Прот. Александр Малых. О свободе совести по-большевицки

13 февраля 2018

Храм, превращенный в антирелигиозный музей
Храм, превращенный большевиками в антирелигиозный музей.

Недавно исполнилось сто лет со дня появления большевицкого декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, положения которого действовали 72 года. Он заложил основы будущего, почти безправного положения Церкви в советском государстве. Принятый большевиками в стране с глубокими православными устоями и традициями, он вызвал и в больших городах, и в провинции волну стихийного и организованного возмущения, которое жестоко подавлялось Красной армией. Этот декрет способствовал усилению прямых гонений на Церковь: убийству священников, расстрелам крестных ходов, закрытию монастырей, началу кампании осквернения мощей святых.

Уже в первые три месяца своего существования большевицкий режим принял ряд законов, прямо или косвенно направленных на уничтожение всех организованных и законных проявлений церковной жизни.

Декреты

26 октября (8 ноября) 1917 г. — декрет о земле. По нему Церковь, включая и приходское духовенство, лишалась прав собственности на землю со всем «живым и мёртвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями». Имели место случаи захвата и даже разграбления церковной собственности.

4/17 декабря – декрет о земельных комитетах, по которому все сельскохозяйственные земли, «включая и все церковные и монастырские, отбирались в руки государства». Никаких предварительных переговоров с Церковью перед изданием этого декрета не было.

11/24 декабря – декрет о передаче всех церковных учебных заведений в Комиссариат просвещения. Церковь лишалась всех училищ, семинарий, академий и всего связанного с ними имущества.

18/31 декабря, проводя в жизнь положения коммунистического Манифеста о ликвидации религии и семьи, большевицкое правительство вместо церковного брака признает законным только брак гражданский с максимально упрощенной процедурой заключения и расторжения.

16 января – декрет, ликвидировавший институт военного и морского духовенства. В Красной армии «духовными» воспитателями становились комиссары.

Январь 1918 – публикуются тезисы декрета о отделении Церкви от государства и школы от Церкви, окончательная редакция которого выйдет в виде декрета от 20 января 1918 г.

Вениамин
Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский.

В ответ митр. Петроградский Вениамин в письме Совнаркому от 10/23 января предупредил, что осуществление этого проекта грозит большим горем и страданиями православному русскому народу. «Считаю своим нравственным долгом, – писал владыка, – сказать людям, стоящим в настоящее время у власти, предупредить их, чтобы они не проводили в исполнение предполагаемого проекта декрета об отобрании церковного достояния. Православный русский народ никогда не допускал подобных посягательств на его святыни. И ко многим другим страданиям не нужно прибавлять новых».

Ленин
Председатель большевицкого Совета Народных Комиссаров В.И. Ленин.

Ознакомившись с письмом митр. Вениамина, Ленин дал указание наркомюсту ускорить подготовку декрета, внеся в него ряд важных поправок и дополнений.

20 января (2 февраля) 1918 г. – декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (вступил в силу 23.01/5.02), опубликованный в «Газете Временного Рабочего и Крестьянского Правительства» с названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» без указания на его переименование. Он лишал Церковь статуса юридического лица, всего движимого и недвижимого имущества и права владеть им. Всякие государственные дотации церковным и религиозным объединениям прекращались. Отныне религиозные общества могли получить необходимые для богослужения здания и предметы только на условиях «безплатного пользования». Однако имущество, таким образом «безплатно» предоставленное Церкви, подлежало налогообложению по статьям, предусмотренным для частного предпринимательства.

Этим же декретом запрещалось «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы». «Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом». Под гражданами понимались люди совершеннолетние.

Декрет «о свободе совести» законодательно прикрывал антицерковную политику большевиков. Запрещение религиозным обществам владеть собственностью, лишение их прав юридического лица и национализация всего церковного имущества находились в явном противоречии с принципом, что религия есть частное дело граждан, т.к. частные общества сохраняли свои права. Такие меры, по мысли авторов декрета, должны были приблизить полное отмирание религии в новом обществе. Декрет не предусматривал также переходного периода для религиозных организаций.

Во исполнение декрета у Церкви было отобрано почти шесть тысяч храмов и монастырей – как «особо ценные памятники» истории и архитектуры, подлежащие переходу «под охрану государства». Были закрыты все банковские счета религиозных ассоциаций.

Sobor1917
Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.

25 января 1918 г. Поместный Собор в постановлении по поводу декрета об отделении Церкви от государства дал ему оценку, заявив, что он «представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения». Участники издания этого декрета и проводники его в жизнь, согласно соборному постановлению, не могут быть членами Церкви и подлежат отлучению от нее.

Через два дня, 27 января 1918 г. Поместный Собор обратился к православному народу с воззванием.

«Православные христиане! От века неслыханное творится у нас на Руси Святой.
Люди, ставшие у власти и назвавшие себя народными комиссарами, сами чуждые христианской, а некоторые из них и всякой веры, издали декрет (закон), названный ими о свободе совести, а на самом деле устанавливающий полное насилие над совестью верующих…

Даже татары больше уважали нашу святую веру, чем наши теперешние законодатели. Доселе Русь называлась святою, а теперь хотят сделать ее поганою. И слыхано ли, чтобы делами церковными управляли люди безбожные, не русские и не православные?..

объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все, мужчины и женщины, и старые и малые, составляйте союзы для защиты заветных святынь…

Не попустите совершиться этому страшному кощунству и святотатству.
Если бы это совершилось, то ведь Русь Святая Православная обратилась бы в землю антихристову, в пустыню духовную, в которой смерть лучше жизни…
Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание.

Мужайся же, Русь Святая. Иди на свою Голгофу. С тобою Крест Святой, оружие непобедимое… А глава Церкви Христос Спаситель вещает каждому из нас: „Буди верен до смерти, и дам ти венец живота“ (Откр. 2:10
)».

Ленин и Бонч Бруевич
Ленин и Бонч-Бруевич.

Узнав о Воззвании Собора, Ленин дал поручение В.Д. Бонч-Бруевичу, возглавлявшему «Комитет по борьбе с погромами»: «Сообщите ему (Тихону), что Советская власть не собирается надевать на его голову венец мученичества, но все те, кто будут распространять его произведения, будут арестовываться и предаваться суду...»
В различных городах страны прошли многолюдные крестные ходы, причем некоторые из них были расстреляны, в общественных местах устраивались богослужения в поддержку гонимой Церкви, в адрес большевицкого правительства отправлялись коллективные петиции. Случилось то, чего коммунисты не ожидали: в России начался религиозный подъем.

Патриарх Тихон
Святой патриарх Тихон в окружении православных христиан.

В 1918 г. к Православной Церкви, ставшей гонимой, пришли тысячи доселе теплохладных ее чад, в том числе видные представители интеллигенции. В Петрограде, а затем по всей стране создавались массовые организации – союзы, братства, комитеты мiрян. Однако большевиков во главе с бесноватым Лениным, дышавшим ненавистью к Богу, это еще более озлобило.

Для проведения в жизнь декрета 6/19 апреля 1918 г. была создана специальная, «ликвидационная», комиссия при наркомате юстиции. В неё предписывалось включить представителей всех заинтересованных организаций, ведомств, компетентных лиц, но ничего не было сказано о необходимости привлечения для работы над проектами документов духовных лиц и верующих.
Сильное возмущение православных вызвало заявление Наркомюста, что в соответствии с декретом об отделении Церкви от государства имущество всех монастырей переходит в ведение Совдепов и потому они должны быть закрыты до «особого» распоряжения.

По поводу незаконного закрытия духовных семинарий Поместный Собор в апреле 1918 года направил в Совнарком специальное письмо, в котором отмечал, что подготовка священников – внутреннее дело самой Церкви. Ответа на это письмо не было, так же как и на другое, направленное в СНК позднее, в мае 1918 года, по поводу закрытия женских епархиальных училищ.

Затем последовали постановления «Народных Комиссаров» «об изнесении всех священных изображений из школьных зданий… запрещение преподавания Закона Божьего… об отнятии всех духовно-учебных заведений… о привлечении всех священнослужителей и монахов в тыловое ополчение… об упразднении всех церквей при государственных и общественных учреждениях».

10 июля 1918 г. первой большевицкой конституцией духовенство и монашествующие лишались избирательных прав.

18 апреля 1918 г. Поместный Собор Российской Церкви вынес определение «о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь».

«1. Установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за Православную Веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках…

3. Установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников…

9. Поручить Высшему Церковному Управлению собирать сведения и оповещать православное население… о всех случаях гонения на Церковь и насилия над исповедниками Православной Веры…

12. Призвать от имени Собора приходские и епархиальные организации к защите гонимых и освобождению заключенных за Веру и Церковь и к принятию мер для возвращения отобранного имущества церквей, монастырей, церковных учреждений и организаций…

13. Призвать всех православных, в целях ограждения от расхищения церковного достояния, возвращения уже отобранного и защиты гонимых: а) образовать при приходских храмах и монастырях особые братства из преданных Церкви людей… г) учредить при Патриаршем Престоле Всероссийский Совет приходских общин…, который бы объединял все местные церковные силы и планомерно направлял их деятельность по защите Церкви
».

Факты мученичества и исповедничества, о которых говорит Поместный Собор Российской Церкви, ознаменовали собой лишь начало гонений на веру и Церковь. Впереди духовенство и верующих ждали многочисленные и жестокие расправы, которые были характерны для коммунистов во все время их пребывания у власти в нашей стране.

Ком плакат
Коммунистический антирелигиозный плакат.

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры