозиция, мощи в безбожном музее после сего злодеяния лежали годы! Неужели из всей этой толпы не нашлось хотя бы одного человека с совестью, с мужественным сердцем и крепкими кулаками, способным встать на защиту святой Руси – дома Пресвятой Богородицы?

Как видим из этой кинохроники, в той массе народной не нашлось ни одного. И после этого какое благословение от Бога можно получить? Такое предательство есть предательство Христа, потому что был бы на месте преподобного Сергия Господь, то и над Ним бы поглумились. Но ведь беда-то в том, что в образе радонежского святого издевались именно над нашим Спасителем. Он был там, Христос был с печальником земли Русской и никто, ни один не воскликнул из них: «Доколе братия? Доколе будем видеть поругание веры христианской? Встанем на защиту святой Руси – Дома Пресвятой Богородицы!».

Да, были те, кто так поступил и было их немало, но в той толпе, в тот час не оказалось никого. Сейчас, спустя столетие после тех событий мы видим, чем обернулось то беззаконие. Народ отравлен. По сей день прославляются богоубийцы ХХ столетия, их имена оскверняют улицы городов и селений нашей отчизны. Вера в Господа осмеивается, неродившиеся дети убиваются, антихрист как лежал в сердце Москвы, так и продолжает там лежать. Неужели пример еврейского народа нас ничему не научил?

Слава Богу, как в России, так и в Израиле люди приходят ко Христу, поют ему хвалебные гимны, на как этого мало в масштабе народов! Поистине малое стадо.
Но не будем унывать, Господь ждёт нас, любит нас. Он умер за нас на Кресте. Умер за каждого еврея, за каждого русского, каждого китайца, каждого американца, за каждого человека. Будем дорожить этим. Ради любви Божией не пожалеем и собственной жизни. Любимый ученик Христов апостол любви Иоанн Богослов в книге Откровения приводит слова Спасителя: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (Откр. 2:8,9).

Здесь мы видим, что Бог настоящими иудеями называет только верующих в Него. Поэтому каждый из нас, если верует во Христа нелицемерно, искренне – настоящий иудей. Мы новый Израиль, мы граждане Небесного Иерусалима, ожидающие своего Спасителя со словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20). И Господь из вечности нам отвечает: «Ей, гряду скоро! Аминь» (Откр. 22:20).

Фото 6

ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Думаю, для каждого православного христианина очевидно, что в нашем отношении к любому жизненному явлению мы должны руководствоваться Священным Писанием и святоотеческим наследием. В том числе в таком важном вопросе как иудаизм и еврейство. Но и здесь враг нашего спасения может занести в крайности. Одна из них, в которую по-видимому впали некоторые католики и протестанты, заключается в утверждении, что евреи и в своем отпадении от Христа настолько особые и богоизбранные, что не нуждаются для спасения в христианском крещении. Это крайность слепой любви, приводящей того, кто охвачен ей, к измене Христу, Который говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).

Другая крайность – неприязнь, а то и ненависть к еврейству. В подтверждение такой позиции охваченные этими чувствами приводят многочисленные обличения святыми отцами иудеев за их вражду по отношению ко Христу и христианству. Но означают ли эти обличения, что святые угодники Божии ненавидели иудеев? Может ли быть такое, если Господь нас учит любви, в том числе к врагам? Он Сам неоднократно с гневом обличал фарисеев и саддукеев, но гнев Его был праведным, никогда не переходившим в ненависть, а проникнутым скорбью об ожесточении их сердец. Нам при виде чьей-либо неправды и уж тем более при обличении кого бы то ни было очень трудно удержаться от ненависти. Но делать это необходимо. В противном случае наша позиция будет греховной, лишенной Божией помощи.

И Священное Писание и Священное Предание Церкви Православной учит нас относиться к иудеям с терпением и любовью. Пример для нас прежде всего Спаситель, пострадавший на Кресте за всех, в том числе и за иудеев. Апостол Павел непрестанно печалился и мучился сердцем по поводу тех из своих соотечественников, кто закосневал в противлении Христу. Он настолько их любил и жалел, что желал ради их обращения сам лишиться спасения (Рим. 9:1-5).

Вот и святые отцы, обличая заблуждения иудаизма, стремились поступать по отношению к конкретным иудеям с любовью. Свт. Василий Великий умолил Бога отсрочить свою кончину и страдал еще некоторое время в предсмертных муках ради обращения ко Христу врача-иудея, и добился своего.

А вот цитата из свт. Феофана Затворника, где он высоко отзывается о евреях и это не в частом письме, а в толковании на Послание ап. Павла к Римлянам.

«Сколько было родоначальников из потомков Ноя и сколько народов образовалось из них по столпотворении?! Но из всех их Бог избрал только Еверов род, и его не весь, а только взял из него одного Авраама, от которого и произвел Себе особый народ. Этот народ и есть избранный, имевший особое звание и предназначение и пользовавшийся столькими благодеяниями и дарованиями: ему дан закон, к нему посланы Пророки, для него явлены знамения и чудеса. И после всего этого возможно ли, чтобы Бог вконец отверг его?! Нет; кого избрал Бог, того будет наказывать исправительно, будет лишать милости Своей на время, но вконец не отвергнет его. Ибо иначе Он и не избрал бы его, если бы предвидел, что он когда-нибудь окончательно сделается недостойным милости Его. Иудеи имели свои недостатки, и имеют; но из всех народов никто не мог лучше их исполнить намерения Божии о спасении людей. Предвидел сие Бог и избрал их. Если же избрал, то не отверг вконец, несмотря на то, что в настоящее время они являются достойными отвержения и отвержены. Это только на время. После опять возвратится к ним то, что первоначально для них предназначено».

Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник, автор толкований на послания апостола Павла.

Итак, свт. Феофан считал, что «из всех народов никто не мог лучше их исполнить намерения Божии о спасении людей. Предвидел сие Бог и избрал их» (Феофан Затворник. Толкование на послание к Римлянам. (На Рим. 11:29)).

Можно ли называть евреев сатаноизбранным народом, если мнение святых отцов о них таково: «Блаженный Феофилакт пишет: „ужели они согрешили так, что нельзя уже уврачевать их? Никак. Они „согрешили“, – то есть преткнулись, однако падение их не таково, чтоб не было средства поправить дело“. Так и святой Златоуст, Амвросиаст, Экумений. Последний пишет: „грех иудеев очень велик; однако ж так ли преткнулись они, чтобы, падши, восстать не могли, хотя бы и захотели? Нет. Как сильно ни преткнулись они, однако могут быть приняты Богом опять в милость, если захотят“» (Феофан Затворник. Толкование на послание к Римлянам. (На Рим. 11:11)).

Наш народ в ХХ веке творил волю сатаны, распространяя богоборчество, аборты и прочие пороки по всему миру. Конечно, были и новомученики, и инакомыслящие, но они составляли меньшинство. А недавно освятили храм, наполненный красными звездами, серпами с молотами, т. е. богоборческими символами. Неужели наш народ стал сатаноизбранным?

Каждому из нас и нашему народу в целом не хватает покаяния за все содеянное нами. Замечательные книги Михаила Викторовича раскрывают перед нами тот страшный провал, в котором оказалась наша страна. Ей, конечно, помогли туда попасть. И Михаил Викторович, как горячо любящий и болеющий за наш народ, стремится открыть ему глаза на его, мягко выражаясь, недоброжелателей. Но всё же, представляется, что акцент расставлен не совсем верно. В начале своей книги «Тайна России» он пишет: 

Тайна России

«Сразу отметим, что внутренней причиной революции было ослепление российской интеллигенции и те грехи общества, связанные с утратой православного самосознания, о чем говорил в своих проповедях св. прав. Иоанн Кронштадтский. Но о наших грехах уже достаточно написано всеми, кто только в этом и видит причину падения российской монархии. Поэтому мы считаем необходимым рассмотреть малоисследованную внешнюю причину...» (Назаров М.В. Тайна России. Историософия ХХ века. – Москва: Альманах «Русская идея» (вып. 6), 1999, с. 5. https://rusidea.org/430101).

Не могу согласиться, что о наших грехах написано достаточно. А сейчас о них и до 1917 года и после него пишется всё меньше и меньше. Покаяние как-то уходит из нашего общества. В этом, по-моему мнению, главная духовная порча и причина ухудшения общей ситуации. Но, вина здесь больше на духовных пастырях и архипастырях, молчащих и пасущих самих себя. Горе нам!

И все-таки хотелось бы пожелать Михаилу Викторовичу сил и вдохновения написать книгу именно о наших грехах. Чтобы она приводила нас не к безнадежности, а к очищающему покаянию на пути духовного обновления.

Спаси Вас Господь, дорогой и многоуважаемый Михаил Викторович!

Вернуться к списку записей

Комментарии

МВН:
около 1 месяца назад

Дорогие отцы, благословите.
Благодарю Вас за отклик, за добрые слова (хотя и явно преувеличенные) и за доброжелательную критику.

Что касается еврейского вопроса, то при всём моем согласии, что не все евреи сатанисты, часть из них обратится ко Христу, всё-таки антихрист в Священном Писании и Предании предсказан как еврейский лжемессия, которого радостно ждет основная часть современных талмудических евреев для господства над мiром и уничтожения всех народов (rusidea.org/36007). И в этой проблеме стержень истории.

Кроме того, меня давно интриговало то, что евреи даже обращаясь в христианство, часто становятся в нем модернистами-разрушителями и вообще: почему именно не принявшие Христа евреи образуют «лабораторию всяких духовных пороков, отравляющих мiр» (по выражению о. Сергия Булгакова) и этим плодят т.н. "антисемитизм" во всех народах. Не знаю, насколько точно мое объяснение этой "лаборатории", может быть вы и это проанализируете? Буду очень признателен, даю ссылку:
«Кровь Его на нас и детях наших» (Мф. 27:25). rusidea.org/36019

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Сергий, мы никоим образом не хотели осуждать о. Сергия. Цель нашего...
Кирилл
Сергий, насколько видно из видео отцы весьма мягко выразили своё мнение. Дай...
Сергий
Отцы, считаю необходимым задать очень важный вопрос? Вы перед тем как осуждать...
Надежда Загребина
Прошу прощения ,исказила имя моего оппонента Аполлинарий!...
Надежда Загребина
Апполинарию: "И тут Остапа понесло"...первое, что пришло в голову, читая Ваш комментарий....
Николай раб Божий
Апполинарий! Разве преподобный Серафим почитал безбожников, вроде Сталина? И напомню ещё. Ижевские...
Аполлинарий
Отцы, чтобы рассудить воскресшего Серафима Саровского, в лице схиигумена Сергия, для начала...
Name
>Не случайно блистательный черносотенец Пуришкевич стал гнусным убийцей Друга Царской Семьи Григория...
прот. Георгий Титов
Дорогие батюшки, о. Сергий, о. Михаил, о. Александр! С престольным праздником вас...
Юрий
Уважаемые отцы! Вы блестяще провели анализ писем митр. Кирилла и отца Сергия...

Календарь

Другие записи

RSS-лента

Архив




Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры