Великий Сибирский Ледяной поход.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Осенью 1919 года большевики, обезпечив для себя численное и иное превосходство, начали наступление на восточном фронте. Из-за предательства западных союзников и прежде всего чехов отступление русской армии Колчака обернулось настоящей катастрофой. Эвакуация войск и гражданского населения по железной дороге была парализована из-за противодействия чехословацкого корпуса. Людям пришлось идти пешком вдоль железнодорожного полотна.
Забегая несколько вперед, скажем, что 15 января 1920 года по прибытии эшелона адмирала А.В. Колчака в Иркутск «союзники» выдадут Верховного Правителя России красным.
А тогда, осенью 1919-го командование гибнущей армией принял Владимiр Оскарович Каппель. Он смог, опираясь на безпримерный героизм наших воинов, вырвать армию из окружения. Начался Великий Ледяной поход, русский исход по заснеженной Сибири. Шли две тысячи километров, шли мужчины, женщины и даже дети, шли пешком, некоторые на лошадях; шли, преодолевая ожесточенное сопротивление красных и других бандформирований; шли, несмотря на жестокий мороз, голод, болезни, смерти товарищей. Порой бывалые воины не могли сдержать слез, но всё равно шли.
Генерал Каппель провалился в полынью, отморозил ноги, началась гангрена; ампутация без анестезии. Христолюбивый вождь отказался даже в таком бедственном положении покинуть свою армию, поддерживая дух бойцов.
Среди белых военачальников Владимiр Оскарович Каппель занимает особое место. Истинный христианин, монархист, боевой офицер Первой мировой, Каппель стал одним из лучших генералов Колчака. Даже мученически скончавшись в ледяной пустыне, он остался со своей армией и духом, и телом. А было ему на момент смерти всего тридцать шесть. Останки Каппеля находились с воинами до самого победного конца Ледяного похода.
В начале марта 1920 года его похоронили в Чите. Потом тело перевезли в Китай и погребли в ограде воинского Иверского храма в Харбине. Уже после Второй мировой войны при Мао Цзедуне по воле советских властей могилу героя разорили. В 2006 году мощи благоверного воина Владимира Каппеля обрели нетленными и перенесли в Донской монастырь Москвы, где с честью предали земле.
Обретенные мощи генерала Владимiра Каппеля. 2006 г.
Казалось бы, поставлена победная точка, но не тут то было. Недавно в Симбирске (ныне Ульяновск) демонтировали памятную доску, установленную в честь генерала Каппеля. Это злодейство не случайно, ведь до сего дня самые разные суды России отказываются реабилитировать Александра Васильевича Колчака, оставляя на нем клеймо военного преступника. Таким образом, генерал Каппель, каппелевцы, в том числе и наши земляки ижевцы по сути дела объявляются подчиненными государственного преступника. При этом выдвигается совершенно абсурдные утверждения, что якобы белые воевали со своим народом.
Один из организаторов красного террора Свердлов и его жертвы.
Истязания пленного красными. Такими методами устанавливали богоборческую власть.
Конечно, война не любезность, как это было замечено уже давно классиком. Тем более гражданская война. Звериная жестокость большевиков порой вызывала ответную жестокость со стороны некоторых белых и находились отдельные нечистоплотные командиры и воины. Но они не делали нравственную погоду в Русской армии. Наоборот, в Белой армии тон задавали глубоко порядочные, честные и даже святые люди. Сохранилось множество свидетельств того, как наши воины отпускали пленных красных, даже не имея уверенности, что через некоторое время они вновь не придут с оружием в руках. Что это, как не проявление благородства и христианского великодушия!
Вот что вспоминал наш земляк Владимiр Михайлович Наумов:
«Я хочу особенно подчеркнуть это в своих воспоминаниях, чтобы еще раз отметить то, что в главной линии борьбы у нас, у белых, отсутствовала жестокость. Конечно, были и расстрелы, но только как отдельные эпизоды, вызванные иной раз необходимостью. В советских книгах, описывающих наше белое движение, написана невероятная ложь. Нет, жестокими мы, в общей нашей линии, не были. Вероятно, с точки зрения борьбы и победы это было неправильно, но это было так и об этом не следует молчать».
(Наумов В.М. Мои воспоминания. Сан-Франциско, 1975.)
Это свидетельство для нас очень ценно еще и потому, что Владимiр Михайлович Наумов наш земляк. Его детские годы прошли неподалеку от Воткинска. Он активно участвовал в Ижевско-Воткинском рабоче-крестьянском восстании, прошел крестной дорогой Белых воинов, разделял тяготы Великого Сибирского похода, сражался вместе с нашими земляками, сдерживая красные орды на Дальнем Востоке до 1922 года, пережил раны, лишения, изгнание.
Владимiр Михайлович Наумов (справа) и его двоюродный брат.
Несмотря на то, что трудился простым рабочим в Америке, стал видным деятелем Русского Зарубежья. Он стоял у истоков Ижевско-Воткинского землячества в Китае. Глубокая православная вера помогала ему преодолевать все испытания. В.М. Наумов был неутомимым соратником свт. Иоанна Шанхайского, Чудотворца. С ним он организовывал русский исход из захваченного коммунистами Китая на остров Тубабао. Потом по благословению святителя обустраивал жизнь русских изгнанников в США. Словом, человек чести, ума, совести, подлинный богатырь Белого дела.
Святитель Иоанн Шанхайский, Чудотворец, с белыми русскими изгнанниками на острове Тубабао. Одним из верных помощников угодника Божия был Владимiр Михайлович Наумов.
И ему я как-то больше верю, чем судам людей, не покаявшихся в злодеяниях безбожного большевизма. Надо отчетливо понимать, что хула на тех, кто защищал Россию от безбожников, убийц и растлителей, расстреливавших новомучеников и осквернявших мощи русских святых, есть вражда против Самого Бога.
«Не прикасайся к помазанным Моим» (Пс.104:15), – эта заповедь Писания касается не только Царей, но и тех, кто имел помазание Духа Святого и полагал жизнь за веру и други своя.
Не случайно рядом со святой Царской Семьей и новомучениками стоят Белые воины и другие страстотерпцы.
Белые герои – это те семь тысяч истинных израильтян, не склонивших своих колен пред Ваалом. Не случайно главный духовник армии Колчака священномученик архиепископ Омский Сильвестр называл их страстотерпцами, то есть праведниками, терпением и мужеством своим прославивших Христа.
Да, они в вечности страстотерпцы. Мы их имена не знаем за исключением некоторых. Но Богу они хорошо известны и они вместе со святыми новомучениками молятся за нас, грешных. И придет время, когда всем, даже нечестивым судьям, зажравшимся олигархам и почитателям советской мифологии придется предстать на Суд Божий и увидеть рядом с нелицеприятным Судией Христом, Пречистой и всеми святыми страстотерпцев и героев Белого дела.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Когда разгребаешь завалы лжи советской пропаганды и умолчания, пытаясь познакомиться с настоящей историей гражданской войны в России, открываешь для себя благородные и даже святые образы Белых борцов с большевизмом. Один из них – генерал-лейтенант Владимiр Оскарович Каппель, талантливейший военачальник, славный продолжатель суворовских традиций, рыцарь чести и долга, монархист, православный христианин, стоявший выше ожесточения, которому подвергались многие в годы войны; человек, отдавший здоровье и жизнь за православную Россию и за ее христолюбивое воинство.
Из стана поборников советчины слышишь: «Какой же он русский? Его фамилия и отчество говорят сами за себя».
Прежде всего надо сказать, что национализм, который судит по фамилии, – признак дурного тона и свидетельствует о духовно-нравственной ограниченности человека. Так можно дойти и до отрицания Господа Иисуса Христа, Который принадлежит по Своему человечеству к еврейской нации. Давайте на этом основании отвергнем Пушкина, Лермонтова, как людей с нечистой русской кровью. Что останется тогда от русской культуры?
Евангелие учит нас ко всем людям относиться с христианской любовью и судить о них не по происхождению, но по внутреннему мiру их души.
Подобные упреки из того же лагеря раздаются и по отношению к Царственным Мученикам. У них, мол, почти не было русской крови.
Может быть, и почти наверняка, у Медведева, да и большей части других убийц Царской Семьи, как и у председателя большевицкого ВЦИКа М.И. Калинина и других палачей, было гораздо больше русской крови, но причина ли это для гордости? Это обстоятельство – повод для глубочайшего покаяния и смирения пред Богом тех, кто считает себя русскими или любит Россию. И Царственные Мученики, и другие наши соотечественники, подобные Владимiру Оскаровичу Каппелю, любившие и боровшиеся за православную Россию, откуда бы они не происходили – вот настоящие русские люди, на кого мы должны равняться.
Итак, Владимiр Оскарович – потомок выходцев из Швеции. Его отец был военным, награжденным неоднократно за храбрость, в том числе Георгиевским крестом, мать – дочь генерал-лейтенанта, участника обороны Севастополя во время Крымской войны. Владимир пошел по стопам предков, получил блестящее военное образование, в 1913 году окончил Николаевскую военную академию.
Корнет Каппель на фотографии выпускников Императорской Николаевской военной академии 1913 года.
В 1908 году начальство так аттестовало поручика В.О. Каппеля:
«В служебном отношении обер-офицер этот очень хорошо подготовлен, занимал должность полкового адъютанта с большим усердием, энергией и прекрасным знанием. Нравственности очень хорошей, отличный семьянин. Любим товарищами, пользуется среди них авторитетом. Развит и очень способен. В тактическом отношении, как строевой офицер, очень хорошо подготовлен… Имеет большую способность вселять в людей дух энергии и охоту к службе. Обладает вполне хорошим здоровьем, все трудности походной жизни переносить может».
Его однополчанин вспоминал:
«Из большинства офицеров полка он выделялся всесторонней образованностью, культурностью и начитанностью, думаю, что не осталось ни одной книги в нашей обширной библиотеке, которую он оставил бы непрочитанной… Владимiра Оскаровича любили все, начиная от рядового 1-го эскадрона, в котором он вместе со мной служил, до командира полка включительно».
В Первую мировую войну в действующей армии. Участвовал в разработке Луцкого (часто называемого Брусиловским) прорыва.
Никаких восторгов, в отличие от многих своих современников, по поводу Февральской революции не испытывал. Всё случившееся воспринял с большой скорбью и считал октябрьский переворот закономерным следствием февральского. Большевизм воспринял как заразу, с которой необходимо начать борьбу незамедлительно. Поэтому, вопреки утверждениям в некоторых публикациях о его службе у большевиков, ни в становлении формируемой Красной армии, ни, тем более, в боевых действиях на стороне красных участия не принимал. Когда в июне 1918 года большевики в Самаре были свергнуты и к власти пришел Комитет членов Учредительного Собрания (Комуч), состоявший из эсеров, началось формирование Первой добровольческой Самарской дружины для противостояния большевицкой власти. Никто не хотел брать бремя командования этой горсткой добровольцев. Вызвался подполковник Каппель:
«Я монархист по убеждениям, но встану под какое угодно знамя, лишь бы воевать с большевиками. Даю слово офицера держать себя лояльно Комучу».
Владимiр Оскарович проявил выдающийся талант военного стратега. Он воевал, как говорится, не числом, а умением. Блестящей оказалась проведенная им операция по освобождению от большевиков Сызрани. 11 июня население с ликованием встретило войска Каппеля.
21 июля 1918 года Каппель взял Симбирск, который обороняли двухтысячный отряд под командованием известного красного героя Д.Г. Гая и сильная артиллерия.
Похороны погибших при взятии Симбирска 22.07.1918г. Фото свидетельствует о сочувствии населения Симбирска погибшим каппелевцам.
До сих пор бытует и отравляет умы людей сатанинская ложь советских публикаций о том, что в первые дни после взятия Симбирска каппелевцами было замучено и расстреляно около четырехсот большевиков. Можно увидеть видеоролики на эту тему. Причем никаких доказательств и фамилий.
О приближении Каппеля в Симбирске было известно, началась паника, все активисты советской власти эвакуировались на четырех из пяти судов симбирской флотилии. Если и были какие-то расправы, то они могли быть актами мести местных жителей и не санкционировались Каппелем, который сразу же ушел из города на Казань.
Кто на самом деле устраивал расстрелы и расправы, свидетельствует телеграмма, которую большевики отправили в Москву после ухода белых из Казани: “Казань пуста, ни одного монаха, попа, буржуя. Некого и расстрелять”.
Вообще Владимiр Оскарович не поддавался тому озлоблению, которое порой свойственно бывает воюющим и убивающим людям. Он и подчиненные ему воины даже пленных красноармейцев, как правило, отпускали. Генерал Каппель говорил:
«Гражданская война — это не то, что война с внешним врагом… Эту войну нужно вести особенно осторожно, ибо один ошибочный шаг если не погубит, то сильно повредит делу. <...> В Гражданской войне победит тот, на чьей стороне будут симпатии населения. <…> И кроме того, раз мы честно любим Родину, нам нужно забыть о том, кто из нас и кем был до революции».
Генерал Каппель у штабного вагона 1918г.
6-7 августа 1918 года войска Каппеля взяли Казань. Во всех этих случаях численный и орудийный перевес был на стороне красных. Потери у каппелевцев составили только 25 человек. Была захвачена большая часть золотого запаса Российской Империи, находившаяся в Казани. Она стала финансовой основой борьбы Белой армии с большевизмом. Освобождение Казани способствовало успеху Ижевско-Воткинского восстания.
Служивший вместе с Каппелем полковник (тогда капитан) Вырыпаев вспоминал в 1964 году:
«Скромный, немного выше среднего роста военный, одетый в защитного цвета гимнастёрку и уланские рейтузы, в офицерских кавалерийских сапогах, с револьвером и шашкой на поясе, без погон и лишь с белой повязкой на рукаве — таким остался Владимир Оскарович в памяти современников.
В то время каждый командир, в том числе и Каппель, был в то же самое время и рядовым бойцом. На Волге Каппелю не раз приходилось залегать в цепь вместе со своими добровольцами и вести стрельбу по красным. Может быть, как раз потому он так тонко знал настроение и нужды своих солдат. Как было заведёно, все чины отряда должны были иметь винтовки или карабины. Каппель в этом отношении был самым примерным. Он не расставался с винтовкой даже тогда, когда был главнокомандующим армиями.
Питался отряд из общих солдатских кухонь или консервами. В кавалерии ни у кого из офицеров долгое время не было офицерских сёдел. Были у всех солдатские сёдла, как более удобные для вьюка.
Добровольцы отряда, видя своего начальника всё время перед глазами, живущего с ними одной жизнью, с каждым днём всё более и более привязывались к Каппелю. Переживая сообща радость и горе, они полюбили его и готовы были для него на всё, не щадя своей жизни».
Каппель доказывал эсеровскому руководству Комуча необходимость дальнейшего наступления, освобождения Нижнего Новгорода и захвата остальной части золотого запаса. К сожалению, доводам Каппеля не вняли, чем дали красным время собраться с силами и перейти в наступление.
Генерал Каппель во время Великого Сибирского Ледяного похода. 1919 год.
Началось отступление Белых войск. Каппель умело прикрывал отход, нередко переходя в контратаки. При переходе по руслу сибирской реки Кан, ведя лошадь в поводу, он промочил ноги при лютом морозе, но сказал об этом лишь через сутки. В результате обморожения началась гангрена и воспаление легких. Из-за отсутствия инструментов ампутация была проведена простым ножом без анестезии. Каппелю становилось всё хуже. Несмотря на это, он приказал привязать себя к лошади, чтобы отступающие белые войска, видя своего командира, не падали духом.
Генерал-лейтенант Владимiр Оскарович Каппель был настоящим христолюбивым воином, для которого борьба с большевизмом была защитой православной веры. В последние дни жизни он продиктовал обращение к сибирским крестьянам, в котором говорилось:
«За нами с запада подвигаются советские войска, которые несут с собой коммунизм, комитеты бедности и гонения на веру Иисуса Христа. Где утверждается советская власть, там не будет трудовой крестьянской собственности, там в каждой деревне небольшая кучка бездельников, образовав комитеты бедноты, получит право отнимать у каждого всё, что им захочется. Большевики отвергают Бога, и, заменив Божью любовь ненавистью, вы будете беспощадно истреблять друг друга. Большевики несут вам заветы ненависти к Христу, новое, «красное» Евангелие, изданное в Петрограде коммунистами в 1918 году...».
Последними словами генерала были: «Пусть войска знают, что я им предан был, что я любил их и своею смертью среди них доказал это».
Генерал Каппель в гробу сразу после смерти.
Караул у гроба с телом генерал-лейтенанта Каппеля перед захоронением в Чите.
Перенесение праха генерал-лейтенанта Каппеля в Харбин.
Хотелось бы верить, что мы доживем до того времени, когда генерал Владимiр Каппель будет прославлен в лике благоверных воинов, живот свой положивших за Веру, Царя и Отечество. Но уже сейчас мы можем и должны молиться о упокоении его глубоко христианской души и о даровании нашему народу спасительного покаяния его святыми молитвами.
Комментарии
Оставьте комментарий