Знамя Ижевской дивизии
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: В этом году отмечается 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
«Настанет год, России чёрный год,
Когда Царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жён
Низвергнутый не защитит закон».
И вот, это страшное предсказание поэта исполнилось: настал 1917 год, Россия лишилась Помазанника Божия святого Царя-Мученика Николая; исчезла законная власть; великая страна погрузилась во тьму всеобщего беззакония.
Но в то время, когда в СССР строили архипелаг ГУЛАГ, за границей белые изгнанники создавали архипелаг Святой Руси — Русскую Зарубежную Церковь.
Вопреки всем бурям и потрясениям ХХ столетия этот благословенный архипелаг продолжал жить и развиваться. Несмотря на катастрофу начала XXI столетия, у нас не погасла надежда на возрождение Русской Зарубежной Церкви, а вслед за ней и всей православной России.
Но сегодня у нас тревожное ощущение. Мы слышим уже в ограде нашей Церкви голоса, которые по сути призывают отказаться от великого предания Русской Зарубежной Церкви. И никакими земными причинами объяснить это отступничество нельзя, если мы, конечно, твёрдо стоим на христианских позициях.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Да, одной из основных традиций Русской Зарубежной Церкви, освящённой Её Соборами, является почитание подвига белых героев.
Но задаются такие, например, вопросы: «Под каким флагом воевала белая армия? Во всяком случае, не под флагом покаяния за предательство Помазанника Божия, что является предательством Самого Бога, ибо: «Не прикасайтесь к Помазанным Моим» (Пс.104,15)».
Удивительно, что этот вопрос задан не членом Московской патриархии, ибо они любят применять такую аргументацию, а одним из наших собратьев по Церкви. Думаю, что можно и нужно отправить таких совопросников «века сего» к Деяниям Первого Всезарубежного Собора, там легко можно найти ответы на подобные «проклятые» вопросы.
Создаётся ощущение, что такими вопросами искусственно противопоставляются друг другу традиция Зарубежной части Российской Православной Церкви и учение Церкви, как таковое. Т.е. пытаются противопоставить дополнение сути. А потом такой совопросник сам же начитает возмущается, как это можно традицию ставить на один уровень с учением Церкви.
Каждая Поместная Православная Церковь имеет право на традиции. Они, если так можно выразиться, определяют «лицо» Поместной Церкви. Разве может противоречить традиция Русской Зарубежной Церкви почитать подвиг белых героев Православному вероучению?
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Нас просит некий «Метод» прислать ему «ссылочку о «нескончаемости Белой идеи»».
Что ж, с радостью это сделаем. Не случайно участники движения сопротивления большевизму стали называться белыми. Этот цвет в Библии символизирует невинность, чистоту. Св. ап. Иоанн Богослов употребляет его в описании небесного мiра: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень, и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2:17).
О другом таинственном видении ап. Иоанн говорит так: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лица Которого бежали небо и земля, и не нашлось им места» (Откр. 20:11).
Белый цвет — символ преображённых, святых, очищенных от своих грехов (Ис. 1:18). «Омой меня, и буду белее снега» (Пс. 50:9). Святые будут ходить в белых одеждах с Победителем Христом (Откр. 3:4).
И можно ещё очень долго приводить отрывки из Священного Писания, которые говорят нам о том, что белый цвет — это цвет чистоты и Божественной правды.
Под руководством великих святителей и пастырей Русской Зарубежной Церкви лучшие из героев Белого движения поняли, что спасение России лежит прежде всего через покаяние и очищение собственной души. Но покаяние не только не мешало Белой борьбе; напротив, именно оно давало христолюбивым воинам несокрушимую силу.
Главный духовный наставник Белого движения и первоиерарх Русской Зарубежной Церкви видел образ для подражания в подвиге библейских Маккавеев: «Будем учиться у... святых Маккавеев, как устраивать восстание против теперешней разбойной богомерзкой власти по подобию Иуды Маккавея. Он да будет нашим учителем в защите веры и отечества, как сказано в этой 8-й главе (2Макк. гл.8).
Пока ему подражает Братство Русской правды, а я призываю сими строками к подражанию ему весь русский православный народ.
Идите же смело, други, за Веру, Царя и Отечество!»
Это слова митр. Антония (Храповицкого) из его «Послания к православным людям на прежней земле Российской, а также переселившимся в чужие пределы русским переселенцам и изгнанникам» (начало 1930).
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Я с удивлением услышал из уст зарубежника слова сомнения в том, что в Белой армии не было «покаяния за предательство Помазанника Божия».
Ещё раз откроем деяния Первого Всезарубежного Собора. Он молитвенно взывает: «Да укажет Господь пути спасения и строительства родной земли; да даст защиту Вере и Церкви и всей земле русской и да осенит Он сердце народное; да вернёт на всероссийский Престол Помазанника, сильного любовью народа, законного православного Царя из Дома Романовых».
Известно, что Белое движение неуклонно правело и каждый его последующий вождь после Деникина (Колчак, Врангель) опирался на всё более правых политиков. И наконец, в 1922 году в Приамурском крае на Земском Соборе была провозглашена православно-монархическая идеология борьбы за Святую Русь и были восстановлены Основные законы Российской империи. В этом Соборе приняли участие все дальневосточные епископы – Владивостокский Михаил (Богданов), Харбинский Мефодий (Герасимов), Камчатский Нестор (Анисимов).
Находились они все в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви.
Председатель этого Собора профессор Н.И. Миролюбов 8 августа 1922 года огласил Грамоту Земского Собора на имя Правителя Края ген. Дитерихса, в которой были такие слова:
«Призывая на вас благословение Божие, Земля Дальнего Русского Края объединяется вокруг вас, как своего Водителя и Вождя, с пламенным желанием вернуть Русскому народу свободу и собрать воедино бредущих разно в смутную годину русских людей под высокую руку Православного Царя.
Да восстановится Святая Русь в её прежнем величии и славе!»
Указ № 1 Правителя Приамурского края генерал-лейтенанта Дитерихса явился не только административным актом, но и настоящим манифестом непокорённой красному зверю православной России. Он гласил:
«Тысячу лет росла, ширилась и крепла Великая Русь, осуществляя смысл государственного единения в святом символе религиозно-нравственной идеологии народа: в Вере, Государе и Земле. И всегда, когда этот величественный завет нашей истории, освящённый Христовой Верой, твёрдо, верно и сознательно исповедывался всем народом земли Русской, Русь была могучей и единой в служении своему религиозному, историческому, мировому предназначению быть Россией Христа.
Но бывали в нашем бытии годы великих соблазнов и искушений сойти с истинных национальных путей… Народ впадал в грех против Богом данной ему идеологии, и тогда постигали землю Русскую великие смуты, разорения, моры и глады с пленением различными иноверцами и иноплеменниками. И только с искренним покаянием в отступничестве, с горячим порывом массы к возвращению снова на путь исторических, святых начал своего единения, в дружном, тесном, беззаветном и самоотверженном служении своей Родине, и только ей, народ обретал прощение греха и возвращал Святую Русь к прежним величию и славе. А вместе с возрождением земли возрождалось и благоденствие, и мир самого народа под скипетром его наследственно-преемственного Державного Вождя - Помазанника, в значении коего для русской монархической идеологии тесно объединяются Верховная Власть от Бога с народом всея земли.
По грехам нашим против Помазанника Божьего, мученически убиенного советской властью Императора Николая II со всею Семьёю, ужасная смута постигла народ русский, и Святая Русь подверглась величайшему разорению, расхищению, истязанию и рабству от безбожных русских и иноплеменных воров и грабителей, руководимых изуверами из еврейского племени, отрекшихся и от своей иудейской веры.
Пять лет народ земли, разметанной гневом Божиим, несёт наказание за свой грех, несёт тяжёлый, не заслуженный крест за безумное попрание святого исторического завета, за уклонения от исповедания чистоты веры православной и от святыни Единой Державной власти.
Здесь, на краю земли русской, в Приамурье, вложил Господь в сердца всех людей, собравшихся на Земский Собор, едину мысль и едину веру: России Великой не быть без Государя, не быть без преемственно-наследственного Помазанника Божьего. И перед собравшимися здесь, в маленьком, но сильном верой и национальным духом Приамурском объединении последними людьми земли Русской стоит задача направить всё служение своё к уготованию пути Ему - нашему будущему Боговидцу.
Скрепим, соединим в одну силу оставшиеся нам святые заветы - Веру и Землю, отдадим им беззаветно свою жизнь и достояние; в горячей молитве, в очищенных от земных слабостей сердцах, вымолим милость Всемогущего Творца, освободим святую нашу Родину от хищных интернациональных лап зверя и уготовим поле будущему Собору "всея земли". Он завершит наше служение Родине, и Господь, простив Своему народу, увенчает родную землю Своим избранником - Державным Помазанником...
Вас же, всех людей зарубежной, советской, угнетённой земли Русской, всех, кто верит в Бога, и опознал уже истинное лицо советской власти, зову к нам, зову с нами ко Христу. Мы бедны в земле, но с нами Бог!»
В Приамурском крае была объявлена военная мобилизация. Среди интеллигенции не все горячо откликнулись на неё. К таковым обратился ген. Дитерихс: «Где же служение идее? Где подвиг жертвенности во имя поддержания тех братьев, которые одни на своих плечах уже два года несут тяжесть искупительного Креста за грех всех граждан общественных слоев интеллигентной России?
Советская власть свою идею проводит насилием, террором и ужасом; поэтому-то она антихристова, не национальна и не народна. Идти их путями я не могу, так как тогда сошёл бы с путей Божественности национальной идеологии, чистоту которой я обязан сохранить, так же как и участь тех немногих воинов-борцов, которые выступили на защиту Края...
Повелеваю: в отношении тех граждан, кои выказали себя неспособными к добровольной жертвенности жизнью и достоянием во имя идеи, возглавленной Земским Собором, не прибегать к насильственным и репрессивным мерам. Им Судья — Бог».
То есть мы видим на основании этих слов, что Белую борьбу ген. Дитерихс рассматривал как «искупительный Крест за грех всех граждан» России.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Кстати, немало потрудились с оружием в руках наши земляки ижевцы, защищая последнюю свободную от красных часть Русской земли. Благодаря этому и стал возможен этот Собор. Интересно, что ижевцы начинали восстание в 1918 году вместе с эсерами, но очень быстро левизна испарилась и в подавляющем своём большинстве они стали убеждёнными монархистами. Они прошли крестным путём, сражаясь с красными ордами, до 1922 года.
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: И, наконец, я не могу не привести последний указ Правителя Приамурского края генерал-лейтенанта Дитерихса, который является своего рода его духовным завещанием и одновременно девизом Русской Зарубежной Церкви:
«Силы Земской Приамурской Рати сломлены. Двенадцать тяжёлых дней борьбы одними кадрами безсмертных героев Сибири и Ледяного Похода...
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Кстати, «безсмертные герои Сибири и Ледяного Похода» - это наши земляки-ижевцы.
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Да! Итак: «Двенадцать тяжёлых дней борьбы одними кадрами безсмертных героев Сибири и Ледяного Похода, без пополнения, без патронов решили участь Земского Приамурского Края. Скоро его уже не станет. Он как тело - умрет. Но только как тело.
В духовном отношении, в значении ярко вспыхнувшей в пределах его русской, исторической, нравственно-религиозной идеологии, - он никогда не умрет в будущей истории возрождения Великой Святой Руси.
Семя брошено. Оно сейчас упало на ещё неподготовленную почву. Но грядущая буря ужасов советской власти разнесёт это семя по широкой ниве Великой Матушки Отчизны и приткнётся оно в будущем через предел нашего раскаяния и по безконечной милости Господней к плодородному и подготовленному клочку земли Русской и тогда даст желанный плод.
Я верю в эту благость Господню; верю, что духовное значение кратковременного существования Приамурского Земского Края оставит даже в народе Края глубокие, неизгладимые следы. Я верю, что Россия вернётся к России Христа, России - Помазанника Божия, но, что мы были недостойны ещё милости Всевышнего Творца».
Золотые слова, дорогие братья и сёстры! И вот, в свете этих вдохновенных слов белых героев каким непониманием, какой изменой миссии Зарубежной Церкви по возвращению России на путь служения Христу звучат речи некоторых современных членов РПЦЗ!
Но если мы будем делать вид, что ничего не происходит, то и мы окажемся в числе отступников идеалов белых воителей. Потому что молчанием предаётся Бог.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: И о том, что в Русской Зарубежной Церкви никогда не противопоставлялись друг другу подвиг Царя-Мученика Николая и подвиг белых героев, красноречиво свидетельствуют слова, прозвучавшие на Втором Всезарубежном Соборе.
Цитирую: «Когда мы будем глубоко в сознании носить видение о кровавом, чудовищном избиении нашего Царя Мученика, нашей Царицы Мученицы, нашего Мученика Наследника Цесаревича, Мучениц Великих Княжон и многих мучеников из нашего Российского Царского Дома – сердце наше опять
будет сжиматься от воспоминаний ещё не столь далёкого прошлого,
кровавым туманом завеянного, из которого выступают образы мучеников Святителей Церкви Православной, воинов, павших в борьбе за Святую Русь, наших родных и близких, миллионов русского народа, от голода и нечеловеческих истязаний погибающих и гибнущих; когда мы, наконец, будем друг на друга смотреть с дружелюбием и состраданием, ища правды, в сознании общности нашего бедствия и когда посланные нам испытания мы будем переносить без поношения и без злобы, а с улыбкой в сердце, видя
в них жертву искупления – тогда наступит час избавления и торжества…
Тогда воскреснет Россия… Наша родная Святая Православная Церковь нам Предстательница пред Престолом Всевышнего, а настоящий Церковный Собор, с благословения Святейшего Гавриила, Патриарха Сербского, под Вашим мудрым председательством, осиянный благодатию Божией, силой веры расчистит тяжёлый предстоящий путь к спасению и радости. Память и почитание святого прошлого России – укажут путь к будущему...»
Комментарии
Оставьте комментарий