Обитель милосердия, пос. Саракташ.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: В лихие и в то же время святые для православных 90-е годы, когда по молитвам Новомучеников Российских вопреки смуте возрождалась христианская жизнь, миллионы обращались к Богу, воскресали храмы, монастыри, святыни нашего отечества, и даже в Московской патриархии было немало искренних людей, стремившихся воплощать идеалы Святой Руси; в те годы, когда у многих из нас была надежда на то, что мы сможем изнутри очистить церковную жизнь Московской патриархии от ереси сергианства, – именно тогда появилось такое явление, как отец Николай Стремский и его обитель милосердия.
В те тревожные и непростые годы наш Свято-Никольский храм с. Завьялово старался участвовать в делах милосердия. Мы всерьез опекали детей-сирот в интернате, в исправительной колонии. Некоторые верующие приняли сирот в свои семьи. И в моей семье появились три девочки, две из них – инвалиды. Поэтому тема сиротства в посткоммунистической России нам знакома.
Нас, конечно же, восхищал пример о. Николая и его матушки, взявших на воспитание с 1992 года множество детей. Батюшка смог найти энтузиастов-помощников и богатых спонсоров. Так возникла уникальная обитель милосердия в Оренбургской области. Имя самого многодетного отца России гремело.
Вот так всё начиналось.
Но в сентябре 2019 года разорвалась информационная бомба. Митрофорный протоиерей, настоятель комплекса Свято-Троицкой обители милосердия, директор общеобразовательной гимназии имени прп. Сергия Радонежского взят под стражу. Ему предъявлено обвинение в растлении малолетних и изнасиловании. Протоиерей Николай Стремский свою вину отрицает, ссылаясь на то, что дети оговорили его.
Возможно ли такое?
Конечно, да. И не только потому, что ребята, взятые из детдома, имеют очень часто изуродованные и обожженные злом человеческим души. Несомненно, что для многих красной тряпкой являются богатства и финансы батюшки. Потому допустить, что он стал жертвой определенного заговора, более чем возможно. И мне понятны слезы и искренние слова его приемных детей, защищающих отца. Но в то же время, как выяснилось, отец Николай в своей личной жизни был совсем не похож на свт. Иоанна Шанхайского или Терезу Калькуттскую. Он заметно отличался и от наших современников, посвятивших себя делу помощи сиротам.
Золотой мерседес и пьяный отец Николай.
Очевидно, что вычурная роскошь и злостный алкоголизм свидетельствуют не в пользу священника. Зачем большое количество дорогих машин? Зачем золотой мерседес? Зачем винные погреба? Зачем коллекция оружия? Зачем оправдывать пьянство за рулем? Всё это наводит на весьма тревожные мысли и предположения.
Странное заявление сделал правящий архиерей о. Николая после его ареста. Где же он раньше был, если всё так плохо?
В то же время я не спешу осуждать оказавшегося в беде о. Николая. По совести рассуждая, надо признать отвратительными заявления некоторых деятелей Московской патриархии, прежде всего правящего архиерея отца Николая. Они поспешили отмежеваться от него. А ведь в любом случае происшедшее является еще одним знаком глубинного кризиса церковной жизни Московской патриархии. Отсутствие соборности, церковной гласности, культ золотого тельца ведут к подобному разрушительному концу. «Нельзя служить двум господам», – говорит Богочеловек Христос.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Как много грехопадений людей, призванных быть примером благочестия, представляет наше время! Конечно, подобное было всегда. Люди склонны поддаваться соблазнам. Это легче, чем стоять в правде и добродетели. Но ныне таких примеров становится всё больше.
Вот отец Николай Стремский, создавший в пос. Саракташ Оренбургской области благоустроенный детский приют! Этот комплекс зданий впечатляет. Отец Николай начинал искренне и выглядел-то раньше очень скромно, но со временем, когда через его руки стали проходить немалые средства, выделявшиеся людьми на бедных детей, не удержался и стал употреблять их не только для сирот, но и для себя. Тем более, что он и не отделял их от себя, являясь юридически их отцом.
Протоиерей Николай под арестом.
Почему же он не удержался в пределах элементарной скромности? Ведь его похвальбы дорогими иномарками, винными бочками, оружейной коллекцией и прочей роскошью вызывают не просто отвращение, а выглядят просто глупо.
Ответ, как мне кажется, кроется в том, что сама система, в которой служит о. Николай, обильно пропитана стремлением к богатству. Так сложилось, что архиерейский и митрофорно-протоиерейский сан в Московской патриархии подразумевает немалый уровень материального благосостояния. Если ты архиерей, то как бы должен обставить себя дорогим движимым и недвижимым имуществом. Я не говорю, что все архиереи и высокопоставленные протоиереи в МП таковы. Очевидно, есть и скромные священнослужители, но как-то не заметно в патриархийной среде широкого стремления – не говорю к нестяжанию – к скромной жизни. Представители церковных верхов не являют пример евангельской, скромной жизни и не обязывают к тому подчиненных священнослужителей, хотя, бывает, и говорят о необходимости умеренности. Если б было по-другому, то о. Николай в своем падении в объятия золотого тельца был бы остановлен по церковной линии и дело не дошло бы до обвинений в педофилии, верны они или нет.
Видя, подобное духовно-нравственное разложение в среде, именуемой церковной, можно впасть в уныние. Но Господь не позволяет нам унывать, предсказав умножение соблазнов. Об этом же говорят святые отцы.
Свт. Нифонт Цареградский.
Святитель Нифонт Цареградский говорил о наших временах:
«Занимающие престолы священства во всем мире будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием и будут служить для людей более соблазном, чем образцом, посему добродетель будет пренебрежена еще более; сребролюбие же будет царствовать тогда, и горе монахам, богатеющим златом, ибо таковые будут поношением для Господа Бога и не узрят лица Бога живаго. Монах или мирянин, который дает в лихву злато свое, если не отступит от такового лихоимства, будет погружен в глубоком тартаре, потому что не пожелал принести (злата своего) в жертву Богу через благотворение нищим. Посему, сын мой, как я уже сказал прежде, многие, будучи одержимы неведением, падут в пропасть, заблуждаясь в широте широкого и пространного пути».
Однако, по словам того же святого, «до самого скончания века сего не оскудеют пророки у Господа Бога, равно как и служители сатаны. Впрочем, в последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями; потому что тогда никто не будет делать пред глазами человеческими чудес, которые бы воспламеняли людей и побуждали их с усердием стремиться на подвиги».
Евангельский идеал должен оставаться для нас ориентиром в жизни. Пусть грехопадения окружающих людей учат нас не осуждать их, а понимать время, в котором мы живем, молясь об их покаянии. Будем следовать примеру святого пророка Самуила, который, видя нерадивых и развращенных служителей алтаря, еще более воспламенялся усердием в служении Богу (1Цар. 1-3).
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий