Прот. Александр Малых рассматривает в храме Царя-Мученика экспозицию, посвященную ветеранам Второй мiровой войны.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Поэт-фронтовик Булат Окуджава пел: «Мы все войны шальные дети: и генерал, и рядовой».
Эти слова касаются и нас: сыновей, дочерей и даже внуков тех, кто сражался в ту великую и страшную войну. Мой прадед умер в блокадном Ленинграде, моя прабабушка была убита нацистами во время оккупации, моя бабушка умерла в эвакуации, оба моих деда – один генерал, другой рядовой – воевали. Моими духовными наставниками были бывшие фронтовики. Именно они научили меня ненавидеть безбожный коммунизм и любить православную Россию.
Мой дед начальник Военно-медицинского управления Первого Украинского фронта генерал-майор Сергей Александрович Семека. 1944 год.
Чтение его толстого рукописного дневника времен войны заставило меня посмотреть иным образом на трагедию народа.
Архимандрит Кирилл (Павлов), многолетний духовник Троице-Сергиевой лавры, герой Второй мiровой. Сегодня некоторые распространяют особо отвратительные сплетни о том, что отец Кирилл чуть ли не благословлял коммунистов. Это гнусная ложь. Он был убежденным антикоммунистом, ибо хорошо знал, что такое советская власть. Я прежде всего благодарен о. Кириллу за то, что в 1985 году он благословил меня не идти ни на какие компромиссы с Советами и КГБ, благословил вопреки указаниям моего правящего архиерея. "Самое главное, - учил отец Кирилл, - поступать по совести".
В первые годы моего настоятельства в Свято-Никольском храме с. Завьялово большую часть паствы составляли ветераны войны и трудового фронта Второй мiровой. Я отчетливо помню их воспоминания, задушевные беседы, исповеди. Сегодня почти все они уже на том берегу, в вечности.
Низкий вам поклон, родные наши, мы молимся за вас и верим, и знаем, что и вы там не забываете нас, вознося свои молитвы к Богу.
Василий Сергеевич Попов, ветеран войны, ревностный прихожанин Свято-Никольского храма, в течение многих лет он носил фонарь во время крестных ходов.
Эта память никогда не покидает сердце. Именно поэтому душа никак не может согласиться с тем, когда политиканы и сильные мiра сего пытаются сделать из прошедшей трагедии некий свой политический бизнес. Принять псевдопатриотическую попсу и мифологию за правду – это значит предать тех, кто действительно воевал, не щадя жизни своей, в годы той войны.
Совершенно глупо утверждать, что все ветераны представляли из себя некое единое целое, что у них были одни убеждения и мысли. Нет, конечно, это не так. Среди бывших солдат Второй мiровой можно было встретить и коммунистов, и антикоммунистов, безбожников и пришедших к Богу, людей потерянных и, напротив, нашедших себя. Но неисповедимыми путями Промысла Божия огненные испытания так или иначе помогли очень многим из них приблизиться к Господу.
Самолеты Ил-2 в небе над Берлином.
Помню, как осенью 1991 года вскоре после августовской антикоммунистической революции я встретился со своим давним знакомым боевым летчиком, полковником, ветераном боев в Халкин-Голе, Финской войны, Великой Отечественной. Он был убежденным коммунистом и сталинистом. И хотя по-человечески у нас с ним были неплохие отношения, тем не менее полковник давал понять, что мы с ним идеологические враги. Но теперь от прежней самоуверенности не было и следа, я видел, что он явно растерян. Неожиданно мой друг предложил ему исповедоваться у меня, на что близкие с улыбкой возразили: «Да, что вы! Ведь он сталинский сокол».
– Может, все-таки исповедуетесь? – спросил я.
И каково же было удивление собравшихся, когда сталинский сокол ответил:
– А что, я могу.
Естественно, я перед исповедью сказал:
– Вы понимаете: то, что Вы героических защищали Родину – это прекрасно. Но Ваше многолетнее служение богоборческой коммунистической власти – грех.
Полковник ответил:
– Да, понимаю.
И началась исповедь. Надо было видеть, какой пасхальной радостью озарилось лицо этого бывалого человека, с какой искренностью он стал переписывать молитвы. Это была настоящая и самая главная победа в его жизни. Вскоре старец скончался и я искренне молюсь за него.
Радостно, когда человек обретает в своей душе Бога. И напротив, горько, когда люди, пройдя жестокие испытания, не делают самых главных выводов. Как говорит Слово Божие, «они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… Ваши же блаженны очи, что видят, и уши, что слышат» (Мф. 13:13,16).
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Девятого мая в нашем храме Царя-Мученика Николая служилась панихида по всем православным христианам, страдальчески скончавшимся в годы Второй мiровой войны.
Мой дед Михаил Степанович Астраханцев (1906-1943), погибший рядовым в годы Второй мiровой.
Двое моих дедов погибли в боях за Родину. У одного из них – Михаила Степановича Астраханцева – было два брата. Они тоже сложили свои головы, защищая свою землю от гитлеровских захватчиков.
Ветераны трудового фронта Удмуртии.
Героями и жертвами этой войны были не только солдаты, офицеры и генералы, но и мирные жители, работавшие в городах, селах и деревнях, терпевшие холод, голод и болезни.
Вятский исповедник и мученик Борис Талантов писал в своем дневнике в 1943 году: «9 мая, воскресенье. Колхозники вышли на посев в 6 часов вместо 4 ч. Весь день ничего не ел и к вечеру ослаб, но всё же не терял духа. Читал Послание к Коринфянам и к Галатам. В колхозе работает женщина с двумя малолетними детьми со станции Юрья. Там голод, едят падаль, колхозники разбежались главным образом на юг Кировской области. Всю зиму эта женщина сбирала вместе с детьми, ее два сына служат в армии. На ее родине сильно было распространено безбожие.
11 мая, вторник. Весь день мерял в поле посев и пашню вместо бригадира, которого взяли в армию. Колхозники с большой битвой выходят на работу и одновременно жалуются на недостаток хлеба. Живут они очень враждебно друг с другом, постоянно злоречат, ябедят друг на друга, завидуют, ненавидят и готовы из-за зависти причинить друг другу зло. Они никак не могут понять истинных причин несчастий, постигших нас. Вереницей проходят нищие и голодные с севера Кировской области, но им почти совсем не подают и даже не пускают ночевать [подчеркнуто Талантовым Б.В.]» (Талантов Б.В. Дневники 1943-1945, 1947 гг. Тюремная переписка 1969-1970 гг. / подгот. текста, сост., предисл., вступ. статья к разделам, коммент. Е.С. Останина. – Киров: ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2015. С. 60).
Вот такое страшное свидетельство военных лет из уст очевидца – свидетельство опустошения не только материального, но и духовного. Сейчас же многие люди, особенно молодого поколения, воспринимают ту войну, мягко выражаясь, слишком легко и безпечно. Нередко можно увидеть на автомобилях надписи: «На Берлин», «1941-1945. Можем повторить».
Вот такие уродливые формы принимают в наше время проявления псевдопатриотизма. Очевидно, распространяющие такие плакаты не понимают, что порочат честь героев и достоинство нашей страны.
Да, в ту войну был массовый героизм и сейчас есть много людей, настроенных героически. Но Вторая мiровая явилась для нашего народа очень жестоким, кровавым испытанием. Сталин говорил о семи миллионах жертв, Хрущев о двадцати. В 1989 году по постановлению ЦК КПСС был создан межведомственный научный коллектив по уточнению потерь, который озвучил цифру в 26,6 млн человек.
В марте 2017 года сопредседатель движения «Бессмертный полк России» депутат Госдумы Николай Земцов на парламентских слушаниях, сославшись на рассекреченные данные Госплана СССР, заявил: «Общая убыль населения СССР в 1941-1945 годах – более 52 миллионов 812 тысяч человек. Из них безвозвратные потери в результате действия факторов войны – более 19 млн военнослужащих и около 23 млн гражданского населения. Общая естественная смертность военнослужащих и гражданского населения за этот период могла составить более 10 млн 833 тыс человек (в том числе 5 миллионов 760 тысяч – умерших детей в возрасте до четырех лет). Безвозвратные потери населения СССР в результате действия факторов войны составили почти 42 млн человек» (https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/03/22/71864-pobeda-pred-yavlyaet-schet).
Огромный массив данных, касающихся Второй мiровой, засекречен до сих пор. Вероятно, по мере рассекречивания цифра потерь будет возрастать.
Мученик Борис Талантов. Последняя фотография перед арестом в 1969 году.
Мученик Борис Талантов, сам голодавший в военные и послевоенные годы, свидетельствует, что война была попущена Богом за безбожие и ожесточение. Но множество людей и на фронтах, и в тылу пришли в результате огненного испытания к Богу, покаявшись в прежних грехах. Они победили врага на кровавых полях сражений, но они явились и победителями врага невидимого. Это их главная победа. Пусть же Господь упокоит их в Небесном Царстве и нам их молитвами поможет одержать главную победу – победу над грехом.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий