Портрет митр. Антония (Храповицкого) кисти Нестерова
Уважаемые редакторы «Интернет-собора»!
Пользуясь случаем мы хотим вас поблагодарить за многие замечательные статьи на вашем сайте. Хочется, чтобы именно таких статей, не разделяющих, а объединяющих чад нашей Церкви, было бы как можно больше.
Но вместе с тем мы не можем с горечью не заметить, что многие публикации явно идут в разрез с духом Христовой веры, надежды и любви. Эта политическая линия становится особенно вопиющей, когда гибнут наши братья и сестры во время так называемой антитеррористической операции на Украине.
Ознакомившись с некоторыми русофобскими статьями, у всякого помнящего подвиг Русской Православной Церкви Зарубежом возникает вопрос, который так чётко выразил протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый: «Не совсем понятен смысл этой недостойной статьи, порочащей память Основоположника РПЦЗ, на Зарубежном сайте».
Мы помним, как в советское время, когда пытались соединить коммунизм и русский патриотизм, замечательных людей нашей истории, почти всех, изображали противниками Царской власти. Сталинистам вторили представители сергианского духовенства.
В наше время происходит новый виток сергианства, и потому мы всё чаще встречаем попытки истолковать церковную историю в духе сильных мира сего.
Не иначе как кощунством нужно назвать желание некоторых изобразить белых героев, положивших жизни свои за единую, неделимую Россию, союзниками, а то и единомышленниками петлюровцев и прочих украинских сепаратистов.
Особенно гадко читать измышления по поводу особой близости приснопамятного митр. Антония (Храповицкого) с украинскими националистами. Одна из статей, помещённых «Интернет-собором» так и называется: «Галицийские симпатии митрополита Антония (Храповицкого)».
В то время как каждый человек, знающий житие основоположника Русской Зарубежной Церкви Блаженнейшего митр. Антония (Храповицкого), хорошо помнит, что большую часть своей жизни митр. Антоний вёл борьбу с тлетворным и по сути своей антихристианским духом украинского сепаратизма.
Многие годы владыка Антоний совершал архиерейское служение на Волынской и Житомирской кафедре. В это время к святителю Божию тянулись многие люди, не только населявшие Российскую Империю, но и жившие на территории Австро-Венгрии. Благодаря миссионерским трудам архиеп. Антония (Храповицого) и его сподвижников Почаевская лавра стала несокрушимой крепостью православных и монархических сил.
Когда началась Первая мировая Великая Отечественная война, владыка Антоний обратился к православному воинству: «Христолюбивый воин! Господь попустил быть великой войне русского народа с врагами православной веры и славян. Царь послал тебя идти на защиту земли Русской и на освобождение православных племен, угнетаемых немцами.
Тебя давно зовут туда, за австрийскую границу, во-первых, православные сербы, полонённые Австрией в числе 2 миллионов человек, а во-вторых, пребывающие под гнётом того же государства твои же русские братья, составлявшие прежде одно с нами государство и одну Православную Церковь. Это малороссы, называемые галичанами и угророссами. Они оторваны от России и Православия и вовлечены в еретическую веру, а те из них, которые принимают снова нашу святую православную веру, подвергаются гонениям и тюремному заключению. Им не дозволяют строить в Галиции православных церквей, не дозволяют иметь и православных священников. И вот они уже более 60 лет ждут, со слезами ждут, - когда же придут их русские братья и освободят их от иноземного и иноверного ига.
Они видели у себя наших русских в 1848 году, во время Венгерского похода, и с тех пор их скорбящая душа прилепилась к России и они молят прийти и взять их под материнскую сень Православной Церкви и под отеческую власть русского Государя. Видели эту любовь к ним наших братьев их угнетатели и сами дерзостно вызвали нас на бой. Отныне пред нами две задачи: защитить Россию от нападения врагов и вызволить из-под их власти наших единоверцев и единоплеменников.
Русский воин, смотри, на какое святое, на какое великое дело призывает тебя твой Царь. Будь же достоин этого великого призвания, ибо сказано пророком: «Проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением (Иер. 48:10)»» (Послание к христолюбивому воину от 14.10.1914).
Ответом на это стремление воссоединиться с родиной был геноцид, учинённый Австро-Венгрией против тех, кто хотели быть русскими, а не украинцами. Ведь сама идея украинского народа, отдельно существующего от народа русского, была искусственно создана под руководством антиправославных австрийских властей.
Множество мучеников за Православную веру, Царя и Отечество приняли лютую смерть от рук австро-венгерских властей и их приспешников. Эти страдальцы Христовы свято хранили в своих сердцах заветы и наставления владыки Антония и других угодников Божиих.
Но, увы, были и другие, те, кто подтверждал свою принадлежность к украинской нации кровавым участием в военных преступлениях габсбургской монархии.
Николай Мерко, узник концлагеря смерти «Талергоф», созданного австрийцами для русских людей, писал: «Жутко и больно вспоминать о том тяжёлом периоде близкой нам еще истории нашего народа, когда родной брат, вышедший из одних бытовых и этнографических условий, без содрогания души становился не только всецело на стороне физических мучителей своего народа, но даже больше — настаивал на них. Прикарпатские «украинцы» были одними из главных виновников нашей народной мартирологии».
Такова была каинова дань тех, кто отказывался следовать благословению великого святителя Антония (Храповицкого).
Сильнейшее впечатление произвело в 1918 году известие о зверском убийстве Киевского митрополита Владимира. Стал вопрос о новом главе Киевской митрополии. Незадолго до того Киев был занят немцами. Власть находилась в руках гетмана Скоропадского, бывшего под сильным влиянием немецких властей. Архиеп. Антоний поехал в Киев, где большинством голосов был избран митрополитом Киевским.
Учитывая сложность создавшейся ситуации владыка Антоний принял предложенное Всеукраинским Церковным Собором компромиссное решение об автономии Украинской Церкви при сохранении канонического единства с патриархом Всероссийским. При этом владыка Антоний оставался сторонником единой и неделимой России и противником самостийной Церкви Украины. Его твердая патриотическая и истинно церковная позиция вызывала бешенство у украинских националистов.
В декабре 1918 года петлюровцы арестовали митр. Антония вместе с архиеп. Евлогием (Георгиевским). В заключении им пришлось пережить много унижений и страданий. Чудом Божиим архипастыри избежали смерти.
Когда митр. Антоний, наконец, оказался на свободе, он мог уйти на покой, ведь ему было уже 65 лет, но он выбрал путь духовного наставника тех, кто безстрашно сражался за единую во Христе Россию. Митр. Антоний вместе с войсками генерала Деникина в сентябре 1919 года находился в Киеве, потом в Ростове, на Кубани.
После поражения Деникина владыка уехал в Грецию, но вскоре вновь вернулся на родину, в Крым, духовно поддерживая и укрепляя генерала П.Н. Врангеля и его воинство.
В ноябре 1920 года вместе с белыми войсками он оставляет Россию. Архипастырь пытается призвать к совести западных союзников, но, как известно, вместо поддержки Белая армия была предана политическими лидерами Европы.
А в это время в оккупированной большевиками России уничтожали не только недобитых врангелевцев, но и духовных чад митр. Антония.
В 1923 году было выпущено русофобское постановление ЦК ВКП(б) об обязательной украинизации. Огнём и мечом уничтожали коммунисты духовное наследие митр. Антония прежде всего на украинской земле.
6 декабря 1932 года принимается печально известное постановление ЦКК УССР «О борьбе с саботажем в хлебозаготовках». Начинается голодомор, организатором которого был великий украинизатор Малороссии В. Чубарь. Показательно, что голодомор был устроен в первую очередь на Волыни, земле, где особенно ощущалась твёрдость в православной вере и любовь к митр. Антонию (Храповицкому).
Итак, мы видим, что русофобы австрийцы, украинские петлюровцы и большевики были едины в своей ненависти к исторической православной России. Митрополит же Антоний под покровом Царицы Небесной вместе со своими единомышленниками смог создать истинно русский мир в изгнании.
Следуя его заветам Русская Зарубежная Церковь хранила русскость и не имела общения с теми т. н. церковными юрисдикциями, чья жизнь отравлена химерой «незалежной» Украины.
Конечно, мы понимаем, что быть истинным членом Русской Зарубежной Церкви в современной Украине трудно и, быть может, опасно. Но ведь сергианство недопустимо не только по отношению к советской идеологии. Оно недопустимо и по отношению к украинскому национализму.
Поэтому мы просим вас, если вы не можете говорить так, как это делали наши святые предшественники, хотя бы не искажать их святое дело фальсификацией и ложью. Мы не должны помещать на церковных страницах статьи, наводящие тень на нашу Церковь.
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, иер. Александр Малых.
Комментарии
Оставьте комментарий