Святая Царская Семья и архипастыри РПЦЗ, прославившие ее на Соборе 1981 года.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: В конце ХХ столетия среди церковного народа России стала очень популярна песня о Царственных Мучениках в исполнении Жанны Бичевской.
Проплывают в небе в царском оперенье,
Средь несметных черных и галдящих стай,
И благословляя русское спасенье
Всех крылами крестит православный Царь.
Положили жизни для России новой
Страшно распрощавшись с жизнью во Христе.
Екатеринбургской русскою Голгофой
Семеро Вас было на одном Кресте.
Николай, Александра, Алексей, Мария,
Ольга, Татьяна, Анастасия.
Смотрим и не видим, слушая не слышим,
Иссякает время на земных часах.
Все мы, прославляя, имена те впишем,
На сердцах крещенных, а Бог на небесах.
Если архиереи, разузнав подробно,
Не поверят снова вашим чудесам,
По обетованию старец преподобный
Серафим Саровский Вас прославит сам.
Как мне рассказывали маститые московские протоиереи, слова песни о том, что «если архиереи не поверят, старец преподобный Серафим Саровский Вас прославит сам», заставили испугаться многих иерархов. А что, если действительно простой верующий народ без их участия прославит Царя? А что, если многочисленные почитатели святых Царственных Мучеников уйдут в РПЦЗ? Ведь не будем забывать, что тогда эта часть Русской Церкви была единой и сильной. Вот и решили сергианские архиереи согласиться с прославлением Царской Семьи.
Канонизация Царской Семьи и Новомучеников Российских в храме Христа Спасителя РПЦ МП.
Когда в возрожденном храме Христа Спасителя РПЦ МП состоялась официальная канонизация Императора Николая Второго, Императрицы Александры, Цесаревича Алексия, Великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, это отозвалось радостью и духовным ликованием в сердцах миллионов верующих людей. Но через некоторое время стало возникать ощущение, что происшедшая канонизация была с какой-то фигой в кармане, с какими-то реверансами в сторону мировой плутократии – духовных наследников тех, кто стоял за травлей и убийством святой Царской Семьи. Потому: хоть и Царь, но один из многих, хоть и мученический конец, но всего лишь страстотерпец; хоть и святой, но за жизнь прославлять нечего. Об этом не раз официально заявляли официальные представители МП. Более того, всех, кто считает, что Государь вместе со своей семьей пошел на голгофу России и принес искупительную жертву, обвиняют в сектантстве и царебожничестве.
Давайте разберемся. Благоверный Государь Император Николай Александрович говорил: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия!»
И мы по праву считаем, что действительно наш Государь вместе с Царицей и детьми принесли себя в жертву за Святую Русь Дом Пресвятой Богородицы и это в ни коей мере не означает, что мы пытаемся поставить знак равенства между искупительной жертвой Господа нашего Иисуса Христа и подвигом Царя-Мученика.
Богочеловек и Спаситель наш Иисус Христос пострадал за спасение каждого из нас. Он, величайший Первосвященник, принес Себя Самого в жертву на Кресте. Он и только Он – наш Бог и Спаситель. Но святые страдальцы повторяют Его подвиг и как в капле воды отражается солнце, так и в крови мучеников отражается искупительная жертва Христа.
Ап. Павел перед казнью писал возлюбленному своему ученику: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2Тим. 4:6).
Этой же небесной логике соответствует рассуждение свт. Григория Паламы о подвиге св. Димитрия:
«Приличествует же мне ныне оказать о нем то, что божественный Павел говорит о Христе. Ибо и великий Димитрий показывает свою любовь к нам тем, что тогда, когда мы еще были нечестивыми (язычниками), он в надлежащее время умер за нечестивых; конечно, совершил он это благодатью Владычней и в подражание Ему; и вот, благодаря его смерти, весь наш город примирился с Богом» (Гомилия 43).
Свт. Григорий Палама.
Надеюсь, что никто великого учителя Церкви, свт. Григория Паламу не обвинит в димитриебожестве. Так и мы, памятуя, что смерть страдальца Христова примирила потомков его мучителей с Богом, должны обратиться к образу святых Царственных Мучеников, склонив колена своих сердец.
Бог послал на землю этих земных ангелов, Августейших Великомучеников, и попустил их страдания и смерть, чтобы мы, молясь им, обретали примирение с Господом. Ведь в 1917 году отвергли не просто Царя, но Помазанника Божия, отвергли Самого Бога. Вот почему надо со всей ясностью сказать, что хотя искренними будут молитвы и порывы душевные многих людей 17 июля, почитающих под омофором МП святых Царственных Мучеников, в самих текстах и актах прославления МП есть то, что смущает нашу совесть.
М.В. Назаров.
Прекрасно об этом писал Михаил Викторович Назаров уже много лет тому назад:
«Акт прославления Царственных Мучеников не упомянул о том, что они были прославлены Русской Православной Церковью за границей в 1981 году и в последние годы почитались таковыми большой частью народа в России. Причиной этого неупоминания была не только гордость "Церкви-Матери", но и стремление придать прославлению иной смысл.
В зарубежном Акте о прославлении Император Николай II величается как «Царь Мученик, Помазанник Божий, носитель идеи Православной Государственности» – что и стало причиной его убиения вместе с семьей. При этом в службе ему говорится: «С любовию велию к неблагодарным людем, принес еси себе, великий страстотерпче Царю, в жертву за народ свой, якоже рек еси: аще потребна есть жертва за народ, аз жертва сия буду».
Прославление же Государя Собором МП, к сожалению, не стало присоединением к такому духовному смыслу этого Акта. Оно вообще произошло после долгого сопротивления и колебаний большинства архиереев (некоторые запрещали принимать в своих епархиях даже мироточивую икону Царя Мученика!) и стало для них лишь вынужденным компромиссом с нараставшим давлением православного народа снизу*. И в деяниях Собора, и в разъяснениях руководства МП Государь Николай II рассматривается лишь как страстотерпец, пострадавший от своих «политических противников» (в основном так прославляются пострадавшие от своих единоверцев) и кротко перенесший с семьей страдания подобно «миллионам православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке» – без упоминания его Помазанничества и жертвенной сути его подвига; комиссия по прославлению отвергла и ритуальный смысл цареубийства. Тем самым остается необъясненным и духовный всемiрный смысл революции 1917 года, в результате которой антихристианскими силами была свергнута удерживающая православная государственность и открыта дорога для построения Нового мiрового порядка антихриста» (https://rusidea.org/40109#r3).
Икона Царственных Мучеников, написанная в РПЦЗ.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Прославление и почитание Государя Императора Николая Александровича и его Семьи официальной частью МП отличается от практики Русской Зарубежной Церкви. Эти отличия характерны. О них хорошо сказано Михаилом Викторовичем Назаровым в его книге «Диалог РПЦЗ и МП: „Соединение может быть только в истине“», в частности, в отрывке, процитированном о. Сергием.
Действительно, вместо присоединения к зарубежному Акту о канонизации Царственных Мучеников Московская патриархия прославила их по-своему. Царь назван страстотерпцем и это в МП подчеркивается. В это вкладывается уничижительный смысл. Официально мучеником в МП святого Царя называть запрещается, потому что по мнению комиссии МП по канонизации оснований для прославления в жизни Царской Семьи нет – таковые, якобы, появились, только когда Государя с Семьей арестовали и убили.
Довод о том, что в жизни и правлении Царя не за что прославить, может оспорить любой, кто стремится изучать безпристрастно его биографию. Факты его благочестия, развития России в материальном и правовом отношении говорят сами за себя. Государь привел Россию к порогу победы в Великой войне, начавшейся в 1914 году. Всё опрокинули измена, и трусость, и обман.
Мироточивая икона Царя-Мученика. Многие годы она находится в РПЦ МП. От помазания миром от этой иконы зафиксированы многочисленные факты исцелений, в том числе смертельных и неизлечимых болезней. Несмотря на то, что на иконе написано, что Царь - Мученик, патриархия признает его лишь только как страстотерпца.
Наконец, даже та высота святости, какую показали Царственные страдальцы в заключении и какую не смогли не признать архиереи МП, не может не являться естественным продолжением их духовного облика в новых, более жестоких условиях. Но вот в этом патриархийные архиереи святой Царской Семье упорно отказывают. Они выдумали казуистическое разделение между терминами «мученик» и «страстотерпец», придав последнему более низший характер, хотя в богослужебных книгах очень часто страстотерпцы называются мучениками, а мученики страстотерпцами, т. е. фактически это синонимы. Но патриархийные казуисты страстотерпцами называют тех, кто пострадал не за веру Христову, а в результате политических или семейных разборок, хотя в страданиях и молился Христу. А Царскую Семью, по мнению МП, большевики убили только как своих политических противников.
Но тогда почему МП прославила Великую княгиню Елизавету в чине преподобномучениц, а не страстотерпиц? Ведь она, как и другие члены Царской фамилии, была убита коммунистами из желания расстрелять «всю ектенью», всех членов Царского Дома! Да и православное духовенство арестовывалось большевиками и убивалось, поскольку являлось политически чуждым коммунистам. Отречения от Бога при этом в большинстве случаев не требовали. Тем не менее в МП они называются мучениками – священномучениками.
На самом деле и Царскую Семью, и других членов Дома Романовых большевики убивали как тех, кто олицетворял православную Россию. Государь является священным лицом, над которым Церковь совершает таинство Миропомазания на Царство; за богослужением Царь и его Семья постоянно поминаются Церковью. Сами большевики представляли из себя воинствующих безбожников. Поэтому убитый ими православный Государь является не кем иным как настоящим, полноценным мучеником. Именно так его и надо называть, как называет после перестройки Московская патриархия священнослужителей, убитых коммунистами, священномучениками, хотя от них не требовали отречься от Христа.
Архиерейский Собор РПЦЗ 1981 года, прославивший Царскую Семью.
Именно в Акте прославления Русской Зарубежной Церковью в 1981 году Царственных Мучеников отражена эта мысль. Царь, по словам архиереев РПЦЗ, – «Мученик, Помазанник Божий, носитель идеи Православной Государственности». Именно это и послужило для большевиков и родственных им сил причиной ритуального убиения Царя. В его лице они хотели убить саму идею православной государственности для установления нового мiропорядка.
Эти мысли полностью отсутствуют в патриархийном характере почитания Царской Семьи, что объясняется не изжитым в МП сергианством. Такое «половинчатое» почитание препятствует осознанию нашим народом греха убийства Помазанника Божия, к которому привели «измена, и трусость, и обман» не только ближайших к Царю лиц, но и членов Святейшего Синода при равнодушии, а то и радости широких слоев общества.
Свт. Иоанн, архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский.
По словам великого угодника Русского Зарубежья, на которого МП наложила запрещение в священнослужении, свт. Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского, «весь народ виновен в пролитии крови своего Царя. Одни убили, другие одобряли убийство и тем совершили не меньший грех, третьи не помешали. Все виновны, и поистине мы должны сказать: «Кровь его на нас и на детях наших». Измена, предательство, нарушение присяги на верность Царю Михаилу Феодоровичу и его наследникам, пассивность и окаменение, нечувствие — вот из чего русский народ сплел тот венок, которым увенчал своего Царя».
Дай Бог, чтобы в столетнюю годовщину екатеринбургского убийства покаяние в произошедшем коснулось всех слоев нашего народа – от самых высокопоставленных государственных и церковных деятелей до рядовых граждан нашей страны. Тогда, по словам свт. Иоанна Шанхайского, «Царь-Страстотерпец возымеет дерзновение к Богу, и молитва его спасет Русскую землю от переносимых ею бедствий.
Тогда Царь-Мученик и его сострадальцы станут новыми небесными защитниками Святой Руси.
Невинно пролитая кровь возродит Россию и осенит ее новой славой!»
Комментарии
Оставьте комментарий