Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый. Аскетизм по-католически
Иоанн Креститель: картина Леонардо да Винчи и православная икона.
В алгебре есть такое понятие: привести к общему знаменателю. В лингвистике должно было бы существовать то же самое. Нередко бывает, что люди употребляют слова, явно не понимая их смысла. Одно и то же слово может, в разных обстоятельствах, обозначать совершенно разные вещи. Вот, написано, что биография Франциска свидетельствует о том, что «новый Папа старается придерживаться аскетизма первых христиан».
Наша заметка не относится прямо к новому Папе. Не сомневаемся, что он духовно в разы выше многих своих собратий. Имеем в виду Католичество и западное Христианство в целом. В Православной Церкви мы имеем точное представление о том, что такое аскетизм и всуе это слово не употребляем.
Одного из лучших прототипов того, что есть аскет и аскетизм мы видим в лице святого Предтечи и Крестителя Иоанна, который, как мы все из Евангелия знаем, жил в пустыне, носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный, питался акридами – т.е. саранчей – и диким мёдом. Таким растрёпанным пустынником и аскетом мы его изображаем на иконах.
А как его изображают, значит и видят, западные христиане ? Возьмём крупнейшую фигуру итальянского Ренессанса, Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи, автора знаменитейшей Мона-Лизы Джоконды.
В Лувре имеется также его другой шедевр – изображение Иоанна Крестителя. Охотно согласимся, что с художественной точки зрения это настоящий шедевр, но с церковной точки зрения это настоящее кощунство. Полное умопомрачение. Эти кудрявые волосики, нежная улыбка, пухленькое розовенькое тело, эта изнеженность, чуть ли не женственность… Это, извините за выражение, изображение какого-то гермафродита, а не аскета-пустынника, никак не Иоанна Крестителя!
Приглашаем всех разыскать в энциклопедии или в интернете эту известную картину. На этом примере можно понять, каким духовным извращением явилось всеми восхваляемое западное Возрождение. Именно тут видно, как западный Человеко-Бог узурпировал место христианского Бого-Человека.
Мы вспомнили это по поводу нового Папы, вернее по поводу того, как его характеризуют в цитируемой биографии, как человека, придерживающегося аскетизма первых христиан, и зададим себе вопрос: какое понятие имеют эти биографы об аскетизме первых христиан и что под этим понимают?
Не хотим быть фарисеями и усматривать щепку в чужом глазу и не видеть бревна в собственном, но сегодня по прямой трансляции видели интервью французского кардинала Рикара, архиепископа города Бордо, рассказывающего как, после появления в окне перед ликующей двухсоттысячной публикой Папа Франциск со всеми кардиналами отправился на праздничный ужин.
Напомним, что выборы имели место в среду на неделе, предшествующей католической Страстной седмице. Журналистка спрашивает: "А какое было меню?" Улыбающийся кардинал охотно отвечает: "Сперва подали колбасные изделия, потом какие-то овощи, затем телятину со знаменитым итальянским игристым вином Асти Спуманти…"
Вот такой аскетический пост … Мы давно знаем, что у католиков пост фактически полностью отменён для мiрян, но не знали, что и для кардиналов и самого Папы.
Это о том, что одни и те же понятия могут иметь у нас с католиками совершенно разные значения и восприятия. Крупный католический богослов и церковный историк, в частности, специалист по вопросам восточного Христианства, отец Ив Конгар, оставил очень верное суждение о главном различии между Католичеством и Православием, которое не в разном толковании некоторых догматов, а в том, что даже то, что на вид между нами общее, одновременно на самом деле отлично, ибо по разному чувствуется и переживается.
Видно так оно и есть для аскетизма.
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
Комментарии
Оставьте комментарий