Мысли на Пятидесятницу 2019 года

13 июня 2019

Сошествие Святого Духа

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Церковь – это единая семья детей Божиих, искупленных Кровью Христа. Глава Церкви – Господь Иисус Христос. Сердце Церкви – Богородица. Пречистая неразрывно связана со Своим Божественным Сыном, Она – Жена, облаченная в солнце. В Сионской горнице, где Богочеловек Христос совершил Тайную вечерю и явился апостолам после Своего воскресения, ученики Спасителя собрались вокруг Матери Божией. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2:1).

Вавилонская башня
П. Брейгель. Вавилонская башня.

Не будем путать единство в Духе Святом новорожденной Церкви с единодушием этого умирающего от грехов падшего мiра. Есть единодушие от Бога, есть единодушие от лукавого. Единодушие строителей Вавилонской башни, единодушие распинателей Христа, единодушие масонских собраний, единодушие коммунистических и нацистских партийных съездов, единодушие негодяев, единодушие серой массы и тысячи других проявлений адского единства мы встречаем повсюду.

Преподобный Сергий с братией
Преподобный Сергий Радонежский с братией.

Царская семья
Святая Царская Семья.

Но есть совсем иное единодушие – Царство Божие. Единодушие святых апостолов, единодушие братии преподобного Сергия Радонежского, единодушие Минина и Пожарского, единодушие святой Царской Семьи, единодушие тех, на ком исполнились слова Христа «да будут все едино» (Ин. 17:21). И даже когда мы наблюдаем не столь безспорное единодушие, но в основе своей все же имеющее стремление к добру, это должно вызывать у нас уважение.

Иван Голунов
Иван Голунов под стражей.

Недавно разыгралась история, всколыхнувшая Россию. Известный сетевой журналист Иван Голунов, не один год вызывающий своими разоблачительными статьями раздражение у больших начальников и в рясах, и в штатском, был схвачен на улице Москвы и брошен в тюрьму. Против него выдвинули обвинение в распространении наркотиков. Особое обстоятельство этому делу придает тот факт, что Голунов – автор целого ряда статей нелицеприятного характера о финансовой изнанке Московской патриархии. Коллеги журналиста заявили, что его дело сфабриковано, а наркотики подброшены. К сожалению, представители власти действовали грубо и неряшливо. На явный произвол российская общественность отреагировала мгновенно: люди разных убеждений проявили завидную солидарность. Результат долго не заставил себя ждать: высшие государственные деятели проявили мудрость: Иван Голунов освобожден и с него сняты все обвинения.

Иван Голунов 2

Что ж, радостная новость. Тем более, что жертвами такого безпредела рискуют оказаться все, кто выступает против коррупции, в том числе и в церковной ограде. Хотя из некоторых патриотических кругов мы слышим: Иван Голунов – свой для либералов, а значит, нечего радоваться.

Я думаю, что подобная постановка вопроса глубоко ошибочна. Хочу напомнить слова безстрашного обличителя Гитлера и многолетнего узника нацистских концлагерей пастора Мартина Нимёллера:

«Когда нацисты пришли за коммунистами, я оставался безмолвным. Я не был коммунистом.

Когда они сажали социал-демократов, я промолчал. Я не был социал-демократом.

Когда они пришли за членами профсоюза, я не стал протестовать. Я не был членом профсоюза.

Когда они пришли за евреями, я не возмутился. Я не был евреем.

Когда пришли за мной, не осталось никого, кто бы заступился за меня»
.

Пастор Мартин Нимеллер
Пастор Мартин Нимёллер (1892-1984).

Многие христиане поначалу с восхищением относились к Гитлеру, думая что он спас их страну от чумы ХХ столетия – большевизма. Но потом они разочаровались, увидев, что фюрер использует те же коммунистические методы, что и Сталин. Слава Богу, мы не сектанты, но мерзко радоваться, если где-то сектантов унижают и оскорбляют. Слава Богу, мы отвергаем крайний западный либерализм, но нельзя закрывать глаза, если где-нибудь либерал оказывается в руках негодяев. Зло умножает зло. Это аксиома для христианина. Потому мы радуемся, что в случае Ивана Голунова справедливость восторжествовала.

И конечно же, нельзя не отметить, что эта история еще раз бросает тень на неосергианскую иерархию, поскольку Голунов отличился как жесткий критик пороков МП.

Наша церковная жизнь оказалась на краю бездны. По угасающему благочестию наносятся всё новые и новые удары не только извне, но и изнутри. Попрание канонического права, коррупция, сращивание к криминальным мiром, разврат воспринимаются как норма церковной жизни, а критики этих пороков шельмуются, объявляются врагами Церкви и православного народа.

Апостолы Петр и Иоанн перед синедрионом
Апостолы перед синедрионом.

Когда вскоре после Пятидесятницы апостолы Петр и Иоанн предстали перед синедрионом, можно сказать священным синодом ветхозаветной Церкви, в ответ на требование первосвященников и архиереев апостолы ответили: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?»
Этот ответ – образец того, как должно поступать христианам, если священноначалие нарушает закон Божий и строит церковную жизнь не по заветам святых отцов Православной Церкви. Но покуда есть те, кто вопреки хуле и гонениям готов идти по стопам святых апостолов, отвергая соблазны современных фарисеев и саддукеев, Церковь жива.

ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Наверное, многие замечали, что в каждом храме есть свой, особый дух. Старые, незакрывавшиеся храмы особо любимы народом благодаря намоленности. И тут дело не в количестве икон, богатстве убранства и красоте росписей. Люди, далёкие от Церкви, нередко замечают, что чувствуют себя в таких храмах необычайно хорошо, кто-то сравнивает это состояние с возвращением домой, кто-то просто не может выразить свои чувства.

Фото 1.
Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры.

Но есть и другие церкви. Приходилось слышать и не раз, что в таком-то храме тяжело молиться, в другом как будто нет благодати, в третьем вообще как в музее. Отчего это? Ведь везде служится Божественная Литургия, приносится Безкровная Жертва, т. е. должно быть присутствие Святого Духа. Почему же такая разница?

Сразу надо оговориться, что старые намоленные храмы и монастыри не гарантируют высокую духовность их священнослужителей.

Апостол сравнивает тело христианина с храмом: « Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1 Кор. 3:16,17). А храм требует, чтобы в нём служба Богу приносилась нелицемерно. Искренние молитвы и духовные подвиги способны сделать из жалкой халупы великолепный дом Божий. К сожалению, далеко не все это понимают. Они полагают, что наполнение церкви дорогой утварью сразу же сделают её «благодатной».

Фото 2
Софрино. Комбинат по изготовлению утвари. Одна из экспоцизий.

Так же, как и дорогие богослужебные облачения будто делают священнослужителя настоящим пастырем. Не может внешнее, материальное наполнить внутреннее и духовное. Мастерски исполненные росписи и богатство убранства может только подчеркнуть неизреченную красоту молитвенного богослужения, вот и всё. Не заменить, а всего лишь подчеркнуть.
Главное же в храме – это Дух. Откуда же Он берётся?

В эти святые дни стоит вспомнить, что же произошло почти две тысячи лет назад. А это то, благодаря чему в некоторых храмах так хорошо и благодатно. На Матерь Божию и апостолов сошёл Святой Дух. Он пребывает в Церкви и по сей день. Но, к сожалению, многие современные христиане делают всё, чтобы изгнать Духа Святого из своей жизни нелюбовью, немилосердием, сребролюбием, развратом и прочими пороками, и как следствие, холодной слабой верой. И поэтому в некоторых местах ощущается особый, духовный вакуум.

Присутствие Духа Божиего заметно в человеке, когда он горит любовью и непримиримостью ко греху – таким следует быть христианину. Это Дух апостольской, первохристианской Церкви. Его нужно беречь и умножать, дабы достичь главной цели жизни христианина – обожения. Т.е. от верующего человека требуется не просто желание оказаться в раю, избежав вечных мучений, а жажда быть всегда с Богом и в Боге.

Фото 3.
Глава Церкви – Христос.

ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Еще до Своих страданий Господь дал Своим ученикам способность противостоять враждебности демонов. Он сказал: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19). Под змеями и скорпионами надо разуметь здесь не только и не столько представителей животного мира, но прежде всего духовных наших врагов – бесов. В Пятидесятницу же Господь сообщил апостолам от Духа Святого многообразные дарования во всей их полноте, насколько человек может принять.

Дар Святого Духа – это прежде всего дар смелости и силы для борьбы с врагом нашего спасения и дар дерзновения творить добро. Апостолы после Пятидесятницы безстрашно проповедовали Евангелие и приняли смерть за Христа радуясь. Эта же благодать Святого Духа действует в Церкви и ныне. Она дается каждому православному христианину в таинстве Миропомазания. Но почему же многие христиане не живут по-христиански?

В предании Церкви есть рассказ о том, как некий ученик пришел к духоносному старцу и спросил, почему он не может прощать, терпеть, смиряться и постоянно гневается, хотя Господь обещал Свою помощь всем.
Старец ответил: представь воина, которому даны лучшие доспехи, мечи, копья, стрелы и прочее, а он не может сражаться и терпит поражение. Что сказать о таком воине?

Многие христиане подобны этому неумелому и слабому воину. Несмотря на то, что Господь дал им всесильную благодать Святого Духа, они терпят от бесов поражение, впадая в грех. Причина прежде всего в том, что нет у них самого главного – самоотвержения и решимости бороться.

Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский (1759-1833). Картина с изображения святого, появившегося в конце его жизни или вскоре после его смерти.

Преподобный Серафим Саровский на вопрос «Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?» – отвечал: «Потому, что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то жили бы как отцы наши; потому что благодать и помощь верным и всем сердцем ищущим Господа, ныне та же, какая была прежде, ибо, по слову Божию, – Господь Иисус Христос вчера и сегодня Тот же и во веки» (Евр. 13:8).

Господь не спасает нас без нас, уважая и сохраняя нашу свободную волю. С нашей стороны необходимо намерение встать на узкий путь к Царству Небесному, намерение противостоять собственным страстям и врагу нашего спасения. «Кто хочет идти за Мною, да отвергнется себя и возьмет Крест Свой и за Мной грядет» (Мф. 16, 24), – говорит Господь. Поэтому свт. Феофан Затворник пишет, что самым опасным в духовной жизни, которая есть путь следования за Господом, является саможаление и самоугодие.

Феофан Затворник

«Как победить самоугодие и решиться вступить на путь самоотвержения? – писал Вышенский подвижник. – Если не отвергнетесь себя и все будете идти путем широким, то, как Спаситель сказал, попадете широкими вратами в ад… Это неизбежно. Потом поставьте себя в минуту умирания, когда осталась вам только смерть, и потом Суд по вашей жизни. Поживей вообразите себе, какое слово услышите (от Судии Бога): прииди или отыди. Если воистину восчувствуете это, то воспрянете, как палимые огнем, и уже самоугодию места не будет. Но надобно уж и держать себя в таком страхе постоянно».

«Пишете, чтоб я помолился об избавлении вас от самоугодия. Об этом что молиться? Бог не услышит. Он услышит молитву только о тех, которые не самоугодничают. И самого человека всякого Бог слышит только тогда, когда он не страдает сими первородными дщерями греха. За несаможаление и несамоугодие только и подает Господь благодать и преуспеяние. Самих же их не подает, а требует.., чтобы их сам человек возымел, как задаток, что ему стоит оказать милость»
.

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры