Камень веры

29 ноября 2017

Петр Крутицкий, сщмч
Сщмч. Петр, митр. Крутицкий, Патриарший Местоблюститель.

ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Прошло 86 лет как отошёл в мiр иной незаурядный проповедник и ревнитель Православной веры протоиерей Валентин Свенцицкий. Это произошло 20 октября 1931 года в селении Тракт Ужет под Тайшетом Красноярского края в результате тяжелейшей болезни печени, развившейся у него в далёкой ссылке.

О валентин Свенцицикий
Прот. Валентин Свенцицкий.

Отца Валентина отправили туда, как отмечает его правнук протоиерей Леонид Калинин, в 1928 году за несогласие с Декларацией митрополита Сергия от 16/29 июля 1927 года.

О Валентин в ссылке
Прот. Валентин Свенцицкий в ссылке на больничной койке.

Именно там о. Валентином написаны знаменитые «Диалоги». В этом произведении автором использован приём беседы двух людей: православный священнослужитель отвечает на вопросы интеллигента; во время разговора даётся цельное изложение христианского мировоззрения; использовав метод Сократа, о. Валентин вскрыл противоречия принципов материализма и показал истину веры в Бога.

Протоиерей Валентин Свенцицкий относится к тому разряду людей, которые способны вести за собой многих, благодаря своим незаурядным талантам. Именно поэтому борьба, даже посмертная, за их духовное наследие будет продолжаться до скончания этого падшего мiра.

Храм свт. Николая Чудотворца «Большой крест» на Ильинке (разрушен) – место последнего служения о. Валентина.
Храм свт. Николая Чудотворца «Большой Крест» на Ильинке в Москве (разрушен) – место последнего служения о. Валентина.

Во время отпевания о. Валентина в Московском храме Троицы в Листах окружающим было явлено чудо Божие – тело исповедника, несмотря на трёхнедельное путешествие в товарном вагоне без каких-либо заморозок и бальзамирования, оказалось нетленным. Именно этот факт в наше время вызывает смущение в рядах многих противников сергианства. Ревнители православного благочестия задаются вопросом: как же так, человек принёсший покаяние перед митрополитом Сергием (Страгородским), этим величайшим беззаконником церковной истории ХХ века, удостоен нетления мощей?

Что можно на это ответить? Судьбы Господни неисповедимы. Как известно, само нетление тела ещё не является признаком святости, оно лишь может косвенно указывать на него. Но кроме этого, стоит исследовать сам вопрос покаяния перед митрополитом Сергием (Страгородским).

митрополит Сергий Страгородский
Гонитель многих новомучеников и исповедников Российских митр. Сергий (Страгородский).

И, если мы найдём безоговорочные тому подтверждения, то будем относиться к нетлению по-православному, т. е. не смущаться, памятуя уже сказанное , что такой факт ещё не достаточен для доказательства святости. Примеров нетления тел можно найти множество не только у католиков, но и у буддистов, отрицающих Бога как личность.

Обратимся с осторожностью к интернет-порталу «Азбука веры», именно там размещено последнее, отредактированное родственниками о. Валентина описание его жизни, смерти и проводов в последний путь.

В статье приводится письмо протоиерея Валентина Свенцицкого митрополиту Сергию, в котором он ставит в известность последнего, что прекращает его поминать как своего церковного руководителя. Само обращение к Заместителю патриаршего Местоблюстителя, как видно из письма, составлено церковно грамотно и обоснованно, приводятся канонические причины, по которым о. Валентин прекращает церковное общение с митрополитом, и выражается надежда на воссоединение при условии его покаяния перед церковным народом.
Как говорится, всё благообразно и по чину.

Но из слов родственников покойного, мы узнаём, что о. Валентин – строгий ревнитель православных канонов – перед своей кончиной, буквально за несколько недель, приносит покаяние перед нераскаявшимся гонителем новомучеников. При этом православным предлагают ознакомиться как с письмом к самому Сергию, так ещё и с письмами к духовным чадам, где о. Валентин «кается» за гордыню и отступление от Православия(?) и призывает всех вернуться под омофор митрополита. Однако в данном случае не приводится не только никаких канонических обоснований такого поступка (не приведено ни одного правила Православной Церкви), но и ещё ставится знак равенства между Православной Церковью, как таковой, и группой митрополита Сергия (Страгородского). В результате всего этого недавний ревнитель Православия, знаток канонов, протоиерей Валентин Свенцицкий превращается в заурядного сергианина, равнодушного к чистоте веры, который заботится лишь о том, чтобы быть в единении с митрополитом Сергием, даже если будет нарушен один из основных принципов Церкви – свобода.

На сегодняшний день не ясно до конца, действительно ли о. Валентин писал эти «покаянные» письма. Широкой публике не предложены для ознакомления ни оригиналы, ни какие-либо серьёзные ссылки на архивные документы. Предлагается поверить на слово родственникам усопшего. Но, обращая внимание на то, что в 1931 году безбожные спецслужбы могли «помочь» супруге о. Валентина разослать от его имени так называемые покаянные послания ради нивелирования деятельности истинно православных христиан России, можно относиться с известной долей сомнения к такому перевоплощению автора «Диалогов».

О Леонид Калинин
Прот. Леонид Калинин, художник, скульптор, член комиссии по художественному убранству и руководитель Координационной группы специалистов по по художественному убранству комплекса собора Христа Спасителя в Москве, правнук о. Валентина Свенцицкого.

Даже, если о. Валентин действительно вдруг поменял своё отношение к вере, то оно, по слову его правнука протоиерея Леонида Калинина, было «выстрадано» в прямом смысле этого слова, т. к. тяжелейшая болезнь печени, вызывавшая необыкновенные муки, вкупе с голодной ссылкой в далёком Красноярском крае приносили тяжелейшие мучения. Всё это говорит не в пользу добровольного «осознания вины» перед митрополитом Сергием, из-за которого он и оказался в Сибири. Но пока сложно говорить о правдивости того «покаянного» акта из-за очевидной разницы между стилем писем и отсутствия доказательств оригинальности последних публикаций.

Предлагаем вашему вниманию так называемые покаянные письма. В первую очередь «покаяние» перед митрополитом, напоминающее своим стилем унижения Бухарина и Зиновьева перед Сталиным.

«Ваше Высокопреосвященство, Всемилостивейший Архипастырь и Отец. Я умираю. Уже давно меня тревожит совесть, что я тяжко согрешил перед Святой Церковью, и перед лицом смерти мне это стало несомненно.
Я умоляю Вас простить мой грех и воссоединить меня со святой Православной Церковью. Я приношу покаяние, что возымел гордость, вопреки святым канонам, не признавать Вас законным первым епископом, поставив личный разум и личное чувство выше соборного разума Церкви, я дерзнул не подчиниться святым канонам. Моя вина особенно страшна тем, что я вовлек в это заблуждение многие человеческие души. Мне ничего не нужно: ни свободы, ни изменения внешних условий, ибо сейчас я жду свой кончины, но ради Христа приимите мое покаяние и дайте умереть в единении со Святой Православной Церковью.
11/IX – 1931 г. Валентин Свенцицкий
».

Анатолий Свенцицикий
Анатолий Свенцицкий, заслуженный артист Литвы, племянник о. Валентина Свенцицкого.

А это письмо из книги «Они были последними?», написанной племянником о. Валентина Анатолием Свенцицким в 1997 году, но оно почему-то не нашло места в статье о. Леонида Калинина.

«Духовным моим детям.
Ваш духовный отец сделал страшную духовную ошибку и тяжко согрешил. 3 года тому назад я отделился от митрополита Сергия и увел свою паству из лона Православной Церкви. Горе тому через кого в мир приходит соблазн, а я соблазнил многих. Ошибка моя заключалась в том, что свое личное разумение и свое личное чувство я поставил выше соборного разума Церкви выразившегося в святых канонах. Я умираю и перед лицом смерти сознаю этот свой страшный грех перед святой Церковью и перед Вами. Простите меня ради Христа и вернитесь вместе со мной в лоно Православной Церкви принеся покаяние в отделении в отпадении от Православия в которое вовлек я вас.
Кто из вас не потеряет в меня веру как в духовного руководителя несмотря на это страшное мое заблуждение, тот пусть останется со мной в единении.
11/IX-31 г.
»

Очень странно читать эти слова об отпадении от Православия, ведь такой серьёзный богослов, как о. Валентин, прекрасно понимал разницу между предательством веры и непоминанием иерарха, преступившего каноны. И довольно странно, что батюшка не обращается в данном случае к митрополиту Петру (Полянскому) как законному главе Российской Православной церкви. Не потому ли, что настоящий автор письма знал о несогласии Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра со своим Заместителем митрополитом Сергием?

Вот ещё одно подобное письмо, которое нашло место не только в статье о. Леонида о своём прадеде, но и почти во всех материалах, посвящённых о. Валентину. Здесь, малоубедительно, как с точки зрения Евангельской мудрости, так и с точки зрения обыкновенного здравого смысла, автор письма пытается заставить своих читателей предать правду ради ощущений собственной совести. Кому, как ни православному священнику, должно быть известно, что совесть человека может быть лукавой, о чём ему постоянно напоминают слова молитвы, читаемой во время Херувимской песни на Литургии.
Сам документ.

«Милые мои деточки, сейчас получил от вас письмо. Так много надо сказать, и так мало сил это сделать. Спрашиваете, в чем я прошу прощения у вас. В страдании, как бы ни была на моей стороне истина, но своей ошибкой я вызываю эти страдания, и не только у вас, у всех. Со всею скорбью, на какое способно мое сердце, прошу это прощенье.

Но дальше вы уже неправы, когда говорите, что вам неясно происшедшее со мной. Оно, может быть, неясно в смысле переживаний, которые привели к этому, но то, к чему они привели, – это ясно совершенно.

Свой разум и свои чувства я поставил выше Соборного разума Церкви. Мудрость человеческая заслонила вечное и премудрое. Соборы провидели всю историю, знали, какие ужасы будут творить сидящие на патриарших престолах, сколько будет борьбы, жестокости, неправды, недопустимых компромиссов, граничащих с преступлением, и знали, какой это будет соблазн для человеческих душ, подобных тому, в который вовлек я вас, и все будет разорвано в клочья, они премудро оградили человеческие души от соблазнов строжайшими канонами, что не признавать можно только тогда, когда извращается догмат веры.

Вы скажете, а раньше ты этого не знал. Знал, но в этом-то и ужас всех этих наваждений и опасности их. Разве вы не знаете, как иногда вдруг все станет иным, и то, что было справа, становится слева, и что было слева, становится справа? Около года по временам меня гложет этот червяк, но я гнал его, как искушение, и он исчезал.

Как случилось, что у меня открылась вполне истина, – рассказать почти невозможно, но знайте, что это имеет прямое отношение к моему концу, и, может быть, Господь меня сохранил перед смертью и дал возможность принести покаяние.

Не думайте, ради Христа, что я не понимаю всех страшных последствий моего покаяния для окружающих. Все понимаю, все пережил, до последней черты, но в этом вопросе нельзя ничем иным руководствоваться, кроме совести. Это страшно – это непосильно человеку – совесть. Такая страшная вещь. Она возлагает такие ужасающие бремена, но без нее нельзя жить.

Поймите все это, не теряйтесь от внешних обстоятельств, и поймите меня до конца, как всегда понимали раньше.
Писать не в силах больше. Господь с вами
».

Как бы там ни было, эти послания сделали своё коварное дело, смутив определённую часть верующего народа.

Однако для неравнодушного христианина всегда ближе по духу будут те работы и послания о. Валентина, которые возбуждают ревность по Богу и желание служить правде Христовой.

Вот настоящее письмо о. Валентина Свенцицкого, не вызывающее ни у кого сомнения в подлинности. Оно всё проникнуто мудростью и любовью и хотя обличает беззаконие, но оставляет надежду на покаяние оступившегося.

епископ Димитрий Гдовский (Любимов)
Сщмч. Димитрий (Любимов), архиеп. Гдовский. Скончался в одиночной камере Ярославского политизолятора.

«Митрополиту Сергию.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сознавая всю ответственность перед Господом за свою душу и за спасение душ вверенной мне паствы, с благословения Димитрия, епископа Гдовского, я порываю каноническое и духовное общение с Вами и организовавшимся при Вас совещанием епископов, незаконно присвоившим себе наименование – «Патриаршего Синода», а также со всеми находящимися с Вами в каноническом общении, и не считаю Вас более Заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола на следующих основаниях:

Декларация Ваша от 29 июля и все, что общеизвестно о Вашем управлении Церковью со времени издания Декларации, с несомненностью устанавливает, что Вы ставите Церковь в ту же зависимость от гражданской власти, в которую хотели поставить Ее два первых «обновления», – вопреки св. канонам Церкви и декретам самой власти гражданской.

И «Живая Церковь», захватившая власть Патриарха, и григорианство, захватившее власть Местоблюстителя, и Вы, злоупотребивший его доверием, – вы все делаете одно общее, антицерковное обновленческое дело, причем Вы являетесь создателем самой опасной его формы, так как, отказываясь от церковной свободы, в то же время сохраняете фикцию каноничности и Православия. Это более чем нарушение отдельных канонов!

Я не создаю нового раскола и не нарушаю единства Церкви, а ухожу и увожу свою паству из тонкой обновленческой ловушки: «Да не утратим помалу, неприметно, той свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков» (из 8-го правила III Вселенского Собора).

Оставаясь верным и послушным сыном Единой Святой Православной Церкви, я признаю Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополита Петра, признаю и тех епископов, которые, не присваивая себе самочинно общецерковной власти, уже порвали с Вами каноническую связь, по их свидетельству: «впредь до суда совершенного Собора местности», то есть с участием всех православных епископов или до открытого и полного покаяния перед Святой Церковью самого митрополита.
г. Москва, 12.01.1928 г.
Протоиерей Валентин Свенцицкий
».

ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: В церковной истории ХХ века немало подделок. Самым искусным фальсификатором, наверное, является, – как это ни странно может показаться несведущему человеку, – ОГПУ. Этот карательный орган советской власти вел тонкую работу по дискредитации Церкви в глазах верующих, стремясь навязать церковным иерархам свою линию поведения, направленную на разложение церковной жизни. Так, общеизвестное в церковно-исторической науке завещательное распоряжение патриарха Тихона является большевицкой подделкой. Патриарший Местоблюститель митр. Петр вынужден был признать его подлинность, но никаких мер, чтобы устроить церковную жизнь в соответствии с ним, не предпринял, вследствие чего был арестован и приговорен к ссылке.

Тихон и Петр
Свв. патриарх Тихон и Патриарший Местоблюститель митрополит Петр.

Условия ОГПУ принял митр. Сергий (Страгородский), с противниками которого советская власть стала расправляться в первую очередь. И надо сказать, что дискредитировать противников политики митр. Сергия старались не только большевицкие органы, но и сергианские церковные деятели, борясь с поборниками церковной правды ложью и клеветой. Одним из таких борцов был уже известный многим многолетний доносчик ОГПУ митр. Мануил (Лемешевский), который в своем «Каталоге русских архиереев за последние 100 лет» оклеветал немало антисергиан.

Слава Богу, эти неправды становятся явными, и пред нами постепенно все более отчетливо предстает истинный светлый облик новомучеников и исповедников Российских. В первую очередь, наверное, это можно сказать о Патриаршем Местоблюстителе священномученике Петре, митрополите Крутицком, потому что его фигура в публикациях Московской патриархии в советское время замалчивалась и дело представлялось так, что преемником св. патриарха Тихона являлся митр. Сергий (Страгородский). Теперь благодаря трудам церковного историка М. Губонина, который в советские времена подъял поистине исповеднический труд, собирая настоящие церковные факты и документы, а также современного исследователя прот. Александра Мазырина мы можем узнать о подвиге сщмч. Петра и о его противостоянии антицерковным интригам ОГПУ.

И вот в свете этих данных о свт. Петре оказывается, что при составлении его жизнеописаний уже в перестроечные времена была применена старая лукавая тактика, направленная на обеление сергиан.

Дамаскин (Орловский)
Иг. Дамаскин (Орловский)

Так, известный составитель многотомной серии «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Материалы и жизнеописания с ним» тогда иеромонах, а ныне игумен, Дамаскин (Орловский) опубликовал сфальсифицированную версию письма митр. Петра, с помощью которого он пытался представить, что митр. Петр при своих несогласиях с митр. Сергием относительно церковной политики последнего все-таки подчеркивал полноту и обязательность полномочий митр. Сергия. В приводимом иг. Дамаскиным виде письмо митр. Петра выглядит так:

«Долго не получаю сведений. Достигли ли Ваших рук моих два заказных письма… Что было по ним предпринято, собственно, по первому письму, так как второе написано с тем, чтобы остановить Ваше внимание на этом письме. Копию последнего на всякий случай посылаю с оказией и прошу поглубже укрепить убеждение, что мое решение – предложить Вам исправить ошибку и устранить все мероприятия. Ваши полномочия есть Богом благословенные и имеют обязательную силу. Патриарший Местоблюститель митрополит Петр».

Очевидно, что таким недостойным образом сергиане хотели авторитетом свт. Петра подкрепить сильно пошатнувшийся в свете последних исследований образ митр. Сергия (Страгородского) и всей его политики. Однако на самом деле данные строки из письма митр. Петра таковы: «Прошу поглубже укрепить убеждение, что мое решение – предложить Вам исправить ошибку и устранить все мероприятия, превысившие Ваши полномочия, – есть Богом благословенное и имеет обязательную силу» (Мазырин Александр, иер. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х-1930-х годах. Москва. 2006. С. 385).

Свщмч Петр в заключении кадр из мультфильма
Патриарший Местоблюститель Петр (Полянский), митр. Крутицкий в одиночной камере. В ссылках, тюрьмах и в одиночной камере с декабря 1925 и до расстрела в августе 1937 года. Отказывался от предложения чекистов сложить с себя полномочия Патриаршего Местоблюстителя в обмен на свободу, несмотря на физические истязания. Настоятельно призывал митр. Сергия исправить все мероприятия, вызвавшие в Церкви разделения и превысившие его полномочия, и вернуться к тому образу действий, которым он руководствовался до печально известной «Декларации».

Т.е. в оригинале вместо подтверждения незыблемости полномочий митр. Сергия, несмотря на его пререкаемую политику, стоит настойчивое требование исправить ошибки и всё что, превысило его полномочия.
Как видим, убрав одно слово, изменив окончания двух других и по-иному расставив знаки препинания, фальсификаторы придали письму свт. Петра иной, нужный им для оправдания действий митр. Сергия, смысл. Тот же почерк чувствуется и в истории с покаянием отца Валентина Свенцицкого. Здесь чувствуется одна рука, готовая прибегнуть ко лжи всякий раз, когда это ей необходимо. То, что представители официальной сергианской исторической науки не гнушаются подобными приемами «для блага церкви», еще раз свидетельствует о гибельности сергианства как союза с врагом нашего спасения.

Мы же будем помнить слова Господа нашего Иисуса Христа: «…всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:24–27).

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры