Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митр. Виталий
Ответ митр. Агафангелу.
Ваше Высокопреосвященство, Вы говорите о том, что «в РПЦЗ всегда находили место и уживались разные политические взгляды. Если вы, отцы, взялись выявлять и судить политически инакомыслящих, то это уже, само по себе, отступление от зарубежной традиции».
Да, нам хорошо известно, что в Русской Зарубежной Церкви допускалось политическое разномыслие. Но при этом всегда предпочтительное отношение было к идее русской православной монархии. И решения Первого Всезарубежного Собора никто никогда не отменял, да и отменить не может.
Потому что, кем бы желающие это сделать ни были, они тем самым себя поставят вне нашей Церкви. А мы хотим соответствовать этим соборным нормам РПЦЗ.
Дорогой владыко, Вы пишете: «У разных представителей нашей Церкви были разные мнения, и это всегда принималось в РПЦЗ как норма и частное дело. Вы нигде не найдете в постановлениях наших Соборов и Синодов ни слова о Белой идее».
Если в Евангелии нет слова о Православии, это не означает, что Святое Писание не является самой православной книгой. О России, о русском народе, о православной монархии, о том, что составляет суть Белой идеи, говорилось неоднократно и на Соборах, и в посланиях лучших иерархов нашей Церкви.
К критикуемой Вами нашей передаче мы приводим слова Блаженнейшего митр. Антония (Храповицкого), которые со всей ясностью свидетельствуют о том, что он был духовным отцом белых героев.
Вы пишете: «Вы вправе думать и жить так, как считаете нужным. Но вы не вправе поносить тех, кто думает и живет не так, как вы».
Дорогой владыко, Вы можете привести хотя бы один пример, когда мы кого бы то ни было поносили? Или быть может кому-то кажется, что нельзя критиковать тех, кто по-предательски выносит наш трёхцветный российский флаг из русского храма, как это сделал прот. Олег Миронов из Канады? Или нельзя критиковать того, кто (свящ. Андрей Трачук) назвал наше русское знамя «штандартом одного из монгольских улусов»? Простите, владыко, но молчать в таких случаях мы не будем, ибо тем самым мы предадим и Бога, и нашу родину.
За это знамя умирали наши земляки восставшие белые ижевские рабочие и удмуртские крестьяне, сражаясь с ордами большевиков. С этим знаменем жили великие светильники Русской Зарубежной Церкви. И мы никому не позволим глумиться над стягом Царя-Мученика Николая.
Поэтому простите, владыко, но мы будем называть вещи своими именами. Именно стремлением жить по-правде, а не по лжи и отличалась всегда наша Русская Зарубежная Церковь.
Дорогой владыко, приведённые Вами слова св. патриарха Тихона до боли нам знакомы: много раз мы их слышали из уст архиереев Московской патриархии, а также преподавателей духовных школ этой организации. Только они всегда произносили их вместе с другими вынужденными заявлениями свт. Тихона, осуждавшими антисоветскую деятельность архиереев РПЦЗ и свои «прежние монархические взгляды». Но делали это маститые сергиане, чтобы оправдать свой апостасийный путь. Нам же их оглашать без должного разъяснения не подобает. Потому что эти заявления были продиктованы чекистскими палачами.
Святой патриарх Тихон всегда молился, как за своих детей, и за иерархов Русской Зарубежной Церкви, и за вождей Белого движения. Известно, что он тайно благословил иконой свт. Николая Верховного Правителя Белой России адмирала Колчака, а также передал своё сугубое благословение генералу Келлеру.
Боголюбивые иерархи Русской Зарубежной Церкви не осуждали свт. Тихона за его просоветские заявления, понимая, что угодник Божий находится в условиях крайней несвободы. Но в то же время нельзя его уравнивать с митр. Сергием, потому что последний не только на словах, но и на деле навязывал Церкви линию богоборческого режима.
Протопресвитер В. Виноградов вспоминал, что св. патриарх Тихон в отношении зарубежных епископов «с возмущением отвергал всякую мысль о заочном осуждении их церковных судом, и был настолько твёрд в этом своём настроении, что его ни в малейшей степени не прельщало обещание дарования за это легализации патриаршей Церкви».
Таким образом, мы видим, что приведённый Вами отрывок из свт. Тихона скорее подтверждает, нежели опровергает, мысль о том, что Белая идея неразрывно связана с нашей Церковью.
В Русской Зарубежной Церкви не было места ни для Петлюры, ни для Грушевского, ни для других украинских сепаратистов. Зато всегда в ней занимали почётное место герои Белого движения. Оспаривать это антиисторично, ибо об этом говорят неопровержимые факты.
Для петлюровцев (украинских националистов) за рубежом были свои церковные организации, с которыми Русская Зарубежная Церковь, как известно, не имела никакого общения.
Господь наш Иисус Христос, Глава нашей Церкви, заповедовал нам: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Но это единство возможно только в истине.
Интересно, что в докладе «Уроки прошлого и экзамены настоящего» прот. Валерия Алексеева, прочитанном на собрании представителей приходов РПЦЗ и ВВЦУ РПЦЗ 11.07.2007 в Астории в Нью-Йорке, говорилось:
«А какая политическая подоплёка в рассматриваемой нами теперь уже московской унии? Это с одной стороны утрата свободного голоса церковной области в российской диаспоре; это имущество РПЦЗ, храмы и монастыри, часть из которых уже захвачена и которые постепенно перейдут в собственность государственных структур в Отечестве сущих; ЭТО ВОЖДЕЛЕННЫЙ КОНЕЦ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ; это размывание православного богословия, способного противостоять еретическому экуменическому лжебогословию».
Вот, именно это нас сегодня, владыко, и настораживает. Уже в ограде нашей Церкви прорастают побеги сергианства. И мы не хотим, чтобы наступил вожделенный антихристовыми слугами конец Белого движения.
Слава Богу, тогда в 2007 году православным ревнителям удалось спасти Русскую Зарубежную Церковь. Вы в то время были среди них. И нам бы очень хотелось, владыко, чтобы Вы и сегодня были на стороне Белого движения, Белой Церкви, а не на стороне тех, для кого наследие великих святителей и русских героев не является важным.
Понятно, что хранить Белую идею на территории современной Украины небезопасно, но мы просим Вас хотя бы не бороться с теми, кто пытается её сохранить.
Ваши во Христе прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, иер. Александр Малых.
Комментарии
Оставьте комментарий