Протодиакон Андрей Кураев. Зачем патриарху миллионы?

9 декабря 2016

Протодиакон Андрей Кураев

Интересно, а что они могут придумать в оправдание патриарших миллионов?
Напомню сюжет:

1966 год. 37-летний митрополит Алексий знакомится с 30-летней монахиней Филаретой, которая на всю оставшуюся жизнь становится его экономкой.
1976 год. Десятилетие совместной жизни Алексей отмечает завещанием: все свое имущество он оставляет Филарете.

Пархаев, Алексий, Примаков, Филарета
А. Пархаев, патриарх Алексий II, Е. Примаков, иг. Филарета

Полагаю, имущество тогда было не таким уж и большим: квартира и дача в Москве, плюс аналогичное имущество в Эстонии.
Но оно стало быстро расти в годы, когда личное патриаршество Алексия совпало с годами рыночной жизни России. Денег и власти было много. Недвижимость стала совсем иная и иного класса. В общем, я не исключаю, что Алексий мог забыть про ту бумажку 1976 года. А Филарете было не с руки напоминать Святейшенькому о его смертности.

Патриарху неудобно было самом ездить в банки и пополнять свои счета. Скорее всего, доверенность была выписана на Филарету – откуда она и знала про их наличие и состояние. Но вновь скажу: это еще не значит, что Алексий и в самом деле видел в ней наследницу этих счетов. И я убежден, что знала она не про все счета и не ко всем имела доступ (особенно – к заграничным).
Мы знаем, что спустя 8 лет по смерти завещателя на счетах Филареты лишь в одном Внешпромбанке оказалось свыше 300 миллионов рублей. Но сколько денег было на этих счетах 8 лет назад и сколько из них Филарета потратила или перевела - мы не знаем.

Знаю, что у патриарха Кирилла был жесткий разговор с ней сразу после избрания. Если она осталась в Москве - значит частью унаследованных ею и известных лишь ей патриарших заначек она все же поделилась.
А вот внешпромторговские счета, скорее всего, скрыла. Переводить куда-то такие суммы - значило бы засветиться. Да и куда? И зачем? Вот они и лежали (причем проценты в 2008-м были высокие). Филарета просто оформила вступление в наследство, но деньги не забрала. Интересно, какой налог она заплатила?

Далее она, видимо, пропустила сроки, в которые составляются "списки кредиторов" при банкротстве банка. Они важны, когда после выплаты обязательной страховой компенсации (в пределах до 1,4 млн рублей), составляется список тех, среди кого будут распределяться средства, вырученные от продажи банковских активов. Реестр кредиторов был закрыт 18 июня 2016 года. "По предварительным данным АСВ, 11 191 заявитель предъявил требования на 226,4 млрд руб. А активы банка оцениваются в 36,5 млрд руб. – на всех не хватит".

Если бы Филарета получила страховую выплату - она автоматически была бы в реестре кредиторов. Если же она за это судится - значит, ради жалкого миллиончика она по инстанциям не пошла.
Теперь же - дело А40-17434/2016.
http://kad.arbitr.ru/Card/0d96c871-1 ; 9-я страница)

В советские годы у патриархов и епископов были наличные неучтенные нигде накопления, из которых они порой и в самом деле оказывали помощь людям и даже бедным приходам (по крайней мере про Алексия Первого такое говорили). В те времена благотворительность была запрещена и официальный перевод средств от одной религиозной организации другой был крайне затруднен. Кроме того, ни патриархия, ни приходы не имели прав юридического лица.

В советские годы черный нал бывал нужен для подкупа советских чекистов-«уполномоченных», чтобы они не так уж ревностно душили церковную жизнь. Нов после-советские годы направление взяточных потоков переменилось в обратную сторону: скорее госчиновники и олигархи могли нести деньги патриарху в надежде на то, что он замолвит за них доброе словечко где надо.
Предположим, что по инерции и Алексий Второй мог хранить такую черную кассу церковной взаимопомощи.

Но есть одно но: отсутствие признаков движения церковных денег сверху вниз.
Апологеты сейчас должны были бы опубликовать подробнейшие выписки по этим счетам: когда и какие деньги приходили, а главное – кому и когда перечислялись. И дополнить эту цифирь умильными рассказами облагодетельствованных настоятелей и ректоров семинарий.
Раз речь идет о сотнях миллионов копимых рублей, то и дарения должны были бы быть миллионными. Где их следы?

Патриарх Алексий 2 в своем кабинете
Патриарх Алексий II в своём кабинете.

Ведь так выигрышно было бы патриарху, требуя денег с московских приходов и с других епархий, говорить: вот такие-то деньги я перевел на помощь такому-то бедному приходу или даже миссионерской епархии. Но таких слов не слыхали стены Храма Христа Спасителя. И я уверен, что даже средства на содержание московских духовных школ, если и поступали из патриархии, то вовсе не со счетов гражданки Смирновой во Внешпромбанке.

Так что имеем как факт: личные патриаршие заначки, копимые во имя свое и во благо свое и завещанные вовсе не следующему патриарху и не церкви, а услужливой экономке.

***

И эти сотни миллионов продолжал копить монах, который уже нащупал пределы своего земного бытия. Уже не раз ангел смерти (=инсульт) стучался ему в череп. Тут бы и вспомнить ему про "спешите делать добро" и вовремя и красиво избавиться от явно уже ненужных и не всегда праведных миллионов...
И все равно - ждем официальную апологетику. Она может быть тем более интересной, что по условиям тендера она не должна быть совсем уж убедительной и тотальной: все же превознесение и обеление прошлого патриарха не должно невыгодно оттенять патриарха нынешнего.

Документы игумении Филареты

Дело № А40-17434/16-71-31
30 мая 2016 г.
г. Москва
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Судьи Кравчук Л.А.
рассмотрев в деле о признании должника Кредитная организация Внешнеэкономический промышленный банк Общество с ограниченной ответственностью (сокращенное наименование - ООО «Внешпромбанк», ИНН 7705038550, ОГРН 1027700514049, местонахождение: 119991, Москва, Комсомольский проспект, дом 42, строение 1) несостоятельным (банкротом)
Заявление кредитора гр. Смирновой Александры Васильевны о включении в реестр требований кредиторов должника ООО «Внешпромбанк» задолженности в размере 305 603 954 руб. 77 коп.,

УСТАНОВИЛ:

02.06.2016 г. (согласно штампу канцелярии суда) в Арбитражный суд города Москвы поступило заявление кредитора гр. Смирновой Александры Васильевны о включении в реестр требований кредиторов должника ООО «Внешпромбанк» задолженности в размере 305 603 954 руб. 77 коп.

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить судебное заседание по рассмотрению заявления кредитора гр. Смирновой Александры Васильевны о включении в реестр требований кредиторов должника ООО «Внешпромбанк» задолженности в размере 305 603 954 руб. 77 коп. на 02.08.2016г. в 14 час. 50 мин. в зале № 10063 (10 этаж) Арбитражного суда города Москвы по адресу: 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д.17

http://sudact.ru/arbitral/doc/WrHbqJYq8

***

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Москва Дело № А40-17434/16-71-31 Б
29 ноября 2016 года
Резолютивная часть определения объявлена 06 октября 2016 года.
Определение в полном объеме изготовлено 29 ноября 2016 года.
<...>

Как следует из материалов дела, в ООО «Внешпромбанк» на имя гр. Ридигера Алексея Михайловича были открыты следующие счета:
40817.840.0.0000000017240817,
40817.840.9.00000001637 40817,
40817.978.7.00000003134 40817,
42301810100000000024/4230181020000019008

Согласно письму ООО «Внешпромбанк» от 16.02.2009 г. № 357 по состоянию на 16.02.2009 г. на счетах гр. Ридигера Алексея Михайловича были следующие остатки
денежных средств:
40817.840.0.00000000172 40817 в сумме 538,50 долларов США,
40817.840.9.00000001637 40817 в сумме 2 925 974,67 долларов США,
40817.978.7.00000003134 40817 в сумме 8 829,55 евро,
42301810100000000024/4230181020000019008

Судом установлено, что согласно свидетельству о праве на наследство от 08.06.2009 г. по завещанию гр. Ридигера Алексея Михайловича, удостоверенному нотариусом 15.01.1976 года за № 1 - 528 и зарегистрированного в реестре № N 1-528 наследницей указанного в завещании имущества гр. Ридигер Алексея Михайловича, умершего 05.12.2008 года является гр. Смирнова Александра Васильевна, 31 декабря 1935 года рождения, место рождения: Ярославская область, Первомайский район, д. Некорево.
Наследство, на которое выдано настоящее свидетельство состоит из: денежных вкладов, хранящихся в ООО «Внешпромбанк» на счетах №№40817.840.0.00000000172 40817, 40817.840.9.00000001637 40817, 40817.978.7.00000003134 40817, 42301810100000000024/4230181020000019008
<...>

Полный текст по ссылке - http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/93c170

Слово апологетам.

Итак, решение суда опубликовано.
http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/93c170

В нем внятно упоминается А. М. Ридигер, дата его кончины и его наследница.
Тут уж не поверещишь, что это все проклятый Госдеп и его "Медуза" все нафейковали.
Тот самый Ридигер и та самая Смирнова.
и 305 603 954 рубля.

Ждем появления аргументов типа "это небольшие деньги", "это не его", "а что тут такого?". Что еще накреативят защитники патриарших непогрешимостей?
И снова напомню: все "финансовые аналитики" нулевых годов советовали накопления делить пополам: половину держать в евро, а половинку - в долларах. Так что если у гражданина Ридигера нашлись три миллиона долларов, то в другом банке наверняка лежало не менее трех миллионов евро.

А любителям все неприятные факты отвергать с помощью вопля "это грязные провокации", скажу, что дата публикации не приурочена к годовщине смерти Алексия. Решение суда "изготовлено" лишь 29 ноября. Еще несколько дней ушло на его публикацию. Понятно, что журналисты следят на судьбой этого дела так как во Внешпромбанке были ВИП-клиенты. Они заметили громкую и редкую фамилию. Еще некоторое время нужно на наведение справок про Смирнову и написание текста. Затем суббота-воскресенье. А 5 декабря - в понедельник - и выходит первая статья. То, что это совпало с годовщиной смерти фигуранта статьи - это не хитрость журналистов. Это - к Богу.

***

Патриарх Алексий 2 в пиджаке
Патриарх Алексий II.

А вот церковные СМИ в очередной раз опозорились. НИКТО из них не решился затронуть эту более чем громкую тему. "Патриарху подарили щенка"- о, тут волна публикаций и восторгов. А удар трехсотмиллионной силы по имиджу и престижу патриарха и епископата - это пустячок. Можно не заметить. И потом врать дальше, что никаких личных сбережений и имуществ у наших епископов нет (кроме маминой квартирки) и что церковные деньги к их десницам и шуйцам никак не прилипают, всецело переходя лишь в трикирий и дикирий.

http://diak-kuraev.livejournal.com/1426418.html

Вернуться к списку записей

Комментарии

Алексий Родионов
12 декабря 2016 13:48

Лично я бы не стал про это писать, но не потому что боюсь Патриархии, а потому что не сведущ во всё этом.

Александр
12 декабря 2016 18:05

Как показали Ваши комментарии, Вы не только в этом не сведущи, но и во многом другом. Но тем не менее писали, как-будто осведомленный человек. А за свои слова отвечать не хотите и извиняться за клевету тоже. Бог Вам судья!

Александр.

Павел
13 декабря 2016 07:53

Забавен фон, на котором запечатлели Алексия11го: "Много еды". Тогда у нас очевидно, были дефициты; А он, такой недосягаемый, в окружении харчей. Выскочки всегда смешны... Возьмите хоть и начальника страны...

Алексий Родионов
18 декабря 2016 09:53

Александр. Меня категорически не устраивает нечестность в православии (хоть в истинном, хоть в неистинном): каждый осколок в своих официозных заявлениях говорит, что у нас всё благостно и свято, у нас всё истинно правильно, а остальных осколках и в Московской Патриархии сплошная ересь и апостасия. Всё плохое про нас враги враги придумали.

Такие разговоры нечестны и неумны. И я ясно вижу что кризис охватил всё русское православие - от самых либеральных и экуменических его частей, до самых зилотских и патриотических. И я хочу честно об этом говорить. И не я виноват, что такой честный разговор неизбежно заденет чьи-то больные места. Может быть в другой, нормальной, ситуации в Церкви и не стоило бы этих больгых мест касаться, но сейчас иначе нельзя - уж слишком мы все привыкли выскокопарно врать о самих себе. И вот эту высокопарную ложь считать критерием истины в Церкви.

Павел
19 декабря 2016 01:15

Алексий, "нечестность в Православии" - неопределенный эвфемизм, поскольку "свое" нам известно, а до других нам "дела нет", пока нас не касается... Чужую "нечестность" мы можем только обличить "при случае"...

Изложите, пжлст, суть Ваших Претензий конкретнее... М.б. это "уже не лечится", поскольку стало "общим местом"!

Алексий Родионов
24 декабря 2016 17:21

Мне всё же хочется надеяться, что это лечится. В противном случае, боюсь, конец света не за горами.

Говорите, что "своё нам известно", а я поспорю. Ведь своё - это не только история всего прихода, но и знание православного Предания, историШи Православия. Боюсь, у нас принято рассказывать упрощённое и мифологизированное представлению о собвенном прошлом, где что ни монах, то преподобный, а что ни епископ, то святитель. А святые люди - это такие благочестие роботы, которые не знают в жизни никаких сомнений и раздумий, и занятых исключительно насаждением православия на вверенной им территории. Ещё наши традиционные жития святых обнаруживают отсутствие традиции диалога. Наоборот - они склонны говорит монологами и нередко в ультимативной форме. Но Предание православной церкви куда больше, чем эти жития и наши привычные архипастырские послания. Но православное предание не только весьма обширно, но и весьма противоречиво - большую трудность составляет согласование разных его частей друг с другом. И если преподавателем семинарий, ещё знают об этой сложности нашего Предания, то простые священики зачастую нет. Вймп "истинном православии" семинарий чаще всего нет, поэтому мало кому остаётся задумываться о сложностях Предания. Так, имея вместо Предания его эрзац, мы обречены делать ошибки.

К чему я это веду. А к тому, что мы имеем трудновыполнимый даже в монастыре монашеский устав, который совершенно не исполним в полной мере в миру. Мы имеем идеальные жития святых, которые мало что говорят о том, как себя вести обычному человеку в обычной ситуации - то есть у нас не развито практическое богословие. Вот тут и возникает нечестность. Возникает она на двух уровнях. Одни не знают толком Предания и живут собственными домыслами, думая, что хранят Православие во всей его чистоте. Другие понимают понимают, что уподобляться идеальным святым так, как это описано в житиях в реальной жизни не получится. И тогда такие люди начинают притворяться, что всё исполняют в полной мере. Это уже явная ложь и подлог. Есть ещё одна проблема - православие как культура, то есть наличие людей, для которых православие - это культурная идентичность, а не вера во Христа. Я написал мало, но, думаю, направление мысли понятно.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...
М.В. Назаров
Досточтимые отцы! Разумеется, создание третьей силы "против Сталина и Гитлера" в тогдашних условиях...
М.В. Назаров
Поправка. Слова, что Мит. Анастасий "не благословил, чтобы русские люди сотрудничали с Гитлером",...
М.В. Назаров
Дорогие отцы! Благословите еще раз указать на досадную однобокость Вашего анализа Второй мiровой...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Михаил Викторович! Христос воскресе! Нам кажутся странными Ваши обвинения, поскольку Вы...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры