«Постимся постом приятным», - необыкновенно умилительным третьим гласом увещевает нас святая Церковь. Это значит, что воздержание в еде, молитве, поклонах, поступках и речи должно быть по силам. «Мера – самое разумное качество в человеке», - писал философ Гегель. Но задолго до него святые отцы говорили, что именно нарушение этого качества, неумеренность является причиной греха. И вот уже первые дни этого благословенного времени обнаруживают эту крайность и в наших прихожанах.
«Батюшка, а сколько дней нужно поститься перед причастием», - нередко спрашивают меня не очень церковные люди. Весело отвечаю: «Всю жизнь». Приходится объяснять, что если человек соблюдает посты многодневные и однодневные, каждое воскресенье посещает церковь, исповедуется и причащается, исполняет заповеди, то есть ведёт размеренную и отмеренную Богом жизнь, он не будет задаваться вопросом: «Сколько?». Он ведь причащается не раз в году, а каждый праздник и в воскресенье. Разгул страстей, неумеренность, преступления как раз и характерны для общества, в котором многие крещены, но причащаются раз в год. Потому что постятся всего три дня перед причастием (и кто это придумал?!). Размеренная церковная и семейная жизнь позволяет размеренно и без напряжения поститься.
«Батюшка, я мяса не ем», - сказала мне моя прихожанка в Киргизии, хотя соседей она ела поедом. Умеренность в речи, языке – ещё одна способность, которая особенным образом воспитывается во время поста. И тут помогает святой Давид, его замечательная Псалтирь, где нет ни одного лишнего слова, а только любовь.
Если супруги воздерживаются во время поста, то он сохраняет мужскую силу до преклонного возраста, а она не знает, что такое климакс.
И вот мы совершаем поклоны, но не можем избавиться от раздражения, осуждения, гневливости, но зато гордимся их количеством. А где тут качество? Каждый поклон должен приближать нас к Богу. Поклоны должны привести нас не к спортивным, а духовным успехам. Мы их считаем, поднимаемся. А где же любовь? Осталась на полу?
(Прочитал это послание моему другу-батюшке, и в этом месте он меня прервал: «Про себя что ли пишешь?». И действительно, обещаю нашему собранию на хвалиться поклонами, а глубже вдумываться в содержание Иисусовой молитвы, сопровождающей поклоны. Простите, простите меня, братие.)
В Церкви разрешается всё, что не запрещено. Человек устал, он болен – он может присесть. От окна дует – он может занять другое место. Воздержимся от замечаний, тем более от раздражения. Возражения, споры, безконечные замечания не приводят к истине, но зато уверенно приводят к гипертонии и инсультам. И такой случай тоже уже был. Такой пост уже весьма неприятный.
Итак, Церковь не возлагает слишком тяжкого бремени на своих чад. Если мы ещё не научились любить, то по крайней мере будем слушаться. Опытный священник всегда скажет, сколько положить поклонов, какое правило вычитывать и сколько времени проводить у компьютера. Ведь наши дети уже зрение потеряли от этой сверхнеумеренности. Как раз им поклоны полезны, они возвращают зрение.
И вот ещё. Больным поста нет, они едят то, что предписывают им врачи, и то, что позволяет им их православная совесть. Во время поста люди воздерживаются от путешествий, но если уже придётся, то подкрепляемся в пути, чтобы доехать и вернуться домой.
Домой, домой, домой, как хочется домой!
+ епископ Ириней.
Комментарии
Оставьте комментарий