Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый. Светлой памяти Владыки Архиепископа АНТОНИЯ Женевского. К 20-летию блаженной кончины
Прямо не верится, что уже 20 лет прошло со дня кончины одного из самых последних богатырей духа Зарубежной Церкви – дорогого, незаменяемого, приснопамятного Архиепископа Антония (Бартошевича) Женевского… Трудно сказать и описать, до какой степени мы все осиротели с его уходом в лучший мiръ… Ведь в течении 36 лет был он нашим добрым, любящим и любимым пастырем и архипастырем.
Вот каким исполином предстоял он в самый день 35-летия архиерейской хиротонии, на свв. Жен Мvроносиц 1992 г., всего за каких-то 16 месяцев до кончины
Девяностые годы ознаменовались кончиной целой плеяды святителей, с уходом которых наша Зарубежная Церковь стала уже не совсем той, прежней Зарубежной Церковью. Лос-Анжелосский Архиепископ Антоний (Синкевич) умер в возрасте 93 лет в 1996 году, Сан-Францисский Архиепископ Антоний (Медведев), в возрасте 92 лет в 2000 году, Епископ Григорий (Граббе) в возрасте 93 лет в 1995 году. Добавим Сиднейского Архиепископа Павла (Павлова), преждевременно скончавшегося в 1995 году в возрасте 68 лет. Хоть и на поколение моложе, это был стойкий Архиерей, и он-то уж никогда не предал бы своего Авву и духовного отца Митрополита Виталия.
Иными словами, в девяностых годах ушло последнее поколение учеников Блаженнейшего Митрополита Антония, Основоположника Русской Зарубежной Церкви и бывшего первого кандидата на патриарший Всероссийский престол.
Из плеяды маститых Зарубежных Архиереев лишь один, приснопамятный Митрополит Виталий, пережил своих сверстников на десяток лет и закончил свой земной путь в XXI-ом веке на 97-ом году жизни.
В этом и есть ключ к пониманию, почему и как мог произойти такой переворот в судьбе Зарубежной Церкви: не было больше той "старой гвардии", в присутствии которой позор, когда нео-Зарубежные епископы ополчились, как коршуны, на старца Митрополита, никогда не мог бы случиться. Прославление св. Иоанна Шанхайского чудотворца в 1994 году вероятно может считаться последним смотром исторической Зарубежной Церкви и вообще Белой Эмиграции. Был снят хороший документальный фильм о прославлении, который сегодня смотришь с большой ностальгией … После этой даты всё стало идти вкось и вкривь.
Но вернёмся к Архиепископу Антонию Женевскому. До сих пор о нём пестрят глупейшие статьи несомненно глупых людей, изощряющихся в попытках представить его каким-то либералом, экуменистом и, конечно, "духовным отцом" и проводником идеи слияния с МП. Для тех, кто знал Владыку, такие о нём характеристики не только естественно неверны, они возмутительны и оскорбительны. И в самую первую очередь они свидетельствуют об узости мышления тех, кто их изрекает. На самом деле, Владыка Антоний был, вероятно, одним из самых выдающихся Зарубежных Архиереев, самый верный и талантливый ученик Бл. Митрополита Антония (Храповицкого), который в свою очередь был поистине вселенским Архиереем, признанный таковым во всей Православной Церкви. Правда, и на него всякие моськи время от времени пытаются тявкать, но следует ли на это обращать внимание.
Зарубежное мышление и мiровоззрение чуждо всякой узости, оно дышит обоими лёгкими, оно прочно стоит на своей почве, что даёт ему возможность спокойно смотреть на окружающий мiръ и продвигаться уверенной стопой. Таким и был наш покойный Владыка Антоний. Таким мы его знали и любили. Оттого так хорошо, спокойно и уютно было жить под его омофором. То, что ничего не понимающие люди клеймили проявлением либерализма, на самом деле была перенятая им от Митрополита Антония сострадательная любовь. Он именно любил людей, он жалел людей, становился на их место. Он понимал, что Промыслом Божиим мы поставлены жить в свободном мiре и свобода дарована нам не для того, чтобы забрасывать камнями тех, кто лишён этой свободы и поступает не как следовало бы. Поэтому радовался он каждому проявлению свободомыслия в советской России, каждому ростку тяги к церковной свободе. Поэтому так приветствовал, поддерживал, помогал он всем церковным т.н. инакомыслящим, что потом ставилось ему в упрёк. И никогда не жалел он своего расположения к ним даже в таких случаях, как когда отец Димитрий Дудко, под невыносимым натиском безбожной власти, сдал свои прежние исповеднические позиции и окончательно отрёкся от них. В отличие от многих, Владыка Антоний его не упрекал, он его жалел и понимал, зная человеческую слабость. Он, именно не на словах, а на деле, проявлял сострадательную любовь к павшим. Не всем дано понять такую нравственную высоту – куда проще стать в позу и разоблачать павшего брата!
Эту любовь он проявлял ко всем. Прежде всего к своему духовенству. «Мои батюшки и мои диакона – мои самые близкие сотрудники. Без них я ничего не мог бы делать». Какое смирение и величие в таких словах! На самом-то деле это мы, без него, ничего не можем делать, что вдоволь показали в эти последние годы, разбив на враждующие между собой части унаследованную крепкую и единую епархиальную семью… Когда, после блаженной кончины святителя Филарета были выборы нового Первоиерарха, известно, что он дважды, на первом и на втором туре, получил одинаковое число голосов с Владыкой Виталием и что пришлось ему даже "шантажировать" некоторых Архиереев, чтобы за него не голосовали! Он просто не мог себе представить переехать в Америку и бросить свою Епархию. Западно-Европейская Епархия была его родной семьёй в прямом смысле слова. И, что самое теперь грустное думать, мы все жили вокруг него одной дружной семьёй ...
Любил он своё духовенство и любил он свою паству. Любил особенно молодёжь, детей. Для них готов был всё делать, всё отдать, в надежде всадить в них на всю жизнь добрые семена любви к Церкви Православной и к России, в надежде, что семена дадут плод. И сколько молодых людей, в основном благодаря ему, приняли сан …
А каким даром слова он был наделён! Это был не риторический талант, а пламенные, воспаляющие души проповеди. Каждый год, если не вся Епархия то большое количество духовенства собиралось 4/17 июля в переполненный храм отца Веньямина Жукова под Парижем на праздник святого Царя-Мученика и надо было слышать, с каким горением говорил Владыка о мученическом подвиге Царской Семьи. Этот проповеднический дар, как и особо торжественное, величественное служение перенял он также от своего Аввы. Люди, знавшие Бл. Митрополита Антония говорили более молодым, не заставшим его, что могут смотреть, как служит наш Владыка Антоний, чтобы иметь представление о том, как служил Митрополит Антоний. В этом служении не было ничего фальшивого, ничего неестественного, деланного, театрального – лилось оно естественно с величием и красотой, приличествующими БОГОслужению. Нельзя забыть красоту проводимых им служб с протодиаконом Петром Фигурек в его Крестовоздвиженском соборе в Женеве с безподобным, особой малиновой тональностью, женевским хором семьи Дьяковых. Остаётся только повторить слова посланников св. равноапостольного князя Владимiра, свидетельствующих ему о пережитом в соборе святой Софии в Константинополе: «Не ведали, на небе ли мы были или на земле: ибо нет на земле такого великолепия и такой красоты, и не знаем, как ее выразить. Только то и ведаем, что там Бог с людьми пребывает, и служба их лучше всех стран». Но всё это ушло в прошлое и живёт теперь только в наших воспоминаниях…
Эту силу слова и преданность Зарубежной Церкви можно ещё прочувствовать в этом историческом, хоть и кратком, приветственном слове, сказанном им от имени всего Епископата в день настолования Митрополита Виталия: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой наш Первосвятитель, Богом нам данный, жребием указанный и молитвами Матери Божией избранный. Мой долг приветствовать Тебя от имени нашего епископата. Ты сам, Владыко святый, должен был заметить, как после смерти блаженнопочившаго святителя нашего Митрополита Филарета епископат как бы возродился, почувствовал новыя силы, уверенность в своих действиях и объединился вокруг Тебя. Ты сразу заслужил полное доверие наше, не только доверие, но и любовь, и молитвы. Отныне мы будем следовать за Тобой на путях Твоего труднаго служения Церкви. Христос Спаситель просил Отца Своего: «Да будут все едино!» – и это единство нашего епископата есть та сила Зарубежной Церкви, которую никто и ничто не может сломить».
Горько сегодня читать воодушевлённые слова Владыки Антония о доверии, любви, единстве, адресованные от имени всех Архиереев, среди которых несколько лет спустя большинство предадут «Богоданного нам» Митрополита. Особо горько звучат последние слова приветствия… Но что касается самого Владыки Антония, то, как его первый Заместитель, оставался он ему в безупречной лояльности и верности до самого конца.
Мы уже писали, что пока эта замечательная двоица была во главе Зарубежной Церкви, то она являла собой именно ту силу, которую никто не может сломить. Все поползновения, в частности Владык Марка и Лавра, к изменению курса Церкви выявились только после кончины Архиепископа Антония. При авторитете, которым он обладал среди епископата, никто не посмел бы изуродовать лицо Зарубежной Церкви, как это было потом сделано. В этом отношении его лебединой песнью было историческое заседание расширенного архиерейского Сvнода в феврале 1993 г. за два месяца до того, как обнаружился вскоре унесший его запущенный рак, когда его авторитетом была пресечена провокация, устроенная от. Виктором Потаповым. Безвольный Вл. Иларион был послан возглавлять пресс-конференцию в редакцию журнала "Огонёк" и тут, перед космополитской публикой, были принесены извинения Русской Зарубежной Церкви… Вл. Иларион получил выговор за то, что не сумел защитить достоинство Церкви и даже участвовал в её дискредитации, а от. Потапову было строго запрещено вновь ездить в Россию и выступать там от имени Церкви и строгий выговор был ему сделан за то, что умышленно ввёл в заблуждение Архиерейский Сvнод. После Владыки Антония уже не было той нравственной силы, способной остановить деструктивные внутрицерковные силы...
Итак, вот уже двадцать лет, как его не стало. Полон жизни и энергии был он отнят от нас в возрасте 83 лет. Преклоняемся перед волей Божией. Смирение, мужество и терпение, с которыми он перенёс жуткую болезнь, тоже были поучением. Помнится случай в госпитале. Владыку на коляске везут, безпомощного, на какое-то исследование. Сиделка видит его и говорит: «Приходится страдать, монсиньор». А Владыка ей в ответ: «А разве Господь наш Иисус Христос за нас не страдал?»
Приснопамятный Владыка Антоний скончался в день празднования Леснинской чудотворной иконы, празднуемый в том году 2/3 октября. Поскольку её день совпадает с Воздвижением Креста, престольный праздник женевского собора, то праздник иконы и Монастыря переносится на первое следующее воскресенье. Это была первая служба в архиерейском сане, Владыки Серафима. В конце всенощной узнали грустную весть, и тут же в горячо им любимом Леснинском монастыре, который он нам завещал никогда не забывать, была отслужена первая панихида о упокоении его души. Вечная память!
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий