Советская школа
Дорогой Вадим Петрович, с сожалением вынуждены констатировать, что Вашу статью «Миссия русской эмиграции в оценке ХХI века» активно используют в своей пропаганде русофобские, укро- и просто нацистские средства массовой информации. Возможно, сами того не ожидая, Вы, как говорится, открыли огонь по своим. Не так давно Вы нам писали: «Как быть с мыслью? Что, не записывать что-ли?»
Мысли мыслям рознь. Например, если у Вас появилась мысль написать на заборе какое-то плохое слово, этого делать не следует, потому что мысли бывают не только от Бога или от человека, но и от дьявола. Никакие прежние заслуги не могут нас застраховать от падений и ошибок. Ваша беда заключается в том, что Вы не имеете должного духовного руководства. И потому в некоторых Ваших высказываниях можно найти - как бы сказать помягче - много странного.
Давайте вспомним причину Вашего раздражения на нас. Когда Вы прислали свою статью и мы высказались критически, это вызвало у Вас нескрываемое возмущение. И вместо того, чтобы как говорится, попытаться докопаться до истины, Вы написали новую статью, в которой, очевидно, по горячности исказили до неузнаваемости нашу беседу с Михаилом Викторовичем Назаровым. Сегодня эту статью публикуют в антикоммунистических средствах массовой информации, но при этом почему-то Вы не сообщаете, что главная Ваша претензия к нам состоит именно в том, что мы решительно отвергаем какой бы то ни было компромисс с советчиной.
Почему Вы не предлагаете, например, «Нашей стране» Ваши статьи просоветского характера? Не опубликуют? И правильно сделают! Нельзя же, как говорится, сидеть сразу на двух стульях. Но мы всё-таки хотим надеяться, что Вы, Вадим Петрович, будете последовательным защитником великого наследия Русской Зарубежной Церкви, что Вы не будете давать возможность по сути своей антирусским силам использовать Ваше доброе имя в своих целях.
Ну, а сейчас позвольте напомнить Вам анатомию Вашего раздражения. Приводим нашу переписку с Вами за последние месяцы.
Вот как интересно! Вы начали с того, что стали защищать советскую систему образования, а в конечном итоге Вы написали статью, которую охотно цитируют и публикуют люди, ненавидящие не только и не столько Советский Союз, сколько историческую Россию.
Вадим Виноградов. О ВОСПИТАНИИ СЕРДЦА, КОТОРОЕ МЫ ПОТЕРЯЛИ. На примерах фильмов "Час ученичества" и "Самый долгий экзамен"
Фильмы эти подтверждают, что сатане, руководившему советчиками, как и сатане в случае с Иовом, Господом сказано было в отношении русского народа: "Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги". И советчики крушили храмы, и священников убивали и притесняли, а в школах в это время гонения на Христа, читали о духовной жажде. И как раз пример тому, что простирать руку свою на душу русскую советчики не смели,- доказывает школьное образование и воспитание времени советчины. И прежде всего, уроки русской литературы, где как раз о душе то и не забывали, не забывали о русской душе, о ее русскости.
Но, как мы видим из этих фильмов, воспитание чувств происходило не только на уроках литературы. Воспитание морали и нравственности происходило и на уроках математики, и на уроках труда, и на всех иных предметах через личности самих учителей. И в этом суть школы времени, когда русская душа ещё не была отдана в руки ада. В руки ада она была попущена Господом уже не советчикам, а, как раз, либералам. И тогда была потеряна школа, которая невольно подготовила множество русских, обратившихся ко Христу, прежде всего, через учителей, характеристика коим дана в фильмах словами: "Наука о сиянии глаз".
Фильмы эти донесли до нас, что учителя, персонажи этих фильмов, внедряли в своих учеников христианские идеалы, ясно что невольно, а только потому, что сами были носителями христианских идеалов, возможно и не зная о том.
Конечно, их терминология не была евангельской, но словом о сострадании, о помощи другим людям они невольно несли в классы Христову заповедь: "Нет больше той любви, как если кто душу положит за други своя". А также и "Душа не больше ли пищи, и тело одежды?".
И как Господь Христос делал все, чтобы сберечь русскую душу, так каждый, чтобы умилостивить Христа, обязан сохранять душу свою. Об этом то и урок, в сущности проповедь, Е.Н. Ильина о Достоевском.
"Что вы с душей то своей сделали?", - приковывает внимание учитель Ильин к словам Сонечки Мармеладовой. А в переводе на православный это же самое может звучать так:
- "Надо бояться, братья и сестры, не только явнаго греха, но и нарушения Божьяго порядка, закономерности, чина вещей, угодных Богу, ибо все это составляет тот кадр, некий невещественный храм, в котором мы спасаем свои души.
Господь да благословит вас и да умудрит со всякой осторожностью и бдительностью хранить свои душ".
Важности хранения своей души и посвятил учитель Ильин свой урок по Достоевскому. И раскрыл он эту тему, пожалуй, поглубже, чем это делают ныне священники, так как в арсенале их проповедей нет такой опоры, как Ф.М. Достоевский, которого ныне либералы пытаются изъять из школьной программы, как теперь понятно, совсем не случайно.
У Ч И Т Е Л Ь!? Не первейшая ли это была профессия в нашей стране, когда страна была народом-церковью? И потому, не по золотым куполам храмовых зданий, не по колокольному звону и крестным ходам следует судить о качестве христовой веры в государстве, а по отношению в нем, в государстве, к профессии учителя, призвание которого "жечь сердца людей".
Ведь, восстановление храмов и открытие монастырей началось задолго до 1991 г., то есть, задолго до прихода к власти в России либералов. И вот тогда, на подъёме религиозного дозволения приснопамятный протоиерей отец Лев Лебедев задал такой вопрос:
- А что, если завтра выйдет указ о введении в школах Закона Божьего?
- О, это было бы прекрасно! - воскликнули мы в радостном порыве.
- Ужасно! - произнес грозно отец Лев.
Мы от удивления вылупили глаза. Отец Лев смотрел на нас некоторое время, а потом тихо спросил:
- А кто Закон Божий преподавать будет?
И сразу стало очевидно, что, да, было бы ужасно, если бы вдруг...
А разве не должен постоянно стоять пред обществом первостепенный вопрос: - А кто нынче преподает в школе... и литературу, и... да, и каждый предмет, если на преподавание смотреть с точки зрения "Науки о сиянии глаз", науке о воспитании сердца?
Ведь, до сих пор государство присматривается к детям, способным к математике, к точным наукам, думая о будущих Королевых, Савиных, Грушиных, и создает им привилегированные условия для их развития, думая тем самым о будущем вооружении и обороне страны.
А о детях, способных стать будущими Сухомлинскими, Шаталовыми, Волковыми, Ильиными, Макаренками... разве не надо бы позаботиться? И отбирать их для Пединститутов, заботясь тем самым о всем народе?
Кстати, есть ли ныне в российских школьных программах по литературе "Пророк" Александра Сергеевича Пушкина? Нет! А это и есть знак того, что мы потеряли самое ценное, что имела Россия после Христа - Воспитание сердца!
Именно, это богатство Исторической России, воспитание сердца, содержавшееся в Русской Православной Церкви и в российской школе, подготовило явление Новомучеников и Исповедников российских, явление, которым то Россия и сказала свое слово мiру, предсказываемое многими духоносными отцами и русскими писателями - пророками.
А в храмах на воспитание сердца оказывали влияние не только духоносные священники, но и многие прихожане, которые были православными, а не казались таковыми. Как воспитывали других эти смиренные и кроткие люди? А самими собой, своим поведением, своей христианской любовью, которой то и созидалась Христова Церковь. Любовью, которую мы тоже потеряли не злым каким своим умыслом, а самим временем, ибо: По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Мф. 24: 12
А уж, нынешнее то умножение беззакония не только видно, но и каждый ощущает его на своей душе... Ощущает и... принимает, что и определяет суть духа нашего времени - идти в ногу со временем умножения беззакония. Временем, когда "жажда Абсолютной Истины исчезла, ее поглотила обмирщенность"
(Иеромонах Серафим (Роуз))
Вадим Виноградов (http://www.golos-epohi.ru/?ELEMENT_ID=13374)
13 мая
Христос воскресе!
Дорогой Вадим Петрович, Вы знаете, как мы ценим Вас и Ваши замечательные труды во славу многострадальной Русской Церкви. Но именно руководствуясь нашим трепетным отношением к Вам, мы хотим сделать некоторые замечания по поводу Вашей последней статьи.
Нам показалось, что Вы пишете о советской жизни с ностальгией. Вы пишете об учителях, уроках литературы в советской школе, о том, что тогда уничтожалось только тело, но не душа. Но мы тоже жили при советской власти и учились в советской школе, поэтому прекрасно помним, что тогда уничтожалась прежде всего душа, христианская душа маленького человека. Помним, как срывались кресты, как заставляли одевать красную тряпку на шею и клясться в верности безбожному Ленину.
И как можно почитать свв. Новомучеников и исповедников Российских и в то же время говорить с симпатией о советской власти, уничтожавшей их?
Нам в школе объясняли, что попы и другая контра — враги советской власти, то, что уничтожение тех, кто был за старую православную Россию, было оправдано; то, что св. Царь-Мученик Николай - «Николашка Кровавый». Об этом, кстати, говорили и на уроках литературы. Вспомните стихи Маяковского, Демьяна Бедного. Что любимое стихотворение Пушкина - «Сказ о попе и его работнике Балде», а стихотворение «Пророк» толковали в атеистическом и марксистском духе. И можно ещё много перечислять. А самое главное — над верующими детьми издевались, травили, настраивали учеников против их верующих бабушек.
Конечно, и в советской школе были замечательные учителя, которые старались сеять разумное и вечное. Но в общем это была школа растлевающая и уничтожающая наш народ. Поэтому в первой половине 1990-х годов именно бывшие члены политбюро, секретари обкомов, бывшие комсомольцы и пионеры устроили великую криминальную революцию, погрузив нашу страну в новую смуту, как предупреждал приснопамятный митр. Виталий.
К сожалению, в наше время постаревшие комсомольцы и партийцы, нажившие свои капиталы в 1990-е на горе народном, начинают искусственно разжигать среди людей ностальгию по советским временам, используя для этого прежде всего СМИ. Но мы должны относиться к этому так, как относился пророк Божий Моисей к ностальгии евреев по египетскому рабству.
Дорогой Вадим Петрович, мы убеждены, что в данной работе Вы допустили очень досадные ошибки и памятуя, что Вы были близки в о. Льву Лебедеву, хотим вспомнить как отец Лев относился к совкам. Мы хотим быть русскими православными людьми, но никогда не согласимся быть совками.
Поэтому надеемся, Вадим Петрович, что Вы будете писать статьи в духе нашей родной Русской Зарубежной Церкви, тем более, что Вы так много сделали для того, чтобы открыть нашему народу правду об истинно русской, истинно свободной, истинно православной Русской Зарубежной Церкви, Церкви, которая жива, потому что есть люди, желающие следовать её спасительным курсом.
Надеемся, что будем вместе с Вами и в этой жизни, и в жизни будущего века.
С уважением и любовью прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, иер. Александр Малых.
16 мая
Дорогие отец Сергий, отец Михаил, отец Александр, конечно мне печально, что вы поставили знак равенства, или лучше даже сказать знак тождества, между системой образования бывшей в СССР и советской властью, заявив, что я пишу о советской жизни с ностальгией и говорю о советской власти с симпатией.
Я ничего не писал о советской жизни в этой статье и ничего не говорил в ней о советской власти. А раз так, то откуда же может у меня появиться ностальгия по советской жизни и откуда симпатия к советской власти? Вот, вопросец, который вы мне задали?
Я писал о системе образования в СССР, о котором вы судите только по внешним фактам: "срывались кресты, как заставляли одевать красную тряпку на шею и клясться в верности безбожному Ленину".
И к великому сожалению не знаете, как американцы, имея стратегическую необходимость понять в чём же сила русских, провели глубинное исследование советской жизни и нашли причину того, что искали.
Американцы потрудились открыть тайну школы, в которой "объясняли, что попы и другая контра - враги советской власти, то, что уничтожение тех, кто был за старую православную Россию, было оправдано; то, что св. Царь-Мученик Николай - «Николашка Кровавый». Об этом, кстати, говорили и на уроках литературы. Вспомните стихи Маяковского, Демьяна Бедного. Что любимое стихотворение Пушкина - «Сказ о попе и его работнике Балде», а стихотворение «Пророк» толковали в атеистическом и марксистском духе. И можно ещё много перечислять", но...
в которой вся эта фигня не оказывала влияния на ребячью душу, по той причине, что... Вот, причины то этой вы и не знаете, потому что за деревьями советской власти не увидели леса.
А лесом этим, в котором воспитывалось сердце не только ребячье, были: и Московский Художественный театр с его "Тремя сёстрами", на которых плакал сам Чарли Чаплин, и кинематограф, герои которого всё делали за други своя, а не для себя, как нынче. В этом лесу воспитанием сердца занимались Свиридов, Уланова, писатели деревенщики, и тоже "можно ещё много перечислять". Но самым существенным средством воспитания сердца в период советской власти была русская классическая литература.
И американцы, как противники , не ограничивались фактиками безбожной пропаганды, их интересовал результат этого советского преподавания, и они скрупулезно изучив дело, заключили, что воздействие "срывания крестов, одевания красной тряпк на шею и кляства в верности безбожному Ленину" - равно нулю, так как русская классическая литература нейтрализует и Маяковского, и Демьяна, и всю другую советскую ложь. Вывод американцев грандиозен, потому что он объективен.
Во времена Советской России была и другая Россия, по которой, да у меня ностальгия, которой, да, я симпатизирую этой России всей душой - это Россия Кирилла Павлова, оборонявшего дом в Сталинграде; это Россия Сухомлинского, занимавшегося в то время воспитанием детских сердец; Россия Королёва, проведшего в ГУЛАГе часть своей жизни, и оставшегося свободным от советчины - всё это и многое другое прекрасное было при советской власти потому только, что так было нужно Господу.
По всему этому, как теперь вы понимаете, читать мне ваше письмо о моей ностальгии по советской жизни и о моей симпатии советской власти было крайне прискорбно, ибо этого нет.
Со скорбным приветом, Вадим В.
19 мая
Дорогой Вадим Петрович, знак равенства между системой народного образования в СССР и советской властью поставили не мы, а коммунисты. Конечно, интересно читать размышления американцев, но ведь мы выросли не в Америке и учились в советской школе. Поэтому прекрасно знаем, как советская власть при помощи школы вытравливала, а бывало даже и выбивала из детей веру в Бога.
Сухомлинский, конечно, это прекрасно. И в его рассуждениях мы можем найти много полезного, однако назвать его христианином, увы, не можем именно потому, что он был советским учителем.
Архим. Кирилла (Павлова) мы хорошо знаем и даже у него духовно окормлялись. Это удивительный батюшка, настоящий молитвенник и отец многих. Да, он воевал, был и в Сталинграде, но тем самым сержантом Павловым, именем которого назван дом, он не был. Об этом о. Кирилл говорил неоднократно сам.
К сожалению, в наше время распространилось в Московский патриархии много мифов и сказок, в то же время действительные подвиги святости и благочестия замалчиваются.
Мы, так же как и Вы, уважаем С.П. Королёва, но всё-таки назвать его свободным от советчины никак нельзя. Да, мы слышали, что он веровал в Бога, но об этом он никогда вслух не говорил, в то время как безбожная советская власть эксплуатировала гений Королёва не только для укрепления военной мощи страны, но и для распространения безбожия. Хрущёв на весь мiр заявлял, что наши космонавты летали в космос и никакого Бога не видели. И люди в разных концах Земли воспринимали первый полёт человека в космос именно как победу первой безбожной страны мiра. Об этом мы знаем от людей, которые жили далеко от нашей родины в те времена. Да и в Советском Союзе именно так эта победа преподносилась. Если бы Королёв был по-настоящему свободен, он не позволил бы свои успехи использовать таким сатанинским образом.
Для Русской Зарубежной Церкви, для новомучеников-катакомбников, для настоящих исповедников, которые были даже в Московский патриархии, всегда была понятна мысль, что Советский Союз — это не Россия. Поэтому мы должны так последовательно сопротивляться попыткам возродить советчину во всех проявлениях.
Дорогой Вадим Петрович, мы глубоко уважаем Вас как настоящего русского патриота, художника, верного сына нашей Церкви. Вы являетесь живым классиком православной кинодокументалистики, поэтому Ваш голос особенно авторитетен для нас и для многих наших прихожан. Мы согласны, что нельзя зачёркивать всё доброе, что было не благодаря, а вопреки в СССР, но в то же время, убеждены, необходимо подлинное покаяние в том числе и за то, что наша страна в течение многих десятилетий являлась центром распространения безбожия во всём мiре.
Мы должны любить свою Родину с открытыми глазами, иначе это будет не любовь, а идолопоклонство.
Поздравляем Вас с днём прав. Иова Многострадального и с днём рождения Царя-Мученика.
Ваши во Христе прот. Сергий Кондаков, иер. Александр Малых.
В ответ Вадим Петрович Виноградов прислал нам эти фотографии с такими подписями:
Совок?
Кто совки-то?
На это мы ответили так.
19 июня
Дорогой Вадим Петрович, с некоторым недоумением прочитали Ваши последние краткие послания к нам.
Во-первых, люди, которые были свободны от советской власти, не могут быть названы совками;
во-вторых, фотографии молодых людей 1940-х и нынешних годов отражают лишь отчасти правду истории. Не все в 40-е годы честно защищали Родину, были и палачи, и фанатики, и насильники. И в наше время не вся молодёжь сидит на игле и пьёт пиво, есть и такие, которые стремятся к правде, к истине; и среди наших прихожан, слава Богу, такой молодёжи немало.
В-третьих, хочется сказать Вам, дорогой Вадим Петрович, если Вы обиделись на нас, просим простить нас Христа ради. Но мы хотим следовать лишь той линии, которая была так ясно обозначена в Ваших лучших фильмах «Русская тайна», «Гефсимания Царя-мученика».
Ваши во Христе прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, иер. Александр Малых.
Комментарии
Оставьте комментарий