Кинорежиссёр Вадим Виноградов о фильме "Цитадель".

16 ноября 2011
Рубрика

Котов

Общественностью России был неоднозначно встречен последний фильм о Второй мировой войне Никиты Михалкова. Тем интереснее, на наш взгляд, мнение живого классика православной кинодокументалистики Вадима Петровича Виноградова. Предлагаем вниманию читателей нашего сайта его статью.

ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА

“Цитадель”, пожалуй, единственная картина, давшая ответ на вопрос о причине победы русского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Здесь русскими мы называем людей всех национальностей того периода.
Правильный ответ на этот вопрос только один. Хотя существует масса объяснений этой победы. И роль партии, и необыкновенный верховный главнокомандующий, и сама система государственного устройства… И кстати, все эти моменты действительно были внешними рычагами, способствовавшими внешней победе. Но причина этой внешней победы только одна – русская душа того времени ещё обладала способностью к самопожертвованию, которую русские люди несли через века. И вот, за это качество русской души Бог и даровал победу русскому народу, его последнюю победу.
Готовность к самопожертвованию – главную ценность русской души, ярко проявлявшуюся на Русской земле со святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба, через все битвы русского воинства: и Ледового побоища, и Куликовской битвы, и Полтавы, и войны 1812 года, и Первой мировой войны, и даже войны Гражданской, ибо говорим мы здесь не о том, кто прав, кто виноват, а о способности к самопожертвованию, которая, вместе с отступлением от Бога всё более и более иссякала, и вот, наконец, сохранился последний её запас, который и был весь израсходован в годы войны 1941 - 1945 годов.
Вот, об этой последней русской жертве сделан фильм “Цитадель”.
Когда 15 тысяч русских людей, вооруженных палками, не по команде, не под дулами пистолета, а по своей воле, добровольно идут на смерть – это великий эпический образ последней русской жертвы. Под самой цитаделью в фильме, как грозном бастионе, подразумевается вся военная машина Германии, выступившая против России. А добровольное шествие 15 000 человек с палками на эту цитадель и есть образ огромной страны, вставшей на смертный бой. Образ, подготовленный предыдущими двумя часами фильма, где не всё представлялось понятным до тех пор, пока не пошли 15 000 тысяч вооруженных палками русских необученных воевать людей отдавать свои жизни за русскую правду! Вот, за эту готовность умереть раз того требует время, Господь и помиловал тогда русских людей. А взрыв цитадели отображает победу в этой войне, как милость Божию, а не чью-нибудь заслугу. И таинственный снайпер, пуля которого привела к цепочке событий, взорвавших цитадель, – то же самое, что и “Аннушка маслице пролила”. Фильм - образ. Фильм - притча, как совершенно справедливо назвал его сам автор.
Восклицать по каждому эпизоду: Такого в жизни не было, да, и не могло быть, всё выдумано! - значит, действительно, не приметить слона, а ограничиться только букашками, благо, что в фильме их предостаточно. Но только и от букашек “Цитадели” не стоит брезгливо отмахиваться.
Фильм “Цитадель”, как и все иные притчи в искусстве, фильм о тайне русской души. О тайне, к которой постоянно обращается наше искусство, начиная со “Слова о полку Игореве”. Тайне, раскрытой в народной песне о разбойнике Кудеяре атамане, ставшем игуменом Питиримом. Кудеяр атаман ХХ-ого века с характерной для истинно русской души судьбой и представлен в фильме “Цитадель” её героем Котовым. В годы Гражданской войны он собственноручно зарубил монаха, укрывавшего белогвардейцев, в 21-ом году утопил баржу с белыми офицерами, а в 22-ом - приказал пустить отравляющий газ на тамбовских крестьян, которые взбунтовались против советской власти. И вот теперь, зритель видит Котова добровольно идущего на смерть во искупление своих страшных дел. И его муки ГУЛАГа разве не способствовали его прозрению собственной своей неправды?
Покаянная жертва правды! Многие фильмы о Великой Отечественной войне подбирались к раскрытию этой жертвы правды. Но только фильмом “Цитадель” удалось раскрыть тайну этой жертвы во всей полноте. Да, для этого пришлось изобретать выразительные образы, а не искать их в реальной действительности. Конечно, немец не мог быть регулировщиком наших войск, движущихся на Берлин. Но фильм о русской душе, о которой Ф.М. Достоевский, говоря о её всемирной отзывчивости сказал: Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей. И эпизод немца регулировщика и старухи, как всегда в блистательном исполнении Инны Чуриковой – это совершеннейшая иллюстрация к словам Феодора Михайловича о русской душе. Этому же посвящён и эпизод родов в кузове грузовика во время смертоносной бомбёжки.
Завершается фильм громким взрывом пехотной мины, на которой стоял Котов. Да, во мгновенье кончается земная жизнь человека, как и того комара, с которого начинался фильм. Знал ли Котов в то мгновенье за что принимал смерть, как тот монах, которого он в свое время изрубил шашкой? Во всяком случае чувствовал, что Господь принял его жертву правды, его покаянное за други своя.
А после этого взрыва начинается кода фильма. Цель её совсем не happy end, мол всё образовалось, Надя уже старший лейтенант, Котов герой, оба в головном танке, ведущем колонну на Берлин. Нет, кода не об этом, хотя там и танк, и герой Котов, и Надя старший лейтенант. Фильм о русской душе, и его кода должна была максимально завершить рассказ об этой душе. И кода фильма преподнесла русскую душу во всей её красе, а, именно, ни в чём ином, как в братстве всем людям. Русская старуха, у которой война отобрала всех детей и мужа, и немецкий солдатик, потерявший из-за войны всю семью и разум, стоят, взявшись за руки – тоже готовые к смерти. И к солдатику - регулировщику, не пускающему русские танки на Берлин, подходит русская девушка, пережившая на войне не менее, чем этот самый солдатик, подходит та самая русская душа - родная всем людям, и говорит: “Нам туда надо”. Немец, естественно, не понимает её слов. Но он весь преображается в радостной улыбке, потому что его души коснулась любовь, исходящая от этой русской любящей души. Для Нади Котовой, как, возможно, и для большинство зрителей, увещевание немца словами “Нам туда надо”, конечно же, означают только “Нам на Берлин”. Но и для её души, и для души немца, расплывшегося в братской улыбке, да, и для душ многих наших зрителей этого фильма слова: “Нам туда надо”, означают - “Нам в Царство Небесное надо!”, потому что мы имеем туда пропуск, даръ Божiй - духъ самопожертвования. И сияющий немец направляет колонну танков туда, куда ей надо, отдавая всем павшим на войне русским воинам честь. И они, спасенные войной, отвечают немцу тем же - отдают ему честь. Нескончаемой танковой колонной движутся на Небо последние русские души, обладавшие духом самопожертвования.
И когда завершится эта колонна, то уже не на экране, а в жизни страны победительницы возобладает иной дух, который тоже с необыкновенной точность был предсказан Достоевским: Всяк за себя и только за себя и всякое общение между людьми единственно для себя, - то и стал активно формироваться новый человек, единственной целью которого стало «спасти животишки». Представле-ние об этом новом человеке, явно ставшего заметным за последние 20 лет, тоже во всей полноте дал наш кинематограф блестящим фильмом “Елена”. А о самопожертвовании, которое 1000 лет хранила Святая Русь, вспоминать теперь будут наверно только, вот, как в фильме “Цитадель”.
Вадим Виноградов

Вернуться к списку записей

Комментарии

+Gregory+
16 ноября 2011 19:48

Рецензия не моя но БОЛЬШИНСТВО РОССИЯН под ней бы подписались!

...Нынешняя власть отлично понимает, что ставить на центральных улицах бетонные лозунги «Слава КПСС!» — это без понтов, на граждан не действует. Нынче надо тоньше, надо эмоциональнее – ну, как на Западе. Гораздо правильнее качественно написать книжку или снять правильный фильм, проталкивая заказные идеи в массы не тупыми лозунгами, а в красивой обёртке из эмоций. На смену сельским замполитам и агитаторам пришли талантливые писатели и режиссёры, задача которых – формирование общественного сознания.

Готовое произведение искусства из числа тех, что впаривают народу, немедленно обсасывают ничуть не менее ангажированные критики как в прессе, так и на ТВ. Да что там – сам министр культуры бьётся в пене, рассказывая о прелестях очередного «шедевра». Данная «критика» — весьма существенная часть рекламы.

Попутно государственная власть предпринимает серьёзные усилия к тому, чтобы в СМИ вообще не появлялись те, кому там не надо появляться. Это не та убогая цензура, что была в СССР. Теперь всё несколько тоньше, по-западному, но в то же время и значительно гаже: ты имеешь право говорить что угодно, а мы имеем право тебя не слушать и вообще не замечать. Говоришь не то, что нам надо – денег не получишь, и доступа в СМИ не получишь. Но а если ты для нас полезный, то вот тебе деньги, вот тебе время в телевизоре. Встречай, страна, Правду! Таким образом, под лицемерные вопли о «свободе слова» формируется нужное общественное мнение.

А что сегодня России надо с точки зрения власти? Примеры перед глазами. Можем посмотреть на продвинутых соседей: Украину и Прибалтику. То, что было вчера в Прибалтике – будет у нас завтра. Нам давно пора признать, что Гитлер был хороший и полезный – ведь лучшие представители нации воевали на его стороне! Вон, даже Михалков на плакате явно воюет за Гитлера. Кто лучше – Жуков или Власов? Двух мнений быть не может: первый – сталинский мясник, второй болел душой за Россию. Это знает любой интеллигентный человек.

Давайте уже признаем, что советская власть была преступна – ведь она разгромила и Гитлера, и всех его прихвостней. Давайте окажем почести ветеранам SS – они воевали за наше светлое будущее! Давайте воздадим должное ветеранам Советской армии – обдадим помоями кровавых упырей и насильников! Уничтожим памятники, извратим факты, оболжём подвиги, извратим сущность. К чему это приведёт – немного ниже, а пока что про фильм Цитадель.

Фильм начинается с окопов штрафбата, где перед штурмом некоей цитадели сидят герои предыдущего фильма: убитый в первой серии Никита Михалков и его друзья – Мерзликин, Смольянинов (уже без двери за спиной) и Дюжев (по-прежнему крашеный). Кругом, разумеется, говнище и грязища, ибо где ещё могут сидеть тупые совки? На них через оптический прицел смотрит из цитадели немецкий пулемётчик, с помощью походного патефона наслаждающийся в уютном каземате произведениями Вагнера. Так воюют цивилизованные европейцы.

Вокруг тупых совков летает комар в режиме зрения «чужой», в который раз умело символизирующий Божье Провидение. После провала «Предстояния» были сделаны выводы, и накал православия в том виде, в каком его понимает Михалков, был резко снижен и обрёл иной окрас. Православный комар садится Мерзликину на щёку, Смольянинов наклоняется комара отогнать, а немецкий пулемётный снайпер из-за этого не попадает короткой очередью отважному штрафнику в башку. Это ерунда, что тупорылый солдат торчит головой над бруствером, главное – показать, что пути господни неисповедимы. Получается очень плохо.

Пока комар пьёт кровь и спасает личный состав от пулемётов, в ближайшей землянке идёт мощная пьянка. За столом сидит генерал, несколько полковников, майоры и даже капитан. Михалкову невдомёк, что такое армейская субординация и кто с кем может пить. У него генералы бухают с капитанами, он так видит. У всех присутствующих жирные, отвратительные хари. Все пьяные, ни малейшего проблеска интеллекта, только выпученные глаза, перекошенные слюнявые рты да истошные вопли. Натуральные животные. Это, как нетрудно догадаться, русские командиры русской же армии. Не дворяне – о чём вы, всех дворян перебил Сталин. Это важно – показать беспородный рабочее-крестьянский скот именно так, как его видит представитель породистого дворянства.

Ведь из дворян у нас остался только Никита Михалков – не смотри, что у него нет справки о сословной принадлежности. Плюс пока что он временно сидит в окопе, а не руководит Красной армией в мировом масштабе. Он существо высшего порядка, а это – простолюдины, натуральное советское быдло, каким он его видит. Кстати, именно для него Никита Михалков и снял данный фильм. Несомненно, ветеранам приятно видеть столь правдивые образы самих себя.

Из пьяного базара выясняется, что вчерашний полковник получил генерала, а цитадель так и не взял. Пьяный новоиспечённый генерал взвивается, выхватывает короткоствол и приказывает командиру штрафбата немедленно бросаться на штурм цитадели. Что это за цитадель, зачем она нужна и почему её необходимо брать приступом – автор не поясняет, ибо это не важно. Важно показать, что тупорылые русские командиры гнали тупорылых русских солдат на убой просто так, в основном по пьянке. Именно таким видится Михалкову подвиг русского народа в войне.

Цитадель ничем не похожа на оборонительное сооружение времён второй мировой. Постройка неясного назначения, разнести которую – задача для артиллерийского дивизиона на полдня. Но у тупорылых русских в фильме Михалкова пушек нет, и потому их задача – сдохнуть под немецкими пулемётами, куда их загонит пьяный русский генерал. Вот она, Правда о войне – хавайте.

В это время на позиции прибывает на джипе представитель кровавой гэбни Меньшиков. Его водитель в чине старшего лейтенанта боится оставаться в машине один – дескать, мы здесь чужие! Это советский офицер боится советских же солдат. Но Меньшиков его успокаивает: мы, говорит, везде чужие! И начинает бегать по окопам, разыскивать Михалкова, который, как нетрудно догадаться, в советской армии тоже не сильно свой.

Михалков спит, но во сне чутко шевелит ноздрями – он чует ментов за километр! Открыв глаза и завидев учуянного опера, Михалков бросается наутёк, а когда бежать уже некуда – выпрыгивает на бруствер и криками поднимает штрафбат в атаку. При этом вместо «ура» кричит «гуга» — это Михалков посмотрел одноимённый фильм. С одной стороны, конечно, всё равно всем умирать. С другой стороны – ради спасения собственной шкуры тащит всех под пулемёты. Герой.

Меньшиков бросается за ним, а в окоп уже забегает заградотряд НКВД с пулемётами «Максим» наперевес. И с ходу начинает стрелять наступающим в спины. То есть бойцы ещё даже наступать толком не начали, а НКВД их уже валит – дескать, быстрее подыхать надо, не тяните! Всех русских солдат убивают с одной стороны фашисты, с другой стороны заградотряд НКВД. Живы остаются только Меньшиков да Михалков.

Надо понимать, это и есть тот самый ответ «Спасению рядового Райана», о котором столько говорил Михалков. Сцена боя – никакая, снято дёшево и неинтересно. Скажем, даже Фёдор Бондарчук умеет значительно лучше. Однако от бредовости происходящего приходишь в лёгкий ступор. И это только начало.

А тем временем по какому-то полю едет колонна машин, везущих раненых. На колонну машин налетает эскадрилья неважно нарисованных немецких самолётов. Я было подумал, что сейчас из них высунется десяток голых немецких жоп, но не тут-то было: самолёты опустились метров до десяти и с десяти метров начали бросать бомбы. Такова Правда войны по Михалкову.

В одной из машин за рулём сидит дочка Михалкова, а в кузове другая дочка Михалкова кого-то рожает – вся семья при деле. Кругом бомбёжка, полный кузов раненых бойцов, роды принимает старый солдат, кругом всеобщая истерика. Приняв роды солдат принимается выяснять, от кого ребёнок – наш ли? Больше посреди боя заняться нечем. Выясняется, что ребёнок от немца. Солдаты мгновенно меняются – судя по жутким харям, они готовы на месте убить и мать, и дитя. Изнасилованная немцами мать, понимая всю тяжесть содеянного, говорит: ну, убейте его! На что один из солдат возражает: ты чё, охренела, овца, я на него свою рубаху извёл, а ты?! Это повадки и лексика натурального уголовника. То есть русского солдата в понимании Михалкова.

Другой солдат встаёт и начинает мочиться из кузова на землю. На вопросы – ты что делаешь, отвечает: ей рожать можно, а мне поссать нельзя? Это повадки и лексика натурального уголовника, ибо нормальный селянин не позволит себе подобного никогда. Но соратник из кузова поддерживает зассыху: ссать да родить нельзя погодить! И все в кузове радостно соглашаются, хохоча.

Тут Никита Сергеевич, конечно, немного согрешил против правды. Ибо в оригинале поговорка звучит так: срать да родить нельзя погодить. И было бы значительно достовернее, если бы урка начал из кузова срать, по ходу отпуская философские реплики. Накал Правды был бы гораздо сильнее, особенно если снимать снизу. Но тут на режиссёра что-то нашло, засбоил. Кстати, в следующие фильмы можно вставить такие отличные фразы: только покойник не ссыт в рукомойник, баба пьяная – манда чужая, ни капли в рот – ни сантиметра в жопу. На каждой можно построить по мощнейшему эпизоду.

Бойцы решают назвать ребёнка Иосифом Виссарионовичем – в юмористическом, понятно, смысле. Ведь всех вокруг разбомбили насмерть, а их машине ничего. Немедленно извлекается гармошка, водка, начинаются песни и пляски в кузове машины. Перекошенные рожи, выпученные глаза, всеобщая истерика.

Выживший под огнём НКВД и фашистов Меньшиков вывозит Михалкова из мест боёв к речке. Оставив Михалкова в машине, Меньшиков отправляется принимать речные ванны. На груди у офицера НКВД какая-то подозрительная верёвочка, не иначе – для креста. Это характерно для коммунистов из НКВД, носить кресты. Плюс у него при себе кусок мыла. Намылившись и совершив омовение, не сильно молодой Меньшиков расхаживает по берегу голым. Михалков скорбно созерцает его голый зад. Сцена крайне двусмысленная, но вот такая в этом фильме о войне Правда. Или я даже не знаю, что творец хотел этим сказать.

Далее два орла едут к Михалкову домой, точнее на дачу. На даче их встречает группа каких-то пожилых обсосов из числа родственников и приживал. Если не смотрел первую серию – кто это и что это понять невозможно. Жена Михалкова, которую играет совсем другая актриса (привет первой серии), по совету родных и близких уже сожительствует с толстым киномехаником, и возвращению мужа как-то даже и не рада. Она даже Меньшикову не рада, который немного ранее изнасиловал её в служебном автомобиле. А ведь мог сначала расстрелять.

Михалков не желает мириться с новыми раскладами, и после длительной истерики (вой, крики, вытаращенные глаза, перекошенные рожи) ведёт жену киномеханика на чердак, где по-хозяйски трахает. Натрахавшись, предлагает жене чем-то щёлкнуть. Дескать, ты раньше щёлкала, а ну-ка щёлкни теперь! Зритель настораживается, жена разевает рот, сворачивает челюсть набок, но щелкнуть лицом не может – видать, от жизни с киномехаником сноровку утратила. Что это, зачем это – понять невозможно.

Удовлетворённый, Михалков засыпает. А жена киномеханика собирает манатки и вместе приживалами и мужем сбегает на вокзал. Михалков отважно захватывает не пойми у кого белую лошадь и бросается в погоню. Но жена уезжает с киномехаником, а к Михалкову подкатывают три урки на предмет снять часы.

Понятно, Сергеич умело разводит урок на базаре – и не таких видали! Идиотское хихиканье, широко раскрытый рот, высунутый язык, выпученные глаза – мастерски отображена вся гамма чувств. Введя уголовников в заблуждение относительно своих генеральских способностей, Сергеич сдёргивает с главного урки пиджак, чтобы тот руки поднять не мог, и мастерски бьёт его по ушам! Двумя руками, по-генеральски.

О существовании данных чудодейственных приёмов режиссёр, несомненно, много раз слышал в детстве. Поэтому их надо вставить в фильм – не смотри, что такое бывает только в сказках. Вот ведь Егор Шилов бил господина офицера по ушам – прекрасно получалось! Плюс кто как не Сергеич доподлинно знает, как дрались на кулаках советские боевые генералы! Второго урку Никита Сергеевич разит секретным ножичком, выдвигающимся из железного пальца, куда-то по шее. Хотел часы – я тебе горло перережу! Третий убегает прочь и запирается в женском туалете.

Михалков нерешительно скребёт туалет железным когтем, после чего попадает на свадьбу безногого инвалида, что проходит неподалёку от сортира. Пьяные, перекошенные русские хари, всеобщий ор и истерика. Где там война, когда все так жрут, да с такими лоснящимися рожами? Михалков дарит жениху спасённые от ворья генеральские часы, выпивает водки, целуется с бабами и отправляется к Сталину.

Сталин сидит во мраке, как подобает упырю – мастерское решение. На гнусной рябой роже – жёлтые глаза. Натуральный Сатана, ни прибавить, ни отнять. Сталин сообщает Михалкову: ты, говорит, получишь под своё начало 15 тысяч человек с оккупированных территорий, которых отправишь на штурм цитадели с черенками от лопат в руках.

Это, говорит Сталин (очевидно, через Михалкова начитавшись книг Резуна), чёрная пехота! Остальные миллионы наших граждан, продолжает Сталин, будут впечатлены такими жертвами и поймут, что у нас только одна дорога – дорога к победе. А фотографии 15 тысяч убитых потрясут весь мир, после чего Европа задумается: что будет, если мы не победим? Осмелюсь заметить, от таких пассажей задумается не только Европа, но даже районный психиатр.

Всегда было интересно: чем руководствуются авторы, заставляя исторических персонажей излагать настолько идиотские «мысли»? Очевидно, для сочинения вот этой идиотии и были прочитаны «сотни тысяч документов», просмотрены «километры хроники»? Кино-то в результате получилось не про Сталина, а про Никиту Сергеевича Михалкова и его друзей.

В общем, сценаристы с Никитой Сергеевичем сообщают зрителям: никаких зверств фашистских захватчиков на территории нашей Родины не было. Не погибло у нас в ту войну от рук немцев почти 30 миллионов человек. Не убивали наших женщин и детей, не гибли отцы, деды и прадеды. Оказывается, это лично Сталин убивал наших предков – просто по приколу, чтобы фотки интересные сделать. Не было у Сталина фронтовых корреспондентов, да и никто из граждан не видел, что у нас творили немцы. Подлинная Правда о войне известна только Никите Сергеевичу, и он её нам ко дню Победы показывает.

Получив исчерпывающие сталинские указания и золотые погоны, Михалков отправляется на фронт. Там уже прибывают эшелоны с людьми для уничтожения. Местная санчасть получает особые сталинские указания – раненых с поля боя не выносить! Вот он, оскал сталинизма! Всех прибывших снаряжают для предстоящего боя, выдают черенки от лопат. Михалков, стоя среди своих корешей в ч0рном плаще и при генеральских погонах, мрачно попивает алкоголь из нержавеющей фляжечки. А потом отправляется побродить среди подготовленных на убой граждан.

Граждане в окопах волнуются – за что их так?! Где винтовки, где пулемёты? Но поскольку вокруг сотрудники НКВД, возглавляемые актёром Маковецким, то ни о каком оружии не может быть и речи. Только черенки от лопат. Некоторые гражданские малодушно просят отпустить их к семьям, но Михалков говорит: не могу я тебя отпустить, меня самого никто не отпускает! Как бы давая понять, что он, будучи генералом, не воинский долг исполняет, не за Родину воюет, а его сюда Сталин штыком под зад загнал. Такой вот патриот.

А тут один из приготовленных на убой радостно ему кричит: ну что, сука красная, вешал я вас, да мало! Только я приготовился к потоку либеральной Правды, которую в нынешних фильмах несут воры, как актёр Маковецкий взял у солдата трёхлинейку и мастерски заколол орущего уголовника штыком. И сказал своим солдатам, что если они ещё раз допустят нечто подобное, он их расстреляет. Вот это – настоящий военный. Единственный в фильме. Видать, по недосмотру Михалкова получился. А ликвидация уголовника – единственный светлый момент в фильме. И тоже, видать, по недосмотру.

А далее Михалков запрыгнул на бруствер, выхватил пистолет, приставил к своей башке и сообщил бойцам НКВД, что если его оттуда будут стаскивать, он застрелится. После чего подхватил черенок от лопаты и направился к цитадели. Ну а все остальные потянулись за ним – сперва военные, побросав оружие и взяв в руки палки, а потом и гражданские. Все идут, охваченные непреодолимой жаждой пройти огромной толпой с палками в руках через минные поля до немецких пулемётов.

А в это время из цитадели на происходящее с изумлением смотрят немцы. Один немец говорит другому: придётся стрелять, иначе они с палками дойдут до цитадели! Мол, мы просто вынуждены убивать этих скотов! Второй ему отвечает: подойдут на 500 метров – открывайте огонь. А я, говорит, на это смотреть не буду: я – офицер вермахта, а не палач!

Вот так вот просто и без затей Никита Сергеевич поясняет русским, кто кого убивал на той войне. Никите Сергеевичу незнакомы такие наименования как Бухенвальд, Освенцим, Маутхаузен, Дахау, Треблинка. Ну, где офицеры вермахта (ни в коем случае не палачи, это важно!) уничтожали людей миллионами. В фильме Цитадель офицеры вермахта вообще никого не трогают, сидят себе в цитадели, пьют кофе и слушают Вагнера. Палач – это Сталин, по приказу которого тупые совки не пойми зачем лезут под пулемёты. Трудно не заметить, что симпатии режиссёра строго на стороне нацистов.

Пулемётчик с оптическим прицелом изготовился было к меткой стрельбе по Никите Сергеевичу, но ему мешает какое-то чёрное пятнышко. Оказывается, это перед прицелом спустился на паутинке православный паучок! Немец пытается его снять – не убивать же ни в чём не повинного паучка! И в этот момент русский чукча-снайпер, сидящий на берёзе, простреливает немцу башку. Чукча явный язычник, у него талисман какой-то висит непонятный. Закрадывается сомнение: а правильно ли чукча застрелил немца, по-православному ли? Фильм ответа не даёт. Но это вроде как единственный немец, убитый русскими в фильме Цитадель.

Застреленный грязным чукчей немец падает и толкает рукой стоящую на столе керосиновую лампу. Из лампы разливается керосин. На столе лежит бумага, на бумаге лежат очки. На очки светит солнце, очки фокусируют солнечный свет на бумаге, бумага загорается, от бумаги загорается керосин, от керосина загорается весь каземат, начинается пожар. Через минуту в цитадели взрывается один угол, а потом она внезапно взлетает на воздух вся – как будто была заранее заминирована и умело подорвана.

В финале Никита Сергеевич мчится по дороге на танке, а на перекрёстке стоит рехнувшийся немецкий солдат и руководит дорожным движением. Проезжая мимо сошедшего с ума немца Никита Сергеевич и его коллеги трогательно отдают немцу честь. Им ведь понятно, что пришедший на их землю враг – вовсе не враг, что убийца наших отцов и матерей – ни в чём не виноват. Более того, оккупант и агрессор вполне заслуживает отдания воинской чести. По уму, конечно, Никите Сергеевичу надо было выбросить вперёд руку и заорать «Зиг хайль!», ведь он с немцем заодно. Но и тут режиссёр отчего-то засбоил, получилось нелогично.

Кто-то скажет – едри твою налево, ну и бред! И будет прав. Но вот такое кино заснял Никита Сергеевич Михалков на государственные деньги. Вот такое кино подарил Никита Сергеевич Михалков ветеранам на день Победы.

Каковы шансы данной ленты в российском прокате? Скорее всего, фильм соберёт половину того, что собрало «Предстояние». Возможно, поборется за успех с известным блокбастером «Убойные каникулы». Это не потому, что против фильма «Цитадель» организован некий «заговор». Это потому, что фильм «Цитадель» — плохой.

Что сказать в целом? Именно такими фильмами Никита Сергеевич и его коллеги всеми силами готовят народ к тому, чтобы история нашей страны была признана преступной. Никита Сергеевич душу вкладывает в то, чтобы цивилизованные американцы и европейцы поскорее пересмотрели результаты второй мировой войны, победу в которой одержали ненавистные русские совки под руководством ненавистного же Сталина.

А как только нас признают преступниками, сразу последует неизбежный пересмотр границ. И снова отовсюду погонят миллионы русских, как это было во время развала СССР. Далее Россию сократят до размеров Московского княжества, а русский народ просто прекратит существовать. Всё это под вой о православии, покаянии и духовности. Все видели, что творила нацистская мразь во Львове? Вот они – плоды вашей духовности. Ждать осталось недолго, скоро вашими стараниями всё это будет у нас.

Те, кто останется жив в Московии, будут благодарить Никиту Сергеевича за его прекрасные фильмы. Ведь это благодаря ему весь мир узнает, что на самом деле творили русские на той войне.

И ты спросишь: так смотреть или не смотреть?

Если ты либеральная гнида, ненавидишь своих предков и считаешь, что немцев завалили трупами – беги бегом, это твой фильм.

Если же уважаешь своих предков, отдавших жизни за Родину – не ходи.

Дмитрий Пучков

"Гоблин"

Меренков Александр
18 ноября 2011 12:11

Вообще-то, в советские времена уважал работы Михалкова,

но потом стал замечать, что у него не все в порядке в духовной сфере, как-то он открыто сквернословил перед объективом, а это БОГОХУЛЬСТВО, хула на Пресвятую Богородицу. Потом из Священного Писания понял (помните, "Уста глаголят от избытка сердце"), что если у меня в душе пакость, то хочу того или нет, но так или иначе она, пакость, вылезет и испачкает все вокруг. Наблюдал и за собой, и за знакомыми, видел и некоторые работы Михалкова как актера и как режиссера - все верно. Поэтому, хотя фильма не видел, и всего комментария Дмитрия Пучкова не читал, тем не менее, считаю, что от работ гражданина Михалкова нужно держаться подальше.

Простите,

грешный Александр,

сын Дмитрия Меренкова

Лаодикиец
18 ноября 2011 15:39

Знаете, статья так себе, да простит меня Виноградов. Как будто высосано всё из пальца, ещё раз прошу прощения. Каким-то советским душком отдает, снова прошу прощения. Хотя я слышал, что Виноградов является прихожанином РПЦЗ, но ясной позиции по отношению к этому фильму у него не видно. В этом смысле мне больше нравятся комментарии сторонников коммунистического прошлого, они то хоть ясно выразили свою отрицательную позицию относительно этого фильма. А здесь -- и нашим и вашим... Надо быть или "холодным" или "горячим", а так ... сами знаете. Лично мне этот фильм не понравился.

+Gregory+
19 ноября 2011 14:50

Рекомендую наполненные смыслом фильмы современных ЗАПАДНЫХ режиссеров о войне: "Флаги наших отцов", "Письма с Иводзимы" , "Спасти рядового Райана", "Список Шиндлера","Пианист",немецкий "U-571", "Говорящие с ветром","Мост через реку Квай", "Перл-Харбор"...и многие другие. Фильмы о чести, мужестве, любви и вере. Наши последние фильмы -"Звезда" , "Брестская крепость".

Вывод: западные режиссеры, такие как Клинт Иствуд, Спилберг и т.д. по моему мнению,по сути "более" православные чем Михалков.

Гавриил
21 ноября 2011 12:54

С праздником тебя, Григорий. Не понимаю, как тебе может нравиться фильм "Брестская крепость". На мой взгляд, это фильм с коммунистическим душком. По мне, лучше старые фильмы о войне, чем этот фильмец. Что же касается Вадима Петровича, то мы должны прежде всего помнить, что какой выдающийся человек пишет! Ведь у самого Виноградова фильмы-то замечательные. Да и статьи тоже. Хотя я не совсем согласен с его восторженной оценкой "Цитадели".

+Gregory+
22 ноября 2011 15:23

Вот не дотягиваем до дворянского-то душка Никиты Сергеевича, да и слава Богу, известно чем эта "элитарность" для России кончилась в 1917, офицеры солдат "серой скотинкой" именовали...Из-за таких как Михалков во многом революция и была попущена. Оторванность дворянства,архипастырей (не всех конечно) и интелигенции от чаяний русского народа ( тоже и сейчас происходит с нашими "квазиэлитами")во многом была детонатором русского бунта (и сейчас будет, если власть не покается в Иудиных грехах:-воровстве и предательстве).

А при сов.власти семья Михалковых в обласканных была,-нужды и тюрьмы не знали, что же сейчас "дворянин" мертвого льва кусает? "Мертвые сраму не имут". А слабо ему на нынешних "мироправителей" полаять?

Антоній Чухонецъ
23 ноября 2011 04:51

Дмитрій Пучковъ - тотъ еще лживый совѣцкій пропагандистъ.

"Давайте окажем почести ветеранам SS – они воевали за наше светлое будущее!"

Не знаю насчетъ свѣтлаго будущаго, но они защищали національную Европу отъ жидо-большевизма и его друзей на Западѣ. Въ т.ч. въ 1944-мъ нашу Эстонію отъ совѣцкихъ "освободителей".

"Давайте воздадим должное ветеранам Советской армии – обдадим помоями кровавых упырей и насильников!"

Безусловно, были среди нихъ достойные люди, но были и упыри съ насильниками. Въ любомъ случаѣ, главными преступниками 2-й міровой были ея побѣдители - какъ проклятая Совдепія, такъ и западные союзники. Какъ можно вѣрить лживому фарсу, устроенному подлинными виновниками войны въ Нюрнбергѣ?!

Григоріе, что Вы нашли въ фильмахъ вродѣ "Списка Шиндлера"? Сей "шедевръ", насколько я знаю, особенно любимъ офиціальной іудео-масонской пропагандой, навязывающей всему міру лживый миѳъ о шести милліонахъ евреевъ, якобы уничтоженныхъ нацистами въ газовыхъ камерахъ.

Сергей Гельберг
24 ноября 2011 09:46

Уважаемый Антоний Чухонец! Вам пишет представитель того народа, кототорый Вы, очевидно, не любите настолько, что готовы оправдать убийство ни в чем неповинных женщин и детей нацистскими молодчиками. Можно ли говорить после этого, что Вы являетесь православным христианином? Такие, как Вы, являются провокаторами, ведущими всех нас в тупик ненависти и кровопролития. Я - православный христианин, и поэтому считаю себя истинным израильтянином. Вы же пытаетесь смешать истинных евреев, которые, ощущая себя детьми Авраама, идут за Господом нашим Иисусом Христом, с теми выродками, которые объединялись вокруг Троцкого и других предтеч антихриста. Адольф Гитлер привел, прежде всего, свой народ к катастрофе. Я ознакомился с решением Синода Русской Зарубежной Церкви по поводу неонацистов и могу сказать, что там все так ясно и просто изложено. Действительно, у истинных христиан и нацистов не может быть ничего общего. В Бабьем Яру лежат родные мне люди: не только евреи, которых убили только лишь за то, что они евреи, но и русские, которых убили только за то, что они русские. Кстати, среди полицаев, участвовавших в этих зверствах, были и чухонцы. Надеюсь, что Вас или Ваших родителей там не было.

С уважением, Сергей Гельберг

Гавриил
24 ноября 2011 11:12

Не переживай, Сергей! Настоящие русские, настоящие зарубежники настоящих евреев в обиду не дают. Вон как распоясались! Пытаются даже примазаться к нам такие нацистские недобитки. Не выйдет! Пусть читают великого русского философа и зарубежника Ивана Ильина. Он Гитлера идейно в пух и прах разбил. Конечно, Вторая мировая война - это очень сложное явление, и тут так просто обо всем не скажешь. Были гады и с той, и с другой стороны. Но фюрер и его прихвостни служили не Богу, а антихристу. Поэтому надо сразу говорить "нет" всем проявлениям коричневой чумы. Да зравствует истинное русское Православие, а Гитлеру капут!

Лаодикиец
24 ноября 2011 11:43

Я так полагаю, Гавриил, что "надо сразу говорить "нет"" и всем проявлениям красной чумы?

Гавриил
24 ноября 2011 12:19

Эх, Лаодикиец! Ты что, так и не разобрался: я ведь белый до мозга костей! Поэтому, красную чуму ненавижу. Как, впрочем, и коричневую, и любую другую.

Выше знамя, наследники белой идеи!

ВИТАЛИЙ
17 декабря 2011 17:05

Сейчас идет сериал по телевизору,мне нравиться.Мне кажется У Михалкова получился не удачно монтаж для проката,а в сериале хорошо.Видно что работа проведена огромная.В фильме показана хоть не много правда о войне,ведь посудите сами,как надо воевать,что в каждой семье похоронки,у меня оба деда погибли.Братья и сестры читайте АСТАФЬЕВА"ПРОКЛЯТЫ И УБИТЫ",СОЛЖЕНИЦЫНА "АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ",ПОРА СНИМАТЬ С НОСА СОВКОВЫЕ РОЗОВЫЕ ОЧКИ И УЗНАВАТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРАВДУ О МНОГОСТРАДАЛЬНОЙ РОССИИ!P/S.Оценивал Михалкова как художника,а не как личность,его работу"Неоконченная пьеса для механического пианино" считаю лучшей экранизацией ЧЕХОВА,СОВЕТАЮ ПОСМОТРЕТЬ.И еще после комментария В.Виноградова вставлять похабщину "гоблина",как то сразу забываешься что ты на православном сайте,не проще было написать что не нравиться мне Михалков не как человек и не как художник.

елена
5 мая 2012 09:40

Фильм для Михалкова слабый хотя местами есть сильные сцены...Мое мнение-русский народ все проиграл и проигрывает до сих пор с 1917 года.а советский выиграл закидав окопы мясом своим конечно эту войну но опять проиграл в мирное время. холодную войну.Надо еще подумать за что Господь наказал так Россию этой победой......Вот кто выиграл точно ,хоть и не одержав победу в материальном плане так это воины РОА! Вспомните господа красные патриеты чей флаг развевается ныне в РОссии! Как вам обидно! Не в силе Бог а в правде! Но вам безбожникам это не понять!

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...
М.В. Назаров
Досточтимые отцы! Разумеется, создание третьей силы "против Сталина и Гитлера" в тогдашних условиях...
М.В. Назаров
Поправка. Слова, что Мит. Анастасий "не благословил, чтобы русские люди сотрудничали с Гитлером",...
М.В. Назаров
Дорогие отцы! Благословите еще раз указать на досадную однобокость Вашего анализа Второй мiровой...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Михаил Викторович! Христос воскресе! Нам кажутся странными Ваши обвинения, поскольку Вы...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры