Часто говорят, что для западных христиан главный праздник Рождество, а для православных – Пасха. Внешне это так и выглядит, особенно если учесть бурную встречу нового года, у нас Рождеству предшествующую, - мрачное похмелье и опустошенность, - вот с чем встречают ныне русские люди свой великий праздник. Но дело не только в этом.
Подлинный смысл Рождества познается лишь через Крест и Воскресение. Иначе выходит подмена – Бог воплотился, родился и как бы остался на грешной земле, освятив Собою падший мир и благословив наше в нем пребывание и деятельность. Отсюда вытекает протестантское мерило успешности в земных делах как богоугодности человека, его предопределения ко спасению. Отсюда и массовое празднование «счастливого Рождества» не сильно отличающееся от нашего языческого «нового года».
Мы не так ощущаем Рождество. Богомладенец , впервые спеленутый Пречистой Девой, уже полностью осознает свое предназначение, ведь в Боге нет какого-либо недостатка и потребности в развитии. Он тот же и во яслях, и на Кресте, Он – всеведущий и всемогущий – добровольно пришел принести Себя в жертву за мир, за людей, за нас. И потому Он, «младенствующий плотию», уже терпит насмешки и издевательства, уже страждет на Кресте.
И мы, сознавая все это, не можем просто радоваться. Наша радость объемна, она проходит через скорбь. Мы понимаем, что нет большего искушения, чем благополучие, изобилие и довольство, - все это приметы духовной смерти. «Присно закалаемый» Агнец Божий помогает нам смириться даже перед очевидной несправедливостью по отношению к нам и нашим « заслугам», учит терпению в лишениях и болезнях. Все наши « жертвы» и страдания неизмеримо ничтожны перед Его Жертвой.
Господь мог бы родиться в царских чертогах и, выйдя оттуда на проповедь в блеске и величии, увлечь за собой миллионы. Но Он искал не таких учеников, а тех, кто добровольно разделили бы с Ним нищету, гонения и скорбь. Из таких последователей Христос созидает Свою Церковь. В ее истории были моменты внешнего благополучия, даже могущества, но никогда Церковь не включала в себя тех, кто стремился именно к этому, духовно такие деятели всегда оставались за оградой церковной, какое бы высокое место не занимали они в иерархии.
С максимальной ясностью видно это сегодня. Храмы восстановлены и отстроены с невиданным доселе блеском, но мы вынуждены из них уходить, не найдя среди всего этого фальшивого великолепия Христа. Мы идем вслед за Ним в пустынные места, мы страшимся окончательно потерять Его, нашу безценную жемчужину, в ряду искусных подделок. Он, не имевший в земной жизни места для ночлега, не в рукотворенных храмах живет, а там, где готовы Его принять. Как тогда, в момент пришествия в мир, так и теперь.
Меняются время и обстановка, но неизменным остается таинство Богоявления. Пришедшим поклониться Богомладенцу не тесно в малой пещере, стены ее могут раздвинуться до безконечности , вместив всех, кто готов последовать за Ним вплоть до Креста и пещеры Гроба Господня. А потом, за отваленным камнем, нас ждет Воскресение и жизнь вечная.
Комментарии
Оставьте комментарий