Когда Бог - третий лишний

2 мая 2011


     «Входит Некто православный.
     Говорит : теперь я – главный».
     И. Бродский.



Бог становится лишним, когда подменяют задачу служения. «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но послужить». Христос определил миссию апостолов, как служение людям: «да светит свет ваш перед людьми» (Мф.20,28;5,16). В этом служении церковь приносит качественные плоды. Бог бескорыстен и выражает Свою волю заботой о человеке (Ис.10-20). В отличие от Бога, церковная иерархия озабочена количественными показателями: недвижимостью, властью и поголовьем.
Авторитет церкви, формирующей уклад и мораль общества, оценивают неоднозначно. Когда исповедание веры сопряжено со смертельной опасностью и семенем христианства становится кровь мучеников, церковь расцветает силой духа. Сужаются границы, и углубляется духовная жизнь. Как хозяйка кладёт в муку закваску, чтобы забродило тесто, так жертвенная любовь заквашивает общество: «огонь возжечь Я пришёл на землю» (Мф.13,33; Лк.12,49).
Когда исповедание веры теснит идеология, государи крестятся и одаривают имперскую церковь, она богатеет имуществом и оскудевает духом. Светскую и духовную власть объединяет насилие. Ветхие архиереи требовали казнить Христа: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть». Предавая Христа на смерть гражданским властям, архиереи умывали руки: «нам не следует убивать никого» (Ин.19,7; 18,31). Позднее горят еретики на кострах, горят старообрядцы в срубах. Насилие становится традицией.
Брак Христа и Церкви омрачает роман архиереев с империей. Третий становится лишним. Интерес «на стороне» ведет к банальному «треугольнику». Лишним оказывается Христос: третий должен уйти. Оскудевшая любовью семья, как медь звенящая и кимвал бряцающий (1Кор.13,1). Словно дети разведенных родителей, народ ищет, с кем быть. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (МФ.6,21).
Лукавый союз имперской и церковной власти назвали «симфонией».
В заблуждение вводит двусмысленный термин «власть», обозначающий две различные природы. Государство является «аппаратом насилия». Христос запретил церкви насилие: «между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой» (Мф.20,2). Служение любви не сочетается с насилием. Объединяясь с государством в насилии и корысти, владыки забывают Христа. Тщетные попытки воплотить утопическую симфонию Христос разрубил: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22,21). Оправдывая преступления государей, иерархи сакрализуют имперскую власть и опираются на её силу. Симфония развращает обе бюрократии, прокладывая путь в золотую клетку, а издержки нагнетают напряжение в обществе. В 1917 оно вылилось в погромы храмов. Иерархи выбирают прежний путь, наступая на те же грабли. Народ безмолвствует.
Церковь призвана хранить дух Христов, отвергая насилие и корысть. Когда Христа не приняли в одном селении, ученики сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их? - Христос запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк.9,54-56).
Во внешней жизни Христос призвал учеников быть маяком для общества: «Вы свет миру, вы соль земли». Кому нужна соль несолёная? Епископу следует «иметь доброе свидетельство от внешних», не продавая первородство за чечевичную похлёбку (1Тим.3,7). Нравственный авторитет церкви необходим государству и обществу. Он вырастает из этического и социального служения. В третьем тысячелетии РПЦ внедрилась в общественную жизнь, а государство раскрыло навстречу объятия.
Чьей пользы ищет социальное служение РПЦ: общественной или собственной?
Образование. Воскресные школы при храмах учат детей закону Божию. Традиция пришла с Запада. Воскресную школу М.Твен описывает в повести «Приключения Тома Сойера». Школа не вызывала симпатий у Тома. Он подчинялся заведённому порядку. Западная традиция на русской почве тоже приживается с разным успехом. Детьми занимается не клир, а приглашённые учителя.
По приходам возникают общеобразовательные школы и гимназии с религиозным просвещением в конкретных формах приходской жизни. Такое воцерковление сохраняет православную традицию и не противоречит светскому законодательству. Школ немного, они затратны и вырастают по инициативе «снизу». Открылись духовные семинарии и институты. Ежегодно собираются богословские конференции. Просвещение вызывает в христианском обществе живой интерес и приносит очевидную пользу.
Внедрение в светскую школу «спущенных сверху» Основ православной культуры и капелланов в армию усиливает клерикальное влияние в обществе и противоречит природе и конфессиональному укладу светского государства. Массовое влияние РПЦ остаётся поверхностным, не преображая языческое сознание общества. Население выражает идеологическую идентичность в знаковых словах и символах, не вникая в христианский смысл. В христианских терминах возрождается методика советской идеологии со всеми издержками.
Цензура, введённая РПЦ, контролируя содержание книг и СМИ, приносит доход издательскому отделу МП. Благословение на издание книг прибыльно. Ограничить издание книг и журналов в эпоху Интернета невозможно. Можно ограничить продажу книг в храмах и блокировать «неудобные» порталы.
«Межсоборное присутствие» ассоциируется с Предсоборным присутствием 1906г, учреждённым для подготовки Священного Собора. Этот орган обсуждал и освещал дискуссии по проблемам, которые в 1917 г рассмотрел Собор. Работа проходила открыто, вовлекая в обсуждение всех, интересующихся церковной жизнью.
Межсоборное присутствие отличает закрытость, характерная для новых структур. Обсуждение не публикуется. В дискуссиях участвуют 136 членов, подобранных церковной властью в основном из функционеров. По замыслу организаторов, они олицетворяют "полноту" церкви. В действительности, представляют разные идеологические группы РПЦ. Им советуют "во избежание слухов и нездоровых реакций воздержаться от публичности". Эта установка противоречит цели Присутствия и отвечает духу вяло текущего обмена мнениями. Привычный парадокс: Присутствие предполагает дискуссию в качестве основной формы работы и, скорей всего, утвердит заранее подготовленный документ, не отражающий мнения участников. Сравнение Межсоборного присутствия с Предсоборным 1906г выигрывает последний - работоспособный и квалифицированный орган, чего не скажешь о новой структуре. Итоговый документ примет, возможно, грамотные, но нежизнеспособные решения.
Реституция началась до принятия закона печальным опытом, прошедшим в Латвийской Православной Церкви МП. Протоиерей Янис Калныньш издал книгу "Latvijas Pareizticīgā Baznīca. Vēstures komentārs", Rīga, San Estera, 2007, где рассказал, как митрополит Рижский и всея Латвии МП Александр (Кудряшов) распродал возвращённую недвижимость. Многоэтажные дома в Риге и тысячи гектар земли проданы за бесценок. Церковь потеряла сотни миллионов долларов. Некоторые храмы снесли, другие приобрели адвентисты и пятидесятники. Изданы данные о продавцах, покупателях и судьбе недвижимости с фотографиями. Вселенские каноны лишают епископа сана за такое преступление (Седм.12). Разгневанный митрополит снял сан с протоиерея Яниса Калныньша, нарушив церковные правила. Обжалование осталось без ответа. Выяснилось, что первый этап реституции завершает второй этап: возвращённая недвижимость распродаётся в пользу частных лиц.
РПЦ приватизирует имущество, которое не принадлежало ей прежде. Изымаются кирхи, костёлы и замки в г. Калининграде и области. Опираясь на государство, МП отнимает имущество, храмы и дома у православных других юрисдикций. Десятки храмов отняты у РПАЦ и РПЦЗ по завету Христа: «хотящему судиться с тобой, и взять верхнюю одежду, отдай и нижнюю» (Мф.5,40).
В 1921 году ЧК провела «изъятие церковных ценностей». Теперь мы видим изъятие из музеев культурных ценностей, имеющих историческое и национальное значение. В церкви мало специалистов, никто не берёт ответственность за сохранность святынь. Многие погибнут или исчезнут в ближайшие годы по халатности хранителей. Виновных, как всегда, не найдут, спросить будет не с кого.
Устав РПЦ, принят Архиерейским собором в 2000 г без обсуждения и церковной рецепции. Устав не получил государственной регистрации. Он нарушает Конституцию РФ; ФЗ-125 «О свободе совести и религиозных объединениях»; Трудовой кодекс и 1-ФКЗ «О судебной системе РФ».
Устав запрещает клирикам и мирянам обращаться в органы гражданской власти и суд. Церковный суд учреждён с неопределённым статусом вопреки Конституции и 1-ФКЗ.
МП установила не правовые отношения в правовом поле РФ. Клирики отданы в крепостную зависимость епископам. Трудовые права граждан РФ закон защищает трудовым договором и в иных формах. Две категории граждан РФ лишены защиты трудовых прав: заключённые и клирики РПЦ. Сорок тысяч клириков - граждан РФ не защищены от произвола церковных чиновников.
Произвол заложен в Устав РПЦ принципом целесообразности (Устав:11,25). Это не канонический принцип. Каиафа приносит Христа в жертву «высокой» идее: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели весь народ погиб» (Ин.11,50). Жертвовать можно собой, а не другим. Иисус Сам приносит Себя во имя жертвенной любви. Результат, казалось бы, тот же: «Сын Человеческий идёт, как писано о Нём». Мораль разная: «горе человеку тому, имже Сын Человеческий предается» (Мф.26, 24). Человека нельзя использовать в качестве средства для достижения цели. Он является высшей ценностью творения и спасения. В лице человека отражён Лик Христов: «как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25, 40).
Устав Прихода изменён Синодом в 2009 без обсуждения и рецепции. Приход лишён инициативы в управлении, собственности и хозяйстве. Устав разрушает догмат о соборной Церкви, подвергает дискриминации граждан РФ и нарушает закон, учредивший «местную религиозную организацию» на основе «учредительства» и «добровольного объединения граждан» (ФЗ-125). Оба принципа нарушены:
1. «Учредительство» исключено из текста, а учредители- из Приходского собрания.
2. Упразднена «добровольность объединения граждан». Архиерею дано право разогнать Приходское собрание «единоличным решением и включить новых членов по собственному усмотрению». Приходское собрание возглавляло Приход. Устав заменил «высшую власть»: каждый приход возглавляет епископ. Независимость общинной жизни и свобода суждений пугают чиновников. Система, направленная на подавление человека и общества, не допускает свободного самоопределения от недоверия и страха утратить контроль. Архиерейское возглавление лишает свободы, подавляет и разрушает приходскую общину.
Приход расколот. Десять прихожан, утверждённых архиереем, составляют Приходское собрание. Сотни прихожан лишены возможности числиться в религиозной организации. Закон предоставил Приходу право собственности. Устав отнял собственность Прихода в пользу МП.
«Церковный суд» учреждён вопреки законам РФ, без обсуждения и рецепции и действует на основе «Положения о церковном судопроизводстве». Публично-правовой статус суда не заявлен и ставит под вопрос отделение церкви от государства. Под общепринятый термин «суд» нельзя подставлять неизвестное содержание. Устав передаёт ряд дел и граждан из гражданской юрисдикции в церковный суд, претендуя на партнерство с государством в осуществлении судебной власти.
Судопроизводство определяют существенные признаки, его raison d’etre. Если Положение понимает суд не в юридическом смысле, оно обязано объяснить его смысл. Подсудные должны адекватно понимать предъявленные законодателями требования. В судопроизводстве мы вправе мыслить признаки, не противоречащие юридическому содержанию. Иначе под судопроизводством расисты могут понимать линчевание, а экстремисты теракты.
Государство защищает права человека и гражданина. Церковные каноны мыслят право нелицеприятным, возлагая равное наказание за проступки, независимо от сана (Ап.8,51). Устав и Положение разрушают равенство христиан перед законом и судом: клирики и миряне равны, а епископы «равнее».
В Положении нет слова «правосудие», и его задача не поставлена (Ст.2). Источником права является воля епископа. Власть ему «принадлежит» и из него «проистекает». Нет перечня проступков и наказаний. Совесть судьи опирается на его личное мнение. Ответственности за свои решения епископ не несёт.
Вопреки церковным канонам и светскому праву:
граждане не равны перед законом и судом;
суд закрытый, гласности нет;
нет презумпции невиновности.
общество не допущено в суд;
подсудимый лишён права на отвод судей;
нет права на защитника;
присутствие сторон не обязательно.
состязательности сторон нет,
судья совмещает исполнительную и судебную власть, а также функции обвинителя.
В таком суде действует не правосудие, но произвол и осуждение невиновных.
Екклезиологическое неравенство епископа с клиром и мирянами разрушает единство Тела Христова. Учредительные документы РПЦ не считают епископа к «членам церкви». Приватизируя правовую власть, епископат подавляет клир и мирян, лишая свободы – обязательного условия любви, вне которой не обитает Дух Божий и не действует дух человеческий. Тот же формализм и подавление церковная миссия понесёт в гражданскую жизнь.
Клерикализация приносит тактические успехи РПЦ, нагнетая напряжённость отношений с обществом и другими конфессиями. Симфония нерушима, пока государство оказывает силовую и финансовую поддержку МП. Так будет недолго. Бюджетные вливания имеют положительные и негативные последствия. Материальная зависимость от государства, а не от прихожан, снижает интерес иерархии к пастве, в которой РПЦ всё меньше нуждается. Надежда на Промысел Божий подменяется надеждой на сильных мира сего, и Бог становится лишним. «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в них нет спасения (Пс. 146, 3). Тактические успехи временны и чреваты стратегическим проигрышем в ближайшем будущем.

Вернуться к списку записей

Комментарии

Татьяна
2 мая 2011 10:12

Ну а что делать-то? У нас в во всей области тишина. Как-будто в мире ничего не происходит. Даже когда в прошлом году все Поволжье гибло от жары, ни одного масшабного крестного хода не было. Не ходить в церковь я не могу. К тому же большинстпо батюшек у нас очень хорошие. Просто все как-будто чего-то пока ждут (выжидают).

Mihailbrow
2 мая 2011 11:12

Не нужно ждать батюшек, епископов, патриархов. Надо поднимать эти вопросы в личной беседе, на исповеди, использовать возможности вопросов в прямом эфире, писем, сбора подписей... да мало ли легитимных законных способов. Наша Мать смертельно больна и от каждого его чада зависит Ее оздоровление! Медлить нельзя!

Людмила
9 мая 2011 23:53

Невозможно равнодушно читать строки письма о.Павла. То бесправие , которое творится в лоне православной церкви МП зеркально отражается и в светском нашем обществе.

Что же делать?

Спаси себя - и возле тебя тысячи спасутся.

Нужно русским людям начать вытаскивать себя за волосы из болота равнодушия.

Если ижевские священники о. Сергий, о Михаил, о. Александр встали на борьбу за чистоту православия и за Христа, то им нужна духовная и материальная поддержка братьев и сестер во Христе.

Им необходимо срочно создать свой счет материальной помощи . Опубликовать его реквизиты на этом сайте.

Меня поймут все люди, кто терял работу, когда надо кормить семью, когда давит нищета, и нет никакой надежды, кроме как на помощь и заступничество о Господе.

Нужно создать этим священникам свою благодатную церковь. Что бы она была не от патриарха Сергия, а от начала, от чистых истоков той, прежней церкви патриарха Тихона.

И постепенно придут туда люди неравнодушные православные. Пусть это будет только семь тысяч, но этим все спасутся.

Трудно в нашем государстве честно жить , везде обман. Поэтому надо построить город с высокой стеной и построить храм в этом города. Где люди будут честно жить и зарабатывать . Сеять хлеб, разводить живность всякую.

Нужно, что бы русские люди научились любить и просто помогать своим русским.

В нашем светском обществе этому не научают, здесь подают пример , как нужно ненавидеть , завидовать и отнимать.

Спаси нас, Господи, от них.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры